Скачать 263.06 Kb.
|
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2009, № 3, с. 21-30 ФИЛОСОФИЯ ПРАВА (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)1 ©2009 г. В. Н. Жуков2 В постсоветский период в нашей стране вышло полтора-два десятка работ по философии права (возможно, больше), в образовательных стандартах и учебных планах вузов можно увидеть соответствующие учебные курсы. Все это указывает на возникновение интереса к данной теме, позволяет говорить о появлении определенной интеллектуальной среды, о некоем новом феномене в нашей юридической и философской мысли, что требует специального обсуждения. История становления философии права Философия права возникает в рамках философии с момента появления первых попыток философского осмысления государства и права (наиболее рельефно - в Древней Греции)3 и получает статус самостоятельной научной и учебной дисциплины в начале XIX в. Ключевую роль в этом процессе сыграла "Философия права" Гегеля, ставшая на долгие годы эталоном формы, структуры и даже стиля изложения. Для многих авторов и на Западе, и у нас это сочинение продолжает и по сей день оставаться образцом для подражания. С последней трети XIX в. и весь XX в. философия права переходит от философов к юристам и развивается в основном как часть юриспруденции, а не философии. Она читается в основном на юридических, а не философских факультетах. Важно отметить, что в XIX и XX вв. философия права, развиваемая на основе метафизики, имеет место главным образом в немецкоязычной литературе - Германии, Австрии и Швейцарии. В России философия права складывается под определяющим влиянием немецкой философии права в лице Канта, Гегеля и Фихте (например, труды Б.Н. Чичерина, B.C. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, П.И. Новгородцева, И.В. Михайловского, Б.П. Вышеславцева, А.С. Ященко и многих других). Отечественные авторы (дореволюционные, советские, постсоветские) под философией права понимали и продолжают понимать, как правило, именно немецкие образцы. Данный факт всегда следует иметь в виду при оценке отечественной философско-правовой литературы и просто мнений российских философов и юристов о философии права, ее предмете, содержании, стиле изложения. Кстати сказать, общая теория права в России также развивалась под преобладающим влиянием немецких юристов. В советский период философия права растворяется в марксистско-ленинской общей теории государства и права. Вместе с тем нельзя сказать, что философско-правовые исследования в советском обществоведении отсутствовали. Да, профильных работ со специальным названием "философия права" практически не было (исключение, видимо, составляли работы Д.А. Керимова), но были многочисленные исследования, где политико-правовые проблемы освещались на подлинно философском уровне. Философия права существовала также в форме истории политических и правовых учений. Кроме того, следует иметь в виду, что сама марксистская методология, идущая во многом от Гегеля, настраивала советских юристов и философов на высокий уровень теоретического мышления и подлинно философских обобщений. Так что философско-правовая культура в нашей стране в той или иной форме поддерживалась. После 1991 г., когда закончился советский идеологический монополизм, стали появляться специализированные работы по философии права под соответствующими названиями. Казалось бы, это отрадный факт, говорящий о восстановлении утраченной традиции и хорошем творческом потенциале наших специалистов. Отчасти, наверно, так оно и есть. Вместе с тем ситуация с философией права в нашей юридической и философской среде не так однозначна. Как это ни покажется парадоксальным, но современное положение дел сходно с тем, что было в России сто лет назад. Вот что писал выдающийся юрист Г.Ф. Шершеневич в начале XX в., характеризуя русскую философию права: "На философию права оказало влияние одно важное обстоятельство - это историческое разобщение между философией права и юридическими науками. В то время как юристы занимались исключительно толкованием и систематизированием норм положительного права, философия права разрабатывалась по преимуществу лицами, весьма мало или даже вовсе не причастными к правоведению. Одни изучали право, как оно дано им в нормах, не задаваясь мыслью о том, каким оно должно быть и даже может ли оно быть иным, а философы создавали идеальное право, не зная, что такое право в действительной жизни и как применяются его нормы. Эта разобщенность продолжается, к сожалению, и доныне. Философы не желают сходить с неба на землю, а юристы не хотят поднять своих глаз от земли повыше. Такое положение вещей отражается в высшей степени вредно как на правоведении, ослабляя его теоретическую ценность, так и на философии права, подрывая ее практическое значение. Дело доходит до того, что приходится отстаивать перед юристами философию права"4. Г.Ф. Шершеневич обозначил болевые точки, имеющие место и сейчас, что можно свести к трем высказанным им тезисам:
Дополняя картину, нарисованную Г.Ф. Шершеневичем, приходится констатировать следующие факты:
философия права отторгается не просто юристами-отраслевиками (что где-то можно по- нять), но юристами-теоретиками, юристами, занимающимися исследованиями в области общей теории государства и права. Представители теоретико-правовой науки в основной своей массе глухи к философии права; 3) философы (и наши, и зарубежные) в целом равнодушны к философии права. Современные отечественные работы по философии права Появление книг по философии права (в основном это учебники и учебные пособия) внушает оптимизм относительно перспектив философско-правовых исследований в России. Сам факт их выхода является своего рода вехой, новым этапом в развитии нашей философско-правовой мысли. В этом, пожалуй, и состоит главный смысл, основное позитивное значение опубликованных трудов. Вместе с тем эти работы страдают серьезными недостатками, к числу которых надо отнести следующие: 1) отсутствие четкости в исходной философской позиции. Для исследователя, взявшего на себя труд дать философский анализ политико-правовых явлений, важно более или менее четко представлять себе свои собственные предпочтения в плане теории и методологии философии. В истории философии редки авторы, которые полностью укладывались бы в рамки какой-то одной школы или направления. Как правило, теоретико-методологическая база исследователя носит синтетический (если не сказать - эклектический) характер, но автор должен отдавать себе отчет в том, какие именно философские подходы он использует (материалистические, идеалистические, марксистские, гегельянские, кантианские и т.д.). Нельзя делать вид, будто до тебя никто не занимался философией и не изучал право или государство с тех или иных философско-методологических позиций. За последние столетия написаны горы литературы, так что очень трудно не повториться, а лучше сказать - невозможно. Любой более или менее содержательный текст, где есть логика, внятная аргументация, четкие эвристические цели, всегда оказывается тяготеющим к какой-то философской традиции, какой-то философской методологии, о чем автор должен прямо сказать. В современной отечественной философско-правовой литературе такой методологической четкости нет; 2) нехватка идей. За редкими исключениями авторы толком не знают о чем писать, у многих явно не хватает творческого потенциала, им недостает оригинальных идей, они порой не очень представляют, на каком материале можно было бы строить философию права. Философия права зачастую подменяется историей философии права, явно недостает теоретической философии права. Текстыфия всегда субъективна. Для той или иной философской системы характерно, как правило, стремление к получению объективного знания, но от этого философия в целом не перестает быть субъективной. Философия всегда субъективна, потому что всегда субъективны ценностные установки, лежащие в ее основе. Философия не является наукой, хотя и относится к рациональным формам мышления. Между философией и наукой нет, конечно, непроходимой грани, но это разные вещи. Если наука нацелена по преимуществу на добывание объективного знания о действительности, то у философии другая задача - дать предельно обобщенную, смысловую картину мира, опираясь в том числе и на данные науки. Если наука есть способ познания реальности, то философия, как правило, представляет собой рационализацию ценностных установок, возникающих в связи с этой реальностью. Если попытаться коротко сформулировать различие философии и науки, то можно сказать так: цель науки - добыть знание, цель философии - обрести смысл. Философию можно рассматривать как метод и как теорию. Соответственно можно предложить два определения, дополняющих друг друга:
Названные свойства философии можно свести к трем основным:
Эти свои свойства философия в полном объеме, в полной мере передает философии права. Так же, как и философия, философия права предстает как метод и как теория:
Решение вопроса о соотношении философии и философии права предопределяет дисциплинарную принадлежность последней. Как уже было сказано, различают философию права как философскую дисциплину и как юридическую дисциплину. Здесь следует выделить два аспекта: теоретический и практический. С теоретической точки зрения спор - является ли философия права дисциплиной философской или юридической - представляется надуманным, так как философия права как отрасль знания едина, она не может расщепляться между философами и юристами. Ею могут заниматься и философы, и юристы - не важно, имеет значение одно: это должно быть философское исследование политико-правовой реальности. Не важно, чего в том или ином варианте философии права окажется больше: философии или правоведения, определяющим всегда будет другое: есть ли у данного автора предельно обобщенное универсальное знание о праве и государстве или нет. В практическом отношении спор имеет значение, так как речь здесь может идти о том, где будет читаться философия права: на философских факультетах или юридических, каким диссертационным советам будет предоставлено право присуждать ученые степени по философии права -философским или юридическим? Думается, ответ на этот практический вопрос даст сама жизнь: если философией права будут заниматься юристы, она уйдет к ним, если философы - к ним. В настоящее время труды по философии права пишут в основном юристы. Итак, в организационном, практическом отношении (речь идет об организации науки и образования) философия права, как правило, - часть юриспруденции, в теоретическом - всегда органическая часть философии. Предмет философии права Определение предмета философии права относится к числу дискуссионных вопросов, по которому существуют разные, в том числе прямо противоположные точки зрения. Наиболее распространенные позиции можно свести к четырем основным. 1. В классической и современной литературе распространено мнение, согласно которому предметом философии права выступает должное право, идеальное право, право, каким оно должно быть. Такой подход в наибольшей степени характерен для разного рода метафизических вариантов философии права. Действительно, философия в своем стремлении осмыслить право и государство конструирует некую идеальную реальность, модель, в большей или меньшей степени отражающую существенные свойства права. Философия, пытаясь найти в праве главное, основополагающее идейное ядро, невольно начинает исследовать не реальное, а умозрительное право. Так, например, Гегель, руководствуясь формулой "все действительное разумно; все разумное действительно", ставит перед собой цель найти основания права в логике саморазвивающегося и самопознающего мирового разума, т.е. в некоей свехприродной реальности. Вместе с тем нельзя согласиться с мнением, будто предметом философии права выступает только и исключительно идеальное право. Во-первых, нельзя не видеть, что идеалисты, конструируя различные модели права, по существу отталкиваются от права реального, эмпирического. Изучение идеального, должного права зачастую скрывает процесс познания позитивного права. Творческий импульс идеалистам дает право, существующее в жизни, со всей его несправедливостью, жестокостью, репрессивной мощью, неумолимостью, всепоглощающим характером. Во-вторых, в истории философии есть многочисленные примеры, когда позитивное право прямо признается предметом философского осмысления. Так, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Б.П. Вышеславцев дали анализ ре-^1ьно функционирующего, а не придуманного трава, достигнув при этом высокого уровня обобщений уже метафизического характера. При внешней мистифицированности с позиции религиозной метафизики им, в частности, удалось убедительно показать, что право и государство в их эмпирическом проявлении есть факт несовершенства самого человека, своеобразная тень его земной, порочной природы, следствие его нравственной ущербности. 2. Распространенной является точка зрения, согласно которой предметом философии права выступает методология права, теория познания права. Сведение философии к гносеологии стало следствием рационалистической традиции западноевропейской философии, стремившейся в Новое время приобрести точность естествознания, а позднее переросшей в подобие сциентизма. Наиболее ярко такой подход представлен в феноменологии Э. Гуссерля, который поставил задачу превратить философию в "строгую науку" о чистых принципах сознания и знания. Феноменология есть прежде всего универсальное учение о методе, сводящее в конечном счете субъект познания к объекту познания, а объективный мир - к совокупности атрибутов познающего сознания. Философия (в данном случае - феноменология) обращается здесь не к самому предмету, а к его логическому отражению, изучение вещей заменяется изучением их понятийных конструкций. Философия права, построенная на методе феноменологической редукции (Ф. Шрейер, Ф. Кауфман, Г. Гуссерль, Н.Н. Алексеев), фактически обращена не на саму сущность государства и права, а на юридический понятийный аппарат. В современной отечественной литературе позицию сведения философии права к гносеологии права (но уже на базе марксистской философии) занимает Д.А. Керимов. Понятно, что философия права может и должна выступать и в качестве метода; очевидно, что философско-правовое познание осуществляется путем использования соответствующих понятий; ясно также, что одна из задач философии права -формирование собственного понятийно-логического аппарата, но на этом основании не следует сводить философию права исключительно к ее гносеологической функции. Помимо гносеологии философия права включает в себя логические, этические, онтологические, социальные, психологические и даже эстетические аспекты. 3. Нередко встречается такая позиция: предметом философии права является правосознание, что характерно, в частности, для философии права И.А. Ильина. Для этого автора правосознание - ключевая категория, объединяющая в себе все стороны жизни права и государства (идеальные, материальные, психологические, этические, религиозные, национальные). Например, в своей работе "О монархии и республике" он исследует не юридические аспекты формы правления, а республиканское и монархическое правосознание. Следует признать, что изучая общественное правосознание, мы сможем многое узнать о ценностных и сущностных свойствах государства и права. Правосознание - это не просто идеальный образ политико-правовой действительности, не просто ее модель, правосознание - это способ, форма политико-правового бытия, это само госу- дарство и само право в их идеальной реальности. Вместе с тем государство и право имеют не только идеальную составляющую, они представляют собой институты, обладающие организационной и материальной частью. Политико-правовая реальность находится не только в сознании людей, но также противостоит им как внешняя, объективная отчужденная сила с собственными стимулами к самоорганизации, самовыживанию и самосохранению. Государство и право - устойчивые эмпирические феномены, которые могут и должны быть оценены с философской точки зрения как факты социальной реальности, живущие самостоятельной, независимой от правосознания жизнью. Отсюда вывод: замыкаться только на правосознании при исследовании политико-правовых явлений - значит неоправданно ограничивать предмет философии права. 4. В зарубежной и отечественной юридической литературе за последние 100-150 лет сложилась традиция рассматривать в качестве предмета философии права в основном и прежде всего право, но не государство. В XX в. для такого подхода появляются объективные основания в связи с дальнейшей специализацией социальных наук, с появлением таких дисциплин, как политология, философия политики, политическая философия и отделением их от теоретического правоведения. Кроме того, право вполне можно рассматривать как автономный, самостоятельный феномен, имеющий собственную природу. Однако в реальной, а не придуманной жизни, в мире реальных человеческих отношений право и государство связаны между собой многочисленными невидимыми нитями. Умозрительно, в теории провести грань между правом и государством возможно и необходимо, но при этом не следует упускать из виду всю условность такого разделения. Серьезнейшим теоретическим недостатком многих либеральных авторов следует признать их стремление доказать независимость права от государства. Во имя идеологических догм в жертву приносится истина. Во всяком случае избрание в качестве предмета философского анализа исключительно права воспринимается как пробел, как проявление узости взглядов, как теоретическая слабость. Определение статуса той или иной отрасли знания, той или иной дисциплины проводится по двум критериям: предмету и методу. Если у двух или трех дисциплин один и тот же предмет и одна и та же методология, тогда вывод однозначен: перед нами одна дисциплина, а не две и не три. Соответственно, если исходить из признания философии права как самостоятельной отрасли знания, то необходимо точно, четко, ясно указать на ее предмет. В нашем обществоведении есть устойчивая традиция (без которой, правда, вполне можно было бы обойтись), согласно которой в каждом научном исследовании (особенно в диссертационном) автор обязан назвать объект и предмет исследования, где объект - некая объективная реальность, а предмет - конкретная ее часть. Применительно к философии права это может выглядеть так: |
Исследование проблематики здоровья является одним из приоритетных... Целью данной статьи является теоретико-методологический анализ современных зарубежных научных работ, отражающих состояние изученности... |
Аннотация Курс «История и методология изучения культуры. Часть 1» Культурология, и входит в базовую часть профессионального цикла М. 2 (теоретико-методологический модуль). Курс адресован студентам... |
||
Магистратур арабочая программа по дисциплине философия права кафедра... Рабочая программа подготовлена к ю н., ст преподавателем Алтгу васильевым А. А. на основании Государственного образовательного стандарта... |
Введение в философию права лекции и тестовые материалы Берус В. В. Философия права. Лекции и тестовые материалы: Учебное пособие. Барнаул: Барнаульский юридический институт мвд россии,... |
||
Философия права Для первой характерно резкое противопоставление права и религии, "Закона и Благодати", для второй стремление объединить право и "Божью... |
Военнослужащий как специальный субъект брачно-семейных отношений (историко-правовой аспект)1 Конохов М. В., адъюнкт кафедры гражданского права Военного университета, майор юстиции, konohov76@mail ru |
||
В. С. Нерсесянц Философия права Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов |
Вопрос Особенности философского мировоззрения и его ключевые проблемы:... Предмет философии вышеуказанные з-ны. Функции философии мировоззренческая, гносеологическая (теоретика познания), методологическая... |
||
Рецепция римского права: вопросы теории и истории Его влияние прослеживается в различных отраслях права от уголовного до гражданского. Терминология, основные принципы римского права... |
Контрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме. "Философия,... Философское знание, мировоззрение, структура мировоззрения, философское мировоззрение, философия, предмет философии, структура философии,... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |