Ты человек, любя природу, хоть иногда ее жалей, в увеселительных походах не растопчи ее полей




Скачать 0.49 Mb.
Название Ты человек, любя природу, хоть иногда ее жалей, в увеселительных походах не растопчи ее полей
страница 1/4
Дата публикации 20.09.2014
Размер 0.49 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > География > Документы
  1   2   3   4



Ты человек, любя природу, хоть иногда ее жалей,
В увеселительных походах не растопчи ее полей;


Не жги природу дорогую и не исчерпывай до дна.
Ты помни истину простую нас много, а она одна.
Природа просит доброты, природа просит малости
Не рвите попусту цветы, имейте каплю жалости,
За равнодушие не бьют, за равнодушие укоряют
А лес, где птицы гнезда вьют, от равнодушия погибает.


(В. Шефнер)
Современное содержание воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в реализации этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – огромный потенциал их всестороннего развития. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, уборках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включения труда в природе в повседневную жизнь детей мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Выявление представления детей подготовительной к школе группы о компонентах экологической культуры человека.

Наиболее значимыми для себя дети считают:


Представления детей 6-7 лет об экологической культуре человека.

  • владение правилами поведения в природе

30%;

  • потребность в общении с природой

18%;

  • убежденность в необходимости ответственно относиться к природе

20%;

  • понимание многосторонней (универсальной) ценности природы

12%;

  • практические экологические умения

8%;

  • интерес к экологическим проблемам

8%.

Таким образом, был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до "Я и природа". Все вышеприведенные данные позволили сформировать цель проекта и его задачи.

Цель проекта:  формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи проекта:

  • создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;

  • формировать знания о экосистемой организации природы Земли в границах обитания человека;

  • развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;

  • организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;

  • реализовать одну из форм работы с родителями проектно-исследовательской деятельности «Экологическая тропа моей семьи»;

  • развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;

  • развивать первоначальные географические представления, знакомство с простейшими способами ориентирования на местности;

  • воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края.



Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.

Сроки реализации проекта:  1 год

Участники, партнеры проекта: воспитатели, дети от 6 до 7 лет и их родители.

Этапы реализации проекта:

1 этап - аналитический (май – август)

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы (август - сентябрь)

Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.

3 этап – практическая деятельность (учебный год)

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.

4 этап – итоговый, диагностический (апрель)

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога.

Ожидаемые результаты проекта:

-создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды;

-повышение уровня знаний по экологии у детей;

-совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта; 

Формы работы по реализации проекта:

  • наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;

  • создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;

  • познавательное чтение;

  • конкурсы и викторины, КВН;

  • продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;

  • лаборатория (опыты и эксперименты);

  • выпуск экологической газеты;

  • экологические беседы, игры;

Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса в экологических акциях, которая проходит через четыре этапа:

  • Экологическая тревога

  • Экологические знаки

  • Экологическая тропа

  • Экологическая газета

  • Итоговое мероприятие


Перспективный план

по реализации проекта

для детей 6-7 лет

АКЦИЯ «Чистая планета»

Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды для жизни на планете, навыков эстетического преобразования действительности.



п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

(август-сентябрь)

1.

Экологическая тревога.

Люди мусорят.

Беседы

Чтение художественной литературы

Трудовой десант «Мы –за чистый участок»

Трудовой десант «Уход за кустарниками, посадка саженцев деревьев»

2.

Экологические знаки

Конкурс рисунков-знаков.

Заучивание стихотворений о правилах поведения в природе

Конкурс рисунков-знаков

3.

Экологическая тропа

Беседы

Игры, совместная деятельность (подвязывание кустарников)

Уборка на экологической тропе: ограждение саженцев, ремонт ограды огорода

4.

Экологическая газета

Рисование «Береги Землю»

«Чистота – залог здоровья» - буклеты о последствиях влияния мусора на природу

АКЦИЯ «Птичья столовая»

Цель: воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.



п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

(октябрь-ноябрь)

1.

Экологическая тревога

Птицам нечего есть

Решение проблемных ситуаций


Конкурс «Птичьи домики»

2.

Экологические знаки

Рисование плаката «Забота о птицах зимой»

Презентация фильма «Птицы зимой»

3.

Экологическая тропа

Игра КВН «Птицы -наши друзья»

Трудовой патруль (наполнение кормушек кормом)

Фотовыставка «Кормушки для птичек на экологической тропе моей семьи»

4.

Экологическая газета

Рисование «Домики для птиц»

Придумывание историй «Как я спас птичку»


АКЦИЯ «Спаси дерево»

Цель: формирование представлений о неразрывной связи человека с природой, умение сочувствовать, сопереживать



п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

(декабрь)

1.

Экологическая тревога Ёлочка просит помощи

Чтение письма от ёлочки

Беседы

Выпуск листовок и распространение в поселке Северный


2.

Экологические знаки

Рисование запрещающих знаков вырубки елей


Рисование запрещающих знаков вырубки елок

3.

Экологическая тропа

Установка запрещающих знаков

Установка знаков по экологической тропе


4.

Экологическая газета

«Не дадим лесу остаться без елок»

Рассказ «Как мы спасали ель»

Игрушки для «Праздничной ёлки» (на экологической тропе)


АКЦИЯ: «Вода-это жизнь»

Цель: формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, её надо беречь.



п/п

Этапы акции

Совместная деятельность педагога с детьми

Взаимодействие с семьёй

(февраль-март)

1.

Экологическая тревога

Вода в опасности

Занятие в лаборатории

Изготовление атрибутов к викторине «Вода – это жизнь»

2.

Экологические знаки

Составление знаков «Берегите воду» для малышей

Зарисовка знака

3.

Экологическая тропа

Исследуем слой снега

Викторина «Вода – это жизнь»

4.

Экологическая газета

Игра-путешествие» «Берегите воду!»

Зарисовка результатов опытнической деятельности «Всё о воде»

Дневник наблюдений за водой

(апрель-май)

Итоговый результат проекта

Викторина «Знатоки природы»

Награждение знатоков и защитников природы.

Итоги проекта: Работая над проектом «Охрана природы», мы добились положительных результатов, что наши дети:

  • бережно, заботливо, гуманно стали относиться к природе.

  • научились видеть ее красоту, правильно вести себя в природе.

  • стали осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеют жить в относительной гармонии с природой.

  • экологическое самосознание детей сформировано достаточно

  • родители были активными участниками образовательного процесса.


Создание тропы мы начинали с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. На ватмане изобразили подробный план территории детского сада, где нанесены все постройки. На плане отметили те места, которые содержат интересные природные объекты. Экологический маршрут посещается организованно под руководством экскурсовода (воспитателя).

Экологический маршрут рассчитан на все возрастные группы детей детского сада. Время движения по маршруту и информационный материал будет зависеть от возраста детей: в младших и средних возрастных группах (3 – 5 лет) детям предлагается ознакомительный материал (название дерева, куста, цветка), описание внешнего вида (цвет ствола, форма листьев, расположение ветвей), в старшем дошкольном возрасте (5 – 7 лет) – более углубленный познавательный материал (среда обитания, происхождение, время цветения, плодоношения, размножение, какую пользу приносит людям).  

 Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений

Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) совместно с детьми выбирали «хозяина тропинки» — сказочного героя (Лесовичка.). Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке. Он «встречает» ребят и «прощается» с ними. Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках. В карман сказочного человечка заранее кладутся задания для детей — просьбы Лесовичка. За оказанную ему помощь сказочный персонаж оставляет на своей тропинке сюрпризы — конфеты, орехи на деревьях, игры.

План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у ее начала. К выбору объектов, оформлению тропинки привлекаются дети. Выслушайте их предложения, постарайтесь учесть хотя бы некоторые из них. При таком подходе они будут относиться к ней с большим интересом. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного — в зеленый, пищевого — в синий. Если территория детского сада активно посещается посторонними и обеспечить сохранность оборудования невозможно, сделайте легкие переносные таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку, вы можете брать таблички тех объектов, которые намереваетесь посетить сегодня с детьми.

  Особенность процесса экологического обучения и воспитания на маршруте в природе состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту.

С маршрута можно «вынести»

  • новые знания, впечатления

  • двигаться по маршруту спокойно, слушать и наблюдать внимательно

  • помнить, что природе необходима страна под названием «Тишина»

  • не загрязнять маршрут мусором

  • не рвать листья, плоды, цветы, не ломать ветки

Разработанные нами экологические маршруты позволят детям почувствовать себя пропагандистами экологических знаний при прогулке с родителями по территории детского сада и приобрести такие ценные качества как ответственность за окружающий их растительный мир.

Создан небольшой водоем «У царевны Лягушки» с водными растениями. Это дает положительный эффект с познавательной точки зрения, и привлекает своей сказочностью.

На тропе растут деревья разного возраста. Многообразие насекомых, лишайников, грибов, мхов, которые обычно поселяются на старых деревьях.

На тропе есть небольшие возвышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволит организовать более интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками.

Отдельные большие камни тоже украсят тропу и в тоже время послужат убежищем для многих животных, особенно насекомых, улиток.

Выделили участок для посадки лекарственных растений.

Вдоль тропы разместили природоохранные знаки, обозначили лекарственные, пищевые растения и растения. Дети участвовали в разработке знаков.

Хорошим объектом экологической тропы являются места, посещаемые птицами: деревья, на которых птицы свили гнезда или заселили скворечники. «Птичий дом» привлекает птиц круглый год, в зимнее время птицы подкармливаются на его кормушках, прячутся от непогоды, летом посещают водопой, который сделан у его основания.

Круглый год выращиваем овощи: летом на грядках, в остальное время на окне. Дети очень гордятся результатами своего труда. На занятиях дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке, как части природы. Учатся моделировать, выделяя самые главные существенные признаки. Влияние природы на детей огромно, а впечатления детства остаются на всю жизнь, поэтому ежедневно наши воспитатели на прогулках обращают внимание детей на красоту родной природы.

В разные времена года мы воспитатели совместно с детьми и родителями проводим различные мероприятия. Что позволяет приобщать детей с самого раннего детства к природе и ее охране. Формировать навыки поведения в природе, воспитывать бережное отношение.

Созданная руками детей, воспитателей, родителей и природой экологическая тропа непосредственно на территории детского сада позволяет значительно расширить объекты наблюдения.

Маршрут этой тропы предусматривает следующие объекты:

Участок леса с хвойными и лиственными деревьями, муравейником, мхом и грибами.

Цветник.

Огород.

Сад.

Луг.

Водоем.

Птичий дом (дерево).

Старое поваленное дерево, где живут насекомые, улитки.

Старый пень, покрытый мхом и грибами.

Участки лекарственных трав.

Каждый сезон дети совершают экскурсии по экологической тропе, наблюдают за изменениями в жизни природы, за отдельными организмами, учатся ценить природу.

Я считаю, что экологическая тропа помогает в воспитании у детей осознанного отношения к родной природе, так как дети принимают действенное участие в создании и сохранении природных богатств


 

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ты человек, любя природу, хоть иногда ее жалей, в увеселительных походах не растопчи ее полей icon Задание (20 баллов). Прочитайте стихотворение: звезда полей звезда...
Назовите изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении. Приведите примеры. Раскройте их роль в тексте
Ты человек, любя природу, хоть иногда ее жалей, в увеселительных походах не растопчи ее полей icon Чарлз Ледбитер человек видимый и невидимый
Это вопросы, которые веками задавали себе те, кто хоть немного задумывался над этим
Ты человек, любя природу, хоть иногда ее жалей, в увеселительных походах не растопчи ее полей icon Сценарий урока концерта, посвященного Дню Царскосельского Лицея
У каждого человека, у каждого из нас есть, должно быть свое 19 октября, хоть час от него, хоть минута
Ты человек, любя природу, хоть иногда ее жалей, в увеселительных походах не растопчи ее полей icon Александр Николаевич Афанасьев Народные русские сказки
Но туда тянет и тянет, хотя бы мысленно – будь ты хоть и вправду дитя, хоть взрослый или старик. Ну, а уж извечный-то урок сказки...
Ты человек, любя природу, хоть иногда ее жалей, в увеселительных походах не растопчи ее полей icon Человек должен трудиться, чтобы добыть хлеб свой насущный
Таким образом, на труде лежит особая печать человека и человечества, печать личности, действующей в общине, которая состоит из личностей....
Ты человек, любя природу, хоть иногда ее жалей, в увеселительных походах не растопчи ее полей icon Проблема взаимоотношения человека и природы. Что мы теряем и что...
Этот вопрос пытается ответить В. Г. Распутин произведением «Прощание с Матёрой». Человек губит природу, остров, откуда «есть и пошла...
Ты человек, любя природу, хоть иногда ее жалей, в увеселительных походах не растопчи ее полей icon Г. оренбурга человек, общество, наука
При решении неравенств приходится производить преобразование числовых, алгебраических или функциональных выражений. Эти преобразования...
Ты человек, любя природу, хоть иногда ее жалей, в увеселительных походах не растопчи ее полей icon После бессонной ночи, проведенной у койки тяжелого больного, оперированного...
Дышалось легко, свободно, и хоть солнце еще не взошло, пряталось где-то за высокими домами, оно угадывалось в игре золотистых бликов,...
Ты человек, любя природу, хоть иногда ее жалей, в увеселительных походах не растопчи ее полей icon Валентин Владимирович Бадрак 7 принципов построения семейного счастья
Эти числа, эти расстояния, которые человек не в состоянии даже представить себе, – они ошеломляют. Так есть ли хоть что нибудь, за...
Ты человек, любя природу, хоть иногда ее жалей, в увеселительных походах не растопчи ее полей icon Работа с мотивом «змея» Я. Л. Обухов 1
Ханскарлом Лёйнером, предлагает обращаться в наиболее сложных жизненных ситуациях к воображаемому внутреннему проводнику или советчику...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции