Для студентов гуманитарных вузов, а также читателей, интересующихся проблемами современного общества




Скачать 6.06 Mb.
Название Для студентов гуманитарных вузов, а также читателей, интересующихся проблемами современного общества
страница 1/32
Дата публикации 15.05.2014
Размер 6.06 Mb.
Тип Учебное пособие
literature-edu.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 440 с. (Серия "Gogito ergo sum".)
ISBN 5-238-00469-9

Учебное пособие посвящено социальной части мировоззрения - философии общества, или социальной философии. Рассматривается вопрос о взаимоотношении общественного человека и общества, анализируются проблемы формационного и цивилизационного развития человечества, а также механизмы общественного развития. Актуальность обусловлена кризисным состоянием российского общества, поиском новых национальных идей и средств их реализации. Пособие содержит много принципиально новых, дискуссионных материалов и учит толерантности к противоположным мнениям.

Для студентов гуманитарных вузов, а также читателей, интересующихся проблемами современного общества.


УДК 316(075.8)

ББК 60.0я73

С59
Рецензенты:

доктор философских наук, профессор Л. А. Зеленов (Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет);

доктор философских наук, профессор В.Д. Губин (Российский государственный гуманитарный университет)
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

(номер страницы предшествует странице) - примеч. сканировщика


ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3

Раздел I. Социальная философия как форма общественного самосознания 5
Глава 1. Предмет социальной философии 6

1.1. Социальная философия как часть философии 6

1.2. Предмет социальной философии 10

1.3. Социальная философия и смежные науки 13

1.4. Основные функции социальной философии 16
Глава 2. Развитие социальной философии 20

2.1. Исторический идеализм 20

2.2. Исторический материализм 25

2.3. Исторический реализм 33
Глава 3. Основной вопрос социальной философии 42

3.1. Основной вопрос социальной философии в историческом идеализме 42

3.2. Основной вопрос социальной философии в историческом материализме 44

3.3. Основной вопрос социальной философии в историческом реализме 50
Глава 4. Социальная деятельность 62

4.1. Элементарные части общества 62

4.2. Практика и духовность 67

4.3. Субъективные и объективные факторы исторического процесса 73
Глава 5. Социально-философское познание 82

5.1. Эмпирическое социопознание 82

5.2. Теоретическое социопознание 86

5.3. Социальное прогнозирование и проектирование 89
Раздел П. Основные системы-сферы обществ 95

Глава 6. Географическая система обществ 96

6.1. Понятие географической системы 96

6.2. Географический детерминизм 98

6.3. Экологический кризис 102
Глава 7. Демосоциальная система обществ 108

7.1. Человек как предпосылка и результат развития обществ 108

7.2. Структура демосоциальной системы 112

7.3. Взаимосвязь демосоциальной системы с другими системами 118
Глава 8. Экономическая система обществ 126

8.1. Производительные силы 126

8.2. Экономические силы 129

8.3. Производственный процесс обществ 134
Глава 9. Политическая система обществ 140

9.1. Структура политической системы 140

9.2. Функциональная структура политической системы 144

9.3. Политический процесс 148
Глава 10. Система общественного сознания 154

10.1. Общественное сознание и его структура 154

10.2. Структура духовной системы 159

10.3. Развитие общественного сознания и духовной системы 163
Раздел III. Формационное развитие обществ 169

Глава 11. Практическая формация обществ 170

11.1. Структура практической формации 170

11.2. Первобытнообщинная формация 179

11.3. Постпервобытные общества, государства, формации 183
Глава 12. Политическая формация обществ 189

12.1. Аграрно-политическая формация 189

12.2. Индустриально-политическая формация 199

12.3. Понятие политической формации 209
Глава 13. Экономическая формация обществ 222

13.1. Античная формация 222

13.2. Капиталистическая формация 228

13.3. Понятие экономической формации 239
Глава 14. Смешанная (интегральная) формация обществ 247

14.1. Феодальная формация 247

14.2. Социал-капиталистическая формация 252

14.3. Понятие смешанной формации 266
Глава 15. Формационное развитие человечества в условиях глобализации и экологического кризиса 271

15.1. Глобализация и экологический кризис 271

15.2. Постиндустриально-экономическая формация 275

15.3. Формационное самоопределение постсоветской России 282
Раздел IV. Цивилизационное развитие обществ 295

Глава 16. Культура обществ 296

16.1. Культура обществ и ее функции 296

16.2. Основные элементы культуры 300

16.3. Типы культур 305
Глава 17. Образ жизни обществ 308

17.1. Понятие образа жизни 308

17.2. Структура образа жизни общества 310

17.3. Развитие образа жизни обществ в истории человечества 312
Глава 18. Цивилизации обществ 317

18.1. Понятие цивилизации в обществознании 317

18.2. Социально-философское понятие цивилизации 319

18.3. Общества, формации, государства, цивилизации 328
Глава 19. Цивилизации как ступени развития человечества 338

19.1. Мифологическая цивилизация 338

19.2. Коллективистическая цивилизация 340

19.3. Индивидуалистическая цивилизация 350

19.4. Солидаристическая цивилизация 355
Глава 20. Проблема конфликта цивилизаций в XXI в. 363

20.1. Возникновение проблемы столкновения цивилизаций 363

20.2. Конфликт между исламской и христианской цивилизациями 366

20.3. Перспективы развития конфликта цивилизаций 370
Раздел V. Процесс развития обществ 375

Глава 21. Типы общественного развития 376

21.1. Понятие общественного развития 376

21.2. Циклическое развитие обществ 378

21.3. Линейное развитие обществ 383

21.4. Спиралевидное развитие обществ 385
Глава 22. Субъекты общественного развития 389

22.1. Лидеры, элиты, бюрократия 389

22.2. Социальные общности 394

22.3. Исторические общности 399
Глава 23. Механизм общественного развития 405

23.1. Социальный конфликт 405

23.2. Социальная эволюция и революция 410

23.3. Социальная модернизация, гибридизация, конвергенция 415
Глава 24. Общественный прогресс и перспективы развития человечества 424

24.1. Понятие общественного прогресса 424

24.2. Критерии общественного прогресса 427

23.3. Перспективы общественного развития 431

3

Предисловие
Социальная философия является не только философской теорией общества, но и методологией изучения других общественных наук: философии истории, социологии, философии права, политологии и др.
Двумя основными направлениями в социальной философии до сих пор остаются идеалистическое и материалистическое (марксистское). Упадок советского общества, основанного на марксистской социальной философии, явился прямым свидетельством ее несовременности.
Предлагаемое учебное пособие представляет решительный отказ от крайностей марксизма и идеализма и попытку конвергенции, синтеза, итерации социально-философского идеализма и материализма (марксизма) в социально-философский реализм.
Методологической основой социально-философского реализма является синтез, с одной стороны, детерминистской и позитивистской, а с другой стороны, культурцентристской и духовно-ценностной парадигм, которые ранее были разведены между марксизмом и идеализмом.
В учебном пособии четко выделено идеалистическое, марксистское и реалистическое понимание основного вопроса социальной философии. Обстоятельно проанализированы все основные сферы общественного организма: географическая, демосоциальная, экономическая, политическая, духовная.
Предложено новое понимание общественной формации как метасистемы общественного организма. На его основе выделены три основных типа общественной формации: экономический, политический, смешанный. Это позволяет показать сложность и многообразие общественных организмов.
Сформулировано понятие общественной цивилизации, своеобразной духовной формации общества. Она дополняет общественную формацию подобно тому, как личность дополняет тело человека. В ней общественный организм достраивается до духовного уровня. Выделены основные типы общественной цивилизации, коррелирующиеся с соответствующими типами общественной формации.
4
Все это позволило проанализировать цивилизационные этапы развития человеческих обществ: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный, представляющие единство соответствующих общественных формаций и цивилизаций.
В учебном пособии раскрыты основные типы и субъекты исторического процесса, а также формы, в которых он протекает: социальная эволюция, социальная революция, социальная гибридизация, конвергенция, модернизация.
Общественный прогресс представлен как сложный, противоречивый, непредсказуемый. Проанализированы исторические вызовы современности: глобализация, экологический кризис, противоречия постиндустриализма, индустриализма, доиндустриализма.
Экологический кризис, демографический взрыв, процесс глобализации, превращение человечества в иерархию формационных и цивилизационных структур - все это углубляет прежние и порождает новые социальные конфликты, имеющие глобальный характер.
Постсоветская России потерпела очередную неудачу в своевременности и умелости формационной и цивилизационной модернизации советского общества и оказалась в глубоком кризисе. Кризис, переживаемый Россией, вновь совпал с кризисом, охватившим человечество.
Постсоветское поколение российских студентов должно знать современную реалистическую социальную философию, чтобы иметь интеллектуальный инструмент для адекватной оценки общественной действительности и принятия самостоятельных творческих решений.
5

Раздел I

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ
ГЛАВА 1

Предмет социальной философии
1.1. Социальная философия как часть философии
Философия как мировоззренческая форма общественного сознания состоит из четырех частей: истории философии, философии природы (натурфилософии), философии общества (социальной философии), философии человека (философской антропологии). Социальная философия конкретизирует основные вопросы, поставленные в философии природы, где они рассматриваются в самой общей форме как вопросы об отношении сознания и природы.
Формой общественного самосознания мира является мировоззрение.
Мировоззрение есть совокупность наиболее общих взглядов о природе, обществе, человеке, а также методов познания и ценностей людей.
Существуют три формы мировоззрения людей: мифология, религия, философия. Социальная философия представляет собой социальную часть мировоззрения (рис. 1.1).
Основным вопросом философии является вопрос об отношении человека и природы (мира). Здесь на одной стороне выступает природа (включающая в себя общество и тело человека) в виде материи, на другой стороне - человек как абстрактное существо, наделенное сознанием, познанием и практической деятельностью. Важнейшие вопросы натурфилософии - это представления о природе в целом, сознании, познании и т.п.
Социальная философия (философия общества) получила развитие значительно позже, чем натурфилософия. Это было обусловлено прежде всего зависимостью человека от природы, необходимостью первоначального познания именно ее закономерностей. К тому же общество сложнее для познания, так как оно является результатом деятельности многих людей, наделенных сознанием и волей, способных направить развитие общества в том или ином направлении. А человек находится внутри этого общества, оно близко к нему, и он не может рассмотреть его со стороны.
7
Основным вопросом социальной философии всегда был вопрос о взаимоотношении общественного человека и общества. Решение этого вопроса связано с анализом: 1) общества в целом, 2) общественного человека, 3) познания общественным человеком общества, 4) практического изменения общества общественным человеком в соответствии с его развивающимися потребностями (материальными, социальными, духовными). А это предполагает, прежде всего, рассмотрение общества как некоей развивающейся целостности, представляющей единство субъективного и объективного [1].
1 "Проблема социальной философии - вопрос о том, что такое, собственно, есть общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем его истинное существо и к чему оно нас обязывает", - писал C.Л. Франк (цит. по: Барулин B.C. Социальная философия. Ч. 1. - М.: МГУ..1993. - С. 3).

Общество в рамках социальной философии выступает в форме общественного бытия, способа общественного производства, представляющего систему сложных и незаметных связей между людьми в форме совместной жизни, социальных институтов (языка, семьи, денег, государства и т.п.), социальных общностей (возрастных, этнических, профессиональных и т.п.). Но общественное бытие есть единство объективного (и материального) и субъективного (сознательного). Это значительно усложняет проблемы взаимосвязи человеческого общества и общественного человека.
8
Общественный человек - это не индивид, а человек в составе какой-то общности: семьи, деревни, этноса, государства, страны. Одновременно он является элементом каких-то социальных общностей, социальных институтов, общественных сфер, которые составляют перечисленные выше общества. Общественный человек предстает в социальной философии в различных социальных сферах общества (демосоциальной, экономической, политической, духовной). Поэтому, когда речь идет о социальной философии, мы абстрагируемся и от натурфилософского человека (человека вообще), и от человека антропологического (индивида) и рассматриваем общности людей, наделенные общественным сознанием и практической деятельностью. Сознание общественных людей (общественное сознание) отвлекается от проблем натурфилософского сознания, форм чувственного и логического, эмпирического и теоретического. Социальная философия исследует роль общественного человека в становлении, функционировании и развитии общества.
Диалектика человеческого общества и общественного человека как единства объективного и субъективного - вот главная проблема социально-философского познания. Вопрос о взаимосвязи общественного сознания и общественного бытия есть конкретизация основного вопроса философии. С одной стороны, человеческое общество как способ общественного производства оказывает громадное влияние на социализацию новых человеческих поколений, формируя их по своим законам и меркам. С другой стороны, новые человеческие поколения, развивая свое сознание и практические навыки, изменяют свое общественное бытие, создавая тем самым новую социальную среду для социализации будущих поколений.
Социальная философия конкретизирует натурфилософские проблемы на социальном (общественном) уровне. Соотношение натурфилософии и социальной философии - это соотношение общего и особенного. Все, присущее общему (отношению человека и природы), присуще и особенному (социальному сознанию и общественному бытию). Но общее проявляется в особенном в полном соответствии с природой последнего. Социально-философские проблемы, методы их решения и результаты будут содержать не только общее (натурфилософское), но и качественно новое. Например, в сознании человека, в отличие от общественного сознания, нет общественных интересов, в материи нет производительных сил и производственных отношений людей и т.п. Таким образом, переход от натурфилософских к социально-философским проблемам есть процесс перехода от более простого и абстрактного к более сложному и
9
конкретному. Социальная философия есть теория среднего уровня по сравнению с натурфилософией природы и философией человека. Натурфилософские положения нельзя автоматически перенести на социально-философскую почву. Это обусловлено, в частности, тем, что общественное бытие представляет единство объективного и субъективного, результат природного и сознательного. При осмыслении социально-философских проблем появляется необходимость в новых философских понятиях, которых не было в натурфилософии: общества, общественного бытия, общественного сознания, человеческой деятельности, объективных и субъективных факторов, идеологии и т.п. Одним словом, социальная философия представляет собой, с одной стороны, часть философии как мировоззрения, а с другой стороны - это относительно самостоятельное философское мировоззрение.
Философия человека (философская антропология) представляет собой часть философии, в которой изучается взаимоотношение между индивидуальным человеком и индивидуальным бытием. На этом уровне возникают новые вопросы, в которых натурфилософские и социально-философские проблемы получают дальнейшую конкретизацию: что такое индивид в единстве его тела и духа; что такое индивидуальное сознание; в чем состоит смысл жизни и смерти индивида; что представляет собой процесс самопознания; что такое бессознательное, душевное, духовное; зачем создана идея Бога и его разных посланцев на Земле (Будды, Христа, Мухаммеда и др.) и т.п.? Ясперс пишет,
...что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требующие освобождения и спасения... [1]
1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991. - С. 33.

Социальная философия не только проявляется в философии человека, но и испытывает от последней серьезное обратное влияние через мотивы рассмотрения социально-философских проблем. Этими мотивами являются различные аспекты и проблемы взаимосвязи индивидуального бытия и индивидуального сознания, их противоречия и перспективы развития. Взаимосвязь индивидуального бытия и индивидуального сознания, проблемы философской антропологии являются критериями оценки взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания, человеческого общества и общественного человека. Они направляют и социально-философские исследования. Это выражается в мотивах (интересах эпохи) социально-философского подхода к обществу, диалектике общественного бытия и общественного сознания.
10
Одновременно социальная философия, рассматривая общество как природно-социальную целостность, при анализе своих проблем не может не учитывать индивида: он постоянно находится в центре социально-философского рассуждения. Социальная философия рассматривает общество как процесс и результат деятельности людей, реализации их потребностей, способностей в конкретно-исторических условиях современности. Это приводит зачастую к смешиванию социально-философских и философско-антропологических проблем в социальной философии.
Таким образом, философия как мировоззренческая форма общественного сознания раскрывает три основных уровня и раздела философского познания и сознания, тесно взаимосвязанных между собой. Изучение философии в целом позволяет мыслящему человеку составить себе достаточно целостное представление о мире, обществе, человеке и смысле его жизни. И важной составной частью и относительно самостоятельным разделом философии выступает социальная философия. На рубеже веков именно она становится ведущей составной частью философии, отодвигая в какой-то мере философию природы на второй план.

1.2. Предмет социальной философии
В качестве объекта социально-философского анализа выступает общество - локальное или человечество. Общество является объектом анализа разных наук: истории, социологии, философии истории, социальной философии и др. Но каждая из них имеет свой предмет исследования, т.е. свой аспект в изучении общества, а значит, общие и специфические методы социального познания.
Предметом социальной философии является отношение между обществом людей и общественным человеком. В этом отношении общество выступает в качестве общественного бытия, а человек в форме общественного сознания. Последнее означает, что общественный человек - это люди, объединенные в род, этнос, народ, цивилизацию и т.п., а не индивид. При таком подходе общество, его познание и общественное сознание, а также общественная практика приобретают очевидную специфику по сравнению с другими науками и формами мировоззрения, изучающими общество. Таким образом, социальная философия - это составная часть философии, изучающая взаимоотношение между обществом и человеком в форме взаимодействия общественного бытия и общественного сознания.
11
Предметом социальной философии являются отношения между общественным человеком, с одной стороны, и социальными институтами, общественными сферами, общественными формациями, общественными цивилизациями и т.п. - с другой. Сущностью общественного человека в этом случае выступает общественное сознание и общественная практика, которые осуществляются в перечисленных общественных формах. В этой связи уместно подчеркнуть, что социальная философия изучает не общественное бытие и общественное сознание в их раздельности, а процесс их функционирования и развития в различных общественных формах (институтах, сферах, формациях и т.п.). Поэтому важной проблемой социальной философии является изучение общества как целостной природно-социальной системы, важнейшими элементами которой являются общественное бытие и общественное сознание человека.
Прежде всего, социальная философия изучает общественное бытие, которое трактуется в разных социально-философских системах по-разному. Общественное бытие представляет собой единство объективного (материального) и субъективного (идеального), что затрудняет его понимание и интерпретацию. Приходится конкретизировать методы философского познания: общественная связь и общественное развитие, общественные противоречия, общественные законы, соотношение общественной необходимости и свободы и т.п. И дело здесь не только в соответствующем прилагательном "общественное", но главным образом в выявлении сути новых социально-философских понятий. Поэтому анализ особенностей общественного познания должен предшествовать анализу других проблем социальной философии.
В силу сложности изучаемого объекта в истории социальной философии возникло несколько направлений анализа: исторический идеализм, исторический материализм, исторический реализм. Они по-разному решают проблему взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания и другие смежные проблемы. Все эти направления равноценны с точки зрения общественной истинности, т.е. являются гипотезами, имеющими свою познавательную ценность в разных обществах и в разные исторические периоды. Например, исторический материализм господствовал в социалистических обществах, а исторический идеализм в буржуазных. Сейчас и человечество, и социальная философия поднимаются на новую ступень социального познания.
12
Социальная философия изучает человечество как совокупность локальных (отдельных) обществ, находящихся между собой во взаимной связи. В этом случае понятия "человечество" и "общества", из которых оно состоит, различаются. Общества представляют собой целостные системы, своеобразные природно-социальные организмы, состоящие из множества сфер-систем: географической, демографической, экономической и т.п. Эти общественные системы анализируются со стороны составных частей и функций в составе общественных организмов. Уже при изучении этой части социальной философии становится ясно, какое сложное образование представляет собой общество, и как мало мы о нем знаем.
Одной из проблем социальной философии является процесс развития обществ и человечества. Здесь анализируются основные субъекты социального развития (личности, элиты, классы и нации); типы социального развития (циклическое, линейное, спиралевидное); особенности процесса социального развития (эволюционный, революционный, коэволюционный); общественный прогресс во всей сложности его протекания (критерии, необходимость, цена и т.п.), движущие силы и перспективы общественного прогресса, соотношение сознательного и стихийного в общественном развитии.
Важной проблемой социальной философии является изучение форм связи между основными сферами общественного организма, т.е. изучение способов интеграции элементов общественного бытия. Такими формами интеграции являются формации обществ (общественные формации), выступающие своеобразными метасистемами. Мы выделяем три типа таких метасистем: политические, экономические, смешанные. Им соответствуют и такие же общества. В рамках этих формаций обществ возникают соответствующие им формы общественного сознания, в которых познается экономическое, политическое, смешанное бытие.
Социальная философия издавна занимается проблемой качественных этапов в развитии обществ и человечества, что связано с понятием культуры и цивилизации. В культурологии проблема культуры изучается более подробно, как самостоятельная характеристика человеческого общества и человека. В рамках социальной философии культура рассматривается как качественная характеристика общества, многообразия и этапов развития культуры - цивилизаций. В этой части цивилизации изучаются и как характеристики локальных обществ (египетская, западноевропейская, китайская, российская и т.п.), и как характеристики этапов развития человечества: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная.

13

1.3. Социальная философия и смежные науки
Анализируя предмет социальной философии, нельзя не заметить ее связь с другими науками, прежде всего с философией истории. Философия истории представляет собой осмысление истории человечества с точки зрения взаимодействия в этой реальной истории субъективных сил и объективных условий, необходимостей и случайностей и т.п. Философия истории стремится открыть в истории человечества какую-то конечную цель, которой подчинено развитие общества. Такой целью является стремление гегелевского мирового духа к прусскому государству, материальных производительных сил к коммунистическому обществу и т.п. Таким образом, предмет философии истории и предмет социальной философии тесно переплетаются.
В отличие от философии истории социальная философия, помимо этой проблемы, рассматривает взаимосвязь человека и общества исторически - в виде истории отдельных цивилизаций, в которых общее (социальная философия) становится особенным, т.е. конкретизируется. Проблемами социальной философии также являются: детерминизм исторического процесса, его движущие силы, единство природного и социального в историческом процессе, его периодизация, единство и многообразие исторического процесса и т.п. Можно сказать, что в философии истории социально-философские проблемы приобретают определенную конкретность, приближение к реальному историческому процессу.
Социальная философия связана с историей. История в узком смысле слова есть наука о человеческом прошлом, которое определенным образом интерпретируется историком. История обществ и человечества представляет собой совокупность конкретных и многообразных событий, находящихся в определенной пространственной и временной взаимосвязи. История как наука изучает эти события во временной и логической последовательности. Поэтому В.О. Ключевский писал об истории как науке:
В научном языке слово "историях употребляется в двояком смысле:

1) как движение во времени [людей, обществ, человечества], процесс и

2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории... служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах [1].
1 Ключевский В.О. Сочинения. В 8 т. Т. 1. Курс русской истории. 4.1. - М., 1956. - С. 14.

14
История - это конкретная (эмпирическая) и теоретическая наука. Первый этап исторического познания включает в себя точное описание и знание социальных фактов (событий), их хронологии, места их происхождения. Собирание исторических (социальных) фактов - это основа (эмпирическая) исторической науки. Следующий теоретический этап исторического познания - систематизация и обобщение собранных исторических фактов. Он предполагает наличие у историка определенной социально-философской гипотезы человеческой истории, включающей общее представление о строении общества, его движущих силах, взаимодействии обществ внутри человечества и т.п. Таким образом, социальная философия, образуя методологическую основу теоретической составляющей истории, объединяющей исторические факты, частично входит в структуру истории. Это можно изобразить в следующей иерархической последовательности: исторические факты - история народов - история человечества - социальная философия.
Теснее связана социальная философия с социологией. Социология - это наука об обществе как результате деятельности личностей, социальных общностей, институтов. Социология тоже изучает общество, но не со стороны отношения общественного сознания и общественного бытия, а со стороны некоторых структурных элементов общества, их деятельности и взаимоотношений между ними. В этой связи одни социологи (Э. Дюркгейм и др.) полагают, что предметом социологии выступают социальные факты (результат коллективной деятельности), другие (М. Вебер и др.) - социальное поведение (его интересы и мотивы), а третьи (марксисты) - законы функционирования и развития общества как целостной экономической системы (формации).
В социологии можно выделить три уровня исследования: 1) эмпирический (конкретно-социологические исследования), направленный на получение социологических фактов и эмпирических выводов; 2) отраслевой (социология труда, социология семьи, социология образования и т.п.), представляющий социологические теории среднего уровня (отраслевые); 3) теоретический (теоретическая социология), на котором общество изучается как общественный организм с присущими ему законами функционирования и развития. Последний уровень является социально-философским, он представляет собой часть социальной философии, но не социальную философию в целом. Социальная философия значительно шире и глубже той части теоретической социологии, которая входит в структуру последней. В отличие от социологии история не включает в свой состав социальную философию, которая остается лишь методологической (внешней) основой исторического исследования.
15
Социальная философия тесно связана также с социально-исторической антропологией. Слово "антропология" свидетельствует об изучении человека, "социально-исторический" - говорит об изучении истории с социологической стороны. В целом же социально-историческая антропология представляет собой науку о человеке, который рождается, социализируется, действует, развивается в определенном конкретно-историческом обществе: Руси, Российской империи, Советском Союзе, постсоветской России и т.п.
В этой науке обращается внимание на то, что человек, рождаясь в конкретно-историческом обществе, в процессе обучения и воспитания воспринимает и усваивает нормы, традиции, институты общества как данность, которая предшествует ему. В результате он становится представителем данного общества, например советским рабочим, учителем, партократом и т.п. Но в процессе своей деятельности, в зрелом состоянии, люди в лице своих выдающихся представителей начинают совершенствовать (изобретать) новые нормы, традиции, институты и тем самым менять конкретно-исторические условия формирования других поколений людей.
Философский анализ общества не может обойтись без социально-исторической антропологии, которая почти не использовалась в историческом идеализме и историческом материализме: в них исследовались проблемы роли выдающихся личностей в истории и роли объективных факторов в деятельности классов, наций и т.п. Но выдающиеся личности ничего не могут сделать без поддержки других социальных общностей (возрастных, экономических, политических и т.п.). Одновременно не только объективные факторы влияют на формирование и жизнедеятельность людей. С этой точки зрения социальная философия - это наука, изучающая с философской точки зрения общество как жилище людей, которое они обустраивают для большего комфорта и продолжительности жизни. И в этом процессе важную роль играют и общественное бытие, и общественное сознание, выступающие в социально-исторической антропологии в виде социальной среды и отдельной личности, социальной общности.
Таким образом, социальная философия, с одной стороны, пользуется социальными фактами, добытыми историей и социологией в ее эмпирических составляющих, а с другой стороны, сама входит в состав теоретического уровня истории и социологии какой-то своей частью.
16

1.4. Основные функции социальной философии
Функции социальной философии нужно рассматривать по отношению к обществу, в котором она существует, и студенту, который ее изучает: эти функции близки, но не тождественны.
Основные функции социальной философии:

Познавательная

Диагностическая

Прогностическая

Образовательная

Проективная


Важнейшей функцией социальной философии является, прежде всего, познавательная. Она состоит в изучении взаимосвязи общественного сознания и общественного бытия, в разработке социально-философской теории, в которой нуждается общество. Эту работу ведут социальные философы. Разработка теории включает в себя определение основных категорий и понятий социальной философии, таких, как общество, формация общества, экономика, цивилизация и др., а также приведение их в определенную систему, построенную на основе каких-то принципов.
В странах Восточной Европы и России происходит переход от развитого (советского) социализма к демократическому капитализму. Этот переход противоречит марксизму-ленинизму и его социально-философской составляющей - историческому материализму. Перед российскими и зарубежными философами встает задача - заполнить социально-философский вакуум, возникший после краха исторического материализма. Петер Козловски предлагает заполнить его персонализмом. Мы пытаемся разработать социальную философию исторического реализма.
17
Диагностическая функция социальной философии состоит в анализе общества с точки зрения его нынешнего (кризисного) состояния, оценки вариантов развития, их причин, способов и планов. Россия представляет собой переходное общество, в такие периоды велика роль политики (и политиков), которая представляет сферу провоцирования и разрешения конфликтов. Такие конфликты, с одной стороны, выступают источником развития России, а с другой - сопровождаются материальными, психологическими и человеческими жертвами, многих из которых можно избежать при умелом управлении социальными конфликтами.
Диагностическая функция социальной философии позволяет проанализировать причины возникновения конфликтов в различных сферах общества, понять их причины и наметить социально-философский путь их разрешения.
Прогностическая функция социальной философии выражается в выработке обоснованных прогнозов о тенденциях развития обществ и человечества, социальных противоречий и конфликтных процессов в будущем. Это предполагает анализ тенденций развития основных социальных субъектов (формаций общества, социальных общностей, институтов, организаций), динамики интересов и т.п. Такая возможность дается реализацией познавательной и диагностической функций социальной философии. Результатом прогностической функции является прогноз, в котором излагаются возможные (реальные и формальные) сценарии развития данного общества и человечества.
Эти сценарии включают в себя обоснованные цели общественного развития и реальные способы их реализации. Возможные сценарии развития общества и человечества можно разработать только на основе имеющихся социально-философских принципов. Социально-философский подход к разработке сценариев развития общества отличается от господствующего сейчас в нашей стране прагматического подхода, который представляет реакцию на исторические вызовы с точки зрения сиюминутных интересов, приводит к тому, что мы плывем по течению событий, вместо того чтобы плыть к какой-то морально обоснованной цели. События берут верх над нами и нашими принципами, если мы не пользуемся ими.
18
Образовательная функция социальной философии выражается в изучении ее студентами, руководителями, политиками. Знание основ социальной философии позволяет использовать ее для предупреждения и разрешения конфликтов, понимания основных тенденций развития общества и человечества. Необразованность многих людей в сфере социальной философии является одной из причин непродуманных и скороспелых решений, утопических прожектов, типа коммунистического, разрушительных и многообразных конфликтов, сотрясающих нашу страну. Долгое время в сознание советских людей внедрялась установка на конфликтность с предполагаемыми врагами: капиталистами, буржуями, бизнесменами, спекулянтами и т.п. Теперь приходится учиться толерантности (терпимости) к противоположным мнениям и поступкам.
Проективная функция социальной философии заключается в разработке проекта преобразования действительности в интересах какой-нибудь социальной общности (группы, класса, страта, нации). Это преобразование может касаться изменения социального института, государства, формации, цивилизации и включать в себя цель, субъекты, средства, сроки, темпы преобразований (например, марксистско-ленинский проект социалистического переустройства России). В этом случае социальная философия приобретает идеологический характер, играет роль оправдательной инстанции для каких-то политических решений.
Мы считаем, - правильно утверждает В.А. Тишков, - что XX век во многом создавался интеллектуалами, причем не только в форме объяснений происходящего, но и в форме предписаний, что и как надо делать. И в этом смысле мы говорим не просто об ответственности историка, но и об авторитете историка в истории, а значит, и о пользе или вреде его действий. Прожитый век, особенно отечественная история, дают более чем достаточно оснований для такого взгляда [1].
1 Тишков В.А. Самый историчный век: диалог истории и антропологии // Россия на рубеже XXI века (Оглядываясь на век минувший). - М.: Наука, 2000. - С. 279.

Общество в лице его правящей элиты и интеллигенции обращается к социальной философии всегда, когда оно находится в кризисе, когда ему неясны пути выхода из него, когда требуются новые идеи и средства их реализации. В таком положении сейчас оказался и мир на пороге постиндустриальной цивилизации в условиях экологического кризиса, и Россия - в условиях отказа от изжившего себя пролетарско-социалистического строя.
Проблема выбора российского пути - сложнейшая проблема: она обусловлена кризисом советской формации индустриализма.
19
Неудача неолиберальных реформ в постсоветской России - это неудача прежде всего социально-философского выбора. Преодоление этой ограниченности на путях социальной философии реализма - важнейшее условие выхода России из кризиса.

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое мировоззрение и какие формы его вам известны?

2. Что изучает философия, натурфилософия, социальная философия, философская антропология?

3. Как формулируется основной вопрос социальной философии? В чем его отличие от основного вопроса философии?

4. Как взаимосвязаны социальная философия и философия истории?

5. Охарактеризуйте основные функции социальной философии в обществе.

6. Что такое общественный человек?


20

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Для студентов гуманитарных вузов, а также читателей, интересующихся проблемами современного общества icon Книга предназначена для читателей, интересующихся теоретическими...
Книга предназначена для читателей, интересующихся теоретическими проблемами естествознания (биологии, биохимии, физики), а также...
Для студентов гуманитарных вузов, а также читателей, интересующихся проблемами современного общества icon Управление конкурентоспособностью Издательство: Омега-Л
Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Маркетинг», «Менеджмент организации», а также, практиков, интересующихся...
Для студентов гуманитарных вузов, а также читателей, интересующихся проблемами современного общества icon Книга предназначена для врачей акушеров-гинекологов, семейных врачей,...
Интересующихся вопросами беременности, подготовки к родам и деторождения, материнства и современного акушерства. Она поможет сделать...
Для студентов гуманитарных вузов, а также читателей, интересующихся проблемами современного общества icon А. А. Чубур концепции современного
...
Для студентов гуманитарных вузов, а также читателей, интересующихся проблемами современного общества icon С. В. Ткаченко римское право в россии
Монография предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических вузов, а также для всех интересующихся...
Для студентов гуманитарных вузов, а также читателей, интересующихся проблемами современного общества icon Нижегородский государственный
...
Для студентов гуманитарных вузов, а также читателей, интересующихся проблемами современного общества icon Избранные работы
Книга предназначена для семиологов, литературоведов, лингвистов, философов, историков, искусствоведов, а также всех интересующихся...
Для студентов гуманитарных вузов, а также читателей, интересующихся проблемами современного общества icon Учебник нового века психология Учебник для гуманитарных вузов
П86 Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ ред. В. Н. Дружинина. — Спб
Для студентов гуманитарных вузов, а также читателей, интересующихся проблемами современного общества icon С. Н. Гавров социокультурная традиция
Монография предназначена для студентов, соискателей, аспирантов, докторантов и преподавателей вузов культуры и искусств, других вузов...
Для студентов гуманитарных вузов, а также читателей, интересующихся проблемами современного общества icon Педагогики
Щена построению понятийно-категориального аппарата и логической структуры педагогики современного постиндустриального общества. Издание...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции