ОГЛАВЛЕНИЕ
text.htm - glava01
От автора ................... 5
text.htm - glava02
Глава первая. Плоды Просвещения ...... 7
text.htm - glava03
Глава вторая. Наука, действительно нужная человеку ................... 47
text.htm - glava04
Глава третья. Самокритика разума ....... 92
text.htm - glava05
Глава четвертая. Идея личности,... . . . . . . -137
text.htm - glava06
Глава пятая. Истина, добро и красота ...... 173'
text.htm - glava07
Глава шестая. Вера — надежда. Любовь .... 206-
text.htm - glava08
Глава седьмая. К вечному миру ....... 235
text.htm - glava09
Вместо эпилога ................. 278
Основные даты жизни и деятельности ....... 298
Краткая библиография .............. 301
00.htm - glava01
ОТ АВТОРА
Жизнь философа — написанные им книги, самые волнующие события в ней — мысли. У Канта нет иной биография, кроме истории его учения. Почти весь свой век он прожил в одном городе — Кенигсберге, он никогда не покидал пределов Восточной Пруссии. Он не искал славы, не добивался власти, не знал ни деловых, ни любовных треволнений. Он не был женат.
Внешняя жизнь Канта текла размеренно и однообразно, может быть, даже монотоннее, чем у людей его рода занятий. Этого не скажешь о жизни внутренней, о жизни его духа. Здесь происходили удивительные свершения. Рождались дерзновенные идеи, крепли, вступали в единоборство с другими, гибли или мужали в борьбе. Мысль скиталась по континентам, устремлялась за земные пределы, пытаясь достичь границ универсума. Мысль проникала в глубь человеческой души, стремясь познать самое себя. Мысль жила напряженно и драматически.
Почти все разновидности современного философствования так или иначе восходя г к Канту. Его идеи подверглись трансформации, но продолжают жить. Знакомство с учением Канта — хорошее начало для изучения философии вообще. Он приучает мыслить самостоятельно.
Канта сравнивают с Сократом. Ибо философия его человечна. Эллинский мудрец впервые низвел философию с небес, утвердил на земле, отвлекся от космоса и занялся человеком. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает и о вселенной, но главное для него — человек. Кант размышлял о законах бытия п сознания с одной только целью: чтобы человек стал человечнее. Чтобы жилось ему лучше. Чтобы не лилась его кровь, чтобы не морочили ему голову утопии и иллюзии. Кант все называет своими именами.
Кант вовсе не был затворником, отшельником, человеком не от мира сего. По природе он был общителен, по воспитанию и образу жизни — галантен. Просто у него рано возник всепоглощающий жизненный интерес — философия, и этому интересу он сумел подчинить все свое существование. Жить для него значило работать, в труде он находил главную радость. Жизнь Канта — пример единения слова и дела, проповеди и поведения. Он умер со спокойной совестью с сознанием исполненного долга.
С детства будущий философ отличался хилым здоровьем, ему предрекали короткую, непродуктивную жизнь. Он прожил долгие,
==5
изобильные творчеством годы, никогда не болел. Этого он добился силон своей волн. Он разработал строгую систему гигиенических правил, которых неукоснительно придерживался, и добился поразительных результатов. Кант сделал самого себя. И в этом отношении он уникален.
Все своп сознательные годы Кант искал истину. Но истина — процесс. Кант не произносил таких слов, он только руководствовался ими. Никогда не овладевало им чувство, что все сделано, что обретен абсолют. Кант улучшал, уточнял, шлифовал свое учение. Жизнь Канта — непрестанное духовное развитие, вечный поиск. Вплоть до последних лет, когда мысль вышла из-под его контроля.
Читать Канта трудно. Понимать еще труднее. Но понятая мысль радует и возвышает. Игра стоит свеч, затраченное интеллектуальное усилие вознаграждается сторицей. У иного замысловатого автора разденешь фразу, освободишь от словесных хитро сплетений, и перед тобой банальность, а то и вообще ничего нет. У Канта трудность изложения всегда связана с трудностью проблемы, с тем, что зачастую ему первому пришлось к этой проблеме прикоснуться. О простых вещах Кант говорит просто, порой бли стательно.
Писать о Канте — честь и ответственность для философа. Тем более что существует глубинная связь между учением Канта и сокровенными помыслами русских классиков. Достаточно назвать два имени — Достоевский и Толстой. Их, как и Канта, волновала судьба человека, они, как и Кант, видели всю глубину свя занных с ней коллизий, контроверз, катаклизмов.
Толстой, который более чем прохладно относился к Гегелю, зачитывался Кантом. Он был уверен, что их воззрения совпадают. Он собрал и издал афоризмы Канта. Он говорил, что на пего «всегда производила сильное впечатление жизнь Канта». Однажды Толстого спросили: «Доступна ли философия Канта заурядному человеку и возможно ли популярное изложение ее?» Ответ гласил: «Популярное изложение ее было бы величайшим делом. Интересно узнать, есть ли такие попытки на Западе. Во всяком случае это было бы в высшей степени желательным».
Данная книга не претендует на всестороннее н исчерпывающее рассмотрение философии Канта, она посвящена его жизни. Но у Канта нет иной биографии, кроме истории его духа. Поэтому уйти от философии было невозможно. Автор пытался говорить о главном и — насколько позволяет материал — просто. Если это не всюду удалось, да простит ему читатель.
==6
00.htm - glava02
|