Трофимова Елена Александровна (СПб) Остров в океане времён




Скачать 107.87 Kb.
НазваниеТрофимова Елена Александровна (СПб) Остров в океане времён
Дата публикации16.05.2014
Размер107.87 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Философия > Документы
Трофимова Елена Александровна (СПб)

Остров в океане времён

(человек и мир в творчестве художников группы «Остров»)
В рамках Дней Петербургской философии-2008 в выставочных залах Музея истории СПбГУ (Хоры Актового зала) состоялась выставка работ художников Группы "Остров": Николая Богомолова, Владимира Лисунова, Бориса Митавского, Игоря Смирнова, Ярослава Сухова, Владислава Сухорукова, Владимира Чуркина, Вячеслава Рожкова, и др. Куратор выставки - к. филос. н., доц. Е.А.Трофимова. Организаторы: Санкт-Петербургское Философское Общество, Музей истории СПбГУ, кафедра эстетики и философии культуры СПбГУ, факультет философии и политологии СПбГУ, Философско-культурологический центр "Cairos".
Прошедший 2008 год стал юбилейным для художников группы «Остров». Летом в выставочных залах Союза художников состоялась юбилейная выставка группы, а в ноябре работы художников стали заметной, если не самой яркой в прямом смысле этого слова, частью большого ежегодного проекта Санкт-Петербургского Философского Общества – Дней Петербургской философии. И это произошло далеко не случайно, ведь в 2008 году ежегодный праздник философов проходил под девизом «Человек познающий, человек созидающий, человек верующий», - и именно эти ипостаси человека глубоко волнуют художников группы «Остров».

Концепция выставки предполагала знакомство с теми живописными и графическими полотнами художников, в которых наиболее глубоко и ярко показан человек верующий, человек познающий и созидающий, - основные грани, ипостаси целостного человека. Человек предстал в вере и сомнении, любви, предательстве, горе, познании, падении и восхождении. Человек в творчестве художников группы «Остров» проходит через риски, напряжения: поиск самотождественности, путь к истине и гармонии идет через баланс на линии горизонта, через ужас падения в бездну.

Тема веры и духовного восхождения была удачно решена через «алтарную» развеску картин, которая создала мощную цветовую и духовную доминанту (Вячеслав Рожков, Ярослав Сухов). Вячеслав Рожков – выдающийся мастер цвета, знаток канонического православного искусства, и одновременно мастер-экспериментатор. Его работы не имеют аналогов в отечественном искусстве, - это глубинное, но очень тактичное, деликатное переосмысление священных канонов древнерусского искусства («Святой Георгий», «Святой Георгий на коне»), его работы указывают путь, являются окнами в высшие миры («Ангел с просфорой», триптих «Святая схима Руси»). Имея дело с картинами Вячеслава Рожкова мы соприкасаемся с «умозрением в красках», словно соприсутствуем в неких софийных играх – цветовых играх («Цветолюбие») в пневматосфере (термин о.П.А.Флоренского). Цвето-световой пневматосферогенез – так можно определить искрящееся творчество мастера, чувствующего ликующую радость любви, заглянувшего в самую живую суть божественного космоса, с его бесконечными цветовыми метаморфозами, за которыми всегда стоит все определяющее, все созидающее Слово («Слово»).

Есть ли пределы у творца и творения? Достижим ли мир чистой красоты? Этот вопрос, заостренный теургическими поисками художников Серебряного века, омытый временем, не утратил своего значения у художников группы «Остров», одержимыми вечными и никогда не устареваемыми поисками чеканных слов, символов и мыслеформ.

Своеобразная связь с Серебряным веком прослеживается в работах Игоря Смирнова (Сан-Маркос, США). Три женских портрета, представленных на выставке в СПбГУ, отличались изысканной трепетной красотой и изяществом, соотнесенным с неожиданными нотами юмора («Рыбное блюдо»). Разрабатывая художественно и теоретически концепцию символического реализма, Игорь Смирнов эмоциональный опыт и впечатления индивида связывает с опытом времени, с бесконечным потоком не только изменяющегося, но и апокалиптического внешнего мира, меняющего онтологический статус как художника и зрителя, так и искусства в целом. Изменение задачи художника Игорь Смирнов увидел в следующем: «чтобы найти место в контексте современного искусства, художник должен понять, как он может создать символический эквивалент постоянно изменяющегося внешнего мира». В стремлении найти основы современного символического искусства автор заострил внимание на следующем: «Зритель приучен иметь дело с символическими формами как через ассоциативный процесс мышления, так и через современную технологию». Развивая идеи теософской линии эзотерической философии и психологии, Игорь Смирнов утверждает, что концепция символического реализма предполагает использование открытых спектральных цветов, линий и геометрических форм, - той особой энергетики художественного образа с целью воздействия на психику и эмоциональное состояние зрителя. При этом важно, что качество и высота мысли художника определяет цвет мыслеформ. Символический реализм – разговор о сфере высшего, он несёт в себе стремление «очистить эмоциональную сферу Вселенной», высветлить её: «Сбалансированное искусство, которое выражает вечные ценности, напротив, может очистить духовный план через положительный эмоциональный эффект на массовую аудиторию. Это преобразовывает сознание зрителей и, в результате, положительно влияет на эмоциональные и духовные планы Земли». С этими размышлениями художника трудно не согласиться.

Художники группы «Остров» с позиции фантастического, символически нагруженного реализма, иногда переходящего в трансреализм, художественно осмысляют вечные проблемы человека, глубоко связующие философию и искусство: поиск смысла жизни и гармонии с миром, обретение подлинного «я» и духовное восхождение. Перед нами художники - бывшие научные сотрудники, кандидаты наук, универсанты, интеллектуалы среди питерского андеграунда Длительная подготовка выставки, ее обустройство, проведенный круглый стол стали пространством диалога, понимания философов и художников. Выставка, без сомнения, смогла внести дополнительный созидательный импульс в работу философской конференции.

Название Группы глубоко символично. Кто такой человек, как не остров во Вселенной? Символ Острова часто встречается в мировом искусстве. Метафора Острова глубинно содержит в себе тему человека, наводит на мысль о его мечтах, надеждах, устремлениях. Жизнь на острове, некая отдалённость от континента предполагает самоизоляцию – самозащиту от наступающих наносов цивилизации. Остров- символ свободы и тишины. Остров – прообраз Сотрудничества на тонком духовном плане. Любой культурный проект нашего времени, способствующий духовно-нравственному оздоровлению человечества, может быть уподоблен Острову в океане времён, омываемому бескрайними воздушно-водными стихиями. В Учении Живой Этики сказано: «Будьте, как остров защиты, и взойдите на высокую скалу. Пусть вихри надземные овеют вас и сметут дорожную пыль». Чеканные выверенные тысячелетиями символы художников группы Остров смывают с нас пыль сомнения: «Когда пыль сомнения отлетит, вы почувствуете силу противостоять всем врагам, и вы будете тогда не одиноки…» (Из книг Учения Живой Этики).

Группа «Остров» возникла в 1985 году в недрах Товарищества экспериментального изобразительного искусства. В 2008 году исполнилось 20 лет её выставочной деятельности. В выставках творческого объединения «Остров» в разные годы участвовало более 70 художников. В июле в Выставочном центре Санкт-Петербургского Союза художников состоялась юбилейная выставка « “Остров”. 20 лет спустя». Прошедший год стал для художников годом-самоопределением, годом подведения итогов, сверкой этапов своего творческого пути.

Участниками выставки в СПбГУ стали Николай Богомолов, Владимир Лисунов, Борис Митавский, Вячеслав Рожков, Игорь Смирнов, Владислав Сухоруков, Ярослав Сухов, Владимир Чуркин. 23 декабря 2008 года состоялась однодневная выставка работ Вячеслава Рожкова и презентация группы «Остров» на заседании композиторского круга «Мелос» при Союзе композиторов России (СПб).

Работы представляемых художников неоднократно выставлялись в ЦВЗ «Манеж», Союзе художников России, а также в Доме культуры им. А.Д.Цюрюпы (1987, 1988), в Елагином дворце (1987), в Государственном музее истории Ленинграда (1990), ЦВЗ «Манеж» и др.

Работы художников представлены также в зарубежных коллекциях.

На выставке в СПбГУ универсантам были показаны несколько шедевров - это вошедшие в золотой фонд питерского андеграунда работы Владимира Лисунова (1940-2000), чья жизнь трагически оборвалась на самом пике, акмэ его творчества. В чем сущность человека? Кто он в этом мире? Гость, посторонний? У Владимира Лисунова свой собственный ответ: человек- беглец. Так называется самое пронзительное произведение мастера. Куда бежит его беглец по мостовым улицам старого города: в мечту или в таинственные горы Тибета? Миф, архетип, магия, многомирие, трансформация, волшебство, - все, что так манит и притягивает в работах этого незабываемого и незабвенного мастера.

Автопортрет художника на коне заставляет всех вспомнить романтически прекрасную артистическую внешность Владимира, всем запомнились его эффектные шляпы, красный шарф, его живая способность смазать «карту будней плеснувши краску из стакана».

Владимир Лисунов – яркий мазок на фоне питерского андеграунда, и просто пожар на небосклоне советского официоза, может быть и поэтому тоже его выставка в ЛГУ в 1968 году была запрещена. В ЛГУ состоялась выставка в 1991 году, и вновь универсанты смогли увидеть работы Лиса, так ласково его называют друзья и братья по кисти.

Владислав Сухоруков уверен, что картины приходят к художнику в момент тишины, когда мир как бы зависает в вакууме, одиночестве. Тогда ощущаешь себя сидящим над бездной («Рыболов. Из серии на подоконнике»). Но мы знаем из Ницше, что когда долго вглядываешься в бездну, бездна начинает вглядываться в тебя. И тогда появляются странные мешкообразные существа, похожие на клонов, напоминающие нам чудовищные сны или недалекое будущее бездумной неверующей цивилизации («Перекрёсток»). Атака клонов? Жуткие не ласкающие взгляд картины- скандалы. Что не картина, то скандал. Картины, внушающие тревогу. Затаенное подсознательное: как трудно в нем признаться, как трудно с ним согласиться. Художника страшит одномерное плоское мышление и видение: «Одна из причин непонимания мира, окружающего нас, происходит от плоскостного восприятия в Философии. Наше мышление редко выходит за пределы двухмерного пространства, что порождает парадоксы исторических повторов, при которых вместо пресловутой спирали развития - движение по одностороннему листу Мебиуса». По мнению художника: «Быть творцом или пользователем – это наш выбор и выбор свободный». Мир художника сложен и драматичен, попадая в него, мы подходим к тем пределам, за которыми начинается самоуничтожение человечества. Нужно сделать усилие, чтобы погрузиться в особый мир «интимной эстетики» Владислава Сухорукова: «Доступно это не только посвященному, но и любому у кого хватит любопытства, свободы и тишины погрузиться в мир, открываемый волшебным знаком, открываемый картиной».

Мир Николая Богомолова внушает надежду: на чердак залетают голуби-небожители, из вакуумных окон простого питерского дома просматривается космическая беспредельность, художник ищет и показывает некие вечные константы бытия, в его работах эстетика вещи, не брэнда. Эстетика Николая Богомолова противостоит выхолощенной эстетике «хай- тека». Вечные, облюбованные поколениями вещи, на памяти о которых строятся воспоминания о детстве и юности…

Художник задумывается о свойствах памяти, его волнует поиск точки равновесия, относительность и абсолютность бытия, восторг ощущения себя человеком, жизнь в доме, наполненном соседями, зимняя сказка, в которой сквозит тема Соляриса и проглядывает Брейгель. Портрет обезьянки с голубым кристаллом – произведение культурологически утонченное, оно наводит на мысль о биологической эволюции, о бренности культурных эпох…

«Пёс–Петербург» в своей лохматой заброшенности и трогателен и космичен одновременно. Он особо полюбился философам, именно его они признали в качестве эмблемы конференции по проблеме описания в науке и культуре («Дескриптивные практики в культуре»). И в этом пункте тоже произошло любопытное взаимодействие философского и художественного опыта.

Художнику Николаю Богомолову помогает кандидат химических наук Н. Богомолов: особая техника изготовления бумаги, умение с точностью проникнуть в затерянные уголки сознания, живописать алхимию человеческих состояний. Поиск равновесия, балансировка на линии горизонта, схождение линий жизни человека и Вселенной, ликующая радость бытия, - на наш взгляд, ключевые слова для понимания замыслов художника.

Живущий в Германии Борис Митавский настаивает, что СПб - основная сквозная матрица его работ. Да и творческий псевдоним художника тоже петербургский, взят из названия многим знакомого переулка. Может быть и поэтому тоже художника волнует межконфессиональный диалог, суть времени и буддизма, подъем культурной пассионарности регионов России. Борис Митавский, являющийся одним из лидеров группы, настаивает на особом статусе художника в пространстве нашего города, - и, по-своему, он прав: «Произведение, созданное в Санкт-Петербурге, всегда умножено на что-то, оно имеет свой особый потаенный контекст, это всегда некая попытка философского осмысления бытия. Вся русская литература 19-го века, ставшая одним из высших достижений человеческой культуры пропитана Санкт-Петербургом, и город здесь предстает не только как сцена или кулисы театра жизни, но является полноправным действующим лицом, неким мистическим камертоном, окрашивающим своими драматическими тонами и лица и поступки людей». В работах художника Петербург предстает загадочным, непредсказуемым и многоплановым. Именно этому городу ещё предстоит сказать своё главное слово.

Владимир Чуркин – уникальный мастер-реставратор, владеющий живописно-пластическим юмором и одновременно способный удерживать в себе полузабытые детские сны. Остров его миров – остров легенд, грёз, детских игр, воспоминаний («Песочные игры»), мистического забытья – прозрения… Тонкая интуиция-предчувствие – дар всех художников группы «Остров», но в работе «Стая» В.М.Чуркин проник в самую суть страшного таинства, таинства озверения, «оволчения» человека. Работа представляет из себя композицию из трёх разноцветных волков, нашедших таинственный и влекущий к себе портфель. Каждый из трёх волков по-своему удерживает свою связь с человечеством: рыжий волк на холсте справа, уже совсем потерял человеческий облик, его глаза свирепы и устрашающи, слышен заунывный вой голубого волка, волк же на первом плане ещё не потерял человеческого удивления, он ещё одет в брюки и обувь…Но что произойдёт в последующие секунды? Ведь, по существу, выбор, о котором так много говорила русская философия, и особенно философия Всеединства, выбор между зверо- и богочеловечеством уже сделан…

Ярослав Сухов – мастер контрастов и выверенных композиционных построений: в его мирах всему уготовано своё место, никакой океан времен не смоет различий между добром и злом, светом и тьмою («Поцелуй Иуды»). Все земные явления имеют небесный эквивалент, в земном просматривается сама библейская история, осуществление жизни Христа («Ноша»). Библейский фигуративизм, решенный современными средствами, глубинное сближение ветвей христианства, поиск и подлинное осуществление диалога культур («Запад и Восток»), - это ли не затаенная мечта современности, не в этом ли «супрематическое напряжение» нашего мира?

Художник работает не просто с символами, а с символами, которые выковываются тысячелетиями: он живописует нам потаенное, неумолимо приближающееся, до времени затихнувшее, но ждущее своего часа, дня, своего Времени…

О картине Ярослава Сухова «Околица» хорошо сказал поэт, писатель Лев Куклин : «А вот - нехитрый, казалось бы, вполне типичный пейзаж - деревенская околица. Закат… Но почему такие тревожные краски? Уж не пожар ли?

Околица - это ведь не только реальное окончание заселенного пространства, зримый край деревни. Здесь - не просто конец дня, но закат Времени. Ибо опять, только вглядевшись - и вдумавшись! - вдруг ощущаешь холодок, пробегающий по спине: кусок покосившейся изгороди с перекладиной - это ведь упавший крест!

И вся картина воспринимается уже не только глазом, но и мозгом как конец жизни, судьбы, закат деревенской эпохи, трагедия русского крестьянства…» (Нева, 2004, №4).

По удачному выражению культуролога Ирины Гориной: «Для художника важен экранированный фон, который является своего рода нетленной тканью, на которой останавливается время».

Новые выставки художников группы сулят нам много новых открытий. Только в океане времён выковываются символы…
В статье частично использованы материалы Круглого стола (диалога философов и художников) «Мифопоэтика и метафизика Острова», проведенного автором статьи совместно с философско-культурологическим центром «Cairos», на факультете философии и политологии СПбГУ 28.11.2008.
Авторская справка
Елена Александровна Трофимова

старший научный сотрудник,

Институт образования взрослых Российской Академии Образования,

кандидат философских наук, доцент,

Член Санкт-Петербургского Философского общества,

Член Ассоциации искусствоведов (Творческого союза историков искусства и художественных критиков (АИС).
Санкт-Петербург, Россия.
Дом тел.:+7(812)3179847,

Сот.: 89013079537
Электронные адреса:
e.a.trofimova@gmail.com
trele@mail.ru





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Трофимова Елена Александровна (СПб) Остров в океане времён iconЕлена Александровна Трофимова (Институт образования взрослых рао,...
Потерянность человека, воспитанного в условиях тоталитаризма, его неспособность к диалогу и гибкости, к перестройке мышления в новых...

Трофимова Елена Александровна (СПб) Остров в океане времён iconИванова елена александровна
Особенности развития современного отечественного телевидения (1985 – 2002 гг.)

Трофимова Елена Александровна (СПб) Остров в океане времён iconСпецифика подготовки менеджеров в области обучения письменному переводу...
Козленкова Елена Александровна (аспирант лаборатории дистанционного обучения исимо рао)

Трофимова Елена Александровна (СПб) Остров в океане времён iconГ. Ангарск, 2013г
В структурном подразделении работают 1 учитель высшей квалификационной категория, 2 учителя – первой квалификационной категории....

Трофимова Елена Александровна (СПб) Остров в океане времён iconУрок Краснова Ольга Александровна
Литературное чтение. Обобщающий урок Краснова Ольга Александровна, учитель начальных классов

Трофимова Елена Александровна (СПб) Остров в океане времён iconПчелов Е. В. История России с древнейших времен до конца xviвека
Мо РФ 2004 г и авторской программы Е. В. Пчелова по истории России с древнейших времен до конца XVIII века/ Е. В. Пчелов. Программа...

Трофимова Елена Александровна (СПб) Остров в океане времён iconОписание передового педагогического опыта Описание передового педагогического...
Рудь Светлана Александровна, учитель начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе муниципального общеобразовательного...

Трофимова Елена Александровна (СПб) Остров в океане времён iconОпубликовано: Петербургская тема и петербургский текст в русской...

Трофимова Елена Александровна (СПб) Остров в океане времён iconИ нформационно-библиографический отдел
Александр Сергеевич Пушкин [Текст] : документы к биографии, 1799 – 1829 / сост и вступ ст. Старк В. П. – Спб. Искусство-спб, 2007....

Трофимова Елена Александровна (СПб) Остров в океане времён iconТекст 1
Члены команды полагали, что на вторые сутки плавания справа по борту появится остров

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции