К. В. Патырбаева практикум по философии: историко-философское введение




НазваниеК. В. Патырбаева практикум по философии: историко-философское введение
страница1/7
Дата публикации12.05.2014
Размер1.1 Mb.
ТипМетодическое пособие
literature-edu.ru > Философия > Методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство сельского хозяйства РФ

ГОУ ВПО Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика Д.Н. Прянишникова

кафедра философии

К.В. Патырбаева

ПРАКТИКУМ ПО ФИЛОСОФИИ:

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

(ДЛЯ НЕФИЛОСОФСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)
Методическое пособие

Пермь, 2011

УДК 1:372.8 + 1(09)

ББК 74.268.7 + 87.3

П 20

Патырбаева К.В.
П 20 Практикум по философии: историко-философское введение (для нефилософских специальностей): методическое пособие / К.В. Патырбаева; Пермская ГСХА. – Пермь, 2011. – 68 с.

Практикум включает учебно-методические разработки по темам «Философия, ее предмет и роль с жизни общества», «Историко-философское введение», которые можно использовать для подготовки и проведения семинарских занятий по философии со студентами нефилософских специальностей. В практикуме представлена рекомендуемая литература по каждой теме и ее разделам; примерные темы докладов и рефератов; тестовые задания; упражнения, направленные на анализ философских текстов, включая отрывки из первоисточников.

Пособие может быть полезно как преподавателям, так и студентам.

УДК 1:372.8 + 1(09)

ББК 74.268.7 + 87.3

Печатается по решению методического совета кафедры философии.

Для оформления обложки использован рисунок М. Эшера

ТЕМА 1: ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Терминологический список: предмет философии; софийное понимание философии; эпистемическое понимание философии; софистическое (технематическое) понимание философии; основной вопрос философии; монизм; дуализм; материализм; идеализм; плюрализм; субъективный идеализм; объективный идеализм; солипсизм; стихийный (наивный) материализм; механистический материализм; диалектический материализм; агностицизм; диалектика; метафизика; онтология; гносеология; аксиология; праксиология; этика.
Список литературы:

Основной

  1. Орлов В.В. Основы философии. Общая философия. Учебное пособие. Пермь, 2001.

  2. Спиркин А.Г. Философия: учебник для студентов вузов. М., 2007.

Дополнительный

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов. М., 2008.

  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика: учебное пособие для вузов. М., 1991.

  3. Ильин и др. Философия в системе культуры: учебное пособие для вузов. М., 2005.

  4. Мамедов А.А. История философии: учебно-методическое пособие. М., 2010.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое мировоззрение?

  2. Какие существуют формы и типы мировоззрения?

  3. Какие существуют философские направления? Какие проблемы стоят в центре их внимания?

  4. Как строятся взаимоотношения науки и философии? Нужна ли философия частным наукам, а частные науки – философии?

  5. Что такое объективный идеализм? Что является основой учения объективного идеализма?

  6. Что такое субъективный идеализм? В чем его отличие от объективного идеализма?


Примерные темы докладов/рефератов:

  1. Мировоззрение. Его сущность и типы.

  2. Философия: ее генезис, предмет и функции.

  3. Мировоззренческие и методологические функции философии

  4. Философия в системе культуры.

  5. Основные философские направления и круг их проблем.

  6. Философия и религия.

  7. Философия и искусство.

  8. Смысл и польза философии.


Упражнение 1. Анализ философского текста. Прочитайте отрывок из работы М.А. Антоновича о предназначении философии и ответьте на следующие вопросы:
1. Каковы особенности обыденного мышления в понимании фило­софии и науки?

2. В чем заключаются особенности языка философского мышления и трудности в понимании философского текста?

3. в чем состоит значение философии в жизни общества?

4. Каковы способы изучения и понимания философских текстов?

5. Что я считаю истинным и спорным в тексте М. А. Антоновича, на какие собственные мысли о предназначении философии и ее язы­ке подтолкнуло меня чтение его трудов?
Странное чувство овладевает простым смертным, когда он в первый раз входит, так сказать, в самое святилище философии, без всякой подготовки и предварительного знакомства с элементарными философскими сведениями приступает к чтению уче­ных сочинений или к слушанию специальных лекций по части филосо­фии. Философский туман охватывает его со всех сторон и придает окру­жающим предметам какой-то странный колорит, так что они представ­ляются ему совершенно в неестественном виде и положении. Очутив­шись среди философов, он видит, что это люди, которые мыслят, чувствуют и говорят чрезвычайно оригинально, вовсе не так, как обыкновенные смертные, а с какою-то особенностью, очень, впрочем, ненатуральною и фантастическою даже; на все они смотрят по-своему, и все у них выходит как-то навыворот.

<...> Профан в математике воспринимает одни только звуки матема­тических терминов, а смысл их для него закрыт и недоступен; он слы­шит слова и фразы, но не понимает, что именно и какое реальное содер­жание в них заключается, а потому ему остается только пожалеть о своем неведении и проникнуться благоговением к математическому языку, ко­торый, как он уверен, должен выражать собою очень здравый и даже глубокий смысл. <...>

<...> новичок в философии часто находит, что смысл философских речей чрезвычайно странен, что в них высказываются мысли хоть и по­нятные, но часто в высшей степени дикие и ни с чем не сообразные, особенно если он нападет на какого-нибудь оригинального философа, да еще идеалиста; тут он вычитывает столько неожиданных диковинок, что ему даже покажется вероятным, будто гг. философы — это какие-то полупомешанные люди, по крайней мере с расстроенным воображени­ем; а иначе как же объяснить то, что они говорят нелепости, ни с чем не сообразные, порют дичь, в которой нет и капли здравого смысла, убива­ются и ломают голову над пустяками, о которых и толковать не стоит, которые всякому известны; ларчик просто открывается, а они вот какую возню и кутерьму поднимают! И за что их называют философами, за что уважают и превозносят их? <...>

Кто <...>, несмотря на первое неблагоприятное впечатление, произ­веденное на него философией, станет все-таки продолжать заниматься ею, тот мало-помалу втягивается, вчитывается в философские сочине­ния, войдет во вкус философии и философских рассуждений и через несколько времени, к изумлению своему, заметит, что мысли разных фи­лософов, казавшиеся ему с самого начала нелепостью, несообразною с здравым смыслом, напротив, имеют очень серьезный смысл и важное значение, что философ, высказавший их, должен быть человек с боль­шою энергиею и силою в мыслительной способности и что, действи­тельно, если посмотреть на дело так, как он говорит, то естественно и даже необходимо прийти к его мыслям, к его образу воззрений на вещи. Все вопросы, казавшиеся новичку до знакомства его с философией не­интересными и не требующими решения, теперь представляются ему во всей своей заманчивой прелести и во всей многосложной запутанности, представляющей лишь слабую надежду на их решение, и чем больше он занимается философией, тем яснее понимает трудность философство­вания, тем больше уважения он чувствует к философам, созидавшим са­мостоятельные оригинальные системы, и, наконец, окончательно убеж­дается, что не всякая голова, не всякий ум способны на это дело.

Философское мышление чрезвычайно общо и отвлеченно; оно упот­ребляет и слова обыкновенного житейского языка, но соединяет с ними свое собственное значение; оно берет для себя часто простые и общеупотребительные формы выражения, но придает им более общий и отвлеченный смысл, тогда как в обыкновенном словоупотреблении эти формы принимаются в смысле конкретном, единственно в приложении к частным и отдельным предметам, как названия только этих одних предметов, а не как выражения для общего понятия, под которое эти предметы входят только как части.

Человеку, видевшему кондукторов только на паровозах да в дилижан­сах очень странно бывает слышать, если назовут кондуктором металлический цилиндр в электрической машине, потому что он и не воображал, чтоб это слово было общее, имело значение отвлеченное, ему казалось, что кондуктор — это непременно должен быть человек с известным на­значением. Так же точно философ говорит, например: абсолютное есть дух; при слове «дух» в обыкновенном понимании тотчас возникает пред­ставление конкретное о человеке, о его духе или же о каком-нибудь дру­гом существе, о личности со свойствами человеческого духа; тогда как философ под словом «дух» разумеет не личность, не существо какое-ни­будь, а общее качество или свойство, которое в известном смысле при­надлежит и человеческому духу Это-то различное понимание одинако­вых слов и выражений и бывает причиною забавных недоразумений <...>. Философ, положим, рассуждает о «Я» и «не-Я»; читающий или слушаю­щий его не-философ понимает эти два слова непременно в значении кон­кретном, в приложении к одному индивидууму, к личности. «Я» – это значит я, Иван Иванович, такого-то звания и чина; а «не-Я» — это вот Петр Иванович или вот стул, на котором я сижу; и представьте же себе, что выдумал философ, говорит как-то там, что «Я» – источник, начало и конец всего, от «Я» произошло все и должно опять возвратиться в «Я», то есть это значит, будто я, Иван Иванович, произвел на свет Петра Ивано­вича и этот стул и всех вот этих несносных мух и комаров, и что это все опять должно возвратиться в меня, — вот уж чепуха, просто следовало бы в сумасшедший дом этого философа. Другой философ говорит, будто ни­чего нет на свете, мы ничего не знаем, ничего не можем доказать, может все, что ни делается вокруг нас, есть одно наваждение, мечта, так, наше воображение только и больше ничего. «Отодрать бы тебя хорошенько, ты бы узнал, какое воображение», — рассуждает Иван Иванович и с край­ним презрением отворачивается и от философии и от философов. <...>

Подобные недоразумения, только более тонкие и не в столь грубой форме, встречаются очень часто и вводят многих в обман насчет филосо­фии; этим же, кажется, между прочим можно объяснять нерасположе­ние к философии, которое питают к ней люди умные, но привыкшие к конкретному и наглядному способу мышления, неспособные поднять­ся вдруг на высоту отвлечения, чтобы понять значение философских воп­росов, и потому считающие философию праздною игрою и фантасти­ческою группировкою мыслей, совершенно произвольными и не подле­жащими никакому контролю выдумками. Все это показывает, как важен первый шаг в философии и как трудно знакомить с философскими вопросами и в особенности с философски­ми системами людей, нисколько к этому не приготовленных. Если изла­гать систему какого-нибудь философа собственными его словами, — а философы не считают нужным применяться к обыкновенному ограни­ченному разумению, — то тут можно опасаться, что читающие или вовсе не поймут системы, или поймут ее по-своему, то есть совершенно пре­вратно; если же передавать систему своими словами, не придерживаясь буквально выражений философа, то для самого передающего есть опас­ность допустить много неточностей, скрыть от читателя характеристи­ческие оттенки и индивидуальный колорит системы. Но последний спо­соб все-таки лучше для популярных сочинений; усвоив себе дух и харак­тер системы, автор в изложении ее может быть совершенно самостоя­тельным, придумывать свои формулы и выражения; но при этом он может искусно провести своих читателей через несколько ступеней отвлече­ния; сначала он может говорить, просто применяясь к обыкновенному конкретному пониманию, чтобы хоть как-нибудь связать мысль читате­ля с идеями системы, потом мало-помалу возвышать это понимание, отрицая конкретное значение формул и выражений и разъясняя их от­влеченный, философский смысл, и, наконец, сблизить свое изложение с собственными словами и выражениями излагаемого философа; после этого читателю будет не так трудно читать и понимать самого философа. Поэтому человек, не знакомый с философией, гораздо скорее и лучше узнает всякого философа при пособии опытного руководителя и посред­ника, удобнее и яснее поймет его в изложении, в чужой передаче, чем в его собственных произведениях.
Упражнение 2. Анализ философского текста. Прочитайте отрывок из работ К. Ясперса о специфике философского знания и ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое философия и чем она ценна?

2. В чем заключается смысл философствования и как проявляется сущность самой философии по Ясперсу? Почему ни одна форму­лировка философии не исчерпывает ее смысла, не оказывается единственно возможной?

3. В каком смысле можно говорить о философии сегодня, в начале XXI в.?

[Проявления философии]

Хотя философия и связана с науками, однако свой смысл получает из другого источника. До всякой науки она появляется там, где пробуждается человек. <...>

Первое: почти каждый считает себя способным обсуждать философ­ские вопросы, в то время как в сфере наук признают, что условием их понимания являются обучение, подготовка, метод, по отношению к фи­лософии претендуют на то, чтобы приобщаться к ней безо всяких условий полагая, что каждый в состоянии принять участие в обсуждении философских проблем. Собственное бытие человека, судьба и собственный опыт считаются для этого достаточным основанием. Следует признать, что философия должна быть доступна для каждого человека. Са­мые обстоятельные пути философии обретают свой смысл только тогда, когда они выходят к человеческому бытию, которое находит свое опре­деление в процессе обретения уверенности относительно бытия и свое­го места в нем.

Второе, философское мышление каждый раз должно начинаться с са­мого начала. Каждый человек должен осуществлять его самостоятельно. Удивительным знаком того, что человек как таковой изначально фи­лософствует, являются вопросы детей. Часто из детских уст можно услы­шать то, что по своему смыслу уходит непосредственно в глубь философ­ствования. <...> С годами, теряя детскую непосредственность, мы как бы входим в тюрьму соглашений и мнений, скрываемся под различного рода прикрытиями, оказываемся в плену у того, о чем не решаемся спро­сить. Состояние ребенка — это состояние порождающей себя жизни: он еще открыт, он чувствует и видит и спрашивает о том, что вскоре исчез­нет перед ним. Он не удерживает то, что открывается ему в то или иное мгновение, и удивляется, когда позднее все замечающие взрослые док­ладывают ему о том, что он сказал или спросил.

Третье, изначальное философствование обнаруживается как у детей, так и у душевнобольных. Иногда путы общей зашоренности как бы раз­вязываются и начинает говорить захватывающая истина. В начальный период некоторых душевных болезней имеют место совершенно потря­сающие метафизические откровения, которые, правда, по форме и рече­вому выражению являются всегда настолько шокирующими, что их ог­лашение не может иметь какого-либо объективного значения, за исклю­чением таких редких случаев, как поэт Гельдерлин или художник Ван Гог. Однако тот, кто присутствует при этом, не может избежать впечатле­ния, что здесь разрывается покров, под которым обыкновенно проходит наша жизнь. Некоторым здоровым людям также знаком опыт пережива­ния глубоко тревожащих значений, которые свойственны переходному состоянию от сна к пробуждению и при полном пробуждении снова утрачиваются, оставляя лишь ощущение того, что нам к ним более не пробиться. Есть глубокий смысл в утверждении, что устами детей и бла­женных глаголет истина. Однако творческая изначальность, которой мы обязаны великим философским мыслям, лежит все-таки не здесь. Она восходит к тем немногим, которые в своей непринужденности и незави­симости предстают перед нами в качестве выдающихся мыслителей пос­ледних тысячелетий.

Четвертое: поскольку философия для человека необходима, она каж­дый раз присутствует в общественном мнении, в пословицах, в обще употребительных философских оборотах речи, в господствующих убеж­дениях, а также в языке просвещения, политических кредо, но прежде всего и с самого начала истории – в мифе. От философии невозможно уйти. Вопрос в том, осознается она или нет, будет ли она хорошей или плохой, запутанной или ясной. Тот, кто отвергает философию, сам прак­тикует ее, не отдавая себе в этом отчета.

[ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?]

<... > Греческое слово философ по своему значению про­тивоположно слову sophos. Это слово, philosophos, значит: любящий по­знание (знание) — в отличие от того, кто, овладев познанием, называет себя знающим. Такой смысл слова сохраняется до сих пор: поиск исти­ны, а не владение истиной есть сущность философии, – пусть даже она зачастую изменяет этому своему смыслу догматизмом, подразумеваю­щим выраженное в положениях окончательное, завершенное и имею­щее дидактический характер знание. Философия означает – быть в пути. Ее вопросы существеннее, чем ее ответы, и каждый ответ превращается в новый вопрос.

Однако это «бытие-в-пути» – как судьба человека, существующего во времени, – несет в себе возможность глубокого удовлетворения, обрета­емого в мгновения особых свершений. Его не найти в высказанном зна­нии, в научных положениях и принципах, – оно лежит в историческом осуществлении человеческого бытия, которому раскрывается само бы­тие. Добиться этого в ситуации, в которой находится человек, является смыслом философствования.

Быть в поиске, в пути, или обрести покой и совершенство мгнове­ния — это не определения философии. Философия не имеет ничего вышестоящего, ничего нижестоящего. Она не может быть выведена из чего-то другого. Всякая философия определяется посредством своего осуществления. Чтобы узнать, что такое философия, надо пытаться фи­лософствовать. В таком случае философия – это одновременно испол­нение живого мышления и осознание соответствующих мыслей (реф­лексия) или действие и разговор о нем. Только исходя из собственного опыта и возможно понять, что же встречается нам в мире в качестве философии.

Можно было бы и дальше обсуждать формулировки смысла филосо­фии. Однако ни одна формулировка не исчерпывает этого смысла, ни одна не оказывается единственно возможной. Мы слышим с древних времен: философия (согласно ее предмету) – это познание божествен­ных и человеческих вещей, познание сущего как сущего, и далее, фило­софия (согласно ее цели) – это упражнение в смерти, это стремление мысли к блаженству, к тому, чтобы уподобиться божественному, это на­конец (согласно ее всеобъемлющему смыслу) — знание всех знаний, ис­кусство всех искусств, наука вообще, которая не направлена на какую-то отдельную область.

Сегодня, пожалуй, можно говорить о философии в следующих фор­мулировках – ее смысл в том, чтобы:

  • увидеть действительность в самом ее истоке;

  • постигать действительность таким же способом, каким я, мысля, имею дело с самим собой во внутреннем действии; открывать нас для широты объемлющего;

  • осмелиться на коммуникацию между человеком и человеком, опира­ясь на всякий смысл истины, который возникает в любящей борьбе; непрестанно и терпеливо сохранять разум бодрствующим, находясь перед лицом того, что наиболее чуждо разуму и противится ему. Философия – это то, что концентрирует человека, благодаря чему он становится самим собой, становясь причастным самой действитель­ности.

Хотя философия в форме простых и действенных мыслей может зат­ронуть каждого человека и даже ребенка, ее сознательная разработка яв­ляется никогда не завершимой и всякий раз возобновляющейся зада­чей, которая осуществляется всегда в настоящем как единое целое. Она возникает в работах великих философов и, как эхо, повторяется у менее значительных. Осознание этой задачи не угаснет до тех пор, пока люди останутся людьми.

Не только сегодня философия подвергается радикальным нападкам и отрицается в целом как излишняя и вредная. Для чего же она суще­ствует? <...>

Образ мышления, основывавшийся на авторитете церкви, отвергал философию потому, что она, с его точки зрения, отдаляет от Бога, со­блазняет мирским, вредит душе, обращая ее к ничтожным вещам. По­литический тоталитарный способ мышления предъявлял философии следующий упрек: философы только по-разному объясняли мир, тогда как надо его изменять. Оба образа мышления считали философию опас­ной, так как она нарушает порядок, взывает к духу независимости, а с ним — к возражению и протесту, она обманывает человека и отвлекает его от реальных задач.

<...> Итак, философия может только обращаться к силам, которые в каждом человеке действительно настоятельно требуют философство­вания. Она знает, что занимается делом человека как такового, делом, которое не связано с какой-то определенной целью и избавлено от любого вопроса о пользе и вреде в этом мире, и что она будет осущест­вляться до тех пор, пока живут люди. Силы, которые являются враждебными по отношению к философии, тоже не могут не думать о своем собственном смысле, не могут не порождать имеющий определенную цель образ мыслей, — эти силы являются заменой философии, однако предполагают в качестве необходимого условия активное вмешатель­ство в действительность, как, например, марксизм и фашизм. Подоб­ный образ мыслей еще раз показывает необходимость философии для человека. Философия в той или иной форме всегда присутствует в жиз­ни человека. <...>

Философия в широко развитых формах и систематической связнос­ти уже два с половиной тысячелетия существует в Европе, Китае и Ин­дии. Великая традиция обращается к нам. Многообразие типов фило­софствования, противоречия и взаимоисключающие претензии на ис­тину не могут воспрепятствовать тому, что, по существу, в основании всего действует что-то одно, чем никто не владеет и вокруг чего во все времена вращаются все серьезные усилия: вечная философия, philosophia perennis.
Ясперс К. Введение в философию// Путь в философию. Антология. М., 2001. С. 224—229.
Упражнение 3. Ответьте на вопросы теста:

  1. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает:

  1. Рассуждение

  2. Компетентное мнение

  1. Профессиональную деятельность

  2. Любовь к мудрости

2. Родоначальниками объективного идеализма принято считать:

  1. Платона

  2. Аристотеля

  1. Демокрита

  2. Зенона

3. Какая из функций философии относится к группе мировоззренческих функций?

  1. Гуманистическая

  2. Эвристическая

  1. Координирующая

  2. Логико-гносеологическая

4. Какая из функций философии относится к группе методологических?

  1. Гуманистическая

  2. Логико-гносеологическая

  1. Аксиологическая

  2. Объяснительно-информационная

5. Софистическое (технематическое) понимание философии связано с:

  1. Элеатами

  2. Софистами

  1. Киниками

  2. Натурфилософами

6. Софистическое (технематическое) понимание философии означает:

А. Философия – не наука, а искусство мысли рассуждений

B. Философия – строгая наука, исследующая мир в разных его проявлениях

С. Философия – любовь или стремление к мудрости, стоящее между наукой и религией

D. Философия понимается как мистическое знание, подобное регилиозному

7. Эпистемическое понимание философии характерно для философии:

  1. Платона

  2. Аристотеля

  1. Сократа

  2. Фалеса

8. Согласно легенде, первым, кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром (то есть философом) был:

А. Эпикур

B. Платон

С. Аристотель

D. Пифагор

9. В структуру философии не входит:

  1. Гносеология

  2. Диалектика

  1. Пропедевтика

  2. Праксиология

10. С анализом практической деятельности человека по освоению реальной действительности связана:

  1. Праксиология

  2. Аксиология

  1. Онтология

  2. Гносеология

11. На аксиологическом уровне решаются:

  1. Вопросы структуры бытия

  2. Условия возможности познания

  1. Ценностные аспекты познания

  2. Естественнонаучные аспекты познавательной деятельности

12. Гносеология – это учение о:

  1. Познании

  2. Бытии

  1. Причинности

  2. Человеке

13. Онтология – это учение о:

  1. Бытии

  2. Познании

  1. Биосфере

  2. Каузальности (причинности)

14. Философия – это:

  1. Система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру

  2. Наука, изучающая конкретную область действительности

  1. Представление, дающее на знание об окружающей действительности

  2. Одна из форм мифологического мировоззрения

15. Основной вопрос философии – это вопрос об отношении:

  1. Человека к миру

  2. Человека к самому себе

  1. Материи и бытия

  2. Материи и сознания

16. Если духовное начало (например, Вселенский разум, Абсолютная Идея, Слово Божие и т.п.) полагается первичным, то есть началом всего существующего, из чего все произошло, то это:

А. Объективный идеализм

B. Субъективный идеализм

C. Дуализм

D. Материализм

17. Если первичным для всего существующего полагается материальное начало, такое философское учение называется:

А. Материализм

B. Идеализм

С. Солипсизм

D. Метафизика

18. Философское учение, отрицающее развитие в мира:

А. Метафизика

B. Диалектика

С. Солипсизм

D. Детерминизм

19. Философское учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира, называется:

А. Гносеологизм

B. Агностицизм

С. Антигносеологизм

D. Диалектика

20. Диалектика исследует:

А. Проблемы бытия

B. Вопросы развития

C. Человеческое мышление

D. Мораль и нравственность

21. Философия как теоретическая форма мировоззрения зародилась:

А. В Древней Греции

B. Индии

С. Китае

D. Вавилоне

22. Проблемы, решаемые философией:

А. Не имеют ничего общего с жизнью обычных людей

B. Могут быть решены в рамках конкретной научной дисциплины

С. Имеют отношение к сверхестественному, нереальному миру

D. Имеют всеобщий, предельный характер

23. Мифопоэтическая картина мира есть продукт:

А. Художественного творчества

В. Философских концепций

С. Нравственных представлений

D. Первобытного сознания

24. Какая из нижеприведенных фраз не характерна для искусства:

А. Искусство – это творческий акт

B. Искусство – это форма выражения мировоззрения художника

C. Искусство – способ воплощения законов развития общества

D. Искусство – это специфическая форма познания мира


Упражнение 4. Определите истинность / ложность высказываний:

1. Философия представляет собой совокупность теоретически осмысленных взглядов на человека, мир и взаимоотношения между человеком и миром.

2. Философский материализм – это принцип жизни, заключающийся в признании примата материальных благ для жизни человека.

3. Философский материализм – это философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания.

4. Философский материализм – это практически здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от жизни рассуждений и т.д.

5. Идеализм – это стремление обосновать значение идеалов в жизни, стремление человека к совершенству.

6. Идеализм – это признание идей, сознания за первичное, определяющее материальное.

7. Идеализм – это утверждение, что идеи, мысли существуют реально.

8. Идеализм – это туманные, далекие от жизни рассуждения, попытка забыть о «прозе жизни» и т.п.

9. Материализм отрицает существование духовного, существование сознания.

10. Философия и частные науки никак не связаны друг с другом, потому что имеют разный предмет исследования.

11. Искусство является специфической формой познания, отражающей мир с помощью художественных образов.

12. Миф всегда есть обобщение тех или иных явлений природы и общества. Деметра, например, есть обобщение всего земледелия, взятого в целом, а Посейдон – обобщение моря, всех морей и всех морских явлений. Однако все обобщения в мифе не выходят за пределы чувственных представлений.
Упражнение 5. Соотнесите раздел философии с изучаемым феноменом:

  1. Аксиология

  1. Наиболее общее учение о сущности, целях, смысле, методах человеческого познания

  1. Гносеология

  1. Исследование ценностей человека как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам

  1. Онтология

  1. Раздел философии, наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка

  1. Диалектика

  1. Философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности

  1. Праксиология

  1. Исследование наиболее общих вопросов развития, например, исследование законов развития материи во Вселенной

  1. Этика

  1. Наиболее общее учение о бытии

  1. Логика

  1. Область исследований, которая изучает деятельность и действия человека с точки зрения установления их эффективности (основана польским ученым Т. Котарбиньским).


Упражнение 6. Соотнесите наименования функций философии с примерами их проявления:

  1. Мировоззренческая функция

  1. Изменение познавательного аппарата частных наук, разработка новых методов, логическое обоснование различных положений в структуре научного знания

  1. Методологическая функция

  1. Философия способствует приращению научного знания, создает предпосылки для научных открытий, генерирует категориальные матрицы, необходимые для научного исследования до того, как последнее начинает осваивать соответствующие типы объектов

  1. Логико-гносеологическая функция

  1. Формирование у человека ценностей, идеалов, таких как добро, справедливость

  1. Критическая функция

  1. Формирование целостной картины мира и бытия человека в нем

  1. Аксиологическая функция

  1. Функция философии, роль которой – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия

  1. Эвристическая (прогностическая)

  1. Использование философского знания в в качестве руководства в деятельности

Упражнение 7. Соотнесите пример философствования с его названием:

  1. Древнегреческий философ Платон считал, что началом всех вещей являются их прообразы – идеи. Согласно Платону, эти идеи существуют реально в «Мире идей» и порождают все существующие вещи. Как называется такая философская позиция?

  1. Материализм

  1. Первые древнегреческие философы, которых звали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, искали первоначало мира. Таким первоначалом ими полагалась какая-либо материальная стихия. Например, Фалес утверждал, что первоначалом всего существующего является вода. Анаксимен думал, что началом всех вещей является воздух. Как называется такая философская позиция?

  1. Агностицизм (отрицание познаваемости мира)

  1. Немецкий философ 18 – 19 вв. Иммануил Кант считал, что объективный мир, который существует вне человека сам по себе, человек познать не может. По мнению И.Канта, человеческие ощущения не обязательно совпадают с тем, какими являются вещи сами по себе. То, какими вещи являются сами, по себе человек знать не может. Как называется такая философская позиция?

  1. Метафизика

  1. Древнегреческий философ Гераклит считал, что весь мир находится в непрерывном процессе изменений. Например, ему принадлежат известные высказывания: «Все течет, все изменяется»; «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».

  2. Немецкий философ 18 – 19 вв. Г.В.Ф. Гегель считал, что мир находится в процессе непрерывного развития, которое подчиняется трем специальным законам развития.

  1. Субъективный идеализм

  1. Древнегреческий философ Парменид утверждал, что «бытие едино, неподвижно, неделимо». А его учение Зенон пытался доказать, что нельзя мыслить движение, не впадая в логические противоречия. Парменид и Зенон считали, что движения и развития не существует.

  1. Диалектика

  1. Английский философ 16 – 17 вв. Джордж Беркли считал единственной достоверной реальностью человеческие ощущения. Ему принадлежат известные высказывания: «Вещи – это комплексы человеческих ощущений»; «существовать, значит, быть воспринимаемым». По Беркли, вещи существуют только тогда, когда человек их воспринимает.

  1. Объективный идеализм


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К. В. Патырбаева практикум по философии: историко-философское введение iconКонтрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме. "Философия,...
Философское знание, мировоззрение, структура мировоззрения, философское мировоззрение, философия, предмет философии, структура философии,...

К. В. Патырбаева практикум по философии: историко-философское введение iconТрофимова Елена Александровна (СПб) Остров в океане времён
Чуркина, Вячеслава Рожкова, и др. Куратор выставки к филос н., доц. Е. А. Трофимова. Организаторы: Санкт-Петербургское Философское...

К. В. Патырбаева практикум по философии: историко-философское введение iconОсобенности русской философии содержание введение 3
Главная задача философии заключается в том, чтобы разработать теорию о мире как едином целом, которая бы опиралась на все многообразие...

К. В. Патырбаева практикум по философии: историко-философское введение iconПрактикум по спортивной психологии Санкт-Петербург
...

К. В. Патырбаева практикум по философии: историко-философское введение iconИздательство «наука» введение сократ великий античный мудрец, «олицетворение...
Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалекти­ки, политических и правовых учений. Влияние,...

К. В. Патырбаева практикум по философии: историко-философское введение iconДиплом: Семейные отношения как предмет историко-культурного анализа...
Семейные отношения как предмет историко-культурного анализа в работе Ф. Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке» 7

К. В. Патырбаева практикум по философии: историко-философское введение iconПрограмма по философии к вступительным экзаменам в аспирантуру в 2008 г
Предмет философии. Понятие метафизических проблем. Соотношение философии, мифологии религии и науки

К. В. Патырбаева практикум по философии: историко-философское введение iconЛекция Введение в историю экономики > Предмет истории экономики и...
Историко-экономическая наука оформилась как самостоятельная ветвь системы экономических наук в XIX в. Вначале произошло становление...

К. В. Патырбаева практикум по философии: историко-философское введение iconПрактикум по когнитивной терапии
М15 Практикум по когнитивной терапии: Пер с англ. — Спб.: Речь, 2001. — 560 с. Isbn 5-9268-0036-6

К. В. Патырбаева практикум по философии: историко-философское введение iconПрактикум л. И. Губарева о. М. Мизирева т. М. Чурилова экология человека...
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, оно может быть использовано также преподавателями вузов, учителями...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции