Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физика» в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году» I. Общие положения




Скачать 296.39 Kb.
НазваниеИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физика» в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году» I. Общие положения
страница1/3
Дата публикации26.09.2014
Размер296.39 Kb.
ТипИнструктивно-методическое письмо
literature-edu.ru > Физика > Инструктивно-методическое письмо
  1   2   3


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель 

Министра образования

Республики Беларусь

______________В.А. Будкевич

«25» июня 2014 г.
Инструктивно-методическое письмо

Министерства образования Республики Беларусь
«Об организации образовательного процесса при изучении  учебного предмета «Физика» в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году»

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основными целями и задачами общего среднего физического образования являются:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий, подготовка учащихся к полноценной жизни в обществе;

  • развитие представлений о физике как части общечеловеческой культуры, ее значимости для общественного прогресса, идеях и методах физической науки, границах применимости физических законов и теорий, роли выдающихся ученых в развитии физики;

  • освоение системы знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;

  • формирование основ научного мировоззрения, нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса, понимания значимости физики для развития техники и общественного прогресса, для установления гармонии между человеком и природой;

  • овладение исследовательскими умениями проводить наблюдения, планировать, выполнять и оценивать результаты физических экспериментов, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; оценивать достоверность естественнонаучной информации; использовать физические знания в практической деятельности;

  • овладение умениями применять полученные знания для обеспечения безопасности жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за сохранение окружающей среды.


II. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.

2. Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283.

3. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38.

4. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206.
III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ образовательного процесса по учебному предмету «Физика»

В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Кодекса Республики Беларусь об образовании требования к содержанию учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, организации образовательного процесса, максимальному объему учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников определяются образовательными стандартами общего среднего образования.

1. Учебно-программная документация образовательных программ общего среднего образования.

1.1. Типовые учебные планы учреждений общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26 августа 2011 г. № 241.

Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования предусмотрено следующее количество часов в неделю по классам на изучение:

Вид

учреждения общего среднего образования

Количество учебных часов в неделю по классам

VI

VII

VIII

IX

X

XI

базовая школа

средняя школа

школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

санаторная школа-интернат

учебно-педагогический комплекс

1

2

2

2

2

2

кадетское училище





2

2

2

2

гимназия

гимназия-интернат

1

2

2

2

2 (4 – для физико-математического направления)

2 (4 – для физико-математического направления)

суворовское училище



2

2

2

4

2*

4

2*

специализированный лицей



2

2

2

4


4

лицей









2 (4 – для физико-математического направления)

2 (4 – для физико-математического направления)

Обучение на дому (для всех видов учреждений общего среднего образования)

0,5


1


1


1,5


1,5


1,5


Примечание. Символом*  отмечено  количество учебных часов в неделю в специализированных по спорту классах.
В X-XI вечерних классах на изучение учебного предмета «Физика» отводится по 1 учебному часу в неделю; в XII вечернем классе - 2 учебных часа в неделю.

Обращаем внимание, что в 2014/2015 учебном году в соответствии с Методическими рекомендациями по организации изучения отдельных учебных предметов на повышенном уровне в средней школе, утвержденными Министром образования Республики Беларусь от 29.03.2013 № І-06-19/28 (размещены на сайте Министерства образования Республики Беларусь, напечатаны в «Настаўніцкай газеце» от 04.04.2013 и в Сборнике нормативных документов № 9, 2013 год), по желанию законных представителей учащихся и решению учредителя учреждения образования возможно изучение учебного предмета «Физика» на повышенном уровне в Х и ХI классах в объеме 4 учебных часов в неделю.

Дополнительные учебные часы, установленные Типовыми учебными планами гимназии, гимназии-интерната, суворовского училища, специализированного лицея и лицея на изучение учебного предмета «Физика» на повышенном уровне в X и XI классах физико-математического направления, предназначены для более глубокого изучения тем, определенных учебной программой.

1.2. Учебные программы:

Учебные программы для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения. Физика, VI XI классы. Астрономия, XI класс (Минск: Национальный институт образования, 2012).

Распределение времени по темам в учебной программе является примерным. Учителю предоставляется право изменять последовательность изучения вопросов в пределах темы, а также использовать по своему усмотрению резервное время.

Информируем, что указанные выше учебно-программная документация, технические нормативные правовые и нормативные правовые акты размещены на сайте Министерства образования (edu.gov.by) и на сайте Национального института образования (www.adu.by).
2. Учебники и учебные пособия.

В 2014/2015 учебном году для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения рекомендованы следующие учебные пособия:
VI класс

Физика: учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения / Л.А.Исаченкова, И.Э.Слесарь. – Минск: Народная асвета, 2010.

VII класс

Физика: учебник для 7 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения / Л.А.Исаченкова, Ю.Д.Лещинский; под ред. Л.А.Исаченковой. – Минск: Народная асвета, 2013.

Сборник задач по физике: учебное пособие для 7 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения / Ю.И.Гладков [и др.]. Минск: Национальный институт образования, 2012.

VIII класс

Физика: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения / Л.А.Исаченкова, Ю.Д.Лещинский; под ред. Л.А.Исаченковой. – Минск: Народная асвета, 2010.

Сборник задач по физике: учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения / Л.А.Исаченкова, И.Э.Слесарь. Минск: Национальный институт образования, 2012.

IX класс

Физика: учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения / Л.А.Исаченкова, Г.В.Пальчик, А.А.Сокольский; под ред. А.А.Сокольского. – Минск: Народная асвета, 2010.

Сборник задач по физике: учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения / Л.А.Исаченкова, Г.В.Пальчик, В.В.Дорофейчик. Минск: Национальный институт образования, 2012.

X класс

Физика: учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения / Е.В.Громыко [и др.]. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2013.

XI класс

Физика: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения / В.В.Жилко, Л.Г.Маркович. – Минск: Народная асвета, 2014.
3. Учебно-методическая документация.

3.1. Календарно-тематическое планирование.

В помощь учителю разработано примерное календарно-тематическое планирование «Физика, VI–XI классы» из сборника «Примерное календарно-тематическое планирование. Физика. Астрономия: VI–XI классы» (Минск: Национальный институт образования, «Аверсэв», 2014), в котором предлагается примерное распределение учебных часов по темам. Учитель может использовать предлагаемое планирование без изменений (в этом случае календарно-тематическое планирование не нужно переписывать). В то же время он имеет право в пределах учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета, вносить в планирование изменения с учетом особенностей класса.

При изучении учебного предмета «Физика» на повышенном уровне в X и XI классах средних школ рекомендуем использовать календарно-тематическое планирование для X и XI классов гимназии, гимназии-интерната, суворовского училища, специализированного лицея, лицея (физико-математическое направление).
3.2. Учебно-методические комплексы для факультативных занятий.

Для проведения факультативных занятий предлагается руководствоваться учебными программами и учебно-методическими комплексами, рекомендованными Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь:

Е.В.Захаревич. «Измерять – значит познавать», VI класс;

Л.А.Исаченкова, Г.В.Пальчик, З.И.Мороз. «Наблюдай и исследуй сам», VII класс;

Л.А.Исаченкова, Г.В.Пальчик, З.И.Мороз. «Физика вокруг нас», VIII класс;

В.А.Пенязь, В.В.Дорофейчик. «Простые решения сложных задач», IX класс;

В.В.Жилко, Л.Г.Маркович. «Решение творческих задач», X класс;

В.И.Анцулевич. «Повторяя физику, проверяю себя», XI класс.

Учебные программы и методические рекомендации для учителей указанных учебно-методических комплексов изданы в 2010, 2011, 2014 годах издательством «Аверсэв» в двух сборниках (Факультативные занятия. Физика. 6-8 классы: пособие для учителей; Факультативные занятия. Физика. 9-11 классы: пособие для учителей), а дидактические материалы для учащихся – отдельно для каждого класса в виде рабочей тетради.

Данными комплексами в обязательном порядке должны быть обеспечены библиотеки учреждений образования.

Следует отметить, что с целью повышения качества образования при проведении факультативных занятий рекомендуется соблюдать преемственность в системе двух форм учебной работы: учебных занятий, на которых учебный материал рассматривается на базовом уровне, и факультативных занятий, призванных обеспечить повышенный уровень владения знаниями.

Тексты учебных программ факультативных занятий размещены на сайтах Министерства образования Республики Беларусь (edu.gov.by) и Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» (www.adu.by).

Кроме указанных выше учебно-методических комплексов, при организации факультативных занятий по физике могут быть реализованы учебные программы факультативных занятий, утвержденные в установленном порядке и размещенные на сайтах Министерства образования Республики Беларусь (edu.gov.by) и Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» (www.adu.by).
3.3. Контрольно-измерительные материалы.

Рекомендуются следующие контрольно-измерительные материалы:

VI - IX классы

Физика. Контрольные и самостоятельные работы. 6–9 классы / Л.А.Исаченкова [и др.]. – Минск: Аверсэв, 2012, 2013, 2014.

X - XI классы

Физика. Контрольные и самостоятельные работы. 10–11 классы / В.В.Жилко [и др.]. – Минск: Аверсэв, 2012, 2013, 2014.
3.4. Электронные средства обучения.

Рекомендуются следующие электронные средства обучения отраслевого фонда программных средств учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь»:

Физика. 7 класс*

Республика Беларусь. МедиуМ, 2005

Физика. 8 класс*

Республика Беларусь. МедиуМ, 2006

Физика. Волновая оптика. Комплект компьютерных моделей*

Полоцкий государственный университет, 2008

Физика. Электричество. Виртуальная лаборатория*

Полоцкий государственный университет, 2008

ПМК «Наглядная физика. 9 класс»

Республика Беларусь. Инфотриумф, 2007

ПМК «Наглядная физика. Часть 2»

Республика Беларусь. Инфотриумф, 2009

ПМК «Квантовая физика. 11 класс» *

Республика Беларусь. Инфотриумф, 2011

Уроки физики КиМ для 5–6 классов

Российская Федерация / КиМ

Уроки физики КиМ для 7–8 классов

Российская Федерация / КиМ

Уроки физики КиМ для 9 класса

Российская Федерация / КиМ

Уроки физики КиМ для 10 класса

Российская Федерация / КиМ

Уроки физики КиМ для 11 класса

Российская Федерация / КиМ

Открытая физика 2.6. Часть 1. Часть 2

Российская Федерация / Физикон, 2000–2008

REDSHIFT

Российская Федерация / Новый диск

Примечание. Символом* отмечены ЭСО, которые разработаны за счет средств республиканского бюджета и распространяются бесплатно для учреждений образования Республики Беларусь.
3.5. Дидактические сценарии уроков.

Рекомендуются следующие сценарии уроков:

Уроки физики в 6-11 классах / В.И.Анцулевич [и др.]; под общей ред. А.В.Киселевой. – Минск: Аверсэв, 2014.
3.6. Учебно-методические издания.

Рекомендуются следующие учебно-методические пособия по физике:
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физика» в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году» I. Общие положения iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
«Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Математика» в учреждениях общего среднего образования в...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физика» в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году» I. Общие положения iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Освоение химических знаний на основе важнейших законов, теорий, понятий для объяснения природных и техногенных процессов

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физика» в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году» I. Общие положения iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Обязательный для изучения иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) определяется учредителем учреждения...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физика» в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году» I. Общие положения iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
«Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов «Всемирная история» и «История Беларуси» в учреждениях общего...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физика» в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году» I. Общие положения iconВ. А. Будкевич «25» июня 2014 г
Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета ”Физическая культура и здоровье“ и физкультурно-оздоровительных...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физика» в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году» I. Общие положения iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования на изучение учебного предмета «Информатика» во всех видах учреждений...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физика» в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году» I. Общие положения iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Изучение учебного предмета «Музыка» осуществляется в I–iv классах в количестве 1 часа в неделю

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физика» в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году» I. Общие положения iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Учебный предмет «Информатика» изучается в vi–xi классах учреждений общего среднего образования

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физика» в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году» I. Общие положения iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Обязательный для изучения иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) определяется учредителем учреждения...

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физика» в учреждениях общего среднего образования в 2014/2015 учебном году» I. Общие положения iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Обязательный для изучения иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) определяется учредителем учреждения...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции