Скачать 55.83 Kb.
|
Урок-мастерская построения знаний и творческого письма по пьесе А.П. Чехова "Вишнёвый сад" Цель урока: Проанализировать художественную природу главного образа пьесы – вишневого сада; совершенствовать навыки творческого письма; Формировать личностные (самоопределение, нравственно – этическое оценивание), познавательные (логические), коммуникативные УУД; Духовно – нравственное воспитание учащихся. Оборудование: портрет А.П.Чехова, интерактивная доска, тесты, тексты пьесы «Вишневый сад». ХОД УРОКА. Учитель: Добрый день, ребята, приветствуем в нашем классе гостей. Мы начинаем наш урок – мастерскую построения знаний и творческого письма по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад». В течение урока нашей с вами задачей будет – проанализировать художественную природу главного образа пьесы – вишневого сада и определить его место в системе образов пьесы. Прежде, чем приступить к рассмотрению этого проблемного вопроса, предлагаю вхождение в тему следующим образом: I.Вхождение в тему: Работа с интерактивной доской: соотнести слова героев пьесы. (Проверка учащимися). Одновременно: экспресс – тест по пьесе «Вишневый сад» (работа в парах, на листочках, с последующей проверкой с интерактивной доски). II. Работа с критическими отзывами о пьесе Чехова. – Прочтите и запишите высказывание М. Горького о пьесе А.П.Чехова "Вишнёвый сад". "Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова. Всё – настроение, идеи, – если можно говорить о них,– лица, все это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зелёной тоской. А о чём тоска – не знаю". – Обращаем внимание на последние фразы. Согласны ли вы с таким восприятием пьесы? – Совпадает ли оно с вашим? – О какой тоске говорит Горький? – Читаем и записываем другие высказывания о пьесе: К.Станиславский: "Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия…я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь". М.П.Лилина, актриса: " …мне представилось, что "Вишнёвый сад" не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей" – В чем трагедия? В чем симфония? – Составьте двухчастную таблицу – работа в группах по составлению таблицы.
Обобщаем записи в таблице ( 2 учащихся от групп, листки на доску). III. Попробуйте кратко передать сюжет "Вишнёвого сада" – Как при этом выглядит пьеса? – Чем она может быть интересна? Вывод: В название «Вишневый сад» писатель внес одновременно конкретное и обобщенно- поэтическое содержание. Вишневый сад – характерная принадлежность дворянской усадьбы, но и олицетворение Родины, России, ее богатств, красоты, поэзии. Лирическое отношение Чехова к Родине, к ее природе, боль за разрушение ее красоты и богатства составляют как бы «подводное течение» пьесы. IV. Работа с ассоциациями – Абстрагируйтесь от названия пьесы Чехова. Подумайте и запишите, какие ассоциации возникают, когда вы слышите словосочетание "вишнёвый сад". Запись ассоциаций. Чтение вслух. (Пример ответа: Страна детства, беззаботной юности, влюблённости. Белые цветы как символ чистоты. Место, где можно укрыться от мира и попасть в счастье. Реальный показатель времени: осенью – печальный, зимой – сказочный, весной – волшебный, летом – алый.) V. Работа с заголовком пьесы – Можно ли соотнести ваши ассоциации с названием чеховской пьесы? Каким образом? – Что значит вишнёвый сад для героев пьесы? Работа в группах: Выпишите из текста слова, фразы, реплики разных героев комедии, которые отражали бы их отношение к вишнёвому саду. Выступление от групп. – Что роднит героев в их отношении к саду? – Что различно? (стр. 360) Вывод: Вишневый сад организует драматургическую интригу пьесы. Вокруг этого образа располагаются все персонажи. Они вступают с садом в своеобразные диалогические отношения. У каждого свой сад. Он высвечивает духовные возможности каждого из действующих лиц. VI. Место вишневого сада в системе образов пьесы – Какое место принадлежит вишнёвому саду в системе образов пьесы? – Можно ли сказать, что вишнёвый сад – центральный персонаж? Почему? – В чём его символичность? Учитель: П.Вайль, давая оценку пьесы, писал : « Истребляя всякую символичность в своих героях, Чехов перенес смысловое, метафорическое и метафизическое ударение на предмет неодушевленный – сад. Так ли уж он неодушевлен? Сад – вершинный образ чеховского творчества. Сад – символ соборности, о которой пророчествовала русская литература. Сад – обобщающий символ веры». Веры во что? (ответы детей). Итак, подведем итог: каково же место вишневого сада в системе образов пьесы? Итальянский режиссер Джорж Стреллер, ставя пьесу, писал: Сад – это сердцевина всей истории, он – главное действующее лицо». VII. Обращение к цитате З.Паперного "Раневская – сад в прошлом. Лопахин – в настоящем. Петя Трофимов – в прекрасном будущем". – Попробуйте пояснить, как вы понимаете эту цитату? Учитель: «Вся Россия – наш сад», - говорит Трофимов, стремясь изменить масштаб жизни, приспособить его к размеру своих «сверхчеловеков» будущего – он меняет «сейчас и здесь» на «потом и везде». Получается, что те, кто должен насадить завтрашний сад, вырубают сад сегодняшний. На этой ноте, полной трагической иронии, Чехов ставит точку. Изобразив человека на краю обрыва, сам он ушел в сторону. VIII. "Вопросы к Чехову" (работа в группах): – Составьте список вопросов, озаглавив его "Вопросы к Чехову". Выберите из данного списка вопросов ключевые слова, запишите их в тетради. Подчеркните 3 самых важных для вас слова. Прочитайте их вслух. IX. Стилизация – Используя данные слова, а также ваши выписки из чеховских произведений, сделанные на предыдущих уроках и сегодня, составьте небольшой текст (несколько предложений, 5–6), стилизируя его "под Чехова". Прочитайте получившиеся тексты. Созвучны ли они темам и проблемам, которые ставит Чехов в своих произведениях? Подведение итогов урока. XI. Рефлексия – Какие задания на сегодняшнем уроке вызвали интерес? Какие – удивление? Какие – нежелание выполнять? – Что было сложно? – Каков был смысл сегодняшнего занятия лично для вас? X. Домашнее задание : «Чехов и я.» Сочинение-миниатюра Ваши впечатления от творчества писателя, драматурга, просто человека. Что изменилось, и изменилось ли, в вашем первоначальном восприятии его творчества и его самого? |
План – конспект урока литературы в 9 классе б после финала (заключительный... Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, компьютерный диск бэнп «Литература», иллюстрации к пьесе А. С. Грибоедова... |
Тема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6» Сегодня мы посмотрим, как эти слова соотносятся с рассказом Чехова «Палата №6». Один из исследователей творчества А. П. Чехова, Долженков,... |
||
Урок. Цель урока Цель урока: повторить и конкретизировать знания об аминокислотах. Дать понятие о белках на основе межпредметных связей с биологией.... |
Урок №14. Цель урока Учебник: Угринович Н. Д. «Информатика и икт. Базовый уровень» п, по ктп урок №14 |
||
Урока: «Избирательное право» Цель урока Цель урока: формирование у учащихся представления о голосовании, как одной из форм участия граждан в политической жизни страны |
А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница» А. П. Чехов Рассказы. «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре», «Ионыч». «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка» |
||
Скрябина Т. Л. Русская литература на режиссерском факультете гитис О. Кудряшова, 2013, реж. К. Вытоптов), «На дне» (мастерская Е. Каменьковича, 2011), «Москва-Петушки» (мастерская Е. Каменьковича,... |
Урок по русской литературе в 9-м классе. Тема: «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» Цель урока: развивать навыки и умения анализа художественного тек-ста, творческие способности учащихся, помочь учащимся извлечь нравст-венный... |
||
Урок литературы в 9 классе Тема урока: Анна Ахматова. Слово о поэте.... Методические приёмы: рассказ учителя; анализ стихотворений; лекция с элементами беседы; применение знаний по теории литературы; постановка... |
Биотические факторы среды Тип урока: урок усвоения новых знаний с использованием технических средств обучения – мультимедийной системы |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |