Использование краеведческого материала в преподавании родного языка и литературы имеет двоякое значение. С одной стороны, это развивает интерес учащихся к изучению языка, делая уроки более насыщенными, яркими, интересными, расширяет кругозор детей. С другой стороны - имеет воспитательное значение, помогает познать самобытный дух своего народа. К краеведческому материалу относятся, прежде всего, видеофильмы о сёлах Дагестана, об обычаях, обрядах, традициях; слайды с фотографиями; разнообразная старая посуда, национальная одежда. Часто дети сами приносят фотографии, видеофильмы - они с интересом подключаются к работе, с гордостью показывая одноклассником места, откуда родом их предки. Городские дети с интересом рассматривают незнакомые места, людей, вслушиваются в их речь. Но очень важно суметь использовать собранный краеведческий материал умело и целесообразно, т.е. не просто прийти в класс, поставить материал и смотреть. Краеведческий материал-это лишь вспомогательная база при обучении учащихся языку. Поэтому материал вводим в процесс обучения, преследуя конкретную цель. Изучая времена года в начальных классах, можно использовать слайды с фотографиями, сделанными в горах. Если в родном городе не так ярко выражены времена года, то чередующиеся фотографии снежных гор и цветущих садов, яркой зелени лета и пёстрой осени оказывают на детей неизгладимое впечатление. Они восхищаются, стараются пересказать своими словами. На уроках развития речи в 5-9 -х классах видео и фотоматериал помогает детям при составлении сочинений на темы: « как я провёл лето», «осенние мелодии», «зима в горах» и т.д. При изучении тем о Родине можно использовать неограниченное количество материала, при этом показывая детям не только даргинские районы, но и местности, на которых проживают люди других национальностей. При этом, а также, если в произведениях встречается упоминание о дагестанских ремёслах, например: произведение А. Абу-Бакара «Трубка из слоновьей кости» в 7 классе, Н. Юсупов «Моя горная страна» в 4 классе и др., ввожу в урок материал о традиционных дагестанских ремёслах - о кубачинских златокузнецах, балхарских мастерицах, табасаранских ковровщицах, об изделиях Унцукуля. Очень хороший материал, тем более на даргинском языке, иногда нам предоставляет телеканал РГВК. Материал о культуре и традициях помогает детям духовно обогащаться, становиться лучше и познавать мир, в котором они живут. Помимо этого, у детей появляется стремление лучше изучать историю своей малой Родины, что также способствует саморазвитию детей. Когда во 2-м классе при изучении темы я показала материал, снятый в сельской местности, ни один ребёнок не узнал телёнка - одни сказали, что это олень, а другие утверждали что это щенок и были удивлены, узнав, что это телёнок. В первый раз они увидели также ослиное семейство, козлёнка, быков. Дети были восхищены и на следующем уроке все безошибочно называли домашних животных.
На урок ребенок должен идти с радостью, а не с тяжелым ощущением предчувствия двойки или замечания учителя. Поэтому домашние задания следует задавать посильные и такие, при выполнении которых дети смогли бы привлечь родителей, бабушек, дедушек. Например: написать, каким ремеслом занимаются люди в селении предков; описать растительный или животный мир местности, на которой жили их предки; написать названия старинной одежды горцев.
При изучении устного народного творчества (лирических песен даргинцев) в 10 классе я использовала на уроке материал, снятый о моём селе в сопровождении старинной песни, которую поёт старая горянка. На уроке проанализировали песню, её звучание (протяжно-торжественный напев горянки наполняет душу какой-то светлой грустью, ожиданием радости, заставляет вдуматься в слова песни), сравнили смысл текста с содержанием песен Батырая, Х. Абдуллаевой. Можно одеть одну ученицу в традиционную горскую одежду и попросить её спеть одну из народных песен (при условии, что ученица хорошо поёт).
Краеведческий материал, собранный одной из учениц (лирические песни), мы обобщили, проанализировали и написали вместе с этой ученицей работу на тему «Философический смысл в лирических песнях аштынцев». При этом ребенок научился самостоятельно собирать, изучать песни, выделять в них главное, систематизировать их с какой-либо одной точки зрения (в данном случае – с точки зрения содержания философского смысла). Ученица 9 класса выполнила под моим руководством работу под названием «Обрядовые песни и предания моего народа». В работе использованы и проанализированы обрядовые песни и предания, которые раньше никем не собирались, над которыми раньше никто не работал.
Выполняя такие работы, дети учатся заниматься научно-исследовательской деятельностью, изучают культуру своего народа и, работая над переводом текстов, углубляют языковые познания.
Всё это - индивидуальная работа с учениками и проводить её можно с наиболее сильными учащимися.
Огромный интерес вызывает у детей использование краеведческого материала при проведении внеклассных мероприятий. Папаха, кубачинский к!аз(белая накидка), чухта и национальное платье с нашитыми них серебряными украшениями, горская сыромятная обувь, чувеки, гульменди оказывают на детей удивительное воздействие. Надев их на себя, они изо всех сил стараются соответствовать образу: девочка в гульменди и с кувшином на плече начинает плавно двигаться, у неё опущены глаза, а голос становится тихим, чуть более грустным – она входит в образ горянки. А ученик в папахе и с хурджинами на плечах вытирает пот со лба и взглядом уставшего, но довольного своей работой пахаря окидывает взглядом воображаемое поле. Он в раздумьях о будущем урожая, о погоде. Дети проникаются духом своего народа, что, по моему мнению, имеет огромное воспитательное значение.
Если внеклассное мероприятие посвящено какому-либо обряду или традиции, можно использовать соответствующий видеоматериал (фрагмент праздника или обряда). Например, если проводится мероприятие на тему «Свадебный обряд даргинцев», учитель или ведущий из числа старшеклассников сообщает тему и цель мероприятия, затем рассказывает о процессе проведения обряда , а после этого можно показать фрагмент сельской свадьбы, например: введение невесты в дом жениха. И только после этого дети разыгрывают сценарий постановки обряда (можно тот же самый фрагмент, но лучше его продолжение: например: «Отвести невесту за водой к роднику»).
При сообщении детям о биографических данных писателя или поэта также можно прибегнуть к помощи краеведческого материала: показать детям фотографии села, дома, где поэт родился. Можно организовать фото или видеопутешествие по местности.
Использование краеведческого материала помогает учителю осуществлять межпредметную связь с уроком истории, биологии, географии.
Подготовила учительница даргинского языка и литературы
МБОУ «СОШ №4» г. Каспийска
Асадуева Патимат Будаевна
|