ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
для проведения устной итоговой аттестации
выпускников 9-х классов
МБОУ города Кургана
«Средняя общеобразовательная школа № 50»
в 2012-2013 учебном году
Билет 1
«Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы.
Образ маленького человека в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».
С какой целью автор поэмы «Василий Теркин» постоянно подчеркивает «обыкновенность» своего героя?
БИЛЕТ № 2
Повесть о первой любви (И.С. Тургенев «Ася»). Проблематика, герои.
Роль эпизода встречи Башмачкина со «значительным лицом» в проблематике повести Н.В. Гоголя «Шинель».
В чем смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»?
БИЛЕТ № 3
Тема маленького человека в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
«Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Почему мужики в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде «роя»?
БИЛЕТ № 4
Тематика и образы романтической поэзии А.С. Пушкина.
Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника».
Шекспир «Ромео и Джульетта». Вечные образы и проблемы трагедии.
БИЛЕТ № 5
Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
Портрет Печорина в повести «Максим Максимыч», его роль в создании образа «героя времени». (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
Пушкин «Капитанская дочка». Проблема нравственного долга, верности и чести.
БИЛЕТ № 6
Образ Тургеневской девушки в повести «Ася».
М. де Сервантес «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Интерпретация образа главного героя.
За что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует ему? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).
БИЛЕТ № 7
А.С. Пушкин «Памятник». Поэт и его предназначение.
Трагическое и жизнеутверждающее в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
В чем прав и в чем заблуждается Самсон Вырин? (По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»).
БИЛЕТ № 8
Тема «дружества» и образы друзей в лирике А.С. Пушкина.
Тема любви в новеллах Бунина (сборник «Темные аллеи»).
Что значит «жить» для главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
БИЛЕТ № 9
Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.С. Пушкина.
А.С. Пушкин «Медный всадник». Философское осмысление темы бунта.
Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимычем? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
БИЛЕТ № 10
Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина.
Мольер «Тартюф, или обманщик». «Вечные образы» и их восприятие читателями разных эпох.
Как характеризуют Софью, Митрофана и г-жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
БИЛЕТ № 11
«Русский бунт» в изображении А.С. Пушкина. (По роману «Капитанская дочка»).
Стихотворение В.В. Маяковского «Послушайте!»: художественное своеобразие и идейный смысл.
Тема Родины в лирике А. Блока.
БИЛЕТ № 12
Тема «маленького человека» в творчестве Ф.М. Достоевского (по роману «Белые ночи»).
Историческое и философское звучание басни И.А. Крылова «Волк на псарне».
Почему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).
БИЛЕТ № 13
Быт и нравы русского дворянства в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Лермонтов «Смерть поэта». Судьба и предназначение поэта.
Почему опытный городничий поверил в «значительность» Хлестакова (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).
БИЛЕТ № 14
Женская поэзия в литературе 20 века (М. Цветаева, А. Ахматова).
Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в III действии как одна из кульминационных сцен комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
В чем ложность позиции премудрого пискаря? (По сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь»).
БИЛЕТ № 15
Страдания одинокой души как ведущий мотив лирики М.Ю. Лермонтова («Утес», «На Севере диком…», «Парус», «Молитва»).
Гоголь «Шинель». «Маленький человек» Гоголя: традиции, новаторство.
Как проявляет себя Митрофан в общении с разными людьми и как это его характеризует? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»).
БИЛЕТ № 16
Мир природы и мир человека в поэзии М.Ю. Лермонтова.
Юмористические рассказы А.П. Чехова («Пересолил», «Лошадиная фамилия»).
Весел или печален финал «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина?
БИЛЕТ № 17
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение.
Сатира повести М. Булгакова «Собачье сердце».
Почему рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» завершается упоминанием о гибели Павлуши?
БИЛЕТ № 18
Смысл названия и своеобразие главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Тема родины в стихотворении А.А. Блока «Гамаюн, птица вещая».
Сатирические рассказы А.П. Чехова.
БИЛЕТ № 19
Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Философская тематика стихотворения С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…».
Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования?
БИЛЕТ № 20
Чехов «Студент». Традиционные темы и образы русской литературы.
Идеи и образы стихотворения Н.А. Некрасова «Тройка».
Стихи о любви в поэзии А. Ахматовой и М. Цветаевой.
БИЛЕТ № 21
Своеобразие конфликта в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Роль сцены кулачного боя в развитии сюжета «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.
Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошел в галерею классических образов русской литературы?
БИЛЕТ № 22
Тема Родины в поэзии А. Блока, В. Маяковского.
Эпизод схватки с барсом и его роль в раскрытии характера главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Каковы жизненные принципы Митрофана и отношение к ним автора? (По комедии Д.И. Фонвизини «Недоросль»).
БИЛЕТ № 23
Помещичья Русь и ее представители в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Изображение мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».
Что привлекает автора в Сильвио и над чем иронизирует писатель? (По повести А.С. Пушкина «Выстрел»).
БИЛЕТ № 24
Образ Шарикова в сатирической повести М. Булгакова «Собачье сердце»
Прославление воинского подвига в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (глава «Поединок»).
Произошло ли духовное единение главных героев «Евгения Онегина» в финале романа? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
БИЛЕТ № 25
Обличение общественных и человеческих пороков в баснях И.А. Крылова.
Диалог А. Соколова с Мюллером как один из кульминационных эпизодов рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
В чем смысл немой сцены в финале комедии Гоголя «Ревизор».
|