Анализ выразительных средств текста. Языковые особенности текста в тексте необходимо найти средства выразительности из перечисленных в задании и написать




Скачать 164.52 Kb.
НазваниеАнализ выразительных средств текста. Языковые особенности текста в тексте необходимо найти средства выразительности из перечисленных в задании и написать
Дата публикации15.05.2014
Размер164.52 Kb.
ТипАнализ
literature-edu.ru > Философия > Анализ
В 8

Анализ выразительных средств текста. Языковые особенности текста

В тексте необходимо найти средства выразительности из перечисленных в задании и написать порядковые номера этих средств. Обрати внимание! Необходимо писать цифры-ответы в том порядке, в котором они идут во фрагменте рецензии, а не произвольно!

 

Изобразительно-выразительные и образные средства русского языка

 

I Фонетические средства (фоника)

 

1.  Аллитерация — повторение согласных; усиливает образность, выразительность речи, её смысловую сторону:

-   Город грабил, грёб, грабастал. (М.)

2.    Ассонанс - повторение гласных; усиливает образность, выразительность

речи, её смысловую сторону:

-   Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. (H)

3.    Звукоподражание ~ слово, передающее звуковое впечатление явления,

предмета; имеет иллюстративный характер:

-   Мяуканье, хихиканье, тараторить, дребезжать,

-   Вот дождик вкрадчиво прокапал (Твард.).

4.              Интонация   - бывает ораторская, эпическая, разговорная,

5.              Ритм                    -    создаёт настроение, усиливает эмоциональные .средства;

ритм может приобретать насмешливую интонацию, имитировать народную песню и т.д.

6.    Паузы               -    бывают: логические — подчеркивают слово в лексике;

-   эмоциональные ~ передают речь неторопливую, взволнованную, объективное повествование.

7.    Рифмы        -    в поэтической речи.

 

II Лексические средства (тропы)

 

1.      Эпитет      — образное, художественное определение предмета, действия (чаще выражается прилагательным; может быть существительным, наречием, глаголом); типы эпитетов; общеязыковые (трескучий мороз);народно-поэтические (красная девица); индивидуально-авторские (мармеладное настроение,- Чехов):

-   Золотая роща.

-   Заливались весёлые птахи.

-   Лазурь небесная смеётся.

-   Гордо реет буревестник.

-   Поэт - эхо мира.

2.      Сравнение - сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания первого:

-   И берёзы стоят, как большие свечки.

-   Ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста.

-   Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень

иль верная жена (П.) - (развёрнутое сравнение, т.е. используется сразу два образа)

3. Метафора — слово, словосочетание, развёрнутое высказывание, в

котором содержится скрытое сравнение на основе сходства:

-   Целый день осыпаются с клёнов силуэты багряных сердец
(Н.Забол.)

-   Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком (развёрнутая метафора, т.е. нанизывание метафор).

-   Поёт зима - аукает, мохнатый лес баюкает.

-   Ситец неба голубой.

-   Поля шляпы (стёртая метафора)

4. Олицетворение - явления, предметы, изображающиеся как живые существа и наделяемые их свойствами:

-   Звезда с звездою говорит.

-   Спит черёмуха в белой накидке.

-   Время бежит.

Метонимия - слово, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связимежду предметами, явлениями:

-   Я три тарелки съел.                                                         

-   Медь не померкла (доспехи).

                      - Молчалины блаженствуют на свете (Тр.).

6. Синекдоха — замена множественного числа единственным, yпотре6ление целого вместо части (и наоборот):

-  Все флаги в гости будут к нам (в значении: государства).
7Аллегория - иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах)

-   Хитрость - в образе лисицы,

-   Мужество и сила- в образе Ильи Муромца.

-   Красота - в образе Аполлона.

8.  Гипербола - преувеличение свойств, качеств:

-   Я сто раз говорила.

-   Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут
жизни берега (А.К.Т,).

9.  Литота              - преуменьшение свойств, качеств:

-   В двух шагах отсюда.

-   Ваш шпиц не более напёрстка (Гр.).

10.  Перифраза - пересказ, описательный оборот, содержащий оценку:

-   Белокаменная столица (Москва).

-   Унылая пора! Очей очарованье, (осень).

 

11.  Каламбур - игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии:

-  Взять жену без состояния - я в состоянии, но входить в долги
для её тряпок - я не в состоянии (П.).

-  Мой дорогой, очень дорогой портной (Ч.).

12.  Паронимы — слова, близкие по звучанию, но разные по значению; нередко для характеристики персонажа, подчеркивания смысла:

-   Розыск сбежавшего жениха не обвенчался успехом.

-   Потоки патоки.

-   Служить бы рад - прислуживаться тошно (Гр.),
13. Оксюморон — сочетание логически несовместимых, понятий:

-   Убогая роскошь наряда,

-   Звонкая тишина.

-  «Горячий снег».

14. Синонимы - слова, близкие по значению; используются для перечисления, точности, градации, чтобы избежать тавтологии:

-  Впереди рисовалась жизнь новая, широкая, просторная

(контекстуальные синонимы).

-  Прошёл месяц. Пробежал второй. Пролетел третий.

15. Устаревшие слова - архаизмы, историзмы; используются для воссоздания исторической обстановки и речи героев, для создания торжественности стиля:

- Златой порфирою блистает, покрыта лаврами, глава (П.).

16.   Неологизмы - новые слова - общеязыковые или авторские - для создания художественного эффекта:

-   Я влюблён, я очарован, словом, я огончарован (П.).

-   Пусть сосны бурей омамаены (Хл.).

17.   Просторечная и диалектная лексика - придаёт тексту выразительность, употребляется в речи персонажей:

-    А вчерась мне была выволочка (Ч.).

-    Пахнет рыхлыми драчёнами, У порога в дежке квас (Ее).

18.   Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов; помогают строить текст,придают ему шутливую окраску; средство речевой характеристики персонажа:

-   Первый дачный блин вышел, кажется, комом (Ч;).

-   Дело не в новой метле, а в том, как она метёт,

19.   Лексический повтор - повторение слова, словосочетания в предложении или в тексте:

- Ветер, ветер на всём белом свете (Бл.).

                                   - Роман классический, старинный, отменно длинный, длинный, длинный (П.).

20 Крылатые выражения - афоризмы, имеющие авторство:

-   Как белка в колесе (Кр.).

-   Привычка свыше нам дана, замена счастию она (П.).

21.   Пословицыпоговорки;

-   Что написано пером, не вырубишь топором.

-   Нет худа без добра.

22.   Ирония - вид тропа, употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель - тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии - сарказм:

-  Посмотрите, каков Самсон! (о слабом, хилом

человеке).

-  Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши (Кр.).

23.   Парадокс - неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением вывод:

-  Тише едешь - дальше будешь.

 

III Синтаксические средства (стилистические фигуры)

 

1.    Инверсия — изменение нейтрального порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла:

-   Вывели лошадей. Не понравились они мне.

-   Зимы ждала природа.

2.  Эллипсис   - пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого, в

стилистических целях:

-     Тёркин мой - к огню поближе (Твард.).

-     Я за свечку, свечка - в печку (Чук.).

3.  Умолчание - незаконченное высказывание, используется для выражения напряженной, взволнованной речи:

-  Я страдал... Я хотел ответа... Не дождался... Уехал... (Ее).

 

4.   Вопросительное предложение - синтаксическая организация речи для

смыслового и эмоционального выделения центров, создаёт манеру беседы:

-   Что же такое эта сигнализация?

-   Как выйти из кризиса?

5.   Риторический вопрос - вопрос, в котором содержится утверждение:

- Кто же не радовался солнечному лучу?

-  Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? (Ее.).
6.Риторическое обращение-выделение важных смысловых позиций, идей;

- Не шуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несётся песня к  милой до порога (Ее).

 

7.   Риторическое восклицание - для демонстрации высшей точки  концентрации чувств:

-   О времена, о нравы! (Цицерон).

-   Да здравствует Солнце, да скроется тьма! (П.).

8.  Период - синтаксическая структура, в которой 1-ая часть - эпическое повествование,  2-ая — вывод:

- Если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг,   нравственность, правда и красота, если хоть в малой степени есть,- то не заслуга ли это в первую очередь великой литературы? (Каз.).

9.  Параллелизмы - сходное расположение элементов, однотипное построение;

-   Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел.

-   Книга - хранилище знаний, Книга - вместилище всего великого
опыта человечества. Книга - неистощимый источник эстетических
раздумий.

10.   Градация - «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, с нагнетанием впечатления:

-     Не жалею, не зову, не плачу, ...

-     Звериный, чужой, неприглядный мир.

11.   Антитеза - стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий:

- Глупый осудит, а умный рассудит.

 

 

12.   Анафора - повтор, повторение начальных слов:

- Не та стала Россия, не та Москва, не те стали мы с вами. (Леонов).

13.  Эпифора - повтор, повторение конечных слов:

- Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник. Почему
именно титулярный советник? (Г.).

1 4. Композиционный СТЫК - повтор слова в середине фразы или на стыке двух предложений:

- О весна без конца и без края, без конца и без края мечта- (Бл.).

15. Присоединительные конструкции, парцелляция - разделение предложения на части; является средством экспрессии, создания новых смыслов:

- Он пришёл домой поздно вечером. Один. Когда все перестали
его ждать.

-   Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала, Бурлила.
Требовала простора.

-   На дворе осень. Поздняя (Аст.).

16.   Именительный представления - изолированный номинатив, называет тему повествования, призван вызвать интерес к предмету высказывания усиливает его звучание:

-   Долгожители. Думаешь о них, и в памяти возникают Мафусаилы 
нашего времени...

17.   Разговорные синтаксические конструкции - особая организация речи

которая создаёт экспрессию, так как отражает особенности разговорного стиля:

-   С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе (Пан.)

-   А Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять Ленин
граду (Непомн,).

18.   Односоставные предложения, неполные предложения, ряды однородных членов, вводные структуры и др. - могут быть средством выразительности:

-     Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя (Ее).

-     Фёкла, за доктором! (М.Г.).

 

-     За всё я отвечаю в этом мире - за вздохи, слёзы, горе и пот   и
(Март.).

-     К нашему счастью, взошло наконец прекрасное солнце (Пришв.).

 

Функции языковых средств выразительности

1. Экспрессивная функция:

-    эмоциональность — отражение личностного взгляда человека на мир,

выражение оценки, чувства;

-    наглядность - способствует наглядному отражению картины внешнего

мира, внутреннего мира человека;

-    оригинальное отражение действительности - показ предметов и явлений с новой, неожиданной стороны;

         - отражение внутреннего состояния пишущего;

         - привлекательность речи, эстетичность.

 

2.      Стилистическая функция заключается в том, что языковые средства
придают тексту определённую стилистическую окраску: книжную, разговорную; помогают создать комический эффект.

3.      Смысловая функция: языковые средства несут дополнительную смысловую нагрузку, т.е. происходит приращение смысла.

4.      Текстообразующая функция: языковые средства выразительности создают ткань текста, участвуют в построении текста.

  

      Разбор задания

 Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

В рецензии после пропусков в скобках даны пояснения, позволяющие вам найти правильный термин.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

  

«Известный литературовед В. Лакшин, обращаясь к одной из актуальных проблем современности, сравнивает отношение к книге во времена его детства и в наши дни. Мы видим, что эта тема глубоко волнует автора: он говорит эмоционально, ярко, убедительно. Экспрессивность достигается благодаря средствам языковой выразительности. Удачно используются и синтаксические средства, в частности ____ (предложение8), ___ (в предложениях 9, 35, 39), ____ (предложения 10, 13, 37)».

 

Список терминов:

1)      Эпитет

2)      Антонимы

3)      Восклицательные предложения

4)      Диалектизм

5)      Метафора

6)      Парцелляция

7)      Цитирование

8)      Разговорная лексика

9)      Ряды однородных членов

 

(8)Какой великой ценностью была для нас книга!

(9)Готовы были выменять её на любую мальчишескую радость – на марки, на рогатки, да на что угодно.

(10)Причём выменять не в личное пользование, а только почитать.

(13)Те, кто мог рассказывать «Трёх мушкетёров», «Всадника без головы» и … «Войну и мир».

(22)Несчастье, что дети слишком много и неразборчиво смотрят телевизор и слишком мало читают книги.

(35)Воспитывать вкус можно на Толстом, Достоевском, на Пушкине.

(37)Что ново и оригинально, а что банально и истёрто, тысячу раз встречалось. (39)Воспитать вкус можно лишь чтением, вдумыванием, вглядыванием в тексты истинно совершенные.                                                           

Образец рассуждения:

 Сначала прочитай список терминов. Убедись, какие ты помнишь, какие – нет.

  • Сориентируйся дальше: тебе необходимы только синтаксические и лексические.

  • Далее возможны два пути:

  1. Читай отрывок, находи в нём примеры средства выразительности, затем сравнивай их со списком в задании.

  2. «примерь» каждый вариант (средство выразительности) к отрывку.

  • Предложение №8 – восклицательное (ответ 3).

  • №№ 9, 35, 39 содержат однородные члены предложения: на марки, на рогаткина Толстом, Достоевском, на Пушкинечтением, вдумыванием, вглядыванием.

  • Можно сделать следующее: Удачно используются и синтаксические средства, в частности однородные члены (в предложениях 9, 35, 39) (подставили термин в предложение«примерили»(ответ 9).

  • №№ 10, 13, 37 –6.

  • № 22 и 37 – антонимы (2)

 Правильный вариант ответа: 3, 9, 6, 2.

 

 

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ выразительных средств текста. Языковые особенности текста в тексте необходимо найти средства выразительности из перечисленных в задании и написать iconЭлективный курс 10 класс «Лингвистический анализ художественного текста»
Но еще более сложными оказываются языковые явления тогда, когда они попадают в бурную стихию художественного текста, получают особые...

Анализ выразительных средств текста. Языковые особенности текста в тексте необходимо найти средства выразительности из перечисленных в задании и написать iconЛитература: Лингво-стилистический анализ текста
Домашнев А. Н., Шишкина И. П., Гончарова Е. А. Интерпретация художественного текста. – М., 1989

Анализ выразительных средств текста. Языковые особенности текста в тексте необходимо найти средства выразительности из перечисленных в задании и написать iconРабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста»
Аннотация к рабочей программе по факультативному курсу «Филологический анализ художественного текста» для 10 класса

Анализ выразительных средств текста. Языковые особенности текста в тексте необходимо найти средства выразительности из перечисленных в задании и написать iconПрограмма учебной дисциплины язык русских писателей первой половины...
Хх века; показать специфику способа выражения авторской позиции в художественном тексте, а также – научить магистрантов видеть языковые...

Анализ выразительных средств текста. Языковые особенности текста в тексте необходимо найти средства выразительности из перечисленных в задании и написать iconПрограмма учебной дисциплины язык русских писателей второй пололвины...
Хх века; показать специфику способа выражения авторской позиции в художественном тексте, а также – научить магистрантов видеть языковые...

Анализ выразительных средств текста. Языковые особенности текста в тексте необходимо найти средства выразительности из перечисленных в задании и написать iconПрограмма учебной дисциплины язык русских писателей рубежа ХIХ xx...
Хiх–хх веков; показать специфику способа выражения авторской позиции в художественном тексте, а также – научить магистрантов видеть...

Анализ выразительных средств текста. Языковые особенности текста в тексте необходимо найти средства выразительности из перечисленных в задании и написать iconРабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста»
Рабочая программа по учебному предмету «Филологический анализ художественного текста» предназначена для 10 класса. Рабочая программа...

Анализ выразительных средств текста. Языковые особенности текста в тексте необходимо найти средства выразительности из перечисленных в задании и написать iconОбластной конкурс методических разработок педагогов-словесников по...
Обучающие: дальнейшее формирование навыков анализа лирического текста (понимание и интерпретация авторской позиции; выявление средств...

Анализ выразительных средств текста. Языковые особенности текста в тексте необходимо найти средства выразительности из перечисленных в задании и написать iconПлан коммуникации в современном обществе Способы восприятия текста
Та же тенденция наблюдается и с текстами авторскими. Чем выше достоинства текста как художественного произведения, тем вероятнее,...

Анализ выразительных средств текста. Языковые особенности текста в тексте необходимо найти средства выразительности из перечисленных в задании и написать iconC опоставительный анализ стихотворений "Узник" А. С. Пушкина и "Пленный...
Продолжить работу по умению определять стихотворный размер, находить средства выразительности, объяснять их функцию в понимании идеи...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции