Учебная программа факультативных занятий для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения




Скачать 308.37 Kb.
НазваниеУчебная программа факультативных занятий для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения
Дата публикации18.10.2014
Размер308.37 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > География > Программа
Евразия — материк контрастов
Учебная программа

факультативных занятий для учащихся

9 класса общеобразовательных учреждений

с белорусским и русским языками обучения

Пояснительная записка

Курс факультативных занятий «Евразия — материк контрастов» предназначен для изучения материала по физической, экономической и социальной географии самого большого материка планеты. Главной особенностью материка Евразия является разнообразие как природы, так и населяющих её территорию народов, их образа и уровня жизни, а также способов и форм ведения хозяйственной деятельности.

Содержание факультативных занятий основывается на содержании курса базового, отражённого в учебном пособии по географии материков и стран для 9-го класса. Однако, если в базовом курсе учащимся предоставляется информация о главнейших особенностях природного комплекса материка и закономерностях его формирования и приводится комплексная характеристика природы и хозяйства наиболее крупных или ключевых регионов и стран, то материал, включённый в факультативный курс, формирует более полное и глубокое представление об особенностях отдельных компонентов природного комплекса, механизмах их взаимодействия, особенностях хозяйственной деятельности и социальной устроенности отдельных стран, при этом выявляются их специфика и географические закономерности. Таким образом, в комплексе — при сочетании преподавания на базовом и факультативном уровнях — решается главная задача предмета «География материков и стран»: показать особенности и выявить закономерности природы и ведения хозяйства населением, сформировавшимся как социум в различных природных и исторических условиях. Материк Евразия представляет собой уникальные возможности для характеристики контрастности современного мира, понимания неповторимости и уникальности природных и общественных явлений, формирующихся и развивающихся в пределах одной территории.

Цель факультативных занятий — углубление знаний о многообразии природы, населения и хозяйственной деятельности людей на материке Евразия и географических причинах такого многообразия.

Достижение поставленной цели реализуется посредством решения следующих задач:

сформировать у учащихся на примере конкретных стран и регионов понимание уникальности и неповторимости природы, населения и хозяйства отдельных территорий;

сформировать у учащихся умение использовать метод сравнения и сопоставления географических объектов для определения у них черт сходства и различия;

научить учащихся формулировать выводы о географической обусловленности природных, экономических и социальных различий на территории отдельных стран и регионов.

Факультативный курс рассчитан на 35 часов.

Структура факультативного курса аналогична структуре курса базового: он включает 4 темы, на изучение их отводится такое же количество часов, как и при изучении этих тем на базовом уровне. Это позволяет, работая с классом на базовом уровне, параллельно использовать полученные знания при поведении факультативных занятий.

Рекомендуются более разнообразные формы и методы проведения, факультативных занятиях ориентированные преимущественно на развитие познавательной и исследовательской деятельности учащихся. Среди них: урок-дискуссия, урок-анализ, проблемный урок, практические работы, моделирование географических процессов, подготовка и защита реферативных сообщений.
Содержание
Раздел 1. Евразия. Общий обзор (12 ч)
Тема 1. Какое значение для природного комплекса Евразии имеет её географическое положение? (1 ч)

Особенности географического положения Евразии. Анализ и оценка географического положения. Проявление особенностей географического положения в разнообразии природных условий.

Способы деятельности: работа с картами атласа, выполнение заданий на контурной карте, работа в микрогруппах.
Тема 2. Каково влияние на природу Евразии окружающих её океанов? (1 ч)

Комплексная физико-географическая характеристика океанов. Сравнительная характеристика океанов, выделение их главнейших климатообразующих особенностей. Особенности береговой линии как фактор, влияющий на климат побережий. Влияние океанических акваторий на климат через западный перенос, пассаты, муссоны. Региональное проявление влияния океанов.

Практическая работа: сравнение влияния на климат материка акваторий Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого и Тихого океанов.
Тема 3. Важнейшие исследователи Евразии: их путешествия и открытия (1 ч)

Размеры материка и многообразие природных условий как фактор, определивший историю географического исследования. Гео-
графические знания древних китайцев, индийцев, шумеров. Античный период: достижения древних греков, римлян. Норманны, маршруты их плаваний, географические открытия. Путешествия Марко Поло, Афанасия Никитина. Эпоха Великих географических открытий. Поход Ермака. Поиски Северо-Западного прохода. Великая Северная экспедиция. Путешествия и открытия Пржевальского, Потанина, Обручева. Современные географические исследования и открытия.

Способы деятельности: подготовка сообщений, рефератов, дискуссия, работа с картами атласов и контурными картами.
Тема 4. Геологическая история Евразии: гипотезы и факты (1 ч)

Древние праматерики Пангея, Гондвана, Лавразия. Эпохи тектогенеза. Геологические события докембрия, палеозоя, мезозоя, кайнозоя: динамика платформенных блоков, литосферных плит. Этапы формирования массива материка. Древние платформы и геосинклинальные пояса разных эпох тектогенеза, их место в современном составе материка. Теории и взгляды на геологическую историю.

Практическая работа: тектоническая и геологическая мозаика Евразии.
Тема 5. Полезные ископаемые Евразии: как они образовывались и в чём закономерности их распространения? (1 ч)

Условия формирования рудных и нерудных полезных ископаемых. Происхождение каменного угля, нефти, горючих сланцев. События геологической истории как процесс образования полезных ископаемых. Геологическая приуроченность месторождений. Крупнейшие месторождения важнейших полезных ископаемых. Географические закономерности размещения полезных ископаемых.

Практическая работа: геологическая приуроченность месторождений полезных ископаемых.
Тема 6. Почему климат Евразии так разнообразен? (1 ч)

Географическое положение и размеры Евразии как климатообразующий фактор. Проявление зональных циркуляций в условиях материка. Закономерности изменения климатических показателей по широте и внутри континента. Роль характера поверхности. Особенности распределения климатических показателей на равнинах и в горах. Влияние неровностей на динамику воздушных потоков и распределение климатических элементов. Типы климата, закономерности смены климатических условий в разных направлениях.

Способы деятельности: работа с картами атласа, анализ климатодиаграмм, заочное путешествие, дискуссия.
Тема 7. Почему в Евразии многолетняя мерзлота распространена шире, чем ледники? (1 ч)

Условия образования ледников. Закономерности их распространения на материке. Причины и география многолетней мерзлоты. Географическое положение и размеры материка как факторы, определяющие оледенение и распространение многолетней мерзлоты. Крупнейшие горные ледники. Современная и реликтовая многолетняя мерзлота. Рельефообразующая роль горных ледников и многолетней мерзлоты; формы рельефа.

Способы деятельности: подготовка рефератов, работа с картами атласов, диспут.

Тема 8. Вертикальная поясность в горах Евразиизакономерности и особенности (Альпы, Урал, Кавказ, Тибет, Гималаи) (1 ч)

Зависимость растительности от климата. Причины и закономерности смены растительности. Географическое положение гор, ориентировка хребтов, расчленённость рельефа, абсолютная высота как факторы, обуславливающие набор и распространение поясов. Анализ вертикальной поясности растительности разных горных систем.

Практическая работа: сравнительный анализ вертикальной поясности в различных горных системах Евразии.
Тема 9. Демографические контрасты Евразии (анализ половозрастных пирамид) (1 ч)

Евразия — самый населённый материк в мире. Демографические различия стран материка. Особенности воспроизводства населения в разных странах и среди разных народов. Половозрастная пирамида — демографическое лицо страны.

Практическая работа: анализ половозрастных пирамид европейской (Германия) и азиатской (Индия) сраны.
Тема 10. Населённые пункты Евразии: место и образ жизни людей (1 ч)

Многообразие сельских и городских поселений Евразии. Влияние природных факторов на форму жилища человека и особенности размещения сельских поселений. Многоликие города Евразии: особенности расположения и планировки. Отражение сельских традиций в облике городов. Наиболее урбанизированные и самые аграрные страны Евразии.

Способы деятельности: анализ литературных источников, написание и защита рефератов, заочное путешествие, работа с картами атласа.
Тема 11. Европейские и азиатские монархии; дань истории и новые реалии (1 ч)

Почему в наше время сохранились монархии? Где больше монархий: в Европе или Азии? В чём их отличие? Монархия и демократия — совместимы ли эти понятия? Эволюция европейских и азиатских монархий. Монархии и религия. Современный облик европейской (Швеция) и азиатской (Саудовская Аравия) монархий.

Способы деятельности: деловая игра, подготовка рефератов, работа с политической картой.

Тема 12. Аграрная, индустриальная и постиндустриальная Евразия (1 ч)

Хозяйственные контрасты Евразии: различия в уровнях экономического развития и типах экономик, их причины. Аграрные экономики Азии: потребительское и товарное хозяйство. Индустриальные страны Европы и Азии: общие черты и различия. Постиндустриальная Европа.

Практическая работа: сравнение отраслевой структуры хозяйства европейской (Франция) и азиатской (Индонезия) страны.
Раздел 2. Европа (4 ч)
Тема 13. Альтернативная энергетика Германии: предпосылки и перспективы развития (1 ч)

Альтернативная энергетика — дань моде или необходимость. Что включает в себя альтернативная энергетика. Причины развития альтернативной энергетики. Альтернативная энергетика Германии — путь к энергетической и экологической безопасности. Особенности развития в Германии био-, ветроэнергетики, мини-ГЭС.

Способы деятельности: подготовка мини-сообщений, диспут, деловая игра.
Тема 14. Роль океанов и морских акваторий в истории страны: на примере Великобритании и Франции (1 ч)

Возможные пути и направления хозяйственного использования ресурсов морей и океанов. Приморская страна и морская держава: в чём различие этих понятий. Сравнение приморского положения Франции и Великобритании. Внешняя торговля и Мировой океан. Особенности использования Францией и Великобританией биологических ресурсов морей и океанов, ресурсов шельфовой зоны, рекреационных ресурсов.

Способы деятельности: работа с картами, работа в мини-группах, дискуссия.
Тема 15. Ледниковый рельеф Северной Европы (1 ч)

Покровное оледенение, условия и причины его образования. Географическое распространение четвертичного покровного оледенения в Евразии. Особенности его динамики. Движение ледника. Отступание ледника. Работа ледника и его талых вод по формированию рельефа. Экзарационные и аккумулятивные ледниковые формы. Закономерности распределения ледниковых форм по территории. Ледниковые формы рельефа на территории Северной Европы. Горная и равнинная Фенноскандия — геоморфологические особенности.

Способы деятельности: конспектирование материала, работа с карточками-заданиями, опознавание объекта по описанию.
Тема 16. Природные условия Южной Европыкакую роль они сыграли в развитии цивилизаций Средиземноморья? (1 ч)

Географическое положение Южной Европы в западном секторе субтропического пояса как фактор благоприятности природных условий для жизни людей. Характеристика природных условий региона. Оценка приморского положения региона. Расположение региона на пересечении транспортных коридоров как фактор развития цивилизаций древнего и современного Средиземноморья. Экологические проблемы региона.

Способы деятельности: выступление с докладами.
Раздел 3. Азия (5 ч)
Тема 17. Япония в мировом хозяйстве: экономика без границ (1 ч)

Масштабы и география внешнеэкономических связей Японии. Внешняя торговля Японии: особенности товарной структуры экспорта и импорта и их причины. Всегда ли отсутствие сырья является недостатком? От торговли товарами к экспорту капитала. Япония и соседние государства: история отношений и их современные реалии.

Практическая работа: анализ товарной структуры и географии внешней торговли Японии.
Тема 18. Китай: территория природных контрастов (1 ч)

Особенности природы Тибета, Лессового плато, Сычуаньской котловины, Великой Китайской равнины; рек Хуанхэ, Янцзы. Своеобразие почвенного покрова, растительности и животного мира страны. Факторы, обусловившие своеобразие компонентов природы: происхождение рельефа, муссон. Оценка географического расположения территории в пределах широтных поясов и на юго-восточной окраине материка. Роль рельефа в формировании природных контрастов территории.

Способы деятельности: работа с картами, подготовка мультимедийных презентаций.

Тема 19. Индиястрана 100 чудес природы (1 ч)

Природные особенности плато Декан, Западные Гаты, Восточные Гаты, долина Инда, пустыня Тар, Пенджаб, долина Ганга, Бенгалия, о. Шри-Ланка, Гималаи. Растительность, почвы и животный мир пустынь, саванн и джунглей Индостана. Оледенение и вертикальная поясность Гималаев. Оценка роли географического положения и устройства поверхности региона в своеобразии его природы. Экологические проблемы территории.

Способы деятельности: работа с картами, подготовка мультимедийных презентаций.
Тема 20. Казахстан и государства Центральной Азии: на рубеже культур и традиций (1 ч)

Роль особенностей политико-географического и экономико-географического положения в хозяйственном развитии Казахстана и государств Центральной Азии, транзитное значение их территорий. Значение для социально-экономического развития стран региона их соседства с ключевыми странами материка: Россией, Китаем, Индией.

Практическая работа: сравнительная характеристика географического положения двух стран региона (на выбор учителя).
Тема 21. Кавказский сепаратизм: его истоки и пути решения проблем (1 ч)

Представление о сущности и истоках сепаратизма. Этническая и религиозная неоднородность государств Закавказья. Самопровозглашённые республики на Кавказе: причины образования и возможные пути решения возникших проблем.

Способы деятельности: конспектирование материала, работа с картами атласа, подготовка сообщений, дискуссия.
Раздел 4. Страны Белорусского

порубежья (11 ч)
Тема 22. Польша и её соседи: страна между Востоком и Западом (1 ч)

Влияние особенностей соседского положения на социальное и экономическое развитие страны. Роль соседних государств в современной жизни Польши. Особенности отношений с крупнейшими соседями — Германией, Беларусью, Украиной. Приграничные территории. Белорусская диаспора в Польше.

Способы деятельности: подготовка рефератов, мультимедийных презентаций, работа с картой.

Тема 23. Балтия: задумчивая природа (1 ч)

Оценка географического положения как фактора, определяющего природный комплекс. Значение окраинного положения на северо-западе Евразии и равнинного рельефа. Роль акватории Балтийского моря, гор Скандинавского полуострова в особенностях атмосферной циркуляции и проявлениях действия климатообразующих процессов. Своеобразие природного комплекса: ледниковый и морской рельеф, морской умеренный климат, почвенный и растительный покров. Ландшафты.

Способы деятельности: подготовка и представление сообщений, работа с картой, дискуссия.
Тема 24. Днепр: природная, историческая, хозяйственная ось Украины (1 ч)

Роль рек в жизни народов и государств. Днепр — крупнейшая река Украины, её значение в промышленном развитии страны. Крупнейшие промышленные центры на Днепре и особенности их хозяйственной специализации. Историко-географическая роль Днепра: левобережная и правобережная Украина.

Практическая работа: определение хозяйственной специализации крупнейших промышленных центров на Днепре.
Тема 25. Россия: равнины (1 ч)

Крупнейшие равнины — Восточно-Европейская, Прикаспийская, Прикубанская, Западно-Сибирская, Северо-Сибирская, Вилюйская, Колымская: особенности их природных комплексов. Полезные ископаемые. Различия равнин, их причины. Экологические проблемы равнин.

Способы деятельности: конспектирование материала, анализ карты полезных ископаемых.
Тема 26. Россия: горы (1 ч)

Горные системы Кавказ, Урал, Алтай, Восточный Саян, горы Бырранга, Становое нагорье, Верхоянский хребет, горы Камчатки, Сихотэ-Алинь — происхождение, особенности рельефа, климата, растительности, животного мира. Полезные ископаемые. Причины различия природных комплексов горных стран.

Практическая работа: описание природного комплекса горной системы (работа в мини-группах).

Тема 27. «Малые» народы России: особенности духовной и материальной культуры (1 ч)

Суть понятия «малые народы». Основные «малые народы» на территории России, история их вхождения в состав России и взаимоотношений с русским этносом. Особенности материальной и духовной культуры отдельных малых народов и их взаимосвязь.

Способы деятельности: работа с картами атласа, подготовка и защита рефератов.
Тема 28. Природный фактор в развитии хозяйства России (1 ч)

Роль природных условий и ресурсов в формировании отраслей хозяйственной специализации России. Влияние природного фактора на отраслевую специализацию промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы услуг. Отражение природного фактора в особенностях размещения отдельных отраслей хозяйства (на примере сельского хозяйства). Особенности освоения и хозяйственного развития территорий с экстремальными природными условиями.

Практическая работа: влияние природных факторов на специализацию сельского хозяйства России.
Тема 29. Индустриальная Россия: отраслевые и территориальные различия (1 ч)

Россия — крупная индустриальная страна. Особенности отраслевой структуры промышленности России, роль в ней сырьевых и инновационных отраслей. Территориальные диспропорции индустриального развития и их причины. Крупнейшие промышленные центры европейской и азиатской частей страны: общие и отличительные черты.

Способы деятельности: работа с картами атласа, построение и анализ структурных диаграмм.
Тема 30. Морское величие России: мифы и реальность (1 ч)

Морское прошлое и настоящее России. Роль различных морских акваторий в современном хозяйственном развитии страны и её внешней торговле. Крупнейшие морские порты и портовые комплексы России.

Способы деятельности: работа с картами атласа, подготовка и представление устных сообщений, дискуссия.

Тема 31. Внешнеэкономические связи России: товарная структура и география (1 ч)

Россия — страна с открытой экономикой. Основные виды внешнеэкономических связей России. Особенности товарной структуры внешней торговли и географии внешнеторговых отношений страны, их причины.

Практическая работа: анализ товарной структуры и географии внешней торговли России.
Тема 32. Природные комплексы европейской и азиатской частей России: почему они различаются? (1 ч)

Набор и размещение природных зон в европейской и азиатской частях России. Комплексная характеристика климата и почвенно-растительного покрова природных зон. Анализ влияния географического положения в пределах субарктического и умеренного климатических поясов, удалённости территорий от Атлантического и Тихого океанов, особенностей устройства поверхности как факторов, обуславливающих различия ПТК. Влияние Северного Ледовитого океана на природу регионов, различия в его проявлении.

Практическая работа: сравнительная характеристика природных зон европейской и азиатской частей России.
Тема 33. Экологические проблемы Евразии (1 ч)

Классификация экологических проблем. Причины возникновения. Региональность проявления экологических проблем. Глобальные экологические проблемы, пути их преодоления. Охраняемые природные территории Евразии. Меры предупреждения кризисных экологических ситуаций. Международное экологическое сотрудничество.

Способы деятельности: построение структурно-логической схемы «Экологические проблемы Евразии», написание рефератов.
Тема 34. Охрана природы: национальные и региональные программы (1 ч)

Мероприятия по охране природы, проводимые на национальном и региональном уровнях. Особенности организации природоохранной деятельности в странах с разными природными условиями и уровнями экономического развития. Основные формы международного сотрудничества в области охраны природы.

Способы деятельности: разработка и защита экологического проекта, деловая игра.

Резервное время (1 ч)
Ожидаемые результаты

Проведение факультативных занятий по курсу «Евразия — материк контрастов» будет способствовать:

1) овладению учащимися способами деятельности: подготовка рефератов и мини-сообщений, подготовка и представление мультимедийных презентаций, анализ географических карт, построение и анализ структурных диаграмм, структурно-логических схем, умение вести дискуссию, сравнивать географические объекты, определять черты их сходства и различия; составление элементарных классификаций географических объектов; конспектирование материала;

2) развитию интереса и познавательных способностей учащихся: интереса к природному своеобразию различных регионов мира и причинам, его обуславливающим, к многообразию этнического и религиозного состава современного населения, особенностям государственного устройства различных стран и межгосударственных отношений; способностей сравнивать географические объекты, определять черты их сходства и различия, анализировать причины возникновения различных географических явлений;

3) формированию представлений: о многообразии форм рельефа, климата, поверхностных вод, почвенного покрова, растительного и животного мира природных зон Евразии; о чертах сходства и различия процессов воспроизводства населения, урбанизации, политико-территориального устройства, хозяйственного развития в европейской и азиатской частях материка; об экологических проблемах на материке и особенностях их решения в различных регионах и странах;

4) формированию опыта творческой деятельности: по подготовке и написанию рефератов, разработке и защите проектов; умение работать в мини-группе, совершать заочное путешествие.

Список рекомендуемой литературы
1. Бутов, В. И. Экономическая и социальная география зарубежного мира и Российской Федерации: учеб. пособие для выпускников сред. шк., абитуриентов вузов для подготовки к экзамену по географии / В. И. Бутов. — М.; Рн/Д : МарТ, 2003. — 192 с.

2. В мире географических названий материков Северного полушария: пособие для учителей / Г. Я. Рылюк [и др.]. — Минск : Нар. асвета, 2000. — 192 с.

3. Власова, Т. В. Физическая география материков и океанов: учеб. пособие для студентов вузов / Т. В. Власова, М. А. Аршинова, Т. А. Ковалёва. — 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2007. — 640 с.

4. Все столицы мира: энциклопедический справочник / сост. И. Н. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Вече, 2006. — 592 с.

5. География материков и стран: учеб. пособие для 9 кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения с 12-летним сроком обучения / Н. В. Науменко [и др.]. — Минск : Нар. асвета, 2006. — 416 с.

6. Емельянов, А. С. 300 вопросов и ответов по странам и континентам / А. С. Емельянов. — Ярославль : Академия развития, 1997. — 220 с.

7. Киселёв, В. Н. Физическая география материков и океанов: физическая география Мирового океана и общий обзор Евразии: учеб.-метод. пособие / В. Н. Киселёв; М-во образования РБ, БГПУ. — Минск, 2009. — 140 с.

8. Максаковский, В. П. Географическая картина мира: учеб. пособие. Кн. 2: Региональная характеристика мира / В. П. Максаковский. — 3-е изд., испр. — М. : Дрофа, 2007. — 480 с.

9. Максаковский, В. П. Историческая география мира: учеб. пособие для студентов вузов / В. П. Мак-
саковский. — М. : ЭКОПРОС, 1997. — 584 с.

10. Методические разработки по курсу «Физическая география материков и океанов. Региональный обзор. Азия»: учеб.-метод. пособие / М-во образования РБ; БГПУ; авт.-сост. Н. В. Науменко. — Минск, 2002.

11. Науменко, Н. В. География для поступающих в вузы: общий обзор, материки / Н. В. Науменко, Н. Л. Стреха. — 2-е изд. — Минск : Аверсэв, 2006. — 560 с.

12. Рекорды Земли: Неживая природа / пер. со словац. — Смоленск : Русич, 1998. — 192 с.

13. Рылюк, Г. Я. Вслед за героями книг по материкам и странам: пособие для учителей / Г. Я. Рылюк. — Минск : Сэр-Вит, 2003. — 128 с.

14. Селищев, Е. Н. География для любознательных, или О чём не узнаешь на уроке / Е. Н. Селищев. — Ярославль : Академия развития, 2006. — 239 с.

15. Социально-экономическая география зарубежного мира: учеб. для студентов вузов, обучающихся по геогр. специальностям / под ред. В. В. Вольского. — 2-е изд., испр. — М. : Дрофа, 2003. — 560 с.

16. Страны мира: соврем. справ. / сост. Т. В. Горячкина, И. Г. Ярич. — М. : Дом Славянской книги, 2007. — 608 с.

17. Стреха, Н. Л. География для поступающих в вузы: страны мира / Н. Л. Стреха. — 2-е изд. — Минск : Аверсэв, 2005. — 288 с.

18. Стреха, Н. Л. Религиозный состав населения и география религий мира: учеб.-метод. пособие / М-во образования РБ; БГПУ / Н. Л. Стреха. — Минск, 2003. — 49 с.

19. Экономическая и социальная география России / под ред. А. Т. Хрущёва. — М. : Дрофа, 2001.

20. Энциклопедия чудес природы: пер. с англ. / гл. ред. Н. Ярошенко. — Лондон; Нью-Йорк; Сидней; М. : Ридерз Дайджест, 2000. — 456 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебная программа факультативных занятий для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения iconПрограмма факультативных занятий по французскому языку Зарубежная...
Республики Беларусь, а также концепции современного языкового образования и предназначена для учащихся IX классов гимназий с белорусским...

Учебная программа факультативных занятий для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения iconПрограмма факультативных занятий по английскому языку «Страноведение...
Программа факультативных занятий по страноведению Великобритании и США разработана на основе Концепции учебного предмета «Иностранный...

Учебная программа факультативных занятий для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения iconВ русской литературе XX-XXI веков
Учебная программа факультативных занятий по русской литературе общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения...

Учебная программа факультативных занятий для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения iconВ русской литературе XX-XXI веков
Учебная программа факультативных занятий по русской литературе общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения...

Учебная программа факультативных занятий для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения iconПрограмма факультативных занятий по русской литературе для общеобразовательных...
Программа факультативных занятий включает в себя шесть крупных разделов. Каждый из них делится на темы, в основу которых заложено...

Учебная программа факультативных занятий для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения iconУчебная программа факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных...
Автор Т. А. Дикун, доцент кафедры культуры речи и межкультурных коммуникаций учреждения образования «Белорусский государственный...

Учебная программа факультативных занятий для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения iconУчебная программа факультативных занятий по русской литературе для...
В это время расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт. Наиболее актуальной в этот момент является проблема самоопределения,...

Учебная программа факультативных занятий для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения iconПрограмма факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных...
При этом особая роль принадлежит слову – фундаменту языка, его смысловой и культурно-ценностной основе. В слове закреплены лучшие...

Учебная программа факультативных занятий для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения iconПрограмма факультативных занятий для учащихся 10-11 класса общеобразовательных...
Программа факультатива «Основы источниковедения» предназначена для 10-11 класса общеобразовательных учреждений

Учебная программа факультативных занятий для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения iconПрограмма факультативных занятий для VI класса
...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции