Художественные особенности фигурки крылатого медведя из васюганского клада (опыт семантической дешифровки)




Скачать 157.77 Kb.
Название Художественные особенности фигурки крылатого медведя из васюганского клада (опыт семантической дешифровки)
Дата публикации 10.06.2014
Размер 157.77 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > География > Документы
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИГУРКИ КРЫЛАТОГО МЕДВЕДЯ ИЗ ВАСЮГАНСКОГО КЛАДА (ОПЫТ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ДЕШИФРОВКИ)
Богданов М.В.
Среди изделий металлической пластики рёлкинской культуры, входящих в обширный ареал искусства звериного стиля Урала и Западной Сибири, имеется фигурка стоящего на задних лапах крылатого медведя, держащего перед собой антропоморфное существо. В 1958 г. она была доставлена в Музей истории материальной культуры при Томском университете в числе других предметов, происходящих из коллекции бронзовых вещей, найденных на р. Васюган (Среднее Приобье). Более точных сведений о месте находки не имеется.

Фигурка высотой 10,4 см, шириной 11,5 см и толщиной около 1 мм отлита из белой бронзы и отполирована с наружной стороны. Изделие выполнено в сложной технике: плоское туловище, объемная, выступающая вперед голова. Голова медведя полая, вогнутая оборотная сторона не обработана. Крылья трактованы в виде отдельно торчащих перьев, соединенных около концов жгутом. Сверху на крыльях – полукруглые ушки для крепления. Четырехпалые лапы имеют около пальцев углубления, заполненные "жемчужинами". Крылья, нижние конечности медведя и браслеты на них и на левой передней лапе, а также ноги антропоморфного существа декорированы выпуклым жемчужным орнаментом. Аналогично переданы и бусы на шее медведя. На лапах и перьях – ребристые возвышения (рубчики). Передние лапы медведя оформлены гранями.

Представляется возможным, что данное изделие изготавливалось не как подвеска, а крепилось к какой-то поверхности.

Изделие отлито в двусторонней литейной форме, которую, в отличие от закрытой глиняной формы, можно было использовать многократно.

В связи с этим хотелось бы заметить, что изделия, аналогичные описываемому нами, были найдены в 1896 г. при раскопках могильника в окрестностях Томска на берегу р. Малой Киргизки1 и при распашке земли у с. Спасское бывшей Усть-Тартасской волости Томской губернии2. Данные изображения настолько близки в деталях к описываемому нами, что некоторые исследователи предполагают изготовление всех трех изделий одним мастером3. Тождественной является и случайно найденная на р. Тартас подвеска, изображающая крылатого медведя, держащего фигуру человека (фонды МАЭС, колл. № 1226)4.

Изделие выполнено в реалистичной манере. Следует заметить, что реализм, сочетавшийся, правда, с некоторой стилизацией, звериному стилю Среднего Приобья был свойственен более, чем другим районам, занимаемым финно-угорским населением. Вместе с тем допускалась и стилизация. Она характерна как для собирательных, мифических образов (к которым, собственно, и относится рассматриваемое нами изображение), так и для передачи отдельных деталей (схематизм частей тела). К элементам стилизации относится и декорирование изображения "жемчужным" орнаментом, трактовка оперения в виде рубчиков, членение граней и плоских поверхностей, что характерно для орнаментального стиля VI – VIII вв.

Изобразительные элементы бронзовой фигурки медведя из Васюганского клада в своей совокупности представляют большой интерес для изучения знаково-понятийной системы художественной металлической пластики. Анализ изображения требует тщательного подхода, поскольку любое изображение – это своеобразный текст, который можно расшифровать. При этом следует учитывать то обстоятельство, что семантическая дешифровка изображения с позиций знаковой структуры может быть достоверна лишь в том случае, если она проводится комплексным методом с привлечением смежных дисциплин (этнографии, фольклора, лингвистики)5.

Знаковая структура изображения Васюганского медведя состоит из зооморфной основы и дополнительных знаков-индексов. Основой является натуралистичное воспроизведение комплекса естественных признаков животного: видовых, возрастных, половых.

Несмотря на то, что некоторые исследователи относят данное изображение к орнитоморфным идолам, в которых нашел свое отражение культ птиц6, видовые признаки изображенного животного сохраняют облик медведя, весьма близкий к натуре. Особенно близко к натуральному прототипу передана тщательно выполненная голова зверя: форма и пропорции головы, мощная шея, вытянутая вперед морда, заканчивающаяся характерным для изображения медведя в искусстве металлической пластики "пятачком" носа, небольшие арочной формы уши. Пропорции туловища, крупная голова, мощные когтистые лапы, граненая поверхность передних лап, имитирующая, вероятно, густую шерсть зверя, свидетельствуют о том, что изображено взрослое матерое животное.

Очень выразительна поза животного: медведь стоит на задних лапах, голова запрокинута, пасть разинута в крике, передние лапы опираются на плечи антропоморфного персонажа. В естественных условиях в такую позу встают медведи (чаще всего медведицы), отпугивая врагов или защищая свое потомство.

Весьма примечательно, что при очевидном соответствии общего облика животного натуральному прототипу, наблюдаются и определенные нарушения натуры, что никак не может являться случайностью7. Следовательно, данные нарушения – знаки условные. Лапы животного изображены четырехпалыми, тогда как в природе медведи пятипалые. На лапах медведя отсутствует большой палец, что можно считать условным знаком. У селькупов большой палец называется "кагаль-мун" – "человеческая душа", "человек, потерявший большой палец, превращается в зверя"8. Медведь, лишенный большого пальца – оборотень, человек в шкуре медведя, медведь-человек9. Неполный комплект пальцев – знак, отличающий оборотня от простого медведя10.

Кстати говоря, количество пальцев и их расположение на нижних конечностях животного является еще одним доводом в пользу того, что изображенное животное никак не может быть птицей. На изображении четко обозначены четыре когтистых пальца, расположенные в одной плоскости, тогда как у большинства птиц максимальное количество пальцев – четыре (у "бегающих" видов их число уменьшается, к примеру, у дроф – до трех пальцев, у страусов – до двух), причем первый палец обращен назад и противопоставляется остальным11. Таким образом, у птиц в одной плоскости лежит максимум три пальца; в нашем случае их четыре. Если обратиться к изображениям птиц в искусстве художественной металлической пластики, то можно заметить, что в том случае, когда пальцы на лапах птиц обозначены, количество их – не больше трех12.

Определенными знаками-символами являются и украшения у медведя – бусы на шее и браслеты на лапах. По представлениям древних, любой круглый предмет (кольцо, браслет, ожерелье, ошейник и др. – т.е. все, чем окружают) относится к группе предметов "овеществленной магии", поскольку в его основе лежит магический круг, и является талисманом, амулетом-оберегом, символом магической защиты. Главная идея круга заключается в разграничении внутреннего и внешнего пространств, то есть в отделении космоса, порядка от внешнего неорганизованного хаоса. Владеющий таким "круглым" талисманом "окольцован" – находится под защитой, и сам может осуществлять защиту. Следует отметить также почти универсально распространенную связь круга и других круглых форм с женским началом13. Этнографические материалы свидетельствуют об участии браслетов, бус, ошейников и других украшений в ритуальных действах медвежьего культа. Убить "окольцованного" медведя – все равно, что убить человека14.

Особо следует остановиться на бусах, декорирующих шею медведя. Бусы несут еще одну, не менее важную, смысловую нагрузку – определяют пол животного. Поскольку бусы, как правило, являлись женским украшением, то с большой долей вероятности можно утверждать, что изображена женская особь – взрослая, матерая медведица.

Остается решить вопрос, почему медведица изображена с крыльями? Поскольку в древнем искусстве нет и не может быть ничего случайного, то крылья медведицы можно также считать определенным знаком-символом, требующим семантической дешифровки. Как известно, в природе животного с таким комплексом признаков не существует. Следовательно, мы имеем дело с ассоциированным образом, построенным по принципу слияния различных образов (или их частей) в единое целое.

Возможно, что в данном предмете нашли свое отражение сразу два зооморфных культа: культ медведя и культ птицы. В этом случае можно предположить изначальную множественность образа данного персонажа, существование на стадии тотемизма представлений о нескольких родоплеменных предках зоо- и орнитоморфного облика. Существует и другое объяснение наличия крыльев у медведицы. Анализируя сходное изображение крылатой медведицы из села Спасское, Е. И. Оятева пришла к выводу, что таким образом подчеркивается тот факт, что перед нами изображение небожительницы: "Медведица-мать, оставив на земле дочь, поднялась на небо, поэтому она и изображена с крыльями, как небожительница"15. Данное утверждение не лишено оснований, при этом, правда, следует заметить, что крылья – не обязательный атрибут небожителя. Скорее всего, зверино-птичья сущность изображенного персонажа свидетельствует о его обобщающем характере, о слиянии идеи неба с идеей земной природы. В любом случае, перед нами существо, способное летать, что, в сочетании с медвежьим туловищем, говорит о сверхъестественной природе данного персонажа.

Чтобы ответить на вопросы – кем же являются изображенные персонажи? и какое место они занимают в общей системе представлений? – следует обратиться к фольклорным материалам. Однако, прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть образ женщины.

В древнейшем искусстве образ женщины "…занимает второе место после зверя"16. Образ женщины фигурирует во всех мифофольклорных жанрах богатейшей сокровищницы финно-угорских мифологий. Он составляет структурно стройную, постоянно эволюционирующую систему. Любое изменение в обществе влекло за собой и соответствующие изменения в образе женщины. В наиболее архаических пластах мифологий образ женщины, обладающей великой тайной рождения, ассоциировался с Землей-Матерью. Она мыслилась как Мать Природы, некогда родившая и продолжающая рождать все живое. В этой роли облик ее зооантропоморфен. Это вполне закономерно, поскольку только такое существо, соединяющее в себе животное и человека, способно партеногенетически, без участия мужского начала, родить все живое на земле, стать "Матерью зверей и людей", "Великой Матерью – хозяйкой природы" и даже "Матерью богов и людей". "Великие Матери – хозяйки природы" легко меняли свой внешний облик, могли превращаться в животное, растение или даже камень. Что касается зооморфного облика Матери Природы, матери-прародительницы, то у любого народа в качестве прототипа выбирался, как правило, наиболее значимый представитель фауны занимаемого им региона. В процессе эволюции мифологических представлений образ Матери Природы постепенно антропоморфизировался. Однако, как бы не менялся образ женщины, одно оставалось неизменным – рождающее начало. В мифологиях всех народов мира женщина фигурирует как Мать-рожаница, положившая начало роду человеческому.

Древнейший пласт финно-угорской мифологии насыщен свидетельствами существования представлений об органичной взаимосвязи человека и животного, ведущей роли женского начала в процессе творения Природы. Подтверждением этого может служить и наша композиция. Однако для того, чтобы по возможности более точно идентифицировать образы, запечатленные в нашем изображении, следует, как нам кажется, обратиться к мифологии того народа, с территории которого происходит данная находка. Фигурка происходит из клада, найденного на реке Васюган, то есть с территории, населенной хантами. Ханты-мансийская мифология насыщена выразительными примерами, связанными с дальнейшей эволюцией образов Матерей Природы. Так, в образе богини Калташ-эква – жены-сестры верховного бога хантов Нуми-Торума – воплощено много ярких черт, известных по древнейшим – "материнским" – образам. Калташ-эква именовалась "Земная Мать" и, воплощая собой богиню Земли, первоначально, очевидно, и была Землей-Матерью. В плане генезиса образа обращает на себя внимание связь Калташ-эква с архаическим миром тотемных персонажей зооморфного облика. Так, в своем древнейшем прообразе она мыслилась прародительницей хантыйской фратрии Мось (мош). В этом архаическом качестве Калташ-эква принимает зооморфный облик Гусыни (или Зайчихи). Родоначальница второй фратрии Пор – медведица. Ее образ также связан с архаическими Матерями Природы, которые могли принимать зооморфные и орнитоморфные обличия. Согласно тотемическому преданию, первая женщина Пор родилась от медведицы, съевшей зонтичное растение порых (откуда, согласно мифу, и идет название фратрии). Медведицу-родоначальницу убили охотники, взяли ее дочь, маленькую девочку, и воспитали ее. Предвидя свою смерть, медведица-мать заповедала дочери обряды почитания медведя.

Учитывая вышеизложенное, возможным объяснением такого своеобразного «симбиоза» птицы и медведя в Васюганском изображении, с нашей точки зрения, может являться то, что в данном изображении нашли свое отражение две фратрии рода. В этом случае логичным выглядит и декорирующий фигурку точечный орнамент, визуально объединяющий крылья медведицы, ее нижние конечности (до ступней; как уже говорилось, ступни принадлежат именно медведю) и нижнюю половину туловища и ноги (кстати говоря, опять же до ступней) антропоморфного персонажа. Таким образом, в нашем изображении одна фратрия представлена верхней медвежьей половиной туловища и ступнями, а вторая – крыльями и нижней птичьей половиной.

Однако возможно, что в данной композиции нашли отражение сразу два зооморфных культа: культ медведя и культ птицы. В этом случае для древнего скульптора важны были оба тотемных предка; слившись воедино, они образовали существо, соединяющее в себе свойства, которые в таком комплексе в природе в едином существе не существуют, что указывает на сакральное значение данного персонажа.

Кем бы ни было изображенное зооантропоморфное существо – птицей или медведем, одно является бесспорным – пол животного. Как уже говорилось, изображена женская особь, мать-прародительница, родоначальница. Труднее сделать вывод о половой принадлежности антропоморфного персонажа. Исходя только из анализа изображения, сделать однозначных выводов нельзя, поскольку знак пола или какие-либо другие знаки-символы, указывающие на пол данного персонажа (украшения, дополнительные детали костюма и т.д.), отсутствуют. При этом правда, следует обратить внимание на пять овалов, расположенных на груди антропоморфного персонажа. Возможно, это всего лишь пуговицы. Археологические материалы свидетельствуют о том, что верхняя распашная одежда мужчин и женщин, как правило, не имела застежек, но в отдельных случаях удалось зафиксировать использование пуговиц в качестве застежек, в том числе, и круглых металлических пуговиц с петелькой для крепления к одежде17. Но, может оказаться, что пять овалов являются каким-то определенным знаком-символом, расшифровать который пока не представляется возможным (как возможный вариант – 5 душ у мужчин). Вернемся к полу антропоморфного персонажа. Если обратиться к мифологическим материалам, то, по законам мифотворчества, мать-прародительница рождает дочь; у семейной пары рождается сын. Основываясь на подобном заключении, Е. И. Оятева считает антропоморфное существо, запечатленное в сходном изделии из села Спасское, дочерью крылатой медведицы18. Учитывая вышеизложенное, можно заметить, что подобное утверждение не противоречит мифофольклорным материалам: матерью первой женщины фратрии Пор (одной из двух экзогамных группировок ханты и манси) была медведица. Однако, если предположение о том, что в данном изображении нашли свое отражение две фратрии рода верно, то пол антропоморфного персонажа может быть и мужским, поскольку родоначальница второй фратрии Мось – гусыня, родила сына Эква-Пырища (или Мир-Суснэ-Хума (манси); Мир-шэтиви-хо (ханты)), выступавшего в ханты-мансийских мифологии и фольклоре в зооморфном облике гуся19. Примечательно, что в этом случае логичным будет и точечный узор, нанесенный на ноги антропоморфного существа, хорошо согласующийся с "птичьей составляющей" крылатой медведицы. Здесь следует сделать оговорку: по мнению Л. А. Чиндиной, человек изображен до пояса20.

Если определение пола антропоморфного существа вызывает затруднения, то трактовка его взаимосвязи с медведицей однозначна: антропоморфный персонаж является потомком крылатой медведицы. На это указывает меньшее, по сравнению с медведицей, количество пальцев антропоморфного персонажа, что, согласно принципам древнего искусства, является свидетельством того, что запечатленный персонаж стоит рангом ниже на иерархической лестнице.

Обращает на себя внимание и еще один не менее важный знак-символ. Если у медведицы глаза, обозначенные овалами, не имеют зрачков, то у антропоморфного персонажа и глаза, и зрачки гипертрофированно увеличены, что свидетельствует о великой прозорливости данного персонажа, он видит за двоих. Возвращаясь к финно-угорской мифологии, следует отметить, что одной из функций Эква-Пырища было объезжать землю на крылатом всевидящем коне Товлынг-лув, проверяя все ли в мире в порядке, и передавая людям наказы своего отца Нуми-Торума21. Таким образом, "озирающий всю землю" должен был иметь более чем хорошее зрение.

Соответствует нашей трактовке образа крылатой медведицы и предполагаемое назначение данного изделия. Бронзовая фигурка крылатой медведицы – родоначальницы – не индивидуальный амулет-оберег, а родовой фетиш. Подобное заключение основано на том, что, во-первых, персонажи изображены в фас, лицом к зрителю; во-вторых, оборотная сторона отливки не обработана, вероятно, она была скрыта от глаз; в-третьих, специфическая форма данного изделия предполагает крепление его к предмету, имеющему круглое сечение – посоху, столбу; в-четвертых, петли на крыльях свидетельствуют о том, что изделие было предназначено для жесткого закрепления.

В культовых постройках возле очага помещался вертикальный (воршудный) столб, на котором и крепился родовой фетиш. Весьма возможно, что фигурку не постоянно держали на столбе. Размеры ее небольшие, фигурка легко умещается в ладони или может быть закреплена на посохе. Это дает нам основание предполагать, что фигурка могла служить иллюстрацией рассказа о фратриальных родовых предках во время медвежьего праздника.

В заключение хотелось бы заметить, что древнее искусство запечатлело и другие, не менее удивительные, образы синкретичных существ. Так, в могильнике Окуневской культуры у р. Черновой среди изображений, запечатленных на плитах, использованных для строительства могил – каменных ящиков, особое внимание привлекает образ синкретичного существа с головой медведя, телом волка и лапами птицы. Аналогичный персонаж присутствует и в наскальных изображениях Енисея22.

Литература:

  1. Алексеенко Е.А., 1960. Культ медведя у кетов. – СЭ, № 4. М.

  2. Анисимов А.Ф., 1959. Космогонические представления народов Севера. – М.–Л.

  3. Анучин Д.Н., 1899. К истории искусства и верований у приуральской чуди. – МАВГР, III. М.

  4. БСЭ, 1955, т. 35. – М.

  5. Гемуев И.Н., 1985. Некоторые аспекты культа медведя и их археологические параллели. – В кн.: Урало-алтаистика. (Археология. Этнография. Язык). [Сб. ст.] – Новосибирск.

  6. Косарев М.Ф., 1984. Западная Сибирь в древности. – М.

  7. Крыласова Н.Б., 2001. История Прикамского костюма. Костюм средневекового население Пермского Предуралья. – Пермь.

  8. Мифологический словарь, 1991. – Энциклопедия, т. 1. М.

  9. Мифы народов мира, 1992. – Энциклопедия, т. 1–2. М.

  10. Могильников В.А., 1964. Васюганский клад. – СА, № 2. М.

  11. Оборин В.А., Чагин Г.Н., 1988. Искусство Прикамья. Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль. – Пермь.

  12. Оятева Е.И., 1990. Бронзовая фигурка медведя из собрания Строгановых (опыт семантической дешифровки). – АСГЭ, вып. 30. СПб.

  13. Оятева Е.И., 1998. Язык искусства. – АСГЭ, вып. 33. СПб.

  14. Оятева Е.И., 2001. Мифологические персонажи и их отражение в художественной пластике Прикамья I – начала II тыс. н.э. – АСГЭ, вып. 35. СПб.

  15. Столяр А.Д., 1972. Генезис изобразительной деятельности и ее роль в становлении сознания. (К постановке проблемы). – Ранние формы искусства. – М.

  16. Студзицкая С.В., 1987. Искусство Восточной Сибири в эпоху бронзы. – В кн.: Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. – М.

  17. Чиндина Л.А., 1991. История Среднего Приобья в эпоху раннего средневековья (рёлкинская культура). – Томск.


Список сокращений:

АСГЭ – Археологический сборник Государственного Эрмитажа

БСЭ – Большая Советская энциклопедия

МАВГР – Материалы по археологии восточных губерний России

МАЭС – Музей археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета

СА – Советская археология

СЭ – Советская этнография


РЕЗЮМЕ

Богданов Максим Владленович
"Художественные особенности фигурки крылатого медведя из Васюганского клада (опыт семантической дешифровки) "
Резюме

Среди изделий металлической пластики рёлкинской культуры имеется фигурка стоящего на задних лапах крылатого медведя, держащего антропоморфное существо. Она была обнаружена на реке Васюган. Фигурка изготовлена из белой бронзы и отполирована. Изобразительные элементы бронзовой фигурки Васюганского медведя в своей совокупности представляют большой интерес для изучения знаково-понятийной системы художественной металлической пластики. Анализ изображения требует тщательного подхода, поскольку любое изображение – это своеобразный текст, который можно расшифровать.

Bogdanov Maxim Vladlenovich
"Artistic features of the figure of a winged bear from the Vasygan buried treasure (an experience of semantic decoding) "
Summary

Among the objects of small metal plastic art of the Relkinskaya culture there is a figure of standing on the hind feet winged bear, holding an anthropomorphic creature. It was found on the river Vasygan. The figure is made from white bronze and polished. Iconic elements of the bronze figure of the Vasygan bear in the set represent the considerable interest for studying iconic-conceptual system of the metal plastic art. The analysis of the image demands the thorough approach as any image is an original text which can be deciphered.


1 Анучин Д.Н. К истории искусства и верований у приуральской чуди. МАВГР, III. М., 1899. С. 127, 128.

2 Там же. С.127, 128.

3 Могильников В.А. Васюганский клад. СА, № 2. М., 1964. С. 229.

4 Чиндина Л.А. История Среднего Приобья в эпоху раннего средневековья (рёлкинская культура). Томск, 1991. С. 60.

5 Оятева Е.И. Бронзовая фигурка медведя из собрания Строгановых (опыт семантической дешифровки). Археологический сборник Государственного Эрмитажа (далее АСГЭ), вып. 30. СПб., 1990. С. 110.

6 Косарев М.Ф. Западная Сибирь в древности. М., 1984. С. 187, 188.

7 Оятева Е.И. Язык искусства. АСГЭ, вып. 33. СПб., 1998. С. 142.

8 Анисимов А.Ф. Космогонические представления народов Севера. М.–Л., 1959. С. 32, 33.

9 Оятева Е.И. Бронзовая фигурка медведя из собрания Строгановых (опыт семантической дешифровки). АСГЭ, вып. 30. СПб., 1990. С. 110.

10 Гемуев И.Н. Некоторые аспекты культа медведя и их археологические параллели. В кн.: Урало-алтаистика. (Археология. Этнография. Язык). [Сб. ст.] Новосибирск, 1985. С. 140, 141.

11 Большая Советская Энциклопедия. Т. 35. М., 1955. С. 266.

12 Оборин В.А., Чагин Г.Н. Искусство Прикамья. Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль. Пермь, 1988. Рис. 3, с. 55; рис. 5, с. 56; рис. 13, с. 59 и др.

13 Мифы народов мира: B 2 ч. Гл. редактор С.А.Токарев. Т. 2. М., 1992. С. 19.

14 Алексеенко Е.А. Культ медведя у кетов. СЭ, № 4. М., 1960. С. 92, 93.

15 Оятева Е.И. Мифологические персонажи и их отражение в художественной пластике Прикамья I – начала II тыс. н.э. АСГЭ, вып. 35. СПб., 2001. С. 161.

16 Столяр А.Д. Генезис изобразительной деятельности и ее роль в становлении сознания. (К постановке проблемы). Ранние формы искусства. М., 1972. С. 54

17 Крыласова Н.Б. История Прикамского костюма. Костюм средневекового население Пермского Предуралья. Пермь, 2001. С. 45, 48–50.

18 Оятева Е.И. Мифологические персонажи и их отражение в художественной пластике Прикамья I – начала II тыс. н.э. АСГЭ, вып. 35. СПб., 2001. С. 160, 161.

19 Мифологический словарь. Гл. редактор Е.М. Мелетинский. М., 1991. С. 368.

20 Чиндина Л.А. История Среднего Приобья в эпоху раннего средневековья (рёлкинская культура). Томск, 1991. С. 60.

21 Мифологический словарь. Гл. редактор Е.М. Мелетинский. М., 1991. С. 367.

22 Студзицкая С.В. Искусство Восточной Сибири в эпоху бронзы. В кн.: Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987. С. 350.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Художественные особенности фигурки крылатого медведя из васюганского клада (опыт семантической дешифровки) icon Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что...
Вот эти особенности речевой структуры и дают основание называть ее выразительной
Художественные особенности фигурки крылатого медведя из васюганского клада (опыт семантической дешифровки) icon Детская литература
Сказки А. С. Пушкина в детском чтении. Их идейно-художественные особенности. А. Ахматова и С. Маршак о сказках Пушкина
Художественные особенности фигурки крылатого медведя из васюганского клада (опыт семантической дешифровки) icon К. В. Юрова, филологический факультет, 4 курс
Художественные особенности экфрасиса (экфразы) в романах дэна брауна «код да винчи», артуро перес-реверте «фламандская доска» и евы...
Художественные особенности фигурки крылатого медведя из васюганского клада (опыт семантической дешифровки) icon Особенности эпохи возрождения
Невозможно представить себе современные нравственные ценности и принципы, если не учитывать, что их фундамент был заложен в гуманистической...
Художественные особенности фигурки крылатого медведя из васюганского клада (опыт семантической дешифровки) icon Гриневич Геннадий Станиславович Праславянская письменность (результаты дешифровки)
Ответственный за выпуск В. Г. Родионов (главный редактор журнала «Русская Мысль»)
Художественные особенности фигурки крылатого медведя из васюганского клада (опыт семантической дешифровки) icon Вопросы для подготовки к вступительному испытанию по литературе
Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. “Слово о полку Игореве”. История открытия “Слова о...
Художественные особенности фигурки крылатого медведя из васюганского клада (опыт семантической дешифровки) icon Интеллектуальная игра По русскому языку
Оборудование. Ребусы, фигурки "Умник" и "Умница", рисунок с изображениями Петрушки и Буратино, карточки со скороговорками, бумага,...
Художественные особенности фигурки крылатого медведя из васюганского клада (опыт семантической дешифровки) icon Рабочая учебная программа по литературе в 9 классе Программу составила учитель литературы
Художественные тексты рассматриваются как воплощение авторского замысла в образной форме и осознаются через личностное восприятие...
Художественные особенности фигурки крылатого медведя из васюганского клада (опыт семантической дешифровки) icon Каковы цели и задачи сопоставительного изучения лексики?
...
Художественные особенности фигурки крылатого медведя из васюганского клада (опыт семантической дешифровки) icon Контрольная работа по дисциплине: Культурология на тему: «Особенности...
Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции