Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)
«ВЫСШАЯ ШКОЛА БИЗНЕСА, БЕЗОПАСНОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ»
УТВЕРЖДАЮ
Ректор НОУ ВПО «ВШББУ»
п/п В. И. Допира
«_3_» ____10______2011г.
Рабочая программа дисциплины
«МАКРОЭКОНОМИКА»
Направление: 080200.62 «Менеджмент»
Трудоемкость: 4 зачетные единицы (144 часа)
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная, очно-заочная
Принята на заседании учебно-методического совета
Протокол №_4_ от «_3_» ____10______ 2011 г.
Председатель УМС ____________ И.В.Панфёрова
Тула, 2011
Содержание
Цели и задачи освоения дисциплины.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
Концепции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
4. Структура и содержание дисциплины.
Объём учебной дисциплины и виды учебной работы (очная форма обучения).
Учебно-тематический план дисциплины.
Структура и объём дисциплины при очно-заочной форме обучения.
5. Содержание разделов (блоков) дисциплины.
6. Образовательные технологии.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
1.Цели и задачи освоения дисциплины
Цель изучения дисциплины - изучение закономерностей функционирования экономических систем на уровне отдельных национальных экономик, усвоении проблем и механизмов эффективного использования ограниченных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей. Цель реализуется через решение ряда задач: освоение совокупности знаний о методологических принципах научных исследований; механизме макроэкономического равновесия; политике макроэкономической стабилизации; моделях и факторах экономического роста и др.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
Основные макроэкономические концепции:
-общественный продукт и его измерение;
- макроэкономическое равновесие;
-экономическая динамика и макроэкономическая нестабильность;
-социальное неравенство
Уметь:
использовать принципы макроэкономического анализа для объяснения экономического выбора экономических субъектов;
- показывать влияние государственного регулирования на рыночное равновесие;
-рассчитывать показатели общественного продукта;
- прогнозировать и анализировать показатели макроэкономической политики государства;
- прогнозировать основные последствия макроэкономической политики для принятия решений в хозяйственной деятельности фирм и домохозяйств;
- обосновывать возможные направления взаимодействия параметров состояния экономической среды и обеспечение устойчивого развития;
Владеть:
-категориальным аппаратом макроэкономической теории и специальной терминологией;
- методами и инструментами макроэкономического анализа;
- Навыками поиска необходимой экономической информации в базах данных (включая Internet), в периодической научной и публицистической литературе, ее оценки и обработки;
- методами прогнозно-аналитической работы с использованием макроэкономических моделей
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Макроэкономика» относится к базовой части профессионального цикла Б.3.Б.01 для направления 080200.62 «Экономика» и - к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1.В.01) – для направления 080200.62 «Менеджмент».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
По направлению 080200.62 «Менеджмент» (ОК-2, ОК-5, ОК-6, ОК-4, ПК-26, ПК-27, ПК-29,30):
- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);
- умением анализировать и оценивать исторические события и процессы (ОК- 4);
- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–5);
- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);
- способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);
- способностью анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса (ПК-29);
- знанием экономических основ поведения организаций, иметь представление о различных структурах рынков и способностью проводить анализ конкурентной среды отрасли (ПК-30).
4. Структура и содержание дисциплины
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы (очная форма обучения)
Виды учебной работы
|
Объем
зачетных единиц (часов)
|
Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
4(144)
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего),
в том числе:
- лекции,
- семинарские занятия
- практические занятия (защита КР)
- консультации
-экзамен
|
1,78(64)
0.56(20)
0.28(10)
0.56(28)
0.05(2)
0.11(4)
|
Инновационные методы,
в том числе:
- лекции с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов;
- деловые игры, обсуждения в виде «круглого стола», моделирование и разбор конкретных ситуаций.
|
1,28 (46)
0.33(12)
0.94(34)
|
Самостоятельная работа студента (всего)
в том числе:
- подготовка к учебным занятиям
- внеаудиторная самостоятельная работа при подготовке к практическим занятиям
- выполнение заданий для подготовки к деловым играм и обсуждениям в виде «круглого стола»
- подготовка к мероприятиям рубежного контроля (ФЭПО)
- подготовка к экзамену
|
2.22 (80)
0.28(10)
1.33(48)
0.22(8)
0.17(6)
0.22(8)
|
4.2. Учебно – тематический план дисциплины
Раздел тема программы
Учебной дисциплины
|
Всего аудиторных часов
|
В том числе по видам учебных занятий
|
Самостоятельные работы под контролем преподавателя
|
Всего
|
Лекции
|
Семинарские занятия, ПЗ
|
1. Предмет и методология макроэкономики.
|
0.055/2
|
0.055/2
|
0.22/8
|
0.39/12
|
2. Измерение объема национального производства, национального дохода и уровня цен. Основные макроэкономические тождества.
|
0.055/2
|
0.11/4
|
0.22/8
|
0.39/14
|
3. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
Модель AD-AS как инструмент макроэкономического анализа.
|
0.055/2
|
0.11/4
|
0.22/8
|
0.39/14
|
4.Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы,
безработица, инфляция.
|
0.055/2
|
0.11/4
|
0.22/8
|
0.39/14
|
5. Основные принципы макроэкономического равновесия на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов.
|
0.055/2
|
0.11/4
|
0.22/8
|
0.39/14
|
6.Бюджетно-налоговая политика (фискальная политика).
|
0.055/2
|
0.11/4
|
0.22/8
|
0.39/14
|
7. Денежный рынок: спрос на деньги, предложение денег. Равновесие на денежном рынке.
|
0.055/2
|
0.11/4
|
0.22/8
|
0.39/14
|
8. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках.
Модель Хикса-Хансена
(модель IS-LM).
|
0.055/2
|
0.11/4
|
0.22/8
|
0.39/14
|
9.Экономический рост.
|
0.055/2
|
0.11/4
|
0.22/8
|
0.39/14
|
10. Выбор моделей макроэкономической политики.
|
0.055/2
|
0.11/4
|
0.22/8
|
0.39/14
|
Консультация
|
|
|
|
0.055/2
|
Экзамен
|
|
|
|
0.11/4
|
Итого:
|
0.56/20
|
1.06/38
|
2.22/80
|
4/144
|
4.3. Структура и объём дисциплины при очно-заочной форме обучения
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, из них:
Аудиторные занятия – 0.78 зач. ед. (28 часов), из них:
Лекции – 0.33 зач. ед. (12 часов),
Семинары и практические занятия – 0.44 зач.ед. (16 часов),
Самостоятельная подготовка – 3.22 зач. ед. (116 часов).
5. Содержание разделов (блоков) дисциплины
№№
|
Наименование тем дисциплины
|
Содержание темы
|
1.
|
Предмет и методология макроэкономики.
|
Общие проблемы экономической системы: потребности, ресурсы, факторы производства, затраты, результаты, производство, обмен, распределение и потребление.Выбор и организация в экономике. Принцип альтернативных затрат. Кривая производственных возможностей.
Предмет макроэкономики. Место в системе экономических наук: политической экономии, истории экономической мысли, микроэкономики. Задачи макроэкономики.
Основные методы изучения макроэкономических проблем. Взаимосвязь между фактами, принципами и экономической политикой. Цели макроэкономической политики. Агрегированные показатели (функциональный анализ). Макроэкономические модели. Эндогенные и экзогенные переменные. Реальные и номинальные величины. Запасы и потоки.
Модель круговых потоков, как основа макроэкономического анализа. Потоки "доходы - расходы" и "ресурсы - продукция". "Утечки" и "инъекции". Условие макроэкономического равновесия.
|
2.
|
Измерение объема национального производства, национального дохода и уровня цен. Основные макроэкономические тождества.
|
Понятие СНС. Цели СНС. Потребители данных СНС. Национальное счетоводство на основе учета запасов. Национальное богатство и национальный капитал. Национальное счетоводство на основе учета потоков.
Определение ВНП и ВВП, способы их измерения. Проблема "двойного счета" и метод добавленной стоимости (производственный метод). Измерение ВНП по доходам и расходам. Соотношение между показателями ВНП, ЧНП, НД, личного дохода, располагаемого личного дохода.
Измерение уровня цен. Номинальный и реальный ВНП. Инфлирование и дефлирование ВНП. Индексы Ласпейреса, Пааше, Фишера. Динамика ВНП и располагаемого личного дохода. Распределение личного и располагаемого личного дохода. Потребление и сбережения.
Важнейшие макроэкономические тождества: основное макроэкономическое тождество (тождество дохода), тождество сбережений и инвестиций, тождество госбюджета.
|
3.
|
Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
Модель AD-AS как инструмент макроэкономического анализа.
анализа
|
Совокупный спрос и его структура. Ценовые детерминанты совокупного спроса: эффект процентной ставки, эффект реальных кассовых остатков, эффект импортных закупок. Неценовые детерминанты совокупного спроса: изменения в потребительских расходах, изменение в инвестиционных расходах, изменения в государственных расходах, изменения в расходах на чистый объем экспорта. Использование уравнения количественной теории денег для объяснения формы кривой совокупного спроса.
Совокупное предложение. Три сегмента кривой совокупного предложения. Жесткость и гибкость номинальных и реальных величин в краткосрочном и долгосрочном временном периоде. Неценовые детерминанты совокупного предложения: изменение цен на ресурсы, изменение производительности труда, изменение правовых норм.
Равновесный уровень цен и равновесный реальный объем производства (национального). Причины нарушения равновесия совокупного спроса и совокупного предложения. Шоки спроса и шоки предложения (эффект храповика). Инфляционный и дефляционный (рецессионный) разрывы. Стабилизационная политика государства. Факторы, обеспечивающие равновесие товарного рынка в России.
|
4.
|
Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы,
безработица, инфляция.
|
Экономический цикл и его фазы. Причины цикличности. Теория диспропорциональности (неравномерности). Психологическая теория кризисов. Большие циклы (длинные волны) Кондратьева. Понятие потенциального ВНП и полной занятости ресурсов.
Занятость и безработица. Рабочая сила и ее состав. Уровень безработицы и его измерение. Показатель трудоустройства. Фрикционная, структурная и циклическая безработица. Причины естественной безработицы. Социальные последствия безработицы. Динамика безработицы и ВНП. Закон Оукена. Рынок труда в России. Причины и механизм инфляции. Классификация инфляции по темпам роста, по предсказуемости, по объекту. Понятие инфляционной спирали. Эффект Фишера. Правило величины «70». Проблемы борьбы с инфляцией и ее социально-экономические последствия. Дефляция.
Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса. Концепция рациональных ожиданий и модификация кривой Филлипса. Стагфляция. Краткосрочная и долгосрочная кривая Филлипса. «Индекс нищеты». Возможности использования концепции рациональных ожиданий для прогнозирования поведения экономических субъектов в России.
|
5.
|
Основные принципы макроэкономического равновесия на товарном рынке.
Кейнсианская модель доходов и расходов.
|
Классическая экономическая теория о достижении полной занятости на основе механизма саморегулирования. Закон Сея. Гибкость номинальных величин. Взаимосвязь рынков в классической модели.
Основные методологические принципы кейнсианского анализа. Причины жесткости номинальных величин. Эффективный спрос. Элементы совокупных расходов. Потребление и его функция. Автономное потребление. Средняя и предельная склонность ксбережению. Сбережение и его функции. Инвестиционные расходы и их основные виды. Функция автономных инвестиций. Стимулирование инвестиций. Предельная склонность к инвестированию. Нарушение равновесия и внеплановые инвестиции в запасы. Механизм достижения равновесного объема выпуска. Государственные расходы. Функция чистого экспорта. Предельная склонность к импортированию.
Два метода определения равновесного объема производства в кейнсианской модели: сопоставление доходов и расходов (совокупных расходов и объема производства в целом) и метод «изъятий-инъекций». Равновесный объем производства и модель мультипликатора. Мультипликатор автономных расходов. Модель мультипликатора с учетом функции чистого экспорта.
Парадокс бережливости. Взаимосвязь кейнсианской модели «доходы-расходы» и модели AD-AS. (Возможности использования кейнсианской модели для определения равновесия на товарном рынке в России).
|
6.
|
Бюджетно-налоговая политика (фискальная политика).
|
Мультипликатор государственных расходов в открытой и закрытой экономике. Налоговая функция. Автономные налоги. Предельная налоговая ставка. Мультипликатор налогов. Мультипликативный эффект от изменения налогов и государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Бюджетные дефициты и излишки. Встроенные стабилизаторы. Прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов, система участия в прибылях. Циклический и структурный дефициты госбюджета.
Достижение стабилизационного эффекта при наличии бюджетного излишка. Способы финансирования дефицита госбюджета. Кредитно-денежная эмиссия, выпуск займов. Увеличение налоговых поступлений в бюджет. Эффект чистого экспорта. Инфляционный эффект. Фискальная политика, ориентированная на предложение. Кривая Лаффера.
Особенности экономического положения в России и проблема выбора экономических инструментов бюджетно-налоговой политики.
|
7.
|
Денежный рынок: спрос на деньги, предложение денег. Равновесие на денежном рынке.
|
Деньги и их функции. Эволюция денежных систем. Денежные агрегаты: М1,М2, М3, L.
Спрос на деньги. Количественная теория денег и уравнение обмена Фишера. Кембриджское уравнение. Реальный спрос на деньги. Правиломонетаристов. Кейнсианская теория спроса (теория предпочтения ликвидности). Трансакционный и спекулятивный спрос на деньги. Функция спроса на деньги. Эффект Фишера. Портфельный доход.
Предложение денег и банковская система. Функции Центробанка и его роль в регулировании денежного обращения. Резервная форма организации банковской системы, стопроцентное и частичное резервное покрытие. Механизм кредитной мультипликации. Факторы, определяющие предложение денег. Денежный мультипликатор.
Равновесие на денежном рынке. Операции Центробанка на открытом рынке. Последствия изменения предложения денег. Цели и средства кредитно-денежной политики.
Причины нарушения равновесия на денежном рынке и его последствия. Состояние денежного рынка в России.
|
8.
|
Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках.
Модель Хикса-Хансена
(модель IS-LM).
|
Условия построения модели IS-LM. Эндогенные и экзогенные переменные. Аналитические возможности модели и ее основные уравнения.
Равновесие на товарном рынке. Кривая IS. Алгебраический и графический вывод кривой IS. Инвестиции, сбережения и ставка процента в кривой IS. Наклон и факторы сдвига кривой IS.
Равновесие на денежном рынке и кривая LM. Алгебраический и графический вывод кривой LM. Спрос на деньги, предложение денег и ставка процента в кривой LM. Наклон и факторы сдвига кривой LM.
Двойное равновесие модели IS-LM. Равновесная ставка процента и равновесный уровень дохода.
Воздействие бюджетно-налоговой политики на равновесный уровень дохода и ставку процента. Эффект вытеснения частных инвестиций. Мультипликатор фискальной политики в модели IS-LM.
Кредитно-денежная политика. Механизм монетарной политики и его влияние на равновесный уровень дохода и ставку процента. Мультипликатор в модели IS-LM.
Сравнительная эффективность бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики при решении задач экономической стабилизации и стимулирования инвестиций в России.
|
9.
|
Экономический рост.
|
Понятие и факторы экономического роста. Показатели экономического роста. Типы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост.
Марксистская теория воспроизводства. Органическое строение капитала. Два подразделения общественного производства. Условия реализации совокупного общественного продукта. Простое и расширенное воспроизводство. Вклад В.И. Ленина в теорию К.Маркса. Закон опережающего развития первого подразделения общественного производства.
Кейнсианские модели экономического роста. Модель Е.Домара. Экзогенные и эндогенные переменные. Равновесный темп прироста реального дохода и факторы, его определяющие. Модель Р.Ф. Харрода.
«Гарантированный», «естественный» и фактический темпы роста. Неоклассические модели экономического роста. Функция Кобба-Дугласа. Модель Солоу. Включение фактора технического прогресса. Устойчивый уровень фондовооруженностии сбалансированный рост. «Золотое правило» Э.Фелпса для определения нормы сбережения.
Факторы экономического роста российской экономики и проблемы их использования.
|
10.
|
Выбор моделей макроэкономической политики.
|
Различие подходов к фискальной и монетарной политике классической и кейнсианской школ. Особенности теории рациональных ожиданий (ТРО). Значение информированности субъектов экономики. Экономика предложения.
Политика стабилизации и ее цели. Специфика стабилизации в российской экономике. Инструменты стабилизации фискальной, кредитно-денежной политики и политики стимулирования предположения. Активная и пассивная стабилизационная политика.
Неопределенность при проведении стабилизационной политики. Экономические нарушения и их причины. Войны, социальные проблемы,сдвиги в потреблении, инвестициях, изменение предложения, субъективный фактор при разработке политики. Лаги и их воздействие на время реализации политики стабилизации. Ожидания. «Критика Лукаса». Политика твердого курса и «свободы действия».
Множественность целей макроэкономического регулирования и трудности оптимизации стабилизационной политики.
|
6. Образовательные технологии
Изучение теоретического материала проводится в виде лекций и семинаров, что позволяет активизировать познавательную деятельность студентов. Предполагается использование различных видов самостоятельной работы студентов в процессе проведения практических занятий, в том числе и нетрадиционные формы и методы (деловые игры с анализом правовых ситуаций и решением учебных задач, работа с нормативным с материалом).
Для углубленного изучения курса программой предусмотрено время для самостоятельной работы студентов. Предлагаемые виды самостоятельной работы:
-работа студентов с научно-технической литературой;
-подготовка курсовых заданий (домашних работ), рефератов, докладов;
-решение практических задач или ситуаций.
В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекции, практические занятия, семинарские занятия с использованием активных и интерактивных форм проведения занятий и др.
При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии: деловые игры, разбор конкретных ситуаций, мозговой штурм, компьютерные презентации и мастер-классы.
Аудиторные занятия проводятся по блочно – модульной системе, при которой целями каждого элемента десятичасового блока дисциплины являются:
лекция – изучение теоретических основ,
семинар – закрепление теории,
практические занятия – применение теоретических знаний на практике (разбор домашнего задания, отчёт, тестирование, проверка уровня освоения компетенций).
В начале каждого последующего занятия проводятся летучки по результатам проработки и усвоению пройденного на предыдущих занятиях материала.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
А) Основная литература
1. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Макроэкономика. Учебник (Гриф). Изд.: Инфра-М, 2012г.
Рекомендуемая литература ЭБС «КнигаФонд»:
2. Апалькова Т.Г. Макроэкономика: Учебное пособие для вузов. Изд.: Издательство МГОУ, 2009г.
3. Анисимов А.А., Артемьев Н.В., Тихонов О.Б. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность: учебное пособие. Изд. ЮНИТИ – ДАНА, 2010г.
4. Резник Г.А., Чувакова С.Г. Макроэкономика: практикум. Изд.: Финансы и статистика. ИНФРВ – М, 2010г.
Б) Интернет-ресурсы:
Государственные органы власти РФ
www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития и торговли
www.cbr.ru- Центральный Банк – Банк России
Аналитические центры
www.opec.ru
www.dcenter.ru
www.ress.ru
www.forecast.ru
www.kapital-rus.ru
|