Скачать 0.55 Mb.
|
А.В. НИКОЛЬСКИЙ МЕТОДИКА АНАЛИЗА ХОРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ОБРАБОТОК НАРОДНОЙ ПЕСНИ. (ГЦММК, е.х. 228, 243). Введение. Метод по существу, есть ответ на два вопроса: «что» и «как»? Отвечать на второй вопрос, не определив первого, невозможно. Поэтому первой задачей Методики является установка объекта –«Что?» в самых точных рамках его содержания, при распределении всех часных моментов последнего по строгой системе, относительно их последовательности одного за другим, и с той детализацией их собственного содержания, которая обеспечивала бы полную исчерпанность его, совершенную ясность и определенность объема и границ. Ответ на вопрос «как?» в весьма значительной степени обуславливается всей совокупностью такой установки объекта, следуя за постепенным строго-логическим раскрытием его основных сторон и частных моментов шаг за шагом. Малейшее упущение в установке, ее недостаточная системность или неполнота в освящении сторон и требований объекта приведут к такой же безсистемности и неудовлетворительности ответа на вопрос -"как"? Подробное и точное описание сущности объекта составляет задачу Методики теоретической, которая должна при этом всякое «что» принципиально обосновать, исходя из определенных методологических предпосылок, которые, в свою очередь окажутся не без влияния на характер и содержание – «как». Этот ответ, служа переходом к Методике практической, сам, однако, остаётся по своей природе, «теоретическим» же. Забывать этого никак не следует, чтобы не впасть в ошибку, требуя от «как?» свойств и качеств «практики» во всей ее конкретности. Методическое «как?», в той же мере, как и методическое «что?», составляют ничто иное, как общую теоретическую предпосылку для руководства в моменты подлинных методических «действий» при данной обстановке. Методика вооружает знанием: что нужно проводить, и как нужно проводить, но то и другое лишь так сказать «в принципе», «ориентировочно». «Конкретное» создается всецело обстановкой, тоесть живой аудиторией, ее развитием, восприимчивостью, большей или меньшей толковостью и т.п. Методика может добавить к своим теоретическим установкам "практически-показательные, примерно-опытные занятия", но исключителню для известной конкретизации этих установок в целях наглядности их; но претендовать па полную адекватность таких «опытов» с действительной практикой она не может. Изучать Методику - значит освоить «что» со стороны его содержания, а «как» - со стороны возможных путей к воплощению этого «что» для того, чтобы выйти на практическую работу с ясным представлением "плана действий". Иметь в голове точный и ясный «план», значат быть хорошо ориентированным для начатия действий; вопрос самих «действий» - это вопрос личной находчивости, то-есть умения приложить к условиям реальной обстановки багаж знаний, целей и способов к проведению того, что требуется задачей действий. Считать методику способной дать большее, чем основу и почву для проектации в работе, значит слишком переоценивать её, предъявлять к ней требования несоответствующие её возможностям и природе, как научной дисциплины. А.Никольский (подпись) 33/34 учебный год МГK. К МЕТОДУ АНАЛИЗА ХОРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ОБРАБОТОК НАРОДНОЙ ПЕСНИИмея ввиду нуждаемость всех хоровых спец-дисциплин в образцах из Хоровой Литературы, а также принципиальную необходимость постоянной внутренней связи и взаимопроникновения всех их, одна другою, - следует каздый образец - будь это из общехудожественной литературы, или из хоровых обработок народной песни - использовать по трем направлениям: I) собственно Хоровой Литературы, 2) Педработы, 3) Хоровой аранжировки. Это значит: при анализе, для отчета в нем по Хорлитературе, выделить и указать только те черты и особенности данного сочинения, которые являются наиболее ценными по своей показательности с точки зрения задач и требований этой именно дисциплины; для отчета по Педработе в том же сочинении отметить все относящиеся к требованиям многочисленных методик, входящих в курс этой сложной дисциплины; и наконец - в отношении Хор-аранжировки подчеркнуть моменты, интересные в смысле хоровой партитуры, то-есть наиболее яркие, редко применяемые способы расположения голосовых партий, использования регистров, тесситуры, вокальных тембров и тому подобное. Для Хоровой Литературы существенно: I) тематика хора по текстовому eго содержанию; 2) музыкальная тема сочинения (одна или 2-х, 3-х и более в нем имеющихся), заслуживающих внимания либо по мелодике или гармонии или же по особенностям полифонического изложения её, либо со стороны структуры ее ритмоформы и в частности тактового или долевого метроритма, либо по оригинальности, значительности и характерности содержания темы (тем) в целом; 3) форма всего сочинения (пан-форма)- применительная либо по строгой выдержанности своего структурного типа (по "образцовости" его в формально-тeopeтическом отношении) или, наоборот, по исключительности и некоторой беспримерности отклонений ее от этого типа (т.е. от «классического» норматива его); 4) свойства и особенности вокально-хоровых условий и требований; 5) технически-дирижерские моменты, вызывающие внимание либо своими внешне-техническими трудностями, либо своими трудностями, связанными с внутренне-художественной интерпретацией данного сочинения; 5) стиль фактуры (мелодический, гармонический, полифонный), стиль эпохи и стиль индивидуально-авторский, сказывающийся либо в применении оригинальных ладов, гармоний (аккордики, разрешений, последований, секвенций, модуляционных приемов и плана в целом) и так далее, либо по линии полифонических форм и форм структурных; 7) аналоги с произведениями на сходные темы (текстовую и музыкальную) разных других эnox формальных стилей и авторов. Анализ в аспекте Педработы требует точного и подробного отмечания различных моментов и деталей (в том же сочинении) в порядке специального «вопросника» на предмет использования его в работе с учащимися техникума или рабфака или даже в хоре… Наконец, анализ с точки зрения задач и требований Хор-аранжировки должен дать материал, с одной стороны, для изучения партитур разных видов, и степени сложности, (в плане ВУЗ-овском или техникумовском отдельно), с другой - для чтения партитур за фортепиано, (при педработе в техникуме). |
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому... В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты... |
Список литературы на лето 6 класс Обрядовый фольклор: колядки, масленичные песни, весенние песни, летние песни, осенние песни |
||
Программа факультативного курса "Народные игры и обряды" Использование ценностей народной празднично-игровой культуры и народной педагогики способствует формированию активной и полноценной... |
Программа по предмету «Теория и методика изучения литературы» Программа по предмету «Теория и методика изучения литературы» составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного... |
||
Образцы народной литературы Тюркских племен Для реализации национального, регионального и этнокультурного содержания образования предлагаем использовать список литературы, который... |
Урок Лирическая песня как жанр народной поэзии урок Лирическая песня.... Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Ч. I, II / авт сост. С. Б. Шадрина. Изд. 2-е, испр и доп. – Волгоград:... |
||
Комплексная методика анализа и оценки качества функционирования корпоративных... Наглядная модель описания дискретных алгоритмов решения оператором задач в корпоративных сетях |
Список литературы Байрон. Лирика («Душа моя мрачна…»; «Паломничество Чайльд Гарольда» (песни I, II) |
||
Методика определения диффузионного водорода при сварке покрытыми электродами За основу взята вакуумная методика (гост 23338-91). Новая установка обладает лучшей чувствительностью измерения и повышенной прочностью.... |
Литература 18 века. Г. Р. Державин. Стихотворения: «Памятник» Малые жанры фольклора. Русские народные песни. Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Солдаты... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |