Вопросы для сдачи экзамена кандидатского минимума




Скачать 109.27 Kb.
НазваниеВопросы для сдачи экзамена кандидатского минимума
Дата публикации07.10.2014
Размер109.27 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Философия > Документы

    1. Философские проблемы филологических наук.


Содержание раздела.


№/№

Тема

1.

Философия языка и языкознания.

2.

Развитие философии языка

3.

Язык и культура

4.

Философские проблемы литературоведения

5.

Современная философия языка и литературы.

6.

Философские проблемы диалога и коммуникации.



Вопросы для сдачи экзамена кандидатского минимума.


  1. Понятие языка. Язык как деятельность и феномен культуры.

  2. Статус языка в онтологии человеческого существования.

  3. Возможности и мера представленности бытия в языке.

  4. Проблема референции в логическом анализе языка ( Фреге, Рассел и др.).

  5. Теории коммуникации и дискурса. Прагматика (Серль, Остин и др.).

  6. Язык и мышление. Проблема невербальных форм мышления.

  7. Развитие философии языка в классической древности.

  8. Проблема искусственных языков.

  9. Философия языка В.фон Гумбольта и А.А.Потебни.

  10. Лингвистический поворот в философии.

  11. Язык как знаковая система. Семиотический анализ языка.

  12. Естественные и искусственные языки, их соотношение и функции.

  13. Язык науки.

  14. Основания герменевтического анализа.

  15. Гипотеза лингвистической относительности.

  16. Структуралистские теории языка.

  17. История и современное состояние семиотики.

  18. Русская философия имени (П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, А.Ф.Лосев).

  19. Философия и литература: точки взаимодействия.

  20. «Эстетика словесного творчества» М.М. Бахтина.

  21. Философия текста.

  22. Философские проблемы перевода и интерпретации.

  23. Философские проблемы русской классической литературы.

  24. Философия жизни и экзистенциализм в литературе.

  25. Философия диалога.

  26. Деконструктивистская парадигма в философии и литературоведении.

  27. Проблема «смерти автора».

  28. Отражение философских проблем современности в литературе.

  29. Сущность и основные черты младограмматического течения в языкознании конца XIX – начала XX вв.

  30. Советское языкознание в 40-60 гг. XX века: философский анализ.

  31. Этические проблемы литературного творчества.



Литература


  1. Абрамов Н.Т. Являются ли несловесные акты мышлением // Вопросы философии, 2001, №6

  2. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 1998г.

  3. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский. История языкознания (под ред. С.Ф.Гончаренко). М., 2003г.

  4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.

  5. Волошинов В.Н. ( М.М.Бахтин). Марксизм и философия языка. Изд 3-е. М., 1993г.

  6. Гумбольдт фон В. Избр. Труды по языкознанию М., 1984г.

  7. Звегинцев В.А. Мысли о лингвистике.

  8. Ильенков Э.В. Соображение по вопросу об отношении мышления и языка (речи) //Вопросы философии. 1977, №6

  9. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996г.

  10. Колшанский Г.В. О вербальности мышления // Известия АН СССР. Серия литература и язык. 1977, №6.

  11. Новое в зарубежной лингвистике. М., 1961-1989. Вып.9.

  12. Остин ДЖ. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Теория речевых актов. Вып 17, М., 1986.

  13. Потебня А.А. Слово и миф М., 1989.

  14. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики М.,1998.

  15. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. М., 1993.

  16. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. М., 1988.

  17. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка // Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985.

  18. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. М., 1989.

  19. Хомский. Язык и мышление М., 1972.



х х х

Барт Р. Смерть автора. Литература и значение // Избр. Работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. Философские работы – Ч.1 М., 1994.

Гадамер Г.Г. Истина и метод. М., 1988.

Лосев А.Ф. Философия имени // Из ранних произведений. М., 1997.

Лотман Ю.М. Лекции по структурной поэтике // Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.

Фуко М. Что такое автор ? Порядок дискурса // Воля к знанию. М., 1997.

Философия: учебник в двух частях. Изд. 2-е ( под общей редакцией А.В.Мялкина) м., МГЛУ, 2005.

Хайдеггер. Путь к языку. Слово // Время и бытие. М., 1993.

Гречко В.А. Теория языкознания.


  1. Требования к подготовке и написанию реферата.



Тема реферата выбирается аспирантом или соискателем в процессе обсуждения с преподавателем выпускающей кафедры. По направленности, а равно и по содержанию, реферативная работа должна соответствовать той области истории научного знания, по которой будет специализироваться автор, а возможно и писать диссертацию. В качестве темы может быть рассмотрена ретроспектива важной научной проблемы, возникшая в истории становления научной отрасли, либо творческий путь крупного ученого или научной школы для определенной научной дисциплины ( отрасли). Также в качестве темы могут рассматриваться этапы становления науки, смена педагогических схем ее развития и др. Например, для аспиранта или соискателя, специализирующегося по экономике, тема реферата по философии для сдачи кандидатского минимума может быть определена так : «Концепции собственности в истории экономических учений».

Юридический аспект диссертационного исследования, связанный с анализом государственно-правового регулирования отношений интеллектуальной собственности, можно совместить с написанием реферата по теме : «Концептуальная история проблемы охраны интеллектуальной собственности в России». Но в любом случае важна собственная фантазия, собственный полет мысли.

Структура реферата состоит из введения, где отмечается актуальность избранной темы, обосновывается предмет исследования, ставятся цели и задачи по подготовке реферативного текста. В основной части ( состоящей из глав, параграфов) раскрывается содержание проблемы. В заключении формулируются выводы. Список литературы включает основные источники, используемые автором при подготовке и написании данной работы, число которых может варьироваться в зависимости от темы, имеющейся в библиотеках литературы и других факторов.

Общий объем текста не должен превышать 30 страниц компьютерной печати. Стандартным является шрифт Times New Roman. Все страницы, кроме титульного листа, нумеруются. Источники даются в алфавитном порядке.

Примерное оформление титульного

листа реферата
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный лингвистический университет

Кафедра Культурологи

Реферат

по истории и философии науки
Научное знание и процесс цивилизации

Выполнила: аспирант кафедры

второго иностранного языка

Иванова Дарья Петровна
Проверил:

Контактный телефон

Москва

2007

Филологические науки.

Тематика рефератов.


  1. Лингво-философский аспект развития теории метафоры в 19-20вв.

  2. История становления лексикологии, семасиологии и ономасиологии как лингвистических дисциплин в 19-20вв.

  3. Части речи как лексикологическая и грамматическая проблема.

  4. Квалификативный и квантитативный анализ материала.

  5. Построение смысла в контексте.

  6. Социо-культурные проблемы интерпретации текста.

  7. Герменевтический подход к интерпретации текста.

  8. Текст как ткань мировой культуры.

  9. Философия познания: диалог в теории М.М.Бахтина.

  10. Категория симметрии в поэтическом творчестве.

  11. Пространственно-временные параметры художественного текста.

  12. Зигмунд Фрейд и художественная литература.

  13. Аналогия и аномалия в языке.

  14. Когнитивные основы теории номинации (на материале одного из языков).

  15. Соотношение универсального и индивидуального в лексической номинации.

  16. Движущие силы и механизмы языкового развития.

  17. Области пересечения гуманитарных наук (лингвистика, социология, психология).

  18. Взаимосвязи языков на разных исторических этапах.

  19. Архаические картины мира по данным этимологии.

  20. Литературные аналоги культурных концептов в различных языках

  21. Теория искусства в связи с теорией языка.

  22. «Образ народа» в глазах другого народа.

  23. Этнические стереотипы языкового поведения.

  24. Соотношение языка и культуры как лингвофилософская проблема ( на примере романских языков).

  25. Лингвофилософский аспект теории смысла и значения ( на материале французского языка).

  26. Развитие теории частей речи в романистике (лингвофилософский подход).

  27. Теория референции в лингвофилософском аспекте ( на материале французского языка).

  28. Лингвистическая гипотеза как форма научного знания (философско-методологическое обновление).

  29. Язык и картина мира в романистике.

  30. Логико-грамматический анализ категории качества и количества.

  31. Логико-грамматический анализ категории времени и пространства.

  32. Лингво-философский аспект референции и предикации.

  33. Лингво-философский аспект смысла и значения.

  34. Логико-философский аспект когнитивизма.

  35. Основные категории и понятия логического анализа языка.

  36. Референция имени к объекту как логико-философская проблема (Б.Рассел, П.Стросон, Дж.Серль, Дж.Остин).

  37. Концепция жизненного мира в современной феноменологии и герменевтика ( Е.гуссерль, Г.Функе и др.).

  38. Лингвистическая философия и теория речевых актов (ТРА) ( - Дж. Остин, Дж.Серль, Л.Витгенштейн).

  39. Философские основы фонологических теорий Бодуэна де Куртэне, Н.С.Трубецкого, Фердинанда де Соссюра, глюссематиков, Н.Хомского.

  40. Исторические условия формирования и развития орфоэпической нормы литературного произношения и стереотипы массового сознания. Произношение и личность.

  41. Фонетика и ритмика от Аристотеля до современности. Использование фонетических средств воздействия в СМИ и политическом дискурсе.

  42. Язык и знание о мире.

  43. Язык и мышление.

  44. Язык и картина мира.

  45. Естественный язык и искусственный интеллект.

  46. Научная гипотеза как мыслительный и речевой акт.

  47. Языковая концептуализация мира.

  48. Язык и познание.

  49. Языковое самосознание и культура этноса.

  50. Вербально-образное представление знаний с учетом новых информационных технологий.

  51. Язык и языковая личность: концепция вторичной языковой личности.

  52. Язык, семиотика, символика.

  53. Когнитивная лингвистика и проблема семантики.

  54. Языковая картина мира и лексический строй языка (к вопросу о формировании вторичной языковой личности).

  55. Античные центра риторической, философско- лингвистической и грамматической обработке языка в греко-латинском языкознании. Отражение этих направлений в последующих эпохах.

  56. Философия языка и грамматические построения Средневековья. Их отражение в последующие эпохи.

  57. Универсально-логическое течение в языкознании в XVII- XVIII вв. Грамматика Пор-Рояль, преломление ее идей в последующие эпохи.

  58. Формирование сравнительно-исторического языкознания ( вторая половина XIX-начала XX в). Задачи и методика исследования.

  59. Философско-лингвистическая и культурно-историческая концепция языка В.фон Гумбольта. Ее отражение в последующие эпохи.

  60. Естественно-историческая ( натуралистическая) концепция А.Шлейхера: сильные и слабые стороны.

  61. Психологическое направление в языкознании (Г.Штейнталь, В.Вундт). Отражение их идей в последующие эпохи.

  62. Лингвистическая концепция А.Тойнби ( философия языка, теория словесности, историко-грамматические идеи). Отражение этих идей в последующий период.

  63. Младограмматическое течение в языкознании конца XIX- начала ХХ в. Сильные и слабые стороны младограмматизма.

  64. Московская лингвистическая школа. Основные особенности представителей школы как последователей и критиков младограмматизма.

  65. Критика младограмматизма. Школа «слов и вещей» (Г.Шухард). Эстетические направление в языкознании (К.Фосслер). Отражение представленных идей в предшествующих и последующих направлениях в языкознании.

  66. Казанская лингвистическая школа. Лингвистические взгляды И.А.Бодуэна де Куртене и их отражение в последующий период развития языкознания.

  67. Лингвистическая концепции Ф.де Соссюра. Ее влияние на последующие направления в лингвистике ХХв.

  68. Пражская школа структурно-функционального исследования языка. Направления исследования. Связь с предшествующими и последующими направлениями языкознания.

  69. Копенгагенская школа структурной лингвистики. Основные идеи и метод исследования.

  70. Американский структурализм. Отличительные особенности. Идеи и методы исследования.

  71. Американская этнолингвистика. Гипотеза Сепира-Уорфа. Связь с современными им и последующими направлениями языкознания.

  72. Советское языкознание в 20-х– 30-х годах ХХв.

  73. Женевская школа в языкознании (А.Сеше, Ш.Балли, С.Карцевский). Общее и различное в их исследованиях. Связь с предшествующими и последующими концепциями).

  74. Неогумбольдтианское течение в языкознании (Л.Вайсгербер). Общее и различное с идеями В.Гумбольдта. Влияние на последующие исследования в области языкознания.

  75. Лондонская школа в языкознании. Связь с предшествующими и современными ей лингвистическими исследованиями. Влияние на последующий этап в развитии языкознания.

  76. Советское языкознание в 40-60 гг. ХХ в.

  77. «Исповедь» А.Августина – философия, этика и эстетика средневекового христианства.

  78. «Речь о достоинстве человека» Д.Пико дела Мирендолы – этап формирования гуманистической мысли эпохи Возрождения.

  79. От теологии к антропологии: «Диатриба о свободе воли» Э.Роттердамского.

  80. «Рассуждение о методе» Р.Декарта – философская основа западноевропейского классицизма.

  81. Общеевропейский «Спор о древних и новых» – переход от нормативного традиционализма к литературе Нового времени.

  82. Обоснование просветительской теории «правильно понятого интереса» в трактатах Дж.Локка ( «Опыт о человеческом разумении») и К.А. Гельвеция («Об уме»).

  83. Образ романтического Абсолюта в «Философии искусства» Ф.В.Шеллинга.

  84. «Мир как воля и представление» А.Шопенгауэра и эстетика модернизма.

  85. «Философия жизни» Ф.Ницше и «имморализм».

  86. Экзистенциализм М.Хайдеггера и проблема человека в литературе и искусстве ХХв.

  87. Деконструктивизм Ж.Дерриды – ключевое понятие постструктурализма и постмодернизма.


Примечание: 1. Тематика рефератов примерная. Возможны уточнения, корректировки, а при необходимости изменения с согласия выпускающей кафедры. 2. Материалы по конкретным областям знаний согласованы с ведущими специалистами кафедры.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы для сдачи экзамена кандидатского минимума iconТребования к реферату по иностранному языку
Для допуска к сдаче кандидатского экзамена необходимо за 3 недели до экзамена представить в отдел аспирантуры для передачи на факультет...

Вопросы для сдачи экзамена кандидатского минимума iconВопросы для экзамена по дисциплине «Экономика отрасли»
Вопросы для экзамена по дисциплине «Экономика отрасли» для группы 100105 «Гостиничный сервис» гс-3з

Вопросы для сдачи экзамена кандидатского минимума iconРабочая программа кандидатского экзамена для подготовки аспирантов...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вопросы для сдачи экзамена кандидатского минимума iconРабочая программа II вида По курсу «практикум по математике»
...

Вопросы для сдачи экзамена кандидатского минимума iconПособие для сдачи экзамена предисловие
Вместе с тем следует помнить, что историко-педагогическое осмысление современной теории и практики образования – весьма сложная задача,...

Вопросы для сдачи экзамена кандидатского минимума iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
В основу настоящей программы положена дисциплина «Теория, методология и история социологии»

Вопросы для сдачи экзамена кандидатского минимума iconПрограмма кандидатского экзамена дисциплины «история и философия науки»
Теория и методика обучения и воспитания (математика, технические дисциплины, уровень высшего образования, русский язык)

Вопросы для сдачи экзамена кандидатского минимума iconПрограмма кандидатского минимума по всеобщей истории охватывает период...
Кавказоведческой школой проф. В. Б. Виноградова и принятой на кафедре всеобщей и региональной истории агпа

Вопросы для сдачи экзамена кандидатского минимума iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 10 Финансы,...
Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных...

Вопросы для сдачи экзамена кандидатского минимума iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
Программа разработана Российской академией образования и одобрена экспертными советами вак минобразования России по педагогике и...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции