Скачать 224.7 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ История зарубежной философии (философия Нового времени: XVII – XVIII вв.) Уровень основной образовательной программы бакалавриат (бакалавриат, магистратура) Направление(я) подготовки 030100 Философия Форма обучения очная (очная, очно-заочная , заочная) Срок освоения ООП нормативный (нормативный или сокращенный срок обучения) Факультет философско-теологический Кафедра философии и теологии Декан факультета проф О.В.Парилов Заведующий кафедрой проф. А.А. Федоров Нижний Новгород 2011 1. Цели освоения дисциплины Программа курса история зарубежной философии подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, квалификация (степень) «бакалавр», соответствующего требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». ФГОС направлен на подготовку бакалавра, способного к самостоятельной работе, демонстрирующего высокий уровень коммуникабельности и обучаемости в течение всей жизни. Целями освоения дисциплины «История зарубежной философии (философия Нового времени: XVII – XVIII вв.)» являются: – освоение следующих вопросов: развитие философских взглядов в странах Западной Европы в XVII-XVIII вв.; историческая и социально-культурная значимость философских идей, место и роль новоевропейской философии в культурно-историческом процессе; важнейшие понятия и принципы философии Нового времени; особенности развития философии Нового времени как целого во всем многообразии и противоречивости ее различных систем и динамики их проявления; конкретные философско-теоретические и практические проблемы философии Нового времени; конкретные научно-теоретические и практические задачи в рамках профессионального изучения философской специальности; – умение критически анализировать философские тексты, классифицировать и систематизировать направления новоевропейской философской мысли, самостоятельно и творчески работать с учебной литературой, а также с авторскими философскими текстами (т.е. первоисточниками); – владение основными понятиями и категориями философии Нового времени и Просвещения, навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, способностью использовать теоретические знания новоевропейской философской мысли в практической педагогической деятельности. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Б. 3, Профессиональный цикл, Базовая (общепрофессиональная) часть. Дисциплина «История зарубежной философии (философия Нового времени: XVII – XVIII вв.)» логически и содержательно-методически взаимосвязана с такими дисциплинами, как: – логика (вопросы логики, предшествующие изучению истории зарубежной философии: Мышление и язык; логический анализ естественного языка. Основные логические принципы и законы. Логическая методология); – онтология и теория познания (изучению истории зарубежной философии должно предшествовать освоение базовых философских проблем в рамках онтологии и теории познания: природа философского знания; предмет и основные функции философии. Предметное самоопределение философии. Философия как форма теоретического мировоззрения и рационально-теоретическое знание. Проблемное поле философии. Основные категории философии. Онтология. Бытие и развитие. Единство и многообразие мира. Теория познания. Познание как субъектно-объектное отношение. Этапы, уровни, виды познания. Взаимодействие рационального и иррационального в человеческом познании. Познание и практика. Истина. Сознание. Познание и творчество. Философия как метод познания и аксиология. Понятие и становление философской методологии. Онтологическая основа ценностного отношения. Специфика ценностного познания. Аксиология и культура.); – специфика архаического мышления (вопросы и проблемы в рамках специфики архаического мышления, предшествующие изучению истории зарубежной философии: Проблема происхождения мышления. Мышление в животном мире. Источники для исследования архаического мышления. Архаическое мышление и язык. Миф. Мифомышление. Магические практики. Тотем. Время, пространство, число в контексте архаического мышления. «Субъект» архаического мышления. Архаическое мышление (мифомышление) сегодня); - всеобщая история В целом, приступая к освоению истории зарубежной философии, обучающийся должен обладать приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин «входными» знаниями: основные проблемы бытия, мышления, традиционные и современные проблемы философии и методы философского исследования, история зарубежных стран; – «входными» умениями: способность к коммуникации и межличностному общению, умение критически анализировать философские тексты, классифицировать и систематизировать направления философской мысли, излагать учебный материал в области философских дисциплин; – «входными» готовностями: владение методами логического анализа различного рода суждений, навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, способностью использовать теоретические общефилософские знания в практической педагогической деятельности. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История зарубежной философии (философия Нового времени: XVII – XVIII вв.)» В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 4); знание различных методов научного и философского исследования (ПК-11); знание методик организации и ведения учебного процесса и умение применять их в преподавании обществознания и философии в системе среднего и среднего специального (школах, лицеях, колледжах, гимназиях) образования (ПК-16);
способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-6); способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-8); способность гибкой адаптации к различным ситуациям и к проявлению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей профессиональной деятельности (OK-13); способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога (ОК-14); способность использовать знание прав и обязанностей человека и гражданина, ответственное отношение к делу, своему гражданскому и профессиональному долгу (ОК-15); умение использовать в профессиональной деятельности, в процессе преподавания знание традиционных и современных проблем философской антропологии (ПК-15); умение использовать базовые философские знания в процессе принятия управленческих решений (ПК-19); способность к планированию, организации и управлению своей профессиональной деятельностью и работой различных коллективов (ПК-20);
владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ОК-1); владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-12); владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний (ПК-13); владение навыками воспитательной работы и умение их использовать в педагогической деятельности (ПК-17); владение навыками организации и проведения дискуссий (ПК-18). 4. Структура и содержание дисциплины, объем дисциплины и виды учебной работы 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
4.2. Содержание разделов дисциплины
4.3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
4.4. Разделы дисциплины и виды занятий
5. Образовательные технологии В процессе преподавания дисциплины предполагается широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий. В процессе лекционной работы предполагается применять просмотр видеофильмов по программе. Семинарские занятия будут проводиться в виде коллективного, группового и индивидуального анализа источников, построения схем таблиц, а также ролевых игр, диспутов. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов __________________________________________________________________________ (Указываются темы эссе, рефератов, курсовых работ и др. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины). Вопросы к проведению текущего контроля
Вопросы промежуточной аттестации
Формы самостоятельной работы студентов 1) Написание ессе по согласованной с преподавателем проблеме. В ходе написания студент консультируется по методу написания и отбору материала. Задача: апробация историко-философского подхода к изучаемым философским проблемам, анализ основных аспектов и проблем философии Нового времени.
В ходе самостоятельного изучения тем по истории зарубежной философии (философия Нового времени) студент руководствуется учебно-методическим пособием: История зарубежной философии. – Н. Новгород, 2008. Данное пособие представляет аналитическое обозрение основных эпох в истории зарубежной философии с целью познакомить студентов с развитием философской проблематики, выявить специфику философствования в различных обществах и культурах. При проведении семинарских занятий используются также задачи и упражнения из учебных пособий: Система разноуровневых заданий по философии: Практикум. - Н.Новгород: НГПУ, 2009. Кроме того, студент использует конспекты лекций по пройденным темам. Подготовка к семинарскому занятию предполагает не только составление конспектов ответов, но и систематизацию знаний, приобретенных в результате чтения и осмысления первоисточников. Подготовка рефератов и докладов проводится студентами на добровольной основе и должна иметь результатом качественный анализ выбранной темы, а также изложение авторского видения проблемы с демонстрацией собственной философской аргументации. Индивидуальная работа со студентами: всем студентам на вводном занятии объясняется порядок работы по курсу и предоставляется возможность выбрать доклад или реферат по предложенной тематике (студенты заочного отделения должны написать контрольную работу). Проводятся консультации по структуре работы, проблематике, литературе. На очном отделении в течение семестра проводится один коллоквиум, по итогам которого проходит аттестация. На занятиях по курсу, кроме индивидуальных, предусматриваются и групповые формы работы: обсуждение философских проблем студенческим коллективом; заслушивание докладов с последующим активным обсуждением; свободный обмен мнениями по дискуссионным вопросам. Итоговый контроль подготовки студента по курсу выводится на комплексной основе: а) учитывается работа на лекционных и семинарских занятиях; б) принимаются во внимание наличие и качество реферата; в) оценивается качество (проблематичность и оригинальность) вопросов, задаваемых студентам преподавателю и своим товарищам по группе. Критерии оценки знаний и умений студентов на экзамене: Оценка «5» ставится студенту, отлично представляющему специфику философии Нового времени; свободно владеющему основными понятиями и категориями этой философии; уяснившему суть ключевых проблем философии XVII – XVIII вв.; хорошо знающему традицию западноевропейской философской мысли и умеющему сопоставлять различные подходы к интересующим ее темам. Оценка «4» ставится студенту, хорошо представляющему специфику философии Нового времени; уверенно владеющему основными понятиями и категориями этой философии; уяснившему в достаточной мере суть ключевых проблем философии XVII – XVIII вв.; хорошо знающему традицию западноевропейской философской мысли и осведомленному о различных подходах к интересующим ее темам. Оценка «3» ставится студенту, в целом представляющему специфику философии Нового времени; в известной мере владеющему основными понятиями и категориями этой философии; уяснившему суть некоторых ключевых проблем философии XVII – XVIII вв.; знающему, в общем, традицию западноевропейской философской мысли. Оценка «2» ставится студенту, не представляющему специфику философии Нового времени; не уяснившему суть ключевых проблем этой философии; не знающему, даже в самом обще виде, традицию западноевропейской философской мысли. Список тем для рефератов и курсовых работ
Литература к рефератам и контрольным работам:
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература:
Дополнительная литература:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы Национальная философская энциклопедия: http://terme.ru/ Философские порталы: http://www.philosophy.ru http://intencia.ru Электронная библиотека по философии: «Lib.Ru», http://lib.ru/FILOSOF/http://yankos.chat.ru/gum.html Портал «Философия online» http://phenomen.ru/ Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru Электронная библиотека философского факультета МГУ: http://philos.msu.ru/library.php Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/ Britannica - www.britannica.com Stanford Encyclopedia of Philosophy http://plato.stanford.edu/ Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/ Электронная библиотека по философии: http://sokratlib.ru/ Портал платоновского философского общества http://www.plato.spbu.ru Словари и энциклопедии на Академике: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_philosophy/ http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_new_philosophy/ http://dic.academic.ru/contents.nsf/history_of_philosophy/ В.Я. Кисиль Учебно-творческий курс : http://www.philosophy.ru/edu/ref/kisil/ www.filosofiya.biz – задания по философии для дополнительных занятий и углубленного изучения курса истории философии со ссылками на источники. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Оборудованная аудитория; читальный зал; класс для занятий в режиме конференций (конференц-зал). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки ____________________ . Автор Парилов О.В. Рензент Целиков А.Н. Программа одобрена на заседании ____________________________________________ (Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет) от ___________ года, протокол № ________. |
Программа курса история зарубежной философии подготовлена в соответствии... Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Фгос... |
Рабочая учебная программа по дисциплине «философия» Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... |
||
Высшего профессионального образования институт иностранных языков Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Федеральным Государственным образовательным... |
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии... Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (приказ моин РФ от 17. 12. 2010 г. №1897), Примерной программы... |
||
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии... Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (приказ моин РФ от 17. 12. 2010 г. №1897), Примерной программы... |
Пояснительная записка статус документа рабочая программа по литературному... Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом... |
||
Рабочая программа дисциплины основы искусственного интеллекта Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по педагогическим... |
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса разработана в... Федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной программы основного общего образования и рабочими программами... |
||
Программа дисциплины «География» федерального компонента цикла опд... Гоу впо тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева |
Программа по дисциплине Иностранный язык (английский) Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и государственными требованиями к минимуму содержания... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |