Сознание и вещи: Очерк феноменалистической онтологии




Скачать 43.68 Kb.
НазваниеСознание и вещи: Очерк феноменалистической онтологии
Дата публикации18.06.2014
Размер43.68 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Философия > Документы







Начало формы



 

Васильев В.В.
СОЗНАНИЕ И ВЕЩИ: Очерк феноменалистической онтологии
2014. Твердый переплет. 240 с. 315 руб. 
ISBN 978-5-397-04182-9
Серия: Философия сознания

Для заказа перейдите по ссылке: http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?page=Book&lang=Ru&blang=ru&id=174515



 Оглавление

http://urss.ru/design/uparrow.gif




Предисловие

Введение

Глава 1. Вещи вообще и физические объекты

Глава 2. Ментальное и его каузальные возможности

Глава 3. Проблема "сознание -- тело"

Заключение

Примечания

Список использованной литературы

Именной указатель

Предметный указатель




 Предисловие

http://urss.ru/design/uparrow.gif

Наше время, по-видимому, благоприятно для философии. Расцвет экспериментальных наук не только не ослабил, а, наоборот, усилил потребность в ней. Невероятная быстрота изменений самых разных сторон жизни, столь характерная для последних десятилетий, тоже сыграла свою роль. Кто, как не философ, знает, как помочь сориентироваться в нестандартных ситуациях? Но ориентироваться философам приходится и по отношению к собственному делу. Основные философские темы, конечно, остаются. Философы, как и прежде, интересуются устройством сущего, природой человеческого знания и сознания, проблемой свободы и происхождением морали и общества. Традиционные методы философии, однако, подвергаются критике. Раньше философия была умозрительной, кабинетной дисциплиной, а сейчас многие считают, что она должна выстраиваться по модели экспериментального знания и вообще становиться помощницей экспериментальной науки.

В этой книге я попробую показать, что кабинетная философия не исчерпала свои ресурсы. Правда, для того чтобы она действительно заработала, она, на мой взгляд, должна скорректировать собственную методологию. Важным инструментом умозрительной философии всегда был концептуальный анализ, позволяющий прояснять понятия людей о мире и о самих себе. Любое эмпирическое понятие структурирует наши представления о вещах. Но эти представления структурируются и на более глубоком уровне -- уровне наших базовых убеждений вроде веры в причинность. Я смещаю концептуальный анализ именно в эту плоскость. Думаю, что только при таком понимании он может приносить по-настоящему интересные результаты.

Этот шаг объясняет и онтологическую тематику книги. Базовые убеждения о мире отражают наиболее общие характеристики сущего, которыми всегда занималась онтология. Но так сложилось, что главным моим интересом было и остается сознание. Поэтому онтологические исследования в этой работе фокусируются на проблеме онтологического статуса сознания. Поскольку я пытаюсь уточнить этот статус, рассуждая о базовых убеждениях и установках людей, притом что эта тема нередко затрагивалась в феноменологических исследованиях, я начинаю анализ скорее с феноменологических позиций, чем с позиций аналитической философии сознания, в русле которой я по большей части работаю. По ходу дела, однако, тональность меняется.

Эта книга -- заключительная часть моей трилогии о сознании. Первая часть была посвящена реконструкции исторических контекстов современной философии сознания. Эту задачу я пытался решить в работе "Философская психология в эпоху Просвещения", первое издание которой вышло 10 лет назад. Вторая часть и вторая книга -- "Трудная проблема сознания" -- это обсуждение новейшей философии сознания. В ее начале и конце я уже достаточно детально проговорил специфику собственных подходов (в первой книге они были лишь обозначены), но главная ее цель была все же интерпретационной. Третья книга, напротив, концептуальна; историко-философские изыскания сведены здесь к минимуму. Но хотя это и финальная часть трилогии, она самостоятельна и не предполагает знания других книг.

Некоторые ее фрагменты могут быть сложны для восприятия и понимания, хотя я и стремился к ясности. Полная ясность, впрочем, подразумевает высокую детализацию, а в этой книге я хотел скорее акцентировать ключевые моменты, чем прорабатывать все нюансы. Слово "очерк" в ее заглавии должно пониматься в буквальном смысле. Каждый танцует, как может.

В ходе работы над книгой я не раз обсуждал ее с Д.Б.Волковым. Эти обсуждения, а также дискуссии со студентами магистратуры философского факультета МГУ осенью 2012 и весной 2013 г. оказались очень полезными для меня. Я также благодарен В.А.Лекторскому, Т.Уильямсону, Р.Хауэллу, Д.Чалмерсу, В.П.Васильеву, В.В.Горбатову, Д.В.Иванову, И.В.Ощепкову и А.В.Кузнецову за ценные замечания. Спасибо декану В.В.Миронову, а также коллегам с философского факультета МГУ и с кафедры истории зарубежной философии за поддержку моих начинаний. И спасибо моей жене Гале Васильевой за то, что я вообще взялся за эту книгу и завершил ее.

Подлинный удел философии -- исследование обыденной жизни. Д.Юм


 Об авторе

http://urss.ru/design/uparrow.gif

Вадим Валерьевич ВАСИЛЬЕВ, доктор философских наук.

Заведующий кафедрой истории зарубежной философии и профессор философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Автор трудов по истории философии Нового времени, немецкой философии и аналитической философии сознания. Среди недавних работ - книги "Трудная проблема сознания" и "Философская психология в эпоху Просвещения". http://urss.ru/images/add_ru/174515-1.gif
Конец формы




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сознание и вещи: Очерк феноменалистической онтологии iconСюнрю Судзуки Сознание дзэн, сознание начинающего от переводчиков 3 предисловие 3 введение 5
Книга «Сознание дзэн, сознание начинающего», впервые полностью публикуемая на русском языке, обращена к тем, кто серьёзно интересуется...

Сознание и вещи: Очерк феноменалистической онтологии iconУчебно-методический комплекс Раздел: «Литература первой половины...
В разработке представлен теоретический и дидактический материал по теме: «С. А. Есенин. Краткий очерк жизни и творчества»

Сознание и вещи: Очерк феноменалистической онтологии iconСартр Ж. П. С20 Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии...
С20 Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Респуб­лика, 2000. — 639...

Сознание и вещи: Очерк феноменалистической онтологии iconНа основании учения об абсолютной диалектике А. Ф. Лосева, тринитарной...
А. Ф. Лосева, тринитарной онтологии В. В демьянова показан механизм формирования и распаковки смысла через пентаграмму категорий....

Сознание и вещи: Очерк феноменалистической онтологии iconЧетырехцикличный план работы ашрама сознание как освобождение от...
Совершенство. У того, кто возвращается, нет ни мастерства, ни знания: когда свет приближается к объекту своей жажды, ум ошеломлен,...

Сознание и вещи: Очерк феноменалистической онтологии iconСознания, и с которыми пришлось столкнуться и мне. Поэтому лучше...
Знакомство со статьями Дарио Саласа и его книгами, позволило окунуться в мир малоизвестной у нас герметической философии, называемой...

Сознание и вещи: Очерк феноменалистической онтологии iconВиктор Франкл основные понятия логотерапии
Его ответ был таким: "Во время психоанализа пациент должен лежать на кушетке и говорить вещи, о которых обычно говорить не принято"....

Сознание и вещи: Очерк феноменалистической онтологии iconНачала структурной онтологии универсума
В книге, которую Вы держите в руках, раскрывается структура Универсума Сущности, каждый элемент которой Вселенная, содержащая беспредельные...

Сознание и вещи: Очерк феноменалистической онтологии iconПрезентация проекта 22
Вещи, появление которых в супермаркете в ближайшем будущем предсказывали не так давно 10

Сознание и вещи: Очерк феноменалистической онтологии iconЛитература. 11 класс № Тема Часы
И. А. Бунин. Очерк жизни и творчества. «Чудная власть прошлого в рассказе «Антоновские яблоки»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции