Отчет по программе «Одаренные дети»




Скачать 296.47 Kb.
Название Отчет по программе «Одаренные дети»
страница 1/2
Дата публикации 29.05.2014
Размер 296.47 Kb.
Тип Отчет
literature-edu.ru > Экономика > Отчет
  1   2

Отчет по программе «Одаренные дети»

о работе администрации школы и учителей-предметников с одарёнными учащимися по развитию их творческих способностей и индивидуальных особенностей

в СОШ №50г. Г розного

за 1 полугодие 2013-2014 учебного года.

Сроки: сентябрь-декабрь 2013года.

Социально-экономические преобразования в Чеченской республике обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится задача создания элиты. Работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне.

Цель, стоящая перед педагогами муниципального бюджетного образовательного учреждения «СОШ №50» г. Грозного состоит в разработке и реализации системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одаренных детей.

Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени. В современной системе образования она становится тем более актуальной в связи с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве, приоритетностью инновационных форм развития производства, общества, личности.

Большинство современных образовательных проектов имеет целью развитие таких способов организации социального взаимодействия, которые позволят интенсифицировать процесс социализации личности с одновременным развитием его индивидуальности, направленной на творческое преобразование окружающей действительности. Фактически такой подход предполагает развитие индивидуальной одаренности индивидуума, обладающего ключевыми компетентностями, позволяющими ему быть успешным в профессиональной и социальной сфере отношений.

На наш взгляд единая система организации образовательного пространства для одаренных детей должна включать в себя не только мониторинговые компоненты, но также подкрепляться и дополняться содержательным, технологическим и методическим наполнением деятельности, представляющими собой комплекс организационно-технологических мероприятий, способствующий всестороннему развитию личности, ее индивидуальной одаренности.

Задачи:

  • Создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.

  • Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и экспериментальной работы учителей школы.

  • Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одаренных детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время.

  • Создание условий одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.

  • Стимулирование творческой деятельности одаренных детей.

  • Привлечение научного потенциала Вузов и научных учреждений к работе с одаренными детьми.

  • Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одаренных детей.

  • Создание условий для привлечения учащихся к решению социальных и нравственных проблем школы, посёлка, интересных и значимых для молодежи и подростков.

  • Обмен опытом педагогов школы по работе с одаренными детьми.

Разрабатывая свою систему действий, мы исходим из следующего содержания понятия "одаренные дети". Итак, одаренные дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;

  • имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

  • испытывают радость от умственного труда.

Для них характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены не все признаки одаренности.

Всех одаренных детей мы подразделяем на три категории:

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте).

  • Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).

  • Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Отсюда мы делаем стратегически важный вывод - выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения.

Стратегия работы с одаренными детьми в школе заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Работа с одаренными детьми в школе строится на следующих принципах:

  • принцип дифференциации и индивидуализации обучения

( высшим уровнем реализации которого является разработка программы развития одаренного ребенка);

  • принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

  • принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг ;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам;

  • принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

В целях создания системы выявления и отбора одаренных детей, необходимо знакомить учителей с научными данными о психологических особенностях одаренных детей, приемами целенаправленного педагогического наблюдения. В школе проводятся МО классных руководителей с привлечением с педагога-психолога школы, ведется подбор и накопление методической литературы, необходимой для самообразования по этой теме, организована научно-методическая работа по этому направлению.

Учителями-предметниками и классными руководителями проводится целенаправленное наблюдение за учебной и внеурочной деятельностью школьников для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности.

Обязательно в каждом классе выявляются мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов их ребенка.

В щколе стали традиционными фестивали, конкурсы, олимпиады и различные соревнования, позволяющие ребенку проявить свои способности

(предметные олимпиады, конкурсы творческих работ)

Работа с одаренными детьми включается в качестве приоритетного направления в систему научно-методической работы.

Ежегодно в плане работы каждого МО в школе отражается отдельное направление - работа с одаренными детьми по предметам. Вопросы методического сопровождения данной деятельности обсуждаются так же и на заседаниях методических объединений. В планах на будущее - разработка программы изучения личности одаренного ребенка, индивидуальных карт развития одаренных детей.

Одним из условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время, является внедрение проектного метода обучения. Конкурсы социальных проектов, проектов детского самоуправления, а так же межпредметные учебные проекты учащихся с использованием ИКТ давно занимают отдельное место в планах деятельности школы. Расширяется сеть факультативных занятий, каждый год разрабатываются и внедряются программы новых спецкурсов в системе факультативных занятий, в школе существует широкий выбор кружков и секций для удовлетворения самых разнообразных талантов и склонностей учащихся. Педагогическим коллективом школы создаются условия одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности. С этой целью совершенствуется структура научного общества учащихся, ежегодно проводятся предметные Недели, охватывающие учащихся всех ступеней обучения. За свои заслуги и победы учащиеся получают грамоты. Вся информация о наших достижениях размещается на сайте школы, ведь информационная открытость - одно из необходимых условий для прогрессивного развития. Психологической службой школы оказывается квалифицированная психолого-педагогическая помощь родителям одаренных детей. Ведь не секрет, что иногда мамы и папы не могут определиться с тем, какое образовательное учреждение выбрать для ребенка, одаренного в той или иной области; какую предпочесть программу и режим обучения, где получить дополнительный образовательные услуги.

Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований - сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одаренными детьми будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных талантливых граждан России так же одаренные взрослые - педагоги.

Начальная школа ( 1-4 классы)



1


Хазуев Аслан

Русланович

Класс

4

Победитель конкурсов чтецов, республиканского конкурса в номинации «Авторское слово»

Диплом победителя республиканского конкурса, грамоты от администрации школы.







Микаилов Магомед


4

Спортивные достижения

Грамоты и медали







Хадисов Ахмед

Асланович

3

Участие и победы в интеллектуальных конкурсах

грамоты







Итого

3










Основная школа ( 5-9 классы)




ФИО

класс

В чём себя проявил

Чем награждён

Примечания

1

Аюбова

Марха

Хасановна

7

Призовые места при проведении предметных недель

Похвальные

грамоты 2010-2012гг.

СОШ № 50

Инвалид (аплазия почек)

2

Муступаева

Алина

Бекхановна

7

1 место в НПК-2011г.

Секция «Естество-

знание»

2 место в НПК-2012г.

Секция «Лингвистика»

Дипломы победителя НПК-2011,2012.

Похвальные грамоты 2010-2012гг.

СОШ № 50




3

Асланбекова

Марьям

Сапарбековна

9

2 место в НПК-2011г.

Секция «Математика»

Призовые места при проведении предметных недель

Диплом победителя НПК-2011г.

Похвальные грамоты 2010-2012 г.

СОШ № 50.




4

Бициева

Раяна

Хаважевна


9




Похвальные грамоты 2010-2012гг.

СОШ № 50.


5

Адамова

Тамила

Хасайновна

10

1-место в городском конкурсе сочинений «Нет наркотикам»,

победы в районных и городских конкурсах сочинений.

Похвальные грамоты 2008-2012гг.

от СОШ № 50, Молодежного комитета-2011, 2012гг.




6

Мадаева

Мадина

Шамхановна

10

Призовые места при проведении предметных недель

Похвальные грамоты 2008-2012гг.

СОШ № 50




7

Мадаева

Мадина

Шамхановна

10

Призовые места при проведении предметных недель

Похвальные грамоты 2008-2012гг.

СОШ № 50




8

Мадаева

Мадина

Шамхановна

10

Призовые места при проведении предметных недель

Похвальные грамоты 2008-2012гг.

СОШ № 50




В сентябре-декабре месяцах 2013 года был проведен анализ работы администрации школы и учителей-предметников с одарёнными учащимися по развитию их творческих способностей и индивидуальных особенностей. В рамках контроля посещались уроки и индивидуальные занятия у учителей-предметников, заседания секций НОУ, проверялись классные журналы, были проанализированы результаты участия обучающихся в различных конкурсах и предметных олимпиадах.



Администрация школы держит под контролем работу с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию к учению. Одарённые в определённой предметной области ученики имеют отличные оценки по данному предмету. Учителями-предметниками составлены планы работы с одарёнными учениками, которые реализуются как через урочную, так и чрез внеурочную деятельность. В школе имеется и постоянно обновляется банк одарённых учащихся в хореографии, спорте, предметных областях. Среди всех учащихся выделяется группа особо одарённых школьников, у которых имеются стабильно высокие достижения в области одарённости. Одарёнными учащимися в нашей школе можно назвать:



В школе разработана программа «Одарённые дети» (размещена на школьном сайте), и как составляющая часть, - план работы на 2013-2014уч.г.

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Выход

1.

Уточнение списка детей с повышенными учебными способностями с указанием предмета или направления

Сентябрь

Кл. рук. 1-4 классов

Список

2.

Диагностика учебных способностей учащихся, развития каждого мотивированного ребенка

Сентябрь-

январь

Зам директора

по НМР,

кл рук

Анализ

3.

Проведение школьных предметных олимпиад

9-11 классы




Октябрь-ноябрь


зам. дир.

по НМР ,

кл. рук.

Приказы, справки, отчеты.

4.

Организация работы школьного НОУ

1 полугодие

зам. директора по НМР .


Приказ, план

5.

Планирование индивидуальной работы с детьми с повышенными учебными способностями на уроке


Постоянно

Учителя – предметники

Посещение и анализ уроков

6

Организация кружковой работы по интересам.

Сентябрь-октябрь

зам. директора

расписание

7.

Привлекать одаренных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе

Постоянно

Учителя – предметники
Кл. рук.

Наблюдение, собеседование, анализ,

8.

Участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок»


ноябрь

зам. директора

по НМР, учителя русского языка


списки, заявки, справки,

9.

Участие во Всероссийском игре – конкурсе по английскому языку «Бульдог»

январь

зам. директора

по НМР,

учитель английского языка

списки, заявки, справки

10.

Участие в международной игре– конкурсе по математике «Кенгуру»


март

зам. директора

по НМР,


списки, заявки, справки

11.

Проведение школьной научно – практической конференции учащихся «Шаг в будущее»

февраль-март

зам. директора

по НМР, учителя-предметники



Приказ заявки, справки


12.


Участие в городской научно – практической конференции учащихся «Шаг в будущее-2014»


март


зам. директора

по НМР.


Приказ, заявки, справки

13.

Проведение педагогических консультаций с родителями по вопросам:

- круг интересов учащихся,

- трудностей в учебе,

- индивидуальных способностей.

В течение года

Кл. рук., психолог




14.

Консультации с учителями – предметниками по вопросам:

-успеваемости,

- уровня трудности заданий,

- индивидуальных способностей школьников.

В течение года

Кл. рук., зам. директора по УВР

Совещание при зам. директоре по УВР

15.

Взаимопосещение уроков с целью наблюдения за деятельностью учащихся с повышенными учебными способностями.

В течение года

Зам. директора по УВР,учителя, кл. рук.

Анализ

16.

Осуществление взаимодействия с педагогами дополнительного образования, работающими с одаренными детьми

Постоянно

Учителя - предметники




17.

Осуществление контроля за работой учителей с одаренными детьми

В течение года

Зам. диктора по УВР, НМР

Анализ, МС

18.

Проведение предметных недель

По отдельным планам МО

зам. дир. по НМР , учителя-предметники

Приказ, Планы, анализ, справки,

19.

Пополнение «Портфолио достижений» учащихся школы

в течение года

кл. рук.,


Портфолио

Работа с одаренными детьми и обучаемыми, позитивно мотивированными на учебу, традиционно ведется по всем предметам. Педагоги используют дифференцированный подход в обучении, индивидуальные и групповые задания, ориентируют школьников на дополнительную литературу с указанием источника получения информации, ссылки на сайты. Индивидуальная, групповая работа предполагает практические задания, проектную деятельность, создание презентаций, работу с дополнительным материалом, решение исследовательских

По русскому языку, литературе большое внимание уделяется развитию творческих способностей, выполнение творческих заданий (написание сочинений, отзывов, создание презентаций, самостоятельное чтение не предусмотренное программным материалом с последующим обсуждением). Подготовка и участие в конкурсах выразительного художественного чтения.       



Все учителя-предметники планируют работу с наиболее способными учащимися на уровне школы.

Учитель математики Асланбекова Л.С., учителя русского языка и литературы Адамова Н.А., Адамова Э.Р., выявили и целенаправленно развивают индивидуальные творческие способности у Асланбековой М., Муступаевой А., через участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Учитель математики Асланбекова Л.С. успешно работает с двумя одарёнными учениками.

Учитель русского языка и литературы Адамова Э.Р. имеет достижения регионального уровня.

Учителям-предметникам для усиления эффективности работы с одарёнными учащимися:

а) использовать в свое работе положительный опыт учителей школы и района;

б) привлекать обучающихся к участию в конкурсах сети Интернет.В соответствии с планом работы Министерства образования и науки ЧР и планом работы ДО г. Грозного на 2013-2014 учебный год, приказом №77 по МБОУ « СОШ №50» г. Грозного от 01.10. 2013 г. о проведении школьных предметных олимпиад, в целях выявления и поддержки талантливых ( одаренных) детей, развития их способностей и интереса к научному творчеству, был проведен школьный тур Всероссийской олимпиады школьников в 2013-2014 учебном году.

Для проведения школьного этапа Олимпиады создан оргкомитет и жюри школьного этапа Олимпиады. Школьный этап Олимпиады проводился в соответствии с требованиями и по олимпиадным заданиям, разработанным предметно-методическими комиссиями муниципального этапа Олимпиады. В школьном этапе Олимпиады по каждому общеобразовательному предмету принимали участие обучающиеся 9-11 классов МБОУ «СОШ №50» с учетом начала изучения каждого предмета, что позволило задействовать одарённых учащихся из среднего звена и активизировать работу учителей-предметников с сильными учащимися.

Победителями школьного этапа Олимпиады признаны учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов среди всех участников олимпиады по каждому протоколу, при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов.

Все учителя- предметники провели школьные олимпиады согласно графика. Не проводилась олимпиада по технологии.

Список победителей, призеров и учащихся с лучшим результатом,

утверждённый оргкомитетом школьного этапа Олимпиады.

№ п/п

ФИО ученика

(полностью)

Класс

Предмет

ФИО учителя (полностью)



Болтиева Линда

Абду-Керимовна

9

Чеченский язык

Докмурзаева Зура

Дзеудиновна



Исламова Малх-Азни Олхазуровна

10

Чеченский язык

Докмурзаева Зура

Дзеудиновна



Тайсумова Хава

Рамзановна

11

Чеченский язык

Докмурзаева Зура

Дзеудиновна



Заумаев Рамзан

Магомедович

9

Чеченская литература

Докмурзаева Зура

Дзеудиновна



Бисултанова Тумиша Магомедовна

10

Чеченская литература

Докмурзаева Зура

Дзеудиновна



Мадаева Мадина

Шамхановна

11

Чеченская литература

Докмурзаева Зура

Дзеудиновна



Асланбекова Марьям

Сапарбековна

9

Русский язык

Адамова Элиза Рамазановна



Бисултанова Тумиша

Магомедовна

10

Русский язык

Адамова Наталья Алиевна



Мадаева Мадина

Шамхановна

11

Русский язык

Адамова Наталья Алиевна



Урсубиева Милана

Исламовна

9

Русская литература

Адамова Элиза Рамазановна



Исламова Малх-Азни Олхазуровна

10

Русская литература

Адамова Наталья Алиевна



Султанова Мадина Алиевна

11

Русская литература

Адамова Наталья Алиевна



Асланбекова Марьям

Сапарбековна

9

Английский язык

Хасанова Ася Магомедовна



Аюбова Макка Хасановна

10

Английский язык

Хасанова Ася Магомедовна



Гайсумова Иман

Исаевна

11

Английский язык

Хасанова Ася Магомедовна



Бициева Раяна

Хаважиевна

9

Математика

Асланбекова Лида Сайдаровна



Аюбова Макка Хасановна

10

Математика

Асланбекова Лида Сайдаровна



Тайсумова Хава

Рамзановна


11

Математика

Асланбекова Лида Сайдаровна



Бициева Раяна

Хаважиевна

9

Информатика

Кучеренко Александра Владимировна



Дудаев Мохди

Мохданович

10

Информатика

Кучеренко Александра Владимировна



Мадаева Мадина

Шамхановна

11

Информатика

Кучеренко Александра Владимировна



Хачукаев Вахид

Ибрагимович

9

Физика

Асланбекова Лида Сайдаровна





Хамидов Рукман

Могдыевич


10

Физика

Асланбекова Лида Сайдаровна



Тайсумова Хава

Рамзановна


11

Физика

Асланбекова Лида Сайдаровна



Бициева Раяна

Хаважиевна

9

Химия

Чимикова Людмила Гилановна



Аюбова Макка Хасановна

10

Химия

Чимикова Людмила Гилановна



Гайсумова Иман

Исаевна

11

Химия

Чимикова Людмила Гилановна



Болтиева Линда

Абду-Керимовна

9

Биология

Чимикова Людмила Гилановна



Исламова Малх-Азни Олхазуровна

10

Биология

Чимикова Людмила Гилановна



Султанова Мадина Алиевна

11

Биология

Чимикова Людмила Гилановна



Заумаев Рамзан

Магомедович

9

География

Ибрагимов

Ислам

Мусаевич



Аюбова Макка Хасановна

10

География

Ибрагимов

Ислам

Мусаевич



Дигаев Турпал-Али

Лемаевич

11

География

Ибрагимов

Ислам

Мусаевич



Марха

Хизаровна

9

Физическая культура

Шахгиреев Темирлан Арабович



Агуев Хамзат

Халитович

11

Физическая культура

Шахгиреев Темирлан Арабович



Болтиева Линда

Абду-Керимовна

9

История

Шахгериева

Эсет

Майрбековна



Аюбова Макка Хасановна

10

История

Саитова

Рупият Магомедовна



Тайсумова Хава

Рамзановна

11

История

Саитова

Рупият Магомедовна



Заумаев Рамзан

Магомедович

9

Обществознание

Шахгериева

Эсет

Майрбековна



Бисултанова Тумиша

Магомедовна

10

Обществознание

Саитова

Рупият Магомедовна



Султанова Мадина

Алиевна

11

Обществознание

Саитова

Рупият Магомедовна



Работа с одаренными детьми в нашем ОУ ведется в плане развития организационных, учебно-познавательных (академических и интеллектуальных), информационных и коммуникативных компетенций через: предпрофильное обучение в 9 классе, творческие мастерские, индивидуальную работу (консультации), массовое участие в различных предметных и внеклассных конкурсах различных уровней, развитие проектных методов, использование компьютерной техники и Интернета, кружки по интересам, создание портфолио достижений, чествование призеров и победителей на общешкольной линейке,: родительских собраниях.Низкое количество баллов для призовых мест набрали учащиеся по физике, математике, физической культуре, русскому языку, биологии. Причины: неумение выполнять задания надпрограммного уровня.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

Рекомендовать для участия в муниципальном этапе олимпиады победителей школьного этапа Олимпиады текущего года, набравших лучший результат по предмету, победителей и призёров муниципального этапа Олимпиады прошлого учебного года.

Учителям подготовить призеров школьных олимпиад для участия в городской олимпиаде по предметам.

Согласно графику и положения проведения районных олимпиад доставлять учеников на городскую олимпиаду.

Проанализировать и обсудить итоги проведения олимпиад на заседаниях ШМО, учесть ошибки и затруднения, допущенные при выполнении заданий школьного тура при подготовке учащихся для участия на муниципальном этапе.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет по программе «Одаренные дети» icon 1. Программа «Буйнаксковедение»
У школы имеется скромный опыт работы по разработке программ «Предпрофильного, профильного обучения» и «Одаренные дети» на протяжении...
Отчет по программе «Одаренные дети» icon Отчет по программе «Одаренные дети»
Чеченской республике обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно...
Отчет по программе «Одаренные дети» icon Информационный отчёт о реализации программы «Одарённые дети» (результаты...
Дагестанский кадетский корпус (кадетская школа-интернат) имени генерал-полковника Трошева Г. Н
Отчет по программе «Одаренные дети» icon Семинар ответственных по работе с одарёнными детьми
Практический опыт работы проектирования системы работы с одаренными детьми отражен в единой районной программе «Одаренные дети»,...
Отчет по программе «Одаренные дети» icon Программа «Одаренные дети»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Дагестанские Огни
Отчет по программе «Одаренные дети» icon Информационное письмо
В соответствии с программой «Одаренные дети» Томским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования...
Отчет по программе «Одаренные дети» icon Буйнакское руо одаренные дети: особенности п сихического развития
Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда, довольно много таких, которые часто проявляются в поведении...
Отчет по программе «Одаренные дети» icon Положение о школьном этапе научно-практической конференции школьников мбоу «сош №11» 1
Научно-практическая конференция школьников проводится в рамках реализации феде­ральной программы «Одаренные дети» и преследует следующие...
Отчет по программе «Одаренные дети» icon Пояснительная записка Концепция программы Принципы педагогической...
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи самая важная в сфере образования
Отчет по программе «Одаренные дети» icon Анализ реализации Программы «Одаренные дети» в мкоу «сош им. П. П....
Одним из направлений работы мкоу «сош им. П. П. Грицая ст. Солдатской» является выявление высокомотивированных детей и детей с повышенной...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции