«Вводные конструкции»




Скачать 92.96 Kb.
Название «Вводные конструкции»
Дата публикации 10.10.2014
Размер 92.96 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > География > Документы
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Алымова Л.И., учитель русского языка и

литературы, II квалификационная категория

г. Абакан, МОУ «Лицей»

ТЕМА: «Вводные конструкции»

русский язык

8 класс

урок с использованием НРК

Цели:

1. Формирование умения находить в тексте вводные конструкции и определять их роль.

2. Закрепление умения расставлять знаки препинания при вводных конструкциях.

3. Повторение орфографическое и пунктуационное.

Оборудование: мультимедио, таблицы, справочный материал.

Ход урока

1 этап. Индукция

Мастер: Я приглашаю вас в творческую мастерскую. Сегодня я не учитель, а мастер, а вы – не просто подмастерья, а творцы. Поэтому ваша задача – на материале текстов, посвященных природе родного края, творчески подойти к изучению темы «Вводные конструкции». Итогом урока будет творческая работа, при написании которой вы должны использовать умения, знания и навыки, приобретенные в процессе изучения темы.

1 слайд. Вводные конструкции

2 слайд. Фотографии с изображением природы Хакасии. Музыкальное сопровождение «Музыка в гармонии и Природой»

Мастер наизусть читает стихотворение К. Бальмонта.

Быть может, вся природа –

Мозаика цветов?

Быть может, вся природа –

Различность голосов?

Быть может, вся природа –

Лишь числа и черты?

Быть может, вся природа –

Желанье красоты?

2 этап. Работа с материалом

Лингвистическая разминка

3 слайд. Стихотворение К. Бальмонта

-Какие слова, строчки показались вам необычными? Почему?

Задание:

1) Из представленных на экране синтаксических средств назовите те, которые придают особую выразительность авторскому тексту.

- Вам предлагается поработать в мини-группах (по 2 чел.) со справочным материалом, чтобы найти встретившиеся в тексте изобразительные средства.
4 слайд. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

- инверсия

- синтаксический параллелизм

-парцелляция

- анафора

- риторический вопрос

- вводные конструкции

Афиширование (представление результата работы). Обсуждение

3 этап. Актуализация знаний

- Что такое вводные конструкции, какова их синтаксическая роль и особенности выделения в устной и письменной речи? Ответить на эти вопросы вам поможет задание, в тексте которого вы должны восстановить пробелы.

5 слайд. Незавершенные предложения

Вводные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, которые выражают …

Членами предложения …

В устной речи выделяются …, в письменной - …

4 этап. Социализация (общее обсуждение)

Работа с таблицей

- По значению вводные конструкции делятся на смысловые группы.

6 слайд. Незаполненная таблица


Значение

Вводные слова

Примеры









- Назовите смысловые группы вводных слов.

7 слайд. Проверка 1-ой колонки – значение вводных слов

8 слайд. На следующем слайде во 2-ой колонке представлены вводные слова, не соответствующие смысловой группе 1-ой колонки

Задание: исправьте ошибки, допущенные в таблице.

9 слайд. Проверка 2-ой колонки

5 этап. Самоконструкция (индивидуальное выполнение задания учащимися)

Задание: для 3-ей колонки составьте и запишите предложения о Хакасии, выражая посредством вводных слов свое отношение и чувства к этому чудесному уголку земли.

Афиширование (представление результата работы)

- Как вы оформили на письме вводные слова в составленных предложениях?

6 этап. Социализация

10 слайд. Стихотворение К.Бальмонта

- Вернемся к стихотворению К. Бальмонта.

- К какой смысловой группе относятся вводные конструкции?

- В чем особенность их употребления в этом стихотворении?

7 этап. Игровой момент

Есть такая игра – «Подскажи словечко». В клеточках на экране зашифрованы вводные слова, попробуйте их разгадать.

11 слайд. Игра «Подскажи словечко»

1.Каким словом вы выражаете свою неуверенность?

























2.Каким словом вы пользуетесь, когда вам весело?






























3.Каким словом обозначается предположение?



























- С какой целью мы используем в своей речи вводные слова соответствующей смысловой группы?

8 этап. Самоконструкция (индивидуальное выполнение заданий)

12 слайд. Упражнение

Задание: спишите предложения, найдите вводные конструкции, укажите их значение, расставьте недостающие знаки препинания. Решите орфографические задачи.
1) Очевидно не надо искать по белу свету места, где можно встретить все дары природы.

2) Бе(с,сс)порно этим благодатным краем является Хакасия!

3) Здесь несомне(н,нн)о (не)повторимая природа, удивительный народ, таинстве(н,нн)ые памятники прошлого, уникальная культура.

4) Прямо скажем никого не оставит равнодушным земля бе(с,з)крайних степей, целебных озер, чистых рек и суровой тайги.

13 слайд. Проверка, исправление ошибок, если есть. Комментирование

14 слайд. Деловая игра «Я учитель»

Задание: найдите предложения, где неверно поставлены знаки препинания. Исправьте ошибки. Объясните, в чем ошибался ученик.

  1. Тебе моя Хакасия я песни буду петь.

  2. Легкий ветерок, бывало прикоснется к тонким стеблям цветов, чистый воздух наполнится ароматом трав.

  3. К счастью, невозможно привыкнуть.

15 слайд. Проверка – правильный вариант

- Что общего между вводными словами и обращениями?

15 слайд. Тестовое задание.

В русском языке есть такое понятие – синтаксические омонимы. Тестовое задание познакомит вас с этим понятием и научит различать синтаксическую роль омонимичных слов.

-В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Небо (1) казалось (2) бесконечно синим океаном. Вода в реке (3) казалось (4) была прозрачная словно слеза.

1) 1,2; 2) 1,2,3,4; 3) 3,4; 4) 1,3

16 слайд. Проверка – правильный вариант

- Объясните свой выбор.

- Что такое синтаксические омонимы?

9 этап. Социоконструкция (участники мастерской, обсудив результаты самостоятельной работы (в группе из 2 человек), должны систематизировать причины, выделить главную и оформить результаты работ)

17 слайд. Незаполненная таблица – «Синтаксические омонимы»

Задание: составьте опорный материал, который поможет отличить вводное слово от члена предложения. (Распечатки с таблицей). Заполните таблицу, вписывая краткие ответы на вопросы. Для этого сравните два предложения, обращая внимание на выделенные фрагменты.


Вопросы

Итак молчит гора в ответ,

Молчит угрюмый край.

И так хотелось жить,

Чтоб звука не роняя,

Тебя любить, обнять

И плакать над тобой.

1.Можно ли задать вопрос к выделенному фрагменту?








2.Связан ли выделенный фрагмент грамматически с предложением?








3.Какова функция выделенного фрагмента в данном предложении?









18 слайд. Проверка – правильный вариант.

- Опорный материал какой группы соответствует опорному материалу, представленному на экране?

Представитель той группы, которая справилась с заданием (или представитель одной из групп, по желанию, если все справились), используя опорный материал, расскажет об отличительных особенностях вводных слов и членов предложения.

10 этап. Самоконструкция. Творческая работа.

19 слайд. Изображение кургана среди необъятных степных просторов Хакасии.

Слово мастера: Курганы! Куда бы вы ни поехали по степным дорогам Хакасии, везде их встретите. Возникновение курганов связано с древним обрядом погребения. Курганы предназначались для захоронения предводителей и прославленных воинов.

О чем задумался курган? Быть может, о делах давно минувших дней, а может, о настоящем или скором будущем?

Задание: учитывая свои способности и желание, напишите мини-сочинение или небольшое стихотворение на тему: «О чем задумался курган» (а может быть, вы подберете свое название), используя вводные конструкции, с помощью которых можно выразить разную степень уверенности или неуверенности, источник сообщения и другие значения вводных слов.

Социализация.

Чтение работ (по желанию).

Если возникают вопросы к автору, они сразу же задаются.

Самооценка (доволен ли своей работой, что бы хотел изменить после прочтения вслух своей работы, после прослушивания работ других учеников)

Рефлексия.

Финал урока:

- Какой этап урока был самым интересным?

- Какой этап урока вызвал душевный подъем, вдохновение?

- Какое задание было самое трудное? - Чем обогатила вас сегодняшняя мастерская?
- Какое задание было самое интересное?

- Что пожелаете для следующих мастерских?

20 слайд. Домашнее задание.

Написать сочинение «Моя Хакасия».

Объем – не менее 150 слов. Оцениваться сочинение будет по следующим критериям:

- логичность;

- последовательность, связность изложения;

- точность и выразительность речи;

- уместное использование вводных конструкций;

- авторская позиция;

- грамотность.

Справочный материал

Синтаксические средства:
Инверсия (лат. inversio – перевертывание, перестановка) – расположение слов в предложении в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики, т.е. обратный порядок слов:

Роняет лес багряный свой убор…(инверсия главных членов предложения: роняет лес и второстепенных: багряный свой).

Использование инверсии позволяет усилить смысловое значение инверсированных членов предложения. Так в предложении Роняет лес багряный свой убор (А. Пушкин) инверсия позволяет усилить смысл главных членов предложения и прилагательного-определения багряный (сравните прямой порядок слов: Лес роняет свой багряный убор).

Особенно часто инверсия встречается в поэтической речи, где она не только подчиняется ритму стиха и выполняет указанные выше функции, но и служит средством создания напевности, мелодичности, торжественности.
Синтаксический параллелизм – это такое построение, при котором все предложения, входящие в данный отрезок текста, строятся по одной и той же синтаксической схеме. Например: обстоятельство места – сказуемое – подлежащее. Тогда каждое слово первого предложения оказывается связанным с соответствующим ему месту словом других предложений:
Но в камине дозвенели

Угольки.

За окошком догорели

Огоньки.

И на вьюжном море тонут

Корабли.

И над южным морем стонут

Журавли.

(А. Блок.)
Парцелляция (расчленение конструкции) – выделение из предложения какого-либо члена, чаще всего второстепенного, и оформление его (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения. Делается это для того, чтобы подчеркнуть значение этого члена предложения и таким образом усилить выразительность всего текста:



Во всём мне хочется дойти до самой сути.

В работе. В поисках пути. В сердечной смуте.

(Б. Пастернак.)



Анафора (единоначатие) – изобразительный прием, который заключается в повторении одних и тех же звуков, слов или словосочетаний в начале нескольких стихов (стихотворных строк):

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж с плеча!

(А.К.Толстой.)

Риторический вопрос – такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. В грамматике риторический вопрос определяется как предложение, вопросительное по форме, но заключающее в себе не вопрос, а сообщение. В художественной словесности может сохранять вопросительное значение, но задается он не с целью дать или получить на него ответ. То есть риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность:

Сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя. Но всякий ли интересный рассказ является сказкой?


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Вводные конструкции» icon Содержание 2 введение 3
Снижение интенсивности движения, улучшение конструкции дорог и регламентирование землепользования 7
«Вводные конструкции» icon Как вербуют в фсб вводные положения
Ясно, что чем выше уровень своего человека в разрабатываемой группе, тем шире у него возможности, и тем большую ценность он представляет...
«Вводные конструкции» icon Название курса
Произведение открывает курс изучения древнерусской литературы в 9 классе. Урокам по «Слову» предшествуют вводные уроки об особенностях,...
«Вводные конструкции» icon Вводные замечания
Попытка определить значение сексуальности в трудах Зигмунда Фрейда наталкивается на ряд трудностей, которые можно лишь указать, но...
«Вводные конструкции» icon Радиолюбительские конструкции
Берг А. И., Борисов В. Г., Бурдейный Ф. И., Бурлянд В. А., Ванеев В. И., Геништа Е. Н., Жеребцов И. П., Канаева А. М., Корольков...
«Вводные конструкции» icon Техническое задание на поставку транспортных средств (далее тс), Наименование параметра
Свободнонесущий, модульной конструкции, днище кузова собранно на усиливающей раме, задняя поперечина усилена для улучшения защиты...
«Вводные конструкции» icon Техническое задание на поставку транспортных средств (далее тс), Наименование параметра
Свободнонесущий, модульной конструкции, днище кузова собранно на усиливающей раме, задняя поперечина усилена для улучшения защиты...
«Вводные конструкции» icon Разработка методики моделирования динамики груза при аварии вертолета
Заданные нагрузки соответствуют случаю аварийного соударения вертолета с жесткой преградой (рис. 1). Поставленная задача соответствует...
«Вводные конструкции» icon Отчет о научно-исследовательской и опытно конструкторской работе...
Разработка методики тарировки датчиков, предназначенных для определения основных силовых факторов в сечениях крыла
«Вводные конструкции» icon Фоновые таксисные конструкции в якутском языке
Невалентностные тк реализуются в временных полипредикативных конструкциях [1; 2], валентностные – в объектных, фоновые – в предикативных,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции