«Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребенка»




Скачать 148.04 Kb.
Название «Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребенка»
Дата публикации 16.09.2014
Размер 148.04 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Философия > Документы
Развитие музыкальной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки

«Музыка является могучим и ничем не заменимым

средством в формировании духовного мира ребенка»

Д. Кабалевский

Любой разговор о музыке имеет смысл только тогда, когда наряду с ним звучит музыка. Музыка участвует в беседе, рассказывает о мире, о природе, человеке с помощью языка звуков и интонаций. Познание ребёнком этого своеобразного языка начинается с того момента, когда появляется первый интерес к музыкальному звуку, музицированию, когда возникает желание рассуждать о средствах музыкальной выразительности.

Слушание музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нём дети приобретают самый большой, по сравнению с другими её видами, объём музыкальных впечатлений. Учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать её. В процессе слушания развивается музыкальное восприятие - мышление.

Музыкальное восприятие
Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека.  Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может еще включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства.

Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во  всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Известный музыкант-психолог Е.В.Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие -  прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен». В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.

Восприятие у ребенка  и у взрослого в силу различного музыкального и жизненного опыта не одинаково. Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а так же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.

Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только  с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Н. А. Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания».

Таким образом,  восприятие зависит от уровня музыкального  и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.

Различие нюансов музыки развивается у детей , начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С. Стадлер однажды заметил: «Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением

Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Восприятие музыки осуществляю не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические - движения, игру на музыкальных инструментах.

Использую зрительную наглядность , чтобы усилить впечатления детей от прослушиваемой музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления («Фея Драже», «весенние проталинки», «Зимнее утро» и др.)

Использование музыкально-дидактических игры помогает детям в анализе музыкальных произведений. Помимо общепринятых методов и приемов (наглядный, словесный, игровой, практический) на занятиях использую методы формирования музыкально-эстетического сознания и основ музыкальной культуры, рассматриваемые в программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»:

  • метод контрастного сопоставления произведений и образов;

  • метод уподобления характеру звучания музыки (музыкально-ритмическое уподобление, тактильное уподобление, словесное уподобление, мимическое уподобление, темброво-инструментальное уподобление, полихудожественное и цветовое ).

  Поначалу, дети с достаточной легкостью будут различать отдельные выразительные средства музыки (темп, динамику, регистр), но нужно добиваться, чтобы они не просто констатировали выразительные средства, а выявляли их роль в создании музыкального образа. Характеристика эмоционально-образного содержания музыки является наиболее  уязвимым моментом в работе с дошкольниками. Дети без труда определяют моменты изобразительности («как будто падают листочки», «Журчит ручеек», «Капает дождик»), выделяют отдельные средства выразительности (темп, динамику, регистр, форму). Однако их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, выраженных в нем, не отличаются разнообразием. Любовь к музыке, потребность в ней формируется у ребенка прежде всего в процессе ее слушания, благодаря которому у детей развивается музыкальное восприятие, закладываются основы музыкальной культуры. А образные характеристики (эпитеты, сравнения, метафоры) вызывают эмоционально-эстетический отклик, который является зачатком музыкально-эстетического сознания. Поэтому в процессе беседы о произведении стараюсь  активизировать высказывания детей, что способствует более глубокому и осознанному восприятию. Активно использую метод восприятия «синестезия» - «цвет настроения». Он позволяет детям применять новые слова и в игровой форме высказываться о характере музыки. Его суть состоит в связывании определенного цвета с настроением музыки: пастельные, светлые тона – с нежным, спокойным характером музыки; темные, густые тона – с мрачным, тревожным характером; интенсивные, яркие тона – с решительным, торжественным.  С помощью этого приема дети знакомятся с новыми словами-характеристиками, а так же учатся переносить их с одного музыкального произведения на другое, схожее по настроению.

Музыкальные произведения для детей должны быть художественными, мелодичными, доставлять наслаждение своей красотой. Кроме того, они должны передавать чувства, настроения, мысли, доступные детям.

Объем детского внимания невелик. Поэтому для слушания подбирают небольшие по объему произведения с яркой мелодией, несложной гармонией, ясной формой, негромкой силы звучания и небыстрые по темпу. Громкое звучание возбуждает детей, а слишком быстрый темп затрудняет восприятие мелодии.

Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

В связи с этим проведение занятий по восприятию музыки предусматривает:

  • специальный подбор музыкального репертуара;

  • использование соответствующих возрасту методов работы с ним;

  • использование других видов музыкальной деятельности (музыкально - ритмических движений, игры в оркестре, пения);

  • использование различных видов художественной деятельности детей, произведений художественной литературы и изобразительного искусства (слушание стихов и прозы; рисование, просмотр репродукций картин, слайдов, видеоматериалов и т.д.). Синтез различных видов искусств, когда ребёнок, воспринимая музыкальное произведение, опирается на доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу, является наиболее продуктивным. Наглядность, живое слово (поэзия, проза) помогают ребёнку в раскрытии музыкального художественного образа. Восприятие, сопереживание и сопоставление художественных образов и выразительных средств этих видов искусства облегчает ребёнку овладение сложным музыкальным языком. Подбор музыкального репертуара осуществляется на основе принципов художественности и доступности детям дошкольного возраста; сочетания классической, современной музыки и фольклора. Дети с самого начала получают представление о многообразии и богатстве мира музыки, что способствует их музыкальному развитию, расширяет художественный кругозор.

Систематическое обогащение музыкальными впечатлениями в процессе работы по слушанию музыки способствует развитию музыкального восприятия детей. Программа по слушанию музыки в детском саду определяется воспитательными задачами, а не задачами обучения, так как сведения, получаемые детьми при восприятии музыки, ещё очень ограничены.

Основная цель этого вида деятельности – приобщить детей к музыке, воспитывать интерес и любовь к ней.

В соответствии с этой целью главной воспитательной задачей по восприятию музыки считаю формирование первоначальных основ музыкальной культуры, а именно:

  • знакомство детей с доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, распределяя их по жанрам и видам;

  • формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам;

  • развитие способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности; постепенное формирование представлений о музыке;

  • воспитание оценочного отношения к музыке и её исполнению, что является проявлением музыкального вкуса;

  • формирование навыка слушания музыки;

  • создание фонда любимых детских произведений.

В содержании программы по восприятию музыки выделяю три этапа:

  1. Ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений.

  2. Развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки.

  3. Развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса.

На каждом из этих этапов применяются определённые методические приёмы.

На первом этапе необходимо пробудить интерес к произведению, выразительно исполнив его. Это обязательное требование. Первое исполнение музыкального произведения должно быть особенно проникновенным, чтобы оставить глубокое впечатление в душе ребёнка. На этом этапе необходимо приучать детей активно вслушиваться, откликаться на чувства, выраженные в музыке, воспринимать её общий характер. Слово педагога, посвящённое музыке, должно быть кратким, образным. Очень важно продумать вступительное слово перед первым слушанием музыки, а также и все последующие пояснения.

По высказываниям детей, по мимике, по выражению лица ребёнка в процессе слушания мы можем судить об их активном музыкальном восприятии и заинтересованности.

На втором этапе перед педагогом стоит задача активизации процесса восприятия музыки. Музыкальный руководитель обращает внимание на наличие вступления, заключения, а также на основные средства музыкальной выразительности. Можно использовать игрушки и игровые приёмы обучения, показ иллюстраций, тематически связанных с содержанием произведения. Этот этап характерен углубленным восприятием музыки уже неоднократно слышанной, путём привлечения внимания к отдельным элементам музыкальной выразительности, развитием музыкальной памяти.

На третьем этапе слушания музыкальных произведений ребёнок начинает узнавать их, что говорит о сформировавшихся представлениях о музыке. В результате частого повторения произведений дети запоминают, выделяют наиболее понравившиеся. Появляется избирательное отношение к музыке. Дети просят исполнить их любимые произведения ,потому что хотят вновь испытать и пережить вызванные ими чувства.

Восприятие музыки в младшей и средней группах является как самостоятельным видом деятельности, так и моментом, предваряющим детское пение и музыкально - ритмические движения, так как прежде чем дети сами начнут петь и исполнять игры и пляски, они должны получить запас музыкальных впечатлений.

В младшей группе на занятиях по слушанию музыки стремлюсь:

  • накапливать у детей музыкальные впечатления, вызывать у них радостное настроение;

  • воспитывать интерес к вокальной и инструментальной музыке; развивать умение различать звуки по высоте, динамике, тембру; не отвлекаясь, слушать произведение до конца, запомнить его;

  • развивать умение чувствовать характер музыки, различать простейшие формы, рассказывать, о чём поётся в песне, узнавать знакомые музыкальные произведения.

В средней группе в процессе слушания :

  • формирую умение слушать музыку заинтересованно, внимательно, до конца откликаясь на её характер и настроение;

  • развиваю память путём узнавания песни, инструментальной пьесы по сыгранной мелодии или пропетой без слов;

  • воспитываю интерес и любовь к музыке, желание слушать её, накапливать музыкальные впечатления.

Систематические упражнения в слушании музыки вырабатывают у детей устойчивость слухового внимания. Это помогает ребёнку эмоционально и сознательно воспринимать музыку. Музыка для восприятия детьми младшего и среднего возраста должна быть светлой и жизнерадостной. Тематика произведений – самой разнообразной, но должна относиться к близким и понятным детям явлениям жизни.

В старших группах продолжается и углубляется работа по восприятию музыки. Оно выступает и как раздел занятия, и как методический приём работы, и как самостоятельное занятие. Восприятие детей этого возраста становится более осознанным, управляемым. Развивается произвольная память, внимание. Дети замечают сходство музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по их образному содержанию, характеру звучания. Появляется заинтересованность, устойчивость переживаний и чувств. Внимание детей уже более устойчиво, они подготовлены слушать сложные произведения. У детей достаточно развита речь, богатый словарный запас. Они могут высказывать свои суждения о музыке, пользоваться различными терминами. Дети живо и эмоционально реагируют на исполнение произведений педагогом.

В старших группах в процессе слушания ставлю задачи:

  • внимательно слушать музыку, все эмоции выражать после слушания;



  • прививать интерес к слушанию народной, классической и современной музыки в исполнении солистов, хора, оркестра;

  • приучать и запоминать произведения по вступлению и заключению, по мелодии, отдельным фразам и частям;

  • развивать умение различать характер музыки, средства музыкальной выразительности, различать двух и трёхчастную форму, песенный, танцевальный и маршевый жанры;

  • развивать умение сравнивать произведения по сходству и контрасту.

В основе развития музыкального восприятия по-прежнему лежит выразительное исполнение произведений педагогом, умелое использование слова, игрушек, иллюстраций, картинок, предметов прикладного искусства.

В процессе анализа музыкальных произведений требования к детям постепенно повышаются. Во время беседы о прослушанной музыке побуждаю дошкольников к самостоятельным высказываниям. Для того ,чтобы углубить впечатления детей, речь должна быть эмоциональной. Побуждаю детей к связыванию характера музыки с содержанием образа, выраженным в ней настроением, добиваться более полных высказываний, оценочных суждений. Многие музыкальные произведения после прослушивания и анализа использую в музыкально - ритмических движениях, в игре на детских музыкальных инструментах, что способствует более глубокому переживанию, пониманию и запоминанию музыки.

Самые яркие, любимые музыкальные произведения могут быть включены в сценарии праздничных утренников. Праздники в детском саду – это незабываемые страницы в жизни ребёнка, богатый источник его впечатлений. Поэтому так важно, чтобы и в процессе подготовки к празднику, и на самом праздничном утреннике звучала высокохудожественная музыка, способная оставить заметный след в душе ребёнка.

Музыка вызывает у слушателя различные чувства: радость, удивление, восторг, праздничную приподнятость или лёгкую печаль. Музыкальное искусство, отражая жизнь в её многообразии, расширяет кругозор ребёнка, обогащает его духовный мир. Музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение. Воздействуя на чувства и сознание ребёнка, она способствует его активному сопереживанию.

В целом восприятие музыки представляет для детей дошкольного возраста большую трудность, что связано, с одной стороны, со спецификой музыкального художественного образа, с другой – с возрастными особенностями дошкольника. Детям-дошкольникам с неустойчивым вниманием и малым по объёму запоминанием трудно воспринимать и понимать развивающийся во времени музыкальный образ. Им нужно помочь войти в мир музыки, помочь её услышать и понять.

В связи с этим проведение занятий по восприятию музыки предусматривает:

  • специальный подбор музыкального репертуара;

  • использование соответствующих возрасту методов работы с ним;

  • использование других видов музыкальной деятельности (музыкально-ритмических движений, игры в оркестре, пения);

  • использование различных видов художественной деятельности детей, произведений художественной литературы и изобразительного искусства (слушание стихов и прозы; рисование, просмотр репродукций картин, слайдов, видеоматериалов и т.д.). Синтез различных видов искусств, когда ребёнок, воспринимая музыкальное произведение опирается на доступные для него изобразительное искусство и художественную литературу, является наиболее продуктивным. Наглядность, живое слово (поэзия, проза) помогают ребёнку в раскрытии музыкального художественного образа. Восприятие, сопереживание и сопоставление художественных образов и выразительных средств этих видов искусства облегчает ребёнку овладение сложным музыкальным языком. Подбор музыкального репертуара осуществляется на основе принципов художественности и доступности детям дошкольного возраста; сочетания классической, современной музыки и фольклора. Дети с самого начала получают представление о многообразии и богатстве мира музыки, что способствует их музыкальному развитию, расширяет художественный кругозор.


Положительные тенденции эмоциональной отзывчивости детей


Дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования эмоциональной отзывчивости. И это дало мне основание начать более углубленную работу над темой «Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки».

Мониторинг эмоциональной отзывчивости детей осуществлялся с помощью наблюдения за деятельностью детей во время музыкальных занятий. Основным показателем художественно-эстетического воспитания ребенка, по моему мнению, является его эмоциональная отзывчивость, поскольку она отражает интерес ребенка к классической музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах деятельности.

Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в художественно-эстетическом воспитании детей. Они выражаются в том, что:

– дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения;

– их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали более адекватными;

– они научились внимательно рассматривать картины живописи и составлять словесное описание картины;

– создавать пластические этюды и танцевальные композиции;

– находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов;

Считаю необходимым и дальше использовать в практике музыкально-эстетического воспитания методы и приемы, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости детей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребенка» icon 1. Место предмета в структуре основной образовательной программы
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...
«Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребенка» icon 1. Место предмета в структуре основной образовательной программы
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации,...
«Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребенка» icon Рабочая программа учебного курса «Литература»
Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования...
«Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребенка» icon Роль семьи в формировании личности ребенка
Преемственность в работе доу и семьи: понятие, готовность ребенка к школе, содержание, формы и методы работы доу и школы, формы сотрудничества...
«Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребенка» icon Этапы формирования личности в онтогенезе
Он представляется нам самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующими собой переломные...
«Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребенка» icon Мирзакарим Норбеков Опыт дурака или ключ к прозрению об
На занятиях Мирзакарим Санакулович Норбеков часто повторяет: "Я обычный человек, такой же, как все. Ничем не лучше и, надеюсь, ничем...
«Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребенка» icon Календарно-тематическое планирование по литературе для 10 класса...
Целью преподавания литературы на старшей ступени является становление духовного мира человека, создание условий для формирования...
«Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребенка» icon Пояснительная записка Целью преподавания литературы на старшей ступени...
Развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощённых в ней явлений жизни
«Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребенка» icon Пояснительная записка Целью преподавания литературы на старшей ступени...
Развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощённых в ней явлений жизни
«Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребенка» icon Доклад учителя-словесника
Целью такого обучения является развитие познавательных способностей каждого ребенка, максимальное выявление индивидуально^ субъективного...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции