Скачать 238.91 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ История зарубежной философии (Древний Восток) Уровень основной образовательной программы бакалавриат (бакалавриат, магистратура) Направление(я) подготовки 030100 Философия Форма обучения очная (очная, очно-заочная , заочная) Срок освоения ООП нормативный (нормативный или сокращенный срок обучения) Факультет философско-теологический Кафедра философии и теологии Декан факультета проф О.В.Парилов Заведующий кафедрой проф. Л.Е.Шапошников Нижний Новгород 2011 1. Цели освоения дисциплины Программа курса история зарубежной философии подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, квалификация (степень) «бакалавр», соответствующего требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». ФГОС направлен на подготовку бакалавра, способного к самостоятельной работе, демонстрирующего высокий уровень коммуникабельности и обучаемости в течение всей жизни. Целями освоения дисциплины «История зарубежной философии (Древний Восток)» являются: – освоение следующих вопросов: развитие предфилософских и философских взглядов в странах древнего Востока, выявить особенности философии древней Индии и древнего Китая; место и роль древневосточной философии в культурно-историческом процессе; различие между философией и предфилософией; важнейшие понятия и принципы древневосточной философии; периодизация древневосточной философской мысли и общие механизмы ее развития; особенности развития древней философии как целого во всем многообразии и противоречивости ее различных систем и динамики их проявления; конкретные философско-теоретические и практические проблемы философии древней Индии и древнего Китая; конкретные научно-теоретические и практические задачи в рамках профессионального изучения философской специальности; – умение критически анализировать философские тексты, классифицировать и систематизировать направления древневосточной философской мысли, самостоятельно и творчески работать с учебной литературой, а также с авторскими философскими текстами (т.е. первоисточниками); – владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, способностью использовать теоретические знания древневосточной философии в практической педагогической деятельности. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Б. 3, Профессиональный цикл, Базовая (общепрофессиональная) часть. Дисциплина «История зарубежной философии (Древний Восток)» логически и содержательно-методически взаимосвязана с такими дисциплинами, как: – логика (вопросы логики, предшествующие изучению истории зарубежной философии: Мышление и язык; логический анализ естественного языка. Основные логические принципы и законы. Логическая методология); – онтология и теория познания (изучению истории зарубежной философии должно предшествовать освоение базовых философских проблем в рамках онтологии и теории познания: природа философского знания; предмет и основные функции философии. Предметное самоопределение философии. Философия как форма теоретического мировоззрения и рационально-теоретическое знание. Проблемное поле философии. Основные категории философии. Онтология. Бытие и развитие. Единство и многообразие мира. Теория познания. Познание как субъектно-объектное отношение. Этапы, уровни, виды познания. Взаимодействие рационального и иррационального в человеческом познании. Познание и практика. Истина. Сознание. Познание и творчество. Философия как метод познания и аксиология. Понятие и становление философской методологии. Онтологическая основа ценностного отношения. Специфика ценностного познания. Аксиология и культура.); – специфика архаического мышления (вопросы и проблемы в рамках специфики архаического мышления, предшествующие изучению истории зарубежной философии: Проблема происхождения мышления. Мышление в животном мире. Источники для исследования архаического мышления. Архаическое мышление и язык. Миф. Мифомышление. Магические практики. Тотем. Время, пространство, число в контексте архаического мышления. «Субъект» архаического мышления. Архаическое мышление (мифомышление) сегодня); В целом, приступая к освоению истории зарубежной философии, обучающийся должен обладать приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин «входными» знаниями: основные проблемы бытия, мышления, традиционные и современные проблемы философии и методы философского исследования, историческое развитие зарубежных стран; – «входными» умениями: способность к коммуникации и межличностному общению, умение критически анализировать философские тексты, классифицировать и систематизировать направления философской мысли, излагать учебный материал в области философских дисциплин; – «входными» готовностями: владение методами логического анализа различного рода суждений, навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, способностью использовать теоретические общефилософские знания в практической педагогической деятельности. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История зарубежной философии (Древний Восток)» В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 4); знание различных методов научного и философского исследования (ПК-11); знание методик организации и ведения учебного процесса и умение применять их в преподавании обществознания и философии в системе среднего и среднего специального (школах, лицеях, колледжах, гимназиях) образования (ПК-16);
способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-6); способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-8); способность гибкой адаптации к различным ситуациям и к проявлению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей профессиональной деятельности (OK-13); способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога (ОК-14); способность использовать знание прав и обязанностей человека и гражданина, ответственное отношение к делу, своему гражданскому и профессиональному долгу (ОК-15); умение использовать в профессиональной деятельности, в процессе преподавания знание традиционных и современных проблем философской антропологии (ПК-15); умение использовать базовые философские знания в процессе принятия управленческих решений (ПК-19); способность к планированию, организации и управлению своей профессиональной деятельностью и работой различных коллективов (ПК-20);
владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности (ОК-1); владение методами и приемами логического анализа, умение работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями (ПК-12); владение приемами и методами устного и письменного изложения базовых философских знаний (ПК-13); владение навыками воспитательной работы и умение их использовать в педагогической деятельности (ПК-17); владение навыками организации и проведения дискуссий (ПК-18). 4. Структура и содержание дисциплины, объем дисциплины и виды учебной работы 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
4.2. Содержание разделов дисциплины
4.3. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
4.4. Разделы дисциплины и виды занятий
5. Образовательные технологии В процессе преподавания дисциплины предполагается широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий. В процессе лекционной работы предполагается применять просмотр видеофильмов по программе. Семинарские занятия будут проводиться в виде коллективного, группового и индивидуального анализа источников, построения схем таблиц, а также ролевых игр, диспутов. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов __________________________________________________________________________ (Указываются темы эссе, рефератов, курсовых работ и др. Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины). Вопросы к проведению текущего контроля
Вопросы промежуточной аттестации
Формы самостоятельной работы студентов 1) Написание ессе по согласованной с преподавателем проблеме. В ходе написания студент консультируется по методу написания и отбору материала. Задача: апробация историко-философского подхода к изучаемым философским проблемам, анализ основных аспектов и проблем важнейших учений древневосточной философии.
В ходе самостоятельного изучения тем по истории зарубежной философии (древний Восток) студент руководствуется учебно-методическим пособием: История зарубежной философии. – Н. Новгород, 2008. Данное пособие представляет аналитическое обозрение основных эпох в истории зарубежной философии с целью познакомить студентов с развитием философской проблематики, выявить специфику философствования в различных обществах и культурах. При проведении семинарских занятий используются также задачи и упражнения из учебных пособий: Система разноуровневых заданий по философии: Практикум. - Н.Новгород: НГПУ, 2009. Кроме того, студент использует конспекты лекций по пройденным темам. Подготовка к семинарскому занятию предполагает не только составление конспектов ответов, но и систематизацию знаний, приобретенных в результате чтения и осмысления первоисточников. Подготовка рефератов и докладов проводится студентами на добровольной основе и должна иметь результатом качественный анализ выбранной темы, а также изложение авторского видения проблемы с демонстрацией собственной философской аргументации. Индивидуальная работа со студентами: всем студентам на вводном занятии объясняется порядок работы по курсу и предоставляется возможность выбрать доклад или реферат по предложенной тематике (студенты заочного отделения должны написать контрольную работу). Проводятся консультации по структуре работы, проблематике, литературе. На очном отделении в течение семестра проводится один коллоквиум, по итогам которого проходит аттестация. На занятиях по курсу, кроме индивидуальных, предусматриваются и групповые формы работы: обсуждение философских проблем студенческим коллективом; заслушивание докладов с последующим активным обсуждением; свободный обмен мнениями по дискуссионным вопросам. Итоговая оценка подготовки студента по курсу выводится на комплексной основе: а) учитывается работа на лекционных и семинарских занятиях; б) принимаются во внимание наличие и качество реферата; в) оценивается качество (проблематичность и оригинальность) вопросов, задаваемых студентам преподавателю и своим товарищам по группе. Критерии оценки знаний и умений студентов на экзамене: Оценка «5» ставится студенту, отлично представляющему специфику философии древнего Востока; свободно владеющему основными понятиями и категориями философии стран этого региона; уяснившему суть ключевых проблем философии древней Индии и древнего Китая; знающему традицию древнеиндийской и древнекитайской философской мысли и умеющему сопоставлять различные подходы к интересующим ее темам. Оценка «4» ставится студенту, хорошо представляющему специфику философии древнего Востока; уверенно владеющему основными понятиями и категориями философии стран этого региона; уяснившему в достаточной мере суть ключевых проблем философии древней Индии и древнего Китая; хорошо знающему традицию древнеиндийской и древнекитайской философской мысли и осведомленному о различных подходах к интересующим ее темам. Оценка «3» ставится студенту, в целом представляющему специфику философии древнего Востока; в известной мере владеющему основными понятиями и категориями философии стран этого региона; уяснившему суть некоторых ключевых проблем философии древней Индии и древнего Китая; знающему, в общем, традицию древнеиндийской и древнекитайской философской мысли. Оценка «2» ставится студенту, не представляющему специфику философии древнего Востока; не уяснившему суть ключевых проблем философии древней Индии и древнего Китая; не знающему, даже в самом обще виде, традицию древнеиндийской и древнекитайской философской мысли. Список тем для рефератов и курсовых работ
Литература Основная литература:
Дополнительная литература:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы Национальная философская энциклопедия: http://terme.ru/ Философские порталы: http://www.philosophy.ru http://intencia.ru Электронная библиотека по философии: «Lib.Ru», http://lib.ru/FILOSOF/http://yankos.chat.ru/gum.html Портал «Философия online» http://phenomen.ru/ Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru Электронная библиотека философского факультета МГУ: http://philos.msu.ru/library.php Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/ Britannica - www.britannica.com Stanford Encyclopedia of Philosophy http://plato.stanford.edu/ Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/ Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/ Электронная библиотека по философии: http://sokratlib.ru/ Портал платоновского философского общества http://www.plato.spbu.ru Словари и энциклопедии на Академике: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_philosophy/ http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_new_philosophy/ http://dic.academic.ru/contents.nsf/history_of_philosophy/ В.Я. Кисиль Учебно-творческий курс : http://www.philosophy.ru/edu/ref/kisil/ www.filosofiya.biz – задания по философии для дополнительных занятий и углубленного изучения курса истории философии со ссылками на источники. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Оборудованная аудитория; читальный зал; класс для занятий в режиме конференций (конференц-зал). Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки ____________________ . Автор Парилов О.В. Рензент Целиков А.Н. Программа одобрена на заседании ____________________________________________ (Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет) от ___________ года, протокол № ________. |
Программа курса история зарубежной философии подготовлена в соответствии... Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Фгос... |
Рабочая учебная программа по дисциплине «философия» Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... |
||
Высшего профессионального образования институт иностранных языков Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Федеральным Государственным образовательным... |
Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена в соответствии... Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (приказ моин РФ от 17. 12. 2010 г. №1897), Примерной программы... |
||
Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии... Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (приказ моин РФ от 17. 12. 2010 г. №1897), Примерной программы... |
Пояснительная записка статус документа рабочая программа по литературному... Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом... |
||
Рабочая программа дисциплины основы искусственного интеллекта Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по педагогическим... |
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса разработана в... Федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной программы основного общего образования и рабочими программами... |
||
Программа дисциплины «География» федерального компонента цикла опд... Гоу впо тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева |
Программа по дисциплине Иностранный язык (английский) Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и государственными требованиями к минимуму содержания... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |