Скачать 1.74 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ И.М.Орешников Философия техники и инженерной деятельности Учебное пособие Уфа 2008 УДК 130.2:62 ББК 87 Б 0-65 Утверждено Редакционно-издательским советом УГНТУ в качестве учебного пособия Рецензенты: Кафедра философии Уфимского государственного авиационного технического университета (зав. кафедрой доктор философских наук, профессор Файзуллин Ф.С.) Доктор философских наук, профессор кафедры истории философии и науки Башкирского государственного университета А.В.Лукьянов Орешников И.М. 0-65 Философия техники и инженерной деятельности: учеб. пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008 - 109 с. ISBN 978-5-7831-0823-5 В учебном пособии рассматриваются крайне актуальные и недостаточно разработанные философские проблемы техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности. Большое внимание уделено освещению вопросов гуманизации и гуманитаризации высшей технической школы и инженерного образования. Важно подчеркнуть, что проблемы техники, технологии и инженерной деятельности рассматриваются в свете гуманитарной культуры. Пособие предназначено для студентов, аспирантов и соискателей технических специальностей, также оно может быть полезным для преподавателей вузов, научных и инженерно-технических работников. УДК 130.2:62 ББК 87 ISBN 978-5-7831-0823-5 ©Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2008 ©Орешников И.М.,2008 Содержание Введение…………………………………………………………………4 Глава 1. Философия техники……………………………….....6 1.1. Философия техники, ее предмет и круг проблем……………………6 1.2. Сущность и виды техники. Связь техники с наукой и технологией………………………………………………...10 1.3.Генезис и развитие техники. Технические и технологические революции…………………………………………17 1.4.Место и роль техники и технологии в современном обществе.……………………………………………………………….24 1.5.Техницистская , антитехницистская и диалектико-гуманистическая философия техники…………………………………………………….…………. 29 Глава 2. Философия инженерной деятельности……………………………………….36 2.1.Кто такой инженер сегодня? Специфика инженерной деятельности……………………………………………………………36 2.2.Инженерное мышление и творчество………………………………...40 2.3.Возникновение инженерии как профессии и основные исторические этапы развития инженерной деятельности……………………………………………..45 2.4.Технические науки, их своеобразие и значение для развития техники и инженерии…………………………………...50 2.5.Место и роль научно-технических специалистов в современном обществе……………………………………………….55 Глава 3. Техника, технология и инженерная деятельность в свете гуманитарной культуры………………………….62 3.1.Глобальный кризис техногенной цивилизации и гуманистический путь выхода из него………………………….….62 3.2.Человек и техника. Не грозит ли ему антропологическая катастрофа?..........................................................72 3.3. Гуманитарная культура против сциентизма и техницизма…..………………………………………………………78 3.4. Гуманитаризация науки, техники, технологии и инженерии. Этика ученого и этика инженера………………………81 3.5.Гуманитаризация высшей технической школы и инженерного образования – веление времени…………….89 Заключение……………………………………………………………102 Список литературы……………………………………………………….105 Введение На радость нам или на горе техника, созданная человеком, стала главным фактором изменений на Земле. А.Печчеи В начале ХХI века в условиях общего кризиса техногенной цивилизации, экспансии техники и технологии практически во все сферы общественной и личной жизни, а также происходящей компьютерно-информационной революции крайне актуализируются философские, мировоззренческие, ценностно-смысловые и социокультурные проблемы техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности. Они по-настоящему становятся судьбоносными, от их решения зависит будущее мирового сообщества. Ныне всё чаще говорят и пишут не о позитивной, а о негативной, разрушительной, даже демонической роли техники и технологии, о борьбе естественного и искусственного миров, «смерти человека», превращении его в нечто роботообразное, вообще о возникновении постчеловеческой цивилизации. Короче говоря, современное человечество оказалось перед лицом ряда сложных глобальных проблем, возникла реальная угроза экологической и антропологической катастроф, самому его существованию и жизни на Земле. Другими словами, оно переживает переломный период в своем развитии, эпоху «переоценки ценностей», поиска выхода из глобального кризиса техногенной цивилизации с её сциентистской, техницистской и природопокорительной парадигмами. Безусловно, решающую роль здесь призвана сыграть философия, являющаяся ценностно-смысловым способом освоения человеком мира, особым типом мировоззрения, самосознанием и критикой эпохи, рефлексией над предельными и универсальными основаниями бытия, культуры и человеческой жизнедеятельности, осмысленной стратегией существования и развития человеческого рода. В этой связи думается, что лишь гуманитарно-культурная парадигма способна спасти человечество от гибели и самоуничтожения, от грядущих катастроф, войн, столкновения цивилизаций, терроризма и пр. Именно данная парадигма, считающая человека не просто «фактором», а высшей ценностью и целью общественного развития, противостоит крайнему прагматизму, сциентизму, техницизму, всему антигуманному и бездуховному. В силу этого автор убежден в том, что гуманизация современной техники, технологии, технических наук, инженерной деятельности и высшей технической школы – веление времени и важная составляющая названной парадигмы. А поэтому гуманитарная, в том числе и философская подготовка специалистов технического профиля, подлинных инженеров должна рассматриваться не только как важнейший критерий их интеллигентности, но и их истинного профессионализма и компетентности. Уместно подчеркнуть, что в различных странах мира (США, Германии, Японии и др.) в технических университетах читаются обязательные курсы по философским проблемам техники и технологии. Это необходимо практиковать и в технических вузах России. В предлагаемом учебном пособии рассматриваются прежде всего наиболее актуальные, сложные и дискуссионные философские вопросы техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности. Итак, уважаемый читатель, приглашаем Вас поразмышлять над данными вопросами. Хочется надеяться, что серьезное ознакомление с содержанием предлагаемой работы будет способствовать формированию и развитию у студентов и аспирантов технического вуза гуманитарной, философской составляющей их профессиональной культуры. Глава 1. Философия техники В самом злом плену у техники, однако, мы оказываемся тогда, когда усматриваем в ней что-то нейтральное, такое представление, в наши дни особенно распространённое, делает нас совершенно слепыми к её существу. М. Хайдеггер
Хотя техника является столь же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе была в поле зрения ряда мыслителей Древней Греции, Эпохи Возрождения и Нового Времени, однако предметом специального философского анализа она стала лишь в последней трети ХIХ века. Сам термин «философия техники» впервые ввёл в научный оборот немецкий исследователь Э.Капп в книге «Основные направления философии техники» (1877г.). В России «пионером» философии техники был П.К.Энгельмейер, написавший работы «Общие вопросы техники» (1899г.) и «Философия техники» (1912-1913гг.). Как самостоятельная философская дисциплина философия техники складывается в середине ХХ столетия. Она получила заметное распространение в 60-80–е гг. в странах Европы и Северной Америки, а также в Японии. Философские проблемы техники рассматривали такие известные западные мыслители, как Ф.Дессауэр, Л.Мамфорд, Х.Ортега-и-Гассет, М.Хайдеггер, О.Шпенглер, А.Тоффлер, Ж.Эллюль, К.Ясперс и др. В СССР эти проблемы широко исследовались в 60-70-е гг. Здесь можно прежде всего назвать таких авторов, как В.И.Белозерцев, Г.Н.Волков, В.Я.Ельмеев, А.А.Зворыкин, Ю.С.Мелещенко, И.А.Негодаев, С.В.Шухардин, Г.И.Шеменев и др. В России в последнее годы философские проблемы техники освещены в интересных работах В.Г.Горохова, В.М.Розина, В.С.Стёпина и Е.А.Шаповалова. Весьма положительно, что в настоящее время в некоторых учебниках и учебных пособиях по философии специально выделяется глава «Философия техники». Анализ специальной, а также энциклопедической, справочной и учебной литературы, позволяет сделать вывод о том, что пока существуют самые различные трактовки философии техники и её проблем, до сих пор нет однозначного общепринятого определения её предмета и круга проблем. В одном из словарей читаем: «Философия техники - направление философских исследований, в центре которого - всесторонний, философско-методологический и социокультурный анализ техники как сложного, целостного, динамического и противоречивого феномена современной цивилизации, тесно связана с философией и социологией науки, философской антропологией и другими современными течениями философской мысли» [92, с.84]. Очевидно, что это самое общее определение философии техники. В нём верно подчеркивается философско-методологический и социокультурный статус данного исследования, анализирующего технику как целостный социокультурный, динамический и противоречивый феномен. В другом словаре пишется следующее: «Философия техники – область философии, рассматривающая круг проблем, связанных с техникой, искусственными объектами, артефактами»[40, с.414]. Здесь акцентируется наше внимание на то, что данная философская дисциплина исследует технику как искусственный мир, мир артефактов. В некоторых работах специально подчеркивается не только философско-методологический, но и мировоззренческий, аксиологический характер философии техники. Очевидно, что технику изучает не только философия, но и ряд естественных, технических и социально-гуманитарных наук. А в этой связи следует показать как раз своеобразие философского анализа техники. Естественные науки исследуют природные, физико-химические и биологические основания техники, взаимоотношения её с природой. Технические науки изучают инструментально-технологические аспекты техники, онтологическую природу техники, техническую и инженерную деятельность, технические действия и знания. Социально-гуманитарные науки исследуют исторические, социокультурные и антропологические аспекты техники. Некоторые авторы резонно полагают, что философия техники: во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только её имманентное развитие, но и место её в общественном развитии в целом, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу [98, с.291]. Важно заметить, что в отдельных специальных работах и программах предмет философии техники понимается гораздо шире, он охватывает не только технику, но и технологию, техническое знание и инженерную деятельность [24,с.376]. В «Программе кандидатских экзаменов по философии для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей» (М., 1997 г.) выделяются следующие аспекты и разделы философии техники: онтология и гносеология техники, социология и культурология техники, антропология техники, философские проблемы технического знания и инженерной деятельности, техника в системе культуры. Иными словами, в ней содержание философии техники как области современной философии представлено в относительно полном виде, определены основные её аспекты, разделы и проблемы. В новой Программе кандидатских экзаменов «История и философия науки» в разделе «Техника и технология» (М., 2004 г.) философия техники также трактуется в широком плане и охватывает исследования техники, технологии, технического знания и инженерной деятельности. Таким образом, современная философия техники является весьма широкой, комплексной и системной областью исследования. Хочется специально подчеркнуть, что философский анализ техники, технологии, технического знания и инженерной деятельности должен носить рефлексивный, методологический, мировоззренческий, социокультурный, целостный, ценностно-смысловой и критический характер, призван осмыслить самые общие, основополагающие, ключевые и принципиальные проблемы интересующей нас темы, что не способны сделать конкретные естественные, технические и социально-гуманитарные науки. Представляется, что если понимать философию техники в широком и системном плане, то в ней можно выделить четыре главных раздела: онтологию техники, гносеологию техники, социокультурные и антропологические проблемы техники. Итак, вкратце определим содержание данных разделов философии техники, а одновременно и программу этого направления исследования. Онтологические проблемы философии техники Техника и природа. Мир естественный и мир искусственный. Техносфера как особая форма бытия. Природа, сущность и виды техники. Техника, технология и инженерная деятельность в общественном бытии. Генезис и развитие техники, технологии и инженерной деятельности в человеческой истории. Технические и технологические революции. Научно-техническая и компьютерно-информационная революция. Новые информационные технологии. Компьютерная виртуальная реальность и её философская интерпретация. Проблемы и перспективы нанотехнологии. Техника, технология и космос. Техника, социальное пространство и социальное время. Пределы расширения техносферы. Технико-технологическое и инженерное отношение человека к миру как интегральная характеристика его бытия. Гносеологические проблемы философии техники Философско-методологические вопросы техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности. Техника, технология и инженерная деятельность как объекты и предметы исследования философии, естественных, технических и социально-гуманитарных наук. Техника и наука. Техника как «овеществлённое» научное знание. Особенности технического, технологического и инженерного знания. Классические и неклассические научно-технические дисциплины. Специфика технического, технологического и инженерного творчества. Проблема инноваций. Инженерное мышление, его сущность, структура и функции. Когнитивное и ценностное в технических науках и инженерной деятельности. Социокультурные проблемы философии техники Техника, технология, техническая наука и инженерная деятельность как социокультурные феномены, их место и роль в обществе и культуре. Социальные функции техники. Связь техники с другими феноменами культуры (наукой, моралью, искусством, образованием и пр.) Технологический и информационно-технологический детерминизм. Техницизм и антитехницизм. Социокультурные основания технической и инженерной деятельности. Социотехническое проектирование. Оценочные критерии. Критерии новой техники и технологии. Необходимость гуманистической диагностики и экспертизы. Этика научно-технического специалиста. Инженерная этика. Кризис современной техногенной цивилизации. Техника и будущее человечества. Технические утопии и антиутопии. Концепция «информационного общества». Проблемы гуманизации техники, технологии, технических наук, инженерной деятельности, высшей технической школы и инженерного образования. Место и роль научно-технических специалистов в современном обществе и культуре. |
Рабочая программа учебной дисциплины «История техники и технологической... Цель освоения дисциплины «История техники и технологической культуры мировых цивилизаций»: формирование и развитие компетенций в... |
Рабочая программа учебной дисциплины «История техники и технологической... Цель освоения дисциплины «История техники и технологической культуры мировых цивилизаций»: формирование и развитие компетенций в... |
||
В. А. Дмитриев Подготовка инженеров и педагогов к творческой профессиональной... Официальные рецензенты: Минин Михаил Григорьевич, д п н., профессор, директор института «Инженерной педагогики» Томского политехнического... |
Контрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме. "Философия,... Философское знание, мировоззрение, структура мировоззрения, философское мировоззрение, философия, предмет философии, структура философии,... |
||
Использование техники коллажа в психолого-педагогической практике В современной психолого-педагогической практике наиболее актуальны и востребованы многоцелевые техники, достаточно эффективные и... |
Техники гипноза издательство Института Психотерапии С их помощью излечивают такие распространенные болезни, как алкоголизм, табакокурение, избыточный вес, заикание, энурез. О том,... |
||
Справка о результатах проверки техники чтения в 5-9 классах мбоу... В соответствии с планом внутришкольного контроля на 2012-2013учебный год в период с5 по 18 апреля в 5-9 классах была проведена проверка... |
Философия и культурология Философия поступка |
||
Оккультная философия Примечания Е. А. Логаевой Ю. А. Хатунцева C89 Т. Субба Роу Оккультная философия. Перев с англ. — М.: Издательство Духовной Литературы,... |
Философия и методология науки Курс «Философия и методология науки» входит в состав дисциплин базовой части общенаучного цикла подготовки магистров по направлению... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |