С. В. Иванова гуманизация образования: цели, задачи и условия *




Скачать 276.6 Kb.
Название С. В. Иванова гуманизация образования: цели, задачи и условия *
страница 1/3
Дата публикации 08.06.2014
Размер 276.6 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Философия > Документы
  1   2   3
ОПУБЛИКОВАНО: Журнал «Ценности и смыслы», 2010, №2 (5), с.91-117

С.В.Иванова
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ *
Аннотация. В статье освещаются вопросы гуманизации образовательного процесса как необходимого фактора модернизации образования. Рассматривается вопрос постановки целей во взаимосвязи с гуманизацией, определяется круг задач, которые решает гуманизация обучения. Дается целостный взгляд на педагогические условия осуществления гуманизации обучения на практике.

Ключевые слова: гуманизация обучения, субъект-субъектные отношения, диалог, ситуация успеха, дифференциация обучения, вариативность, групповая работа, педагогические технологии.

«Проблема гуманизации общества, в целом, и образования, в частности, является приоритетной в общественном сознании с середины XX столетия. В 1990г. на международном симпозиуме "Философия образования в перспективе XXI века" признана необходимость всему мировому сообществу сосредоточить внимание на гуманизации образования. Гуманизация образования, будучи одной из мировых тенденций, является и

основным принципом реформирования образования в нашей стране. Это имеет объективные причины, так как в настоящее время цивилизационный процесс характеризуется глобальными экологическими проблемами, экспансией техносферы, дегуманизацией общества. В нашей стране эти негативные явления усугубляются государственно-политическими, экономическими изменениями, которые привели к экономической нестабильности, резкому расслоению и социальной незащищенности большинства населения, межэтническим и национальным конфликтам, утрате ценностных ориентиров и глубокому нравственному кризису, на который указывают Л.П.Буева, В.И.Гараджа, В.П.Зинченко, В.А.Лекторский и др. /8/» /11/.

1

Эта пространная цитата взята автором из собственной публикации 12-летней давности. Конечно, быстрых перемен ожидать не приходится, однако жаль констатировать, что негативные тенденции нарастают: кризис охватил весь мир, уже на философских конгрессах 2000-х гг. (российских и международных) заявлено о кризисе философии, гуманитарного знания, в целом – общества, уже, по мнению многих, кризис нравственный породил кризис финансово-экономический и обострил геополитические проблемы и отношения между странами и внутри них, а призрак глобализации как раньше «призрак коммунизма» также бродит по Европе и миру.

По-прежнему пути выхода из кризиса ученые видят в изменении отношения к личности, в совершенствовании самого человека, возрастании его духовного потенциала, в повышении его ответственности за судьбы мира, то есть в гуманизации всех сфер жизни общества и, в первую очередь, образования. Гуманистические стратегии XXI века достаточно полно изложены в «Гуманистическом манифесте 2000» /7/. В преамбуле к Манифесту дается определение гуманизма как этической, научной и философской системы ценностей, изменяющей наш мир. Авторы документа предлагают модель планетарного гуманизма в контексте достижения долгосрочных целей. В перечне важнейших механизмов «создания лучшего мира в планетарном сообществе» образование рассматривается в одном ряду с этическими и правовыми механизмами.

Сегодня мы говорим о модернизации промышленности, экономики, науки и понимаем, что она не состоится без подготовленных по-новому, в инновационной системе образования, кадров. Модернизация образования – важнейшая точка приложения сил. Эта идея прослеживается в итоговом документе саммита «группы восьми» (G-8) «Образование для инновационных обществ в XXI веке» (Санкт-Петербург, 16 июля 2006 года).

Модернизационные процессы в образовании в свою очередь тесно связаны с гуманизацией: самого образовательного процесса, принятия управленческих решений и научно-исследовательской деятельности в сфере образования.

О чем же так давно и на всех уровнях идет речь? Небольшой экскурс в предысторию вопроса напомнит суть и пути движения.

В педагогике по сути постоянно наличествуют два направления: технократическое (авторитарное) и гуманистическое (личностно ориентированное), при этом укорененность в практике значительно сильнее у первого. Спорадически происходило усиление внимания к вопросам гуманизации, на протяжении последних 15-20 лет оно достаточно устойчивое.

Гуманизация образования большинством исследователей понимается как создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей человека, его позитивную самореализацию, в основе чего лежит уважение к человеку и вера в него, определение целей, содержания, организации и средств его жизнедеятельности, а также характер взаимодействия с окружающими людьми, в целом - средой.

Понятие "гуманизация" является производным от термина "гуманизм", толкований которого существует множество. По определению И.Канта, это "чувство блага в отношениях с другими". Нам представляется правомерным определение гуманизма как "исторически обусловленную систему воззрений, которая признает человека самодовлеющей ценностью, рассматривает его как сознательного субъекта своих действий, развитие которого по законам собственной деятельности является необходимым условием развития общества" /18, с.113/. Оно более других соответствует культурно-историческому подходу к личности.

Согласно культурно-исторической концепции Л.С.Выготского личность является участником историко-эволюционного процесса, выступает носителем социальных ролей и обладает возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого ею осуществляется преобразование природы, общества и самой себя /5/.

По мнению А.В.Брушлинского, гуманистическая трактовка человека как субъекта противостоит пониманию его как пассивного существа, отвечающего на внешние воздействия (стимулы) лишь системой реакций, являющегося "винтиком" государственно-производственной машины, элементом производительных сил, продуктом (т.е. только объектом) развития общества /4/. В традиционной педагогике именно таким пониманием человека (как объекта) определялись цели и задачи образования, методы и приемы обучения, понимаемого как воздействие. Так, Н.К.Крупская писала: "...методика органически связана со знанием объекта воздействия, то есть того человека, растущего, развивающегося, к которому она применяется"/15, с.557/.

В науке лет двадцать наблюдается тенденция, выражающаяся в отношении к обучающемуся как к субъекту образовательного процесса. В чем суть гуманистического подхода? Каждый обучающийся рассматривается как уникальная целостная личность, для развития которой необходимо создание определенных условий. Следовательно, целью образования становится развитие личности, а задачей - создание условий для этого развития. В этом случае формирование знаний, умений и навыков является средством достижения цели. Образование из функционального, превращающего годы обучения лишь в подготовку к будущим социальным функциям, становится развивающим, создающим новые смыслы и отношения к жизни, проживаемой «здесь и сейчас».

Наряду с идеологизированной постановкой главной цели обучения – подготовки советского гражданина-строителя коммунизма - и более подробных «обслуживающих» трактовок этой цели в 70-80-е гг. XX века стали намечаться конкретизированные цели, в которых прослеживается задача сформировать личность с заданными качествами (Ю.К.Бабанский, М.М.Поташник и др.) /3/, проектировался "конечный результат" педагогической работы. Эти цели касались свойств и качеств учащегося, а также сформированности знаний, умений, навыков на определенном этапе обучения. Тем не менее главная цель формулировалась как "данность", была запрограммирована КПСС и государством /11,12,16/.

В исследованиях В.В.Краевского, И.Я.Лернера речь идет о так называемом "социальном заказе общества" /14,16/, что правомерно и всегда актуально. Однако нередко прагматичность традиционного, формального подхода приводила к пониманию социального заказа общества на эмпирическом уровне и, соответственно, к такому же уровню постановки целей обучения. Например, в 70-80 гг. XX века недостаточность подготовленных рабочих в сфере производства привела к введению в школах профориентации в качестве учебного предмета и обязательному получению какой-либо рабочей специальности, обычно далекой от интересов выпускника и никогда им не востребованной; увеличение числа бракоразводных процессов послужило основанием введения "Этики и психологии семейной жизни" и т.п. В 90-е гг. XX в. возникновение гимназий и лицеев в стране диктовалось не столько целями развития личности, сколько целью подготовки для поступления в вузы, причем в условиях, когда не столько упало качество обучения в школе, сколько стали завышенными относительно единых на тот момент школьных программ требования вузов. На практике логика целеполагания сводилась либо к идеологическому компоненту, либо к прагматически понимаемому заказу общества.

С позиций гуманистической парадигмы не может быть одного источника целеполагания, их, как минимум, три: общество, обучающийся, преподаватель, а можно предложить боле дробное деление. Ю.К.Бабанский, М.М.Поташник, А.С.Белкин, В.В. Сериков и др. /1, 2, 21/ предложили многоступенчатое построение целей, среди которых особо выделяются: цель общесоциальная (для общества); цель институциональная (для вуза, школы, семьи и т.п.); цель функциональная (для разных аспектов процесса обучения); цель ситуационная. На каждом этапе (ступени) цели уточняются и конкретизируются.

Цели являются источником мотивации к обучению и должны быть приняты учениками и студентами. Это означает, что цели должны либо совпадать с их целями, либо быть поставленными совместно с педагогом в ходе учебной деятельности, либо в ходе определенной работы по социализации и т.д. должны стать легитимными для учащихся (например, общесоциальные цели).

Цели при гуманистическом подходе полнее совпадают с целями личности в подростковом и молодом возрасте, которому присущи: специфическая социальная активность, усвоение норм и ценностей взрослого мира, настойчивое самоопределение, несущее осознание себя в обществе, учет своих возможностей, формирование мировоззренческих позиций и оценочных представлений об окружающем мире и людях. Главная цель процесса обучения при гуманистическом подходе - развитие личности - изменяет взгляд на старшеклассника или студента, позволяет при сохранении его прежнего зависимого по объективным причинам статуса и невозможности всегда действовать по своему усмотрению (но стремлении к самостоятельности) дать ему ощущение принятия решений, значимости его роли, влияния его личности на процесс обучения.

Роль постановки целей для мотивации нельзя переоценить, особенно если учитывать, что учебная деятельность полимотивирована. Рассмотрение мотивов - не предмет данной статьи, однако что еще важно помнить: на формирование мотивации и успешности обучения влияют и цели, и содержание, и выбор методов и приемов, и педагогические условия.

Трансформация целей образования влечет за собой изменение взглядов на обучение. Так, к примеру, И.Я. Лернер уже в 1980-е гг. рассматривал обучение как акт взаимодействия учителя и ученика с целью усвоения последним содержания социального опыта. А процесс обучения понимался им как происходящая по объективным законам смена актов обучения, в ходе которой изменяются деятельность учителя и учащихся, а также свойства учащихся в результате их совместной деятельности /16, с.9/.

Анализ проблемы гуманизации образования, позволил выявить несколько точек зрения.

А.И.Субетто справедливо считает гуманизацию образования одной из трех составляющих, рассматривая в связке с гуманизацией общества и гуманизацией экономики. Целью духовно-нравственно-центристской гуманизации образования А.И.Субетто видит восстановление достоинства, духовного, исторического самосознания российского общества, возвращение к коренным ценностям культуры и истории. Гуманизация образования состоит в обновлении содержания образовательных программ в плане усиления человековедческого, биоведческого корпусов знания; в становлении образования как главного цивилизационного механизма /22/.

В антропоцентрической концепции И.А.Зимней гуманизация образования рассматривается как "смыслообразующая компонента всей общеобразовательной системы, фокусирующая в себе цель, содержание и формы образования как гуманистическая парадигма". Гуманизация, по мнению И.А.Зимней, предполагает общую для всего образовательного пространства гуманистически ориентированную цель образования; изменение содержания обучения в плане его гуманитаризации; общий подход к образованию как личностно-деятельностный; форму обучения как деятельностно-задачную /9, с.28-30/.

И.В.Бестужев-Лада подошел комплексно к понятию "гуманное образование" и объединил в его характеристике следующие составляющие: дифференциацию образования сообразно общественным потребностям и личным склонностям-способностям учащихся; демократизацию образования; щадящие технологии обучения и воспитания, не унижающие личность и не требующие физического и нервного перенапряжения; оптимизацию процесса обучения и воспитания по критерию максимизации результатов при минимизации затрат времени и сил /3, с.120/.

К.Роджерс в противовес традиционной системе образования с консервативностью, иерархичностью структуры "руководство-подчинение", контролированием поведения, сознания человека, объектным отношением к нему предложил гуманистическую систему взглядов на процесс обучения, которая строится на следующих принципах:

- открытость общения (самораскрытие как учащихся, так и преподавателя);

- проявление всех потенциалов человека (реализация того, что заложено в человеке как возможность);

- целостный подход к развитию и обучению (интеграция интеллектуального, телесного и духовного начал);

- акцент на обучение через опыт (имитация на уроке реальных жизненных ситуаций, где сочетается развитие эмоциональной и когнитивной сфер учащегося);

- индивидуальный подход, т.е. уникальный стиль обучения каждого человека (центрация на потребностях, интересах, эмоциях учащихся);

- изменение роли учителя (он - фасилитатор обучения, то есть создатель определенной атмосферы в обучении, при которой учащиеся находят внимательное и поддерживающее отношение окружающих);

- предельно активная роль учащегося (самостоятельность в выборе того, чему, как и сколько он будет учиться);

- введение понятия "свободы учения" (рассмотрение личных качеств и особенностей поведения учителя через призму того, насколько они способны обеспечить учащимся эту свободу) /20/.

Итак, основные позиции относительно гуманизации образования обозначены, конечно, можно было бы порассуждать о новейших исследованиях в этой области, но, на наш взгляд, основное сказано в 80-90-е годы XX в. Очевидно, что накопилось множество теоретических изысканий, однако слабо представлены механизмы. Формирование педагогических условий является и поныне «белым пятном», если судить по практике педагогической деятельности и разработанности научно-методической базы.

Это заставляет еще раз обсудить «как», какими способами выстроить процесс обучения на гуманистических основаниях.

Изучение сущностных характеристик, психолого-педагогических механизмов гуманистической парадигмы образования, опыт и результаты исследований (формирующего эксперимента) позволяют выделить педагогические условия, способствующие гуманизации обучения.

1. При гуманизации обучения учитываются психолого-возрастные особенности обучающихся, специфика содержания и методика преподавания как школьного предмета, так и вузовской дисциплины. Психологические, психолого-физиологические характеристики возраста влияют на мотивацию, постановку целей обучения, выбор методов, форм и приемов работы. Возрастные особенности изменяют восприятие содержания обучения и оценку взаимоотношений в учебном процессе, иногда – в значительной степени. В свою очередь, мотивирующая постановка целей, выбор содержания обучения, педагогической технологии позволяет индивидуализировать обучение, учесть личностные особенности каждого.

2. Гуманистически ориентированное обучение строится на этических основаниях, требует
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. В. Иванова гуманизация образования: цели, задачи и условия * icon «Механизмы успешности раннего обучения иностранным языкам»
Меняется мир – меняются цели и задачи обучения иностранного языка. Мы не только обновляем содержание, методы и приемы обучения, но...
С. В. Иванова гуманизация образования: цели, задачи и условия * icon Пояснительная записка 6 класс Цели учебного предмета рабочая программа
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения немецкого языка на ступени основного общего образования
С. В. Иванова гуманизация образования: цели, задачи и условия * icon Цели и задачи образовательной программы 3 Основные принципы построения...
Настоящая рабочая программа разработана Соколовой Ольгой Михайловной на основе модифицированной образовательной программы "Фотообъединение"...
С. В. Иванова гуманизация образования: цели, задачи и условия * icon Закон РФ от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» (ст. 7, ст. 32)
Учитывая цели образования и ориентируясь на социальный заказ, педагогический коллектив школы стремится создать условия для формирования...
С. В. Иванова гуманизация образования: цели, задачи и условия * icon Единая рамочная Концепция качества дошкольного образования
Цели и задачи создания концепции качества дошкольного образования
С. В. Иванова гуманизация образования: цели, задачи и условия * icon Утверждаю министр образования и науки ур
Настоящее положение определяет статус, цели и задачи республиканской интеллектуальной игры «Ночь в музее: Удмуртия моя от а до Я»...
С. В. Иванова гуманизация образования: цели, задачи и условия * icon Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного...
Цели и задачи деятельности мбдоу по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
С. В. Иванова гуманизация образования: цели, задачи и условия * icon Основная образовательная программа начального общего образования маоу сош №113
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы начального...
С. В. Иванова гуманизация образования: цели, задачи и условия * icon 2 класс I пояснительная записка цели и задачи курса
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
С. В. Иванова гуманизация образования: цели, задачи и условия * icon Доклад муниципального органа управления образованием «Отдел образования...
В течение трёх последних лет по проблемам внедрения фгос прошли обучение 77% руководителей и педагогических работников, что обеспечило...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции