Введение в экзистенциально




Скачать 447.78 Kb.
НазваниеВведение в экзистенциально
страница1/4
Дата публикации11.05.2014
Размер447.78 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4


Published in: Waprosi psichologii ijul-avgust 2004, 4, 3-21:
ВВЕДЕНИЕ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-

АНАЛИТИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ ЭМОЦИЙ:

ПРИКОСНОВЕНИЕ К ЦЕННОСТИ

А. ЛЭНГЛЕ

Концепция ценностей, важная составляющая современного экзистенциального анализа, рассматривается с теоретической и практической точек зрения. Подробно описывается категория «ценность», условия восприятия ценностей, а также отношение человека к собственному бытию, лежащее в основе любого переживания ценностей. Далее теоретические рассуждения обобщаются в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций, применение которой иллюстрируется примерами из психотерапевтической практики.

Ключевые слова: экзистенциальный анализ, ценность, Person, первичная эмоция, интегрированная эмоция.
Логотерапия и экзистенциальный анализ исходят из того, что жизнь, наполненная смыслом, непременно связана с нахождением и проживанием ценностей. «Мы осуществляем смысл бытия — наполняем наше бытие смыслом — всегда через воплощение ценностей» [8; 202]. При этом выделяется три категории ценностей: ценности переживания, творчества и личных жизненных установок. Когда речь идет о ценностях переживания и творчества, чувства и действия человека направлены на объекты внешнего мира. Если же человек обречен судьбой на страдания, на жизнь в мире, где ничто не может быть пережито как ценность и не может быть создано ничего ценного, то ему остается единственное — ценность собственного бытия как Person1. Таким образом, при воплощении ценностей личных жизненных установок человек отброшен к самому себе, а не включен трансцендентно в окружающий мир. И это тоже должен уметь человек: чувствовать ценность самого себя. В противном случае существует опасность погрузиться в одиночество и впасть в отчаяние, потому что боль закроет для него мир. Также важно чувствовать самоценность и когда не испытываешь страданий, иначе невозможно воспринимать ценности переживаний и творческие ценности окружающего мира.

Условием любой логотерапевтической консультации и важным моментом психотерапевтической работы в рамках экзистенциального анализа является распознавание и переживание ценностей. Без осознания ценностей невозможно принятие решений. Быть человеком означает «быть решающим» (К. Ясперс), а ценности — это основа принятия решений [12].

Несмотря на то, что восприятие и переживание ценностей имеют важнейшее значение для логотерапии и экзистенциального анализа, в публикациях об этом говорится довольно мало2. Обычно без какой-либо критической дискуссии выдвигается положение, что чувствование ценностей — это врожденная способность [7], [9]. В. Франкл считал, что человек осознает ценность, когда признает аргументы в пользу того, что действие имеет смысл (он также говорит, что следует «дать смыслу зажечься» [7; 76] или донести до пациента «аргументы для трагического оптимизма» [8; 51]).

Пытаясь разъяснить пациенту смысл и ценности, мы, несомненно, подходим к границе возможного: с одной стороны, Person свободна, и никто не может навязать ей какие-либо взгляды или смысл, однако с другой — способность человека к распознаванию и переживанию ценностей как раз и есть то, с чем может работать психотерапия.

Трудности, связанные с восприятием ценностей, часто становятся причиной душевных страданий. Поэтому одна из важнейших задач экзистенциально-аналитической терапии — пробудить и развивать способность пациента чувствовать ценности, научить его открываться новым ценностям, расширять свои ценностные горизонты и, благодаря этому, свое жизненное пространство. Иногда может быть достаточно простой логотерапевтической консультации с указанием на ценности и приведением аргументов в их пользу. В отличие от этого психотерапевтическая работа, которая необходима при более выраженной блокаде переживания ценностей, требует определенных знаний в отношении восприятия ценностей и специальных методических приемов. Этому и посвящена настоящая статья.



  1. ЧТО ТАКОЕ ЦЕННОСТЬ?



Когда мы говорим о восприятии ценности, речь идет не о материальных ценностях и не об общепринятых ценностях и нормах. Понятие ценности мы используем для выделения и возвышения того, что человек глубоко лично воспринимает как имеющее особое качество — как «благо». «Восприятие ценности» мы понимаем как «переживание ценности», «чувствование ценности» или как «прикосновение к ценности». Такое понимание восприятия ценности позволяет предотвратить возможные недоразумения, связанные с рациональностью, моралью и нормами. Это понимание также удерживает понятие ценности в той непосредственно физически ощутимой близости к собственному бытию, благодаря которой ценности способны глубоко внутренне затрагивать человека [10].
Личностная ценность — это то,

что затрагивает лично меня
Что же затрагивают персональные ценности: мысли, психику, тело? Специфика восприятия ценностей заключается в том, что их нельзя «думать», их можно исключительно чувствовать. Ценности — это результат взаимодействия субъекта с объектами и духовными содержаниями. Ценности — это результат чувственного восприятия влияния чего-либо или кого-либо на жизнь субъекта.

Ценность ↔ чувство

Ценности приводят человека в движение, они подобны собирающим линзам, которые фокусируют жизненную силу Person. Ценности притягивают человека, делают его интенциональным. Другими словами, ценности захватывают интенциональность Person и обращают ее на внешний объект, которому есть внутреннее соответствие. Ценности захватывают нас прежде, чем мы начали что-либо с ними делать.
Ценность — собирающая линза жизненной силы Person
Но может быть и наоборот: человек специально открывается, уделяет внимание и время чему-либо или кому-либо и дает себя затронуть. Такая феноменологическая установка позволяет прочувствовать ценность, например, красоты картины, спокойствия леса, партнерских отношений.

Ценности не производятся субъектом, они сами производят нечто в субъекте. Ценности — и в этом заключается их глубокое значение — вызывают в человеке изменения: в его жизнь пришла частичка внешнего мира, которая стала реальностью мира внутреннего. Ценности питают человека духовно, они движут им и согревают его сердце. Без переживания ценностей нет переживания времени, без переживания времени нет биографии.
итература

Ценности — духовная пища человека
Таким образом, экзистенциальное значение ценностей заключается в том, что они воздействуют на наше бытие, которое благодаря им становится другим. Ценности затрагивают меня как Person и начинают изменять. Каждый красивый цветок, каждый восход солнца, каждое доброе слово делают это по-своему. Ценности способны на это еще до того, как мы что-либо сделали с ними. Но для меня только то представляет собой ценность, что имеет ко мне доступ.
Ценности — это доступ мира к Person
Обобщая, можно сказать: чувствование ценности — это внутреннее схватывание и одновременно захваченность, наполненные тем, что, несомненно, касается именно меня. Все, что может вызвать такую затронутость, является персональной ценностью. Например, другой человек (чем более он любим, тем большую персональную ценность он представляет), предмет (книга, собственная машина, одежда, хорошая еда), событие (отпуск, интересная беседа).

2. ЧУВСТВОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ТРЕБУЕТ ОТНОШЕНИЙ
Чувствование ценности тесно связано с рядом условий: здоровой способностью к переживанию (витальная сила), духовной открытостью, внутренним сходством, родством, близостью к объекту. Переживание ценности происходит только в отношениях с кем-либо или чем-либо. Чувствовать ценность означает, что разрушается одиночество молчаливой закрытости в себе и Person вступает в отношения. Если что-то не может быть пережито как ценность, то в первую очередь следует спросить: существуют ли отношения вообще? Проживаются ли они активно? Какое значение они имеют? Например, в партнерстве с застывшими отношениями переживание ценности иссякает. Переживание ценности может также вызвать страх, если отсутствует желание иметь отношения (например, с другой идеей или другим человеком). Или еще один пример: если не хочу поддерживать отношения, то во время спора я не увижу ничего ценного в аргументах партнера. В этом случае достичь понимания невозможно.
При отсутствии отношений

переживание ценности отсутствует
Итак, переживание ценности является отражением того, что мы находимся в отношениях. Это объясняет возникающую у многих людей пустоту в выходные дни или во время отпуска. Как правило, после нескольких дней отдыха, ознакомления с окружающими и установления контактов ощущение пустоты исчезает. Человек осваивает новое окружение, устанавливает внешние и внутренние отношения, после чего он сможет радоваться, наслаждаться отдыхом, набираться сил.

Следует указать еще на один аспект. Как и любой опыт, переживание ценности не может быть «передано» другому человеку, его нельзя отделить от переживающего субъекта, от непосредственного телесно-душевного переживания. В то же время ценность связана с объектом ценности, и их также невозможно разделить.

Однако мы, конечно же, можем говорить о том, что чувствуем. По поводу одного мы говорим, что это доставляет нам радость, по поводу другого, что это внушает страх. Если мы опишем ситуацию, то слушатель, благодаря нашему рассказу и своему предыдущему опыту, сможет получить некоторое представление о том чувстве, о котором мы пытаемся рассказать. На ценности также можно ссылаться, и это может вызвать у другого человека переживание их. Но возникнет ли у слушающего такое же чувство, как у рассказчика, зависит только от слушающего. Еще ничего не пережито, когда слышишь, как прекрасна была музыка, или какой вкусной была еда. То, что другой хочет сказать, — это не ценность, а воздействие на него определенной вещи, которое в данном случае переживается им как ценное. Однако для слушающего воздействие того же самого может быть совершенно иным. Это может быть абсолютной какофонией в одном случае или, вследствие неаппетитного рыбного привкуса, испорченным супом — в другом.

Итак, словами невозможно «передать» ценность другому так, чтобы она стала и его ценностью. Однако можно рассказать другому о своем переживании ценности, об оказанном ею воздействии. Там, где речь идет о воздействии, становится очевидной интимность. Эти два обстоятельства — невозможность «передать» ценность и интимный характер ее воздействия — представляются мне причиной того, почему в нашей жизни редко говорится о ценностях. Легче говорить о цифрах и фактах, о том, что мы делаем, переживаем, узнаем. Однако мы мало говорим о том, как мы это переживаем и почему мы это переживаем именно так.
3. ОТ ПЕРЕЖИВАНИЯ БЫТИЯ К СОПРИКОСНОВЕНИЮ С ЦЕННОСТЬЮ
Как мы уже видели, в рамках отношений ценности развивают свое воздействие на субъекта, который благодаря этому воздействию изменяется. Ценности очень глубоко затрагивают человека и создают близость. Это является их особенностью — побуждать человека уделить им внимание, т.е. воспринять близость и удержать ее. Ценности привлекают нас, и мы ожидаем и предчувствуем их переживание как что-то позитивное. Они потому глубоко затрагивают человека, что обращаются к его витальности и приводят ее в движение. Захватывает ли чувство нас, схватываем ли чувство мы сами — мы ощущаем внутреннюю взволнованность, которая является результатом соотнесения с внутренним и соответствия внутреннему. Внутренняя взволнованность, эмоция3 — это впечатление, которое предмет производит на нас, когда он оставляет свой след (отпечаток) в нашей внутренней реальности, тем самым одновременно формируя ее. Переживание чего-либо как ценного или неценного связано со способностью предмета вызывать внутреннее изменение в субъекте, который, соприкасаясь с предметом, «вбирает в себя» его содержание.

То, что всегда обладает силой, чтобы оставить в человеке впечатление, и, наоборот, то, в отношении чего мы внутренне пластичны (восприимчивы), чтобы дать «себя впечатлить», мы переживаем особым образом, а именно, как качество. Ценность — это качество, а не данность. Речь здесь идет не о том, что нечто есть в принципе, а о том, как это есть для меня, в каком качестве. Поэтому восприятие ценностей — это восприятие качества.

Однако возникает вопрос: от чего, собственно, зависит, переживаем ли мы нечто как ценное или как неценное? В каком случае у нас возникают положительные эмоции — радость, симпатия, удовольствие, а в каком случае мы переживаем внутреннюю взволнованность как неприятие, антипатию, неудовольствие? Определяется ли это когнитивной атрибуцией, предшествующим опытом, установками и ожиданиями?

Если бы переживание ценности было обусловлено исключительно когнитивной атрибуцией, то никогда не происходило бы следующее: переживание ценности, вопреки всем ожиданиям, нас удивляет, т.е. было бы невозможно, чтобы, например, экзотический фрукт неожиданно показался очень вкусным человеку, который вначале имел относительно него негативное предубеждение и попробовал него исключительно по настоянию друга. На подобный опыт опирается широко распространенный метод воспитания детей, когда малышу предлагают попробовать все блюда, находящиеся на столе. Блюдо должно говорить само за себя и само убеждать ребенка. Это могло бы происходить чаще, если бы воспитательное давление в конечном счете все-таки не вытесняло вкусовых ощущений.

Вопрос о том, что же, в итоге, является критерием различения ценного и неценного, не может быть полностью объяснен теорией атрибуции [14]. Этот вопрос погружает нас глубже в человеческое бытие. Проблему осмысления ценностей в значительно большей степени следует рассматривать в связи с тем, что мы имеем на субъективном полюсе, противоположном предмету. На что воздействует предмет? На какой «внутренний субстрат печатается» то, что оказывает на нас впечатление? Если мы проясним это, то сможем понять, в каком случае впечатление переживается как позитивное, а в каком — как негативное.

Чтобы подойти к этому вопросу с феноменологической точки зрения, будет полезно вернуться к описанным выше основным условиям переживания ценности. Ценности вызывают эмоции. Они воздействуют через соотнесение с внутренним, находя в нем соответствие. Это мы уже установили. Однако как можно ощутить соотнесенность? И что чему соответствует, когда речь идет о внутреннем соответствии?

Такая постановка вопроса напрямую приводит нас к простейшим предпосылкам отношений. Если два предмета соотнесены друг с другом, в любом случае общим для них является то, что они есть. Когда я выхожу на улицу и вижу незнакомого человека, то у нас есть, по крайней мере, одно общее: он есть так же, как есть я. Однако простая констатация фактического наличия еще не является переживанием ценности. Констатация фактического бытия другого только тогда превращается в переживание ценности, когда бытие другого имеет значение для бытия переживающего субъекта, так как именно тогда между ними возникает взаимодействие, возникают отношения.
Переживание ценности — это соотнесение другого бытия

со своим собственным бытием

Говоря проще и более приближенно к непосредственному переживанию, восприятие ценности начинается с вопроса: «Я есть и ты есть, и вот мы оказываемся вместе. Что это значит для меня?» Или по-другому: «Какое влияние оказывает на меня твоя близость? Что происходит со мной, когда я подвергнут воздействию твоего “поля”?» В переживании ценности бытие объекта оказывает воздействие на бытие субъекта. Если субъект воспринимает близость объекта как позитивную, то объект кажется ему ценностью. У человека возникает ощущение: «Хорошо, что это есть».

Правда, это переживание становится осознанным лишь в редких случаях, обычно только в любви. Однако в не меньшей степени оно присутствует и тогда, когда мы слушаем красивую музыку, видим изумительный ландшафт, наблюдаем за растениями и животными (и поэтому защищаем их все больше, чтобы они были и впредь) или слышим слова утешения.

«Хорошо, что это есть!». Это переживание возникает спонтанно, мы не можем его «сделать», мы сами подчинены его возникновению. Но для кого «благо» то, что есть? Конечно, это может быть установлено только чувствующим субъектом для себя самого. Однако почему для субъекта «благо» то, что он рассматривает как ценность? Это «благо» потому, что переживаемое вызывает чувство удовольствия, или потому, что этим можно насытиться, или потому, что это приносит душевное облегчение, или — несет в себе важное содержание? С точки зрения экзистенциального анализа, всего вышеперечисленного еще недостаточно, чтобы охарактеризовать ценность. Ценность — это не нечто целесообразное и функционально полезное, иначе предметы утратили бы свою собственную внутреннюю ценность и имели бы лишь ценность практическую. Удовлетворение потребности или получение удовольствия может быть ценностью, но не всегда их ценность несомненна, потому что все еще остается открытым решающий вопрос: почему удовлетворить потребность, пережить удовольствие, достичь цели является благом? Почему, например, это «не греет» человека, который впал в депрессию? Почему он до такой степени сражается за то, чтобы жизнь представляла для него ценность, что это приводит его на грань самоубийства?

Именно опыт, связанный с суицидальностью, обнажает каркас экзистенции. Человек, склонный к самоубийству, ощущает себя невероятно далеким от всех ценностей, которые могли бы согреть его жизнь. Ему больше ничего не нравится, ничто больше не может его тронуть. Единственное для него «благо» — это смерть, потому что она обещает разрешение проблем невыносимой жизни. Уже давно человека, склонного к самоубийству, пронизывает страшное «нет» по отношению к жизни. У него больше нет согласия со своей жизнью, для него лучше не жить. Он ощущает потребность «изъять себя» из своего бытия, потому что переживает его исключительно как бремя, как источник постоянного страдания и постоянной фрустрации. Бытие для него больше не ценность, оно стало плохим и вредным. Сначала в нем возникает робкое «нет», постепенно становясь разрушительным «Нет жизни», чтобы окончательно освободиться от ее бремени и найти покой, который не мог быть найден иным способом.

«Нет жизни» поворачивает ось «ценность — не ценность» на 180 градусов: то, что раньше было ценностью, перестает быть ценным, а то, что способствует разрушению собственной жизни, приобретает ценность. Сильнодействующие медикаменты, яд, оружие, болезнь становятся друзьями «смертельно раненого». Они являются его единственными союзниками, потому что поддерживают его «Нет жизни». В соответствии с этим фундаментальным решением лишь подобное еще способно вызывать отклик у человека, намеревающегося покончить жизнь самоубийством. Он чувствует, думает и говорит: «Хорошо, что это есть». «Хорошо» — потому что эти средства соответствуют его жизненной позиции и могут помочь осуществлению его цели.
Любое переживание ценности начинается с отношения человека

к собственному бытию
Мы видим, что переживание ценности связано с той позицией, которую человек занимает по отношению к собственной жизни. Даже удовлетворение базисных потребностей, которое, как правило, связано с переживанием удовольствия, перенимает характер фундаментального отношения к жизни: в случае «Да жизни» оно становится ценностью, в случае «Нет жизни» — не ценностью (как, например, еда при нервной анорексии). Негативное отношение к жизни приводит к «опрокинутому» переживанию ценностей. Человек переживает как ценность только те содержания или оберегает только те предметы и средства, которые соответствуют его негативной жизненной позиции, поддерживают и подтверждают его отрицание жизни. В противоположность этому позитивная, утверждающая или, по крайней мере, остающаяся открытой позиция по отношению к жизни является фундаментальной ценностью. Для «душевно здорового» человека все, что отрицает жизнь, является «неценным», «плохим», «вредным», внушающим страх.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Введение в экзистенциально iconФундаментальные мотивации человеческой экзистенции как действенная...
Альфрид Лэнгле (Австрия), доктор медицины и философии, психотерапевт, председатель международного Общества Логотерапии и Экзистенциального...

Введение в экзистенциально iconАртур Шопенгауэр Введение в философию «Введение в философию»: Белорусский...
«Новые паралипомены», «Об интересном», а также «Введение в философию», представляющее собой краткий набросок университетского курса...

Введение в экзистенциально iconПредисловие Введение Глава Введение в субд microsoft sql server 2008 Общие сведения о субд

Введение в экзистенциально iconВведение введение 2
Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным...

Введение в экзистенциально iconРабочая программа дисциплины (модуля) введение в специальность
Целью освоения дисциплины «Введение в специальность» является формирование у студентов профессиональной компетентности, заинтересованности...

Введение в экзистенциально iconРабочая программа дисциплины "Введение в педагогическую деятельность"
Целями освоения дисциплины "Введение в педагогическую деятельность" являются следующие

Введение в экзистенциально iconПлан Введение. Определение и виды эксперимента. Основные принципы...
К числу самых своеобразных и трудноосваиваемых методов сбора социологической информации относится эксперимент. Уже одно название...

Введение в экзистенциально iconК. В. Патырбаева практикум по философии: историко-философское введение
П 20 Практикум по философии: историко-философское введение (для нефилософских специальностей): методическое пособие / К. В. Патырбаева;...

Введение в экзистенциально iconСоколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений
Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. Том 0-28 Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений....

Введение в экзистенциально iconВведение в области знаний информационной медицины медицины открытых систем
Титов В. П. Т454 Введение в области знаний информационной медицины – медицины открытых систем / В. П. Титов. – Кемерово, 2004. –...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции