В. В. Чхивадзе государственный финансовый контроль




Скачать 480.26 Kb.
Название В. В. Чхивадзе государственный финансовый контроль
страница 1/5
Дата публикации 11.05.2014
Размер 480.26 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Финансы > Документы
  1   2   3   4   5
В.В. Чхивадзе

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 1
Во всех развитых странах существует сложившаяся система государственного финансового контроля, которая имеет свои особенности, обусловленные историческим типом государства и соответствующим этапом его развития. История свидетельствует, что контрольно-ревизионная деятельность в Европе имеет продолжительную историю. При этом исторический период функционирования органов финансового контроля в различных странах варьируется от десятков лет до столетий.

Первые органы финансового контроля в зарубежных странах возникли в начале XIV в. Так, в 1314 г. была учреждена должность Генерального контролера государственной казны Англии 2. В 1319 г. была учреждена Счетная палата Франции 3. Счетная палата Королевства Наварры, предшественница современной Счетной палаты Испании, была основана Карлом II Наварским, который в 1365 г. решил систематизировать и упорядочить финансово-экономическую отчетность Королевства 4.

В 1761 г. в Австро-Венгрии основана "Счетная камера" как предшественница современной палаты Австрии, для того, чтобы "вытащить на свет все отклонения, допущенные в государственных финансах, особенно в статье расходов" 5. Институт Генерального Аудитора был учрежден Конституцией 1814 г. как контрольный орган норвежского Парламента6. В 1862 г. была образована Счетная палата Италии.

В начале XX в. была создана иная модель финансового контроля, связанная с провозглашением независимости финансового контроля и получившая распространение не только в Европе, но и на других континентах 7. Эта модель была закреплена в Конституции Австрии от 10 ноября 1920 г., в которой содержится раздел, посвященный принципам государственного контроля за расчетной и финансовой деятельностью, в рамках которого статус высшего органа финансового контроля определяется следующим образом: "Счетная палата независима от Федерального правительства и правительств земель и подчиняется только положениям закона"8 . В 1921 г. было создано Генеральное бюджетно-контрольное управление в США как независимое политическое агентство в рамках законодательной власти.

Во второй половине XX в. в силу ряда объективных причин процесс в области применения финансового контроля особенно активизировался. В результате в 1977 г. на IX Конгрессе INTOSAI (Международная организация высших органов финансового контроля) в Лиме была принята Декларация руководящих принципов контроля, которая закрепила основные принципы и задачи внешнего контроля за государственными финансами в демократическом обществе9.

Данный международно-правовой акт имеет исключительно рекомендательный характер. Вместе с тем она имеет важное методологическое значение для деятельности органов государственного финансового контроля. Положения этой Декларации учтены государствами, ее подписавшими, и положены в основу создания законодательной и конституционной базы в сфере финансового контроля.

Согласно Лимской декларации организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль - не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем (ст. 1).

Государственные органы власти различных стран, осуществляющие внешний финансовый контроль, имеют свои организационно-правовые формы. В ряде государств функции государственного финансового контроля выполняются отдельными должностными лицами - Австралия, Великобритания, Дания, Египет, Индия, Ирландия, Канада, Латвия, Нигерия, Пакистан, Таиланд, Финляндия, Хорватия, Эстония, Южно-Африканская республика. В других странах счетные ведомства наделены статусом службы государственного контроля - Албания, Афганистан, Белоруссия, Иордания, Израиль, Индонезия, Кипр, Колумбия, Литва, Молдавия, Монако, Монголия, Норвегия, Саудовская Аравия, Чили, Чехия, Швеция, Швейцария и др.

Следующую группу органов контроля составляют Счетные суды Аргентина, Алжир, Гаити, Гвинея, Италия, Марокко, Румыния, Словения, Тунис, Франция и др., к этой же группе можно причислить группу контроля в форме Счетных трибуналов - Бразилия, Уругвай, Португалия и др . Большую однотипную группу органов контроля составляют страны, в которых финансовых контроль осуществляет, так называемый Офис Генерального Аудита, возглавляемый одним аудитором - Египет, Южно-Африканская Республика, Великобритания, Индия, Пакистан, Канада. В некоторых государствах контроль за исполнением бюджета осуществляют Государственные Генеральные инспекции - Бурунди, Филиппины и др, Счетные палаты - Германия, Испания, Казахстан, Киргизия, Люксембург, Нидерланды и др., а также контрольные палаты - Грузия, Польша. и Ревизионные палаты - Япония.

Кроме того, в Конго и Греции контроль осуществляют Счетные подразделения в Верховном Суде; в Мали и Маврикии - Департамент контроля государственных расходов; в Лаосе, Камбодже и Экваториальной Гвинее - Счетное ведомство в Министерстве иностранных дел; в Сенегале контроль осуществляет второй отдел Президентского отчета в Парламенте. В названии контрольно-счетных органов федеративных государств отражен принцип федерализма: Федеральная Счетная палата в Германии, Федеральное счетное управление - в Швейцарии. В Финляндии и Эстонии применяется обобщенный термин - Высший контрольный орган.10

Правовой основой осуществления высшего финансового контроля в зарубежных странах являются конституции, законы об органах финансового контроля (например, Органический закон "О Счетной палате Испании" 21/1982, Закон Азербайджанской Республики от 2 июля 1999 г. N 700-IГ "О Счетной палате") и иные законодательные акты (например, Закон Венгрии "О государственной экономике", Закон Латвии "О Бюджете и Финансовом Управлении").

Объем конституционных положений о статусе органа финансового контроля в подавляющем большинстве стран незначителен. Как правило, конституционные нормы определяют место органа финансового контроля в системе органов государства, устанавливая лишь общие контуры, принципы и основы его организации. В частности, Конституция Франции не определяет правового статуса Счетной палаты, устанавливая лишь, что она призвана оказывать помощь Парламенту и Правительству в осуществлении контроля за исполнением финансовых законов (ст. 47).

В Конституции Японии статус органа финансового контроля определяется следующим образом: "Заключительный отчет о государственных расходах и доходах ежегодно подвергается ревизии в Ревизионном совете и представляется Кабинетом Парламенту вместе с докладом о ревизии в течение финансового года, непосредственно следующего за отчетным периодом" (ст. 90).

Конституция Италии лишь наделяет Счетную палату статусом содействующего органа, осуществляющего юрисдикцию по вопросам публичной отчетности, и вверяет Счетной палате наряду с последующим контролем исполнения бюджета также и предварительный контроль, но лишь в строго ограниченной сфере - за законностью актов Правительства (абз. 2 ст. 100 и абз. 2 ст. 103 Конституции Итальянской Республики).

Конституция ФРГ определяет статус Федеральной счетной палаты следующим образом: "Федеральная счетная палата, члены которой обладают независимостью судей, проверяет отчеты, а также рентабельность и правильность ведения бюджета и руководства экономикой. Ежегодно Палата должна, кроме Правительства, представлять отчеты непосредственно Бундестагу и Бундесрату. Иные полномочия Федеральной счетной палаты устанавливаются федеральным законом".

К числу исключений относится Конституция Австрии, которая в разделе "Контроль за расчетной и финансовой деятельностью" детально раскрывает статус Счетной палаты Австрии. Конституция предусматривает два уровня контрольной деятельности Счетной палаты Австрии, которые отражают специфику федеративного устройства. По вопросам финансовой деятельности Федерации Счетная палата выступает в качестве органа Национального совета (одной из палат Федерального парламента), а по вопросам финансовой деятельности земель - в качестве органа соответствующего Ландтага - законодательного органа земли. Счетная палата подчиняется непосредственного Национальному совету (одной из палат Парламента), независима от Федерального правительства и правительств земель и подчиняется положениям закона. Кроме того, различия конституционного регулирования состоят в том, что в одних странах органы финансового контроля признаются самостоятельными, в других - сохраняется определенная зависимость от органа законодательной власти.

Организационное или институциональное обособление государственного финансового контроля от исполнительной власти и законодательной власти предполагает, что контролер и контролируемый не идентичны и между ними существует определенная дистанция. Так, например, Верховная контрольная палата Польши подотчетна Сейму (нижней палате Парламента) и выступает в качестве самостоятельного высшего органа государственного контроля. В свою очередь, Государственная счетная палата Венгрии в качестве финансового хозяйственного органа и контролирующего органа Государственного собрания подотчетна только Государственному собранию и законам11.

В Китае высшие органы финансового контроля включены в состав исполнительной власти, назначаются ее органами и им подчинены: "Государственный Совет создает Высшее учреждение ревизии счетов, которое под руководством председателя Государственного Совета направляет контрольную работу по всей стране", "Госсовет регулирует проверки предприятий, в которых государство имеет преобладающую долю"12.

В ряде государств конституционные нормы закрепляют за органом финансового контроля статус особого судебного органа либо органа, наделенного функциями судебного органа. Так, например, в Конституции Португалии Счетная палата определена как вид судебного органа, входящего в общую судебную систему. В Италии положения о Счетной палате, являющейся по статусу вспомогательным органом Правительства, также содержатся в разделе Конституции "О судебных органах"

В целом в нормативных правовых актах зарубежных стран, устанавливающих правовой статус контрольно-счетного органа, регламентированы официальное название контрольно-счетного органа, порядок его формирования, состав, полномочия, принципы деятельности, меры ответственности органов финансового контроля, механизм их взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти.

Порядок формирования счетных палат в зарубежных странах отличается значительным разнообразием. В ряде стран применяется чисто парламентский способ формирования высшего органа финансового контроля. Так, в соответствии со ст. 29 Органического закона "О Счетной палате Испании" 2/1982 от 12 мая 1982 г. Председатель Счетной палаты Испании назначается по представлению Пленума Счетной палаты Королем Испании из числа членов Счетной палаты сроком на три года. Советники Счетной палаты избираются сроком на девять лет Генеральными Кортесами - шесть от Конгресса депутатов и шесть от Сената - путем прямого голосования, большинством в три пятых от численности каждой из палат. Председатели подразделения финансового контроля и судебного подразделения назначаются на заседании Пленума Счетной палаты из числа Советников Счетной палаты. Прокурор Счетной палаты, который является прокурорским работником, назначается на должность Правительством в соответствии с положениями Устава Генеральной прокуратуры13 . В Норвегии 5 генеральных контролеров избираются Стортингом на 4-летний срок14 .

В ряде стран членов высшего органа финансового контроля назначает глава исполнительной власти (по предложению руководителя высшего органа финансового контроля). Так, согласно ч. 3 ст. 98 Конституции Южной Кореи члены Счетной палаты назначаются Президентом государства по предложению Председателя Счетной палаты . Во Франции члены высшего органа финансового контроля назначаются декретом Совета Министров, а чиновники Счетной палаты в ранге судей назначаются Президентом Республики 15.

Порядок назначения руководителей высшего органа финансового контроля также варьируется. Президент и Вице-президент Федеральной счетной палаты ФРГ избираются Парламентом (Бундестагом и Бундесратом): Бундестаг проводит выборы тайным голосованием с решением большинством голосов членов Бундестага. Федеральный Президент назначает избранных на должность16 .

В Великобритании правом предлагать кандидатуру Генерального контролера и ревизора наделено Правительство. При этом премьер-министр должен заручиться согласием соответствующего комитета по проверке счетов. В США Генеральный контролер назначается Президентом с последующим утверждением Сената США. В Австрии Председатель и Вице-председатель Счетной палаты избираются Парламентом - Национальным советом по предложению Главного комитета Национального совета. При этом перед вступлением в должность они приносят присягу федеральному Президенту.

Таким образом, порядок формирования счетных палат в зарубежных странах реализуется в рамках следующих моделей:

1) парламентская (предполагает решающее участие парламента в определении состава счетной палаты и, прежде всего, ее председателя);

2) внепарламентская (предусматривает назначение председателя палаты президентом республики по представлению совета министров, либо председатель назначается правительством, а остальные ее члены - президентом);

3) смешанная (допускает участие и парламента, и президента в определении состава счетной палаты)17 .

В Лимской декларации не содержится рекомендаций относительно наиболее предпочтительных организационных структур высших органов финансового контроля. Законы о высших органах финансового контроля указывают на то, что организационная структура контрольных органов не является однотипной.

Например, в Великобритании, Малайзии, Таиланде и Вьетнаме сложились иерархически организованные учреждения под руководством Президента или Генерального аудитора. В таких странах, как Великобритания и Малайзия, все задачи высших органов финансового контроля поручают Президенту или Генеральному аудитору, которые, при выполнении этих задач могут по собственному усмотрению назначать необходимый персонал.

Среди демократически организованных высших органов финансового контроля исключение составляет Счетная палата Вьетнама. Ее устав наделяет Президента Палаты правами принимать решение, прежде всего, при выполнении контрольных задач Счетной палаты. Вместе с тем устав содержит и определенные элементы коллегиально организованного контрольного органа. Так, Президент Палаты имеет право образовывать контрольный совет, который оказывает ему поддержку при оценке выводов по результатам проверок и отчетов о проверках 18.

Коллегиальная структура высших органов финансового контроля предусматривается законами Германии, Франции, Кореи и Чешской Республики 19. В коллегиально организованном высшем органе финансового контроля решения принимаются по принципу большинства голосов в отличие от единолично организованных контрольных органов, которым свойственна децентрализация принятия решений. В некоторых случаях высшие органы финансового контроля имеют несколько органов, принимающих решения. Похожие черты в организационной структуре имеются в Высшей контрольной службе Чешской Республики. Оба этих контрольных органа имеют как сенаты, состав которых зависит от контрольных отделов, так и большой сенат (коллегию).

Таким образом, несмотря на организационные особенности и различия в названиях высшие органы финансового контроля осуществляют свою деятельность в одной из трех форм:

  • парламентский финансовый контроль (Счетная палата, Ревизионная палата и др.);

  • административный финансовый контроль;

  • судебный финансовый контроль.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. В. Чхивадзе государственный финансовый контроль icon Инновационная лингво-коммуникативная и креативная методика преподавания...
«Финансовый менеджмент. Курс лекций» предлагаемого студентам учебно-методического комплекса по дисциплине «Финансовый менеджмент»...
В. В. Чхивадзе государственный финансовый контроль icon 1 Основными видами контроля успеваемости учащихся являются: Текущий...
Мбоудод «Налобихинская дмш» осуществляет текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся в соответствии...
В. В. Чхивадзе государственный финансовый контроль icon Бюджетная смета образовательного учреждения на 2012 финансовый год

В. В. Чхивадзе государственный финансовый контроль icon Рабочая программа дисциплины «финансовый анализ»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)
В. В. Чхивадзе государственный финансовый контроль icon Рабочая программа дисциплины «финансовый менеджмент»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)
В. В. Чхивадзе государственный финансовый контроль icon Финансовый гений последних Романовых
В россии необходимо проводить реформы быстро и спешно, иначе они большей частью не удаются и затормаживаются
В. В. Чхивадзе государственный финансовый контроль icon Название учреждения
Менеджер по качеству несет ответственность за организацию и контроль управления соп
В. В. Чхивадзе государственный финансовый контроль icon Уроки 3-4 классов
Рубежный контроль по итогам 1 четверти во 2-4 классах по русскому языку и математике
В. В. Чхивадзе государственный финансовый контроль icon Г. И. Шевелёва Контроль качества продукции
Учебный комплекс предназначен для студентов вузов, аспирантов и преподавателей
В. В. Чхивадзе государственный финансовый контроль icon Рабочая программа по дисциплине сд. Ф. 9 Финансовый менеджмент
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции