Урок-мастерская построения знаний и творческого письма по пьесе А. П. Чехова "Вишнёвый сад" Цель урока




Скачать 55.83 Kb.
Название Урок-мастерская построения знаний и творческого письма по пьесе А. П. Чехова "Вишнёвый сад" Цель урока
Дата публикации 08.10.2014
Размер 55.83 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > География > Урок
Урок-мастерская построения знаний и творческого письма по пьесе А.П. Чехова "Вишнёвый сад"

Цель урока: Проанализировать художественную природу главного образа пьесы – вишневого сада; совершенствовать навыки творческого письма;

Формировать личностные (самоопределение, нравственно – этическое оценивание), познавательные (логические), коммуникативные УУД;

Духовно – нравственное воспитание учащихся.

Оборудование: портрет А.П.Чехова, интерактивная доска, тесты, тексты пьесы «Вишневый сад».

ХОД УРОКА.

Учитель: Добрый день, ребята, приветствуем в нашем классе гостей. Мы начинаем наш урок – мастерскую построения знаний и творческого письма по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».

В течение урока нашей с вами задачей будет – проанализировать художественную природу главного образа пьесы – вишневого сада и определить его место в системе образов пьесы.

Прежде, чем приступить к рассмотрению этого проблемного вопроса, предлагаю вхождение в тему следующим образом:

I.Вхождение в тему:

Работа с интерактивной доской: соотнести слова героев пьесы. (Проверка учащимися).

Одновременно: экспресс – тест по пьесе «Вишневый сад» (работа в парах, на листочках, с последующей проверкой с интерактивной доски).

II. Работа с критическими отзывами о пьесе Чехова.

– Прочтите и запишите высказывание М. Горького о пьесе А.П.Чехова "Вишнёвый сад".

"Слушая пьесу Чехова – в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового – ни слова. Всё – настроение, идеи, – если можно говорить о них,– лица, все это уже было в его пьесах. Конечно, красиво, и – разумеется – со сцены повеет на публику зелёной тоской. А о чём тоска – не знаю".

– Обращаем внимание на последние фразы. Согласны ли вы с таким восприятием пьесы?
– Совпадает ли оно с вашим?
– О какой тоске говорит Горький?
– Читаем и записываем другие высказывания о пьесе:

К.Станиславский: "Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Нет, для простого человека это трагедия…я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь".

М.П.Лилина, актриса: " …мне представилось, что "Вишнёвый сад" не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, без реальных грубостей"

– В чем трагедия? В чем симфония?
– Составьте двухчастную таблицу – работа в группах по составлению таблицы.

Трагедия

Симфония

Ответы учеников:

Трагедия человека, которому дорого своё прошлое, он не хочет с ним расставаться, он жил и привык так жить, а по-другому он пока не умеет. Трагедия перелома жизни. Старое, прошлое, дорогое, ценное, родное.

Глупость людей и их пустота,
Непонимание где красота,
Непродуманность действий,
Большой эгоизм –
Это главный человеческий “изм”.
Мы считаем, что вся вина
В том, что вишнёвый сад продала.
Если б не это – не было б бед,
И всё озарял бы вишнёвый цвет.
Умами людей управляет корысть,
И деньги, и страсть, да прочая “Кысь”


Ответы учеников:

Всё в нашей жизни движется гармонично, даже если нам порой кажется, что это не так. На смену старому приходит новое. Так было и так будет. Какие-то ноты жизненной симфонии кажутся особенно высокими и их не взять сразу, но вдруг они становятся низкими…

Словно музыка играет,
Ностальгия возникает.
Чувство радости, покоя,
Словно мы дрались без боя.
И эмоций перепады,
И красоты, и громады –
Это всё внутри пылает,
К чувствам сладким призывает.
Вся симфония для нас –
Это музыка без фраз.
Рядом альт и контрабас
(То Раневский энд Лопахин),
Тихо скрипка шелестит –
Это Варя так грустит.
Можно сей продолжить ряд –
Не попасть бы невпопад.


Обобщаем записи в таблице ( 2 учащихся от групп, листки на доску).

III. Попробуйте кратко передать сюжет "Вишнёвого сада"

– Как при этом выглядит пьеса?
– Чем она может быть интересна?

Вывод: В название «Вишневый сад» писатель внес одновременно конкретное и обобщенно- поэтическое содержание. Вишневый сад – характерная принадлежность дворянской усадьбы, но и олицетворение Родины, России, ее богатств, красоты, поэзии.

Лирическое отношение Чехова к Родине, к ее природе, боль за разрушение ее красоты и богатства составляют как бы «подводное течение» пьесы.

IV. Работа с ассоциациями

– Абстрагируйтесь от названия пьесы Чехова. Подумайте и запишите, какие ассоциации возникают, когда вы слышите словосочетание "вишнёвый сад".

Запись ассоциаций. Чтение вслух.

(Пример ответа: Страна детства, беззаботной юности, влюблённости. Белые цветы как символ чистоты. Место, где можно укрыться от мира и попасть в счастье. Реальный показатель времени: осенью – печальный, зимой – сказочный, весной – волшебный, летом – алый.)

V. Работа с заголовком пьесы

– Можно ли соотнести ваши ассоциации с названием чеховской пьесы? Каким образом?
– Что значит вишнёвый сад для героев пьесы?

Работа в группах: Выпишите из текста слова, фразы, реплики разных героев комедии, которые отражали бы их отношение к вишнёвому саду.

Выступление от групп.


– Что роднит героев в их отношении к саду?
– Что различно?

(стр. 360)

Вывод: Вишневый сад организует драматургическую интригу пьесы. Вокруг этого образа располагаются все персонажи. Они вступают с садом в своеобразные диалогические отношения. У каждого свой сад. Он высвечивает духовные возможности каждого из действующих лиц.

VI. Место вишневого сада в системе образов пьесы

– Какое место принадлежит вишнёвому саду в системе образов пьесы?
– Можно ли сказать, что вишнёвый сад – центральный персонаж? Почему?
– В чём его символичность?

Учитель: П.Вайль, давая оценку пьесы, писал : « Истребляя всякую символичность в своих героях, Чехов перенес смысловое, метафорическое и метафизическое ударение на предмет неодушевленный – сад.

Так ли уж он неодушевлен? Сад – вершинный образ чеховского творчества. Сад – символ соборности, о которой пророчествовала русская литература. Сад – обобщающий символ веры».

Веры во что? (ответы детей).

Итак, подведем итог: каково же место вишневого сада в системе образов пьесы?

Итальянский режиссер Джорж Стреллер, ставя пьесу, писал: Сад – это сердцевина всей истории, он – главное действующее лицо».

VII. Обращение к цитате З.Паперного

"Раневская – сад в прошлом. Лопахин – в настоящем. Петя Трофимов – в прекрасном будущем".

– Попробуйте пояснить, как вы понимаете эту цитату?

Учитель: «Вся Россия – наш сад», - говорит Трофимов, стремясь изменить масштаб жизни, приспособить его к размеру своих «сверхчеловеков» будущего – он меняет «сейчас и здесь» на «потом и везде». Получается, что те, кто должен насадить завтрашний сад, вырубают сад сегодняшний. На этой ноте, полной трагической иронии, Чехов ставит точку. Изобразив человека на краю обрыва, сам он ушел в сторону.

VIII. "Вопросы к Чехову" (работа в группах):

– Составьте список вопросов, озаглавив его "Вопросы к Чехову". Выберите из данного списка вопросов ключевые слова, запишите их в тетради. Подчеркните 3 самых важных для вас слова.

Прочитайте их вслух.

IX. Стилизация

– Используя данные слова, а также ваши выписки из чеховских произведений, сделанные на предыдущих уроках и сегодня, составьте небольшой текст (несколько предложений, 5–6), стилизируя его "под Чехова".

Прочитайте получившиеся тексты. Созвучны ли они темам и проблемам, которые ставит Чехов в своих произведениях?

Подведение итогов урока.

XI. Рефлексия

– Какие задания на сегодняшнем уроке вызвали интерес? Какие – удивление? Какие – нежелание выполнять?
– Что было сложно?
– Каков был смысл сегодняшнего занятия лично для вас?

X. Домашнее задание : «Чехов и я.» Сочинение-миниатюра

Ваши впечатления от творчества писателя, драматурга, просто человека. Что изменилось, и изменилось ли, в вашем первоначальном восприятии его творчества и его самого?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-мастерская построения знаний и творческого письма по пьесе А. П. Чехова \"Вишнёвый сад\" Цель урока icon План – конспект урока литературы в 9 классе б после финала (заключительный...
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, компьютерный диск бэнп «Литература», иллюстрации к пьесе А. С. Грибоедова...
Урок-мастерская построения знаний и творческого письма по пьесе А. П. Чехова \"Вишнёвый сад\" Цель урока icon Тема урока : рассказ А. П. Чехова «Палата №6»
Сегодня мы посмотрим, как эти слова соотносятся с рассказом Чехова «Палата №6». Один из исследователей творчества А. П. Чехова, Долженков,...
Урок-мастерская построения знаний и творческого письма по пьесе А. П. Чехова \"Вишнёвый сад\" Цель урока icon Урок. Цель урока
Цель урока: повторить и конкретизировать знания об аминокислотах. Дать понятие о белках на основе межпредметных связей с биологией....
Урок-мастерская построения знаний и творческого письма по пьесе А. П. Чехова \"Вишнёвый сад\" Цель урока icon Урок №14. Цель урока
Учебник: Угринович Н. Д. «Информатика и икт. Базовый уровень» п, по ктп урок №14
Урок-мастерская построения знаний и творческого письма по пьесе А. П. Чехова \"Вишнёвый сад\" Цель урока icon Урока: «Избирательное право» Цель урока
Цель урока: формирование у учащихся представления о голосовании, как одной из форм участия граждан в политической жизни страны
Урок-мастерская построения знаний и творческого письма по пьесе А. П. Чехова \"Вишнёвый сад\" Цель урока icon А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница»
А. П. Чехов Рассказы. «Крыжовник», «О любви», «Человек в футляре», «Ионыч». «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка»
Урок-мастерская построения знаний и творческого письма по пьесе А. П. Чехова \"Вишнёвый сад\" Цель урока icon Скрябина Т. Л. Русская литература на режиссерском факультете гитис
О. Кудряшова, 2013, реж. К. Вытоптов), «На дне» (мастерская Е. Каменьковича, 2011), «Москва-Петушки» (мастерская Е. Каменьковича,...
Урок-мастерская построения знаний и творческого письма по пьесе А. П. Чехова \"Вишнёвый сад\" Цель урока icon Урок по русской литературе в 9-м классе. Тема: «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор»
Цель урока: развивать навыки и умения анализа художественного тек-ста, творческие способности учащихся, помочь учащимся извлечь нравст-венный...
Урок-мастерская построения знаний и творческого письма по пьесе А. П. Чехова \"Вишнёвый сад\" Цель урока icon Урок литературы в 9 классе Тема урока: Анна Ахматова. Слово о поэте....
Методические приёмы: рассказ учителя; анализ стихотворений; лекция с элементами беседы; применение знаний по теории литературы; постановка...
Урок-мастерская построения знаний и творческого письма по пьесе А. П. Чехова \"Вишнёвый сад\" Цель урока icon Биотические факторы среды
Тип урока: урок усвоения новых знаний с использованием технических средств обучения – мультимедийной системы
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции