Химический факультет пособие для подготовки к экзамену по философии для студентов общего потока лектор к ф. н., доцент киселев в. Н




НазваниеХимический факультет пособие для подготовки к экзамену по философии для студентов общего потока лектор к ф. н., доцент киселев в. Н
страница1/5
Дата публикации07.10.2014
Размер0.57 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5
Московский государственный университет

им. М. В. Ломоносова

Химический факультет

ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

ПО ФИЛОСОФИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОБЩЕГО ПОТОКА

ЛЕКТОР – к.ф.н., доцент КИСЕЛЕВ В. Н.

МОСКВА - 2012

Уважаемый читатель!

Цель нашего курса - отталкиваясь от реальных эмпирических фактов создать общее представление о философии.

Это пособие написано на основе лекций, которые были прочитаны в третьем и четвертом семестрах 2012 года студентам второго курса Химического факультета. Цель его написания – облегчить процесс подготовки к экзамену.


Удачи на экзамене!





Введение в философию.


Организационные аспекты курса. Философия, ее специфика и место в культуре. Структура философского знания и исторические изменения проблематики и структуры философского знания.

Изучение европейской философии. 6-7 века до н.э. в трех частях света практически одновременно появляется философия. Исключение составляет буддизм, который представляет собой смесь областей знаний. До середины 19 века все науки были разделами философии.

Гуманитарные науки – науки о человеке.
Естественные науки – науки о природе.

Математика не относится ни к одному виду науки, ни к другому. По определению, медицина – гуманитарная наука.

Взаимоотношения в естественных науках: исследователь не напрямую связан с объектом своего исследования и не являет на него напрямую.

Взаимоотношения в гуманитарных науках: исследователь, который занимается исследованием гуманитарной области, сам меняет предмет своего исследования, значит, имеющиеся знания не соответствуют этому предмету, и нужно начинать получать знания об этом предмете заново.

Философия – целостный взгляд на мир.

Философия (по Гегелю) – мышление о мышлении. Первое мышление здесь – единственно адекватное средство, а второе – предмет, которое исследует первое.

Мышление – истинная сущность вещей.

Теоретические основания всех наук до сих пор находятся в философии.

Любой элемент духовной культуры – сфера общественной жизни, значит, обязательно должен быть социальный институт, занимающийся этой сферой.

Образование – социальный институт существования философии в культуре.

Философия – любовь к мудрости (перевод).

Онтология – учение о бытии.

Гносеология (эпистология) - учение о познании.

Логика – наука о мышление.

Этика – наука о нравственности.

Эстетика – учение о прекрасном.

Все гуманитарные науки вышли из этики Сократа.

Начало античной философии.

  1. Проблемы и принципы истории философии как науки.

  2. Генезис (становление) философии от мифа к логосу.

  3. Проблема первоначала в Меледской школе.

1) Научиться отделять общее от частного.

2) Философия возникла на рубеже 7-6 века до н.э., 30000 лет назад. Миф: около 50000 лет назад появился человек современного типа, в это же время появилась и мифология. Первая форма общественного сознания – мифология. Вторая форма – философия. Мифология – наиболее обширное учение.

Признаки мифов:

1) Обобщение в форме чувственного образа

Тотемизм – поклонение животным. Человек ведет себя, как животное, но он все равно это человеческие действия.

2) Миф – это антропофизация природы (античная мифология)

Необходимо знание о природе и знание о человеке.

Наделение человеческими чертами природы.

Пример из современной жизни, где осталась мифология: когда мы хвалим или ругаем домашних питомцев.

Сущность мифа – рациональные схемы жизнедеятельности человека с определенным предметом.

Когда миф был единственной формой общественного сознания, содержание мифа являлось содержанием внутреннего мира отдельного человека (вторая сущность мифа).

Первые философы отделили то, что в мифе было не разделимо: природу и человека.

Подлинная функция философии – помощь во время кризиса.

Логос – обобщение в форме абстракции, форма сознания в виде абстрактного мышления.

Абстракция – выделение, вычленение (лат.) – не весь предмет, а только его часть.

3) В Античной Греции были три философские школы: Меледская, Пифагорийская, Элейская. Они возникли не в центре греческого мира, а на периферии, потому что там жизнь протекает более кардинально.

Любое изменение в мифологии – катастрофа.

Италийская философия. Проблемы единства и многообразия первоначала.

  1. Пифагор и ранний пифагореизм

  2. Элейская школа: становление метафизики и логики

Язык линейно фиксирует содержание.

Меледская школа. Ее основатель – Фалес. Дата жизни – около 1625 – 1547 гг. до н.э. Другие представители школы: Анаксимандр (приблизительно 1610-1546 гг. до н.э.) и Анаксимен (приблизительно 1588-1525 гг. до н.э.), также иногда относят и Гераклита, который родился в Эфесе, географически располагался рядом с Меледом, с похожими мыслями, что и представители представителей школы, но в саму школу не входил. Философия появляется в период письменной культуры.

Проблема первоначала: из чего все произошло – основная проблема первых философов. Точка зрения, что языки появились из глаголов, а после появились отглагольные формы, сильно сказалась на историю философии. Два аспекта рассмотрения: то, что порождает, и то, что порождено.

Источники первоначала:

Фалес: вода.

Анаксимандр: апейрон.

Анаксимен: воздух.

Гераклит: огонь.

Меледская школа: и не чистый чувственный образ (мифология), и не чистая абстракция – мифо-логос (Кессиди).

Первоначало должно быть одним. Абсолютность изменчивости будет порождать бесконечное число элементов.

Апейрон – бесконечное, беспредельное.

У Фалеса вода порождает благодаря душе. У Анаксимена – сгущение и разряжение. У Гераклита – за счет мерного. У Гераклита примерно также. Анаксимандр ввел причинность. Причинность – то, что заставляет из первоначала формировать все остальное.

Пифагорейцы. Основоположник – Пифагор. Это была в прямом смысле школа, была формальная процедура передачи знаний. С другой стороны, там было научное понятие школы. Пифагор породил в культуре образование как образование. У пифагорской школы были свои политические и религиозные планы. Они давали обет молчания и строго передавали знания. В связи с их деятельностью ночью их дом заперли и подожгли. Все пифагорейцы погибли.

Пифагор: приблизительно 1580-1500 до н.э.

Дихотомическое деление – самое совершенное деление в философии.

Элейская школа. Представители школы – ученики Пифагора: Ксенофан
(565-473 до н.э.), Парминин (504 до н.э.-неизвестно), Зинон (490-430 до н.э.), Мелис (5 век до н.э.).

Все первоначала едины.

Бытие – то, что существует.

Парминид: два пути познания – истинное и мнение. Истинное познание дается нам мышлением, а мнение дается нам внутренним познанием, чувственностью. Мышление – истинная сущность вещей.

На чувственном уровне любой предмет изменчив. Вера и мышление – сверхчувственные способности.

Чистый чувственный образ –> принцип меледской школы –> апейрон –> числа (единица и два) –> единство –> абсолютная абстракция.

Гераклит. Эмпидокл. Анаксагор.

Принципиальное отличие Гераклита от меледской школы: Гераклит – современник элейской школы (позже меледской), Ксенофана. Находился на уровне элейской школы. В элейской школе достигнут уровня логоса (уровень маленький: две-три абстракции).

Гераклит: огонь, космос, течение реки, течение времени, все течет, все изменяется, нельзя войти в одну реку дважды – свойство изменчивости. Является основоположником диалектики. Ставил вопрос о том, что же является причиной изменчивости. Причиной изменчивости являются единство и борьба противоположностей. По Гераклиту, война – отец и мать всего. Война – образ единства и борьбы противоположностей. В кульминационный момент (генеральное сражение) войны обязательно происходит полярная расстановка сил, даже если до этого сторон было меньше.

У Гераклита есть учение о логосе. Логос, по Гераклиту, - закон города (закон любого предмета по сути). Огонь обменивается на какие-то предметы так же, как и деньги обмениваются на товары на рынке. По Богомолову – огонь – некоторый субстрат, определенное количество огня соответствует определенному количеству предмета.

Гераклит: «Многознание уму не научает» - посвящено Пифагору, который абсолютизировал единицу.

Эмпидокл один из первых попытался внести множественность в проблему первоначала.

Первоначало по Эмпидоклу: корни: огонь, воздух, земля, вода. Через эту множественность нужно сохранить единство.

Причинность в концепции Эмпидокла: любовь и вражда.

Имеем объединения корней, любви и сферы – по теории Эмпидокла.

Анаксагор – первый классический философ из Афин.

Концепция его первоначала: семя.

Аристотель находится на более высокой стадии развития философии и дает определение семенам Анаксагора таким образом: подобно частному.

В качестве причины Анаксагор рассматривает ум. Ум – синоним мышления.

Впервые ум в философии появился как предмет мышления. Ум, введенный Анаксагором, задействован в первый момент развития, а дальше не задействуется. Поэтому это не совсем подходит к его первоначалу, которое никуда не пропадает. Концепция ума меркнет как часть первоначала.

Условную бесконечность можно разбить на три группы: живая природа, неживая природа, человек и общественная жизнь.

Недостаток теории Анаксагора: рассматриваются качества, а был прецедент, когда в концепции бралось не качество, а количество (концепция пифагорейцев).


Демокрит. Вершина и конец античной физики.

  1. Жизнь, традиция, наследие.

  2. Атомистическая концепция.

  3. Человек, общество, мораль.

Демокрит (460 г. до н.э. – 370 г. до н.э.). Родился в Абдерах. Переместился в Афины. В середине пятого века до новой эры накануне важной войны с Персией, которая показала, что до этого греки боролись разрознено с персами, произошло объединение Греции, и новый союз победил Персию. В Афинах находился общак, который собирался на борьбу с персами. Так как денег было много, то в Афины стали стекаться люди вольных профессий: философы, художники, писатели, архитекторы, артисты. В Афинах главой в то время был Перикл (Золотой век Перикла). Демокрит был не первым философом, переехавшим в Афины. Впервые термин «логика» звучал у Демокрита. У него же впервые в работах прозвучало слово «идея». Теоретическим антиподом атомистической концепции Демокрита был Платон. Платон выкупал книги по философии, когда выходили работы Демокрита, он их скупал и уничтожал.

Атомистическая концепция: первым был Левкип – учитель Демокрита. Т.к. больше ссылок на Демокрита при рассмотрении этой теории, то она рассматривается в рамках темы Демокрита.

Цицерон: «Демокрит себе выколол глаза, чтобы лучше видеть».

Философия – исключительно умозрительное познание.

Атомистическая концепция.

Атомистичекая концепция – вершина античной физики.

Демокрит вывел атомистическую концепцию не из опыта, т.к. у него по легенде были выколоты глаза.

Атом (Том – делить, разделять, а – не: неделимый).

Один атом от другого отделяется пустотой. Пустота теоретически нужна для отделения одного атома от другого. Внутри атом нет пустоты, иначе в нее можно было внести предмет и разделить атом на несколько атомов.

Атом – мельчайшая неделимая частица: житейская бытовая интуиция. Если целое состоит из частей, то части – меньше целого => Мельчайший: по отношению к целому.

Атомы между собой отличаются не по качеству: качества нет или качества есть, но они не имеют значение.

По Демокриту атомы различаются по форме (также и по размеру), местоположению и порядку.

Как есть бесконечное множество различных атомов, так и есть бесконечное количество подобных атомов, и все они перемешаны.

Если атомы сливаются вместе, не образую пустоты, то они образуют единство. Пустота тоже может олицетворять единство.

«Ничего не происходит без причины» - Демокрит.

По Демокриту, причинность – движение атомов.

Условие движения – наличие пустоты.

Когда атомы движутся, они сталкиваются. Если сталкиваются разные атомы, то они разлетаются и движутся дальше. А если сталкиваются подобные атомы, то они объединяются и образуют единство.

В концепции первоначала – три элемента: атом, пустота, движение.

Если рассматривать эту концепцию, то получается, что бог – ниже этих элементов: принцип атеизма.

«Случайность – наше временное незнание причины». - Демокрит.

Движение атомов – спонтанное и самопроизвольное.

В латыни то, что называется атомом (неделимый), называется индивидом.

Концепция демокритовского атомизма гораздо совершеннее других концепций. Атомарный подход может быть применен для объяснения многих других вещей, включая искусство.

Чем сложнее предмет, тем менее соответствует ему умозрительная схема.

Общество и государство – простые суммы, входящих в нее частей.

Просто сам по себе человек человеком не становится. Человеком он становится в обществе – процесс социализации (психологический термин).

Демокрит писал атомистическую концепцию не с природы, а с общественной жизни. В то время царила демократия.

Общетеоретическим родоначальником морали был Сократ. У Демокрита есть своя этика, но она не связана с его основной концепцией – атомизмом.

Этика – поступки человека, в которых есть хотя бы минимальная свобода выбора, за который несет ответственность человек.

Если бы Демокрит выводил этику из атомистической теории, то это была бы антиэтика.

После Демокрита произошла философская революция. На смену главенству природу и человека пришло главенство человека и общества.

От физики к этике – греческое просвещение.

  1. Философский дух второй половины пятого века до н.э.

  2. Софистика как философское движение. Значение ее в греческой культуре

  3. Философия софистов на примере Протогора и Горгия

Человек порождает знание. В середине пятого века до н.э. эры произошло объединение полисов с центром в Афинах, война греков с персами. Если бы не Перикл, то Греция скорее всего не объединилась и не смогла победить персов. Руководство Перикла – расцвет демократии (противоречие, т.к. Перикл - царь).

Причины философской революции:

1) Полисность

2) Победа при Марафоне

3) Расцвет демократии в Афинах

Катарсис – наивысший эмоциональный подъем.

Для создания разумного закона необходима логика. На тот период логика была только в философии, которая появилась в связке с первоначалом.

Риторика – искусство красноречия.

Чтобы отстаивать свою позицию, нужна риторика, которая в тот момент была только в философии.

Логическая операция – связывать частное с общим.

Правитель полиса должен обладать исключительными качествами. Изначально образованием было подготовка будущего правителя, политической составляющей человека, исключительно гуманитарная подготовка: логика и риторика (это все есть в философии). Поэтому в тот период философские школы стали образовательными учреждениями высшего типа. Образование – исключительно гуманитарные науки, все остальное – просвещение.

Софисты вошли в культуру как платные учителя мудрости и риторики (коробейники от философии).

Теоретические принципы софистов.

Протогор: «Человек – мера всех вещей».

Человек – мера всех вещей, которые существуют, что они существуют, и мера всех вещей, которые не существуют, что они не существуют. Мерой всех вещей является наше знание. У софистов мера вещей – мышление.

Человек – мера вещей. Знание Мышление Частное

«Ничего не существует, а если и существует, то не познаваемо, а если познаваемо, то не выразимо».

Семь свободных искусств. Софисты являются основателями пайдеи (семи свободных искусств), а Платон это закончил этот процесс. Тривиум – риторика, логика (диалектика), грамматика, квадрилиум – геометрия, арифметика, музыка и космология (астрономия).

Человек – микрокосмос (античный мир). Человеческие законы – этика.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Химический факультет пособие для подготовки к экзамену по философии для студентов общего потока лектор к ф. н., доцент киселев в. Н iconУчебное пособие для вузов под ред. В. М. Мапельман и Е. М. Пенькова...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов и всех интере­сующихся философской проблематикой

Химический факультет пособие для подготовки к экзамену по философии для студентов общего потока лектор к ф. н., доцент киселев в. Н iconЕ. В. Шарохина О. О. Петрова О. В. Долганова
Данное пособие предназначено для студентов педагогических училищ и студентов вузов к сдаче экзаменов по педагогике. Основные понятия...

Химический факультет пособие для подготовки к экзамену по философии для студентов общего потока лектор к ф. н., доцент киселев в. Н iconУчебное пособие Текст предоставлен правообладателем Логопатопсихология:...
«Логопатопсихология: учеб пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской.»: Гуманитарный издательский центр владос;...

Химический факультет пособие для подготовки к экзамену по философии для студентов общего потока лектор к ф. н., доцент киселев в. Н iconУчебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов
Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Гргу им. Я. Купалы Т. К. Комарова

Химический факультет пособие для подготовки к экзамену по философии для студентов общего потока лектор к ф. н., доцент киселев в. Н iconУчебное пособие по разделу «Психология личности» курса «Общая психология» для студентов
Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Гргу им. Я. Купалы Т. К. Комарова

Химический факультет пособие для подготовки к экзамену по философии для студентов общего потока лектор к ф. н., доцент киселев в. Н iconНадежда Борисовна Челдышова Шпаргалка по социальной психологии
Шпаргалка предназначена для экспресс-подготовки к экзамену по предмету социальной психологии для студентов и аспирантов факультетов...

Химический факультет пособие для подготовки к экзамену по философии для студентов общего потока лектор к ф. н., доцент киселев в. Н iconВ. П. Кохановский Кохановский В. П., Лешкевнч Т. Г., Матяш Т. П., Фатхи Т. Б
Книга предназначена для аспирантов и соискателей мо­лодых ученых, занимающихся разными специальностями как в области естественных,...

Химический факультет пособие для подготовки к экзамену по философии для студентов общего потока лектор к ф. н., доцент киселев в. Н iconОчная форма обучения учебно-методическое пособие для курсантов юридического профиля подготовки
Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов юридического профиля подготовки специалистов (очной формы обучения) в Московском...

Химический факультет пособие для подготовки к экзамену по философии для студентов общего потока лектор к ф. н., доцент киселев в. Н iconМосковский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова Факультет...
Изложение проиллюстрировано большим количеством программных примеров. Пособие рекомендуется для студентов, аспирантов и преподавателей...

Химический факультет пособие для подготовки к экзамену по философии для студентов общего потока лектор к ф. н., доцент киселев в. Н iconОбразовательная организация «институт индустрии моды» Факультет управления...
Б 90 Слово о русском слове. Статьи о языке, писателях и литературе. Пособие для студентов, изучающих стилистику русского языка /...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции