Скачать 47.42 Kb.
|
А.О. Симонович Інститут філософської освіти і науки, ІІ курс, група 21 р. наук. керівник: к. філос. н., ст. викл. М.С. Назаренко ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ ЖОРЖА БАТАЯ Данный доклад посвящен рассмотрению одному из основных аспектов философии Жоржа Батая – жертвоприношению. Автор дает краткий очерк данного феномена как основополагающего в развитии человечества. В докладе также обрисована общая философская система Батая, которая зиждется на посредничестве между миром интимным и миром вещей. Автор пытается сформулировать роль жертвоприношения в обществе. Прежде чем начать говорить о жертвоприношении в философии несомненно одного из самых необычных и значительных мыслителей XX ст., следует сказать несколько слов о его персоне, а также в общих чертах обрисовать его основные категории, которые изначально могут ввести читателя в заблуждение. Жорж Батай (1897 – 1962) – французский философ, исследующий роль «сакрального» в обществе. Если быть более точным, Батай строит концепцию посредничества между иррациональным и рациональным миром, и опираясь на тенденции развития определенных народов, выводит общую систему, в которой ясно прослеживается результат окончательного подавления иррационального рациональным в капиталистическом мире. В человеке иррациональное кроется в качестве интимного, что является проявлениями не «отмеченными печатью индивидуальности». Для ясности следует также отметить то, что у Батая «парадоксальным образом интимное оборачивается насилием, равно как и разрушением, в силу своей несовместимости с обособленностью положения индивида» [3, с. 52]. В этом проявляется контаминация интимного и вещности в человеке. Вещность - это приобщенность к миропорядку вещей, к реальности, которая противоположна интимной. Индивиду присущ страх обусловленный длительностью его жизни, так как он подвержен требованиям, предъявляемым вещи, выдвинутые миропорядком как условие его значимости. Субъект рассматривает себя как длительность, принимая превосходство объектного мира вещей. Все что наделяется смыслом – так или иначе пребывает во времени. «Реальный миропорядок призван нейтрализовать интимное, подменяя его существованием в виде вещи, каковой, собственно, и является индивид в составе общества труда» [3, с. 47]. Жертвоприношение – это разрушение полезной вещи (например, предметы роскоши в жертву не приносятся). Цель жертвоприношения – освободить вещь от мира полезности, разорвать связь с ее подчиненным положением. «Жрецу требуется жертвоприношение, чтобы отделить себя от мира вещей, а жертва не могла бы быть от него отделена, если бы это уже заранее не произошло со жрецом» [1, с. 68]. На приобщение человека к священному миропорядок вещей налагает ограничения, что в итоге выливается в насилие. Противоречие заключается в том, что человек не может сохранить в себе человеческое, не находясь в миропорядке вещей, и человек не может уйти от вещности, не став при этом на путь к достижению интимности. Это противоречие находит выход в обрядничестве, когда начало ритуала задано определенной потребностью (искупление вины или плодородие полей), а кульминацией становится всеохватывающий ужас, который объединяет участников в единый порыв (оргии). Однако, обрядничество так или иначе ограничено, по причине того что участники выступают как вещь, так как изначально существует определенная цель обряда. Причина, по которой обрядничество приобретает характер интимности, заключается в непонимании участников самой сути обряда. Человек – существо, утратившее неопределенную интимность. Человек отверг интимность, и это привело к обретению отчетливости сознания, которое теперь стремится к интимности. Сознание оперирует категориями вещей и пытаясь приблизится к интимному – лишь отдаляется от него. Индивидуальность общества постепенно подминает под себя обрядничество, интегрирует его в мир вещей, таким образом, лишая общество возможности сжигать насилие внутри себя во время жертвоприношений. Результатом этого оказывается осуществление насилия вовне. Война становится схожей с жертвоприношением – неприятель не рассматривается как вещь. Человеческое жертвоприношение – яркий пример необходимости выведения вещи из реального мира в мир интимный. Жертвоприношение рабов как бы избавляет от крайности установленного миропорядка вещей, когда один человек способен низвести себе подобного к своей вещи. Важно также сказать про «общую экономику» Батая, которая основана на простейшем факте: организм получает больше энергии, чем ему нужно. Если организм достигает предела – от энергии нужно избавиться [1, с. 117]. Человечество всегда искало возможности ослабления этого напора, прибегая к празднествам, роскоши и жертвоприношениям. Мы же употребляем эти избытки для увеличения количества «услуг». Подводя итоги, мы приходим к таким выводам: Источник насилия – результат сосуществования интимного мира и мира вещей, когда второй мир подминает под себя первый.
Список використаних джерел
|
Освітні портали міністерство освіти І науки України Новини. Внз. Тестування. Школа: школа сьогодні, управління, технології навчання, виховання школярів, психологія, позашкільна робота,... |
Основания естественных наук в контексте философии науки ХХ века (годовой курс) «парадоксов» и «непонятностей» и отсутствие должной критики в подходах современных «теорий рождения вселенной». На фоне полученной... |
||
Философия и методология науки Курс «Философия и методология науки» входит в состав дисциплин базовой части общенаучного цикла подготовки магистров по направлению... |
К рабочей программе дисциплины « Б. 1» «Современные проблемы науки и образования» Курс «Современные проблемы науки и образования» базовая часть профессионального цикла дисциплины основной образовательной программы... |
||
История экономики учебник О. Д. Кузнецова; канд экон наук, доц. Л. И. Пермякова; канд экон наук, доц. Е. Г. Лисовская; д-р экон наук, проф. И. Н. Шапкин; канд... |
Манифест революции в бизнесе Переводчики: канд экон наук Ю. Е. Благов, канд экон наук Д. Л. Волков, канд экон наук В. С. Катькало, канд экон наук Т. Н. Клемина,... |
||
Решение задач 141-153 из учебника 99 Решение задач 154-165 из учебника... Издание разработано при поддержке Отдела теории алгоритмов и математических основ кодирования Вычислительного центра им. А. А. Дородницына... |
От рождения до школы Мглу — Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ заведующая кафедрой эстетического воспитания... |
||
От рождения до школы Мглу — Н. Е. Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ заведующая кафедрой эстетического воспитания... |
Регуляторные механизмы клетки – нанотехнологии в растениеводстве С. П. Пономаренко директор Межведомственного научно-технологического центра «Агробиотех» Национальной академии наук и Министерства... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |