История зарубежной философии




Скачать 1.1 Mb.
Название История зарубежной философии
страница 1/7
Дата публикации 02.10.2014
Размер 1.1 Mb.
Тип Учебно-методическое пособие
literature-edu.ru > Философия > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО Нижегородский государственный педагогический университет


ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ

Учебно-методическое пособие
26.03


Нижний Новгород

2008

Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета


История зарубежной философии: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород: НГПУ, 2008. 80 с.

В учебно-методическом пособии представлены основные учения и школы зарубежной философии, их исторический и социокультурный контекст, основные проблемы, литература, контрольные вопросы и задания. Пособие предназначено для самостоятельной работы студентов философско-теологического факультета, изучающих дисциплину «История зарубежной философии».

Авторы-составители: д-ра филос. наук, профессора А.А. Касьян, А.А. Федоров, канд. филос. наук, доценты А.В. Бабаева, С.Н. Кочеров (ответственный редактор), Т.В. Куликова, С.В. Куревина, Ю.В. Тырбах.


Рецензент д-р филос. наук, проф.

Предисловие
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов философско-теологического факультета, обучающихся по специальности «Философия». Авторы пособия проанализировали основные эпохи в истории зарубежной философии с целью познакомить студентов с развитием философской проблематики, выявить специфику философствования в различных обществах и культурах. Курс истории зарубежной философии основан на историческом подходе к философским учениям, учете их обусловленности социальными отношениями, культурными процессами и уровнем развития науки, а также понимании противоречивости философии, которая проявляется в борьбе различных научных парадигм и мировоззренческих представлений.

История философии может излагаться как история философских проблем и как история философских систем. Каждый из этих подходов имеет известные преимущества. Первый подход позволяет сосредоточить внимание на основных проблемах, составляющих ядро философии. Это – проблемы субстанции, отношения мышления к бытию, сознания к материи, сторон и методов познания, определения и критерия истины, проблемы организации и развития человеческого общества и его институтов, сущности и существования человека, совершенного государства, наилучшего образа жизни и т.д. Однако такое проблемное изложение истории философии предполагает хорошее владение категориальным аппаратом этой науки, что трудно ожидать от студентов 1-2 курсов. Поэтому история зарубежной философии представлена в данном пособии как история основных философских систем. Но, рассматривая философские учения в хронологическом порядке, следует помнить о том, что системы преходящи, а проблемы вечны.

Философия не может появиться в развитом виде, как Афина из головы Зевса. Она формируется в результате многовековой эволюции представлений и понятий, с помощью которых человек определяет свое место в природе, постигает связи с обществом и осмысляет свою сущность и назначение. Поэтому в двух первых темах излагаются не только собственно философские учения древнего Востока и древней Греции, но и предфилософские взгляды, из которых они возникли.

Хронологическая последовательность и широта рассмотрения материала могут варьироваться в соответствии с интересами студентов и учебной ситуацией. При этом преподаватель может вносить изменения в структуру занятий, включать в них и другие вопросы. В конце каждой темы приведены контрольные вопросы и задания, а также список основной и дополнительной литературы. Они также представляют собой не догму, а рабочую программу, что позволяет относиться к ним творчески, исходя из уровня подготовки студентов и конкретики учебного процесса. Предлагаемые материалы не могут заменить студентам классическую и учебную литературу, равно как и живое общение с преподавателем. Задача студента – не просто усвоить сумму знаний, а получить представление об истории и логике становления зарубежной философии, овладеть категориальным аппаратом философии и выяснить зависимости между развитием философского мышления и динамикой социокультурных изменений в обществе.


Тема 1. Философия древнего Востока
Цель изучения темы: установить соотношение предфилософии и философии в странах древнего Востока, выявить особенности философии древней Индии и древнего Китая.

Основные вопросы: Предфилософия и философия. Предфилософия древнего Египта, Месопотамии, Иудеи, древнего Ирана. Предфилософия и философия древней Индии и Китая. Специфика и значение философии древнего Востока.
Философия как наука и мировоззрение возникает из предфилософии, которая включает житейскую мудрость, мифологические представления, художественные образы, религиозные воззрения и первоэлементы научного знания. Спецификой предфилософии является ее несистемность (отсутствие четкой структуры), синкретичность (слитность компонентов) и внутренняя противоречивость. Генезис философии был слишком сложным процессом, чтобы связывать ее происхождение с одним развитием мифа (Гегель) или становлением научного знания (Г. Спенсер). Она возникает в результате взаимовлияния всех компонентов предфилософии, значение которых в разных странах было различным. В древнем Египте и в древней Индии особую роль сыграли религиозно-мифологические представления, в Месопотамии – религия и художественная литература, в древней Иудее и в древнем Иране – религиозно-нравственные воззрения, в древнем Китае – житейская мудрость и моральное сознание. Соотношение эмоционально-образного и рационально-логического уровней в мировоззрении культурного слоя народов древнего Востока также было несходным. Эти факторы обусловили то, что в одних странах данного региона произошел переход от предфилософии к философии, а в других философия как особая форма сознания так и не появилась.

Цивилизация древнего Египта достигла успехов в ряде наук, однако предфилософские искания были в плену мифопоэтической мысли, обусловленной религией. Космология и космогония древних египтян, изложенные в «Текстах пирамид» и «Книге мертвых», представляют эволюцию мира в виде смены пар богов, ведущих свое начало от бога солнца Атума (букв. «всё» и «ничего»). Но в «Мемфисском богословском трактате» (сер. III тыс. до н.э.) роль создателя мира и гаранта порядка в нем отводится богу Птаху, который есть мысль и речь. Богата предфилософскими идеями эпоха Среднего царства (сер. XXI в. – сер. XVII в. до н. э.). В это время оформляется понятие «маат» (равновесие, справедливость, истина). Получают развитие представления о «ка» (двойник, душа), который сначала приписывается лишь фараону, а затем распространяется на всех людей. В «Споре разочарованного со своей душой» человек жалуется своему «ка» на несправедливость мира и несчастьям этой жизни противопоставляет радости загробного мира. В Поучении царя Гераклеополя наследнику Мерикаре приводятся наставления морального характера: «Увековечь имя свое, снискав любовь народа своего… Нрав прямодушного более приемлем, чем бык злодея». В одном из текстов верховное божество говорит о своей цели: «Сотворил я человека всякого подобным другому и приказал, чтобы они не делали зла – это их сердца нарушили сказанное мной…». В эпоху Нового царства происходит переосмысление величия человека. Раньше о мудрецах прошлого говорили, что они не смогли даже защитить свои гробницы; что же дала им их мудрость? Но в «Прославлении писцов» о них сказано: «Изречения их – пирамиды их, а стило – их дитя…».

Предфилософия древней Месопотамии нашла выражение не только в религиозных текстах, но и в художественной литературе, возникшей благодаря изобретению шумерами письменности. Боги, особенно верховное божество (Ану, Энлиль, Мардук), наделялись грозной силой, их яростью объясняли природные катаклизмы (миф о всемирном потопе) и вражеские нашествия. Космогонические мифы в сер. II тыс. до н.э. находят завершение в сочинении «Энума элиш» («Когда наверху»), в котором рассказывается о рождении богов из воды и победе их над силами хаоса. Специфическим для предфилософии Шумера и Вавилона был мотив бунта против смерти, ярко выраженный в «Эпосе о Гильгамеше» (не позднее XXIII в. до н.э.). Попытки героя понять истинное назначение человека, выбирая между радостями жизни и вечной славой, являются первыми в литературе исканиями смысла жизни. Другой характерный мотив был связан с темой праведного страдальца. Автор текста «Я восхваляю господина мудрости» указывает на то, что добронравие человека не спасает его от жестоких бед. Оригинальным предфилософским произведением является так называемый «Диалог господина и раба». В нем утверждаются обманчивость ценностей земной жизни и тщетность любой человеческой деятельности.

В древнееврейском государстве, распавшемся затем на Израиль и Иудею, в качестве национальной религии утверждается иудаизм. В книгах «Танах» («Ветхий завет» Библии), написанных в XIII – II вв. до н.э., изложена сумма представлений, характерных для иудейской предфилософии. В «Бытии» описывается сотворение богом мира и человека, грехопадение первых людей и начало истории человечества, в «Исходе» (20-я гл.) даются знаменитые десять заповедей. Оригинальное воплощение темы «праведного страдальца» можно найти в «Книге Иова». В ней приводятся практически все возможные вопросы, возникающие к богу в связи с мучениями невинного человека, и ответы, которые можно дать в оправдание всевышнего. В VII – VI вв. до н.э. в Иудее проявляется идеологическое движение, нашедшее отражение в ветхозаветных книгах пророков – Исаии, Иеремии, Даниила и других. Хотя лейтмотив обращений пророков к своему народу состоял в призывах к возвращению к истинной вере в бога, они исходили из нового представления о творце, который был для них не просто грозным владыкой природных стихий, но и высшей моральной силой, требовавшей от человека «милости, а не жертвы». Видения пророка Даниила о сменяющихся великих царствах легли в основу популярного в средние века учения о «трех Римах». Среди поздних книг «Ветхого завета» особо выделяется «Екклесиаст», написанный не ранее III в. до н.э. Источником пессимизма «Екклесиаста» является острое сознание зол, заложенных в природу человека и потому не неустранимых: несправедливость жизни, неизбежность смерти и забвение после смерти. Хотя сам бог поставил перед человеком задачу исследовать мир, познание его ограничено, ибо знание дел бога невозможно. Поэтому лучше всего предаваться радостям жизни, видеть плоды трудов своих и делать добро, не мудрствуя, так как в свете истины все выглядит в черном цвете.

В VII – VI вв. до н. э. у народов Ирана получила распространение новая религия, которую проповедовал пророк Заратуштра (греч. Зороастр). Основные положения зороастризма, или маздаизма, были изложены в 21 книгах «Авесты», священных текстах персидско-мидийских жрецов. Главная идея «Авесты»: в мире изначально существуют два бога – бог света, истины и добра Ахура-Мазда (греч. Ормузд) и бог мрака, лжи и зла Ангро-Майнью (греч. Ариман). Эти боги ведут между собой нескончаемую войну, в которой полем битвы являются умы и сердца людей. «Оба изначальных духа явились, – говорится в «Авесте», – как пара близнецов, добрый и дурной – в мысли, в слове, в деле. И между ними благомыслящие сделали правильный выбор, не зломыслящие». Именно люди должны в конце концов помочь Ахура-Мазде победить. Позднее в качестве первоначала всего сущего был объявлен Зерван (время).

Древнеегипетское, шумеро-вавилонское, древнееврейское и древнеиранское понимание устройства мироздания и назначения государства и человека, несмотря на отдельные протофилософские идеи, в целом осталось в рамках религиозно-мифологического освоения действительности. Знания этих народов имели тайный (эзотерический) характер и были достоянием жреческого сословия. Поэтому они сохраняли сильную зависимость от религии и мифологии, не имели доказательности и методов проверки их истинности. Эти знания не были приведены в систему и наряду с немногими рациональными элементами содержали множество эмоционально-образных, мистических представлений. Однако, хотя воззрения древних египтян, шумеров и вавилонян, древних евреев и иранцев не поднялись до уровня философии, они оказала заметное влияние на философскую мысль древней Греции (предфилософия древних Египта и Месопотамии), христианскую философию (предфилософия древней Иудеи) и через манихейство на еретические учения в христианстве (зороастризм).

Предфилософия древней Индии формируется в «ведический период» (XV – VII вв. до н.э.) в результате взаимовлияния культур двух народов – арийских завоевателей и покоренных ими дравидов. Ведическая литература, в которой выражены предфилософские воззрения, включает в себя Веды («Знания» – сборники гимнов в честь богов), Брахманы (ритуальные книги), Араньяки («Лесные книги» – наставления для отшельников) и Упанишады («сидеть около» – мировоззренческие поучения). Хотя в этих книгах доминировали религиозно-мифологические мотивы, в них ощущается неустанная работа абстрактной мысли, которая производит понятия все большей степени сложности. Важнейшими из них были: сат и асат (сущее и не-сущее), пуруша (сначала человек-вселенная, затем идеальное бытие), сансара (странствие души по разным телам), карма (закон воздаяния), мокша (освобождение), рита (мировой закон), дхарма (душа, долг, истина), брахман и атман (космическая и психическая субстанции). Создатели Упанишад учат о единстве брахмана и атмана, которое постигается не чувствами, но разумной интуицией, и видят высшую цель жизни человека в освобождении его души от сансары и в ее слиянии с брахманом-атманом.

Учение, находящееся на рубеже между предфилософией и философией, представлено в «Бхагавадгите» («Божественная песнь»), вошедшей в 6-ю книгу эпического сказания «Махабхарата». В ней бог Кришна излагает герою Арджуне учение о карме и мокше не в созерцательном, а в деятельном духе, изображая идеал человека – йогина – как «деятеля, свободного от связей, настойчивого, решительного, без себялюбья, неизменного при неудаче и успехе…». Манас (разум) препятствует сведению многого к единому (тождеству брахмана и атмана), поэтому он нуждается в обуздании практикой йоги. В «Гите» также упомянуты гуны (качества): саттва (ясность, здоровье, знание), раджас (страстность, вожделение) и тамас (темнота, неведенье, заблужденье). Гуны возникают не из восприятия вещей людьми, а из природы вещей – пракрити (материя), которая так же вечна, как и пуруша (мировая душа).

В VI в. до н.э. в условиях борьбы между высшими варнами, кризиса брахманизма и духовного брожения в Индии складываются предпосылки для рождения философии. Появляются три даршаны («зрение», «видение», «учение»), которые не признают священный авторитет Вед и выступают с критикой брахманизма. Первым возник джайнизм, основателем которого стал Махавира Вардхамана (VI в. до н.э.). Он учил, что боги существуют, но не оказывают решающего влияния на жизнь людей, для которых более важен пример джин – победителей. В мире есть джива и аджива (живое и неживое). Неживое – это состоящая из частиц пудгала (материя), акаша (пространство), кала (время), а также дхарма и адхарма (движение и покой). Живое отождествляется с одушевленным. Отвергается догматическое знание, выше всего ценится просветление. Для победы над своей кармой необходимо следовать 5 обетам – правдивости, отказу от воровства, непривязанности, целомудрию и, главное, ахимсе (не причинению вреда всему живому). Строгость в их исполнении вызвало деление джайнов на умеренных и радикальных.

Самой значительной неортодоксальной даршаной древней Индии стал буддизм, который возник из учения Сиддхартхи Гаутамы (563-483 гг. до н.э.), ставшего Буддой («пробужденный»). В основе буддизма лежат 4 «благородные истины»: жизнь есть страдание; причиной страдания является желание; страдание может быть преодолено; есть путь, ведущий к освобождению от страдания. На этом «восьмеричном» пути отвергаются как чувственные удовольствия, так и аскетическое самоистязание. Главная цель буддиста – достижение нирваны («угасание», «исчезновение»), что представляет как высшее бытие, так и небытие. Будда не придавал значения онтологии, но все же говорил о дхарме, как о законе, отмечал причинную связь явлений, а также их вечную изменчивость. Он отрицал бытие души как атмана, считая ее потоком сознания. Большое значение придавалось познанию, высшими уровнями которого были виджняна (разум), праджня (интуиция) и бодхи (просветление). Моральные нормы в буддизме совпадали с обетами в джайнизме, провозглашался принцип ненасилия и любви к людям, а совершенная личность – архат (монах-мудрец) должен был быть выше не только злого, но и доброго в мире. Буддийская община (сангха) принимала в свои ряды только свободных и поддерживала власть. Вскоре буддизм распался на различные течения, самыми известными из которых были Хинаяна («малая колесница»), призывавшая идти путем архатов, и Махаяна («большая колесница»), установившая культ бодхисатв (высшие люди, способные войти в нирвану, но оставшиеся помочь в ее достижении другим). Основное произведение буддийской философии – «Дхаммапада» («Путь к истине»).

Своеобразной даршаной было учение чарвака-локаята («точка зрения простых людей»), по сути, единственное натуралистическое учение древней Индии, своего рода вульгарный материализм. Его основателем был Брихаспати (VI в. до н.э.). За основу всего сущего чарваки-локаятики принимали 4 махабхуты («великие сути»): землю, воду, воздух и огонь. Они активны, так как им присуща сила, из их сочетания состоят все вещи. Сознание возникает из этих первоначал, как опьяняющая сила из частей вина. Чарвака-локаятики отрицали существование богов, бессмертие души. Все знания они выводили из чувств. Их этикой был гедонизм: добродетели и пороки – условности, реальны только наслаждения и страдания. Брихаспати считал «наставлением глупцов» отказ от удовольствий, доставляемых чувственными вещами, из-за того, что они связаны со страданиями.

В конце I тыс. до н.э. решающие позиции в духовной жизни Индии завоевывает индуизм, ставший синтезом брахманизма и культов местных богов. Философское обоснование индуизма было дано в шести даршанах, которые имеют внутреннее деление. Эти даршаны, утверждавшие священный авторитет Вед, объединяет стремление достичь мукти (искупление) и выйти из пут кармы. Ранее других возникла санкхья, ведущая начало от Ишваракришны (IV в. до н.э.). Санкхья сначала принимала за основу мира «нечто, что лишено сознания», затем – дуалистически понятые пракрити (природа, материя) и пурушу (мировая душа). При соединении пракрити и пуруши возникает 25 исходных начал (земля, вода, пространство, время, движение, желание, разум и т.д.). Вещи формируются посредством гун (качеств), которые определяют их характер. С санкхьей тесно связана йога, основанная Патанджали (II в. до н.э.). Йога принимает онтологию санкхьи, развивая в основном психологию ради овладения медитационными практиками. Главное ее понятие – читта (основа всех психических состояний). Психологическая тренировка в йоге направлена на достижение самадхи – освобождения от телесной оболочки. Позднее в ней вводится существование Ишвары – абсолютного и совершенного существа. Вайшешика, основанная Канадой (I в.), признавая изменения вещей, утверждала устойчивость материальных частиц – ану (атом). Ану вечны, несотворимы, имеют качества – гуны, из их соединения возникают все одушевленные и неодушевленные вещи. Существуют 9 дравьясубстанций (земля, вода, огонь, душа и т.д.), причем душа бывает как абсолютной (ишвара), так и индивидуальной (атман). Заимствуя эту метафизику, ньяя, основанная Готамой (I-II вв.), развивает логику. Уделяется большое внимание прамана – средствам достоверного знания, среди источников познания выделяются чувствование, заключение, а также шабда – слово. В ньяе разрабатывались принципы логического анализа, ставилась проблема критерия истины, применялся пятичленный силлогизм. Миманса, основанная Джаймини (между II в. до н.э. и II в.), провозглашает возврат к Ведам, воспринимая их тексты как абсолютную сверхчувственную субстанцию. В поисках источников правильного знания изучаются восприятие, заключение, сравнение, очевидность и слово. Самая идеалистическая из этих даршан – веданта («конец Вед»), у истоков которой стоял Бадараяна (II в.). Она отрицает материальное начало и принимает за основу мира брахму – высшую духовную сущность. Мир воспринимаемых явлений вызван силой майи (иллюзии), причина которой кроется в авидье (незнание). Выйти из сансары можно через видье (знание), приводящего к постижению брахмы, с которой соединяется индивидуальная душа – атман.

Предфилософия древнего Китая развивалась под сильным влиянием мифологических и обыденных представлений (житейской мудрости). Весь комплекс предфилософских взглядов древнего Китая содержится в «У цзин» – «Пятикнижии», включающем в себя «И цзин» – «Книгу перемен» (XII – VI вв. до н.э.), «Ши цзин» – «Книгу песен» (XI –VI вв. до н.э.), «Шу цзин» – «Книгу истории» (нач. I тыс. до н.э.), «Чунь цю» – «Весны и осени» (VII – V вв. до н.э.) и «Ли шу» – «Книгу порядка» (IV – I вв. до н.э.). В этих книгах, особенно в «Книге перемен», представлены понятия и принципы, присущие китайскому мышлению и китайской философии. В них говорится о божественной сущности тянь (небо), о двух элементах – ян и инь, о дао (путь), о 5 материальных началах мира (земля, дерево, метал, огонь, вода), о ци (состояние), дэ (сила), ли (ритуал) и др. Целью познания человека объявляется различение, обозначение и понимание всего сущего, чтобы уметь все соединять.

Древнекитайская философия возникает в VI в. до н.э. и достигает своего расцвета в период «воюющих государств» (V-III вв.), который также известен как период «ста школ». Наибольшее значение имели четыре философские школы.

Первой из них было конфуцианство, основанное Кун Фу-цзы (551-479 гг. до н.э.), известным нам как Конфуций. Главный его труд – трактат «Лунь юй» («Беседы и суждения»). В учении о бытии Конфуций ограничился признанием Неба высшей силой, и воли Неба – высшим законом, что указывает человеку дао – правильный путь. Более всего его интересовало изучение правильного образа жизни человека и лучшего способа управления государством, а также воспитание человека в духе почтительности по отношению к властям и старшим. Конфуций учил, что по природе люди близки друг другу, по привычкам – далеки друг от друга. Нормативная личность в его учении – цзюнь цзы («благородный муж»), которому противостоит сяо жэнь («низкий человек»). Они отличаются прежде всего тем, что «благородный муж думает о морали; низкий человек думает о выгоде». Конфуцианская этика требует соблюдения ли (ритуал) и заключается в жэнь (гуманность), которая проявляется во взаимности и «золотой мере». Управление народом предполагает его доверие государству и заботу правителя о «благородных мужах». Конфуций выступал с идеей чжэн мин (исправление имен), желая установить соответствие между «именем» (социальной ролью человека) и его обязанностями, которым он должен следовать в своем поведении.

Выдающимися учениками Конфуция были Мэн-цзы (371-289 гг. до н.э.) и Сюнь-цзы (298-238 гг. до н.э.). Первый из них развил представление о Небе как безличной духовной силе (судьбе), стоящей на страже порядка и справедливости. Мир наполнен ци (энергией), которая должна быть подчинена воле и разуму человека. Мэн-цзы учил, что человек по природе добр, и что лишь природные и социальные бедствия портят его. Он считал идеалом «гуманного правителя», но призывал помнить, что воля Неба находит выражение в воле народа. Сюнь-цзы полагал, что неба и светила движутся по естественным законам и не оказывают решающего воздействия на жизнь людей. Он считал, что человек имеет врожденную способность познавать вещи и потому ему следует заняться изменением и умножением вещей. Сюнь-цзы учил, что человек по природе зол, чем и объяснял необходимость ритуалов, законов и морали. Он отрицал наличие непроходимой пропасти между благородным мужем и низким человеком и отличался крайней нетерпимостью к другим учением.

Другой важнейшей школой древнекитайской философии был даосизм, основателем которого считают легендарного Лао-цзы (VI в. до н.э.). Ему приписывают сочинение главной книги даосов «Даодэцзин» («Книга о дао и дэ»), написанной не ранее IV в. до н.э. Центральное понятие этой школы – категория дао, которая трактуется и как основа бытия, и как мировой закон. Характерным свойством дао является его противоречивость. Утверждается, что существуют два дао – «имеющее имя» и «безымянное» (бытие и небытие). В каждом виде объектов и существ дао с помощью инь и ян проявляется в виде дэ (сила, качество, добродетель). Дэ человека состоит в недеянии, но не в бездействии, а в отказе от вмешательства в естественный ход вещей. Высшее знание состоит в умении видеть за борьбой гармонию, за движением – покой, за бытием – небытие. Этим знанием владеет шэнжень (совершенномудрый), нормативная личность в даосизме. В отличие от Конфуция, который говорил о воспитании добродетели и советовал отвечать на зло «по справедливости», Лао-цзы считал добродетель природным свойством человека и учил делать добро как добрым, так и недобрым. Принцип недеяния распространяется и на управление государством: лучший правитель – тот, о ком народ знает лишь то, что он есть. Даосы выступали против войн и насилия. Видными представителями даосизма были Вэнь-цзы (VI в. до н.э.), Ян Чжу и Чжуан-цзы (IV в. до н.э.).

Третьей школой древнекитайской философии был моизм, основанный Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.). Ему приписывают книгу, которая в действительности представляла плод коллективного творчества. Моисты противопоставляли свою философию конфуцианству как учение об общей любви – учению об отдельной любви, учение о взаимной пользе – учению о частной выгоде. Небо, любящее всех и помогающее всем, подает пример для человека. Воля Неба совпадает с волей народа, поэтому правители и чиновники должны заботиться о нем, чего они не делают. Следует улучшать управление, привлекая не знатных и льстивых, а деловых и правдивых людей. Надо следовать добру и в старом, и в новом, чтобы его становилось больше. Моисты были активными противниками войн. Отвергая врожденное знание, они считали источником истины труд и знания народа. Большое значение они придавали логике, считали пустыми понятия, не соответствующие вещам, пытались разделить вещи по родам и видели сущность познания в нахождении причины явлений.

Четвертой философской школой древнего Китая была фа-цзя (учение о законе), называемая также законники или легисты. Первым законником был Шэнь Бухай (400-337 гг. до н.э.), что предложил в управлении государством опираться не на ритуал – ли, а на закон – фа. Дальнейшее развитие эти идеи получили в «Книге господина из Шан», которая приписывается Шан Яну (IV в. до н.э.). Утверждая, что люди в древности были просты и честны, а в настоящее время хитры и нечестны, Шан Ян предложил обратить внимание на законы о наказаниях, жестоко карая даже за мелкие проступки. Указывая на важность законов, он однако выше всего ставил искусство управления, говоря, что «мудрый творит законы, а глупый ограничен ими». Самым видным философом данной школы был Хань Фэй-цзы (ок. 280-233 г. до н.э.). Будучи учеником Сюнь-цзы, он творчески переработал понятия конфуцианцев и даосов, поставив их на службу идеям законников. Правитель для него – это воплощение дао, который находится на недосягаемой высоте и правит государством, тогда как чиновники проводят в жизнь его законы и указы – мин. Изменением законов и указов можно изменить представления народа о выгоде и невыгоде, т.е. придать новое направление его деятельности. В изменение злой природы людей Хань Фэй-цзы не верил, считая, что она может быть обуздана лишь наказанием и страхом перед наказанием. Он также выступил против учений других школ, идеи которых противоречат духу новых законов, и особенно обличал конфуцианцев, которые «культурой подрывают законы». Учение Хань Фэй-цзы на практике применил Цинь Ши-хуан, первый император Китая. Он осуществил первую «великую культурную революцию», проведя ее под лозунгом «ученых – в яму, книги – в огонь».

Философские учения древней Индии и Китая представляют особый тип философствования. Этот тип отличают такие черты, как мировоззренческий, ненаучный характер, отсутствие рациональных систем, интеллектуально-интуитивный, а не рационально-логический подход к познанию сущности явлений, слабое развитие категориального аппарата, просветительство, вера в силу доброго примера. Однако непохожесть древневосточных учений на классические античные системы не является основанием для отказа первым в праве называться философией. Это – другой тип философского мышления, обращенный на проблемы, представлявшие первоочередной интерес для «своего» общества (проблемы человеческого существования – в древней Индии, проблемы оптимального образа жизни и управления государством – в древнем Китае). Не случайно подлинный интерес к философии древнего Востока пробудился в Европе только в XIX – XX вв., когда там был востребован опыт решения данных проблем, нетрадиционный для Запада.
Контрольные вопросы и задания


  1. Что представляла собой проблема «невинного страдальца»? В чем сходства и различия в решении этой проблемы в «Споре разочарованного со своей душой» и в Книге Иова?

  2. Чем можно объяснить пессимизм «Диалога господина и раба» и Книги Екклесиаста?

  3. В чем суть учения Заратуштры? Что общего между ним и взглядами пророков Иудеи?

  4. Как следует понимать слова «Упанишад», что атман есть брахман, а брахман есть атман?

  5. Почему Будда предпочитал говорить со своими учениками о человеке, его жизни и назначении, но почти ничего не сообщил им о богах, о мире, его начале и конце?

  6. Как можно расположить шесть ортодоксальных даршан древней Индии в последовательности от материализма к идеализму?

  7. Каким содержанием наделяется понятие «дао» в конфуцианстве и даосизме?

  8. В чем разница между «благородным мужем» конфуцианцев и «совершенномудрым» даосов?

  9. Законники ставили закон выше ритуала. А что в государстве было для них выше закона?


Основная литература:
1. Бытие. Исход. Книга Иова. Книга Екклесиаста, или Проповедника. Книга Пророка Исаии. Книга Прока Даниила. Книга пророка Осии // Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (любое издание).

2. Дао Дэ-цзин /Пер., вступ. ст., коммент. В.В. Малявина/. М., 2005.

3. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения [Луньюй: Трактат; Шицзин (Книга песен и гимнов); Ицзин (Книга Перемен)] / Сост., вступ.ст., коммент. М.А. Блюменкранца. М.; Харьков, 2003.

4. Маслов А.А. Встретить дракона: толкование изначального смысла «Лао-цзы». М., 2003.

5. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. – СПб., 2001.

6. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира (история философии). М., 2003.
Дополнительная литература:
1. Авеста в русских переводах (1861-1996). – М., 1997.

2. Древнеиндийская философия. Начальный период. – 2-е изд. – М., 1972.

3. Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х т. – М., 1972.

4. Дхаммапада. Перевод В.Н. Топорова. – М., 1960.

5. История философии в кратком изложении / Пер. с чешского И.И. Богута. – М., 1991.

6. Кочетов А.Н. Буддизм. – 2-е изд. – М., 1983.

7. Лао-Цзы. Жизнеописание, мировоззрение, цитаты. СПб., 2007.

8. Маковельский А.О. Авеста. – Баку, 1960.

9. Мартынов А.С. Конфуцианство. Лунь юй: В 2 т. – СПб., 2001.

10. Поэзия и проза Древнего Востока. – М., 1973.

11. Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985.

12. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – 5-е изд. – М., 2005.

13. Упанишады: В 3-х тт. – М., 1992.

14. Хрестоматия по истории философии: В 3 ч. /Отв. ред.: Микешина Л.А./ Ч.1. М., 1997.

15. Шохин В.К. Школы индийской философии: Период формирования (IV в. до н.э. - II в. н.э.). М., 2004.

16. Эпос о Гильгамеше («О все видавшем»). – М.-Л., 1961.

Тема II. Античная философия.

Цель изучения темы: сформировать представление о специфических чертах и периодах развития античной философии, ее основных проблемах и идеях, рассматриваемых в конкретных школах, концепциях и направлениях.

Основные вопросы: Общая характеристика античной философии. Предфилософский комплекс. Концепции «физиков» первого и второго поколения. Антропологический период. Сократическая философия. Системы Платона и Аристотеля. Этико-религиозные системы эллинизма.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История зарубежной философии icon Программа дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки
Дисциплина «История зарубежной литературы» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин
История зарубежной философии icon Программа дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки
Цель освоения дисциплины «История зарубежной литературы» – сформировать у студентов
История зарубежной философии icon Программа курса история зарубежной философии подготовлена в соответствии...
Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Фгос...
История зарубежной философии icon Программа курса история зарубежной философии подготовлена в соответствии...
Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Фгос...
История зарубежной философии icon Фредерик Коплстон История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том II
«История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Т. II. / Пер с англ. Ю. А. Алакина.»: Центрполиграф; Москва; 2003
История зарубежной философии icon Учебники и учебные пособия по курсу философии в целом философия:
История философии: Учебник для вузов / Под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова, Д. В. Бугая. — 2-е изд., испр и доп — М.: Академический...
История зарубежной философии icon «История зарубежной журналистики»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
История зарубежной философии icon Российской Федерации Волгоградский государственный педагогический...
Сформировавшийся под воздействием идей позитивистской философии, натурализм уподоблял художественное познание научному, прокламировал...
История зарубежной философии icon Философия и методология науки
Ооп впо (магистратура) «Франковедение: политическая история и историческая антропология» по направлению подготовки 030600. 68-«История»...
История зарубежной философии icon Программа по философии к вступительным экзаменам в аспирантуру в 2008 г
Предмет философии. Понятие метафизических проблем. Соотношение философии, мифологии религии и науки
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции