Учебно-методический комплекс по курсу «Занятость населения и ее регулирование» Для студентов всех форм обучения




Скачать 391.92 Kb.
Название Учебно-методический комплекс по курсу «Занятость населения и ее регулирование» Для студентов всех форм обучения
страница 1/4
Дата публикации 24.05.2014
Размер 391.92 Kb.
Тип Учебно-методический комплекс
literature-edu.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

ГОСУДАРСТВЕННОГО И КОРПОРАТИВНОГО КПРАВЛЕНИЯ

(МИГиКУ)

А.Ю. Шевчук


Учебно-методический комплекс

по курсу
«Занятость населения и ее регулирование»

Для студентов всех форм обучения

По специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм».

Москва

2009
СОДЕРЖАНИЕ


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Занятость населения и ее регулирование» является дисциплиной по выбору студента и изучается в 5 семестре очной и 7 семестре очно-заочной формы обучения.

Одной из важнейших отличительных черт происходящих перемен являются качественные изменения в сфере труда, формирование рынка рабочей силы и связанные с этим процессом кардинальные сдвиги в системе отношений занятости, вызывающие многообразные экономические и социальные последствия (такие как безработица, необходимость социальной защиты занятости населения и обеспечения права граждан на труд) и требующие регулирования указанных процессов для преодоления их стихийного характера и смягчения негативных социальных последствий.

Отношения занятости, ее регулирование играют ключевую роль в управлении обществом, являясь важнейшим направлением социально-экономической политики. Именно этим предопределен круг включенных в программу тем. Основной упор сделан на изучение вопросов формирования и реструктуризации занятости, становления, развития и функционирования рынка труда, его взаимодействия с другими элементами рыночного механизма.

Изучение дисциплины «Занятость и ее регулирование» ставит своей целью формирование у учащихся современного, систематизированного и целостного научного представления о социально-экономической сущности занятости населения, месте занятости в системе социальных и экономических категорий, современных подходах к ее регулированию и решению проблем безработицы, а также о специфике этих процессов в России.

Освоение курса «Занятость населения и ее регулирование» предполагает решение следующих задач:

  • систематизация имеющихся у студентов знаний и ознакомление их с новыми знаниями о занятости населения и ее регулировании;

  • формирование представления об основных институтах, регулирующих сферу занятости;

  • ознакомление студентов с зарубежным опытом регулирования занятости и рынка труда;

  • повышение уровня общей и экономической культуры студентов, усиление их социальной ориентированности, формирование профессиональных знаний и навыков самостоятельной оценки явлений и процессов в сфере занятости населения, системного и адекватного современным условиям мышления.

Согласно требованиям к уровню освоения содержания, специалист должен:

Знать:

  • сущность и специфику социально-экономических явлений и процессов, происходящих в сфере занятости;

  • закономерности развития и функционирования рынка труда, содержание основных теоретических подходов к его оценке;

  • методы регулирования занятости и рынка труда;

  • содержание и виды политики занятости;

  • проблемы и особенности формирования рынка труда в России;

  • основные положения законодательства о занятости.

Уметь:

  • квалифицированно оперировать основными понятиями дисциплины;

  • анализировать и оценивать ситуацию в сфере занятости;

  • рассчитывать основные показатели, характеризующие занятость и состояние рынка труда;

  • делать прогнозные оценки состояния занятости;

  • самостоятельно работать со специальной литературой, критически осмысливать получаемую информацию по проблемам занятости и рынка труда, выражать и обосновывать свою позицию по указанным вопросам;

  • применять на практике полученные теоретические знания.



II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Очная форма обучения


№ темы

Наименование темы

Всего часов

Аудитор-ных

Лекции

Семинары

Самост. работа

Форма контр.

1

Тема 1. Сфера занятости населения: основные понятия, сущность и структура

38

6

4

2

32




2

Тема 2. Международный опыт организации занятости населения и рынков труда

34

4

2

2

30




3

Тема 3. История развития сферы занятости населения в России

32

4

2

2

28




4

Тема 4. Параметры оценки состояния сферы занятости населения

34

4

2

2

30




5

Тема 5. Теоретические основы регулирования занятости населения

32

4

2

2

28




6

Тема 6. Институты и инфраструктура регулирования занятости населения

32

4

2

2

28




7

Тема 7. Направления регулирования занятости населения в Российской Федерации

32

4

2

2

28




8

Тема 8. Актуальные проблемы в сфере занятости населения и пути их решения

36

4

2

2

32




 

Всего по курсу:

270

34

18

16

236

Зачет



Очно-заочная (вечерняя) форма обучения


№ темы

Наименование темы

Всего часов

Аудитор-ных

Лекции

Семинары

Самост. работа

Форма контр.

1

Тема 1. Сфера занятости населения: основные понятия, сущность и структура

38

6

4

2

32




2

Тема 2. Международный опыт организации занятости населения и рынков труда

34

4

2

2

30




3

Тема 3. История развития сферы занятости населения в России

32

4

2

2

28




4

Тема 4. Параметры оценки состояния сферы занятости населения

34

4

2

2

30




5

Тема 5. Теоретические основы регулирования занятости населения

32

4

2

2

28




6

Тема 6. Институты и инфраструктура регулирования занятости населения

32

4

2

2

28




7

Тема 7. Направления регулирования занятости населения в Российской Федерации

32

4

2

2

28




8

Тема 8. Актуальные проблемы в сфере занятости населения и пути их решения

36

4

2

2

32




 

Всего по курсу:

270

34

18

16

236

Зачет


III. ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Сфера занятости населения: основные понятия, сущность и структура

«Занятость населения и ее регулирование» как специальная учебная дисциплина; ее роль и место в системе подготовки специалистов. Взаимосвязь дисциплины с другими учебными курсами.

Понятие занятости. Место занятости в системе социально-экономических отношений. Виды занятости. Категории занятого населения. Понятие безработицы. Виды безработицы. Социальные последствия безработицы. Рынок труда. Субъекты рынка труда. Механизм спроса и предложения на рынке труда. Сегментация рынка труда.

Тема 2. Международный опыт организации занятости населения и рынков труда

Международные структуры, участвующие в организации занятости населения. Формы организации занятости населения. Модели рынка труда: японская, американская, западноевропейская и скандинавская. Основные черты и условия формирования различных моделей. Занятость населения в странах с переходной экономикой. Занятость населения в условиях становления постиндустриального общества.

Тема 3. История развития сферы занятости населения в России.

Трудовые отношения в условиях зарождения капиталистического хозяйства. Занятость населения после отмены крепостного права. Занятость населения в первые годы советской власти. Обеспечение полной занятости в советский период. Трансформация сферы занятости в период рыночных преобразований. Занятость населения в условиях экономического подъема. Перспективы развития сферы занятости в России.

Тема 4. Параметры оценки состояния сферы занятости населения.

Экономическая активность населения. Уровень безработицы. Оценка безработицы по методологии МОТ. Дифференциация оплаты труда и доходов населения. Децильный коэффициент. Квинтильный коэффициент. Кривая Лоренса. Поляризация заработной платы по отраслям. Качественные показатели соответствия спроса и предложения на рынке труда. Сбалансированность рынка труда.

Тема 5. Теоретические основы регулирования занятости населения

Представления о занятости населения и ее регулировании в марксисткой теории. Неоклассическая модель равновесия на рынке труда. Кейнсианский подход к регулированию занятости. Монетаристская теория. Теория человеческого капитала. Теория гибкого рынка труда. Проблемы и последствия использования различных теоретических подходов.

Тема 6. Институты и инфраструктура регулирования занятости населения

Институциональная среда сферы занятости: государство, семьи (домохозяйства), институт контрактных отношений, рыночные институты. Роль институтов в регулировании занятости населения. Понятие инфраструктуры регулирования занятости населения. Элементы инфраструктуры. Среды инфраструктуры. Основные и смежные организации инфраструктуры.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по курсу «Занятость населения и ее регулирование» Для студентов всех форм обучения icon Государственное регулирование предпринимательской деятельности Учебно методический комплекс
Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учебно – методический комплекс / Т. В. Игнатова, В. В. Келарев. Ростов...
Учебно-методический комплекс по курсу «Занятость населения и ее регулирование» Для студентов всех форм обучения icon Учебно-методический комплекс дисциплины «Технологии и методики обучения литературе»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов-бакалавров, обучающихся на филологическом факультете по направлению 050300....
Учебно-методический комплекс по курсу «Занятость населения и ее регулирование» Для студентов всех форм обучения icon Учебно-методический комплекс для студентов юридического факультета 030501. 65 Юриспруденция
История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. Институт Иностранных Языков. Москва
Учебно-методический комплекс по курсу «Занятость населения и ее регулирование» Для студентов всех форм обучения icon Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология»
Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «История античной культуры» (курс по выбору) «…» января 2009г
Учебно-методический комплекс по курсу «Занятость населения и ее регулирование» Для студентов всех форм обучения icon Учебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология»
Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация...
Учебно-методический комплекс по курсу «Занятость населения и ее регулирование» Для студентов всех форм обучения icon Республики Беларусь Учреждение образования «белорусский государственный...
Конспект лекций по курсу «Основы алгоритмизации и программирования» для студентов всех специальностей и всех форм обучения. Мн.:...
Учебно-методический комплекс по курсу «Занятость населения и ее регулирование» Для студентов всех форм обучения icon Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделения...
Учебно-методический комплекс предназначен для эффективной организации и обеспечения учебного процесса при подготовке специалистов...
Учебно-методический комплекс по курсу «Занятость населения и ее регулирование» Для студентов всех форм обучения icon Учебно-методический комплекс санкт-Петербург 2010 министерство образования...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 220201. 65 управление и информатика в технических системах,...
Учебно-методический комплекс по курсу «Занятость населения и ее регулирование» Для студентов всех форм обучения icon Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса озо специальности...
Н. Н. Горбачева. Комментирование художественного текста. Учебно-методический комплекс для студентов IV курса озо специальности 031001....
Учебно-методический комплекс по курсу «Занятость населения и ее регулирование» Для студентов всех форм обучения icon Учебно-методический комплекс институт системного анализа, автоматики и управления
Программирование и основы алгоритмизации: учебно-методический комплекс / сост. С. А. Матюхин. Спб.: Изд-во сзту, 2008. 194с
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции