Учебно-методическое обеспечение предмета «История Донского края»




Скачать 212.66 Kb.
Название Учебно-методическое обеспечение предмета «История Донского края»
Дата публикации 15.05.2014
Размер 212.66 Kb.
Тип Учебно-методическое обеспечение
literature-edu.ru > Философия > Учебно-методическое обеспечение




УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ № 1 «Аленушка»

________________ Е.В.Самохина

« 02» сентября 2013г.


по предмету «История донского края»

образовательные области: «Физическая культура», «Здоровье», Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

возрастная группа: старшая (5-6 лет) и подготовительная (6-7 лет)

количество часов всего: 68

количество часов в год: 34

количество часов в неделю: 1

Автор-разработчик: Сухорукова О.Н. – старший воспитатель

Принята на заседании Совета педагогов Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 1 «Аленушка» (Протокол № 1 от « 02» сентября 2010г).

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.................................................................................3

  2. Учебно-методическое обеспечение предмета

«История Донского края».............................................................................5

  1. Обязательный минимум содержания регионального компонента по «Истории Донского края»............................................................................7

  2. Организация деятельности...........................................................................9

  3. Календарно-тематическое планирование.................................................12


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное образование, ориентированное на постижение ребенком ценностей этого мира и поиска смыслов, определяет смысл самого развития личности ребенка как: расширение, углубление, осознание, осмысление своей индивидуальной и социокультурной сущности; формирование потребности в максимальной реализации в своем индивидуальном решении; накопление ценностного потенциала личности ребенка и открытие личностных смыслов как исключительной прерогативы человека.1

Российское государство предопределяет структуру содержания на двух уровнях: федеральном и региональном. Федеральный компонент устанавливает базовый минимум содержания, он призван обеспечить единое образовательное пространство России, нормирует базовый инвариант, определяет стартовые возможности получения образования. Региональный компонент вариативен, определяет региональные проявления тех сущностей, которые раскрываются в инвариантном содержании, обладает самоценностью и самозначимостью. В нем заложены основы развития у каждого ребенка системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей «малой Родины». Региональная система образования учитывает национальные тенденции, особенности, менталитет народа, проживающего на данной территории; идеи развития национальной культуры, опыт народной педагогики в воспитании любви, интереса к истории, культуре своего народа.

Целью изучения истории Донского края является формирование у учащихся целостного своеобразного исторического образа родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, национальном самоопределения и саморазвития дошкольников.

Использование регионального компонента позволяет решать две взаимосвязанные задачи:

1. Повысить эффективность изучения основного (инвариантного) содержания ознакомления с окружающим в контексте новых целей Российского образования.

2. Формировать ключевые компетенции воспитанников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта населения Донского края в прошлом и настоящем.

Общенаучные знания, составляющие основу федерального базового компонента и конкретные целостные знания о регионе, создающие условия и предпосылки для развития личности с учетом специфики местного окружения, органически связаны между собой едиными образовательно-воспитательными целями. Региональный материал служит средством конкретизации общего и дает сведения о частном, знания усваиваются детьми осознаннее, если они раскрываются в органической связи с федеральным (базовым) содержанием.

Построение регионального содержания основывается на принципах:

  • региональности (ориентации на учет особенностей региона во всем образовательно-воспитательном процессе);

  • гуманизации (широкое включение в региональное содержание знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности);

  • историзма (раскрытие исторической обусловленности тех или иных явлений, процессов);

  • комплексности и интегративности (объединение различных аспектов содержания в единое целое, развитие новой целостности).

Цель рабочей программы по предмету «История Донского края» заключается в развитии у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории Донского края.

Достижение поставленной цели возможно в процессе решения следующих задач:

1. Развивать у детей интерес к культуре и истории Донского края.

2. Создать условия, обеспечивающие познание ребенком ценностей культуры родного края, способствующих зарождению личностных смыслов.

3. Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям и традициям.

4. Развивать эмоционально-эстетическую сферу ребенка в процессе восприятия музыкальных, литературных, архитектурных, изобразительных произведений искусства родного края.

5. Развивать творческий потенциал детей в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной, игровой деятельности.
ІІ. Учебно-методическое обеспечение предмета

«История Донского края».
Программы:

  1. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А. Ценностно-смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края). – Ростов-на-Дону, 2005г.

  2. Чумичева Р.М., Ведмедь О.Л., Платохина Н.А. Методическое обеспечение к региональной программе «родники Дона» - Ростов-на-дону, 2005г.

  3. Пузина О.Н. (авторская программа по приобщению дошкольников к ситории и культуре Донского казачества, утверждена Советом педагогов МБДОУ № 1 «Аленушка», протокол № 4 от 12.09.2007г.).

Учебно - методический комплекс:

  1. Агуреева Т.И., Баландина Л.А., Лыкова И.А., Сундукова А.Х., Цветкова Г.Ю. «На казаке и рогожа пригожа. Знакомство с казачьим костюмом. Программа и художественные альбомы для детского творчества. – ООО Издательский дом «Цветной мир», 2011г.

  2. Алмазов Б.А. Казаки. – Санкт-Петербург «Золотой век»: «Диамант», 1999 г.

  3. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XXII-XX вв.- Батайск: Батайское книжное издательство, 2002г.

  4. Астапенко М.П. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XXвв. Батайск, 2002г.

  5. Астапенко М.П. Хрестоматия по истории донского казачества (с древнейших времен до 1920 года). – Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского университета, 1994 г.

  6. Астапенко М.П., Астапенко Е.М. История донского края. – Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2005 г.

  7. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Учебное пособие для учащихся начальной школы. – Ростов-на-Дону: Издательство «БАРО-ПРЕСС», 2005 г.

  8. Бисеринка. Сказки, написанные на Дону. составитель Т.И.Тумилевич, Ростовское книжное издательство, 1985г.

  9. Бутенко Т.А., Небратенко В.Б. Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников (на региональном материале). – Ростов-на-Дону: Издательство «БАРО-ПРЕСС», 2003г.

  10. Дайн Г.Л. Детский народный календарь. Приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие. – М.: Дет.лит.2001г.

  11. Елжова Н.В. История донского края (Части 1-2). Методическое пособие – Волгодонск, 2006г.

  12. Козлов А.И. Возрождение казачества. – Ростов-на-Дону, 1997 г.

  13. Компанцева Л.В., Черноиванова Н.Е., Гаврильченко Л.В., Кропотова С.П. Дошкольникам о М.А.Шолохове и Донском крае. Методическое пособие. – Ростов-на-Дону: ООО «Терра», 2005 г.

  14. Корылев В.Н. Донские казаки в XVII-XVIII вв. Походы, кругозор, просвещение. В кн.: «Проблемы источниковедения и отечественной истории» - Ростов, 1999 г.

  15. Левченко В.С. Знай свой край. Книга для чтения. – Ростов, Кн. Изд-во, 1977 г.

  16. Лукьяненко В.Н. Методическое обеспечение процесса приобщения детей к народной культуре: Методическое пособие. – Таганрог: НП «ЦРЛ», 2008.

  17. Лукьяненко В.Н. Мир народной культуры в детском творчестве. Методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2006г.

  18. Мовчан А.С. Казаки (быт и традиции). – Ростов-на-Дону: НПК «Гефест», 2004 г.

  19. Регионализация воспитания в дошкольном образовательном учреждении – перспективное направление модернизации образования: научно-методическое пособие; под общей редакцией Т.С.Есаян; авт.сост. Т.С.Есаян, Н.В.Крчаловская. – Ч.II.- Ростов-н/Д: Изд. РО ИПК и ПРО, 2010г.

  20. Сухоруков В.Д. Общежитие донских казаков в XVIII – XIX столетиях. – Новочеркасск, 1892 г.

  21. Сухоруков В.Д. Статистическое описание земли донских казаков, составленного в 1822-1832 гг. – Новочеркасск, 1891.

  22. Ходарев В.В. Детские казачьи игры и забавы. – Ставрополь: ТОО «Центр пропаганды истории казачества»; Кавказская библиотека, 1993 г.

III. Обязательный минимум содержания регионального компонента по «Истории Донского края»

Введение – 1 ч.

Цель и задачи изучения истории Донского края. Мы казаки, мы живем на Донской земле.

1 Раздел: Мой край Донской – 21ч.

Тема 1. Мой дом. Моя семья. Семья – главное в жизни человека. Связь поколений. Семейные традиции. Нравственно-ценностные ориентации поколений.

Тема 2. Мой любимый детский сад. История детского сада. Педагоги разных поколений. Судьбы воспитанников. Традиции детского сада. Современная жизнь детского сада.

Тема 3. Мой город Константиновск. История возникновения и развития города: станица бабская, станица Константиновская, город Константиновск. Улицы города. Памятные места. Культурная жизнь.

Тема 4. Мой край Донской. История образования Ростовской области. Город Ростов-на-Дону и другие : Таганрог, Новочеркасск, Азов, Батайск, Аксай, Волгодонск, Шахты, Семикаракорск.

2 Раздел: Жизнь и быт Донских казаков – 25ч.

Тема 1. Как у нас было на Тихом Дону. Возникновение казачества. Гипотезы происхождения «Белый гусь» или вольный воин? Трактовка термина «казак». Появление первых казачьих станов и городков на Дону.

Тема 2. Всевеликое Войско Донское. Роль в жизни казаков «Казачьего круга». Исполнительная власть казаков. Отношение к военной службе. особенности воспитания сына в семье.

Тема 3. Бабушкин сундук. История казачьего костюма, его особенности. Национальная казачья кухня.

3. Раздел: Творчество Донских казаков – 19ч.

Тема 1. Преданья старины глубокой. История и специфика казачьего фольклора. Разнообразие жанров донского фольклора. Казачья песня. Многообразие жанров казачьей песни: историческая, военно-историческая, бытовая, лирическая, исходная, обрядовая. Донская былина.   Частушка. Язык донских частушек. Отражение в частушках условий быта, происходящих событий местного колорита. Разнообразие тематики. Самобытность казачьих пословиц и поговорок. Донская легенда. Сказки, предания, сказы. Плачи, заговоры, поверья, приметы, заклички. История родного края, отраженная в донском фольклоре.

Тема 2. Народный театр на Дону. Театр, созданный самим народом, взаимосвязь донского и русского народных театров. Истоки древнего народного театра. Отражение истории Дона в народном творчестве. Многообразие жанров. Донской кукольный театр. Истоки казачьего кукольного театра. Великие кукольники Дона: К.И.Кондаков, Т.И.Куроплин. связь народного театра с вольными традициями казачества.

Тема 3. Семикаракорский фаянс – «жемчужина» Дона. История зарождения Семикаракорского промысла. Семикаракорский фаянс, его отличительные особенности.

IV. Организация деятельности

Основные характеристики деятельности

   1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

2. Изложение материала рассчитано на два года. Предполагается поэтапное изучение программного материала, соблюдая принцип от простого к сложному. Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод

• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;

• экскурсии в музеи; наблюдения;

• целевые прогулки;

• моделирование и показ сказок
Словесный метод

• чтение стихотворений;

• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;

• ответы на вопросы педагога, детей;

• проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

• сообщение дополнительного материала;

• загадывание загадок;

• рассматривание наглядного материала;

• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

• разбор житейских ситуаций;

• проведение викторин, конкурсов, тематических праздников.
Практический метод

• проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

• изготовление кукол к сказкам;

• постановка сказок, литературных произведений, праздничных концертов, конкурсов, викторин;

• проведение экскурсии различной направленности

Формы работы с детьми

• Создание творческих проектов детьми;

• Проведение праздников.

• Просмотр фильмов, использование мультимедийной установки, аудиозаписей.

• Экскурсии по городу.

• Организация выставок.
Формы работы

1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего убранства жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды).

2) Знакомство с традиционным укладом жизни казаков, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней.

3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию: вышивка, бумагопластика, работа с соломкой, лепка из глины и соленого теста.

4) Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованно-дидактических игр.

5) Знакомство с забавами донских казаков, с устным народным творчеством.

Предполагаемый результат

Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества и Донского края. Приобщение к опыту культуры казачества, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах. Усвоение добродетели, направленность и открытость к добру, состояние близости души, внутреннего мира. Формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками. Потребность и готовность проявлять сострадание, милосердие, правдолюбие, в стремление к добру и неприятию зла. Деятельное отношение к труду. Ответственность за свои дела и поступки.

Для технического обеспечения программы необходимо:

1. Оснащение развивающей среды ДОУ: Мини-музеи: «Казачья горница», «Донские промыслы», «Донская хухня», «Казачий хуторок».

2. Казачьи костюмы (детские и взрослые).

3. Атрибуты казачьего быта.

4. Дидактический и методический материал по проблеме.

5. Мультимедийная техника.

Форма подведения итогов работы:

1) Выставки работ учащихся;

2) Соревнования;

3) Концертные программы;

4) Ролевые игры;

5) Создание проектов;

6) Участие в конкурсах.

Формы контроля:

1) Тестирование уровня обученности;

2) Тестирование уровня воспитанности.

Календарно-тематическое планирование по предмету «История Донского края»




Название разделов, тем

Кол-во часов

Дата

Программное содержание

Дополнительные формы познания




Введение. «Мы Донские казаки!»

1




Рассказать детям о том, что мы живем на Донской земле; Подвести к понятию что мы не только потомки Донских казаков, но и сами принадлежим к казачьему роду. Вызвать желание изучать историю Донского края.

1. Пр. «Гуси-лебеди». стр.




Раздел 1. «Моя малая родина»

1.1.

Тема: «Мой дом. Моя семья».

5







Сюжетно-ролевая игра «Семья»;
Досуг «Семейные традиции».
Сюжетное рисование «Моя семья».

Реализация проектов «Мой дед – казак», «История моей фамилии».




Моя семья.

1




Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи; уточнять и обобщать знания детей о семье, о том, кто такие родные.

Моя родословная.

1




Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, родным, родственникам, предкам.

Семья казака

3




Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать в мальчиках уважительное отношение к девочкам, женщинам, стремление оказывать им посильную помощь; у девочек – заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку

1.2.

Тема: «Мой любимый детский сад»

3













1. Аленушка – самый первый детский сад в г.Константиновске.

1




Познакомить детей с историей детского сада «Аленушка»

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

А у воспитателя добрые глаза...

1




Рассказать детям о профессии воспитателя, познакомить с педагогами разных лет

Хорошо у нас в саду.

1




Познакомить с современной жизнью детского сада, дизайном и структурой.

1.3.

Тема: «Мой город Константиновск».

5













История возникновения города Константиновска.

1




Уточнить и расширить знания о родном городе. Формировать уважение и любовь к Родине, к своему родному городу. Познакомить детей с историей возникновения города Константиновска.

Экскурсии по городу, к реке Дон.

Посещение фотовыставки «Константиновск вчера и сегодня».

Знакомство с легендами «Легенды острова Лучка».

Фольклорный праздник «Как у нас то было в Константиновске!»

Мой город Константиновск.

4




Уточнить с детьми информацию о родном городе: какие красивые места в нем есть, какой транспорт в нем ходит, кто в нем живет и трудится? Закрепить знания детей о различных профессиях людей, работающих в городе, их названиях и роде деятельности. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, бережное отношение ко всему что окружает детей.

1.4.

Тема «Ростовская область – мой край Донской».

8













Дикое поле.

2




Познакомить детей с историей возникновения ростовской области. Дать первоначальные представления о наших предках, живших на Донской земле.

Просмотр мультипликационного фильма из цикла «Гора Самоцветов» - Ростовская область.
Рассматривание альбомов с видами городов Ростовской области.

Край, в котором ты живешь. история Донской земли.

3




Знакомство с Ростовской областью. Развивать способность понимать ценность жизни.

Столица области Войска Донского – город Новочеркасск»

1




Дать детям первоначальные представления о том. что город Новочеркасск – столица Донского казачества.

Путешествие по реке Дон.

1




Знакомство с городами Азов, Семикаракорск.

Символика Ростовской области.

1




Познакомить с гимном, флагом и гербом Ростовской области, с историей их возникновения.




Раздел 2. Жизнь и быт Донских казаков.

2.1.

Тема. «Как у нас было на Тихом Дону»

6













Зарождение казачества на Дону.

2




Познакомить детей с возникновением казачества на Дону, дать представление о жизни казаков. Развивать у детей представление о прошлом, образное мышление. Гипотезы происхождения «Белый гусь» или вольный воин? Трактовка термина «казак».

Чтение казачьей сказки «Кто работает, тот и ест».
Экскурсия в казачью горницу.
Коллективное творчество «Изготовление макета казачьего двора».


Первые казачьи городки.

2




Дать детям представление о том, что такое казачий городок. Рассказать им о типах городков и особенностях расположения. Расширить представления детей о значении правильного выбора места для построения городка. Обогатить словарь: городок, зимовища, станица, бастион, раскат.




Казачья станица.







Учить создавать образ казачьей станицы, изготавливая макеты куреней из бросового, природного материалов и пластилина, передавая характерные особенности этого вида жилища; составлять панораму казачьей станицы, располагая поделки-курени по своему желанию, дополняя панораму образами природы, сделанными из различных материалов; развивать творчество, эстетическую оценку коллективной работы.


Курень – традиционное жилище казака.

1




Формировать представления о традиционных особенностях казачьего жилища-куреня, развивать интерес к своеобразию этой постройки, её природному окружению, побуждать к выражению собственного отношения к её красоте.

Окна куреня – гордость казачки.

1




Развивать представления об эстетических качествах казачьего куреня чёткой архитектуре, орнаментах для украшения; расширять знания о декоративной резьбе, украшении наличников и ставней растительными и геометрическими узорами.

2.2.

Тема: «Всевеликое войско Донское»

9













На казачьем кругу.

2




Дать детям представление о казачьем собрании, символах казачьей власти, об условиях походной жизни. Развивать умение распределять самостоятельно роли и воспитывать любовь к родному краю и казачьим песням. Обогащение словаря: майдан, булава, бунчук.

Драматизация «Как казак на службу ходил...»
Спортивные состязания «Удаль казачья».
Кукольный спектакль «Казак Чигуша и окружной атаман».
Подвижная игра «Знамя».
Дидактическая игра «Собери казачий флаг».

Донской станичный атаман.

2




Учить передавать в рисунке выразительными средствами образ предводителя донских казаков атамана. внешние характерные особенности его облика и одежды, символы власти; воспитывать любовь к казачьим традициям.

Символика и власть Донского казачества.

2




Дать детям первоначальные представления об истории возникновении и значении гимна, герба и флага Войска Донского. Раскрыть значение казачьих заповедей.




Казак рождается воином.

2




Рассказать детям об особенностях воспитания мальчиков в семье. Познакомить с древней казачьей традицией «Посажение на коня»

Конь – верный друг казака.

1




Дать знания о том, что казак – защитник своей земли. Казаки всегда помогали друг другу. Верный друг казака – конь.

2.3.

Тема: «Бабушкин сундук»

10













Особенности донской одежды, или как Аксинья наряды шила.

1




Познакомить с происхождением одежды: когда и зачем она появилась. Познакомить с историей появления ремесла по изготовлению одежды.

Викторина «Казачья одежда».



Мужская казачья форма, или как Григорий обнову справлял.

3




Познакомить детей с деталями мужской казачьей одежды – казачьей справой (шаровары синего сукна с красными лампасами, фуражки и папахи с красным верхом, военные синие шинели), раскрыть внутренний духовный смысл, которым была наполнена каждая деталь казачьего костюма.




Все наряды хороши у Донской казачки.

3




Знакомить детей с особенностями одежды казачек и украшениях (обыденная и праздничная, кружева и вышивка – магические знаки, защищавшие грудь, ношение платочка, добыча жемчуга, любимые цвета. Подчеркнуть опрятность казачек в одежде.

Дидактическая игра «Показ Донской моды».




«Что есть в печи – на стол мечи!».

3




Познакомить с особенностями казачьей кухни. Показать разнообразие донских блюд.

Посещение мини-музея «Казачья кухня»

Дидактическая игра «Реставрация посуды».

3.

Раздел III. Творчество Донских казаков.

3.1.

Тема: «Преданья старины глубокой»

12













Донской фольклор.

4




Познакомить дошкольников с историей и спецификой казачьего фольклора. Раскрыть разнообразие жанров донского фольклора. Показать особенность язык донских частушек. Отражение в частушках условий быта, происходящих событий местного колорита. Разнообразие тематики. Самобытность казачьих пословиц и поговорок.

Казачьи посиделки согласно казачьего календаря с использованием фольклора.




Казачья песня.

4




Казачья песня. Идейно-художественная и стилистическая пестрота донской песни. Многообразие жанров казачьей песни: историческая, военно-историческая, бытовая, лирическая, исходная, обрядовая.

Посещение фольклорного кружка «Дончанка».
Литературный кружок «Любавушка»

Донские сказки.

4




Познакомить детей с особенностями казачьей сказки, учить выделять отличительные черты, художественный язык, стилистику. Обогащать речь детей посредством включения в диалоговую речь.

3.2.

Тема «Народный театр на Дону».

2




Познакомить детей с истоками казачьего кукольного театра. Рассказать о великих кукольниках Дона: К.И.Кондаков, Т.И.Куроплин. связь народного театра с вольными традициями казачества.

Сюжетно-ролевая игра «Театр».

Дидактическая игра «Оживи театральную игрушку».

3.3.

Тема: «Семикаракорский фаянс – жемчужина Дона».

4













Солнечная керамика.

2




Познакомить детей с историей зарождения Семикаракорского промысла. Рассказать об особенностях производства фаянса, о материале из которого его изготавливают.

Свободное художественное творчество.

Занятия декоративным рисованием.

Экскурсия в мини-музей «Народные промыслы».

Экскурсия в ЗАО «Аксинья»

Особенность Семикаракорского письма.

2




Познакомить с особенностями Семикаракорской росписи: форма, стиль, цветовое решение.



1 Р.М.Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина. Ценностно-смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края) – 2005г. стр.213

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое обеспечение предмета «История Донского края» icon Учебно-методическое обеспечение педагогического процесса нноу «Школа...
Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира 5 кл. Просвещение
Учебно-методическое обеспечение предмета «История Донского края» icon Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «История»
Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,...
Учебно-методическое обеспечение предмета «История Донского края» icon Программно-методическое обеспечение мдоу детский сад «Теремок» Наименование...
Обеспечение обучающихся, воспитанников учебной литературой, указанной в учебной программе предмета(курса, дисциплины) в качестве...
Учебно-методическое обеспечение предмета «История Донского края» icon Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
История печати Дона и Северного Кавказа ХХ века: Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2008. — 60 с
Учебно-методическое обеспечение предмета «История Донского края» icon План-конспект занятия; практикум; учебное пособие; учебник; учебно-методическое...
«образование сегодня: актуальный опыт, методическое обеспечение, инновационные подходы»
Учебно-методическое обеспечение предмета «История Донского края» icon Учебно-методическое обеспечение мбоу «Зареченская классическая гимназия»...

Учебно-методическое обеспечение предмета «История Донского края» icon Программы 5-9 классы Пособие для учителей общеобразовательных учреждений
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 200
Учебно-методическое обеспечение предмета «История Донского края» icon Пояснительная записка Общеобразовательная программа нормативно-управленческий...
Общеобразовательная программа – нормативно-управленческий документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания...
Учебно-методическое обеспечение предмета «История Донского края» icon Пояснительная записка Общеобразовательная программа нормативно-управленческий...
Общеобразовательная программа – нормативно-управленческий документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания...
Учебно-методическое обеспечение предмета «История Донского края» icon Пояснительная записка Общеобразовательная программа нормативно-управленческий...
Общеобразовательная программа – нормативно-управленческий документ, определяющий приоритетные ценности и цели, особенности содержания...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции