Скачать 1.14 Mb.
|
Обзор экосистемы и биоразнообразия Каспийского моря Введение Каспийское море – самый большой в мире бессточный внутренний водоём, водосборный бассейн которого расположен в пределах различных ландшафтных зон и покрывает площадь примерно в пять раз превышающую площадь самого Каспия. «Море» обладает ценным эндемичным биологическим разнообразием, определяющим наличие уникальных биоресурсов, служит местом зимовки, размножения и транзита для миллионов птиц. Каспий давно и активно используется как для эксплуатации биоресурсов, так и для разработки значительных месторождений углеводородов. Каспийское море является узлом развивающихся транспортных систем «Север-Юг» и «Восток-Запад». Многие участки каспийского побережья имеют выдающееся рекреационное и бальнеологическое значение. Освоение ценных природных ресурсов Каспия осуществляется на фоне нарастания антропогенного загрязнения морских вод и обострения экологических проблем побережья, вызванного продолжавшимся в период 1978-1995 годов подъемом уровня. Состояние морской среды Каспия подвержено неблагоприятному воздействию впадающих рек, приносящих значительные и разнообразные загрязнения. Загрязнение каспийских вод стойкими опасными веществами, включая тяжёлые металлы и углеводороды; деградация и опустынивание прибрежных территорий; потеря нерестилищ и целостности многих ценных местообитаний каспийской биоты; нерациональная эксплуатация биологических ресурсов и криминальный промысел; проникновение и распространение инвазивных чужеродных видов; затопление и разрушение прибрежных объектов вследствие высокого стояния уровня моря, а также риски нефтяных загрязнений в результате возможных чрезвычайных ситуаций при её добыче и транспортировке составляют серьёзную угрозу для морской среды Каспия. В Российской Федерации накоплен огромный объем исходной информации по биологическому разнообразию Каспийского моря, который хранится в фондах научно-исследовательских институтов, организациях Росгидромета, сельскохозяйственной и санитарно-эпидимической службы, в архивах различных экспедиций. Однако, при всем обилии данных корректный анализ состояния биологического разнообразия, опирающийся на верифицируемые источники оказался весьма затруднителен. Как показал опыт подготовки в 2000 г. в рамках КЭП Национального доклада "Состояние и сохранение биологического и ландшафтного разнообразия Прикаспийского региона", основной проблемой достижения этой цели является отсутствие организованной информации на различных уровнях управления состоянием окружающей среды, интеграция которой могла привести к сравнимым результатам. Сложность оценок текущего состояния биоразнообразия определяется так же слабостью критериальной системы выделения таких объектов как сообщества, ландшафты, местообитания, отсутствие достаточно четких критериев в оценке их значимости, вклада в сохранение разнообразия. Но основная трудность все-таки связана с отсутствием необходимой основы: карт распространения видов с соответствующей базой данных, карт местообитаний и сообществ и т.п. Поэтому указанный Национальный доклад, подготовленный по данным КаспНИИРХа, Института водных проблем РАН, Института прикладной экологии Республики Дагестан, Зоологического института РАН, МГУ, других организаций, а также по информации, полученной компиляций литературных источников и собственных материалов экспертов, содержал лишь качественные оценки, а содержащиеся в нем выводы, имели в основном качественный характер. Тем не менее, сводка указанного Национального доклада, опубликованная в 2002 г. в качестве основных разделов монографии «Современное состояние и факторы, определяющие биологическое и ландшафтное разнообразие Волжско-Каспийского региона России», остается важной отправной точкой для оценки динамики биологического и ландшафтного разнообразия региона. В XIX веке исследования по биологическому разнообразию Прикаспийского региона России осуществлялись различными организациями в рамках национальных и международных программ. В аспекте проблем сохранения биоразнообразия как основы рыбохозяйственного значения Каспия комплекс исследований продолжает КаспНИРХ, который публикует сводные результаты исследований и прогноза промысловой базы на регулярной основе. Кроме ведомственных рыбохозяйственных исследований, с вопросами биологического разнообразия Каспия связаны работы академических институтов и центров Москвы (Институт океанологии РАН), Санкт-Петербурга (Зоологический институт РАН), Махачкалы и Ростова-на-Дону, а также университетов региона, входящих в международную Ассоциацию прикаспийских университетов. Важная информация по биоразнообразию собирается нетегазовыми компаниями в ходе инженерно-экологических изысканий при подготовке к эксплуатации нефтяных месторождений на Каспии и в ходе производственного экологического мониторинга. В рамках КЭП в Зоологическом институте РАН в 2006 году была создана сводная база данных по биологическому разнообразию Каспия1, которая не обновлялась с октября 2006 года, но сохраняет свое базовое значение для исследований всего Каспия. Важные исследования по состоянию биоразнообразия прибрежных районов Каспия были выполнены в рамках КЭП и запланированы в деятельности Ассоциации прикаспийских университетов. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о биологическом разнообразии (КБР) 17 февраля 1995 г. Первый Национальный доклад по сохранению биоразнообразия был подготовлен в 1997 г. В настоящее время подготовлен уже 4-й Национальный доклад. Ратификация Конвенции и последующая законотворческая деятельность в этой области (принятие Законов об охраняемых территориях, о животном мире и др.) стало вехой в развитии национальной политики в области сохранения биоразнообразия. В России реализуется «Национальная стратегия сохранения биоразнообразия Российской Федерации» 2001 г., предусматривающая деятельность в сфере сохранения биоразнообразия на популяционно-видовом и экосистемном уровнях. В 2002 г. Правительство одобрило «Экологическую доктрину Российской Федерации», содержащую комплексные основы для поддержания здоровой окружающей среды и достижения устойчивого развития в стране. Проблемы сохранения биологического разнообразия зачастую имеют важный глобальный аспект и требуют адекватного научного обеспечения. Институты РАН, университеты, а также некоторые ведомственные научно-исследовательские институты обеспечивают научную поддержку деятельности по сохранению биоразнообразия. Природоохранные НПО являются активными заинтересованными сторонами в процессе выработки и выполнения долговременной национальной стратегии по сохранению биоразнообразия. В 2003-2008 гг. получены обширные результаты исследований по крупнейшим в истории академических исследований программам «Биоразнообразие – Научные основы сохранения биоразнообразия России» и «Фундаментальные основы управления биологическими ресурсами» (научный руководитель академик Д.С. Павлов»), в которой приняли участие практически все академические институты биологического и часть институтов географического профиля, а также правоведы, экономисты и социологи; важные результаты были получены по инвентаризации разнообразия растительного и животного мира России; изучению современной динамики биоразнообразия, определяющих ее факторов и механизмов воздействия; по эволюции и средообразующим функциям биоразнообразия, методологическим основам мониторинга биоразнообразия; генетическим основам сохранения биоразнообразия; принципам и технологиям сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов; социально-экономическим механизмам сохранения биоразнообразия и др. Проблемы глобального изменения климата и проблемы опустынивания и деградации земель не могут не сказываться на состоянии биоразнообразия. В частности, проблема деградации земель в Астраханской области стоит достаточно остро. До 20% земель области подвержены деградации. В том числе, отсутствие регулирования посещения отдыхающими Волго-Ахтубинской поймы, приводит к вытаптыванию травяного покрова и уничтожению древесной растительности. Уплотнение почвы сопровождается ухудшением ее структуры и уменьшением скважности на 18-20 % с резким ухудшением полезной жизнедеятельности почвенных организмов. В то же время, в виду отсутствия финансирования почвенные обследования не ведутся в течение 15 лет и не планируются, достаточной информации о состоянии земель нет. Отсутствует адекватная региональная нормативно-правовая база в области сохранения биоразнообразия. За редким исключением, связанным с работами по разведению сайгака в неволе в Астраханской области, отсутствуют и региональные программы по сохранению биоразнообразия. Самым значимым для Астраханской области можно считать тематический проект ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги». Пути решения проблем наращивания национального потенциала выполнения КБР в Прикаспийском регионе Российской Федерации рассматриваются, кроме прочего, в проекте ЮНЕП по оценке российского потенциала выполнения обязательств по глобальным конвенциям Рио. Стратегические вопросы совершенствования деятельности морских заповедников в Российской Федерации, включая расположенные в рассматриваемом регионе, рассматриваются в рамках тематического проекта ПРООН/ГЭФ. Завершается подготовка проекта протокола по сохранению биологического разнообразия Каспийского моря к Тегеранской Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря, призванного стать международно-правовой основой активизации регионального сотрудничества в рассматриваемой области. По данным 4-го российского Национального доклада по биоразнообразию (см. таблицу), биологическое разнообразие Каспия значительно уступает расположенным в той же широтной зоне морям – Японскому и даже распресненному внутреннему Черному, превосходя при этом внутренние Азовское и, особенно, Балтийское моря:
При этом, в российском обществе в целом по-прежнему биоразнообразие оценивается во многом с потребительской точки зрения – как источник продукции, которую можно продать (лес, рыба, морепродукты, пушнина и т.п.), а основная часть ценности природных экосистем – их биосферная функция и экосистемные услуги – до сих пор в экономической практике не учитывается. Кроме того, темпы создания федеральной системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) не успевают за темпами хозяйственного освоения новых земель. При этом, специфика формирования адекватной системы прибрежных и морских ООПТ Прикаспийского региона России, кроме прочего, связана с трансграничным характером экологических проблем этого региона и необходимостью эффективных форм и специальнх инструментов практического природоохранного сотрудничества заинтересованных прикаспийских стран. В целом для российской национальной законодательной базы сохранения биоразнообразия свойственны: 1. снижение эффективности природоохранного законодательства и правоприменения в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия, что повлекло за собой рост числа экологических преступлений в сфере нелегального использования биоразнообразия и биоресурсов в условиях экономического кризиса, роста безработицы и бедности местного населения; и 2. замедление темпов формирования регионального законодательства в области сохранения, восстановления и устойчивого использования природно-ресурсного комплекса, в том числе ресурсов биоразнообразия. В области внедрения новых экономических механизмов охраны живой природы отмечаются: 1 недостаточный учет экономической ценности природных экосистем, их биосферных функций и экосистемных услуг; и 2. медленное внедрение новых экономических механизмов регулирования природопользования и охраны природы. Для государственного природоохранного управления характерно: 1. снижение числа работников органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия и биоресурсов; и 2. снижение вклада предприятий и областных бюджетов в финансирование природоохранных мероприятий в ряде регионов. В области развития территориальной охраны природы Докладом отмечено: 1. замедление темпов развития сети особо охраняемых природных территорий, в т.ч. морских заповедников, национальных парков и заказников, охраняющих водные экосистемы; 2. сокращение объемов научных и мониторинговых исследований на базе федеральных особо охраняемых природных территорий; 3. рост числа специалистов (на 2008 г. - более 500) по экологическому просвещению, специальных отделов эколого-просветительской деятельности (более 100), музеев природы (около 90) и визит-центров (120) в заповедниках и национальных парках Российской Федерации, что обеспечивает высокие темпы развития рекреационной и эколого-просветительской деятельности; и 4. рост объемов государственного финансирования и самофинансирования деятельности заповедников и национальных парков за счет привлечения дополнительных средств из разных источников, в том числе за счет коммерческой деятельности. В области практических действий по сохранению биоразнообразия, в том числе охраны редких видов растений и животных отмечен: 1. рост числа субъектов Федерации, осуществляющих государственный мониторинг и контроль состояния популяций редких видов животных и растений на своей территории за счет законодательного утверждения перечня видов, нуждающихся в охране и издания региональной Красной книги; 2. позитивные сдвиги (стабилизация и\или рост численности) в сохранении отдельных видов редких видов животных (уссурийского тигра, сурка-байбака, некоторых видов водоплавающих и хищных птиц); и 3. рост интенсивности инвазий чужеродных видов растений и животных в сухопутные и морские экосистемы, особенно в Южном, Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах. В области сохранения и устойчивого использования биологических ресурсов выявлен: 1. заметный рост численности большинства видов наземной промысловой фауны за счет некоторого снижения промысловых нагрузок, забрасывания сельскохозяйственных угодий и депопуляции в отдельных регионах; 2. снижение промысловых запасов некоторых объектов промыслового рыболовства и морских биоресурсов, в т.ч. осетровых, сиговых и лососевых рыб, промысловых видов крабов и моллюсков; 3. увеличение доли ресурсов растительного и животного мира в бюджетах семей сельского и поселкового населения; и 4. рост доходов и занятости местного населения в промысловой рекреации (охота, спортивное рыболовство, сельский, научный и экологический туризм и пр.), особенно в Волго-Ахтубинской пойме и дельте Волги, на Байкальской природной территории, Приморском крае, Камчатской области и др. В рамках национальной экологической политики начала XXI-го века в области сохранения биологического разнообразия: 1. успешно действовали программы по развитию территориальной охраны (расширялась сеть федеральных и создавалась сеть региональных охраняемых природных территорий, резервировались земли для их создания); 2. действовали нормативные положения новой версии Красной книги Российской Федерации, реализовывались стратегические федеральные и региональные программы по спасению редких видов; создавались региональные Красные книги; 3. создана хорошая научная база для практических действий в области охраны живой природы за счет расширения тематики академической и вузовской науки в области сохранения биоразнообразия; 4. был распространен позитивный опыт внедрения экономических механизмов сохранения биоразнообразия, развития экологически ориентированного малого бизнеса, альтернативных форм хозяйствования на региональных ООПТ; 5. была создана информационная сеть для поддержки действий по охране живой природы в России (новые Интернет-ресурсы, периодические издания). По оценке Национального доклада все это позволило существенно снизить негативные последствия наметившихся отрицательных трендов и тенденций и поддержать позитивные тенденции в сохранении биоразнообразия, а именно:
Отмеченные особенности и результаты выполнения национальной экологической политики самым непосредственным образом отражаются в разнообразной деятельности по сохранению биоразнообразия Каспийского моря и его бассейна, определяющих рыбохозяйственное значение Каспия, а также прибрежных районов прикаспийских субъектов Российской Федерации. |
; 551. 46 Результаты экогеохимических исследований донных осадков... Институт океанологии им. П. П. Ширшова ран, 119891, Москва, Нахимовский пр-кт,36 |
; 551. 46 Результаты экогеохимических исследований донных осадков... Институт океанологии им. П. П. Ширшова ран, 119891, Москва, Нахимовский пр-кт,36 |
||
Урок-беседа «тема моря в русской музыке и литературе XIX века» Задачи: познакомить с описанием моря и литературе и музыке, в процессе беседы провести параллели в этих описаниях. На примере прослушанных... |
«Обзор современной литературы» Новолакской гимназии в рамках Года Культуры состоялась читательская конференция учащихся 10-11 классов на тему: «Обзор современной... |
||
Тема: обзор литературы Краткий обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство начинающего исследователя со специальной литературой, умение... |
Обзор особенностей работы в условиях указанной технологии Описание... Выбор оборудования, обзор возможностей и технических характеристик выбранного оборудования |
||
А. К. Платонов Порядок разработки программной продукции. Обзор норма Порядок разработки программной продукции. Обзор нормативной документации: учебно-методическое пособие / сост.: А. А. Решетников;... |
Малый город: вопросы экологии и промышленного развития Камбарка, Удмуртская республика) и др. Очевидно, что побочные продукты того или иного промышленного производства загрязняют окружающую... |
||
Обзор исследований в области искусственного интеллекта Обзор исследований в области искусственного интеллекта глава представление знаний |
Тензин Гьяцо Мир тибетского буддизма. Обзор его философии и практики «Мир тибетского буддизма. Обзор его философии и практики»: Нартанг; С. Петербург; 2002 |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |