11. Становление научного метода познания и философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм)




Скачать 1.79 Mb.
Название 11. Становление научного метода познания и философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм)
страница 1/13
Дата публикации 03.10.2014
Размер 1.79 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

2. Начало философии в древних цивилизациях: Китая, Индии, Греции и Рима.

3. Предмет философии, её основные функции.

4. Место философии в системе культуры.

5. Античная философии, её специфические особенности.

6. Философия Сократа.

7. Основные идеи философии Платона, его учение о государстве + эллигизм

8. Философия Аристотеля, ее основные идеи.

9. Теоцентризм философии средних веков.

10. Философия Ф. Аквинского.

11. Становление научного метода познания и философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм).

12. Т. Гоббс о проблемах взаимоотношений человека и общества.

13. Теория познания И. Канта.

14. Этика И. Канта.

15. Основные идеи философии Г. Гегеля. Противоречия между системой и методом.

16. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

17. Человек, природа и общество в философии французского просвещения.

18. Марксистское понимание истории и общества.

19. Диалектика природы Ф. Энгельса и характеристика им метода материалистической диалектики.

20. Философия жизни Ницше.

21. Особенности отечественной средневековой философии.

22. Становление и развитие философии в России XIII в.

23. Русская материалистическая философия XIX в.

24. Марксистская философия в России (Г. В. Плеханов и В. И. Ленин).

25. Русская религиозная философия XIX-XX вв.

26. Русский космизм как философия.

27. Характерные черты советской философской мысли.

28. Зарубежная философия XX века: (позитивизм и постпозитивизм).

29. Зарубежная философия XX века: психоанализ и неофрейдизм.

30. Проблема бытия в истории философии.

31. Материальное и духовное бытие: проблемы соотношения.

32. Сущность сознания. Сознательное и бессознательное.

33. Категория материи: подходы и истолкования.

34. Движение и его сущность. Движение и развитие.

35. Философские концепции пространства и времени.

36. Единство и многообразие мира.

37. Диалектика как теория развития и как метод познания.

38. Законы и категории диалектики.

39. Понятие картины мира. Научная и религиозная картины мира.

40. Познание как взаимодействие субъекта и объекта.

41. Объект познания. Реальные и идеализированные объекты.

42. Практика: понятие, основные формы. Роль практики в познании.

43. Чувственное познание, его специфика, образное и знаковое в познании.

44. Рациональное познание и его формы. Роль рационального познания в освоении человеком действительности.

45. Проблема истины в познании. Основные концепции истины, понятие объективной, абсолютной и относительной истины. Критерии истины.

46. Интуиция и ее роль в познании.

47. Формы и методы естественнонаучного познания.

48. Сознание и язык. Проблема происхождения. Язык как знаковая система. Основные функции языка

49. Общество как социум. Понятие, основные черты.

50. Деятельность как специфический способ существования человека.

51. Общество как развивающаяся система.

52. Понятие культуры. Типология культур.

53. Цивилизация и культура: понятие и соотношение.

54. Общественное бытие : понятие и структура.

55. Производственно-экономические отношения и их роль в жизни общества.

56. Социальные отношения и их значение в жизни общества.

57. Политические отношения. Государство и общество.

58. Духовная жизнь общества: понятие и основные характеристики. Общественное сознание и его структура (по уровням).

59. Виды (формы) общественного сознания.

60. Человек как личность. Социальная роль личности.

61. Отчуждение личности. Свобода и ответственность личности.

62. Проблема смысла жизни человека.

63. Общество и глобальные проблемы современности.

64. Понятие философского мировоззрения

1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

Мировоззрение - понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение. Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей. Философия (любовь к мудрости) – учение о абсолюте. Абсолют – учение о высших первоначалах, исходных принципах действительности, глубинной основы реальности. Философия появилась 2,5 тыс. лет назад в Индии, Китае, Греции.

2. Начало философии в древних цивилизациях: Китая, Индии, Греции и Рима.

В Китае зародилось три великих учения: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм.

Возрождение философии началось с книги перемен. Вселенная троична: неб + человек + земля. Под человеком понимается император. Земля – квадрат, в центре которого находится Китай.

Конфуций уделал большое внимание проблемам этики и политики. Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала.

Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — «сыном неба». Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали.

Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.

Воспитание подданных — важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять — значит поступать правильно». В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться.

Даосизм – трактат « Книга о Дао и Дэ». Основателем течения является Лао Дзы – архивариус. Главная категория – Дао (путь). Под дао понимается универсальный закон мира, который является движущей силой всего.

Философский принцип увой (недеяния)

Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин» (IV—III вв. до н. э.). В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао.

Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек—микрокосм вечен так же, как и универсум—макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.

Пути Дао присуща сила Де. Именно через силу “У вэй” Дао проявляется в каждом человеке. Эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. “У вэй” — означает «недеяние», отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. В процессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния - принципа увей. Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизни осмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.

Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао.

Буддизм стал проникать в Китай на рубеже н. э. Существовали предания о появлении там буддистских проповедников ещё в III веке до н. э., однако они не могут считаться достоверными.

Первыми распространителями буддизма были купцы, приходившие в Китай по Великому шёлковому пути из центральноазиатских государств. Монахи-миссионеры, вначале из Центральной Азии, а позднее — из Индии, появляются в Китае до II-III веков.

Уже к середине II века с буддизмом знакомится императорский двор, о чем свидетельствуют жертвоприношения Лао-цзы (основателю даосизма) и Будде, совершенные императором Хуань-ди в 165. По преданию, первые буддийские сутры были привезены на белой лошади в Лоян, столицу империи Поздняя Хань, в царствование императора Мин-ди (58-76); здесь же позднее появился первый в Китае буддийский монастырь — Баймасы.

В конце I века зарегистрирована деятельность буддистов ещё в одном городе позднеханьской империи — Пэнчэне. В нач. II века была составлена «Сутра 42 статей» — первая попытка изложения на кит. языке основ буддийского учения.

Насколько можно судить по первым переведенным буддийским. текстам, первоначально в Китае проповедуется буддизм переходного типа от хинаяны к махаяне, и особое внимание уделяется практике медитации. Позднее в Китае утверждается буддизм в форме махаяны.

В философии Индии вделяют три основных этапа:
1) ведийский период (1500—500 до н. э.),
2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и
3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).

Дхарма – учение, доктрина, в нашем понимании философия. На востоке дхарма – это философия и религия вместе (неотделимые), дхарма это моральный долг и путь каждого благочестивого человека.

Веды – древние(до 1500 до н. э.), священные тексты индуизма, написанные на санскрите (Ведийский санскрит). Веды и комментарии к ведам лежат в основе индийской философии.

Веды подреазделяются на две категории шрути и смрити. Категория шрути – считаются богооткровенными писаниями без автора, вечное трансцендентное знание, запись звуков истины. Истина передавалась в устной форме со времён появления вселенной.

Примерно 5000 лет назад индийский мудрец Вйасадева записал Веды для людей. Он разделил Веды на четыре части по видам жертвоприношений: Риг, Сама, Йаджур, Атхарва.

1) Риг-веда – веда хвалы, состоит из 1017 гимнов в стихотворной форме, большая часть стихов прославляет Агни, бога огня и Индру, бога дождя и райских планет.

2) Само-веда – веда песнопений, описание молитвы при жертвоприношениях

3) Йаджур-веда – веда жертвоприношений, описание ритуала жертвоприношения.

4) Атхарва-веда – веда заклинаний, описания заклинаний, содержит различные песни и обряды, в большинстве предназначенные для излечения болезней

После этого, для людей с низким интеллектом - женщин, рабочих и недостойных потомков высших каст Вйасадева составил 18 Пуран и эпос “Махабхарату” которые относятся к категории смрити. Мантры (священные гимны индуистов, которые требую точное воспроизведение звуков), Брахманы (тексты для жрецов), Араньяки ( священные писания индуизма, которые описуют ритулы жертвоприношений для ограниченного использования), 108 Упанишад (услышанное от учителя), и некоторые другие веды - составляют ведическую литературу.

Рита – мировой ритм, порядок вещей, мировой закон бытия, универсальный космичесий закон, истина в широком смысле слова. Понятие риты является философской основой концепции дхармы. Боги – подчиняются Рите.

Анрита – нарушение мирового ритма. Карма – это закон причины и следствия, даже боги имеют и зависят от кармы. Майя – философская категория, которая постулирует утверждение что все, что окружает человека является лишь иллюзией. Человек, в силу своего неведения, создает иллюзорное представление о мире, именно это представление и является майей. Цель буддиста – осознать мир таким, какой он есть, а не таким как он кажется. Атман – отождествляется с брахманом, и явлеятеся вечной неизменной духовной сущностью. Философия индии начинает формироваться в период упанишад. Этот период характеризуется отходом от варн. Как известно, переход из одной варны в другую, при жизни человека - невозможен, это вызывало протест людей и как следствие развитие – уход несогласных людей в джунгли, именно там, в джунглях они думали над достижением абсолюта.

Абсолют – бог или первопричиная основа бытия всего мира.

Итак, мир гармоничное целое элементов, баланс к котором поддерживается Дхармой. Поведение и действия человека оценваются с точки зрения соответствия их Дхармой, поступки влияют на карму, карма влияет на вечный курс перерождения человека – круг сансары. Акты реинкорнации происходят до тех пор пока не достигается цель каждого индуиста – мокша. Мокша осзначает освобождение от мирского существования и начала пребывания в боге.

Буддизм. Четыре благородных истины Будды:

а) Жизнь – страдание

б) причина страданий – желания и страсти

в) от страданий можно избавится путем отказа от желаний

г) венец всему – освобождение от уз сансары.

Древнегреческая философия -  величайший расцвет человеческого гения. Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как системы идей исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Такие философы как Сократ, Аристотель и Платон являются родоначальниками философии как таковой. Возникнув в Древней Греции, философия сформировала метод, который мог использоваться практически во всех сферах жизни. Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории. 

Идея красоты мира проходит через всю античную эстетику. В мировоззрении древнегреческих натурфилософов нет ни тени сомнения в объективном существовании мира и реальности его красоты. Для первых натурфилософов прекрасное — это всеобщая гармония и красота Вселенной. В их учении эстетическое и космологическое выступают в единстве. Вселенная для древнегреческих натурфилософов — космос.

Сократ — один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип — «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание — путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.

Учение Платона — первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (среди них высшая — идея блага) — вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи — подобие и отражение идей. Эти положения изложены в сочинениях Платона «Пир», «Федр», «Государство» и др. В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.

Ученик Платона — Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, лотки, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов — человек, этика, политика, искусство. Аристотель — автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия — свойства прекрасного. Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей «поэтому для ее постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета.

В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир — это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага. Разрабатывая вопросы музыкальной акустики, пифагорейцы поставили проблему соотношения тонов и попытались дать его математическое выражение: отношение октавы к основному тону равно 1:2, квинты — 2:3, кварты — 3:4 и т.д. Отсюда следует вывод, что красота гармонична.

Демокрит, открывший существование атомов, тоже уделял внимание поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?» У него эстетика прекрасного сочеталась е его этическими взглядами и с принципом утилитаризма. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». В определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».

У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие — созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.

Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он — основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

11. Становление научного метода познания и философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм) icon Литература
Европы в XVII веке. Формирование науки в XVII веке как формы общественного сознания. Философская мысль (учения Ф. Бэкона, Б. Паскаля,...
11. Становление научного метода познания и философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм) icon Открытая Cиcтема «человек»
Если он не сможет отказаться от привычного диалектического метода, метода победы в споре, то непременно примет взгляды материалиста....
11. Становление научного метода познания и философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм) icon Вопрос Особенности философского мировоззрения и его ключевые проблемы:...
Предмет философии вышеуказанные з-ны. Функции философии мировоззренческая, гносеологическая (теоретика познания), методологическая...
11. Становление научного метода познания и философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм) icon Издательство «наука» введение сократ великий античный мудрец, «олицетворение...
Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалекти­ки, политических и правовых учений. Влияние,...
11. Становление научного метода познания и философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм) icon Специфика, проблемы и генезис философии -2 часа
Философию нельзя определить общепринятым образом как другие науки, потому что она осмысливает то, что не является предметом опыта....
11. Становление научного метода познания и философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм) icon Интерпретация как метод научного познания. Ее функции и виды Интерпретация...
В гуманитарном знании это широко применяемая процедура истолкования текстов, изучаемая в семантике и эпистемологии понимания
11. Становление научного метода познания и философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм) icon Егорова В. С. О природе исторического познания
Антипов Г. А. Историческое прошлое и пути его познания. – Новосибирск: Наука, 1987. – 242 с
11. Становление научного метода познания и философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм) icon Методическая разработка открытого занятия по теме: «Греко-латинские...
Отработка умений анализировать, извлекать информацию, умение выражать свои мысли с применением объяснительно-иллюстративного метода,...
11. Становление научного метода познания и философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм) icon Реферат по философии Научные принципы и их роль в научном познании
Теория познания есть общая теория, уясняющая саму природу познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства...
11. Становление научного метода познания и философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм) icon Ноу впо «Институт философии, теологии и истории святого Фомы» Центр изучения религий
Учебно-Научного Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции