Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Станция юных натуралистов Сальского района.
Открытое занятие
Аппликация из сухих листьев
«Осенний пейзаж».
Объединение «Природа и фантазия»
Возраст-10-11 лет
2 год обучения
Педагог дополнительного
образования - Шрамко Е.П.
Консультант методист -
Сотникова Л.В.
г. Сальск
2013г.
Тема: Аппликация из сухих листьев « Осенний пейзаж».
Цели: Сделать аппликацию из листьев « Осенний пейзаж ».
Задачи:
Обучающие:1. Познакомить обучающихся с понятием «Пейзаж»;
2.Познакомить обучающихся с разными видами пейзажа.
3.Научить изготавливать аппликацию из осенних листьев;
Развивающие: развивать фантазию, воображение, творческое мышление, кругозор, аккуратность, наблюдательность.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к родной природе; способствовать познанию красоты родной природы;
Воспитывать любовь к живописи и поэзии, музыке .
Возраст: 10-11 лет
Методы: наглядный, словесный, проблемно - писковый, практический.
Материалы и оборудование:
- репродукция картины И.С.Остроухова «Золотая осень» и других художников;
- коллекция осенних листьев разных пород;
- гербарии растений;
- цветной картон, клей, природный материал (листья), ножницы.
- аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года» «Осень».
Дидактические средства: презентация ПК, технологические карты, образцы работ, стихи русских поэтов.
Литература: М.В. Бедина «Поделки и картины из природных материалов».
Сборники стихов русских поэтов( подборка книг).
План занятия:
-
Приветствие .Орг. момент.
-
Повторение пройденного материала.
-
Введение в тему.
-
Работа над новым материалом.
-
Физкультминутка.
-
Практическая работа.
-
Выставка работ.
-
Рефлексия.
-
Итог.
Ход занятия:
-
Приветствие. Орг. момент.
Презентация
Тема занятия - «Осенний пейзаж».( слайд №1)
Цель: Изготовить аппликацию из листьев« Осенний пейзаж »( слайд №2)
Звучит музыка.
Ребёнок читает стихотворение(слайд №3)
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лишь в бору поникли ели,
Зелень мрачную храня…
О.Высотская.
О каком времени года мы будем говорить на сегодняшнем занятии?
2.Повторение пройденного материала.
Мы изучили с вами блок «В стране Листопадии», поэтому сейчас вспомним основные темы.(слайд №4). Ответьте на вопросы по пройденным темам, за правильный ответ вы будете получать 1 листочек(1 Балл).
1.Что такое природный материал? (Выбрать из предложенного материала)
2. Что такое «листопад»? С чем он связан?
3.Как правильно собирать, сушить, хранить листья для поделок?( показ 2 гербариев - один правильно засушен(гербарий №1), а другой нет(Гербарий №2)(Приложение №1)
3.Какие вида сушки растений вы знаете?
4.Дайте определение понятию «флористика»?( показ флористических картин)(Приложение №2)
5.Какие поделки мы делали из сухих листьев?
6. Можно ли сжигать осенью листья и почему?
3. Введение в тему.
Педагог знакомит обучающихся с выставкой книг русских поэтов на стенде , которые писали стихи об осени.
Читает педагог на фоне показа слайдов картин великих живописцев( презентация )играет музыка П.И.Чайковского «Времена года»(слайды №5-13)
Иван Бунин «Листопад»(Слайд№6)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
4. Работа над новым материалом.
4.1. Рассказ педагога о В.А. Шеховцове.(слайд№14)
Ребята, не только поэты, писатели пишут стихотворения об осени, но и
художники пишут картины об осени, и композиторы пишут музыку об осени.
Наш земляк художник Шеховцов Василий Александрович – автор портретов, пейзажей, натюрмортов и трудно сказать, какой жанр им наиболее любим. Главной героиней его пейзажей стала сальская степь – родина художника, с ее оврагами, полями и лесополосами, с пьянящим запахом разнотравья и пением жаворонка.
Но живопись не единственная ипостась Шеховцова В.А. С 1992 г. он является директором Сальской картинной галереи имени народного художника России В.К.Нечитайло, которая за годы своего существования стала культурным центром не только в Сальске, но и в Ростовской области, в чем немалая заслуга и ее директора – донского живописца В.А. Шеховцова.
4.2.Определение термина.(слайд № 15)
Мы будем говорить о понятии «пейзаж».
Я покажу вам 3 картины - определите , на какой из них изображён пейзаж?( приложение №3)
Какой основной предмет изображения?
(Слайд№16)
ПЕЙЗАЖ (фр. paysage, от pays – местность, страна) – жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание. Живописные произведения помогают увидеть этот мир глазами людей минувших времен.
Пейзаж – это значит изображение природы.
(Слайд №17)
Виды пейзажа: (показ слайдов, обсуждение с обучающимися)
-
Сельский ;
-
Городской;
-
Парковый ;
-
Архитектурный ;
-
Индустриальный;
-
Морской.
Определите , на каких картинах изображён какой вид пейзажа?( слайд№ 18-19)
( слайд№20)
Изображая природу, художник отражает представления людей своей эпохи о прекрасном в окружающей их действительности.
Вопрос к детям:
Все ли художники изображают одинаково пейзажи?
К примеру- морской? От чего это зависит?
Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл.
Существует пять видов характера пейзажа. Это героически, исторический, эпический, романтический пейзаж и пейзаж настроения.
4.3. Рассказ педагога о картине «Золотая осень».
Работа и беседа по репродукции И.С.Остроухова «Золотая осень».(слайд №21)
Ребята, давайте, вместе рассмотрим репродукцию И.С.Остроухова «Золотая осень»(приложение №4)( на доске и на партах).
Мы с вами уже с этой картиной встречались.
- Посмотрите внимательно и скажите, какое время года на этой репродукции?
- Какого цвета осенние листья?
- Как называется эта пора?
- Почему?
Илья Семенович Остроухов (1858-1929) принадлежит к замечательному
поколению русских художников второй половины XIX века. Илья Семенович был
видным живописцем. Важной стороной его деятельности является многолетнее
руководство Третьяковской галереей. С 1905 по 1913 гг. в постоянной экспозиции
Третьяковской галереи находится произведение художника «Золотая осень».
4.4. Работа по картине.
Картина «Золотая осень», по своему характеру представляет лесной или парковый пейзаж. Давайте рассмотрим её повнимательнее.
- Ребята, что стоит справой стороны в густой траве?
- По высоте, какие это деревья?
- Какого цвета листья?
- Какие ещё цвета выделяются на деревьях?
- У какого дерева оранжевые листья?
- Как склонились ветки?
- Посмотрите внимательно, навстречу этим веткам с золотой листвой
поднимаются побеги, которые начинают желтеть.
- Что такое побеги?
- Ребята, что мы видим слева?
- Что мы видим за тропинкой?
- Обратите внимание, что у них корявые стволы и большая крона. Итак, ребята,
этот пейзаж согрет большим чувством. В зеленой траве и золотой чаще
деревьев есть еще дыхание жизни.
4.5. Беседа о красоте листьев.(слайды № 22-24)
- Ребята, давайте теперь вспомним, когда мы были на экскурсии в нашем парке, то мы
Видели очень много красивых деревьев. Вспомните, какие цвета можно увидеть осенью?
- Почему желтеет листва на деревьях?
- Ветер срывает листья с деревьев и они падают ковром на землю. Как это
называется?
Давайте посмотрим как много видов листьев вы знаете.
Демонстрация листьев разных пород деревьев.(Приложение №5) Обучающиеся определяют по разным признакам (цвет, форма, размер) к каким деревьям относятся эти листья.
Ребята подготовили стихи об осени ( Мамедова Гуля, Гофурова Динара, Березовская Валерия)
Дети читают стихи об осени.
5.Физминутка (слайд № 25)
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
Дети кружатся, расставив руки в стороны.
Приседают.
Движения руками влево-вправо.
Снова кружатся на носочках.
6.Практическая работа.
6.1 Правила рабочего человека.( слайд №26)( Приложение №6)
Вспомните как вы должны подготовить и содержать своё рабочее место.
-
Заниматься изготовлением поделок нужно в одном и том же месте. Желательно, чтобы оно было хорошо освещено.
-
Чтобы не испачкать стол, его накрывают старой клеёнкой или листом ватмана.
-
Рабочее место нужно содержать в полном порядке. Поделки получаются аккуратными, только если работать чистыми руками.
-
После занятия все материалы и инструменты убирают на свои места, ненужные выбрасывают.
6.2 Техника безопасности.( слайд №27)
Давайте вспомним Правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем.
-
Если их передают кому – то, то держат острием к себе.
-
Ножницы кладут рядом с собой лезвиями к себе.
-
Нельзя оставлять ножницы раскрытыми.
-
При работе с ножницами следи за пальцами левой руки. Клади ножницы на парту так, чтобы они не свешивались с края парты.
-
При работе с клеем пользуйтесь кисточкой.
-
Если ее нет, то грязные руки об одежду не вытирай.
6.3.Практическая работа.( работа в парах)
Сегодня я предлагаю вам самим сделать осеннюю картину, чтобы она радовала нас своей красотой весь год.
Мы будем делать «Осенний пейзаж». ( слайд №28)
Сначала нужно выбрать сюжет по стихотворению ( приложение №7).Можно дать название вначале, а можете наоборот.
Сегодня на занятии вы будете работать самостоятельно по парам , и выполнять аппликацию «Осенний пейзаж» по технологическим картам №1 и №2 .(приложение №8 и 9)
Пока вы будете работать, я вам поставлю музыку (Звучит музыка).
Ваша задача - по выбранному сюжету подобрать материал (сухие листья) и правильно расположить его на аппликации, аккуратно приклеить и защитить свою работу. На доске образцы работ ( слайд №29)(Приложени №10)
7. Выставка работ.
Работы развешиваются на доске. Всем раздаются технологические карты № 3 ( приложение №11) « Критерии оценки работ», по которым обучающиеся друг друга оценивают по баллам от 1 до 5, выбирая аккуратно и красиво сделанные аппликации.( слайд №30)
Подсчитаем листочки и определим , кто получил больше баллов(результаты заносятся в таблицу)( приложение № 12).
Ваши работы замечательные, вы очень старались.
8.Рефлексия.
(слайд № 31)
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
-
сегодня я узнал…( что такое пейзаж, виды пейзажа, о художниках, характерные черты осени)
-
было интересно…( делать поделку, слушать стихи, музыку, смотреть картины)
-
было трудно…( запомнить названия листьев, определить фон, подобрать цветовое сочетание, дать название пейзажу)
-
теперь я могу…( выполнять работу самостоятельно, определять виды пейзажа,)
9.Итог.( слайд №32- 33)
Природа – это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл.
Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.
Сегодня на занятии мы с вами многое узнали о наших великих поэтах, художниках, композиторах, которые посвящали свои произведения этому времени года – осени.
Ребята, вы теперь видите, как можно выразить свои чувства к природе через живопись, музыку или стихи. Необходимо внимательно относится к родной природе, видеть в ней все прекрасное.
Закончить занятие я бы хотела стихотворением « Золотая осень»
Бориса Пастернака:
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Всем спасибо!( слайд №34)
Приложения
Приложение №1 Гербарий №1
Приложение №2. Гербарий №2
Приложение №2
Флористические картины
Флористика — (от англ. flora,но скорее всего от англ flowers) разновидность декоративно-прикладного искусства и дизайна, которое воплощается в создании флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т. д.), которые могут быть живыми, сухими или консервированными.
Приложение №3
1.
2.
3.
Приложение№4
«Золотая осень» Илья Семёнович Остроухов (1858-1929)
Приложение №5
Приложение №6
6.1 Правила рабочего человека.
Вспомните как вы должны подготовить и содержать своё рабочее место.
-
Заниматься изготовлением поделок нужно в одном и том же месте. Желательно, чтобы оно было хорошо освещено.
-
Чтобы не испачкать стол, его накрывают старой клеёнкой или листом ватмана.
-
Рабочее место нужно содержать в полном порядке. Поделки получаются аккуратными, только если работать чистыми руками.
-
После занятия все материалы и инструменты убирают на свои места, ненужные выбрасывают.
6.2 Техника безопасности.
-
Если ножницы передают кому – то, то держат острием к себе.
-
Ножницы кладут рядом с собой лезвиями к себе.
-
Нельзя оставлять ножницы раскрытыми.
-
При работе с ножницами следи за пальцами левой руки. Клади ножницы на парту так, чтобы они не свешивались с края парты.
-
При работе с клеем пользуйтесь кисточкой.
-
Если ее нет, то грязные руки об одежду не вытирай.
-
При попадании в глаза –промыть чистой водой.
Приложение №7
Стихи об осени.
Выбрать из стихов строчку для названия и сюжета аппликации.
1.Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
2.Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
4.Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
5. Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
6. Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
7. Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Приложение №8
Технологическая карта №1
Аппликация «Осенний пейзаж»
-
Возьмите лист картона голубого цвета ( можно взять белый и покрасить краской );
-
Из предложенных сухих листьев подберите листья подходящей формы и цвета для осенних деревьев;
-
Расположите на листе картона листья внахлёст так, чтобы листья не перекрывали друг друга, изображая лес, при этом верх картона не закрывайте;
-
Приклейте с помощью клея ПВА сначала задний ряд листьев, а потом передний.
-
После того как все листья будут приклеены, положите аппликацию под гнёт и дайте высохнуть.
Приложение №9
Технологическая карта №2
Виньетка «Осенний лес»
Вам потребуется: Кремовая плотная бумага, лист белой и голубой бумаги, листья, клей, ножницы, простой карандаш.
Ход работы
-
На кремовой бумаге нарисовать овал и вырезать его. Лист с овальным «окошком» наложить на белую бумагу и обвести карандашом овал.
-
Овал заклеить голубой бумагой. На фон наклеить листья внахлест, чтобы получился лес. Смазать клеем виньетку и наложить ее на лист. Лес должен получиться заключенным в овал.
-
Три листика можно наклеить в нижний левый угол, чтобы получилось так, будто «деревья» выходят за границы виньетки.
-
В заключение нарисовать черной акварелью галочки – это летящие птицы. Картина готова.
Приложение №10
Образцы работ
Приложение №11
Критерии оценки работ
технологическая карта№ 3
-
Выбор сюжета и названия (из стихов);
-
Выбор фона для пейзажа;
-
Выбор материала (по цвету, по форме, по размеру);
-
Правильно ли выполнено задание;
-
Насколько аккуратно выполнена работа;
-
Какая из работ наиболее яркая;
-
Самостоятельное выполнение работы по технологической карте;
-
Доведена ли работа до конца;
-
Соблюдалась ли техника безопасности при работе с инструментами и материалами, и правильно ли было организовано рабочее место;
-
Защита своей работы.
Репродукции картин
27
|