А. О. Симонович Інститут філософської освіти І науки, ІІ курс, група 21 р наук керівник




Скачать 47.42 Kb.
Название А. О. Симонович Інститут філософської освіти І науки, ІІ курс, група 21 р наук керівник
Дата публикации 24.05.2014
Размер 47.42 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Философия > Документы
А.О. Симонович

Інститут філософської освіти і науки,

ІІ курс, група 21 р.

наук. керівник:

к. філос. н., ст. викл. М.С. Назаренко

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ ЖОРЖА БАТАЯ

Данный доклад посвящен рассмотрению одному из основных аспектов философии Жоржа Батая – жертвоприношению. Автор дает краткий очерк данного феномена как основополагающего в развитии человечества. В докладе также обрисована общая философская система Батая, которая зиждется на посредничестве между миром интимным и миром вещей. Автор пытается сформулировать роль жертвоприношения в обществе.

Прежде чем начать говорить о жертвоприношении в философии несомненно одного из самых необычных и значительных мыслителей XX ст., следует сказать несколько слов о его персоне, а также в общих чертах обрисовать его основные категории, которые изначально могут ввести читателя в заблуждение.

Жорж Батай (1897 – 1962) – французский философ, исследующий роль «сакрального» в обществе. Если быть более точным, Батай строит концепцию посредничества между иррациональным и рациональным миром, и опираясь на тенденции развития определенных народов, выводит общую систему, в которой ясно прослеживается результат окончательного подавления иррационального рациональным в капиталистическом мире.

В человеке иррациональное кроется в качестве интимного, что является проявлениями не «отмеченными печатью индивидуальности». Для ясности следует также отметить то, что у Батая «парадоксальным образом интимное оборачивается насилием, равно как и разрушением, в силу своей несовместимости с обособленностью положения индивида» [3, с. 52]. В этом проявляется контаминация интимного и вещности в человеке. Вещность - это приобщенность к миропорядку вещей, к реальности, которая противоположна интимной.

Индивиду присущ страх обусловленный длительностью его жизни, так как он подвержен требованиям, предъявляемым вещи, выдвинутые миропорядком как условие его значимости. Субъект рассматривает себя как длительность, принимая превосходство объектного мира вещей. Все что наделяется смыслом – так или иначе пребывает во времени. «Реальный миропорядок призван нейтрализовать интимное, подменяя его существованием в виде вещи, каковой, собственно, и является индивид в составе общества труда» [3, с. 47].

Жертвоприношение – это разрушение полезной вещи (например, предметы роскоши в жертву не приносятся). Цель жертвоприношения – освободить вещь от мира полезности, разорвать связь с ее подчиненным положением. «Жрецу требуется жертвоприношение, чтобы отделить себя от мира вещей, а жертва не могла бы быть от него отделена, если бы это уже заранее не произошло со жрецом» [1, с. 68].

На приобщение человека к священному миропорядок вещей налагает ограничения, что в итоге выливается в насилие. Противоречие заключается в том, что человек не может сохранить в себе человеческое, не находясь в миропорядке вещей, и человек не может уйти от вещности, не став при этом на путь к достижению интимности. Это противоречие находит выход в обрядничестве, когда начало ритуала задано определенной потребностью (искупление вины или плодородие полей), а кульминацией становится всеохватывающий ужас, который объединяет участников в единый порыв (оргии). Однако, обрядничество так или иначе ограничено, по причине того что участники выступают как вещь, так как изначально существует определенная цель обряда. Причина, по которой обрядничество приобретает характер интимности, заключается в непонимании участников самой сути обряда.

Человек – существо, утратившее неопределенную интимность. Человек отверг интимность, и это привело к обретению отчетливости сознания, которое теперь стремится к интимности. Сознание оперирует категориями вещей и пытаясь приблизится к интимному – лишь отдаляется от него.

Индивидуальность общества постепенно подминает под себя обрядничество, интегрирует его в мир вещей, таким образом, лишая общество возможности сжигать насилие внутри себя во время жертвоприношений. Результатом этого оказывается осуществление насилия вовне. Война становится схожей с жертвоприношением – неприятель не рассматривается как вещь.

Человеческое жертвоприношение – яркий пример необходимости выведения вещи из реального мира в мир интимный. Жертвоприношение рабов как бы избавляет от крайности установленного миропорядка вещей, когда один человек способен низвести себе подобного к своей вещи.

Важно также сказать про «общую экономику» Батая, которая основана на простейшем факте: организм получает больше энергии, чем ему нужно. Если организм достигает предела – от энергии нужно избавиться [1, с. 117].

Человечество всегда искало возможности ослабления этого напора, прибегая к празднествам, роскоши и жертвоприношениям. Мы же употребляем эти избытки для увеличения количества «услуг».

Подводя итоги, мы приходим к таким выводам:

Источник насилия – результат сосуществования интимного мира и мира вещей, когда второй мир подминает под себя первый.

  1. Жертвоприношение в его первобытном значении – способ сжигания насилия внутри общества. Невозможность избавится от насилия приводит к тому, что насилие выливается вовне, результатом чего оказываются убийства, грабежи, войны и т.д.

  2. Жертвоприношение в его первобытном значении – способ избавления от излишков энергии, способ удержания равновесия в сложившемся посредничестве между интимным миром и миром вещей. Здесь прослеживается определенное влияние позитивистов и крайне оригинальная интерпретация их фундаментальных идей.

Список використаних джерел

  1. Батай Ж. «Проклятая часть»: Сакральная социология / Ж. Батай; пер. А.В. Соловьёва. М.: Ладомир, 2006. С. 742 c.

  2. Батай Ж. История Эротизма / Ж. Батай; пер. Б. Скуратова под ред. К. Голубович и О. Тимофеевой. М.: "Логос", "Европейские издания". 2007. – 200 с.

  3. Батай Ж. Теория религии. Литература и Зло / Ж. Батай; пер. с фр. Ж. Гайковой, Г. Михалковича. – Мн.: Современный литератор, 2000. – 352 с. – (Классическая философская мысль).

  4. Дорофеев Д.Ю. Спонтанные броски Жоржа Батая навстречу иному / Д.Ю. Дорофеев // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://anthropology.rchgi.spb.ru/batay/bataiy_dorofeev.htm

  5. Евстропов М.Н. Жорж Батай: Опыт бытия как критика онтологии / М.Н. Евстропов // Томский государственный университет. Научная редакция «Философия, социология, политология». 2010. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/344/image/344-050.pdf

  6. Танатография Эроса. Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века / сост., пер. и коммент. С.Л. Фокина. СПб.: Мифрил, 1994. – 346 с.

  7. Фокин С.Л. Философ-вне-себя. Жорж Батай / С.Л. Фокин; СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2002. – 320 с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. О. Симонович Інститут філософської освіти І науки, ІІ курс, група 21 р наук керівник icon Освітні портали міністерство освіти І науки України
Новини. Внз. Тестування. Школа: школа сьогодні, управління, технології навчання, виховання школярів, психологія, позашкільна робота,...
А. О. Симонович Інститут філософської освіти І науки, ІІ курс, група 21 р наук керівник icon Основания естественных наук в контексте философии науки ХХ века (годовой курс)
«парадоксов» и «непонятностей» и отсутствие должной критики в подходах современных «теорий рождения вселенной». На фоне полученной...
А. О. Симонович Інститут філософської освіти І науки, ІІ курс, група 21 р наук керівник icon Философия и методология науки
Курс «Философия и методология науки» входит в состав дисциплин базовой части общенаучного цикла подготовки магистров по направлению...
А. О. Симонович Інститут філософської освіти І науки, ІІ курс, група 21 р наук керівник icon К рабочей программе дисциплины « Б. 1» «Современные проблемы науки и образования»
Курс «Современные проблемы науки и образования» базовая часть профессионального цикла дисциплины основной образовательной программы...
А. О. Симонович Інститут філософської освіти І науки, ІІ курс, група 21 р наук керівник icon История экономики учебник
О. Д. Кузнецова; канд экон наук, доц. Л. И. Пермякова; канд экон наук, доц. Е. Г. Лисовская; д-р экон наук, проф. И. Н. Шапкин; канд...
А. О. Симонович Інститут філософської освіти І науки, ІІ курс, група 21 р наук керівник icon Манифест революции в бизнесе
Переводчики: канд экон наук Ю. Е. Благов, канд экон наук Д. Л. Волков, канд экон наук В. С. Катькало, канд экон наук Т. Н. Клемина,...
А. О. Симонович Інститут філософської освіти І науки, ІІ курс, група 21 р наук керівник icon Решение задач 141-153 из учебника 99 Решение задач 154-165 из учебника...
Издание разработано при поддержке Отдела теории алгоритмов и математических основ кодирования Вычислительного центра им. А. А. Дородницына...
А. О. Симонович Інститут філософської освіти І науки, ІІ курс, група 21 р наук керівник icon От рождения до школы
Мглу — Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ заведующая кафедрой эстетического воспитания...
А. О. Симонович Інститут філософської освіти І науки, ІІ курс, група 21 р наук керівник icon От рождения до школы
Мглу — Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ заведующая кафедрой эстетического воспитания...
А. О. Симонович Інститут філософської освіти І науки, ІІ курс, група 21 р наук керівник icon Регуляторные механизмы клетки – нанотехнологии в растениеводстве
С. П. Пономаренко директор Межведомственного научно-технологического центра «Агробиотех» Национальной академии наук и Министерства...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции