Книга первая




Скачать 3.02 Mb.
Название Книга первая
страница 1/22
Дата публикации 25.09.2014
Размер 3.02 Mb.
Тип Книга
literature-edu.ru > Философия > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


Совет муфтиев России

Духовное управление мусульман

Нижнего Новгорода и Нижегородской области

'Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз

Ханафитский фикх в новом обличье

Книга первая

Религиозные обязанности

Очищение (тахарат)

Рекомендовано в качестве пособия

для исламских учебных заведений,

находящихся под духовным попечительством

Совета муфтиев России

Нижний Новгород, 2004

Вступительное слово

Слава Аллаху Всевышнему, Господу миров!

Все мы видим, как возрождается, растет год от года мусульманская община в нашей стране. Ислам, величайшая и мудрейшая религия, восстанавливает утраченные позиции, привлекает к себе все больше и больше людей. Верующими становятся не только те, чьи предки испокон веков были мусульманами, но и люди, увидевшие и понявшие сущность Ислама.

И как важно сейчас дать нынешнему поколению мусульман России знания о нашей благословенной религии, познакомить его со всеми мусульманскими обрядами, практикой, взглядом на мир. Ибо вера наша заключается не в слепом поклонении воле Всевышнего, более всего наша вера основывается на истинном знании, на понимании и осмысленном следовании букве и духу Ислама. Без знаний мы никто, мы слепцы, бредущие в тумане. Знание - это светильник, указывающий нам верный путь к праведной жизни, знание зажигает в сердцах огонь искренней веры, и задуть такой огонь уже невозможно, он лишь усиливается и согревает своим теплом людские души.

Но здесь мы сталкиваемся с большими проблемами. Как много лет мусульмане нашей страны не имели возможности открыто исповедовать свою религию. Десятки лет молитвы Всевышнему возносились в обстановке строгой секретности, тайно, тысячи самых образованных, знающих исламских священнослужителей погибли, сгинули в тюрьмах и лагерях или были сосланы и изолированы от своих единоверцев. Не имея возможности передать свои знания, они не оставили после себя достаточного количества учеников. Мечети, исламские библиотеки и школы безжалостно уничтожались. Мусульмане в нашей стране не могли общаться со своими братьями по вере из других государств. Мы были погружены в информационный вакуум, древние традиции были почти забыты, связь времен и поколений нарушена.

Сейчас мы получили возможность открыто исповедовать веру своих предков, но среди мусульман России заметен сильный «информационный голод». Острая нехватка надежной, канонически выверенной исламской литературы на русском языке наблюдается повсеместно. За долгие годы запретов очень многие положения Ислама и способы их каждодневного применения серьезно искажались, так как знающих людей год от года становилось все меньше и меньше. Когда запрет на религию был снят, появилось много переводов канонических арабских мусульманских текстов на русский язык. Но качество таких переводов в основной массе своей оставляет желать лучшего. Они сделаны, словно в большой спешке, изобилуют ошибками и неточностями, а стремление авторов переводов дословно передать арабский текст, делает русскую его версию трудночитаемой, непонятной и сложной для восприятия. Такие книги нередко отпугивали людей, заинтересовавшихся Исламом, а порой и вводили их в заблуждение.

Но, слава Аллаху, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Выпускаются книги, посвященные Исламу, написанные действительно знающими людьми. Издаются качественные, проверенные переводы канонических арабских трудов, люди получают доступ к сокровищнице мусульманского знания, накопленного веками.

Книга, которую вы сейчас держите в руках, посвящена практике ритуального омовения, существующей в Исламе. Каждый мусульманин должен знать все, что входит в "ибада" (поклонение Всевышнему), знать смысл и духовную составляющую каждого выполняемого им действия, и омовения в том числе. Новая книга дает наиболее объемную, содержательную информацию об омовении. Такое полное издание выходит на русском языке впервые, оно с успехом может стать прекрасным учебным пособием для мусульманских учебных заведений, для всех тех, кто ищет знаний и готов их принять.

Совет муфтиев России уделяет большое внимание обучению, образованию мусульман в нашей стране, следит за выпускаемой на территории России Исламской литературой. И я, как Председатель Совета муфтиев России, хочу выразить большую благодарность Духовному управлению мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области, а также медресе «Махинур», чья работа по изданию действительно исламской литературы идет уже достаточно давно и весьма успешно. При поддержке Духовного управления мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области и медресе «Махинур» уже увидели свет сборники богословских трудов ("тафсир"), книги по истории и культуре Ислама. И сейчас мы видим новое свидетельство их работы по распространению знаний среди мусульман - книгу «Ханафитский фикх в новом обличье», написанную нашим современником 'Абд аль-Хамидом Махмуд Тахмазом и переведенную на русский язык. Думаю, эта книга принесет немалую пользу и даст ответы на многие вопросы, волнующие мусульман сегодняшней России.

Председатель Совета муфтиев России

муфтий шейх Равиль хазрат Гайнутдин



От автора

Хвала Аллаху, Господу миров, да благословляет и да приветствует Аллах нашего господина Мухаммада, его семейство, его сподвижников и тех, кто последовал за ними с чистыми сердцами, до самого Судного дня.

А затем: одной из милостей Аллаха Всевышнего, оказанных Им мусульманской общине, явилось то, что мусульмане стали стремиться к изучению установлений шариата1, которые нашли своё выражение в нормах фикха2, извлечённых3 из Священного Корана и Чистой Сунны4 Пророка Этот интерес объясняется несовершенством современных законов, установленных человеком, и тем, что они не смогли удовлетворить потребности людей в законодательстве в различных сферах их жизни.

После того как в XIV веке по хиджре5 исламский мир обжёгся о заимствованные с Востока и Запада законы и вкусил горечь их несовершенства, мусульмане захотели вернуться к применению установлений шариата, как это было до конца XIII в. х. В течение всего этого периода вплоть до ослабления Османской империи и захвата её территорий немусульманскими странами разные государства и народы исламского мира на всех этапах своей истории руководствовались исключительно установлениями шариата и нормами фикха.

Как уже отмечалось, с начала XV века по хиджре мусульмане всё больше стремятся вернуться к практике применения шариата и избавиться от власти несправедливых людских законов. Голоса людей, выдвигающих такое требование, раздаются всё громче, а в разных мусульманских странах было организовано несколько официальных и неофициальных симпозиумов и конференций по этому вопросу.

Улемы6 мусульманской общины и все, кто имеет отношение к этой сфере деятельности, должны стараться облегчать людям возможность ознакомления с установлениями шариата и использовать для этого объективные научные методы в сочетании с указаниями, извлечёнными из этих установлений. Шариат, олицетворением которого является фикх, накопил огромный успешный опыт, получил распространение в разных концах света и применялся самыми разными народами в дни благоденствия и в трудные времена, в периоды подъёма и в годы упадка. Несмотря на различие условий, шариат всегда предлагал любым народам, которые к нему обращались, наиболее лёгкие решения их проблем, не упуская из виду ничто необходимое и всегда удовлетворяя любые потребности в сфере законодательства. Вот почему мусульманам стыдно попрошайничать, будучи богатыми, и непрошеными являться к чужим столам. Правду сказал Аллах Всевышний: «Неужели хотят они суда (времён) джахилиййи7? И кто (сможет вершить) суд лучше Аллаха для обладающих твёрдых верой?».8

Довольно нам надеяться на пустые обещания и гнаться за обманчивыми миражами, ибо так мы не приобретём ничего, кроме бед и страданий, а приводимые ниже айаты9 были ниспосланы будто о нас: «И передай им рассказ о том, кому даровали Мы Наши знамения, а он их отбросил, и последовал за ним шайтан, и стал он одним из заблудших. Если бы Мы пожелали, то непременно возвысили бы его посредством (Наших знамений), однако он склонился к мирскому и последовал за своими страстями. (Такой) подобен псу: если бросишься на него, он будет высовывать язык, и если оставишь его в покое, он будет высовывать язык. Это - притча о людях, которые отвергли Наши знамения. Передавай же им (такие) рассказы, чтобы они поразмыслили. Скверна притча о людях, которые посчитали ложью Наши знамения и были несправедливы по отношению к самим себе».1

В этой книге, предметом которой являются нормы и доводы ханафитского фикха, предпринимается скромная попытка удовлетворения запросов людей, стремящихся к ознакомлению с нормами фикха, и содержится призыв вернуться к неуклонному следованию им. Молю Аллаха Всевышнего сделать так, чтобы этот труд был посвящен только Ему и чтобы Он принёс им пользу мусульманской молодёжи и внушил молодым людям на деле придерживаться установлений шариата, ибо это зависит лишь от Него.

(Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз, Мекка,

13/10/1418 г. х. (9/2/1998 г.)

От составителей русского издания

Известный арабский мыслитель и богослов Аль-Куртуби писал: «Религиозные науки оживляют... сердце подобно тому, как дождь оживляет мертвую землю». В этом по-восточному образном изречении содержится вечная и всегда живая мысль о важности проникновения человека в глубины религиозной культуры.

Современное общество открыто для духовного образования и развития и готово помочь каждому, кто желает постичь тайны нетленного знания. В наше непростое, но очень интересное время, когда рождаются и звучат диалоги разных культур в различных сферах общественной жизни, у многих людей независимо от возраста и уровня образованности появляется естественное желание приобщаться к высоким духовным истинам, помыслить о вечном, вспомнить о забытом (а до недавнего времени и запретном), постичь свои корни.

Данное издание являет собой попытку приоткрыть двери в мир мусульманской этики для всех, кто испытывает в этом духовную потребность. Этот мир сложен, противоречив и глубок, поэтому постичь его сразу и полностью невозможно даже воспитанному в духе Ислама. Отсюда необходимость издания доступных (прежде всего в смысле языка и стилистики) учебных пособий, которые помогли бы каждому изучить и освоить установления и нормы шариата.

Сложность подобной задачи - в трансформации содержания арабских текстов на русский язык, что требует особого переводческого мастерства и лингвистической виртуозности.

Составителем (а правильнее было бы сказать - интерпретатором) арабских текстов является современный автор, что представляет собой несомненное новшество и одновременно достоинство данного опуса. 'Абд аль-Хамид Махмуд Тахмаз передает смысл мусульманских установлений через понимание, взгляды и образ жизни современного человека, увязывая религиозные положения с научным знанием; он как бы протягивает нить праведного религиозного отношения к миру через века и исторические вехи. Недаром автор назвал свою книгу «Ханафитский фикх в новом обличье».

Большим подспорьем для читателей является глоссарий, помогающий разобраться в большом объеме арабских терминов, без знания которых невозможно изучать Ислам, а также обширный список имен, приводимых в тексте.

Известно, что постижение мусульманских правил и норм требует не только простого заучивания и запоминания, но и глубоких раздумий, внутренних диалогов, особенно в ситуациях, когда следует перенести правила в реальную жизнь. Для того, чтобы проверить себя или обсудить изученное с другими, каждая глава (тема) завершается вопросами и заданиями, выполнение которых позволит закрепить знания, открыть новые аспекты знакомого, задуматься над непонятным, в споре найти истину.

Такое построение пособия придает ему академический характер и обеспечивает право быть использованным в специальном обучении будущих специалистов по Исламу (студентов исламских колледжей, школ, институтов).

Стараясь максимально приблизить наше издание к уровню европейского учебника, мы не забывали и о тех, кто стремится самостоятельно и глубоко изучить положения шариатских норм и правил, дабы обрести в жизни чистоту помыслов и деяний.

Составители пособия заранее выражают благодарность тем уважаемым людям, кто, ознакомившись с ним, пришлет свои пожелания, замечания и советы по его улучшению.

Дамир хазрат Мухетдинов

Н. Новгород, 2004 г.




Определение понятия "фикх"

Арабское слово "фикх" означает "понимание, проницательность, знание" и в большинстве случаев используется, когда речь идёт о знании шариата. Прилагательное "факих" (мн. ч. - "фукаха'") переводится как "знающий, понятливый", а в более узком смысле это слово означает "знаток основ и установлений шариата".

Глагол "факиха" означает "хорошо понять что-либо", а "факуха" - "стать факихом".

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха , сказал: «Люди являются рудниками, подобными золотым и серебряным рудникам. Те из них, что были лучшими во времена джахилийи, (остались) лучшими и в Исламе, если усвоили (установления) религии. (Что же касается) душ1, то они (подобны) воинам, призванным (в войско)2: те из них, которые узнают друг друга, объединяются, а те, которые друг друга не узнают, расходятся3» (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия Муслима).

Ибн Хаджар аль-'Аскаляни, да помилует его Аллах, сказал: «"Факуха" говорят в том случае, когда понимание является врождённым свойством человека; "факаха" - когда человек понимает что-либо раньше других, а "факиха" - когда он понял что-либо4».

Мусульмане используют слово "фикх" в качестве специального термина в двух значениях:

1. "Фикх" есть знание об установлениях шариата, касающихся практической деятельности, и указаниях на эти установления. В этом смысле "фикх" является таким качеством, которое указывает на знание человека, а тот, кто обладает этим качеством, считается факихом.

Под установлениями ("ахкам" - ед. ч. "хукм") подразумеваются любые веления и запреты, которым Аллах придал силу закона для людей с целью регулирования их частной и общественной жизни. Примером могут служить установления относительно молитвы, обязательного налога (закят), взаимоотношений между людьми, в том числе семейных взаимоотношений и т. д.

Прилагательное "шариатский" указывает на отношение к тому, что было узаконено Аллахом.

2. Кроме того, "фикхом" именуются установления шариата как таковые. В своей книге "Введение в фикх" шейх5 Мустафа аз-Зарка пишет: «Сначала "фикхом" именовалось знание об установлениях шариата, а потом так стали называть сами эти установления. Именно это имелось в виду, когда человек говорил: «Я изучал фикх». Таким образом, фикх определяется как совокупность практических установлений шариата».

Шейх 'Алляль аль-Фаси, да помилует его Аллах, сказал: «Религия представляет собой совокупность установлений, имеющих силу закона, а шариат есть Коран и Сунна. Что же касается фикха, то он является наукой обо всём этом. Очевидно, с самого начала шариат понимался как путь, а фикх - как рассуждение с целью понимания, разъяснения и истолкования шариата. Следовательно, можно сделать вывод о том, что фикх не может являться чем-то отделённым от шариата или находиться вне его, ибо он существует только в силу существования шариата»6.

Таким образом, фикх и шариат представляют собой две стороны одного и того же явления, что подтверждается многочисленными указаниями Корана, и Сунны. Эти указания разъясняют достоинство фикха и показывают, что фикх является наукой, позволяющей постичь установления шариата, связанные с выполнением определённых обязанностей, которые были возложены на нас Аллахом через Коран и Сунну Пророка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга первая icon Книга первая. Книга о счастье и несчастьях 1 «Николай Амосов. Книга о счастье и несчастьях.»
Известный хирург, ученый, писатель, Николай Михайлович Амосов рассказывает о работе хирурга, оперирующего на сердце, делится своими...
Книга первая icon Книга позволяет читателю сопоставить свои возможности с нравственными...
Это первая на русском языке книга, отдельно посвящённая месту и значению нравственных идеалов и правил йоги, их важности для самопознания...
Книга первая icon Первая. Новое восприятие проблемы рождаемости
Первая. Определение возможности забеременеть: что вы должны знать и чего, возможно, не знаете
Книга первая icon Книга первая
Высшими Силами. Надеемся, что наши рекомендации будут полезны тем, кто хочет совершить социальный подъём и готов добросовестно работать...
Книга первая icon Книга Майка Робсона и Филипа Уллаха покажет вам, как сделать полезным...
Мы предлагаем вашему вниманию книгу ученых-экономистов из Великобритании Майка Робсона и Филипа Уллаха, посвященную анализу новаций,...
Книга первая icon Конспект урока Тема «России первая любовь»
«России первая любовь» (по произведениям И. Пущина «Записки о Пушкине», М. Цветаевой «Мой Пушкин»)
Книга первая icon Книга первая из серии «зоны жизни»
Вы полагаете, могли бы быть включе­ны в следующие выпуски данной серии, будут с удовольствием приняты. Пожалуйста, направляйте их...
Книга первая icon Книга первая
В детстве часто летала во сне. Пролетала над горами, степями, морями, пропастями, городами. Пару раз сказала тете, что летаю во сне...
Книга первая icon Первая Депутат Балтики – 1 —
Роман смешон и печален, добр и зол; язык его легок, но последовательная мстительность мысли даже пугает. Книга рассчитана на читателей,...
Книга первая icon Малколм Барбер Процесс тамплиеров ocr litPortal
Книга М. Барбера — одно из самых авторитетных исследований в мире и первая публикация па русском языке — восстанавливает реальную...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции