Урок литературного чтения в 4 классе Разработчик: Болдырева Надежда Михайловна, учитель первой квалификационной категории Тема: Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…»




Скачать 85.85 Kb.
Название Урок литературного чтения в 4 классе Разработчик: Болдырева Надежда Михайловна, учитель первой квалификационной категории Тема: Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…»
Дата публикации 06.10.2014
Размер 85.85 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > География > Урок
Урок литературного чтения в 4 классе

Разработчик: Болдырева Надежда Михайловна, учитель первой квалификационной категории

Тема: Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» Поэтическая и прозаическая речь.
Цель урока: создать условия для формирования активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы «Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» Поэтическая и прозаическая речь»
Задачи:

1. Предметные:

- познакомить с пейзажными зарисовками весеннего времени года;

-формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

- закрепить полученные знания по теме «Поэзия и проза»;

- отметить музыкальность стихотворения Ф. И. Тютчева;

- раскрыть особенности синтаксического строя языка стихотворения, лексических единиц;
2. Метапредметные:

- владеть монологической и диалогической речью в соответствии с нормами языка;

- планировать свое выступление;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

- развивать навыки выразительного чтения;

- совершенствовать коммуникативные и речевые навыки учащихся,

- развивать память, внимание, творческие способности.
3. Личностные:

- привлекать учеников к прочтению и изучению лирических откровений русских писателей, в частности, Ф. И. Тютчева;

-воспитывать любовь и уважение к родной природе;

-утвердить значимость и ценность каждого слова;

- передать красоту и музыкальность поэтической речи;

- пробудить желание к созданию своих лирических откровений о природе;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- развивать творческие способности каждого ученика.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Оборудование:

1.Презентация к уроку «Биография Ф.И.Тютчева»

2.Видеоролики с аудиозаписью стихотворений «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко…»

3. Видеоролик с песней «Радуга» для физкультминутки

4. Рисунки обучающихся по теме: «Иллюстрация к любимому произведению из раздела «Чудесный мир классики»»

5. Оценочный лист ученика

Ход урока.
1. Организационный момент, создание положительной мотивации:
Слайд №1

- Ребята, сегодня у нас немного необычный урок, на нем присутствует много гостей. Поприветствуйте их.

Слайд №2

Психологический настрой:

- Из глубокого колодца (руки «О»)

- Солнце медленно встает (руки над головой)

- Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх)

- Луч его нам улыбнется (руки параллельно вытянуты)

- Новый день оно начнет (руки вниз широко)
- С наступлением нового дня, ребята! Улыбнитесь мне, а я вам, пусть Ваш новый день будет таким же солнечным, как Ваши улыбки.
Слайд №3
Не то, что мните вы – природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь и есть язык…

(Ф.И.Тютчев)
Эти великолепные строки я выбрала эпиграфом к нашему уроку. Скажите, как вы понимаете эти слова?

- Запомните свои размышления, надеюсь, что в конце урока убедитесь в правоте своих слов.

  1. Создание положительной мотивации, проверка домашнего задания.

Слайд №4
- Первые минуты нашего урока я предлагаю посвятить проверке домашнего задания. Дома каждый поработал творчески. Мы посетим вашу картинную галерею «Мое любимое произведение в рисунке». После просмотра и прослушивания ответьте на вопрос: Какое настроение передают эти рисунки? Что вас удивило? Какие чувства возникли?

- Поделитесь вашими впечатлениями)

- Видно сразу, что вы творчески подошли к выполнению задания. Нарисовали прекрасные иллюстрации к понравившимся произведениям. Например, А.С.Пушкин, великий русский поэт, иллюстрировал произведениями своими же рисунками. Не зря говорят: «Талантливый человек талантлив во всем».
Слайд №5
- Мне хочется поблагодарить вас за такие прекрасные рисунки. Вы заметили, что в классе создалась хорошая рабочая атмосфера.

Слайд №6


  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

(для снятия волнения, напряжения)
- За окном красавица – осень. Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали.
4. Этап актуализации знаний. Сообщение темы и цели.
- Сегодня мы открываем новый раздел нашего учебника. Прочтите его название. (Поэтическая тетрадь). Слайд №7

Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом разделе?

А теперь еще раз обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Кто его автор? ( Ф.И.Тютчев) Слайд №8
Тема нашего урока: Творчество Ф.И. Тютчева.

Итак, что мы должны узнать, с чем познакомиться, чему научиться? (целеполагание)

- Ребята, положите перед собой оценочный лист: поставьте прогностическую оценку вашей работы на уроке. Отложите его в сторону.

- Что вы можете рассказать о Ф.И. Тютчеве? Слайд №9

Давайте вспомним его биографию.

(сообщения обучающихся)

Слайд №10

Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803года в селе Овстуг Брянского уезда, Орловской губернии в родовой дворянской семье.

Слайд №11,

Его отец, Иван Николаевич Тютчев, по характеру добрый и мягкий человек, сначала служил в гвардейском полку, затем перешёл на гражданскую службу, где получил чин надворного советника.

Слайд№12

Мать будущего поэта, Екатерина Львовна, женщина добрая, умная, занималась домашним хозяйством и воспитанием сына.

Слайд №13

С 1813 года домашним образованием Ф.И.Тютчева руководил Семён Егорович Раич, выпускник орловской духовной семинарии, знаток древних языков и античной литературы. Именно он привил будущему поэту любовь к наукам и искусству, приобщил к литературному творчеству. Уже в 12 лет Тютчев переводил оды римского поэта Горация, а в 15 лет был принят в «Общество любителей русской словесности».

Слайд №14

Осенью 1819 года Тютчев стал студентом словесного факультета Московского университета, который окончил в 1821 году со степенью кандидата.

Слайд №15

В феврале 1822 года Ф.И.Тютчев был принят на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Вскоре он получил приглашение на должность сверхштатного сотрудника русского посольства в Баварии и 11 июня 1822 года выехал в Мюнхен.

Слайд №16

В последние годы жизни Тютчев написал около пятидесяти стихотворений. Самые известные среди них: «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» (1865), «Умом Россию не понять…» (1866), «Нам не дано предугадать…» (1869), «Я поздно встретился с тобою…» (1872) и др.

В 1872 году здоровье Ф.И.Тютчева резко ухудшилось. 15 июля 1873 года поэта не стало.

Слайд №17
- Вы прослушали биографию поэта, чем же, на ваш взгляд, замечателен Ф.И.Тютчев? (Поэт, писал стихи)

Слайд№18

- Как вы понимаете, что такое поэзия? (Слово "поэзия" в переводе с греческого языка делаю, творю.) Это стихотворные произведения.

Слайд№19

- А что такое проза? ( слово «проза» в переводе с латинского языка - прямая, свободно движущаяся речь, нестихотворная )

Слайд№20

- Чем поэзия отличается от прозы?
5. Этап постановки учебной задачи на основе первичного восприятия текста.

а) Знакомство с новым материалом

- Сейчас мы познакомимся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид…» Прослушайте внимательно. (Слушание аудиозаписи с видеоматериалом «Природа нашего села»)

- Ваши впечатления о прослушанном произведении.

-Прочитайте стихотворение в учебнике на стр. 140
а) Фронтальная беседа по вопросам:

1.О чем это стихотворение?

2. Какие приметы весны вы замечали в природе?

-Весна приходит не сразу, а постепенно по своим законам. Каждая из примет весны отображает определенный ее период (ранняя весна, середина весны, поздняя весна).

3.Какой поре весны посвятил поэт свое стихотворение?

4.Докажите словами из текста, что это еще не сама весна, а ее преддверие.

5. Какое чувство вызывает у поэта картина первоначальной весны?

6.Какие строки рифмуются?

-Просмотрите текст, выделив непонятные слова и выражения.

б ) Словарная работа. Слайд №21

- “колышет”- слегка мирно покачивает.

- “невольно”- случайный, непроизвольный.

Слайд №22

в) Подготовка к выразительному чтению. Чтение стихотворения обучающимися про себя.

г) Выразительное чтение стихотворения “Еще земли печален вид”.

6. Ф/М «Радуга» с музыкальным сопровождением

- Вы, наверное, уже догадались, о каком чуде природы далее пойдет речь:

- После жаркого душного дня спустились тучи, и полил дождь. Когда он прекратился, над горизонтом засверкало заходящее солнце, и в это время над темной уходящей тучей, словно гигантская дуга, изогнутая к земле появилась…. радуга.

Слайд№23

- Семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

- Пейзажная лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Давайте посмотрим видеозарисовки и послушаем еще одно стихотворение Ф.И.Тютчева « Как неожиданно и ярко…» ( слушание аудиозаписи с видеоматериалом)

а) Работа с текстом Слайд №24

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

- Прочитайте стихотворение самостоятельно, выделите непонятные слова, выражения и определите его настроение.

Фронтальная беседа

- С каким настроением оно написано?

- О чем это стихотворение?

- Почему вы так решили?

- Какие чувства к Родине испытывает поэт? Докажите это словами стихотворения.

- Какие эпитеты использует для этого?

- Рассмотрите рисунки в учебнике, что на них изображено?

- Какие строки прочитанного стихотворения перекликаются с иллюстрацией?

- Как вы понимаете смысл стихотворной строки “как неожиданно и ярко”?

- Что удивляет, восхищает поэта?

- Какая была радуга?

- Какой совет дает поэт тому, кто увидит радугу? (ловить мгновенье).

- Почему?

б) Словарная работа. Слайд №25

  • “воздвиглась” - (воздвигнуть)- соорудить, построить.

  • “арка”- 1. Дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами. 2. Сооружение в виде больших ворот такой формы.

  • “вонзить”- что-то в кого-то. Воткнуть острием.

  • “изнемочь”- потерять силы, ослабеть.

  • “нега”- блаженство, приятное состояние (нега во взоре).

  • “всецело”- целиком, полностью.

в) Подготовка к выразительному чтению Слайд №26 стр.141 -142

г) Выразительное чтение стихотворения.

- Когда вы увидите летом радугу, вспомните эти строки. Они помогут вам более ярко представить минутное затишье, шум летнего дождя и воздушную арку.

- Какое из стихотворений вам понравилось больше? Почему?

д) Представление творческих работ детей

Ребята, красоту нашей природы уже не первый год воспевают и ученицы нашего класса. И сегодня они хотят представить вашему вниманию стихотворения собственного сочинения.

Слайд № 27, 28

7. Рефлексия:

- вспомните свои размышления о природе, правы ли вы были в своих выводах. Слайд № 29

- Поставьте ретроспективную оценку в оценочном листе.

- Я тоже оценю вашу работу. Обратите внимание - совпали ли наши оценки. Над чем вам еще нужно поработать?

Домашнее задание: Выучить наизусть по выбору стихотворение Ф.И. Тютчева, проиллюстрировать выбранное произведение.

Слайд №30

Спасибо за урок!




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературного чтения в 4 классе Разработчик: Болдырева Надежда Михайловна, учитель первой квалификационной категории Тема: Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…» icon Урок чтения в 3 классе. Тема : «О весна, без конца и краю стихотворения А. Макаревича «Снег»
Тема : «О весна, без конца и краю стихотворения А. Макаревича «Снег», Ф. Тютчева «Еще земли печален вид», А. Блока «Ветер принес...
Урок литературного чтения в 4 классе Разработчик: Болдырева Надежда Михайловна, учитель первой квалификационной категории Тема: Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…» icon Г. Ангарск, 2013г
В структурном подразделении работают 1 учитель высшей квалификационной категория, 2 учителя – первой квалификационной категории....
Урок литературного чтения в 4 классе Разработчик: Болдырева Надежда Михайловна, учитель первой квалификационной категории Тема: Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…» icon Урок литературного чтения в 3 классе Учитель высшей категории мбоу «сош им. Г. И. Успенского»
Пожелайте друг другу удачи, которая в будущем перерастет в личный большой успех каждого из вас
Урок литературного чтения в 4 классе Разработчик: Болдырева Надежда Михайловна, учитель первой квалификационной категории Тема: Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…» icon Есениязова Багила Атырауская область Махамбетский район Средняя школа...
Формировать навыки выразительного чтения, устойчивого интереса к чтению, любви и красоте художественного слова
Урок литературного чтения в 4 классе Разработчик: Болдырева Надежда Михайловна, учитель первой квалификационной категории Тема: Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…» icon Литература. Классы 9, 10 отделения слабослышащих детей. Тема: «Единство...
Автор – учитель русского языка и литературы, учитель- дефектолог высшей категории Борунова Надежда Ивановна
Урок литературного чтения в 4 классе Разработчик: Болдырева Надежда Михайловна, учитель первой квалификационной категории Тема: Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…» icon Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения...
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень соответствия учителей русского языка и литературы квалификационной...
Урок литературного чтения в 4 классе Разработчик: Болдырева Надежда Михайловна, учитель первой квалификационной категории Тема: Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…» icon Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения...
Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень соответствия учителей коми языка и литературы квалификационной категории...
Урок литературного чтения в 4 классе Разработчик: Болдырева Надежда Михайловна, учитель первой квалификационной категории Тема: Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…» icon Урок литературного чтения в 3 классе. Умк «Школа России» Тема: А....
Сегодня заключительный урок по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Урок литературного чтения в 4 классе Разработчик: Болдырева Надежда Михайловна, учитель первой квалификационной категории Тема: Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…» icon Урок литературного чтения в 4 классе
Формировать навыки разбора лирического произведения, словесно-образного рисования и выразительного чтения
Урок литературного чтения в 4 классе Разработчик: Болдырева Надежда Михайловна, учитель первой квалификационной категории Тема: Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…» icon Тематическое планирование уроков литературного чтения во 2-м классе
Уроков литературного чтения во 2-м классе по учебнику «Маленькая дверь в большой мир»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции