ПРИНЯТА
|
Педагогическим советом
МКОУ Кулинская СОШ№1»
|
Протокол № __ от ___ августа 201 г
|
|
«УТВЕРЖДАЮ»
|
Директор МКОУ « Кулинская СОШ№1»
|
___________ Канчиев Р.И.
|
Приказ № __ от __ сентября 201 г
|
Образовательная программа
МКОУ «Кулинская средняя общеобразовательная школа №1им.Мурачуева Х.Р. »
на 2013-2014 учебный год
2013 год
Пояснительная записка
Образовательная программа является основополагающим рабочим документом школы, определяющий путь достижения образовательного стандарта, характеризующий специфику и особенности школы и одним из средств управления качеством образования.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования основная цель (миссия) общего среднего образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.
С учетом этого в 2013– 2014 учебном году МКОУ «Кулинская СОШ№1» ставит
Цель:
Ориентация учебно-воспитательного процесса на формирование социально-адаптированной личности.
Задачи школы:
Обеспечение доступного качественного образования. В т.ч. поэтапное внедрение государственных образовательных стандартов нового поколения и адекватных им образовательных технологий; внедрение в практику школы технологий здоровье сберегающего обучения.
Создание образовательной среды, обеспечивающей социализацию выпускников и обучающихся.
Создание прозрачной системы информирования потребителей образовательных услуг о функционировании и развитии школы. Расширение общественного участия в управлении.
Обеспечение безопасности УВП.
Совершенствование самоуправления и гражданско-патриотического воспитания.
Целями начального общего образования являются:
создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка; обучение навыкам общения и сотрудничества; формирование желания учиться и основ умения учиться.
Целями основного общего образования являются:
обеспечение освоения обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, создание условий для становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению.
Целями среднего (полного) общего образования являются:
выстраивание образовательного пространства, адекватного старшему школьному возрасту через создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника, для получения школьниками качественного современного образования, позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, поступить и успешно обучаться в выбранном вузе.
Образовательная программа школы предназначена удовлетворить потребности:
- учащихся - в расширении возможностей для удовлетворения проявившегося интереса к тому или иному учебному предмету и программам обучения, обеспечивающих личностное становление и профессиональное самоопределение;
- общества и государства - в реализации образовательных программ, обеспечивающих гуманистическую ориентацию личности на сохранение и воспроизводство достижений культуры и воспитание молодого поколения специалистов, способных решать новые прикладные задачи;
- вузов и средне-специальных учебных заведений - в притоке молодежи, ориентированной на комплексное освоение программ профессионального обучения и общекультурного развития;
- предпринимателей и рынка труда – в притоке новых ресурсов;
- выпускника – в социальной адаптации.
Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Нормативные документы МО и науки РФ;
- Конвенция о правах ребенка;
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
- Устав и локальные акты школы;
- Примерные основные образовательные программы всех видов ступеней школьного образования;
- Примерные учебные предметные программы, курсы;
- Лицензия школы;
- Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10).
Также при разработке образовательной программы учтены:
- возможности образовательной среды школы: музей школы, музей райцентре , где функционирует библиотека, организована работа кружков; социально-культурная среда р.п., детская спортивная школа и т.д.
- уровень готовности учителей к реализации образовательных программ:35 педагогических работников (29 с высшим образованием), 5 с высшей квалификационной категорией, 19 - с первой и 9 аттестованы на соответствие занимаемой должности,32 учителей со стажем работы более 10лет;
- материально-техническое обеспечение учебного процесса: в школе созданы комфортные условия для участников образовательного процесса, работает 1 компьютерный класс (8 машин), всего в школе 36 компьютеров, из них 34 используется в образовательном процессе, 10 компьютеров подключены к сети Интернет.
Образовательная программа определяет:
- цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;
- учебно-методическую базу реализации учебных программ.
Образовательная программа регламентирует:
- условия освоения образовательной программы;
- диагностические процедуры для объективного поэтапного учета образовательных достижений учащихся;
- организационно-педагогические условия реализации программ общего и дополнительного образования.
Обеспечивая вариативность обучения и свободу реализации творческих концепций учителя, образовательная программа позволяет обеспечить уровень образования, достаточный для успешной социализации.
Основным условием эффективности обучения и обеспечения его вариативности является:
- обеспечение широкой образовательной подготовки, ядро которой является общей частью всех учебных программ;
- создание необходимых условий для развития личностной мотивации, обеспечивающей развитие когнитивных и креативных способностей учащихся;
- использование современных образовательных технологий;
- широкое развитие сети внеклассной работы;
- использование различных видов информационных ресурсов для обеспечения как потребностей обучения, так и личных информационных потребностей учащихся.
Выполнение указанных условий позволит школе реализовать педагогически, психологически, дидактически и материально-технически обеспеченное образовательное пространство для создания оптимальных условий самоопределения и развития личности учащихся.
Учебный план МКОУ Кулинская СОШ№1», реализующей программы общего образования, разработан на основе:
Приказа МО РФ от 09.03.04г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,
Приказа МО РФ от 05.03.04г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования»,
Письмо МО РФ от 19.04.2011 №03-235 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики РД от 23.05.2011 №985 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования, на 2011- 2012 учебный год.
Приказ МО РФ от 30.08.2011 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Приказа департамента образования Новосибирской области от 06.04.2010г. № 1580-03-05/30 «О внесении комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
"Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.2.2821-10 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г., зарегистрированных в Минюсте РФ 3.03.2011 № 19993.
Школа обеспечивает реализацию федерального компонента государственных образовательных стандартов второго поколения в 1 – 2 классах, первого поколения в 3 -4-кл, 5-9-кл и 10-11 классов, а также ведение предпрофильной подготовки в 9-ом классе и базовый уровень в 10-11 классах.
В данном учебном плане отражены все образовательные области, образовательные компоненты и учтены нормативы учебной нагрузки школьников, а также рекомендации регионального учебного плана по распределению учебного времени на изучение образовательных областей.
Составной частью рабочего учебного плана является календарно – годовой график организации учебно-воспитательного процесса на предстоящий учебный год, согласованного с учредителем. В нем отражается начало и окончание учебного года в различных классах; его продолжительность в учебных неделях; обозначается число учебных дней в неделю, определяются учебные периоды - четверти, полугодия, каникулы, представляющий в 2013-2014г следующий вид:
№ п/п
|
Наименование периода
|
Сроки
|
Продолжит.
|
1.
|
I учебная четверть
|
01.09.2013 - 31.10.2013
|
9 нед
|
2.
|
Осенние каникулы
|
01.11.2013- 08.11.2013
|
8 дней
|
3.
|
II учебная четверть
|
10.11.2013- 31.12.2013
|
7 нед
|
4.
|
Зимние каникулы
|
31.12.2013 – 10.01.2014
|
11 дней
|
5.
|
III учебная четверть
|
11.01.2014 – 20.03.2014
|
10 нед
|
6.
|
Дополнит. каникулы (1 кл.)
|
20.02.2014 - 26.02.2014
|
7 дней
|
7.
|
Весенние каникулы
|
20.03.2014 – 01.04.2014
|
8 дней
|
8.
|
IV учебная четверть (1,9,11кл)
|
02.04.2014 – 25.05.2014
|
8 нед
|
|
для 2-7 классов
|
02.04.2014 –31.05.2014
|
9 нед
|
|
для 8, 10 классов
|
02.04.2014 –08.06.2014
|
10 нед
|
9.
|
Экзамены
|
26.05.2014 – 20.06.2014
|
|
10.
|
Летние каникулы и отдых детей
|
01.06.2014 – 31.08.2014
|
|
11.
|
|
|
|
Выполнение указанных условий позволит школе реализовать педагогически, психологически, дидактически и материально-технически обеспеченное образовательное пространство для создания оптимальных условий самоопределения и развития личности учащихся.
Предметом деятельности школы является реализация общеобразовательных программ на уровнях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, а также дополнительного образования. Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трёх ступеней общего образования:
I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);
II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет);
III ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года). Содержание образовательных программ соответствует действующим государственным образовательным стандартам первого поколения. Школа обеспечивает преемственность образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, т.е. каждая последующая программа, базируется на предыдущей.
Школа самостоятельна в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Текущий контроль успеваемости обучающихся школы осуществляется учителями по пятибалльной системе (безотметочная в 1классе), а система и порядок оценки знаний обучающихся определяется Уставом и «Положение о текущем контроле успеваемости обучающихся, «Положение о проведении промежуточного контроля в переводных классах», «Положение о безотметочном обучении» .
Обучающиеся, в полном объёме освоившие образовательную программу, переводятся в следующий класс по решению Педагогического совета. Освоение общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования завершается государственной (итоговой) аттестацией, которая осуществляется в соответствии с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования и науки РФ.
Порядок приёма учащихся в школу определяется учредителем, Уставом школы и «Правила приема в Учреждение». Зачисление ребёнка в Школу осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) с предоставлением необходимых документов. В первый класс принимаются дети, которым исполняется шесть лет и шесть месяцев до 1 сентября текущего года, при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья. Зачисление детей оформляется приказом директора школы. На каждого учащегося заводится личное дело установленного образца. Школа знакомит поступающего на обучение и его родителей (законных представителей) с Уставом и другими учредительными документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
Особенности образовательной политики и инновационные процессы, происходящие в нашей школе, требуют нового понимания качества образования.
Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества. В обобщенном виде качество образования можно представить в виде двух основных блоков с содержанием изучения школы по качеству образования:
Качество основных видов деятельности. Возможности и ресурсы.
- организация учебного процесса;
- методический потенциал;
- организация воспитательного процесса;
- содержание образования;
- материально-финансовые условия;
- потенциал педагогических кадров;
- управление образовательным учреждением и образовательным процессом.
2. Качество результатов деятельности.
- обученность учащихся и выпускников;
- воспитанность учащихся и выпускников школы;
- личностные достижения педагогов;
- результаты совершенствования образовательного процесса;
- достижения школы; уровень её влияния на общество, другие образовательные системы - выполнение учебного плана и других запланированных мероприятий;
- социальная эффективность деятельности школы.
Важную роль в оценке качества образования играют мониторинговые исследования, которые осуществляются с учётом основных циклов функционирования школы (учебная четверть, полугодие, учебный год); внедренческих циклов, жизненных циклов образовательной концепции и программы развития; основных этапов школьного образования (начальная, основная, средняя школа).
В мониторинговом исследовании используются разные способы и каналы получения информации для проведения оценивания и диагностики качества образования:
анализ статистических данных;
анкетирование;
экспертное оценивание;
заключения, решения и оценки официальных структур управления муниципального, регионального, федерального уровней.
Использование образовательной программы в качестве нормативного документа позволяет сделать процесс инновационных изменений в школе осмысленным и упорядоченным, выявить и усилить те его составляющие, которые в максимальной степени отвечают потребностям учащихся и родителей.
Учителями по каждому предмету разрабатываются рабочие программы, содержащие:
титульный лист;
пояснительную записку;
содержание стандарта общего образования по предмету;
требования к уровню подготовки по данному предмету по завершении освоения каждого этапа и программы в целом;
основное содержание образовательной программы, включая тематику практических занятий по предмету.
Учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
Инвариантная часть обеспечивает реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Учебный план начальной ступени образования составлен на основе концепции содержания непрерывного образования. При отборе содержания образования учитывались следующие дидактические принципы:
• гуманизации;
• оптимального соотношения вариативного и инвариантного компонентов;
• непрерывности и поступательности;
• интеграции;
• культуросообразности.
Образовательный процесс на I ступени строится на основе следующих учебно-методических комплектов:
• программы для обучения учащихся 1, 2, 3-х классов «Школа России» (1 , 2 , 3 );
Представленные в учебном плане образовательные области и компоненты содержат учебный материал, изучение которого способствует интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, формированию умений и навыков познания и преобразования самих себя и окружающей действительности.
В рамках федерального компонента изучаются следующие предметы: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Английский язык», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура». Учебный предмет «Английский язык» изучается с пятого класса, учебный предмет «Окружающий мир» изучается с первого класса, предмет является интегрированным: включает в себя изобразительную деятельность, технологию, элементы экологии, краеведения.
В соответствии с особенностями детей, пожеланиями родителей, в вариативной части учебного плана (школьный компонент) введены дополнительные часы для изучения предметов «Русский язык», «Химия », «Математика», « Окружающий мир», « ОБЖ», « География», « Биология», проектная деятельность.
В среднем звене часы вариативной образовательной части учебного плана (школьный компонент) использованы в связи с пожеланиями учащихся и их родителей (для реализации профильной ориентации учащихся) на увеличение количества часов при изучении предметов федерального компонента инвариантной части и преподавание следующих дополнительных предметов:
русский язык в 5, 6-х классах – 4 часа, в 7-х классах – 3 часа, в 8-х, 9-х классах – 3 час;
литература в 5-х классах – 4 час;
математика в 5, 6-х классах – 5 час;
алгебра в 7 – 9-х классах – 5 час;
биология в 6-х классах – 0,5 часа;
география в 6-х классах – 1 час,
география Дагестана в – 9 классе, экология в 6 – 9-х классах изучается интегрировано.
Компонент образовательного учреждения:
- « ОБЖ» в 5,6,7 кл.- 1 час
«Математика» в 7 – 9-х классах состоит из предметов «Алгебра» и «Геометрия», в 10 – 11-х классах – из предметов «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия».
Классы, содержащие по 25 – 26 учащихся, делятся на две подгруппы при обучении иностранному языку в 5 – 11-х классах, технологии в 5 – 6-х классах, физической культуре в 10 – 11-х классах, информатики в 5 – 11-х классах, при проведении лабораторных работ по физике в 7 – 9-х классах, предпрофильной подготовки в 8 – 9-х классах, элективных курсов в 10 – 11-х классах. Для предупреждения перегрузки учащихся и равномерного распределения учебного времени школа работает в режиме шестидневной учебной недели (1-е классы – по пятидневной), максимальный объем учебной нагрузки учащихся соответствует санитарно-гигиеническим нормам и не превышает максимальной обязательной нагрузки учащегося, определенной базисным учебным планом.
|