Скачать 105.08 Kb.
|
Самофалова Е.И. Образовательная миграция: проблемное поле и основные характеристики. Проблема миграции на сегодняшний момент – одна из наиболее острых и проблематичных в современном обществе. Это связано со значительным увеличением миграционных процессов из-за политических, демографических, социально-культурных потрясений в мире. Исходя из анализа литературы можно выделить три наиболее интенсивных миграционных потока, активно развивающихся на данный момент: СНГ и «восточные соседи» - Россия, Россия - Европа, Европа – США [1]. Большую часть мигрантов в этих странах составляют трудовые мигранты (как легальные, так и нелегальные); также существует взаимосвязь между трудовой миграцией и вынужденными переселенцами, беженцами и учебными (или образовательными) мигрантами. При этом именно легальная трудовая и образовательная миграции наиболее полезны принимающему государству, так как они оказывают значительное влияние на экономику, политику и культуру страны. Несмотря на это миграционная проблематика это та часть научного знания в общемировом масштабе, по поводу которой ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению. Существует множество дисциплин, изучающих миграцию (демография, география, экономика, статистика, право, антропология, философия, социология, психология и т.д.), однако обобщенного понятия миграции как социального явления нет. Подобный феномен легко объясним, так как миграция является наряду с культурой, образованием, политикой одним из ключевых аспектов человеческой жизнедеятельности и соответственно содержит в себе множество различных аспектов, которые невозможно раскрыть в какой-либо отдельной науке. Исследование миграции и ее особенностей с точки зрения социологии представляет особый исследовательский интерес. Изучая общественные отношения, социология может предоставить богатый научный материал в области миграционных процессов и их интерпретации, как с объективистской, так и с субъективистской точек зрения. В той или иной степени отдельные аспекты миграции можно найти в экономической социологии (классификация миграционных процессов, статистические данные по миграции населения), социологии труда (трудовая миграция и ее особенности), гендерной социологии (гендерные особенности адаптации мигрантов), социологии семьи (взаимоотношения в семьях мигрантов), социологии права (нелегальная миграция, ее юридическое оформление)[2] и т.п. Социология миграции по существу имеет мало собственных теоретических наработок, опираясь в основном на знания из других наук, а также на зарубежный опыт. Это связано с тем, что данная область знания сравнительно недавно выделилась в от дельную отрасль. В настоящее время происходит разработка ключевых теорий и методологий исследования по социологии миграции. Об этом, в частности упоминают Т. Юдина [3], М. Сафонова [4], И. Бритвина [5], С. Блантер и Е. Нагайцева [6] и т.д. Так подчеркивается комплементарный характер знаний о миграции, недостаток сведений о социальной стороне миграционного процесса вследствие увлечения ее экономико-демографическим аспектом, исключительное внимание к макроуровню данной проблематики и исключение из анализа субъективной стороны миграции (в частности, поведения мигрантов, проблемах их адаптации к новым условиям жизни, общению с коренными жителями и т.п.). Феномен образовательной миграции в данном случае – не исключение. В литературе по этому вопросу доминируют психологические и демографические источники, а социальный фактор остается без должного внимания ученых. Помимо этих трудностей туманным остается само проблемное поле образовательной миграции и границы исследовательских практик. Поэтому автор предпринял попытку прояснить некоторые основные черты этого феномена. Во-первых, под миграцией в данной работе понимаются исключительно территориальные перемещения1. В данном случае образовательная миграция наряду с трудовой, деловой, переселенческой и рекреационной является одним из аспектов миграции в целом. Считается приемлемым принять это деление и в рамках социологии миграции. Далее, как и относительно других миграционных типов главной проблемой при образовательной миграции можно считать отсутствие адекватного определения, которое было бы принято большинством научного сообщества. Так даже в наиболее популярных в России социологических словарях [7] определение социологии миграции отсутствует, и авторы ограничиваются описанием феномена «миграция» как такового. Поэтому в качестве базового было взято определение, данное Т.О. Юдиной - известным социологом, занимающейся социологией миграции - в статье «О социологическом анализе миграционных процессов». Так, социология миграции это относительно самостоятельная отрасль социологического знания, объектом которого является миграционный процесс как социальное взаимодействие населения, вовлеченного в социально-географическое перемещение, а предметом - динамика изменений объективных и субъективных аспектов социальных отношений перемещаемых лиц в рамках прежнего и нового социума [8]. Данное определение достаточно размыто, однако исходя из него предлагается считать, что объектом исследования образовательной миграции как части социологии миграции является социальное взаимодействие индивидов, вовлеченных в социально-географическое перемещение с целью получения образования, а предметом также - динамика изменений объективных и субъективных аспектов социальных отношений индивидов в рамках прежнего и нового социума. Особенности образовательной миграции также возможно определить через серию типизирующих факторов миграционного процесса, в изобилии представленных в различных статьях по миграции. Во-первых, принимая во внимание общее деление миграционных процессов на три стадии (подготовительную, основную, заключительную) [9] образовательную миграцию согласно А. Катровскому также возможно разделить на три этапа [10]:
Обратимся далее к классификационным параметрам феномена образовательной миграции. Для этого в качестве основы примем работу С. Градировского и Т. Лопухиной «Типологии миграционных процессов» [12]. Так с точки зрения «проявленности субъекта целеполагания» образовательная миграция присущ определенный дуализм [13] значений. С одной стороны, она является в большинстве случаев добровольной. Степень добровольности (то есть желания) при образовательной миграции очень высока, однако находится в зависимости от внутренних, субъективных причин (например, стремления обучаться в конкретном образовательном учреждении). Если же на прежнем месте жительства отсутствует необходимое образовательное учреждение или наличествует ряд условия, неподходящих для обучения, то образовательная миграция может стать вынужденной. По пространственно-временному параметру образовательная миграция также может быть различна. Рассмотрим сначала типологию по отношению к конечному пункту перемещения Векторная миграция – тип миграции, предполагающий наличие конечного пункта прибытия. При этом человек может эпизодически приезжать в этот пункт и уезжать из него – временно-постоянная миграция. Человек может также навсегда переселяется в пункт перемещения – совершить безвозвратную миграцию. Эпизодическая миграция описывает разовое перемещение. В нашем случае образовательная миграция может быть как временно-постоянной, так как обычный образовательный цикл длится от 1 до 6 лет, так и безвозвратной, когда мигрант принял решение остаться после учебы в принимающем сообществе. В случае если индивид уезжает для прохождения повышающих квалификационных курсов миграция может быть эпизодической. Маятниковая миграция – в большинстве случаев предполагает периодическое перемещение индивидов из одного населенного пункта в другой. Может быть челночной (то есть ежедневной или еженедельной) и сезонной (в пределах года). Образовательная миграция может происходить в каждом из этих типов. Следующий аспект пространственно-временного параметра миграции – деление ее по отношению к условным и воображаемым линиям, границам Административная граница – миграция в этом случае может быть внешней и внутренней. Внешняя миграция предполагает разделение на эмиграционную и иммиграционную. Оба эти типа свойственны образовательной миграции. В свою очередь внутренняя миграция делится на внутрирегиональную и межрегиональную; образовательная миграция также включает в себя оба фактора. Социокультурная граница – данный тип миграции находится в зависимости от возможности образования мигрантами собственного социокультурного пространства. В случае образовательной миграции возникает двоякая ситуация. В случае маятниковой миграции индивид находится в уже сформированном социокультурном пространстве и не испытывает проблем, связанных с адаптацией на новом месте жительства. Однако для социология миграции в большинстве случаев представляет исследовательский интерес именно векторная образовательная миграция, которая включает в себя весь спектр подобных проблем. Пространственно-временной фактор учитывает также деление миграции по отношению к оси центр-периферия. Центростремительная миграция – движение, направленное от периферии к крупным центрам. Образовательная миграция зачастую является центростремительной вследствие отсутствия на местах необходимых образовательных учреждений. Центробежная миграция – перемещение из центра в пригород. В обычных случаях образовательной миграции не свойственно. Следующий фактор в классификационной схеме миграции – степень комплементарности «принимающего» и «прибывающего» сообществ. Социология миграции и в частности исследователи образовательной миграции находят здесь обширное проблемное поле, требующее пристального внимания ученых. Причем если при изучении других типов миграции, в частности трудовой, ключевым понятием в последнее время является понятие национальной толерантности к прибывающим индивидам, то в отношении образования одинаково важно учитывать все социальные характеристики прибывающего на учебу индивида (с последующим его включением в прибывающее сообщество, если таковое присутствует) и принимающего его местного населения:
Миграционные процессы классифицируются также по степени интенсивности. Образовательная миграция в современном мире обладает высокой степенью интенсивности, особенно в европейскую часть мира и США, что связано со специфическими особенностями развития нашего общества: размыванием территориальных границ, распределением финансовых потоков, языковой и национальной толерантностью. Последний классификационный аспект – разделение миграционных процессов относительно наличия-отсутствия русла миграционного потока имеет опосредованное отношение к образовательной миграции, так как в любом случае, даже при безвозвратной миграции нельзя говорить о человеческом течении, которое бы при больших масштабах могло бы кардинально изменить структуру принимающего сообщества. Обратимся далее к сущностным характеристикам образовательной миграции. Это явление зачастую не носит массовый характер, поэтому в целом не может особенно влиять на демографические параметры принимающего сообщества: кардинально изменять его численность, половозрастной и гомо или гетерогенный национальный состав.2 Параметром, заслуживающим внимания, здесь можно считать изменение квалификационной структуры рынка труда – в наиболее привлекательных для образования городах обычно выше процент людей с высшим образованием. Образовательные мигранты - привлекательный объект для изучения. Они обладают высоким коммуникативным ресурсом и зачастую более привлекательные для принимающего сообщества, чем остальные мигранты, так как могут оказать положительное влияние на развитие региона или страны. Поэтому социология миграции должна обратить повышенное внимание на этот аспект собственной сферы научного знания. Литература
1 В современной теории миграционных процессов существует две различные точки зрения. Обращаясь к Л.Л. Рыбаковскому находим, что в первом случае под миграцией понимается широкий спектр понятий, включающих в себя различные виды движения (например, с точки зрения А.У. Хомры - отраслевое, территориальное, профессиональное, социальное). Во втором случае миграция представляет собой только территориальное перемещение. Автор придерживается второй точки зрения, полагая возможным в данном случае изучать социальный аспект образовательной миграции в контексте территориального перемещения индивидов.2 В данном случае следует учитывать наличие образовательных центров, куда зачастую направлен миграционный образовательный вектор (Кембридж, Оксфорд, Гарвард. Для России – Москва, Санкт-Петербург, также Новосибирск и Томск для сибирского региона) |
Программа вступительного испытания по предмету социология для поступающих... История социологии. Истоки социологии. Становление и развитие социологической теории в XIX – XX вв. Западная социология в XX в. Отечественная... |
Тема: «Любовь, как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина» Образовательная: познакомить с любовной лирикой А. С. Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изучить факты, свидетельства,... |
||
Xlviii-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по английскому... Взгляд со стороны. (Регулятивный тип). Расскажи о себе на английском языке с точки зрения другого лица. Вы можете представить себя... |
Книга рассчитана на взыскательного читателя. Особый интерес она представляет... Веда Славяньска. Герметическая философия в доступном изложении. Евангелие самому себе |
||
Исследование в реакторе мир поведения твэлов ввэр-1000 в условиях,... Работа выполнена в открытом акционерном обществе «Государственный научный центр Научно-исследовательский институт атомных реакторов»,... |
Начала Исследование сборных пустотных железобетонных плит перекрытий и оптимизация с точки зрения массового применения в Ираке |
||
Русский язык Обслуживает общественные отношения людей, организаций, международные, политические и культурные отношения стиль |
В поисках себя личность и ее самосознание Собственный вопрос показался ему настолько абсурдным, что он смутился и не посмел продолжать разговор. Но нелепое с точки зрения... |
||
Книга писалась легко и трудно одновременно. С точки зрения формы... С. Льюиса. Коллега Баламута, опытный бес-искуситель Балабол, находится в современной России, где очень много незнакомых для Льюиса... |
Методическая разработка «Знакомьтесь, петриковская роспись» Многие годы изучая на различных курсах и осваивая самостоятельно кистевые и графические росписи по дереву, я накопила богатый опыт... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |