Методология и методика научных исследований




Скачать 4.23 Mb.
Название Методология и методика научных исследований
страница 1/36
Дата публикации 10.05.2014
Размер 4.23 Mb.
Тип Учебное пособие
literature-edu.ru > География > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина

Институт управления

Спектор М.Д.
Методология и методика

научных исследований
(Учебное пособие)

Астана 2009

УДК 001.8

ББК 65.32я73

С 71
Рекомендовано к изданию в открытой печати Учебно-методическим советом Казахского агротехнического университета им..С.Сейфуллина (протокол №4 от 25.12.2008)

Рекомендовано к изданию в открытой печати Ученым советом Института управления (протокол №4 от 29.01.2009)
Рецензенты:

Кусаинов.Т.А., д..э.н., профессор казахского агротехнического университета им. С.Сейфуллина

Акимов.В.В., к.э.н., профессор, гл. специалист ГосНПЦзем

Гаркушина.В.В., к.э.н., доцент Казахского агротехнического университета им. С.Сейфуллина
С 71 Спектор М.Д.

Методология и методика научных исследований: Учебное пособие Астана: КазАТУ им. С.Сейфуллина, 2009 – 486 с.

ISBN 978-601-7118-21-1

Учебное пособие «Методология и методика научных исследований» написано в соответствии с программой курса. Рассчитано на подготовку бакалавров, магистров и докторов философии в области землеустройства и экономики агро-промышленного комплекса.

Пособие состоит из двух частей – методологии науки и методики прикладных исследований. В работе приводится опыт исследований автора и ряда других учёных.


А

1203020500




00(05)-08

ISBN 978-601-7118-21-1 ББК 65.32я73
© Спектор М.Д., 2009

© КАЗАТУ им. С. Сейфуллина, 2009

© Институт Управления, 2009

© «Центр Элит», 2009

Оглавление




Вступление……………………………………………….

8







Часть І. Цели, задачи и содержание науки…………….

11







Глава 1 Методология и законы науки………………....

11

1.1 Наука в современном обществе…………......

11

1.1.1 Значимость науки. Законы развития науки.

11

1.1.2 Понятие науки……………………………

16

1.1.3 Содержание науки………………………..

21

1.2 Методология, методика и процесс

исследования……………………………….....

32

1.3 Типология и районирование, как научные

Категории……………………………………..

52

1.3.1 Типология………………………………....

52

1.3.2 Районирование……………………………

57

1.3.3 Соотношение типологии и районирования.

72

Литература...................................................................................

79







Глава 2. Современные проблемы землеустройства…...

81







Часть ІІ. Методика исследований....................................

90



















Глава 3. Организация исследований..............................

90

3.1 Выбор и обоснование темы исследований.....

90

3.1.1 Народнохозяйственная значимость и

актуальность исследования.........................

90

3.1.2 Внутренняя логика развития науки...........

96

3.1.3 Сложившиеся интересы коллектива и

личности......................................................

97

3.1.4.Организация исследований и подготовка

диссертации............................................

99

3.2. Программа исследований................................

100

3.2.1 Содержание программы.............................

100

3.2.2 Методы сбора и источники информации...

111

3.2.3.1 Средства (инструментарий)

сбора информации...................................

116

3.2.3.2 Методы первичной обработки

информации.............................................

117

3.3. Обзор литературы............................................

119

3.3.1 Изучение литературы.................................

119

3.3.2 Варианты подготовки обзора литературы.

121

3.3.3 Оформление рукописи...............................

124

Литература...................................................................................

125







Глава 4. Содержание анализа.........................................

126

4.1 Общие положения............................................

126

4.1.1 Цели и задачи анализа................................

126







4.1.2 Логические (качественные) и

математические (количественные)

методы...........................................................

130

4.1.3 Содержание и последовательность

проведения анализа.....................................

133

4.2 Методы анализа................................................

137

4.2.1 Описание......................................................

137

4.2.2 Группировка................................................

140

4.2.3 Корреляционный, регрессионный и

дисперсионный анализ..................................

147

4.2.3.1 Коллинеарность и мультиколлинеарность

164

4.2.4 Выборочный метод.....................................

171

4.2.5 Факторный анализ

и теория распознавания образов................

174

Литература...................................................................................

179







Глава 5. Методы прогнозирования.................................

181

5.1 Понятие о прогнозировании,

планировании и проектировании.................

181

5.2 Классификация прогнозов...............................

185

5.3 Прогностика в землеустройстве......................

188

5.4 Приёмы прогностики........................................

193

5.4.1 Временные ряды.........................................

204

5.4.2 Оценки экспертов и цепи Маркова.........

216

5.4.3 Эксперимент................................................

228

5.4.4 Верификация прогнозов.............................

233

Литература...................................................................................

235

Глава 6. Опыт исследовательской работы.....................

237

6.1 Пространственный анализ...............................

237

6.2 Комплексная оценка и оптимизация

использования ресурсов.................................

253

6.2.1.Эффективность использования природных

и организационнохозяйственных условий

производства................................................

253

6.2.2.Использование экономико-математических

методов для комплексной оценки

ресурсов через интегральную

производственную мощность

сельскохозяйственных предприятий......

256

6.3.Поиск оптимальных размеров

хозяйств и хозяйственных подразделений....

263

6.3.1 Зерновые хозяйства....................................

264

6.3.2 Каракулеводческие хозяйства...................

267

6.4 Сельское расселение.....................................

277

6.5 Другие исследования.....................................

283

6.5.1 Оценка земель............................................

283

6.5.2 Оценка земель и урожайность зерновых..

285

6.5.3 Номограммы................................................

288

6.5.4 Пакеты программ.......................................

288

Литература...................................................................................










Заключение………………………...……………………

292













Приложения........................................................................

295







1..Государственная программа развития науки Республики Казахстан на 2007-2012 годы. (основные положения)..................................................

296

2..Перечень действующих и разрабатываемых государственных и отраслевых (секторальных) программ на 2007 -2009 годы.......................................

329

3..Отчёт о научно-исследовательской работе...............

338

4..Авторефераты диссертаций (фрагменты)...................

375



Вступление

Удивительные успехи цивилизации основаны, прежде всего, на интеллекте человека. Последний имеет неограниченные возможности и ведет к открытию всё новых и новых тайн природы и общества.

Достижения науки, подчас далёкие от понимания масс людей, в то же время проникают везде и всюду. Наука сумела существенно улучшить жизнь человека. Это стало очевидным для населения, необходимым для экономики, приобрело массовый характер. Ни одна фирма, производящая современные изделия, выполняющая те или иные услуги, не может долго существовать без подпитки науки. Многие крупные концерны имеют свои научно-исследовательские институты, лаборатории, конструкторские бюро. Работа этих учреждений определяет лицо фирмы.

Наука стала составной частью развития общества, необходимым компонентом в бюджетах государств, сферой деятельности больших групп населения, для подготовки к которой в научной сфере необходимы особые усилия и затраты. Отметим, что и использование достижений науки тоже требует специального обучения. В связи с этим, в массах населения созрела и стала основой жизненного успеха уверенность в необходимости получения образования. Отсюда переход высшего образования из удела элиты общества в явление массового порядка.

Имеется ещё одно важное обстоятельство тесно связанное с наукой. Перемены в обществе столь стремительны, что наука подчас отстаёт от быстро меняющихся запросов. И тогда работники министерств, различного рода предприятий, административных органов должны принимать решения без рекомендаций учёных. В этом случае у них есть один вариант: организовать собственное исследование.

Именно поэтому стало нормой проведение научной работы в магистратуре вплоть до написания диссертации. Выпускник магистратуры – магистр, должен уметь поставить и провести исследование в рамках своей специальности. Среди его необходимых качеств должны быть:

  • умение подготовить и написать научную статью;

  • навыки составления научной программы, умение собрать и обработать информацию;

  • знание и умение пользоваться математической статистикой, математическим программированием, компьютерными программами;

  • умение составить прогноз и его верифицировать;

  • умение подготовить доклад и выступить публично.


Главная цель данного учебного пособия – оказать помощь начинающему учёному в подготовке и проведении научного исследования. При этом нужно отметить следующее:

  • ряд важнейших положений анализа и прогноза нужно искать в книгах по статистике, анализу и прогностике,

  • компьютерные программы имеются в других материалах.

Цель диктует содержание.

Учебное пособие состоит из двух частей, 6 глав, 4 приложений. Первая часть пособия посвящена изложению общих положений о науке, её целях, задачах, содержании, методологии. Определённый интерес представляет формулировка законов развития науки.

Методология исследования плавно переходит в ходе изложения материала в методику и всё вместе отражается в предлагаемом процессе исследования.

Автор полагает, что большинство исследований прикладного характера должно опираться на специально разработанную типологию и, достаточно часто, районирование. Этой теме посвящена отдельная глава.

Вторая часть книги продолжает логику изложения, связанную с методикой исследования. В специальной главе освещаются задачи, связанные с организацией исследования. Здесь на первом месте стоит программа исследований. Много места в пособии отведено изложению методики проведения анализа. Заменить массу литературы по математической статистике невозможно (да и не нужно), поэтому в пособии показаны только основные приёмы анализа. Прогнозирование прочно вошло в практику исследований. В отдельной главе излагаются методы прогнозирования. Их количество доходит до сотни и более. Часть этих приёмов показана в книге.

Особый характер носит последняя глава. В ней показана методика исследований на материалах отдельных работ. Здесь и пространственный анализ, и комплексная оценка ресурсов и многое другое.

В книге в качестве приложений можно найти госпрограмму исследований, схему отчёта о научно – исследовательской работе, отдельные фрагменты авторефератов диссертаций. Автор надеется, что это окажет помощь начинающему исследователю.

Часть І ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ НАУКИ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   36

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методология и методика научных исследований icon Современное диссертационное исследование по педагогике оценка качества Книга для эксперта
Книга предназначена для экспертов диссертационных исследований, членов Диссертационных Советов, научных руководителей и научных консультантов,...
Методология и методика научных исследований icon Русский язык и литература
Филология в системе совр гуманист знаний: методология совр литературоведческих исследований
Методология и методика научных исследований icon Методология исследования структуры педагогики
Охватывает цели, содержание, методы, средства и формы обучения способам изобразительной деятельности с одной стороны и образному...
Методология и методика научных исследований icon Философия и методология науки
Курс «Философия и методология науки» входит в состав дисциплин базовой части общенаучного цикла подготовки магистров по направлению...
Методология и методика научных исследований icon Задания для контрольной работы по дисциплине «Основы научных исследований»...
Задание 1 предполагает написание студентами научной статьи по итогам проведенного исследования
Методология и методика научных исследований icon Практические рекомендации по написанию научных статей введение
Научная публикация – основной результат деятельности исследователя. Главная цель научной публикации – сделать работу автора достоянием...
Методология и методика научных исследований icon История и методология изучения культуры, ч. 1
Дисциплина «История и методология изучения культуры» является частью профессионального цикла дисциплин (базовая часть) ооп впо магистратуры...
Методология и методика научных исследований icon Философия и методология науки
«Философия и методология науки» входит в состав дисциплин базовой части общенаучного цикла подготовки магистров по направлению 030600....
Методология и методика научных исследований icon Методика определения диффузионного водорода при сварке покрытыми электродами
За основу взята вакуумная методика (гост 23338-91). Новая установка обладает лучшей чувствительностью измерения и повышенной прочностью....
Методология и методика научных исследований icon Книга предназначена для научных работников в области психологии и...
Настоящая книга содержит изложение экспериментальных исследований, посвященных формированию некоторых сенсорных способностей у детей...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции