И. М. Орешников Философия техники и инженерной деятельности




Скачать 1.74 Mb.
Название И. М. Орешников Философия техники и инженерной деятельности
страница 1/11
Дата публикации 20.10.2014
Размер 1.74 Mb.
Тип Реферат
literature-edu.ru > Философия > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

И.М.Орешников

Философия техники

и инженерной деятельности


Учебное пособие


Уфа 2008

УДК 130.2:62

ББК 87

Б 0-65
Утверждено Редакционно-издательским советом УГНТУ

в качестве учебного пособия


Рецензенты:

Кафедра философии Уфимского государственного авиационного технического университета (зав. кафедрой доктор философских наук, профессор Файзуллин Ф.С.)

Доктор философских наук, профессор кафедры истории философии и науки Башкирского государственного университета А.В.Лукьянов

Орешников И.М.

0-65 Философия техники и инженерной деятельности: учеб. пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008 - 109 с.

ISBN 978-5-7831-0823-5

В учебном пособии рассматриваются крайне актуальные и недостаточно разработанные философские проблемы техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности. Большое внимание уделено освещению вопросов гуманизации и гуманитаризации высшей технической школы и инженерного образования.

Важно подчеркнуть, что проблемы техники, технологии и инженерной деятельности рассматриваются в свете гуманитарной культуры.

Пособие предназначено для студентов, аспирантов и соискателей технических специальностей, также оно может быть полезным для преподавателей вузов, научных и инженерно-технических работников.

УДК 130.2:62

ББК 87


ISBN 978-5-7831-0823-5 ©Уфимский государственный

нефтяной технический

университет, 2008

©Орешников И.М.,2008


Содержание
Введение…………………………………………………………………4

Глава 1. Философия техники……………………………….....6

1.1. Философия техники, ее предмет и круг проблем……………………6

1.2. Сущность и виды техники. Связь техники с

наукой и технологией………………………………………………...10

1.3.Генезис и развитие техники. Технические и

технологические революции…………………………………………17

1.4.Место и роль техники и технологии в современном

обществе.……………………………………………………………….24

1.5.Техницистская , антитехницистская и

диалектико-гуманистическая философия

техники…………………………………………………….…………. 29

Глава 2. Философия инженерной

деятельности……………………………………….36

2.1.Кто такой инженер сегодня? Специфика инженерной

деятельности……………………………………………………………36

2.2.Инженерное мышление и творчество………………………………...40

2.3.Возникновение инженерии как профессии

и основные исторические этапы развития

инженерной деятельности……………………………………………..45

2.4.Технические науки, их своеобразие и значение

для развития техники и инженерии…………………………………...50

2.5.Место и роль научно-технических специалистов

в современном обществе……………………………………………….55

Глава 3. Техника, технология и инженерная

деятельность в свете

гуманитарной культуры………………………….62

3.1.Глобальный кризис техногенной цивилизации

и гуманистический путь выхода из него………………………….….62

3.2.Человек и техника. Не грозит ли ему

антропологическая катастрофа?..........................................................72

3.3. Гуманитарная культура против сциентизма

и техницизма…..………………………………………………………78

3.4. Гуманитаризация науки, техники, технологии и

инженерии. Этика ученого и этика инженера………………………81

3.5.Гуманитаризация высшей технической

школы и инженерного образования – веление времени…………….89

Заключение……………………………………………………………102

Список литературы……………………………………………………….105

Введение


На радость нам или на горе техника,

созданная человеком, стала главным

фактором изменений на Земле.
А.Печчеи

В начале ХХI века в условиях общего кризиса техногенной цивилизации, экспансии техники и технологии практически во все сферы общественной и личной жизни, а также происходящей компьютерно-информационной революции крайне актуализируются философские, мировоззренческие, ценностно-смысловые и социокультурные проблемы техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности. Они по-настоящему становятся судьбоносными, от их решения зависит будущее мирового сообщества.

Ныне всё чаще говорят и пишут не о позитивной, а о негативной, разрушительной, даже демонической роли техники и технологии, о борьбе естественного и искусственного миров, «смерти человека», превращении его в нечто роботообразное, вообще о возникновении постчеловеческой цивилизации.

Короче говоря, современное человечество оказалось перед лицом ряда сложных глобальных проблем, возникла реальная угроза экологической и антропологической катастроф, самому его существованию и жизни на Земле. Другими словами, оно переживает переломный период в своем развитии, эпоху «переоценки ценностей», поиска выхода из глобального кризиса техногенной цивилизации с её сциентистской, техницистской и природопокорительной парадигмами. Безусловно, решающую роль здесь призвана сыграть философия, являющаяся ценностно-смысловым способом освоения человеком мира, особым типом мировоззрения, самосознанием и критикой эпохи, рефлексией над предельными и универсальными основаниями бытия, культуры и человеческой жизнедеятельности, осмысленной стратегией существования и развития человеческого рода. В этой связи думается, что лишь гуманитарно-культурная парадигма способна спасти человечество от гибели и самоуничтожения, от грядущих катастроф, войн, столкновения цивилизаций, терроризма и пр. Именно данная парадигма, считающая человека не просто «фактором», а высшей ценностью и целью общественного развития, противостоит крайнему прагматизму, сциентизму, техницизму, всему антигуманному и бездуховному. В силу этого автор убежден в том, что гуманизация современной техники, технологии, технических наук, инженерной деятельности и высшей технической школы – веление времени и важная составляющая названной парадигмы. А поэтому гуманитарная, в том числе и философская подготовка специалистов технического профиля, подлинных инженеров должна рассматриваться не только как важнейший критерий их интеллигентности, но и их истинного профессионализма и компетентности.

Уместно подчеркнуть, что в различных странах мира (США, Германии, Японии и др.) в технических университетах читаются обязательные курсы по философским проблемам техники и технологии. Это необходимо практиковать и в технических вузах России.

В предлагаемом учебном пособии рассматриваются прежде всего наиболее актуальные, сложные и дискуссионные философские вопросы техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности.

Итак, уважаемый читатель, приглашаем Вас поразмышлять над данными вопросами.

Хочется надеяться, что серьезное ознакомление с содержанием предлагаемой работы будет способствовать формированию и развитию у студентов и аспирантов технического вуза гуманитарной, философской составляющей их профессиональной культуры.

Глава 1. Философия техники


В самом злом плену у техники,

однако, мы оказываемся тогда, когда

усматриваем в ней что-то

нейтральное, такое представление, в

наши дни особенно распространённое,

делает нас совершенно слепыми к

её существу.
М. Хайдеггер



  1. Философия техники, её предмет и круг проблем



Хотя техника является столь же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе была в поле зрения ряда мыслителей Древней Греции, Эпохи Возрождения и Нового Времени, однако предметом специального философского анализа она стала лишь в последней трети ХIХ века.

Сам термин «философия техники» впервые ввёл в научный оборот немецкий исследователь Э.Капп в книге «Основные направления философии техники» (1877г.). В России «пионером» философии техники был П.К.Энгельмейер, написавший работы «Общие вопросы техники» (1899г.) и «Философия техники» (1912-1913гг.).

Как самостоятельная философская дисциплина философия техники складывается в середине ХХ столетия. Она получила заметное распространение в 60-80–е гг. в странах Европы и Северной Америки, а также в Японии.

Философские проблемы техники рассматривали такие известные западные мыслители, как Ф.Дессауэр, Л.Мамфорд, Х.Ортега-и-Гассет, М.Хайдеггер, О.Шпенглер, А.Тоффлер, Ж.Эллюль, К.Ясперс и др.

В СССР эти проблемы широко исследовались в 60-70-е гг. Здесь можно прежде всего назвать таких авторов, как В.И.Белозерцев, Г.Н.Волков, В.Я.Ельмеев, А.А.Зворыкин, Ю.С.Мелещенко, И.А.Негодаев, С.В.Шухардин, Г.И.Шеменев и др.

В России в последнее годы философские проблемы техники освещены в интересных работах В.Г.Горохова, В.М.Розина, В.С.Стёпина и Е.А.Шаповалова. Весьма положительно, что в настоящее время в некоторых учебниках и учебных пособиях по философии специально выделяется глава «Философия техники».

Анализ специальной, а также энциклопедической, справочной и учебной литературы, позволяет сделать вывод о том, что пока существуют самые различные трактовки философии техники и её проблем, до сих пор нет однозначного общепринятого определения её предмета и круга проблем.

В одном из словарей читаем: «Философия техники - направление философских исследований, в центре которого - всесторонний, философско-методологический и социокультурный анализ техники как сложного, целостного, динамического и противоречивого феномена современной цивилизации, тесно связана с философией и социологией науки, философской антропологией и другими современными течениями философской мысли» [92, с.84].

Очевидно, что это самое общее определение философии техники. В нём верно подчеркивается философско-методологический и социокультурный статус данного исследования, анализирующего технику как целостный социокультурный, динамический и противоречивый феномен.

В другом словаре пишется следующее: «Философия техники – область философии, рассматривающая круг проблем, связанных с техникой, искусственными объектами, артефактами»[40, с.414]. Здесь акцентируется наше внимание на то, что данная философская дисциплина исследует технику как искусственный мир, мир артефактов.

В некоторых работах специально подчеркивается не только философско-методологический, но и мировоззренческий, аксиологический характер философии техники.

Очевидно, что технику изучает не только философия, но и ряд естественных, технических и социально-гуманитарных наук. А в этой связи следует показать как раз своеобразие философского анализа техники.

Естественные науки исследуют природные, физико-химические и биологические основания техники, взаимоотношения её с природой. Технические науки изучают инструментально-технологические аспекты техники, онтологическую природу техники, техническую и инженерную деятельность, технические действия и знания. Социально-гуманитарные науки исследуют исторические, социокультурные и антропологические аспекты техники.

Некоторые авторы резонно полагают, что философия техники: во-первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только её имманентное развитие, но и место её в общественном развитии в целом, в-третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу [98, с.291].

Важно заметить, что в отдельных специальных работах и программах предмет философии техники понимается гораздо шире, он охватывает не только технику, но и технологию, техническое знание и инженерную деятельность [24,с.376].

В «Программе кандидатских экзаменов по философии для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей» (М., 1997 г.) выделяются следующие аспекты и разделы философии техники: онтология и гносеология техники, социология и культурология техники, антропология техники, философские проблемы технического знания и инженерной деятельности, техника в системе культуры. Иными словами, в ней содержание философии техники как области современной философии представлено в относительно полном виде, определены основные её аспекты, разделы и проблемы.

В новой Программе кандидатских экзаменов «История и философия науки» в разделе «Техника и технология» (М., 2004 г.) философия техники также трактуется в широком плане и охватывает исследования техники, технологии, технического знания и инженерной деятельности.

Таким образом, современная философия техники является весьма широкой, комплексной и системной областью исследования.

Хочется специально подчеркнуть, что философский анализ техники, технологии, технического знания и инженерной деятельности должен носить рефлексивный, методологический, мировоззренческий, социокультурный, целостный, ценностно-смысловой и критический характер, призван осмыслить самые общие, основополагающие, ключевые и принципиальные проблемы интересующей нас темы, что не способны сделать конкретные естественные, технические и социально-гуманитарные науки.

Представляется, что если понимать философию техники в широком и системном плане, то в ней можно выделить четыре главных раздела: онтологию техники, гносеологию техники, социокультурные и антропологические проблемы техники.

Итак, вкратце определим содержание данных разделов философии техники, а одновременно и программу этого направления исследования.
Онтологические проблемы философии техники
Техника и природа. Мир естественный и мир искусственный. Техносфера как особая форма бытия.

Природа, сущность и виды техники. Техника, технология и инженерная деятельность в общественном бытии.

Генезис и развитие техники, технологии и инженерной деятельности в человеческой истории. Технические и технологические революции.

Научно-техническая и компьютерно-информационная революция. Новые информационные технологии. Компьютерная виртуальная реальность и её философская интерпретация. Проблемы и перспективы нанотехнологии.

Техника, технология и космос. Техника, социальное пространство и социальное время. Пределы расширения техносферы.

Технико-технологическое и инженерное отношение человека к миру как интегральная характеристика его бытия.
Гносеологические проблемы философии техники
Философско-методологические вопросы техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности.

Техника, технология и инженерная деятельность как объекты и предметы исследования философии, естественных, технических и социально-гуманитарных наук.

Техника и наука. Техника как «овеществлённое» научное знание. Особенности технического, технологического и инженерного знания. Классические и неклассические научно-технические дисциплины.

Специфика технического, технологического и инженерного творчества. Проблема инноваций.

Инженерное мышление, его сущность, структура и функции.

Когнитивное и ценностное в технических науках и инженерной деятельности.
Социокультурные проблемы философии техники
Техника, технология, техническая наука и инженерная деятельность как социокультурные феномены, их место и роль в обществе и культуре. Социальные функции техники. Связь техники с другими феноменами культуры (наукой, моралью, искусством, образованием и пр.)

Технологический и информационно-технологический детерминизм. Техницизм и антитехницизм.

Социокультурные основания технической и инженерной деятельности. Социотехническое проектирование. Оценочные критерии. Критерии новой техники и технологии. Необходимость гуманистической диагностики и экспертизы. Этика научно-технического специалиста. Инженерная этика.

Кризис современной техногенной цивилизации. Техника и будущее человечества. Технические утопии и антиутопии. Концепция «информационного общества».

Проблемы гуманизации техники, технологии, технических наук, инженерной деятельности, высшей технической школы и инженерного образования.

Место и роль научно-технических специалистов в современном обществе и культуре.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И. М. Орешников Философия техники и инженерной деятельности icon Рабочая программа учебной дисциплины «История техники и технологической...
Цель освоения дисциплины «История техники и технологической культуры мировых цивилизаций»: формирование и развитие компетенций в...
И. М. Орешников Философия техники и инженерной деятельности icon Рабочая программа учебной дисциплины «История техники и технологической...
Цель освоения дисциплины «История техники и технологической культуры мировых цивилизаций»: формирование и развитие компетенций в...
И. М. Орешников Философия техники и инженерной деятельности icon В. А. Дмитриев Подготовка инженеров и педагогов к творческой профессиональной...
Официальные рецензенты: Минин Михаил Григорьевич, д п н., профессор, директор института «Инженерной педагогики» Томского политехнического...
И. М. Орешников Философия техники и инженерной деятельности icon Контрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме. "Философия,...
Философское знание, мировоззрение, структура мировоззрения, философское мировоззрение, философия, предмет философии, структура философии,...
И. М. Орешников Философия техники и инженерной деятельности icon Использование техники коллажа в психолого-педагогической практике
В современной психолого-педагогической практике наиболее актуальны и востребованы многоцелевые техники, достаточно эффективные и...
И. М. Орешников Философия техники и инженерной деятельности icon Техники гипноза издательство Института Психотерапии
С их помощью излечивают такие рас­пространенные болезни, как алкоголизм, табакокурение, избыточ­ный вес, заикание, энурез. О том,...
И. М. Орешников Философия техники и инженерной деятельности icon Справка о результатах проверки техники чтения в 5-9 классах мбоу...
В соответствии с планом внутришкольного контроля на 2012-2013учебный год в период с5 по 18 апреля в 5-9 классах была проведена проверка...
И. М. Орешников Философия техники и инженерной деятельности icon Философия и культурология
Философия поступка
И. М. Орешников Философия техники и инженерной деятельности icon Оккультная философия
Примечания Е. А. Логаевой Ю. А. Хатунцева C89 Т. Субба Роу Оккультная философия. Перев с англ. — М.: Издательство Духовной Литературы,...
И. М. Орешников Философия техники и инженерной деятельности icon Философия и методология науки
Курс «Философия и методология науки» входит в состав дисциплин базовой части общенаучного цикла подготовки магистров по направлению...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции