Литература




Скачать 147.29 Kb.
Название Литература
Дата публикации 28.09.2014
Размер 147.29 Kb.
Тип Литература
literature-edu.ru > Философия > Литература

Дикарев Андрей, Шатов Кирилл 10 «В» класс лицей№9 г. Белгорода


Оглавление

Введение…………………………………………………………………….2

Поэты-любомудры и их вклад в развитие русской

философской поэзии……………………………………………………….3

1. История возникновения кружка любомудров…………………………3

2. Философские взгляды любомудров и их яркие представители………4

3. Значение поэзии Д. В.Веневитинова…………………………………...4

4.Философский идеализм любомудров…………………………………...6

5. Видные представители лирики любомудров…………………………..7

5.1. Претенциозная поэзия С.П. Шевырева………………………………8

5.2.Религиозный философ-поэт А.С. Хомяков…………………………...9

5.3 Вклад Ф.И. Тютчева в развитие философской поэзии……………..10

Заключение………………………………………………………………..11

Литература………………………………………………………………..12

Приложение……………………………………………………………….13

Поэты-любомудры и их вклад в развитие русской философской поэзии

Введение

В создание философской поэзии в России в 20—30-х годах XIX в. внесли свой вклад многие русские поэты, и в их числе Пушкин и Лермонтов, Тютчев и Баратынский. Но с декларациями о развитии философской поэзии едва ли не первыми выступали в это время поэты-любомудры. Это из их рядов раздалось настойчивое требование поэзии мысли, это они раньше других и заметнее других обращались в своей поэтической практике к прямо философским темам и проблемам, соизмеримым с темами и проблемами ведущих современных философских школ и систем.

Однако кружок «любомудров» в наше время остается недостаточно полно изученным, нам интересны некоторые вопросы эстетики романтического мировосприятия и выражения у «любомудров», а также степень отражения их эстетики в русской поэзии II половины XIX века, что предопределяет актуальность данного исследования.

Главная цель данной работы заключается в рассмотрении философских устремлений любомудров в тесной связи с ведущими процессами русской жизни последекабристского периода.

В связи с этим нам предстоит решить следующие задачи: удалось ли любомудрам объединить поэтическое творчество с философским идеализмом и таким образом стать основателями философской лирики? Кому из поэтов удалось это в большей степени? В чём заключались их заблуждения, с одной стороны, и какое здравое зерно для развития русской философской поэзии они заронили?

1.История возникновения кружка любомудров

В 1822 году в Москве возник литературный кружок под председательством известного литератора и педагога, переводчика С. Е. Раича, преподававшего русскую словесность в университетском пансионе. Кружок объединил многих представителей московской литературной молодежи и, в первую очередь, учеников Раича по пансиону. В кружок входили В. Ф. Одоевский, М. П. Погодин, Д. П. Ознобишин, А. Н. Муравьев, С. П. Шевырев, Н. В. Путята и др.

В 1823 г. группа блестящих московских юношей, учившихся в университете, а затем вместе служивших в Московском архиве Коллегии иностранных дел, образовала кружок любителей философии, так называемое «общество любомудрия», причем в общество любомудрия вошел ряд членов раичевского кружка. Один из участников Общества любомудрия, А. И. Кошелев, так впоследствии писал об этом: «Всего более занимали нас немецкие философские сочинения. Около этого времени мы познакомились с даровитым, весьма умным и развитым Д. В. Веневитиновым, к прискорбию, рано умершим. Немецкая философия, и в особенности творения Шеллинга, нас всех так к себе приковывали, что изучение всего остального шло у нас довольно небрежно, и все наше время мы посвящали немецким любомудрам. В это время бывали у нас вечерние беседы, продолжавшиеся далеко за полночь, и они оказывались для нас много плодотворнее всех уроков, которые мы брали у профессоров. Наш кружок все более разрастался и сплотнялся. Главными, самыми деятельными участниками в нем были Ив. Киреевский, Дм. Веневитинов, Рожалин, кн. Одоевский, Титов, Шевырев, Мельгунов и я».(VII, с.12) К ним примкнул позже историк М. П. Погодин.

Общество любомудров собиралось тайно, а в декабре 1825 г. в связи с восстанием на Сенатской площади самораспустилось. Председатель Владимир Одоевский пригласил друзей к себе домой и торжественно уничтожил в своем камине устав общества вместе с протоколами его собраний.

2. Философские взгляды любомудров и их яркие представители

Обществу любомудрия так и не удалось оставить целостную философскую систему. Философские взгляды любомудров неразрывно связаны с мыслями о творчестве, эстетике, искусстве; философские высказывания обнаруживаются в их переписке, статьях и художественных произведениях, где чередуются с суждениями о науке и культуре.

Ведущая роль в утверждении шеллингианской ориентации кружка принадлежит талантливому Веневитинову. По его мнению, философия должна сплотить все области умственной и художественной деятельности, прояснить историческую роль России. Одоевский не раз подчеркивал необходимость создания журнала, ибо в России «нет даже ни одного журнала, в котором хотя бы несколько страниц были посвящены философии, которые бы знакомили с усилиями гениев, друзей человечества». (V,с.36) Восполнить хотя бы отчасти этот пробел был призван альманах «Мнемозина» (1824 — 1825). Когда «Мнемозина» перестала выходить, любомудры организовали «Московский вестник» (1827— 1830). Штудирование современных немецких философов, прежде всего Шеллинга и Гегеля, в кружках, первым из которых было «Общество любомудрия», а также печатное распространение современных философских идей дало, как и ожидали любомудры, колоссальный толчок развитию самостоятельной русской мысли. На короткое время с любомудрами сблизился Пушкин. Т. обр., влияние любомудров не исчерпывается хронологическими рамками его существования, более того, деятельность его участников только и развернулась в кон. 20 - нач. 30-х гг. XIX в

3. Значение поэзии Д. В. Веневитинова

Из поэтов-любомудров несомненным поэтическим талантом был наделен Д.В. Веневитинов (1805–1827).

Веневитинов впервые выступил в печати за несколько месяцев до 14 декабря 1825 года, а умер 15 марта 1827 года, т. е. восемь месяцев спустя после казни вождей декабристского движения.

«Веневитинов есть единственный у нас поэт, — писал Белинский в «Литературных мечтаниях», — который даже современниками был понят и оценен по достоинству. Это была прекрасная утренняя заря, предрекавшая прекрасный день...» (I,с.369)

У Веневитинова и его друзей по университету пробудился интерес к немецкой идеалистической философии.

Немецкая идеалистическая философия отвлекала от политической борьбы и объективно вела к оправданию монархического строя. В период подъема освободительного движения декабристов распространение идеалистической философии, и в частности шеллингианства, явилось одной из форм идеологической реакции, противостоящей декабризму.

По существу среди любомудров только Д.Веневитинову по-настоящему были близки чаяния и перспективы декабристского движения.

Его неповторимый литературный мир сложился примерно к 1825 г.. Его поэзия развивалась в духе идей русского и немецкого романтизма. Слово в его лирике освобождалось от конкретного предметного значения, реальные события переносились в сферу человеческой мысли. Веневитинов пытается соединить непосредственные ощущения с ясностью мысли, вырастает веневитиновское представление о художнике-гении, о его роли в мире, о его небесном призвании, божественном избранничестве и трудном, незавидном положении в обществе. Таковы стихотворения “Поэт”, “Люби питомца вдохновенья…”, перевод фрагмента из “Фауста” Гете, элегии “Я чувствую во мне горит…”, “Поэт и друг”. По мысли Веневитинова, поэзия – познание тайн бытия, трагизм бытия отступает перед мощью и красотой поэтического слова. Поэт провидит будущую гармонию, утверждает согласие между человеком и природой.

Перед читателем встает образ идеального поэта-философа, погруженного в глубокие и серьезные размышления. Поэзия Веневитинова представляет собой теоретически интересный образец неувязки между новыми поэтическими замыслами и инерцией стиля.

Стихи Веневитинова давали возможность двойного чтения - момент существеннейший для понимания его литературной судьбы. Их можно было прочитать в элегическом ключе и в ключе шеллингианском - в зависимости от того, насколько читатель был в курсе занимавших поэта философских идей и в этом направлении он ближе других поэтов подошел к идее философской поэзии.

4.Философский идеализм любомудров

Одна из общих установок для участников кружка заключалась в том, чтобы «положить предел нашему пристрастию к французским теоретикам», а другая задача виделась в поиске путей для самостоятельной философской мысли в России.

Любомудры ставили своей задачей изучение немецкой романтической философии, в которой видели программу жизни и программу литературы. Она легла в основу поэзии любомудров, которые заявили, что русская поэзия, не исключая и Пушкина, страдает недостатком мысли и ее надлежит насытить философским содержанием. Отсюда проистекала идея противопоставить непосредственно чувственной и легко льющейся поэзии Пушкина и находящейся под его несомненным влиянием русской поэзии вообще наполненную философским смыслом поэзию, пусть несколько затрудненную в выражении и восприятии. «Любомудры хотели придать русской поэзии философское направление, в значительной мере шеллингианское, предполагавшее изложение романтической философии на поэтическом языке. Но любомудры не предполагали просто зарифмовывать близкие им философские идеи – они намеревались перенести эти идеи в иную, лирическую, стихию.» (II, с.85)

Согласно представлениям любомудров, в мире не существует идиллических отношений, и гармония между человеком и природой достигается преодолением противоречий. В ходе трудного и мучительного, но вместе с тем вдохновенного познания природа постигает себя в своем высшем и самом совершенном духовном творении – поэте, а любому человеку благодаря поэту открывается наслаждение вещими истинами.

Кружок «любомудров» привлекал внимание исследователей: в 1911-1913 гг. появляется работа И.И. Замотина [1911-1913], в 1930-е годы - книги М.И. Аронсона [1939-(2001)] и Н. Бродского [ 1930] .Проблемы философской романтической прозы и поэзии «любомудров» находят отражение в работах Я.Я. Гинзбург [1997, 1999], Е.А. Маймина [1971, 1975, 1976], В.И.Сахарова [1984], З.А.Каменского [1980]. (IX, с.125)

В последекабрьские годы бывшие любомудры и участники раичевского кружка стремились объединить поэтическое творчество с философским идеализмом и таким образом создать философскую лирику. В этом плане шли теоретические и творческие искания Раича, под влиянием которого находился и молодой Тютчев; ту же задачу ставили перед собой поэты-любомудры Шевырев и Хомяков. Проблема соединения поэзии с философским идеализмом требовала решительной переоценки гражданских литературных традиций, в частности, поэтического наследия декабристов. Между тем в преддекабрьские годы некоторые из любомудров и участников раичевского кружка в своей творческой практике соприкасались с вольнолюбивой поэзией декабристов.

Сравнительно с гражданской поэзией декабристов, любомудры толкали ее развитие в ложном направлении, создавая культ «чистого искусства». Явившись реакцией гражданскому направлению, лирика любомудров открывала путь для регрессивных и антиреалистических тенденций в поэзии. (IV, с.157)

5. Видные представители лирики любомудров

С.Е. Раич, Ф.И. Тютчев, С.П. Шевырев, А.С. Хомяков — таковы главнейшие имена, с которыми связано направление, поставившее задачу объединения поэтического творчества с философским идеализмом. Если исключить Раича, творчество которого не было оригинальным (он остался только переводчиком); если исключить и Тютчева, поэзия которого, в силу особенного характера его огромного дарования, не укладывалась в рамки идеалистических построений, — наиболее видными представителями лирики любомудров в 20—30-х годах были С.П. Шевырев и А.С.Хомяков. В их поэзии отразились самые реакционные стороны шеллингианской идеалистической философии.

5.1.Претенциозная поэзия С.П. Шевырева

Под воздействием раичевского кружка и Общества любомудрия складывался как поэт и С.П. Шевырев. Он испытал сильное влияние идеалистической философии, в плену которой он в конце концов полностью оказался.

«После разгрома декабристского движения он довольно быстро пришел к оправданию российской социально-политической действительности, эволюционировав от любомудрия в лагерь реакционной «официальной народности». (X,с.99)

По-шеллингиански С.П. Шевырев пытался философски раскрывать явления природы как символы духа. Образы и идеи таких стихотворений С.П. Шевырева, как «Стансы», «Ночь», «Сон» и др., в своей философской основе во многом сходны с соответствующими образцами лирики Ф.И.Тютчева. Пример одного из характернейших стихотворений С.П. Шевырева «Сон» (1827) (см. Приложение).

Торжественный одический пафос этого стихотворения в поэтических символах выражает натурфилософские идеи двойственности, будто бы заложенной в природе и человеке.

В.Г.Белинский говорил о С.П. Шевыреве, что стих его обнаружил «более усилия ума, чем излияние горячего вдохновения» (I, 369).

В связи с дальнейшей эволюцией С.П. Шевырева и усвоением шеллингианской реакционной философии откровения в его поэзии усиливались мистико-романтические и натуралистические тенденции. В противовес прозрачности и ясности пушкинского реалистического стиха, С.П. Шевырев пытался создать новый поэтический стиль введением прозаизмов и «антиэстетических» образов. Он полемизировал с А.С.Пушкиным в своем стихотворном «Послании к Пушкину» (1830). Но, противопоставив себя Пушкину, Шевырев окончательно отошел от передовых литературных позиций и обрек себя на творческое бесплодие. Созданный им поэтический стиль, с принципиальным «антиэстетическим» устремлением и насыщенный прозаизмами, стал достоянием эпигонского романтизма.

Шевырев был предан литературе и литературной работе, но он был очень книжным человеком, это помогло ему создать ряд капитальных трудов по истории литературы, но это же во многом и обесценивало его труды, лишало их необходимой живой связи с действительностью.

5.2.Религиозный философ А.С. Хомяков

Из других поэтов-любомудров следует упомянуть А.С. Хомякова (1804–1860), эволюция которого была в некоторых чертах сходна с эволюцией Шевырева.

А.С. Хомяков сначала поддерживал связи с деятелями декабризма, например, с Рылеевым, который печатал его стихи в «Полярной звезде»; затем А.С. Хомяков испытал большое влияние Общества любомудрия и, наконец, пришел к славянофильству, главным идеологом и теоретиком которого он стал. С возникновением славянофильства А.С. Хомяков свою поэтическую деятельность целиком и полностью посвятил защите славянофильских доктрин, с которыми настойчиво боролся В.Г. Белинский.

Первоначально он развивал традиционные для любомудров темы: поэтическое вдохновение, единство человека и природы, любовь и дружба. Поэт в лирике А.Хомякова – соединительное звено между мирозданием и природой. Его “божественный” жребий предуказан свыше: дать “голос стройный” земле, “творенью мертвому язык”. Поэт у А.Хомякова мечтает слиться с природой (“Желание”), раствориться в ней, но так, чтобы стать “звездой”. В известной мере здесь А.С. Хомяков смыкается с Тютчевым (ср. тютчевский мотив: “Душа хотела б быть звездой.”), хотя его дарование несравнимо с гениальным даром Тютчева. Хомяков пытался объединить поэзию с философией. Он старался быть философом в поэзии и – еще больше – поэтом в философии. Однако самого важного и самого трудного - равномерности в соединении двух начал – ему достичь так и не удалось.

5.3. Вклад Ф.И. Тютчева в развитие философской поэзии

Поэт принадлежал к поколению, которое вышло на литературную сцену после трагического поражения декабристов. Если декабристы были одержимы практической волей, то «любомудры» видели свое призвание в развитии мысли. Они убедились: прежде чем делать русскую историю, нужно ее понять.

Тютчев в 20-е годы еще мало выделялся из ряда второстепенных поэтов. Расцвет поэтического таланта Тютчева относится к более позднему времени, когда он создал собственный оригинальный язык философской лирики. В начале 20-х годов поэтические опыты Тютчева в общем были еще мало самостоятельны, но к концу 20-х годов относятся уже такие его замечательные вещи, как «Снежные горы», «Сон на море» и др., а к 1830 году — «Цицерон», «Есть в светлости осенних вечеров» и знаменитое «Silentium».

В его лице наша литература обрела поэта-мыслителя, одного из родоначальников русской философской лирики.

В стихотворении «14 декабря 1825 года» Тютчев назвал декабристов «жертвами мысли безрассудной».

Отдельный человек или группа лиц не должны противопоставлять свою волю исторически сложившемуся направлению народной жизни. Нельзя механически переносить западноевропейское политическое и социальное устройство на русскую почву, не считаясь с высокой ценностью коллективного народного сознания.

Поэтому поколение Тютчева ушло из политики в напряженную внутреннюю работу. Оно вырастило зерно, из которого родилась самобытная русская мысль, — от Тютчева, А. Хомякова, И. Киреевского до В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, И. Ильина и П. Флоренского.

Программа философской поэзии, предложенная поэтами- любомудрами и далеко не во всем реализованная ими на практике, имела глубокий исторический смысл. Она отвечала существенным потребностям современной русской жизни и уже поэтому выходила за рамки чисто кружковых поисков. Она была исторически обусловленной и исторически необходимой.

Философские устремления любомудров находились в тесной связи с ведущими, глубинными процессами русской жизни последекабристского периода. В конечном счете то, что делали любомудры, и еще более то, к чему они стремились в плане своих поэтико-философских исканий, объективно явились выражением не частных, а общих тенденций в развитии русского общества и русской литературы.

Любомудрами был задуман литературный переворот. Следовало найти принципы нового философско-поэтического стиля. Такова задача, стоявшая в 20-х годах перед тремя поэтами - Веневитиновым, Шевыревым, Хомяковым. Ни один из них не обладал дарованием, достаточно сильным для ее решения.

«Свою теоретическую мысль они не смогли претворить в мысль поэтическую, тем самым найти новый метод поэзии мысли - как нашли его, каждый по-своему, Баратынский и Тютчев, Пушкин и Лермонтов».(II, с.51)
Использованная литература

  1. Белинский В.Г.. Полное собр. соч., т.1 М., Изд-во А Н СССР 1953.

  2. Гинзбург Л. Я. Русская поэзия 1820-1830-х годов. В кн.: Поэты 1820 – 1830-х годов. Т. 1. Л., 1972.Гинзбург Л. Опыт философской лирики

  3. Гликман И. Д. И. И. Козлов. В кн.: И. И. Козлов. Полное собрание стихотворений. Л., 1960.

  4. Каменский З. А. Московский кружок любомудров. М., 1980.

  5. Кулешов ВИ. Литературные взгляды и творчество славянофилов. М., 1978.

  6. Кулешов В. И. Славянофилы и русская литература. М., 1976

  7. Кошелев А. И. Записки. Берлин, 1884.

  8. Маймин Е. А. Хомяков как поэт. В кн.: Пушкинский сборник. Псков, 1968.

  9. Маймин Е. А. Русская философская поэзия. М., 1976.

  10. Маймин Е. А. Философская поэзия Пушкина и любомудров. М..

  11. Сахаров В. И. Под сенью дружных муз. М., 1984.


Приложение

Д.В. Веневитинов
К любителю музыки

Когда бы знал, что эти звуки,

Когда бы тайный их язык

Ты чувством пламенным проник, –

…Тогда б ты не желал блеснуть

Личиной страсти принужденной,

Но ты б в углу, уединенный,

Таил вселюбящую грудь.

Ты б тайно слезы проливал

И к ним горячие объятья,

как друг вселенной, простирал.
Поэт

Тебе знаком ли сын богов,

Любимец муз и вдохновенья

Узнал ли б меж земных сынов

Ты речь его, его движенья

Не вспыльчив он, и строгий ум

Не блещет в шумном разговоре,

Но ясный луч высоких дум

Невольно светит в ясном взоре.

С.П. Шевырев

Сон

Два солнца всходят лучезарных

В порфирах огненно-янтарных —

И над воскреснувшей землей

Чета светил по небокругу

Течет во сретенье друг другу.

Все дышит жизнию двойной:

Два солнца отражают воды,

Два сердца бьют в груди природы —

И кровь ключом двойным течет

По жилам божия творенья,

И мир удвоенный живет —

В едином миге два мгновенья.

И с сердцем грудь полуразбитым

Дышала вдвое у меня, —

И двум очам полузакрытым

Тяжел был свет двойного дня.

А.С. Хомяков

…звуков нет в устах поэта

Молчит окованный язык.<�…>

И луч божественного света

В его виденья не проник.

Вотще он стонет исступленный:

Ему не внемлет Феб скупой,

И гибнет мир новорожденный

В груди бессильной и немой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература icon Место предмета в структуре основной образовательной программы
Устное народное творчество, русские народные сказки, древнерусская литература, литература XVIII века, литература xixвека, литература...
Литература icon Литература Газета «Литература»
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала
Литература icon Proqres. İNfo путь ведущий к совершенству
Детская литература •Историческая книга •Фантастика •Русская литература •Зарубежная литература •Аудиокниги на английском языке
Литература icon Литература. Образовательные ресурсы. Отечественная и зарубежная литература
Коллекция "Русская и зарубежная литература для школы" Российского общеобразовательного портала
Литература icon Литература: языкознание, литература и поэзия. Медицина. Юриспруденция
Львовский национальный университет им. И. Франко, факультет иностранных языков, специальность: английский и французский язык и литература...
Литература icon Рабочая программа учебного предмета: «Литература»
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина,...
Литература icon Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века»
Литература. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Русская литература ХХ века» под ред. В. П. Журавлева. I полугодие. II полугодие...
Литература icon О проведении городской контрольной работы по предмету «Литература» в форме сочинения
«Литература», определения степени готовности учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений города Тулы к прохождению государственной...
Литература icon Литература Цикл
Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже 18-19 веков
Литература icon Рабочая программа учебного предмета «литература»
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под ред. В. Я. Коровиной
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции