Эйдос как универсальный «шаблон единого языка»




Скачать 297.02 Kb.
Название Эйдос как универсальный «шаблон единого языка»
страница 1/3
Дата публикации 27.09.2014
Размер 297.02 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Философия > Документы
  1   2   3
Эйдос как универсальный «шаблон единого языка».

Сахно В.А.
Аннотация.

Мы общаемся друг с другом не только на естественных человеческих (русском, английском, ...) языках. Но также на языке документооборота, языке физических, электрических, радиотехнических, конструкторских и т.п. схем. Иногда такие языки как социальный, политический, экономический, хотя и являются «человеческими», однако порой являются препятствием для понимания друг друга.

Существующие на данный момент представления научного мира выдвигают на первое место законы эволюции. Где сам закон это уже не формула по типу закона Гука, а гомологические ряды, обладающие большим системным диапазоном применимости, «сшивающие» между собой разные сферы деятельности. В этом плане мы и говорим о «едином языке» - как универсальном «шаблоне» генерирующем смысл, благодаря которому только и можно понять друг друга.
1. Эйдос.

В Википедии [1] дано следующее определение эйдоса:

«Эйдос (др.-греч. εἶδος — вид, облик, образ), термин античной философии и литературы, первоначально обозначавший «видимое», «то, что видно», но постепенно получивший более глубокий смысл — «конкретная явленность абстрактного», «вещественная данность в мышлении»; в общем смысле — способ организации и/или бытия объекта. В средневековой и современной философии — категориальная структура, интерпретирующая исходную семантику какого-либо понятия».

У эйдоса как у понятия есть своя история. Но мы будем рассматривать эйдос в аспектах связанных с Платоном и его дальнейшего развития в работах Аристотеля и А.Ф. Лосева. До Платона эйдос больше отождествлялся с внешней формой, соответствующей чувственному восприятию. То есть, в ранней натурфилософии эйдос понимается почти исключительно как образ. У Платона же эйдос существенно меняется. «Теперь понимается не как внешняя, но как внутренняя форма, то есть имманентный способ бытия вещи. Кроме того, эйдос теперь обретает онтологически самостоятельный статус, формируя трансцендентный мир идей (то есть собственно мир эйдосов) как совокупность абсолютных и совершенных образцов возможных вещей» [1].

Особенностью нашего рассмотрения будет связь эйдоса с логосом. В своих трудах А.Ф. Лосев уделяет большое внимание эйдосу. Эйдос в его трудах - это мощный инструмент диалектики. Вот собственно, что пишет он в труде "Античный космос и современная наука" в главе "Определение диалектики" по поводу логоса и эйдоса:

«Во-первых, диалектика есть логос, логическое конструирование". "Во-вторых, диалектика есть логическое конструирование эйдоса". Далее он объясняет что эйдос (умный лик) увязывает все противоречия. "В-третьих, диалектика есть логическое конструирование не всех вообще возможных видов эйдоса, но эйдоса в узком смысле ... его категориальной определенности".  "В-четвертых, диалектика (общая и основная) есть логическая конструкция категориального эйдоса как бытия, основанного на самом себе и от самого себя зависящего". "В-пятых, диалектика (общая и основная) есть логическая конструкция категориальной структуры эйдоса как бытия, основанного на самом себе и от самого себя зависящего, причем такая конструкция обладает абсолютным универсальным характером, захватывая все мыслимые и вообразимые типы бытия, так что все не-эйдетическое и иррациональное и не логическое должно быть в вечно-неразрушимой эйдетической связи с чистым эйдосом". "Раз изучается именно эйдос, значит, изучается все". "Наконец, в-шестых, основная и общая диалектика, обрисованная выше, должна дать внутренне-эйдетически связанную систему категорий, начиная с самовозникающего и первичнейшего элемента эйдоса и кончая эйдосом как именем". 

Но этого мало. А.Ф. Лосев [2] связывает эйдос со смыслообразованием:

«Эйдос есть, поэтому первое определение смысла вообще, т.е. первое полагание для него точных пределов, точных границ, в результате чего перед нами здесь и появляется первая и наиобщая структура смысла, в то время как до сих пор был только вечно бьющий источник смыслового оформления, но не самое оформление. ... Мы раскрываем природу смысла. Эйдос и есть смысл».

В своем произведении «Софист» Платон дает категориальное различие частей эйдоса как нечто целого в следующей форме:

иное - тождество - бытие - покой - движение.

Позже А.Ф. Лосев заменит «иное» на «различие» (возможно, дабы не путать противопоставление дуальностей: «нечто» - «иное»). Наиболее употребительная форма категориальная форма эйдоса у А.Ф. Лосева такова:

различие - тождество - становление - ставшее - проявление.

Как мы уже видим, в категориальной форме у эйдоса есть некий «скелет», или как говорят проектировщики - «рыба» (структурный набросок). Неизменностью эйдоса, его единством остается его внутренние части (статусы), их определенный порядок и количество. У Платона этого порядка не было, его установил А.Ф. Лосев.

Характерное выражение, которое применял А.Ф. Лосев к эйдосу - это «лик»:

«Эйдос у Платона и Аристотеля – это есть видимая сущность вещи или, так сказать, лик вещи. И вот оказывается, что этот лик вещи есть не только нечто единораздельное, но и сама индивидуальность вещи, раздельность которой уже отходит на второй план. Здесь выступает на первое место именно то эйдетическое единство, которое не сводится ни на единство сплошной текучести данной вещи, ни на объединение ее свойств и качеств, ни просто на наши логические процессы обобщения».

Как мы видим из цитаты А.Ф. Лосева, эйдос обладает большим системным диапазоном, от индивидуальности до эйдетического единства. О чем это говорит в нашем современном представлении? Что эйдос (сам по себе) обладает как категорией особенное так категорией общее. Ведь если мы смотрим на лица людей, то у всех есть глаза, лоб, губы. Но мы-то различаем их. Но когда мы говорим «различаем», то мы уже не в статике, где есть там лоб, глаза, губы, а в некой конструктивной динамике. В такой же динамике и создавались эти лоб, глаза, губы по известным всем законам, от зачатия.

Тогда мы приходим к выводу, что в процессе восприятия мы конструируем образ некими универсальными операторами Универсума. Эти операторы общие и для наблюдателя и для Универсума. Такие универсальные операторы в истории философии известны - это логика. Но, прежде чем перейти к логике и ее связи с эйдосом, отметим одну важную мысль.

Платон исходил из своей диалектической концепции устройства мира как Единого («Парменид»), поэтому эйдос, с его пятью категориями, определенным образом связан с Единым. А это значит, что в нем есть идея преемственности и оптимальности Единого. Если хотите, идея некой фундаментальной простоты, по которой действует («разговаривает» с нами) Единое. Это именно предельный «шаблон», по которому мы можем понимать друг друга и конструировать мир. Этот «шаблон» порой сильно отличается от того как мы конструируем в своем бытовом мире. Но наш бытовой мир содержит все элементы соответствующие контексту эйдоса. Поэтому «универсальный язык», которым мы общаемся друг с другом в разных областях, обязательно содержит идею эйдоса.
2. Естественный язык общения и логика.

В истории развития логики были сомнения: является ли логика имманентной частью присущей Универсуму или это «продукт» психических (и биологических) возможностей человека? В споре по этому поводу, значительные разъяснения оставил Гуссерль в своих "Логических исследованиях" (особенно в первом томе), четко отделив логику от психики, называя ее «идеальной логикой». Так же как и Больцано, Гуссерль связывал логику с науковедением. Ни с чем так не связывают логику, как с мыследеятельностью и это правильно. Но сейчас с определенной уверенностью можно утверждать, что логика - это операционное пространство всего Универсума. Человек, как часть Универсума просто наделен логическими возможностями мышления наряду с «мышлением» Универсума. Чуть подробнее воззрения Гуссерля на логику изложено нами в [3].

Естественно, в этом контексте вспомнить слова Гегеля («Наука логики»):

«Логику, стало быть, следует понимать как систему чистого разума, как царство чистой мысли. Это царство есть истина, какова она без покровов, в себе и для себя самой. Можно поэтому выразиться так: это содержание есть изображение Бога, каков он в своей вечной сущности до сотворения природы и конечного духа».

Если мы утверждаем, что Универсум «мыслит» логически, то логика неизбежно связана и с языками в самом общем случае, и с языками человеческого общения - в частности. Самый большой прорыв в науке в этом направлении приписывают Л. Витгенштейну и его знаменитому «Логико-философскому трактату» (ЛФТ). Одним из исследователей его наследия в нашей стране был В.А. Суровцев, автореферат к докторской диссертации [4] и книгу [5] которого мы используем в дальнейшем изложении.

Свой автореферат В.А. Суровцев назвал «Принцип автономии логики». Все дело в том, что поиск философов основ мироздания и универсалий постоянно сводился к «внеличностному изображению мира». И в этом плане были важны поиски формальных логических основ, где вклад Л. Витгенштейна значителен. Вот как пишет Суровцев об Витгенштейне [4]:
«Никто до него не только не пытался обосновать аналитические науки из собственного источника, т.е. не объясняя их особым интересом познания или структурой онтологии, но подобный ход мысли не рассматривался даже в качестве проблемы. ... В этом как раз и заключается представление об автономии логики. Сформулировав в Дневниках 1914-1916 основной принцип философии логики: «Логика должна заботиться о себе сама» и последовательно эксплицировав его в ЛФТ, Витгенштейн заложил совершенно новые принципы исследования своеобразия знания. Он выводит формальную логику из-под начала онтологии и теории познания, считая, что при прояснении её основных понятий необходимо отталкиваться исключительно от особенностей символического языка. Логика как исследование универсальных возможностей осмысленных утверждений не может быть фундирована никакой онтологией, как раз наоборот, поскольку именно логика устанавливает критерий осмысленности, любая онтология есть следствие логического прояснения возможных взаимосвязей структур описания. Как универсальный метод прояснения мыслей, логика не может зависеть и ни от какой эпистемологии, поскольку теория познания рассматривается лишь как частная философская дисциплина».

Философия в свое время обратилась к языку, обратив внимание на его самодостаточность. То есть он сам формирует собственную «среду обитания» обеспечивая коммутацию разных сторон жизни и их участников, моделируя действительность. Связность этой «среды обитания» языка и задает логика: «Логика наполняет мир; границы мира суть и её границы» (ЛФТ, 5.61). «Именно логика определяет онтологическую структуру мира, поскольку в её компетенции решать, что может иметь место в мире, а что – нет» [4].

Что бы понять, почему именно логика самодостаточна внутри языка, нужно иметь представления о тавтологиях и противоречиях. «Тавтологией в логике называется тождественно истинное высказывание, инвариантное относительно значений своих компонентов» (Википедия). Известный пример из песни: «В хоккей играют настоящие мужчины, трус не играет в хоккей» Тут важными переменными становятся «настоящий мужчина» и противоположность (отрицание) - трус. Так вот, если поменять местами эти переменные, то смысл предложения (и его соответствие жизненному опыту) изменится. А вот его логическая непротиворечивость - нет! Вот, в сущности, в чем автономия логики - ей нет никакого дела до окружающей действительности, до переменных своего манипулирования. Она самодостаточна своей внутренней непротиворечивостью (тавтологией). Логика просто показывает, как работает любой язык, в том числе и язык человеческого общения.

Есть еще одна сторона, связывающая логику и язык - телеология (целенаправленность). Вот как это описано в [4]: «В диссертации доказывается, что в отличие от Фреге и Рассела, рассматривающих логический анализ как средство построения идеального языка, Витгенштейн понимает логический анализ как метод, раскрывающий внутреннюю телеологию всякого языка. Логика показывает «всеобщую и необходимую природу знаков». При этом мышлению отказано в роли ментального посредника между языком и реальностью. Мышление рассматривается как разновидность языка. Поэтому, логический анализ не корректирует язык с точки зрения мышления; наоборот, выяснение природы и возможностей языка указывает на существенное и необходимое в мышлении».

В «Естественнонаучной онтологии» [6], нами было показано возможность закономерного отражения формальной логики в эйдосе Платона-Лосева в следующей форме:

отрицание (различие) - эквивалентность - импликация - дизъюнкция - конъюнкция.

Формальные операторы этой логики, предполагают именно такое расположение. То есть, для того чтобы работать с эквивалентностью мы должны уметь различать. Для импликации нам необходимо знать эквивалентность, поскольку в импликации фраза: «если (условие выполнение) тогда (способ исполнения 1) иначе (способ исполнения 2)», требует предварительного знания эквивалентности, иначе нельзя проверить «условие выполнения». В связи с предыдущими событиями импликация переносит нас в структуру определяемую дизъюнкцией - «...или... или...». Оператор конъюнкции «...и... и...» уже определяет предыдущий выбор как окончательный текст.
Как известно, части речи грамматики языка в выразительности речи имеют наибольшее значение (по сравнению, например, с родом существительного). И поэтому, мы за основу эйдоса берем идеи М.В. Панова, который в статье «О частях речи в русском языке» (1960 г.) выделяет пять основных частей речи (Википедия): «

-существительные, глагол, деепричастие, прилагательные и наречия;

-числительные и местоимения распределяются по другим частям речи;

-вне системы частей речи находятся частицы речи и междометия».

Таким образом, согласовываясь с логическим смыслом, за эйдос элементарного предложения естественного языка общения можно выбрать следующий эйдос [6]:

прилагательное - существительное - глагол - наречие - деепричастие.

По нашему мнению такое расположение максимально соответствует выражению логических операторов, а также соответствует идее телеологии. Кроме того, это в большой мере соответствует той работе, которая была проведена по разработке теории предикатов. Всё это вместе, мы и связываем с «шаблоном единого языка». Хотя правильнее бы было назвать это кортежем, поскольку места в статусах эйдоса строго соответствуют определенным частям речи. Мы не можем, например, поменять местами прилагательное и существительное, поскольку именно прилагательное (по контексту) определяет существительное. Точно также как существительное определяет глагол и т.д.

Да, мы можем сказать «зеленый дуб» или «дуб зеленый». Смысл от этого не изменится. Но мы не можем сказать «дубовая зелень». Само слово (как часть речи) несет в себе информацию об его положении в эйдосе. Предложение «зеленый дуб стоял на пригорке качаясь» можно исполнить различными вариантами, но смысл (носитель целевого полагания) останется тем же самым. Он уже определен незримым контекстом лингвистического эйдоса, который независимо от расположения слов несет нам образ (эйдос) данного описания. Не будь такого шаблона, мы бы никогда бы не смогли понять друг друга.

Ясно, что прилагательное максимально соответствует «различию». А существительное это элемент «самотождественности» (эквивалентности) самому себе. Также и глагол соответствует логическому «следованию», «имплицируя» (перенося) дерево «на пригорок». В предложении идет наращивание смысла, доходя до деепричастия «качаясь».

Само по себе слово тоже имеет пентадную структуру (также как и звуки):

приставка - корень - суффикс - постсуффикс - окончание.

Такое фрактальное строение, позволяет словам «укоренятся» в предложении почти независимо от его места пребывания. Порой это требуется для художественного выражения. Но форма логики, «незримым каркасом», удерживает весь смысл любых предложений. Похоже, что именно такая уникальная постатусная вложенность свойственна именно языкам высокоуровнего человеческого общения.

Лингвистический эйдос естественного языка отражает и то свойство, которое присуще большинству (а скорее всего всем) эйдосам. Речь идет об втором статусе пентады, его особой роли в эйдосе. Дело в том, что второй статус мы условно называем «субъектом» в силу того, что он уже участвует (явно или неявно) в следующих статусах. Так прилагательное «зеленый» можно отнести к любому предмету - например, к игрушке - кубику. Но говорить о кубике, что он «стоял на пригорке качаясь» бессмысленно. Второй статус (существительное) задает весь смысловой тон эйдосу, соответствующий содержательности этого статуса. Чтобы понять это, лучше можно привести пример эйдоса материальной точки в формулах (массоперенос - импульс - сила - энергия - мощность):

dm/dt - mV - mdV/dt - mVV/2 - mVdV/dt.

Как мы видим, во втором статусе эйдоса появляется скорость (V), которая потом фигурирует дальше в разных «образах».

То же самое можно сказать об играх (в общем плане):

азарт (желание) - правила игры - тактика - стратегия - результат.

Как мы видим, и здесь правила игры участвуют в других статусах, определяя тактику игры, стратегию игры и результат.

Развиваемая много десятилетий теория предикатов, по нашему мнению, сужает горизонт диалектических (эвалектических - по В.В. Демьянову) представлений. Для теории предикатов выражение «человек хороший» и «человек идет» - практически равнозначно. Она просто присваивает значение субъекту. Это развивает предикатное мышление и ничего более.
Важно отметить мысль Соссюра, что «поток речи, взятый сам по себе, есть линия, непрерывная лента...». То есть с одной стороны мы имеем некую непрерывность текста, с другой стороны его дискретность, в виде хотя бы слов. Учитывая, что и простое предложение есть эйдос и слово тоже эйдос, то путешествие по тексту есть, как минимум, двухмерное движение. Такое движение является, несомненно, эволюционным, о чем и говорил известный лингвист Бенвенист, ссылаясь на Соссюра: «Основной тезис де Соссюра состоит в том, что «в каждый данный момент речевая деятельность предполагает и установившуюся систему и эволюцию; в любую минуту язык есть и живая деятельность и продукт прошлого». Но, а если язык включает в себя эволюционные моменты, то его можно рассматривать и как инструмент эволюции (в коммуникационном смысле) и ее отражателем для наблюдателя.

Таким образом, появление любого языка, например ДНК, играет эволюционную роль накопителя информации о мире. В процессе человеческой деятельности стало происходить не только накопление информации в языковой форме, но и активное изучение всех форм ее организации.
В заключение данного раздела можно попытаться построить не только эйдос простого предложения (чему мы посветили большую часть раздела), а эйдос языка общения, используемый в литературе. В нашем представлении, он имеет следующий вид:

звук (буква) - слово - предложение - оглавление - произведение.

Учитывая эволюционный характер эйдосов, эйдос языка общения может закончиться мычанием, типа: «м-м-д-а». Это может и слово: «весело!». Может быть и предложение: «прекрасная погода на дворе!». Может и оглавление (иерархической структурой замысла) для начинающего писателя. А может и эпическим произведением типа «Война и Мир». В любом случае, в эйдосе господствует преемственность - последующий статус данного эйдоса требует предыдущих. «Субъектом» данного эйдоса, является слово.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эйдос как универсальный «шаблон единого языка» icon Существующее выражение «искусственный интеллект» появилась как дань...
Существующее выражение «искусственный интеллект» появилась как дань артефактам. Человек, преуспел в создании искусственного. Однако...
Эйдос как универсальный «шаблон единого языка» icon План работы кафедры русского языка и литературы цдо «Эйдос» на сентябрь 2009 г

Эйдос как универсальный «шаблон единого языка» icon Решение учёного совета цдо "эйдос"
Разработать проект комплекса дистанционных образовательных услуг в области русского языка и литературы для родителей по дистанционному...
Эйдос как универсальный «шаблон единого языка» icon Программа учебной дисциплины грамматика как аспект преподавания русского...
«История и методология изучения русского языка как иностранного», «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного»....
Эйдос как универсальный «шаблон единого языка» icon Приказ от 22 января 2013 г. N 26 об утверждении сроков и единого...
Порядком проведения единого государственного экзамена, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации...
Эйдос как универсальный «шаблон единого языка» icon Явление опыт анализ знание синтез (1)
Это гомология, как то особо не замечается. А, тем не менее, существование соответствий в отношениях, возможно только при существовании...
Эйдос как универсальный «шаблон единого языка» icon «Вклад Пушкина в развитие русского литературного языка»
Литературный язык это язык литературы. Но определить общее определение литературного языка как языка литературы можно только в процессе...
Эйдос как универсальный «шаблон единого языка» icon Вопросы к итоговой государственной атестации методика преподавания русского языка
Русский язык как учебный предмет: цели, функции, структура. Специфика русского языка как учебного предмета
Эйдос как универсальный «шаблон единого языка» icon Методические материалы по подготовке и проведению единого государственного экзамена Москва
Региональная информационная система обеспечения проведения единого государственного экзамена
Эйдос как универсальный «шаблон единого языка» icon Александр Чупрун Что такое сыроедение и как стать сыроедом (натуристом)...
Как-то в начале сентября 1967 года, развернув газету «Вечерний Киев», я прочел в ней любопытную заметку. Вот она, целиком, до единого...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции