Xiii. Экзистенциализм автор Л. Е. Яковлева Вопросы 66-67, с. 160-164. Номер в начале страницы




Скачать 67.57 Kb.
Название Xiii. Экзистенциализм автор Л. Е. Яковлева Вопросы 66-67, с. 160-164. Номер в начале страницы
Дата публикации 25.05.2014
Размер 67.57 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Философия > Документы

XIII. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ Автор Л.Е. Яковлева

Вопросы 66-67, с.160-164. Номер в начале страницы.

Философия в вопросах и ответах / Под ред. А. П. Алексеева и Л. Е. Яковлевой. — М.: Проспект, 2010. — 336 с.


С.160

66. Кого и на каком основании мы относим к представителям экзистенциализма?



Экзистенциализм как философское направление сформировался в 20-е годы XX в. Первые упоминания о нем появились в европейских обзорах по философии в кон. 20-х годов, и оно было оценено тогдашней академической мыслью как странное и бесперспективное. Но уже вскоре ведущие представители этого течения были возведены в ранг классиков философской мысли XX в. Традиционно к экзистенциализму как философскому направлению, разделяющему общие теоретико-методологические установки, принято относить К. Ясперса, М. Хайдеггера, Г. Марселя, Ж.- П. Сартра, А. Камю. Различают экзистенцально-ориентированные философские учения и собственно экзистенциалистскую философию или экзистенциализм. К первым относятся все философские учения, в которых акцент сделан на проблеме человека и его существования. В этом смысле находят экзистенциальные мотивы даже в творчестве философа Нового времени Б. Паскаля, а к самым ранним формам экзистенциального философствования относят учения русских философов Н. А. Бердяева и JI. Шестова, испанского писателя М. де Унамуно. Выявление же специфической программы экзистенциализма как единого, хотя и неоднородного иррационалистического направления современной философии связано с появлением в 1927 г. работы М. Хайдеггера (1889—1976) «Бытие и время».

Принято различать религиозный (Л. Шестов, Н. А. Бердяев, К. Ясперс, Г. Марсель) и так называемый атеистический (М. Хайдеггер, Ж.- П. Сартр, А. Камю) экзистенциализм. Кроме того, различают национальные формы экзистенциализма — немецкий экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс), французский экзистенциализм (Г. Марсель, Ж.- П. Сар А. Камю), испанский экзистенциализм (М. де Унамуно, X. Ортега-и-Гассет) и др.

Три философских течения оказали решающее влияние идейное формирование экзистенциализма как направления, сделавшего вопрос о существовании человека главным пунктом своего размежевания с классической философией. Во-пер- с.161 вых, предэкзистенциализм датского философа С. Кьеркегора (1813—1855), выраженный в идее самодостаточности отдельного человека с его личной судьбой и субъективной истиной перед лицом истории. Именно Кьеркегор придал понятию «экзистенция» то философское значение, в котором оно употребляется в экзистенциализме. Экзистенция, или подлинное существование, является результатом выбора человеком самого се6я, своей собственной уникальной идентичности и характеризуется неустойчивостью, выражаемой в понятиях «страх», «сомнение» и «трепет». Во-вторых, это философия жизни, от Ницше до Дильтея, которая впервые раскрыла радикальную недостаточность мышления и дала острую критику рационализма. И наконец, феноменологический метод Э. Гуссерля, позволивший придать онтологический статус таким психическим переживаниям человека, как «страх», «отчаяние», «забота», «трепет» и т. д.

Хотя многие представители (М. Хайдеггер, А. Камю) данного философского направления отрицали свою принадлежность к экзистенциализму, подчеркивая своеобразие и неповторимость своего философского учения, тем не менее можно выделить некоторые общие теоретико-методологические установки и принципы, которые позволяют рассматривать экзистенциализм как особое направление современной западной философии.

Общим для всех экзистенциалистов является трактовка сущности человека как экзистенции, как особого вида бытия — «здесь-бытие», «для-себя-бытие». Экзистенциалисты утверждают открытость, неопределимость человеческого бытия, которое постоянно выходит за свои пределы, или «трансцендирует». Экзистенция есть становящееся целое, недоступное рационалистическому мышлению, которое исходит из противопоставления субъекта объекту. Человеческое бытие «неуловимо» сетью логических понятий, поскольку является, по выражению М. Хайдеггера, цельным «вот»-бытием, о котором нельзя сказать, что оно «состоит из...», а— «может». Возможности богаче сущего или наличного бытия, поэтому только через человека осуществляется полнота бытия. Захваченные бытием, мы открываем себя.

Человек, по мнению экзистенциалистов, лишен какой-либо заданной природы, определяющей его личностное бытие, он ничем не детерминирован, он «есть не что иное, как проект «мою себя» (Сартр). Задача человека — стать подлинным человеком посредством вопрошания о смысле бытия, посредством эмоционального переживания своей связи с миром.

С.162 Столь же общим моментом для всех экзистенциалистов является критика науки за отождествление бытия и сущего, за овеществление человека, за сведение, особенно позитивистами, всей системы ценностей культуры исключительно к научному познанию. В этом смысле они выступают как представители антисциентизма в философии. По мнению экзистенциалистов, философия является не наукой, а способом переживания индивидом своего собственного существования в его подлинности, «творческим постижением человеческим, духом смысла своего существования» (Н. А. Бердяев).

При этом подлинность человеческого бытия феноменологически обнаруживает себя не в опыте повседневной жизни, когда мы попадаем в плен вещам или сущему, а в пограничных ситуациях — ситуациях болезни, вины, катастрофы, смерти. Именно, в пограничных ситуациях сознание обнаруживает себя как страдающее, чувствующее, смертное, озабоченное и как свободное сознание, а не безличное существование. «Никогда мы не были так свободны, как в период фашистской оккупации Франции»,— провозгласил Ж.-П. Сартр.

Проблема личности и общества — еще одна сквозная тема для всех представителей экзистенциализма. Человек не конституирован историей, а заброшен в нее, поэтому любые социальные образования нужно принимать лишь в значении обстоятельств, а не как целеуказания. Человек должен перестать искать в истории свое предназначение и оправдание. Внутренняя убежденность, «безусловные очевидности» жизненного мира первичны по отношению к любой стратегии исторического действия. Человек как единственный творец ценностей «осужден» на свободу, свобода человека понимается при этой абсолютная - внутренняя свобода выбора. Этот тезис приводит, особенно во французском экзистенциализме, к противопоставлению личности и общества.

Так, по А. Камю, абсурд — это фундаментальный и единственно возможный тип взаимодействия между личностью и социальным целым. А Ж.-П. Сартр отрицает существование объективной или априорно заданной системы ценностей и норм. Человек сам определяет, для себя ценности, расшифровывает знамения, определяет значимость своих чувств, т. е. его выбор всегда индивидуален, даже если он касается всего человечества1. В этом смысле Ж.-П. Сартр определяет человека как «бытие-для-себя». Соответственно только сам человек несет всю

См.: Сартр Ж. П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М, 1989. С. 325-326.

С.163 полноту ответственности за свой выбор. Неизбежным следствиемем индивидуальности выбора является конфликт с другим «бытием-для-себя». Общество рассматривается экзистенциалистами как внешняя, безличная, «сминающая» индивидуальность отдельного человека сила. Безосновность свободы, ее неукорененность в социальном мире — общий тезис всех представителей экзистенциализма.

67. Почему художественная литература явилась более адекватной формой выражения философии: экзистенциалистов, чем их философские трактаты?


Экзистенциализм как философское направление в центр своего исследования поставил индивидуальные смысложизненные вопросы — вины и ответственности, решения и выбора, отношения к своему призванию и смерти, подлинности и неподлинности существования. А. Камю даже провозгласил, в качестве основного вопроса философии вопрос о том, стоит ли жить, а в качестве, единственной действительно серьезной философской проблемы — проблему самоубийства. Можно сказать, что в осознании кризиса человека в современную эпоху экзистенциалисты достигли гораздо большего, чем все остальные направления западной философии.

Для экзистенциалистского самоопределения философии характерно представление о философии как способе, подлинного существования, особым образом переживающего свою связь миром. Все философы-экзистенциалисты подчеркивали личностный характер философствования. Вопрос о бытии ставится здесь не независимо от философа, а именно так, как он передается мною как личностью-философом. «Философия имеет смысл только как человеческий поступок. Ее истина есть, по существу; истина человеческого присутствия... А это присутствие сбывается в свободе»1. Личностное начало имеет онтологическое значение в философии экзистенциализма. Поэтому так важна для философа настроенность на «бытие», которое, Отличие от сущего, не объективируется, а потому не может быть постигнуто рациональными средствами научного познания или понятийными схемами классической философии. Поиск иного, отличного от классической философии языка философствования привел М. Хайдеггера к рассмотрению поэтического языка и живописи в качестве наиболее адекватных

1 Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 341.

С.164 способов обнаружения бытия. А французские экзистенциалисты не только признали искусство подлинным языком философствования, но и реализовали этот принцип в своем художественном творчестве. А. Камю считал, что искусство призвано внести посредством совершенных художественных творений предельную ясность в понимание человеком смысла своего существования в мире. Его романы «Посторонний» (1942) и «Чума» (1947) являются различными формами самораскрытия абсурда как отношения человека и мира. Художественный бунт, по А. Камю, есть активное отрицание абсурда и зла, дающее человеку надежду и возможность остаться самим собой. Перефразируя Р. Декарта, А. Камю провозглашает принцип: «Я бунтую, а следовательно, мы существуем». Пьесы Ж.-П. Сартра «Мухи», «Дьявол и Господь Бог», роман «Тошнота» гораздо больше соответствуют личностному, творческому, эмоционально-настроенному, открытому характеру экзистенциального философствования, чем его собственно философские трактаты — «Бытие и ничто», «Критика диалектического разума». Подчеркивание ценности искусства как способа обнаружения подлинного бытия - общая черта экзистенциалистского самоопределения философии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Xiii. Экзистенциализм автор Л. Е. Яковлева Вопросы 66-67, с. 160-164. Номер в начале страницы icon Ъ- cтарославянское Ять. Номер страницы предшествует тексту
Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты (О двух моделях коммуникации в системе культуры) 160
Xiii. Экзистенциализм автор Л. Е. Яковлева Вопросы 66-67, с. 160-164. Номер в начале страницы icon Страницы жизни
Х92 Страницы жизни. Свет в конце тоннеля. Ю. К. Худенский (Штейн). Под редакцией Н. Ю. Алексеевой. Екатеринбург, 2011. 196 с
Xiii. Экзистенциализм автор Л. Е. Яковлева Вопросы 66-67, с. 160-164. Номер в начале страницы icon Статья Auflage
Гете; die einbändige A. eines Wörterbuches besitzen иметь однотомное издание словаря; номер (газеты, журнала); die Bekanntmachung...
Xiii. Экзистенциализм автор Л. Е. Яковлева Вопросы 66-67, с. 160-164. Номер в начале страницы icon Фио: Чистяков Владислав Юрьевич; e mail
Автор: фио: Чистяков Владислав Юрьевич; e-mail:; Номер профиля на rsdn ru: 73; Место работы: ООО «к-пресс»; Должность: Директор
Xiii. Экзистенциализм автор Л. Е. Яковлева Вопросы 66-67, с. 160-164. Номер в начале страницы icon 364 оглавление
Генеалогическое древо Гештальта. Корни Гештальта: феноменология, экзистенциализм, Гештальт-психология
Xiii. Экзистенциализм автор Л. Е. Яковлева Вопросы 66-67, с. 160-164. Номер в начале страницы icon Урок 26. Русская культура в XV начале XVI века Предмет: российская история
Он хорошо изучил историю – вставил в книгу имена реальных героев. Речь шла при этом не только о князе и других знатных людях, но...
Xiii. Экзистенциализм автор Л. Е. Яковлева Вопросы 66-67, с. 160-164. Номер в начале страницы icon Уроки Модеста Людвиговича Гофмана (1887-1959)
Друг Блока, Ремизова, Вяч. Иванова, Городецкого, автор известной в начале века «Книги о русских поэтах последнего десятилетия» (1907),...
Xiii. Экзистенциализм автор Л. Е. Яковлева Вопросы 66-67, с. 160-164. Номер в начале страницы icon Эти и многие другие вопросы автор поднимает на страницах настоящей книги
Рецензенты: доктор ист наук, проф. К. С. Гаджиев, канд полит, наук Г. Ш. Бокучава
Xiii. Экзистенциализм автор Л. Е. Яковлева Вопросы 66-67, с. 160-164. Номер в начале страницы icon Педиатрия с детскими инфекциями
Составители: преподаватели педиатрии Казанского базового медицинского колледжа Дружкова Н. Р., Киясова Л. М., Насыбуллина Н. Н.,...
Xiii. Экзистенциализм автор Л. Е. Яковлева Вопросы 66-67, с. 160-164. Номер в начале страницы icon Русские земли в XII-XIV вв
Вопрос Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (X—xiii вв.)
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции