Рабочая программа дисциплины «макроэкономика»




Скачать 165.59 Kb.
Название Рабочая программа дисциплины «макроэкономика»
Дата публикации 24.05.2014
Размер 165.59 Kb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Экономика > Рабочая программа
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)

«ВЫСШАЯ ШКОЛА БИЗНЕСА, БЕЗОПАСНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ»


УТВЕРЖДАЮ

Ректор НОУ ВПО «ВШББУ»

п/п В. И. Допира

«_3_» ____10______2011г.

Рабочая программа дисциплины
«МАКРОЭКОНОМИКА»
Направление: 080200.62 «Менеджмент»
Трудоемкость: 4 зачетные единицы (144 часа)
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная, очно-заочная

Принята на заседании учебно-методического совета
Протокол №_4_ от «_3_» ____10______ 2011 г.
Председатель УМС ____________ И.В.Панфёрова


Тула, 2011

Содержание


  1. Цели и задачи освоения дисциплины.




  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.




  1. Концепции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.


4. Структура и содержание дисциплины.


  1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы (очная форма обучения).

  2. Учебно-тематический план дисциплины.

  3. Структура и объём дисциплины при очно-заочной форме обучения.



5. Содержание разделов (блоков) дисциплины.
6. Образовательные технологии.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

1.Цели и задачи освоения дисциплины

Цель изучения дисциплины - изучение закономерностей функционирования экономических систем на уровне отдельных национальных экономик, усвоении проблем и механизмов эффективного использования ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей. Цель реализуется через решение ряда задач: освоение совокупности знаний о методологических принципах научных исследований; механизме макроэкономического равновесия; политике макроэкономической стабилизации; моделях и факторах экономического роста и др.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

Основные макроэкономические концепции:

-общественный продукт и его измерение;

- макроэкономическое равновесие;

-экономическая динамика и макроэкономическая нестабильность;

-социальное неравенство

Уметь:

использовать принципы макроэкономического анализа для объяснения экономического выбора экономических субъектов;

- показывать влияние государственного регулирования на рыночное равновесие;

-рассчитывать показатели общественного продукта;

- прогнозировать и анализировать показатели макроэкономической политики государства;

- прогнозировать основные последствия макроэкономической политики для принятия решений в хозяйственной деятельности фирм и домохозяйств;

- обосновывать возможные направления взаимодействия параметров состояния экономической среды и обеспечение устойчивого развития;

Владеть:

-категориальным аппаратом макроэкономической теории и специальной терминологией;

- методами и инструментами макроэкономического анализа;

- Навыками поиска необходимой экономической информации в базах данных (включая Internet), в периодической научной и публицистической литературе, ее оценки и обработки;

- методами прогнозно-аналитической работы с использованием макроэкономических моделей
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Макроэкономика» относится к базовой части профессионального цикла Б.3.Б.01 для направления 080200.62 «Экономика» и - к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1.В.01) – для направления 080200.62 «Менеджмент».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

По направлению 080200.62 «Менеджмент» (ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-4, ПК-26, ПК-27, ПК-29,30):

- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

- умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК- 4);

- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–5);

- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);

- способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);

- способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);

- знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30).

4. Структура и содержание дисциплины


  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы (очная форма обучения)





Виды учебной работы


Объем

зачетных единиц (часов)

Максимальная учебная нагрузка (всего)

4(144)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего),

в том числе:

- лекции,

- семинарские занятия

- практические занятия (защита КР)

- консультации

-экзамен

1,78(64)
0.56(20)

0.28(10)

0.56(28)

0.05(2)

0.11(4)

Инновационные методы,

в том числе:

- лекции с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов;

- деловые игры, обсуждения в виде «круглого стола», моделирование и разбор конкретных ситуаций.



1,28 (46)
0.33(12)
0.94(34)

Самостоятельная работа студента (всего)

в том числе:

- подготовка к учебным занятиям

- внеаудиторная самостоятельная работа при подготовке к практическим занятиям

- выполнение заданий для подготовки к деловым играм и обсуждениям в виде «круглого стола»

- подготовка к мероприятиям рубежного контроля (ФЭПО)

- подготовка к экзамену

2.22 (80)
0.28(10)

1.33(48)
0.22(8)
0.17(6)

0.22(8)


4.2. Учебно – тематический план дисциплины

Раздел тема программы

Учебной дисциплины

Всего аудиторных часов

В том числе по видам учебных занятий

Самостоятельные работы под контролем преподавателя

Всего

Лекции

Семинарские занятия, ПЗ

1. Предмет и методология макроэкономики.


0.055/2

0.055/2

0.22/8

0.39/12

2. Измерение объема национального производства, национального дохода и уровня цен. Основные макроэкономические тождества.

0.055/2

0.11/4

0.22/8

0.39/14

3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.

Модель AD-AS как инструмент макроэкономического анализа.



0.055/2

0.11/4

0.22/8

0.39/14

4.Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы,

безработица, инфляция.



0.055/2

0.11/4

0.22/8

0.39/14

5. Основные принципы макроэкономического равновесия на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов.


0.055/2

0.11/4

0.22/8

0.39/14

6.Бюджетно-налоговая политика (фискальная политика).

0.055/2

0.11/4

0.22/8

0.39/14

7. Денежный рынок: спрос на деньги, предложение денег. Равновесие на денежном рынке.

0.055/2

0.11/4

0.22/8

0.39/14

8. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках.

Модель Хикса-Хансена

(модель IS-LM).

0.055/2

0.11/4

0.22/8

0.39/14

9.Экономический рост.

0.055/2

0.11/4

0.22/8

0.39/14

10. Выбор моделей макроэкономической политики.

0.055/2

0.11/4

0.22/8

0.39/14

Консультация










0.055/2

Экзамен










0.11/4

Итого:

0.56/20

1.06/38

2.22/80

4/144

4.3. Структура и объём дисциплины при очно-заочной форме обучения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, из них:

Аудиторные занятия – 0.78 зач. ед. (28 часов), из них:

Лекции – 0.33 зач. ед. (12 часов),

Семинары и практические занятия – 0.44 зач.ед. (16 часов),

Самостоятельная подготовка – 3.22 зач. ед. (116 часов).
5. Содержание разделов (блоков) дисциплины


№№

Наименование тем дисциплины

Содержание темы

1.

Предмет и методология макроэкономики.


Общие проблемы экономической системы: потребности, ресурсы, факторы производства, затраты, результаты, производство, обмен, распределение и потребление.Выбор и организация в экономике. Принцип альтернативных затрат. Кривая производственных возможностей.

Предмет макроэкономики. Место в системе экономических наук: политической экономии, истории экономической мысли, микроэкономики. Задачи макроэкономики.

Основные методы изучения макроэкономических проблем. Взаимосвязь между фактами, принципами и экономической политикой. Цели макроэкономической политики. Агрегированные показатели (функциональный анализ). Макроэкономические модели. Эндогенные и экзогенные переменные. Реальные и номинальные величины. Запасы и потоки.

Модель круговых потоков, как основа макроэкономического анализа. Потоки "доходы - расходы" и "ресурсы - продукция". "Утечки" и "инъекции". Условие макроэкономического равновесия.


2.

Измерение объема национального производства, национального дохода и уровня цен. Основные макроэкономические тождества.

Понятие СНС. Цели СНС. Потребители данных СНС. Национальное счетоводство на основе учета запасов. Национальное богатство и национальный капитал. Национальное счетоводство на основе учета потоков.

Определение ВНП и ВВП, способы их измерения. Проблема "двойного счета" и метод добавленной стоимости (производственный метод). Измерение ВНП по доходам и расходам. Соотношение между показателями ВНП, ЧНП, НД, личного дохода, располагаемого личного дохода.

Измерение уровня цен. Номинальный и реальный ВНП. Инфлирование и дефлирование ВНП. Индексы Ласпейреса, Пааше, Фишера. Динамика ВНП и располагаемого личного дохода. Распределение личного и располагаемого личного дохода. Потребление и сбережения.

Важнейшие макроэкономические тождества: основное макроэкономическое тождество (тождество дохода), тождество сбережений и инвестиций, тождество госбюджета.


3.

Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.

Модель AD-AS как инструмент макроэкономического анализа.
анализа

Совокупный спрос и его структура. Ценовые детерминанты совокупного спроса: эффект процентной ставки, эффект реальных кассовых остатков, эффект импортных закупок. Неценовые детерминанты совокупного спроса: изменения в потребительских расходах, изменение в инвестиционных расходах, изменения в государственных расходах, изменения в расходах на чистый объем экспорта. Использование уравнения количественной теории денег для объяснения формы кривой совокупного спроса.

Совокупное предложение. Три сегмента кривой совокупного предложения. Жесткость и гибкость номинальных и реальных величин в краткосрочном и долгосрочном временном периоде. Неценовые детерминанты совокупного предложения: изменение цен на ресурсы, изменение производительности труда, изменение правовых норм.

Равновесный уровень цен и равновесный реальный объем производства (национального). Причины нарушения равновесия совокупного спроса и совокупного предложения. Шоки спроса и шоки предложения (эффект храповика). Инфляционный и дефляционный (рецессионный) разрывы. Стабилизационная политика государства. Факторы, обеспечивающие равновесие товарного рынка в России.


4.

Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы,

безработица, инфляция.



Экономический цикл и его фазы. Причины цикличности. Теория диспропорциональности (неравномерности). Психологическая теория кризисов. Большие циклы (длинные волны) Кондратьева. Понятие потенциального ВНП и полной занятости ресурсов.

Занятость и безработица. Рабочая сила и ее состав. Уровень безработицы и его измерение. Показатель трудоустройства. Фрикционная, структурная и циклическая безработица. Причины естественной безработицы. Социальные последствия безработицы. Динамика безработицы и ВНП. Закон Оукена. Рынок труда в России. Причины и механизм инфляции. Классификация инфляции по темпам роста, по предсказуемости, по объекту. Понятие инфляционной спирали. Эффект Фишера. Правило величины «70». Проблемы борьбы с инфляцией и ее социально-экономические последствия. Дефляция.

Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса. Концепция рациональных ожиданий и модификация кривой Филлипса. Стагфляция. Краткосрочная и долгосрочная кривая Филлипса. «Индекс нищеты». Возможности использования концепции рациональных ожиданий для прогнозирования поведения экономических субъектов в России.


5.

Основные принципы макроэкономического равновесия на товарном рынке.

Кейнсианская модель доходов и расходов.


Классическая экономическая теория о достижении полной занятости на основе механизма саморегулирования. Закон Сея. Гибкость номинальных величин. Взаимосвязь рынков в классической модели.

Основные методологические принципы кейнсианского анализа. Причины жесткости номинальных величин. Эффективный спрос. Элементы совокупных расходов. Потребление и его функция. Автономное потребление. Средняя и предельная склонность ксбережению. Сбережение и его функции. Инвестиционные расходы и их основные виды. Функция автономных инвестиций. Стимулирование инвестиций. Предельная склонность к инвестированию. Нарушение равновесия и внеплановые инвестиции в запасы. Механизм достижения равновесного объема выпуска. Государственные расходы. Функция чистого экспорта. Предельная склонность к импортированию.

Два метода определения равновесного объема производства в кейнсианской модели: сопоставление доходов и расходов (совокупных расходов и объема производства в целом) и метод «изъятий-инъекций». Равновесный объем производства и модель мультипликатора. Мультипликатор автономных расходов. Модель мультипликатора с учетом функции чистого экспорта.

Парадокс бережливости. Взаимосвязь кейнсианской модели «доходы-расходы» и модели AD-AS. (Возможности использования кейнсианской модели для определения равновесия на товарном рынке в России).


6.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная политика).

Мультипликатор государственных расходов в открытой и закрытой экономике. Налоговая функция. Автономные налоги. Предельная налоговая ставка. Мультипликатор налогов. Мультипликативный эффект от изменения налогов и государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Бюджетные дефициты и излишки. Встроенные стабилизаторы. Прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов, система участия в прибылях. Циклический и структурный дефициты госбюджета.

Достижение стабилизационного эффекта при наличии бюджетного излишка. Способы финансирования дефицита госбюджета. Кредитно-денежная эмиссия, выпуск займов. Увеличение налоговых поступлений в бюджет. Эффект чистого экспорта. Инфляционный эффект. Фискальная политика, ориентированная на предложение. Кривая Лаффера.

Особенности экономического положения в России и проблема выбора экономических инструментов бюджетно-налоговой политики.


7.

Денежный рынок: спрос на деньги, предложение денег. Равновесие на денежном рынке.

Деньги и их функции. Эволюция денежных систем. Денежные агрегаты: М1,М2, М3, L.

Спрос на деньги. Количественная теория денег и уравнение обмена Фишера. Кембриджское уравнение. Реальный спрос на деньги. Правиломонетаристов. Кейнсианская теория спроса (теория предпочтения ликвидности). Трансакционный и спекулятивный спрос на деньги. Функция спроса на деньги. Эффект Фишера. Портфельный доход.

Предложение денег и банковская система. Функции Центробанка и его роль в регулировании денежного обращения. Резервная форма организации банковской системы, стопроцентное и частичное резервное покрытие. Механизм кредитной мультипликации. Факторы, определяющие предложение денег. Денежный мультипликатор.

Равновесие на денежном рынке. Операции Центробанка на открытом рынке. Последствия изменения предложения денег. Цели и средства кредитно-денежной политики.

Причины нарушения равновесия на денежном рынке и его последствия. Состояние денежного рынка в России.



8.

Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках.

Модель Хикса-Хансена

(модель IS-LM).

Условия построения модели IS-LM. Эндогенные и экзогенные переменные. Аналитические возможности модели и ее основные уравнения.

Равновесие на товарном рынке. Кривая IS. Алгебраический и графический вывод кривой IS. Инвестиции, сбережения и ставка процента в кривой IS. Наклон и факторы сдвига кривой IS.

Равновесие на денежном рынке и кривая LM. Алгебраический и графический вывод кривой LM. Спрос на деньги, предложение денег и ставка процента в кривой LM. Наклон и факторы сдвига кривой LM.

Двойное равновесие модели IS-LM. Равновесная ставка процента и равновесный уровень дохода.

Воздействие бюджетно-налоговой политики на равновесный уровень дохода и ставку процента. Эффект вытеснения частных инвестиций. Мультипликатор фискальной политики в модели IS-LM.

Кредитно-денежная политика. Механизм монетарной политики и его влияние на равновесный уровень дохода и ставку процента. Мультипликатор в модели IS-LM.

Сравнительная эффективность бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики при решении задач экономической стабилизации и стимулирования инвестиций в России.


9.

Экономический рост.

Понятие и факторы экономического роста. Показатели экономического роста. Типы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост.

Марксистская теория воспроизводства. Органическое строение капитала. Два подразделения общественного производства. Условия реализации совокупного общественного продукта. Простое и расширенное воспроизводство. Вклад В.И. Ленина в теорию К.Маркса. Закон опережающего развития первого подразделения общественного производства.

Кейнсианские модели экономического роста. Модель Е.Домара. Экзогенные и эндогенные переменные. Равновесный темп прироста реального дохода и факторы, его определяющие. Модель Р.Ф. Харрода.

«Гарантированный», «естественный» и фактический темпы роста. Неоклассические модели экономического роста. Функция Кобба-Дугласа. Модель Солоу. Включение фактора технического прогресса. Устойчивый уровень фондовооруженностии сбалансированный рост. «Золотое правило» Э.Фелпса для определения нормы сбережения.

Факторы экономического роста российской экономики и проблемы их использования.


10.

Выбор моделей макроэкономической политики.

Различие подходов к фискальной и монетарной политике классической и кейнсианской школ. Особенности теории рациональных ожиданий (ТРО). Значение информированности субъектов экономики. Экономика предложения.

Политика стабилизации и ее цели. Специфика стабилизации в российской экономике. Инструменты стабилизации фискальной, кредитно-денежной политики и политики стимулирования предположения. Активная и пассивная стабилизационная политика.

Неопределенность при проведении стабилизационной политики. Экономические нарушения и их причины. Войны, социальные проблемы,сдвиги в потреблении, инвестициях, изменение предложения, субъективный фактор при разработке политики. Лаги и их воздействие на время реализации политики стабилизации. Ожидания. «Критика Лукаса». Политика твердого курса и «свободы действия».

Множественность целей макроэкономического регулирования и трудности оптимизации стабилизационной политики.




6. Образовательные технологии

Изучение теоретического материала проводится в виде лекций и семинаров, что позволяет активизировать познавательную деятельность студентов. Предполагается использование различных видов самостоятельной работы студентов в процессе проведения практических занятий, в том числе и нетрадиционные формы и методы (деловые игры с анализом правовых ситуаций и решением учебных задач, работа с нормативным с материалом).

Для углубленного изучения курса программой предусмотрено время для самостоятельной работы студентов. Предлагаемые виды самостоятельной работы:

-работа студентов с научно-технической литературой;

-подготовка курсовых заданий (домашних работ), рефератов, докладов;

-решение практических задач или ситуаций.

В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекции, практические занятия, семинарские занятия с использованием активных и интерактивных форм проведения занятий и др.

При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии: деловые игры, разбор конкретных ситуаций, мозговой штурм, компьютерные презентации и мастер-классы.

Аудиторные занятия проводятся по блочно – модульной системе, при которой целями каждого элемента десятичасового блока дисциплины являются:

лекция – изучение теоретических основ,

семинар – закрепление теории,

практические занятия – применение теоретических знаний на практике (разбор домашнего задания, отчёт, тестирование, проверка уровня освоения компетенций).

В начале каждого последующего занятия проводятся летучки по результатам проработки и усвоению пройденного на предыдущих занятиях материала.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

А) Основная литература


1. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Макроэкономика. Учебник (Гриф). Изд.: Инфра-М, 2012г.

Рекомендуемая литература ЭБС «КнигаФонд»:

2. Апалькова Т.Г. Макроэкономика: Учебное пособие для вузов. Изд.: Издательство МГОУ, 2009г.

3. Анисимов А.А., Артемьев Н.В., Тихонов О.Б. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность: учебное пособие. Изд. ЮНИТИ – ДАНА, 2010г.

4. Резник Г.А., Чувакова С.Г. Макроэкономика: практикум. Изд.: Финансы и статистика. ИНФРВ – М, 2010г.

Б) Интернет-ресурсы:

Государственные органы власти РФ

www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли

www.cbr.ru- Центральный Банк – Банк России

Аналитические центры

www.opec.ru

www.dcenter.ru

www.ress.ru

www.forecast.ru

www.kapital-rus.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «макроэкономика» icon Рабочая программа дисциплины «макроэкономика»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)
Рабочая программа дисциплины «макроэкономика» icon Методические рекомендации для подготовки курсовой работы по дисциплине «Макроэкономика»
«Макроэкономика» для студентов, обучающихся по направлениям подготовки – 0501 – «Экономика и предпринимательство», 0502 – «Менеджмент»...
Рабочая программа дисциплины «макроэкономика» icon Рабочая программа по дисциплине дс. Ф. 7 Макроэкономика
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Рабочая программа дисциплины «макроэкономика» icon Рабочая программа учебной дисциплины «История»
Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «История», одобренной...
Рабочая программа дисциплины «макроэкономика» icon Рабочая программа учебной дисциплины литература для специальностей...
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального...
Рабочая программа дисциплины «макроэкономика» icon Рабочая программа дисциплины (модуля) гсэ. Б 05 Культурология
Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина (модуль): дисциплины социального и общего гуманитарного цикла. Дисциплины, для...
Рабочая программа дисциплины «макроэкономика» icon Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа дисциплины «макроэкономика» icon Рабочая программа дисциплины
Целями освоения дисциплины "Введение в логопедическую специальность" являются следующие
Рабочая программа дисциплины «макроэкономика» icon Рабочая программа дисциплины
Цель освоения дисциплины: формирование систематических знаний в области клеточной биологии
Рабочая программа дисциплины «макроэкономика» icon Рабочая программа дисциплины
Цель дисциплины: обеспечить студентов научными знаниями о внешем и внутреннем строении растений
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции