Философия и методология науки




Скачать 317.21 Kb.
Название Философия и методология науки
страница 1/3
Дата публикации 21.05.2014
Размер 317.21 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Философия > Документы
  1   2   3

ОБЩЕНАУЧНЫЙ ЦИКЛ

Философия и методология науки

Курс «Философия и методология науки» входит в состав дисциплин базовой части общенаучного цикла подготовки магистров по направлению 030600.68 «История».

Дисциплина реализуется кафедрой социальной философии ФФ РГГУ. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с генезисом основных философских интерпретаций роста научного знания; изучением общих закономерностей научного познания в его исторической преемственности и изменчивости в изменяющемся социокультурном пространстве.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:

ОК-2 - способностью порождать новые идеи (креативность);

ПК-1 - способностью использовать   знания  в области гуманитарных, социальных  и  экономических наук при осуществлении экспертных  и  аналитических работ;

ПК-3 - способностью самостоятельно приобретать  и  использовать в практической деятельности новые  знания   и  умения, в том числе в новых областях  знаний , непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять  и  углублять свое научное мировоззрение;

ПК-6 - способностью к междисциплинарному взаимодействию  и  умению сотрудничать с представителями других областей  знания  в ходе решения научно-исследовательских  и  прикладных задач;

ПК-13 - знанием   современных   методологических   принципов   и   методических   приемов   исторического   исследования.

Цель курса: подготовить выпускника магистратуры, способного использовать в научном исследовании и преподавании концептуально обобщенное знание об основных направлениях и школах философии науки, проблемах которые решались в дискуссиях и публикациях их представителей, а также – о структуре научного знания, этики науки, ее исторической динамике и типах институализации.

Задачи курса:

- изучить основные механизмы генезиса науки, основные признаки трех типов типы научной рациональности Нового времени: классического, неклассического, постнеклассического;

- овладеть тезаурусом современной философии науки;

- научиться анализировать тексты (монографии, статьи, материалы дискуссий) по проблемам философии науки;

- научиться раскрывать содержание и аргументировать позиции представителей основных философских школ и направлений философии науки – позитивизма, конвенционализма, критического рационализма, посткритической философии и др.

- уметь демонстрировать историческую динамику науки как процесса порождения нового знания;

- аргументировать основные различения между научным знанием и различными способами имитации науки (псевдонаука, маргинальная наука, паранаука и проч.);

- раскрывать механизм институализации науки, ее этические проблемы, особенности современного состояния научного знания и проблемы его человекоразмерности;

- сформировать навыки у магистрантов самостоятельного поиска и отбора информации по современным проблемам философии науки;

- способствовать выработке магистрантами умения вести дискуссии по проблемам современной науки, способности логично формулировать, излагать и аргументировано защищать собственное видение роли и места науки в современном обществе.
В структуре ООП дисциплина «Философия и методология науки» размещена в базовой части общенаучного цикла подготовки магистров. Курс составляет ядро теоретико-методологического модуля ООП.

Логические и содержательно-методические связи тем, изучаемых в курсе, с другими дисциплинами, модулями, практиками:

а) с курсами базовой части общенаучного цикла: «Основы теории коммуникации», «Становление информационного общества»;

б) с курсами вариативной части общенаучного цикла: «Историческая антропология»;

в) с курсами базовой части профессионального цикла: «Междисциплинарные подходы в современной исторической науке», «Актуальные проблемы исторических исследований»;

г) с курсами вариативной части профессионального цикла: «Методика преподавания истории в вузе».

Для успешного освоения курса необходимы знания по истории и философии Нового времени (XVII в.), ХVIII, XIX, XX вв. и концепций современного естествознания в объеме бакалаврского курса. Курс усваивается с большей эффективностью, если магистрант проявляет дополнительный интерес к психологии и методологии исследовательской работы, выдающимся научным открытиям прошлого и современности.
Ожидаемые результаты освоения курса

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования.

1. Знать: основные этапы и механизмы генезиса науки; признаки и характеристики типов научной рациональности Нового времени (классического, неклассического, постнеклассического); содержание учений школ и направлений философии науки XIX-XX вв.; основные тексты выдающихся представителей философии науки

2. Уметь: осуществлять экспертную работу по профилю своей специальности с учетом специфики проблем философии науки; реферировать и рецензировать специальные тексты, пользоваться тезаурусом современной философии науки.

3. Владеть: способностью отбирать и использовать в преподавательской деятельности необходимую информацию по проблемам философии науки с использованием современных образовательных технологий; навыками ведения дискуссии по вопросам науки и научного познания; способностью самостоятельно изучать и ориентироваться в массиве научно-популярно и научно-исследовательской литературы.

Курс рассчитан на магистров, обучающихся по направлению «История». С одной стороны, освоение предмета завершает всю естественнонаучную подготовку выпускника-гуманитария. С другой стороны – позволяет магистру сделать первые шаги на научном поприще.

Студент, прошедший первый уровень высшего образования (бакалавриат) и усвоивший курсы концепций современного естествознания, истории философии, эпистемологии и этики (включая этику науки) получает возможность профессионально овладеть достаточной сложной областью современного философского знания. Курс предоставляет возможность не только подытожить или «дооформить» некогда полученные знания, но и позволяет еще решить две важные познавательные задачи. Во-первых, рассмотреть изучаемый предмет в соответствии с принципом историзма, когда зарождение науки определяет пути ее развития, а этапы развития – приводят к ее современному состоянию, в котором становится весьма существенной социокультурная и антропная («человекоразмерная») составляющая. Во-вторых, важно разобраться в многообразие содержательных наполнений предмета философии и методологии науки – в тех методологических подходах, которые предлагаются выдающимися мыслителями в их дискуссиях, статьях и монографиях. Так должно быть. Сколько-нибудь компетентное усвоение курса нельзя осуществить, пользуясь одним понятийным "пригорком". Наука – это не один голос, а всегда многоголосье, полифония.

В этом отношении курс позволяет расширить профессиональное мировоззрение будущего магистра истории и, тем самым, включить в конкретную сферу его научных изысканий важнейший аспект философии и методологии научного исследования, роста науки, и научного знания в целом.
Программой предусмотрены следующие виды контроля:

- текущий контроль успеваемости в форме: устного опроса; собеседования в режиме: «вопрос – ответ – консультация»; составления тезауруса и отчета по нему, написания рецензии, аналитической записки, участия в ролевой игре; письменной контрольной работы по теме.

- форма аттестации: экзамен

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 (три) зачетных единицы, 108 часов.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные (12 часов) занятия, семинары (24 часов), самостоятельная работа студента (72 часа).


Правоведение

Учебно-методический комплекс по курсу «Правоведение» подготовлен для организации учебного процесса студентов 1 курса очной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 030600.68 «История» (квалификация «магистр»). Методические материалы составлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта. Учебно-методический комплекс включает: программу курса, планы семинарских занятий, вопросы итоговой аттестации. Список источников и литературы рекомендован для всех форм работы студента. Контрольные вопросы по курсу ориентируют на изучение основных разделов дисциплины. Следует учесть, что степень усвоения обязательных для изучения нормативных правовых актов и литературы будет влиять на оценку подготовки к семинарским занятиям и аттестациям. Для углубленного исследования наиболее важных вопросов курса предложены дополнительные источники и литература, которые можно использовать для выполнения сообщений (докладов) на семинарских занятиях.

Учебно-методический комплекс подготовлен для реализации цели формирования у студентов знаний в области правового общества, правового государства, гуманитарной сферы оснований правопорядка и законности. Это необходимо для современного профессионала, осознающего социальные последствия своей профессиональной деятельности.

Дисциплина «Правоведение» входит в базовую часть общенаучного цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин учебного процесса подготовки студентов по направлению «История» и предусмотрена учебным планом для магистрантов 1 курса очной формы обучения.

Дисциплина реализуется кафедрой истории и теории государства и права. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с приобретением обучающимися знаний, умений, общекультурных и профессиональных компетенций по роли и месту права в жизни общества, индивида и государства через призму наддисциплинарных вопросов правового регулирования и его механизма, соотношения с социальным регулированием, языка права, законодательной техники, правотворчества, правовой культуры и правосознания.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:

Общекультурные:

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

Профессиональные:

- способность использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально-значимых проектов (ПК-4).

- способностью к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций (ПК-22).

Курс «Правоведение» имеет своей целью подготовить специалиста, знающего, понимающего и глубоко осмысливающего место права в социальном, культурном развитии человека и общества, место правоведения в системе гуманитарных и социальных наук.

Задачи курса:

  • сформировать знания предмете, методах, содержании механизма правового регулирования различных сторон жизни человека, общества и государства;

  • сформировать понимание правовой культуры и роли правосознания в эволюционном развитии общества, индивида и государства;

  • сформировать умение разграничения формы и содержания;

  • понять значение правотворчества в развитии общества, индивида и государства;

  • получить предметное понимание законодательной техники и языка права;

  • сформировать умение понимать содержание текста нормативно-правового акта.

Дисциплина включена в базовую часть общенаучного цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин в структуре основной образовательной программы.

В результате освоения дисциплины «Основы государства и права» студенты приобрели знания по понятию, роли, месту и значению права в жизни человека, общества и государства, а также знание основных понятий, структуры и содержания отдельных отраслей российского права (гражданского, трудового, налогового, экологического и др.), а, кроме того, комплексно изучили понятие и формы юридической ответственности и иные вопросы. В свою очередь, дисциплина «Правоведение» формирует компетенции, которые будут в дальнейшем способствовать изучению профессиональных предметов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

  1. Знать:

- знать, понимать и глубоко осмысливать место права в социальном, культурном развитии человека и общества, место правоведения в системе гуманитарных и социальных наук;

  1. Уметь:

- использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ;

- самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение;

- использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально-значимых проектов.

  1. Владеть:

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень.
Настоящая программа разработана с учетом актуальных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также современных научных исследований в области права и государства. Вопросы правоведения относятся к междисциплинарным, что отразилось в содержании курса: интегрируются знания из различных научных областей (истории, социологии, политологии, культурологии, экономики). Изучение дисциплины предполагает формирование у студентов понимание эволюционного развития правового общества и государства.

Объем требований для подготовки к семинарам определяется программой курса и отражен в темах практических занятий. При подготовке к промежуточной и итоговой аттестациям следует руководствоваться списками вопросов и тем, включенных в программу. Студентам стоит обратить особое внимание на рекомендованную основную и дополнительную литературу для изучения курса.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме опросов на семинарских занятиях, промежуточный контроль в форме письменной аттестации и итоговый контроль в форме зачета.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет: 72 часа (2 зачетные единицы).

Программой дисциплины предусмотрены: лекционные занятия (6 часов), семинары (12 часов), самостоятельная работа студента (54 часа).


Основы теории коммуникации

Курс «Основы теории коммуникации» входит в состав дисциплин базовой части общенаучного цикла подготовки магистров по направлению 030600.68 – История.

Дисциплина реализуется УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» и кафедрой отечественной истории новейшего времени факультета архивного дела ИАИ РГГУ.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с историей возникновения и развития теории коммуникации в обществе, а так же растущим влиянием информационно-коммуникативных технологий на организацию социальной реальности.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:

ОК-1 - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

ОК-4 - способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения;

ОК-5 – способность использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности.
Предмет курса «Основы теории коммуникации» составляет изучение значения форм коммуникации в организации социальной реальности в ситуации кардинального изменения коммуникативной структуры общества под воздействием современных информационно-коммуникативных технологий.

Цель курса: подготовить профессионала-историка, имеющего всестороннее представление о специфике функционирования форм коммуникации в современном социуме, оценивать их воздействие на общество.

Задачи курса:

- способствовать складыванию у магистрантов устойчивого интереса к проблемам коммуникации в современном обществе;

- знакомство с основными научными концепциями и моделями теории коммуникации, в частности с научными представлениями о коммуникации теоретиков информационного общества;

- изучение специфики межличностной и групповой коммуникации, а также освоение механизмов адаптации к сложным коммуникативным ситуациям;

- формирование представления у магистрантов об истории возникновения и развития массовых коммуникаций и специфики их воздействия на развитие общества;

- знакомство со спецификой практически ориентированных коммуникаций (маркетинговых, коммуникаций в организации, политических).

В структуре ООП магистратуры по направлению подготовки 030600.68 История дисциплина «Основы теории коммуникации» размещена в базовой части общенаучного цикла подготовки магистров. Дисциплина сочетается с курсами общегуманитарного и профессионального цикла.

Курс «Основы теории коммуникации» является междисциплинарным и практикоориентированным.

Для успешного освоения курса необходимы базовые знания по социологии, психологии, экономике, теории информации и социальной философии.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философия и методология науки icon Философия и методология науки
«Философия и методология науки» входит в состав дисциплин базовой части общенаучного цикла подготовки магистров по направлению 030600....
Философия и методология науки icon Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
В основу настоящей программы положены следующие разделы истории психологии: история общей психологии, история специальных разделов...
Философия и методология науки icon Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
В основу настоящей программы положена дисциплина «Теория, методология и история социологии»
Философия и методология науки icon Философия и методология науки
Ооп впо (магистратура) «Франковедение: политическая история и историческая антропология» по направлению подготовки 030600. 68-«История»...
Философия и методология науки icon Программа по дисциплине «история, философия и методология технических наук»
Целевая установка и организационно-методические указания
Философия и методология науки icon Рефератов по дисциплине «история и философия науки»
Соотношение истории, социологии, психологии науки и науковедения на примере истории химии
Философия и методология науки icon История и методология изучения культуры, ч. 1
Дисциплина «История и методология изучения культуры» является частью профессионального цикла дисциплин (базовая часть) ооп впо магистратуры...
Философия и методология науки icon Н. А. Вершинина структура педагогики: методология исследования монография
Структура педагогики: Методология исследования. Монография. – Спб.: Ооо изд-во «Лема», 2008. – 313с
Философия и методология науки icon Программа кандидатского экзамена дисциплины «история и философия науки»
Теория и методика обучения и воспитания (математика, технические дисциплины, уровень высшего образования, русский язык)
Философия и методология науки icon Контрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме. "Философия,...
Философское знание, мировоззрение, структура мировоззрения, философское мировоззрение, философия, предмет философии, структура философии,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции