Шлапакова Лада (5 класс, моу «Гимназия №26», г. Томск «Я знал одной лишь думы власть» (Страдающее и свободолюбивое сердце Мцыри)




Скачать 58.59 Kb.
Название Шлапакова Лада (5 класс, моу «Гимназия №26», г. Томск «Я знал одной лишь думы власть» (Страдающее и свободолюбивое сердце Мцыри)
Дата публикации 05.10.2014
Размер 58.59 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > География > Документы
Шлапакова Лада

(5 класс, МОУ «Гимназия №26», г. Томск
«Я знал одной лишь думы власть» (Страдающее и свободолюбивое сердце Мцыри)

Научный руководитель Н.Н. Русинова
По сложности и богатству мотивов поэтическое творчество М.Ю.Лермонтова занимает исключительное место в русской литературе. "В ней, — по выражению В.Г.Белинского, — все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия: несокрушимая мощь духа, смирение жалоб, благоухание молитвы, тихая грусть, кроткая задумчивость, вопли гордого страдания, стоны отчаяния, таинственная нежность чувства, неукротимые порывы дерзких желаний, целомудренная чистота..." Лермонтовский лирический герой – герой романтический. Он наделен всеми отличительными чертами романтика: он борец, страдалец, мятежник, поэт, даже пророк... Лермонтов любил жизнь страстно, вдохновленный мыслями о Родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.

Главный герой поэмы «Мцыри» – ребёнок, привезённый генералом в монастырь. Это личность очень загадочная и интересная. Почти всю свою юность Мцыри провел в монастыре. Им безраздельно овладела огромная тоска по родному дому, где он провел недолгое, но счастливое детство. Единственной его мыслью была мысль о побеге. Часто он «бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток, томим неясною тоской». На формирование характера Мцыри большое влияние оказывает окружающая обстановка, люди, а еще то, что передано с молоком матери, заложено природой. В душе Мцыри скопилось много чувств, невысказанных желаний, разочарований. Это тоска по Родине, стремление к свободе, любовь к природе, желание любить и быть любимым, жажда борьбы. Но не только тоска по родной земле томила его сердце. Мечты юноши также были устремлены к свободе. Родившись в горах и будучи от природы свободолюбивым и независимым, Мцыри не мог жить в неволе. Попав в плен, юноша почувствовал боль и тоску. Жизнь в монастыре была для него равносильна заключению в тюрьме, его сердце жаждало совсем другого. В лермонтовском творчестве объединяются эти две темы: одиночества и свободы.

Рожденный среди вольного народа, Мцыри обречен на жизнь в монастыре. Монастырь становится тюрьмой для Мцыри, душными кажутся кельи, сумрачными и глухими - стены, трусливыми и жалкими - стражи-монахи, сам он ощущает себя рабом и узником. Его желание - узнать, "для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы". Это порыв к свободе. Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремится также «узнать, прекрасна ли земля». Решивший найти путь к родному дому, Мцыри сбегает от чужих ему людей ночью, в грозу. В то время как трепещущие от страха монахи молят бога защитить их от опасности, бурное сердце Мцыри живет в дружбе с грозой. Пейзаж здесь неотделим от переживаний поэта.

В ответ на увещевания старого монаха звучит исповедь Мцыри. Он пытается рассказать, что сумрачные стены монастыря - это иллюзия жизни, настоящая жизнь может быть только на воле. На вопросы монаха, что делал он на воле, Мцыри отвечает: «Жил!» А на вопрос, что он видел за стенами монастыря, рисует яркую картину земли, которая поразила его своей красотой. Он видел пышные поля, зеленые холмы, тёмные скалы, а вдали, сквозь туман,- покрытые снегом горы своей далёкой отчизны. Только человек с богатым внутренним миром может так восхищаться природой, а любоваться ею он мог только на свободе.

Мцыри был «душой дитя» - то есть устремленным к жизни, «судьбой монах» - то есть обязанным отказаться от жизни. В этом заключался трагизм героя поэмы. Но Мцыри не только судьбой монах, он ещё и пленник. Он раб и сирота, его родители погибли – они убиты врагами его земли. В городке, который расстилался там, внизу, у подножия горы, где стоял монастырь, были такие же дети, у них были родители, а он никому не мог сказать «священных слов»: «отец» и «мать». Там, внизу, было и кладбище, где покоились дорогие умершие, а у Мцыри не было не только «милых душ», но и могил. Мцыри был очень одинок, и в этом его бессилие. Он сравнивал себя с листком, оторванным грозою. Здесь у него не было ни матери, ни отца, ни братьев, ни сестер, ни хороших и надежных друзей.

Тема одиночества у Лермонтова соприкасается с темой любви. Мцыри – нежный юноша, он способен на любовь и глубокое чувство. В монастыре он был одинок. И, вырвавшись из мрачных стен, он ищет дружбы, любви. В первый день своих странствий Мцыри встречается с прекрасной девушкой-грузинкой, которая своим пением пробудила прекрасное чувство в сердце юноши. Поэт-романтик подчеркивает, что страстная любовь может охватить лишь пылкую, чистую натуру. Однако Мцыри не посмел зайти в саклю красавицы: свобода для героя оказывается выше любви.

Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Бешеный скачок зверя грозит ему смертью, но он предупреждает его верным ударом. Сердце Мцыри зажигается жаждой борьбы. Из этой борьбы он выходит победителем: «Удар мой верен был и скор. Надёжный сук мой, как топор, широкий лоб его рассек…». В этой сцене и героика борьбы, в ней и великий трагизм двух сильных, смелых, благородных существ, почему-то вынужденных проливать кровь друг друга. И с уважением говорит Мцыри о своём достойном противнике и встречает смерть «лицом к лицу, как в битве следует бойцу». Борьба — вот та нравственная заповедь, которая должна определять жизнь, поведение, поступки и мысли человека.

Мцыри - сын своего отважного народа. И такие рукопашные схватки были приняты среди его народа. А рогатый сук, который схватил Мцыри, также был, вероятно, орудием драк горских подростков. И Мцыри бился с барсом, как было принято драться в его ауле. Он был достоин своих сородичей-храбрецов. От своих предков, которых никогда не видел, Мцыри унаследовал «могучий дух», смелость, выносливость и жажду свободы. Во время героической схватки с барсом юноша проявил свои лучшие бойцовские качества. Упоенный победой, он не замечает ран. Чувство горького разочарования ожидает Мцыри, едва успевшего узнать полноту жизни во всей ее красе. Проблуждав три дня и увидев, что он опять вернулся к своей тюрьме - монастырю, юноша испытывает непреодолимое чувство горечи. Про звон монастырского колокола, по которому он узнал, что вернулся обратно, Мцыри говорит: «Казалось, звон тот выходил из сердца - будто кто-нибудь железом ударял мне в грудь». Мцыри понимает, что ему «на родину следа не проложить уж никогда». 

Трагедия Мцыри заключается в том, что, вырванный в детстве из привычного окружения, лишенный прямого общения с природой, он не может теперь найти обратной дороги. Заключенный в монастырь, Мцыри знакомится с вольными просторами, на протяжении многих лет бывшими с ним рядом. Юноша с горечью сравнивает себя с темничным цветком, вынесенным доброй рукой в сад.

Свободолюбивое сердце Мцыри не может вынести повторного заключения в душных стенах "темницы". Он предпочитает умереть от смертельных ран, полученных в бою, чем провести всю жизнь в монастыре, в ненавистной неволе. 

Уже умирая, Мцыри просит монаха перенести его в сад, в густую траву, где «свежий воздух так душист». В единстве с природой он хочет провести последние минуты жизни. К тому же «оттуда виден и Кавказ!» Мцыри умирает с мыслью «про милую страну», он такой же одинокий, как и раньше, но гордый и непокоренный.

Весь глубокий смысл поэмы поэт выразил в эпиграфе: «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю». В чём его смысл? Изречение перед поэмой взято из «Первой книги Царств» Библии. Смысл этого выражения в том, что человек, не познав красоту и многогранность жизни, в скором времени умирает. 

    В думах и мечтах Мцыри, в его стремлении к вольной, свободной жизни Михаил Юрьевич Лермонтов выразил мысли, волновавшие передовых людей того времени, к числу которых относился и сам автор поэмы. Известный русский критик В. Г. Белинский так писал об этом: «…что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…» Да, Мцыри чем-то схож с автором: он одинок и не может быть свободным в выборе. М.Ю.Лермонтов провёл скрытую параллель своей жизни с жизнью героя. Поэт написал это произведение незадолго до смерти, которую он предчувствовал. 
     Можно предположить, что эпиграф к поэме относится и к жизни М.Ю.Лермонтова: за короткий период жизни он не успел познать всю многогранность окружающего мира, и автору не удалось написать все его произведения. Лермонтову не давали возможности свободно творить и, тем самым, словно запирали его в неволе, делали рабом, как и Мцыри. 
Главный герой поэмы попытался бороться с установленным порядком и смог на несколько дней освободиться из плена, однако умер после очень короткого, но счастливого времени. Автор произведения также попытался изменить сложившиеся правила, но погиб в возрасте 27 лет. Таким образом, эпиграф к поэме «Мцыри» выражает не только главную идею произведения. Это изречение из Библии настраивает читателя на размышление о красоте и многогранности окружающего мира, о смысле человеческой жизни и её скоротечности.

Это замечательное произведение М. Лермонтова поражает своей проникновенностью, красотой слова. Лермонтов – поэт глубокой мысли и активных чувств. Он стремился познать жизнь во всех ее сложных проявлениях. Особенностью лермонтовского гения является напряженность и сосредоточенность мысли на себе, на своем "я", страстная сила личного чувства.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Шлапакова Лада (5 класс, моу «Гимназия №26», г. Томск «Я знал одной лишь думы власть» (Страдающее и свободолюбивое сердце Мцыри) icon Тема: Лирическая поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности сюжета и композиции
Цели: последовательно преодолеть литературоведческие уровни; проанализировать поэму «Мцыри»
Шлапакова Лада (5 класс, моу «Гимназия №26», г. Томск «Я знал одной лишь думы власть» (Страдающее и свободолюбивое сердце Мцыри) icon Урок по русской литературе на тему «Встреча с поэмой «Мцыри» продолжается...
Наглядность: презентации с портретами М. Ю. Лермонтова, с иллюстрациями к поэме «Мцыри»
Шлапакова Лада (5 класс, моу «Гимназия №26», г. Томск «Я знал одной лишь думы власть» (Страдающее и свободолюбивое сердце Мцыри) icon Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся моу «гимназия №3»
Программе гражданско-патриотического воспитания учащихся моу «Гимназия №3» на 2011–2015 годы
Шлапакова Лада (5 класс, моу «Гимназия №26», г. Томск «Я знал одной лишь думы власть» (Страдающее и свободолюбивое сердце Мцыри) icon Пояснительная записка в течение нескольких лет в моу «Гимназия №9»
В течение нескольких лет в моу «Гимназия №9» 10 февраля проводится День Памяти А. С. Пушкина. Это традиция. Так как он отмечается...
Шлапакова Лада (5 класс, моу «Гимназия №26», г. Томск «Я знал одной лишь думы власть» (Страдающее и свободолюбивое сердце Мцыри) icon Расчётный счёт: №40701810000003000007 Телефоны: 25-45-80 (факс), 25-06-48
Мбоу «Гимназия №1» является правопреемником моу «Гимназия №1», которое в соответствии с Постановлением Администрации г. Астрахани...
Шлапакова Лада (5 класс, моу «Гимназия №26», г. Томск «Я знал одной лишь думы власть» (Страдающее и свободолюбивое сердце Мцыри) icon Приказ №20 ш от 03. 05. 12 г. Директор моу «Гимназия» г. Сертолово...
Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия»...
Шлапакова Лада (5 класс, моу «Гимназия №26», г. Томск «Я знал одной лишь думы власть» (Страдающее и свободолюбивое сердце Мцыри) icon Презентация с участием авторов состоится 6 мая в 17: 00
На нашей планете войны были всегда. Но такой войны, какой была Великая Отечественная, мир никогда не знал. К нашему большому счастью,...
Шлапакова Лада (5 класс, моу «Гимназия №26», г. Томск «Я знал одной лишь думы власть» (Страдающее и свободолюбивое сердце Мцыри) icon Владимир
В отличие от многих из нас, приобщившихся к чтению книг лишь в интернате, Володя с раннего детства много читал и потому много знал....
Шлапакова Лада (5 класс, моу «Гимназия №26», г. Томск «Я знал одной лишь думы власть» (Страдающее и свободолюбивое сердце Мцыри) icon Общие положения
Учебный план моу «Гимназия №3» г. Юбилейного Московской области разработан на основе
Шлапакова Лада (5 класс, моу «Гимназия №26», г. Томск «Я знал одной лишь думы власть» (Страдающее и свободолюбивое сердце Мцыри) icon Xviii XIX в. Хрестоматия Томск 2011
Русская журналистика XVIII xix в.: Хрестоматия по курсу «История российской печати конца XIX – начала XX веков» для студентов вузов,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции