Скачать 212.66 Kb.
|
по предмету «История донского края» образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». возрастная группа: старшая (5-6 лет) и подготовительная (6-7 лет) количество часов всего: 68 количество часов в год: 34 количество часов в неделю: 1 Автор-разработчик: Сухорукова О.Н. – старший воспитатель Принята на заседании Совета педагогов Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 1 «Аленушка» (Протокол № 1 от « 02» сентября 2010г). СОДЕРЖАНИЕ
«История Донского края».............................................................................5
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современное образование, ориентированное на постижение ребенком ценностей этого мира и поиска смыслов, определяет смысл самого развития личности ребенка как: расширение, углубление, осознание, осмысление своей индивидуальной и социокультурной сущности; формирование потребности в максимальной реализации в своем индивидуальном решении; накопление ценностного потенциала личности ребенка и открытие личностных смыслов как исключительной прерогативы человека.1 Российское государство предопределяет структуру содержания на двух уровнях: федеральном и региональном. Федеральный компонент устанавливает базовый минимум содержания, он призван обеспечить единое образовательное пространство России, нормирует базовый инвариант, определяет стартовые возможности получения образования. Региональный компонент вариативен, определяет региональные проявления тех сущностей, которые раскрываются в инвариантном содержании, обладает самоценностью и самозначимостью. В нем заложены основы развития у каждого ребенка системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей «малой Родины». Региональная система образования учитывает национальные тенденции, особенности, менталитет народа, проживающего на данной территории; идеи развития национальной культуры, опыт народной педагогики в воспитании любви, интереса к истории, культуре своего народа. Целью изучения истории Донского края является формирование у учащихся целостного своеобразного исторического образа родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, национальном самоопределения и саморазвития дошкольников. Использование регионального компонента позволяет решать две взаимосвязанные задачи: 1. Повысить эффективность изучения основного (инвариантного) содержания ознакомления с окружающим в контексте новых целей Российского образования. 2. Формировать ключевые компетенции воспитанников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта населения Донского края в прошлом и настоящем. Общенаучные знания, составляющие основу федерального базового компонента и конкретные целостные знания о регионе, создающие условия и предпосылки для развития личности с учетом специфики местного окружения, органически связаны между собой едиными образовательно-воспитательными целями. Региональный материал служит средством конкретизации общего и дает сведения о частном, знания усваиваются детьми осознаннее, если они раскрываются в органической связи с федеральным (базовым) содержанием. Построение регионального содержания основывается на принципах:
Цель рабочей программы по предмету «История Донского края» заключается в развитии у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории Донского края. Достижение поставленной цели возможно в процессе решения следующих задач: 1. Развивать у детей интерес к культуре и истории Донского края. 2. Создать условия, обеспечивающие познание ребенком ценностей культуры родного края, способствующих зарождению личностных смыслов. 3. Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям и традициям. 4. Развивать эмоционально-эстетическую сферу ребенка в процессе восприятия музыкальных, литературных, архитектурных, изобразительных произведений искусства родного края. 5. Развивать творческий потенциал детей в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной, игровой деятельности. ІІ. Учебно-методическое обеспечение предмета «История Донского края». Программы:
Учебно - методический комплекс:
III. Обязательный минимум содержания регионального компонента по «Истории Донского края» Введение – 1 ч. Цель и задачи изучения истории Донского края. Мы казаки, мы живем на Донской земле. 1 Раздел: Мой край Донской – 21ч. Тема 1. Мой дом. Моя семья. Семья – главное в жизни человека. Связь поколений. Семейные традиции. Нравственно-ценностные ориентации поколений. Тема 2. Мой любимый детский сад. История детского сада. Педагоги разных поколений. Судьбы воспитанников. Традиции детского сада. Современная жизнь детского сада. Тема 3. Мой город Константиновск. История возникновения и развития города: станица бабская, станица Константиновская, город Константиновск. Улицы города. Памятные места. Культурная жизнь. Тема 4. Мой край Донской. История образования Ростовской области. Город Ростов-на-Дону и другие : Таганрог, Новочеркасск, Азов, Батайск, Аксай, Волгодонск, Шахты, Семикаракорск. 2 Раздел: Жизнь и быт Донских казаков – 25ч. Тема 1. Как у нас было на Тихом Дону. Возникновение казачества. Гипотезы происхождения «Белый гусь» или вольный воин? Трактовка термина «казак». Появление первых казачьих станов и городков на Дону. Тема 2. Всевеликое Войско Донское. Роль в жизни казаков «Казачьего круга». Исполнительная власть казаков. Отношение к военной службе. особенности воспитания сына в семье. Тема 3. Бабушкин сундук. История казачьего костюма, его особенности. Национальная казачья кухня. 3. Раздел: Творчество Донских казаков – 19ч. Тема 1. Преданья старины глубокой. История и специфика казачьего фольклора. Разнообразие жанров донского фольклора. Казачья песня. Многообразие жанров казачьей песни: историческая, военно-историческая, бытовая, лирическая, исходная, обрядовая. Донская былина. Частушка. Язык донских частушек. Отражение в частушках условий быта, происходящих событий местного колорита. Разнообразие тематики. Самобытность казачьих пословиц и поговорок. Донская легенда. Сказки, предания, сказы. Плачи, заговоры, поверья, приметы, заклички. История родного края, отраженная в донском фольклоре. Тема 2. Народный театр на Дону. Театр, созданный самим народом, взаимосвязь донского и русского народных театров. Истоки древнего народного театра. Отражение истории Дона в народном творчестве. Многообразие жанров. Донской кукольный театр. Истоки казачьего кукольного театра. Великие кукольники Дона: К.И.Кондаков, Т.И.Куроплин. связь народного театра с вольными традициями казачества. Тема 3. Семикаракорский фаянс – «жемчужина» Дона. История зарождения Семикаракорского промысла. Семикаракорский фаянс, его отличительные особенности. IV. Организация деятельности Основные характеристики деятельности 1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание. 2. Изложение материала рассчитано на два года. Предполагается поэтапное изучение программного материала, соблюдая принцип от простого к сложному. Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический. Наглядный метод • просмотр фильмов, слайдов, презентаций; • экскурсии в музеи; наблюдения; • целевые прогулки; • моделирование и показ сказок Словесный метод • чтение стихотворений; • беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; • ответы на вопросы педагога, детей; • проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); • сообщение дополнительного материала; • загадывание загадок; • рассматривание наглядного материала; • рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; • разбор житейских ситуаций; • проведение викторин, конкурсов, тематических праздников. Практический метод • проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); • изготовление кукол к сказкам; • постановка сказок, литературных произведений, праздничных концертов, конкурсов, викторин; • проведение экскурсии различной направленности Формы работы с детьми • Создание творческих проектов детьми; • Проведение праздников. • Просмотр фильмов, использование мультимедийной установки, аудиозаписей. • Экскурсии по городу. • Организация выставок. Формы работы 1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды). 2) Знакомство с традиционным укладом жизни казаков, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. 3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию: вышивка, бумагопластика, работа с соломкой, лепка из глины и соленого теста. 4) Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованно-дидактических игр. 5) Знакомство с забавами донских казаков, с устным народным творчеством. Предполагаемый результат Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества и Донского края. Приобщение к опыту культуры казачества, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. Усвоение добродетели, направленность и открытость к добру, состояние близости души, внутреннего мира. Формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками. Потребность и готовность проявлять сострадание, милосердие, правдолюбие, в стремление к добру и неприятию зла. Деятельное отношение к труду. Ответственность за свои дела и поступки. Для технического обеспечения программы необходимо: 1. Оснащение развивающей среды ДОУ: Мини-музеи: «Казачья горница», «Донские промыслы», «Донская хухня», «Казачий хуторок». 2. Казачьи костюмы (детские и взрослые). 3. Атрибуты казачьего быта. 4. Дидактический и методический материал по проблеме. 5. Мультимедийная техника. Форма подведения итогов работы: 1) Выставки работ учащихся; 2) Соревнования; 3) Концертные программы; 4) Ролевые игры; 5) Создание проектов; 6) Участие в конкурсах. Формы контроля: 1) Тестирование уровня обученности; 2) Тестирование уровня воспитанности. Календарно-тематическое планирование по предмету «История Донского края»
1 Р.М.Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина. Ценностно-смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края) – 2005г. стр.213 |
Учебно-методическое обеспечение педагогического процесса нноу «Школа... Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира 5 кл. Просвещение |
Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «История» Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,... |
||
Программно-методическое обеспечение мдоу детский сад «Теремок» Наименование... Обеспечение обучающихся, воспитанников учебной литературой, указанной в учебной программе предмета(курса, дисциплины) в качестве... |
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального... История печати Дона и Северного Кавказа ХХ века: Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2008. — 60 с |
||
План-конспект занятия; практикум; учебное пособие; учебник; учебно-методическое... «образование сегодня: актуальный опыт, методическое обеспечение, инновационные подходы» |
Учебно-методическое обеспечение мбоу «Зареченская классическая гимназия»... |
||
Программы 5-9 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 200 |
Пояснительная записка Общеобразовательная программа нормативно-управленческий... Общеобразовательная программа – нормативно-управленческий документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания... |
||
Пояснительная записка Общеобразовательная программа нормативно-управленческий... Общеобразовательная программа – нормативно-управленческий документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания... |
Пояснительная записка Общеобразовательная программа нормативно-управленческий... Общеобразовательная программа – нормативно-управленческий документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |