Тема 10. Географический детерминизм




Скачать 67.01 Kb.
Название Тема 10. Географический детерминизм
Дата публикации 22.09.2014
Размер 67.01 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > География > Документы
Тема 10. Географический детерминизм
Большое влияние на развитие культуры, формирование менталитета (типа мышления) людей оказывает географический фактор. На это давно обращали внимание ученые, в том числе представители так называемого евразийства, Л. Н. Гумилев и др.

Многие ученые полагают, что решающее воздействие на характер цивилизации и особенности ее развития оказывает географический фактор: географические условия существования того или иного народа.

Идеи причинной обусловленности, предопределенности особенностей развития общества и культуры географической средой высказывались еще в античности (Демокрит, Гиппократ, Геродот). В Новое время Ж. Боден, Ш. Л. Монтескьё, А. Р. Ж. Тюрго и другие подчеркивали роль природных факторов в развитии культуры и общества.

В настоящее время идея географического детерминизма актуальна в экологическом плане.

Географический детерминизм – теория в культурологии и социологии, объясняющая особенности жизни человека и общества прежде всего и в решающей мере — природными причинами; усматривает решающую роль географической среды в формировании и функционировании культуры.

Влияние природных факторов на специфику культуры несомненно. В самом деле, тип (природно-климатическая зона) и рельеф местности (степи или пустыни, горы или равнины), наличие или отсутствие водоемов (моря, озера, реки), климат (сухой или влажный, холодный или теплый), растительность, пищевой режим и другие характеристики среды обитания в значительной мере обусловливают содержание и ритм трудовой деятельности и быта.

В их рамках формируются соответствующая материально-хозяйственная и бытовая культура, особенности менталитета, досуг и обычаи. Достаточно вспомнить, что на землях вокруг рек и озер селились оседлые племена земледельцев, а в степях перемещались подвижные кочевники-скотоводы.

Глубокая взаимосвязь природной среды и национальной культуры обнаруживается и в сфере высокой культуры и искусства (архитектура, изобразительное искусство, литература, музыка и т. д.).

Географический детерминизм лежит и в основе идей евразийцев.

Идеи евразийцев

Культурно-историческая концепция евразийства1 складывалась в первой трети XX века. После 1917 года группа русских интеллектуалов-эмигрантов (Г. В. Вернадский, сын академика В. И. Вернадского, В. Н. Ильин, Л. П. Карсавин, П. Н. Савицкий, П. Н. Сувчинский, основатель евразийства, Н. С. Трубецкой, С. Л. Франк, М. М. Шахматов и др.) стала называть себя ≪евразийцами≫ и заявила о себе программным сборником ≪Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев≫.

Наиболее полно идеи этого учения представлены в 1926 году в работе ≪Евразийство. Опыт систематического изложения≫. Евразийство возникло как социально-философское и культурологическое направление и акцентировало внимание на самобытности и самодостаточности отечественной культуры, издревле укоренившейся на огромном пространстве Евразии.

Евразийство – идейно-философское и культурологическое течение первой трети XX века, рассматривавшее русскую культуру как уникальный феномен, не относящийся ни к западному, ни к восточному типам культуры, как срединную евразийскую культуру.

Стержнем евразийства является идея России-Евразии и ее особого пути, самобытности и уникальности ее истории и культуры.

Евразийство как тип мышления и культуры не привязано жестко к каким-либо государственным и политическим формам, оно допускает непредсказуемые социальные эксперименты и взрывы народной стихии.

Лев Николаевич Гумилев (1912–1992) – русский историк и географ, который исследовал процессы становления этносов (народов) и временные параметры их существования. По Гумилеву, начало своего исторического пути этносы получили из космоса.

Этногенез он считал биосферным и ландшафтным явлением, проявлением наследственного признака так называемой пассионарности.

Пассионарность, по Гумилеву, – это органическая способность людей к напряжению воли и жертвам ради высокой цели.

Теория пассионарности – идейная основа его культурологической концепции.

Могучий всплеск космической энергии, сконцентрированный в сравнительно небольшой земной области, формирует пассионарность этноса и способствует его высокой социальной активности. Этот период длится примерно в течение тысячелетия, затем наступает угасание активности, гибель этноса, которые могут протекать как ≪засыпание≫, растворение этноса в других народах, но могут приносить и огромные социальные конфликты и потрясения.

Гумилев приходит к выводу, что:

1) именно пассионарные толчки определяют исторические ритмы Евразии;

2) Евразия как единое целое является одним из центров мира;

3) существует полицентризм культур и цивилизаций.

Себя Л. Н. Гумилев называл последним евразийцем. Выступая против национализма при сохранении национальной самобытности, Гумилев справедливо считал, что, поскольку Россия на 500 лет моложе Западной Европы, то, сколько бы мы ни изучали европейский опыт, мы не сможем сейчас же добиться того уровня благосостояния и нравов, который характерен для Европы.

Не нужно отвергать с порога чужой опыт, его следует изучать. Но необходимо помнить, что это именно чужой опыт. Свой путь нам предстоит пройти самим. И вряд ли он будет краток.

Русский космизм и антропокосмизм

Концепции русских космистов (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, Л. Н. Гумилев) неразрывно связывают мир культуры с природными явлениями планетарного и космического характера и масштаба.

Русский космизм – ряд естественных теорий русских ученых, связывающих зарождение и существование культуры непосредственно с явлениями космического, общегалактического характера. Фактически синоним антропокосмизма.

Антропокосмизм – мировоззренческая система, представляющая в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гуманитарную) стороны объективной реальности.

Владимир Иванович Вернадский (1863–1945) – один из создателей антропокосмизма, выдающийся русский ученый, геохимик и минералог, академик. Ученый-гуманист в своем мировоззрении стремился к органическому соединению естествознания и обществознания. Он – основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере и ноосфере.

Он ввел в научный оборот понятие ≪живое вещество≫ (совокупность всех живых организмов Земли). Результат деятельности и область существования этих организмов – биосфера (сфера жизни).

В фундаментальном труде В. И. Вернадского ≪Научная мысль как планетное явление≫ и других его работах развито учение о ноосфере (сфере разума).

Ноосфера (от греч. nous: разум + sphaira: область; букв.: сфера разума) – область планеты, охваченная разумной преобразующей деятельностью человека. Это часть биосферы, процессы в которой подвластны управленческой деятельности людей.

Ноосфера только зарождается, ей грозит использование научно-технических открытий в разрушительных целях. В статье ≪Война и прогресс науки≫ обеспокоенный ученый напоминал о нравственной ответственности ученых за использование научных открытий.

Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) – крупнейший представитель русского космизма, основатель космонавтики, разработавший также философские и культурологические аспекты космологии. Мыслитель первым увидел в космосе не только беспредельную физическую среду, вместилище материи и энергии, но и потенциально пригодное поприще для будущего творчества землян. Циолковский рассматривал проблему контакта с представителями иных миров и взаимосвязи всего живого и неживого в космосе.

Александр Леонидович Чижевский (1897–1964) – представитель антропокосмизма, замечательный русский ученый, биофизик, основоположник гелиобиологии и один из пионеров космической биологии.

Он один из первых обратил внимание на нерасторжимую связь между историей человечества, социокультурными процессами, космическими явлениями и геологическими процессами на Земле.

Им была создана целостная концепция, раскрывающая специфику взаимодействия космических процессов и земного исторического процесса.

Идеи зависимости человеческой истории и развития культуры от периодичности астрофизических и космических факторов Чижевский высказал уже в 1921 году в одной из своих ранних работ (≪Астрономия, физиология и история≫). Он пытался обнаружить и выявить функциональную зависимость между поведением человечества и колебаниями в солнечных процессах. В работе Чижевского ≪Земное эхо солнечных бурь≫ (1973) показано воздействие физико-химических процессов на Солнце – на войны, революции, эпидемии, переселения народов и другие массовые исторические процессы на Земле.

Работы Чижевского получили мировое признание, в 1939 году он был выдвинут на соискание Нобелевской премии.

Теория гелиотараксии А. Л. Чижевского во многом предвосхитила теорию пассионарности Л. Н. Гумилева. Оба ученых видели источник особенностей развития народов в космических процессах.

Таковы некоторые основные философские воззрения на культуру. Конечно, перечисленным не исчерпывается все многообразие культурологических школ и философских концепций культуры.
Фр. книги В.Я. Жукова

«Основы теории культуры» - СПб, 2004



1 Термин происходит от названия континента (Евразия), на котором в обеих его частях (в

Европе и в Азии) раскинулась Россия, таким образом, – евразийская держава. Добавим, что это не

уникальное явление: задолго до России евразийской державой, по тем же географическим

основаниям, была Византийская империя.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема 10. Географический детерминизм icon Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок №44. Тема: «Одной постигнуты судьбою…»
Один из них – «географический». Мы живем в Сибири. Кажется, что большая литература и знаменитые писатели далеко и с нами связаны...
Тема 10. Географический детерминизм icon Государственное издательство географической литературы
Описывая это необычайное археологическое приключение, автор знакомит читателей с историко-географическим обликом Египта. Неповторимые...
Тема 10. Географический детерминизм icon Николай Александрович Бердяев Алексей Степанович Хомяков
Хомякова. Наряду с темой Хомяков меня интересует другая тема – Хомяков и мы. Так как, по моему мнению, Хомяков является центральной...
Тема 10. Географический детерминизм icon Тема: «Родина в лирике Сергея Есенина»
С. Есенина, помочь увидеть ту исключительную роль, которую играла в ней тема родной природы и тема Родины (с самого начала слившиеся...
Тема 10. Географический детерминизм icon Сказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в...
Тема 10. Географический детерминизм icon Тема Методы психолого-педагогических исследований
Тема Научно-исследовательская работа магистранта и требования к ее организации и оформлению
Тема 10. Географический детерминизм icon Тема Тема урока
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской...
Тема 10. Географический детерминизм icon Урок русской литературы и истории в 7Б классе. Тема
...
Тема 10. Географический детерминизм icon План работы дши на 2013-2014 учебный год Тема года
Тема года Апробирование предпрофессиональных программ на отделениях «Искусство театра», «Живопись» и «Хореографическое
Тема 10. Географический детерминизм icon План работы ресурсного центра ндоу «Детский сад №233 ОАО «ржд» на 2012-2013 у г. Тема
Тема «Поликультурное воспитание как средство формирования социально личностной компетенции старших дошкольников»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции