Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения




Скачать 473.87 Kb.
Название Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения
страница 1/3
Дата публикации 29.09.2014
Размер 473.87 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Философия > Документы
  1   2   3
ГИА. Русский язык. Часть 1.



Задание части 1 ГИА звучит следующим образом:

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения — не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Сжатое изложение.

Требования к написанию сжатого изложения.

Сжатие (свертывание) текста — преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.

Сжатый текст отличается от изначального способом обозначения объекта: он не описывает, а лишь указывает на объект.

Алгоритм действий

  1. Необходимо сохранить все микротемы текста;

  2. Нужно использовать не менее 2-х приёмов сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение;

  3. Важно сохранить смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения; не допустить логических ошибок, не нарушить последовательности изложения абзацного членения текста.


Словарь терминов

Абзац — это композиционно-стилистическая единица текста, часть текста между двумя отступами.

Микротема — тема каждой смысловой части текста,

которая отражает часть общей темы, единой для всего текста.

Исключение - возможность убрать из текста слова или предложения без нарушения его смысловой и речевой целостности.
Исключать можно:

  • исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений,

  • исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов,

  • исключение вводных, уточняющих и поясняющих конструкций,

  • исключение повторов, однотипных примеров, риторических вопросов, восклицаний,

  • исключение цитат, деталей, не влияющих на ход мыслей, слов-предложений, которые могут быть удалены без ущерба для текста.

При исключении необходимо:

• Выделить главные (ключевые) с точки зрения основной мысли текста слова.

• Убрать подробности и детали.

• Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Упрощение – замена сложных синтаксических конструкций более простыми

Упрощать (заменять) можно:

• однородные члены предложения обобщающим словом;

• сложные предложения простыми;

• части предложения или ряд предложений общим понятием или выражением;

• прямую речь косвенной;

• часть текста одним предложением.
При упрощении необходимо:

• Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом.

• Сформулировать данное предложение.

Обобщение – выявления общих признаков предметов рассматриваемой области (перевод частного в общее, свёртывание исходной информации за счёт обобщения)

Обобщать можно:

  • предложение или его часть определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением,

  • обобщение содержания.


Логические ошибки - нарушение последовательности событий,

неоправданная подмена лица, от которого ведётся действие, повтор высказанной ранее мысли, отсутствие связи между предложениями и частями текста.

Логические ошибки:

  • нарушение последовательности в высказывании;

  • отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

  • неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

  • раздробление одной микротемы другой микротемой;

  • несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

  • перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

  • неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Методика написания сжатого изложения
Первое чтение текста


Этапы учебной деятельности

Содержание учебной деятельности

Процесс учебной деятельности

1.Этап определения темы текста

Отвечаю на вопрос:

«О чем текст?»

Как определить тему?

Тема определяется различными способами:

-по началу текста

-по ключевым словам

-по ключевым эпизодам

-по поступкам или размышлениям героев (автора)

-по заглавию текста

2.Этап определения идеи текста

Отвечаю на вопрос:

«Зачем автор его написал?» «Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею?

-общая тональность звучания текста

-настроение, которое вызывает прочтение текста

-отношение автора к событиям, героям

-наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

3.Этап определения структуры текста

Назовите композиционные части текста.

Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.

Композиция текста – построение текста.

Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.
Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

Как сформулировать тезис?

Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.

Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

Второе чтение текста


4.Этап абзацного членения текста:

определение микротем текста как частей общей темы.

Выполнения задания:

«Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего».

«Определите микротему каждого абзаца».

Запишите ее кратко, ответив на вопросы:

«Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?»,

«Какие предложения являются основными?»

Абзацы пронумеруйте.

Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.

Как определить микротемы текста?

По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.

Как определить микротему кратко?

При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы. К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текста, т.е. сохранить его цельность и связность.

К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточные). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста.

5.Этап моделирования сжатого изложения

Снимите нумерацию абзацев – микротем.

Соедините в текст, сохраняя абзацное членение.

Как соединить содержание микротем в текст?

Использовать лексический повтор, однокоренные слова, синонимы, местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.


Способы сжатия текста

ОБОБЩЕНИЕ


При ОБОБЩЕНИИ необходимо:

  • вычленить единичные факты;

  • подобрать языковые средства их обобщённой передачи;

  • составить новый текст.

Исходный текст до сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков - спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

После сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

ИСКЛЮЧЕНИЕ

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:

  • выделить главное (существенное) и детали (подробности);

  • убрать детали;

  • пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;

  • пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;

  • объединить существенное;

  • составить новый текст.

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:

1. исключаем 1 или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.   
                                                             
До сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

После сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.

2. удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

До сжатия
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

После сжатия
Он знал разные языки: и никто не мог распознать в нём русского.
УПРОЩЕНИЕ

При УПРОЩЕНИИ необходимо:

  • заменить сложное предложение простым;

  • заменить предложение или его часть указательным местоимением;

  • объединить два или три предложения в одно;

  • разбить сложное предложение на сокращённые простые;

  • перевести прямую речь в косвенную.

1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

До сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

После сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

До сжатия
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

После сжатия
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
До сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.

После сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.
Комплексное использование приёмов сжатия:

  • замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;

  • замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением.

До сжатия
Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц, устраивающих утренний концерт, я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.

После сжатия
Слушая утренний концерт птиц, я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.
Текст для прослушивания

Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.
Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами.
И одним из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.
Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в частности, может восприятие искусства. Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора, — такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию. А в том, что эти переживания жизненно необходимы, учёные не сомневаются. Только нужно уметь чувствовать. И через восприятие искусства мы облагораживаем свои чувства, воспитываем их. Кино, театр, музыка — всё обогащает личность, потому что благодаря восприятию любого вида искусства у нас развивается так называемый эмоциональный интеллект, то есть оптимальное сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей нашей личности.

(По материалам периодической печати)


Информация о тексте для сжатого изложения

абзац 1. Не так давно считалось, что успех в жизни прямо зависит от наших интеллектуальных способностей, знаний и умений.

абзац 2. Сейчас учёные приходят к выводу, что интеллектуальный багаж — это необходимое, но не достаточное условие достижения успеха.
абзац 3. Чтобы добиться успеха, человек, кроме прочего, должен обладать способностью понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им.
абзац 4. Развить эту способность можно, в частности, через восприятие искусства, потому что при этом развивается наш эмоциональный интеллект, а значит, обогащается личность.

Внимание!
1. При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.
2. Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.

ГИА. Русский язык. Часть 2.

Задания части 2 теста ГИА по русскому языку содержат 3 задания с выбором ответа (А1-А3) и задания с кратким ответом (В1-В14).

Задания А1 проверяют понимание смысловой и композиционной целостности текста. Задания А2 касаются лексического значения слов. Задания А3 проверяют знание средств речевой выразительности и умения их квалифицировать.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения icon Сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение
Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения icon Интегрированная проверочная работа для 1 класса (конец года): текст Сова
Начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца
Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения icon Прочтите текст и выполните задания A1-A7; B1-B9
Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома....
Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения icon Прочтите текст и выполните задания A1-A7; B1-B9
Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома....
Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения icon Название статьи Первый автор1, Второй
Текст статьи. Текст статьи. Текст статьи.
Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения icon Будагов Р. А. Введение в науку о языке [Текст] / Р. А.
Алексеев П. М. Частотные словари [Текст] / П. М. Алексеев. Спб, Издательство С. Петербургского ун-та, 2001. 156 с
Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения icon Книга называлась «Рекламодателю о рекламе»
...
Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения icon Контрольные экзаменационные задания требования к содержанию и оформлению
Студент выбирает задание, номер которого определяется датой его рождения. Требуемый объем контрольной экзаменационной работы 15 000...
Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения icon Текст 2 Прочитай текст. Картофель
Многие видели, как растёт картофель, какие у него стебли, цветки и клубни. Кто-то из вас помогал ухаживать за растением, осенью собирал...
Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения icon Аудирование
Прослушайте тексты и задания. Выберите правильный вариант и отметьте соответствующую букву на матрице
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции