Рабочая программа Детская риторика рабочая программа внеурочных занятий «Детская риторика»




Скачать 216.32 Kb.
Название Рабочая программа Детская риторика рабочая программа внеурочных занятий «Детская риторика»
Дата публикации 11.06.2014
Размер 216.32 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Философия > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Саранпаульская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю

директор МБОУ Саранпаульская СОШ

_________/Попов А.Д./

Приказ №95 от «04» 09. 2013г.


Рабочая программа

Детская риторика
Рабочая программа внеурочных занятий «Детская риторика» для 3 класса

разработана в соответствии с требованиями

федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения

и на основе программы Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской, Р.И. Никольской, Г.И. Сорокиной «Детская риторика».

Учитель начальных классов О.С.Зеленина

Программа рассмотрена Программа согласована на МО учителей начальных классов с зам. директора по НМР МБОУ Саранпаульская СОШ МБОУ Саранпаульская СОШ Протокол №1 от «30» 08. 2013. «02»09. 2013. руководитель МО Третьякова С.И. Капшук Р.М.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы «Детская риторика» 3 класс. Авторский коллектив: Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина. Москва. Изд. «Баласс» 2011г. Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  • Учебник-тетрадь, 1,2ч. Т.А. Ладыженская и др. Москва, Изд. «Баласс» 2011г.

  • Методическая литература. Методические рекомендации. Детская риторика. 3класс. Т.А. Ладыженская. Москва, Изд. «Баласс» 2011г.

Количество часов: 34 (1 часа в неделю)

Центральное место в программе занимают коммуникативно-речевые задачи, которые формируют у второклассников умение анализировать, оценивать общение (в том числе и своё собственное) и – главное – умение общаться, умение успешно пользоваться даром слова.

Во втором классе изучаются блоки: «Общение» и «Речевые жанры».

В первом блоке даётся понятие о науке риторике, которая учит умелому, успешному общению. Далее выделяется специальное обучение умениям говорить-слушать, читать-писать.

В блоке «Речевые жанры» рассматриваются в сопоставлении тема и заголовок текста, а также опорные (ключевые) слова, которые отражают и тему, и основную мысль текста. Пересказы (изложения) – вторичные тексты, которые создаются на основе исходного, и поэтому в них отражается не только содержание текста, но и его языковой колорит. Количество изложений увеличено для того, чтобы совершенствовать умение излагать мысли в письменной форме.

Во втором классе рассматриваются основные типы текстов: рассуждение, описание, повествование. Даётся понятие об их смысловых различиях. Продолжается работа по речевому этикету, при этом в центре внимания находятся этикетные диалоги со значением «просьба» и «отказ».

Общая характеристика учебного предмета

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.

Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Планируемые результаты

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизнии человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

оценивать свою вежливость;

определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;

в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

отличать подготовленную и неподготовленную речь;

знать особенности неподготовленной речи;

осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

знать особенности диалога и монолога;

анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

пользоваться основными способами правки текста.
Содержание учебного предмета

Общение. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – чтос какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).

Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.

Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.

Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).

Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.

Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).

Текст. Речевые жанры. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.

Типы текстов.

Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.

Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.

Невыдуманный рассказ (о себе).

Вторичные тексты.

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.

Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Трубования к уровню подготовки уч – ся (ЗУН)

Вид контроля

УУД

План

Факт

1 триместр (12 недель – 12 часов)

ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)

1.

5.09.




Что мы помним о речевой ситуации Твои речевые роли. (Повторение.)

Чему учит риторика. Что такое успешное общение. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – чтос какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).


Знать значение науки риторики. Уметь оценивать обще ние, пригласить и ответить на устное приглашение, поздравить с праздником.

Текущий

Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д.

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.

Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях .

Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты.

Называть задачи общения.

Называть некоторые коммуникативные профессии .

Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче.

Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи.

2.







С какой целью? Зачем? (Задачи общения.).




Знать что такое вежливо сть, вежливая речь; прави ла поздравления, пригла шения.

Текущий

3.







Составление рас сказа «Вежливый слон».

Рассматривание картинок, составление плана, предположений, рассказа.

Знать правила устной речи. Уметь составлять связные законченные предложен ия, объединять их в часть.

индивидуальный

4.







Неподготовленная речь и подготов ленная речь. Приё мы подготовки.

Различие между подготовленной и неподготовленной речью. Разные способы подготовки.

Знать приёмы подготовки грамотной речи.

Уметь подготовить речь к выступлению.

Текущий

Различать подготовленную и неподготовленную речь.

Анализировать примеры неподготовленной речи.

Называть приёмы подготовки устного высказывания.

Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания.

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко.

5.







Практическая раб ота. Анализ непод готовленной речи.

Нахождение ошибок в отрывках речи, её редактирование.

индивидуальный

6.







Говорим подроб но. Говорим кратко.

Различие между краткой и подробной речью. Её цель.

Знать цели подробной и краткой речи.

Уметь делать выбор между ними.

Текущий

7.







Практическая раб ота. Преобразован ие подробного вы сказывания в крат кое и наоборот.

Преобразование подробного высказывания в краткое и наоборот.

Уметь преобразовывать подробное высказывание в краткое и наоборот.

индивидуальный

8.







Краткое изложе ние повествова тельного текста.

Деление текста на части, составление плана, составление краткого текста.

Уметь делить текст на части, выделять в них главное, составлять краткое высказывание.

индивидуальный

9.







Похвала(комплимент).

Основные приёмы похвалы. Выражение и прём похвалы.

Знать правила похвалы. Уметь делать комплимент.

Текущий

Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения.

Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией.

10.







Слушаем, вдумы ваемся. Слушаем по-разному

Использование эффективных приёмов слушания.

Знать приёмы слушания.

Уметь слушать.

Текущий

Называть задачи слушания.

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации .

Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя.

Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах.

Оценивать свои особенности как слушателя.

11.







Проверочная работа по итогам 1 триместра.

Выполнение предложенных заданий.

Знать правила самопроверки

индивид

12.

РЕЗЕРВ

сочинение – 1, изложение – 1, проверочная работа – 1, резервный урок – 1.

2 триместр (11 недель – 11 часов)




13.







Читаем учебные тексты.

Информационная переработка научно - учебного текста: составление плана

Уметь анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах

Текущий

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах.

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план.

Объяснять, зачем нужно исправлять текст.

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами.

14.







Учимся писать, редактировать.

Редактирование текстов.

Знать некоторые приёмы редактирования.

Уметь вносить правку в свой и чужой текст

индивид

15.







Как исправить текст? (Правка текста.)

индивид

16.







Что такое вежливость.

Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи Оценка невежливого речевого поведения.

Знать основные правила общения.

Уметь анализировать степень вежливости.

Текущий

Давать определение вежливости.

Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях.

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам.

17.







Добрые дела – добрые слова. Сам. работа.

индивид

ТЕКСТ (II часть – 17 часов)

18.







Тексты разные нужны.

Анализ текстов, определение типа. Сопоставление их коммуникативным задачам.

Знать разные типы текстов.

Уметь различать их.

Текущий

Называть признаки текста, типы текстов.

Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты.

Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления.

Различать диалог и монолог.

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов.

Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению.

Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего.

Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём

19.







Диалог и монолог

Анализ диалогов и монологов.

Уметь различать диалог-монолог, пользоваться ор фографическим, орфоэпи ческим и толковым слова рём, вводить в пересказ эффективные цитаты.

Текущий

20.







Пиши правильно! Произноси правильно!

Определение нарушения норм устной и письменной речи. Поль зование орфографическим, орфо эпическим и толковым словарём

Уметь пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём.

Текущий

21.







Практическая работа. Письмо солдату.

Сообщение последних поселко вых и школьных новостей третьему лицу.

Знать нормы письменной речи.

Уметь их соблюдать.

индивид

22.







Проверочная работа по итогам 2 триместра.

Выполнение предложенных заданий.

Знать правила самопроверки

индивид

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

Соотносить результат проведенного самоконтроля с поставленными целями при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

23.

РЕЗЕРВ

сочинение – 1, редактирование – 2, проверочная работа – 1,самостоятельная работа - 1, резервный урок – 1.

3 триместр (11 недель – 11 часов)

24







Употребляй слова правильно!

Редактирование текста.

Знать нормы устной речи.

Уметь их соблюдать.

индивид

Определять способы сжатия текста при сравне нии с исходным: способ исключения подробно стей и способ обобщённого изложения текста.
Реализовывать сжатый текст, пользуясь спосо бом исключения подробностей и способом обобщения .

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.
Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста .

Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе.

Вводить в пересказ эффективные цитаты.

Определять в аннотации те части, в которых сж ато говорится об авторе,событиях, героях книги.

25.







Пересказ. Выбери нужное. (Выборочный пересказ.) Цитата в пересказе.

Правила выборочного пересказа

Уметь использовать цитаты.

Текущий

26.







Кратко о книге (аннотация).

Письменная аннотация к книге.

Знать понятие «аннотация». Уметь составлять письменную аннотацию к книге.

индивид

27.







Поздравляю ко го?С чем?Как? Же лаю кому? Чего? Как? С днём рож дения!С Новым го дом!С праздником 8 Марта!

Составление поздравлений.

Знать структуру поздравления. Уметь составить письменное поздравление с праздником.

индивид

Анализировать структуру поздравления – устного и письменного.

Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации.
Реализовывать поздравление в устной и письм енной форме с праздником (с днём рождения, ус пехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление.

28.







Рассуждение,вывод в рассуждении. Правило и цитата в доказательстве.

Рассуждения с целью объясне ния или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.

Уметь отличать текст – рассуждение от остальных.

Знать правила текста-рассуждения.


Текущий

Анализировать известные структуры рассужде ний, в том числе рассуждение с выводом.

Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении.

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами.

29.







Изложение текста-рассуждения.

Изложение текста-рассуждения.

индивид

30.







Сравни и скажи. Правила сравнения. Как строятся сравнительные тексты.

Сравнение в текстах, правила сравнения.

Знать правила сравнения

Текущий

Анализировать сравнительные описания, их структуру.

Называть правила сравнения.

Реализовывать сравнительные описания сходн ых предметов, понятий с учётом задачи сравнения

Определять способ построения сравнительного описания:последовательное или параллельное сравнение.

Реализовывать сравнительное описание разными способами.

31.







Сочинение в форме сравнения.

Составление связного рассказа и его запись.

Уметь составлять текст в форме сравнения.

индивид

32.







Анализ сочине ний. Итоговая проверочная работа.

Выполнение предложенных заданий.

Знать правила самопроверки

индивид

Применять знания и способы действий в изменённых условиях

Соотносить результат проведенного самоконтроля с поставленными целями при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

33.







Риторический праздник. Обобщение.

Игра

Уметь выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Текущий

34.

РЕЗЕРВ

сочинение – 1, редактирование – 1, проверочная работа – 1, изложение - 1, резервный урок – 1.

ИТОГО: сочинение – 3, изложение - 2, редактирование –3, проверочная работа – 3, самостоятельная работа – 1, резервный урок – 3.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Детская риторика рабочая программа внеурочных занятий «Детская риторика» icon Риторика: границы понятия, предмет изучения
Риторика становится востребованной. Изменилось отношение к ней, стало ясно, что она не заканчивалась, а лишь спала, это был период...
Рабочая программа Детская риторика рабочая программа внеурочных занятий «Детская риторика» icon Рабочая программа по учебному предмету «Речь и культура общения (Практическая...
Долининой Т. А., Архаровой Д. И., Дзюбы Е. В. Данная программа является преемственной к программе «Речь и культура общения (риторика...
Рабочая программа Детская риторика рабочая программа внеурочных занятий «Детская риторика» icon Рабочая программа дисциплины «Детская психология»
Дисциплина 2 Детская психология включена в профессиональный цикл дисциплин б 3 (вариативная часть 2). Она является одним из разделов...
Рабочая программа Детская риторика рабочая программа внеурочных занятий «Детская риторика» icon Учебного курса по риторике для 10 класса
Рабочая программа элективного курса «Риторика» составлена на основе программы «Основы риторики: От мысли к слову». 10-11 класс. Михальская...
Рабочая программа Детская риторика рабочая программа внеурочных занятий «Детская риторика» icon Рабочая программа дисциплины культура речи. Риторика направление...
Дисциплина «Культура речи» 5 относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин, изучается в I...
Рабочая программа Детская риторика рабочая программа внеурочных занятий «Детская риторика» icon Рабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа Детская риторика рабочая программа внеурочных занятий «Детская риторика» icon Риторика в лингвистических диссертациях
Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, серия Филология. – Спб, 2007. №3(5), С. 5-10
Рабочая программа Детская риторика рабочая программа внеурочных занятий «Детская риторика» icon Логика и риторика: спосок литерутуры
Антология русской риторики. Учебное пособие. Отв редактор и составитель профессор М. И. Панов. М., 1997
Рабочая программа Детская риторика рабочая программа внеурочных занятий «Детская риторика» icon Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного...
«Детская школа искусств им. Б. Н. Молчанова» в соответствии с Федеральным законом от 08 мая 2010 года №83-фз «О внесении изменений...
Рабочая программа Детская риторика рабочая программа внеурочных занятий «Детская риторика» icon Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств №3
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции