Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека




Скачать 435.31 Kb.
Название Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
страница 1/3
Дата публикации 23.05.2014
Размер 435.31 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Экономика > Документы
  1   2   3
УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Федеральной службы

по надзору в сфере защиты прав

потребителей и благополучия человека

 

Главный государственный санитарный

врач Российской Федерации

Г.Г. Онищенко

06.11.2011

                                                               

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

I. Введение……………………………………….......................................................3

 

II. Основные цели и задачи Национальной Концепции профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи…………………............................4

 

III. Пути совершенствования государственной системы эпидемиологического надзора и профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи…………………………………….…………...…………………………….5

 

IV. Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации Концепции…………………………………………………………………………..28

 

V. Приложение. Основные термины и понятия………………….…………..…..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ВВЕДЕНИЕ

Настоящая Концепция разработана Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и определяет цель, принципы, общую архитектуру, основные направления совершенствования национальной системы профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, механизмы обеспечения ее функционирования, а также ожидаемый социально-экономический эффект.

Стратегической задачей здравоохранения является обеспечение качества медицинской помощи и создание безопасной  среды пребывания для пациентов и персонала в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность. Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП), являются важнейшей составляющей этой проблемы в силу широкого распространения, негативных последствий для здоровья пациентов, персонала и экономики государства.

Общим критерием для отнесения случаев инфекций к ИСМП является непосредственная связь их возникновения с оказанием медицинской помощи (лечением, диагностическими исследованиями, иммунизацией и т.д.). Именно поэтому к ИСМП относят случаи инфекции не только присоединяющиеся к основному заболеванию у госпитализированных пациентов, но и связанные с оказанием любых видов медицинской помощи (в амбулаторно-поликлинических, образовательных, санаторно-оздоровительных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, при оказании скорой медицинской помощи, помощи на дому и др.), а также случаи инфицирования медицинских работников в результате их профессиональной деятельности.

Термин «инфекция, связанная с оказанием медицинской помощи» (Healthcare - associated infection (HAI), являясь более точным, в настоящее время используется как в научной литературе, так и в публикациях ВОЗ и нормативных документах большинства стран мира.

Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи,  поражают 5-10% пациентов, находящихся в  стационарах, и занимают десятое  место в ряду причин смертности населения. В России по данным официальной статистики ежегодно регистрируется примерно 30 тыс. случаев инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (≈ 0,8 на 1 000 пациентов), однако эксперты считают, что их истинное число составляет не менее 2-2,5 млн. человек. В зависимости от действия различных факторов, частота возникновения ИСМП колеблется. Некоторые группы пациентов особенно уязвимы: новорожденные дети, пожилые люди, пациенты с тяжелым течением основной патологии  и множественными сопутствующими заболеваниями, пациенты, подвергающиеся агрессивным и инвазивным медицинским манипуляциям, трансплантации органов и т.п. В этих группах показатели заболеваемости ИСМП значительно выше.

Пациенты с ИСМП находятся в стационаре в 2-3 раза дольше, чем аналогичные пациенты без признаков инфекции. В среднем на 10 дней задерживается их выписка, в 3-4 раза возрастает стоимость лечения, и в 5-7 раз -  риск летального исхода. Экономический ущерб, причиняемый ИСМП, значителен: в Российской Федерации эта цифра, по самым скромным подсчетам, может достигать 10-15 млрд. рублей в год (для сравнения – ежегодный экономический ущерб от ИСМП в Европе составляет примерно  7 млрд. евро, в США – 6,5 млрд. долларов). Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи существенно снижают качество жизни пациента, приводят к потере репутации учреждения здравоохранения.

Интенсивное развитие высокотехнологичных, инвазивных методов диагностики и лечения в сочетании с широким распространением микроорганизмов с множественной лекарственной устойчивостью определяет необходимость непрерывного совершенствования систем надзора и контроля.

В нашей стране впервые на государственном уровне основные направления профилактики были сформулированы в 1999 году в программном документе «Концепция профилактики внутрибольничных инфекций», который определил на последующее десятилетие стратегию научных исследований, задачи разработки нормативного, правового обеспечения, внедрения передовых методов профилактики в практику. Пересмотр этого документа определен изменившимися условиями, накопленными новыми научно-практическими данными, реализацией многих положений, определенных в предыдущей Концепции, и необходимостью обозначить новые горизонты развития данного направления в стране, в том числе гармонизации нормативных документов с международными требованиями.

 

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

Основной цельюНациональной Концепции профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (далее – Концепция) является определение стратегии профилактики ИСМП для снижения уровня заболеваемости и связанной с ней нетрудоспособности, смертности пациентов, а также социального и экономического ущерба на основе разработки теоретических основ управления ИСМП и внедрения в практику здравоохранения научно обоснованной системы эпидемиологического надзора и комплекса эффективных организационных, профилактических,  противоэпидемических  и лечебно-диагностических мероприятий.

Основными задачами Концепции являются:

1. Совершенствование нормативного, правового и методического обеспечения системы профилактики ИСМП,гармонизация  с международными требованиями.

2.Совершенствование государственного надзора и контроля за реализацией мероприятий по профилактике ИСМП.

3. Совершенствование эпидемиологического надзора за ИСМП и его информационно-программного обеспечения.

4. Совершенствование лабораторной диагностики и мониторинга возбудителей ИСМП.

5.Создание целевых комплексных программ профилактики ИСМП. 

6. Совершенствование штатной структуры и кадрового обеспечения эпидемиологической деятельности в организациях здравоохранения.

7. Внедрение современных подходов и оптимизация санитарно - гигиенических мероприятий по профилактике ИСМП в организациях здравоохранения.

8. Совершенствование системы обучения медицинского персонала профилактике ИСМП.

9. Оптимизация принципов профилактики ИСМП  среди медицинского персонала.

10. Повышение эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий.

11. Повышение эффективности дезинфекционных и стерилизационных мероприятий.

12. Оценка эффективности комплекса мероприятий по профилактике ИСМП.

13. Развитие научных исследований в области эпидемиологии и профилактики ИСМП.

III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА И ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Единая государственная система эпидемиологического надзора и профилактики ИСМП представляет собой совокупность информационно-технологических, лабораторно-диагностических, научно-исследовательских и обучающих средств, обеспечивающих комплекс организационных, профилактических, противоэпидемических и лечебно-диагностических мероприятий с целью сокращения уровня заболеваемости и смертности пациентов.

3.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО, ПРАВОВОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИСМП, ГАРМОНИЗАЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ

Международными научными и профессиональными  медицинскими сообществами и организациями рекомендована практика разработки и внедрения в систему оказания медицинской помощи населению принципов доказательной медицины, ориентированных на обеспечение пациентов лекарственными препаратами, медицинскими технологиями  (диагностическими, терапевтическими, профилактическими),  эффективность которых научно обоснована и подтверждена клиническими испытаниями и практикой.

Проведенные за последние десятилетия исследования позволили получить научные данные о клинической, эпидемиологической, социальной и экономической эффективности отдельных мероприятий по профилактике ИСПМ, которые и должны служить основой создания нормативных, правовых и методических документов, регламентирующих проведение в учреждениях здравоохранения комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий с доказанной эффективностью.

Совершенствование национальной системы нормативного, правового и методического сопровождения мероприятий по обеспечению биологической безопасности пациентов и медицинского персонала при оказании медицинской  помощи предусматривает применение единых принципов получения и представления убедительных доказательств обоснованности предлагаемых рекомендаций и требований.

К работе над данными документами должны шире подключаться специалисты различного профиля, из различных организаций с возможностью широкого обсуждения проектов документов.

Совершенствование нормативной, правовой базы документов, регламентирующих проведение  мероприятий по профилактике ИСМП включает:

·       создание единой системы нормативных, правовых актов, включая законодательство Российской Федерации,  нормативные акты министерств, ведомств, организаций, обеспечивающих эффективную профилактику ИСМП, а также локализацию, ликвидацию ИСМП в случае их возникновения и адекватную компенсацию пострадавшим;

·       систематическую актуализацию нормативных, правовых и методических документов по основным направлениям Концепции;

·       расширение нормативной, правовой базы по профилактике ИСМП в учреждениях нехирургического профиля (инфекционные, педиатрические, соматические), отделениях интенсивной терапии и реанимации, клинико-диагностических, амбулаторно-поликлинических учреждениях;

·       создание документов, отражающих юридические аспекты проблемы ИСМП и защиты прав медперсонала и пациентов;

·       разработку, утверждение и внедрение национальных стандартов по профилактике ИСМП.

Разработка и утверждение национальных стандартов по профилактике ИСМП  включает стандартное определение случая ИСМП  различных нозологических форм, заноса инфекции, внутриутробной инфекции, стандартное определение госпитального штамма, стандарты эпидемиологического надзора, профилактических и противоэпидемических мероприятий и другие.

Стандартное определение случая инфекции является фундаментом, на котором основывается вся система эпидемиологического надзора, включая выявление и регистрацию случаев внутрибольничных инфекций, эпидемиологическую диагностику, дифференциальную диагностику с другими состояниями. Целесообразно согласование стандартного определения случая ИСМП  со стандартами обследования пациента.

3.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ИСМП 

Государственный надзор и контроль является одной из форм государственного регулирования в тех сферах, которые отличаются особой государственной социальной, экономической важностью.

В сфере государственного управления деятельностью, направленной на  профилактику ИСМП следует обеспечить разработку исчерпывающего перечня обязательных требований для организаций и лиц, ответственных за реализацию профилактических, противоэпидемических и иных мероприятий, установление достаточных полномочий для органов, уполномоченных осуществлять государственный надзор и контроль, формирование системы социальной, экономической, медицинской защиты лиц, порстрадавших в результате ИСМП.

Реализация мер, направленных на совершенствование  государственного надзора и контроля в области профилактики ИСМП  предусматривает:

·       формирование гармонизированного с международными правилами перечня обязательных  требований, соблюдение которых обеспечивает эффективную профилактику ИСМП в лечебно-профилактических организациях;

·       подготовку стандарта проверки соблюдения обязательных требований, направленных на профилактику ИСМП  в лечебно-профилактических организациях в зависимости от их профиля;

·       совершенствование административного законодательства, законодательства в сфере защиты прав потребителей медицинских услуг.

3.3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСМП И ЕГО АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Эпидемиологический надзор за ИСМП  – система непрерывного слежения за эпидемическим  процессом и его детерминантами  для осуществления эпидемиологической диагностики с целью принятия обоснованных управленческих решений по  предупреждению возникновения и распространения ИСМП.

Эпидемиологический надзор осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном и учрежденческом (учреждения здравоохранения) уровнях.

Проведение эпидемиологического надзора предусматривает:

·       обеспечение активного выявления, учета и регистрации ИСМП;

·       выявление факторов риска возникновения ИСМП  у отдельных категорий пациентов в различных типах учреждений здравоохранения;

·       эпидемиологический анализ заболеваемости пациентов с выявлением ведущих причин и факторов, способствующих возникновению и распространению ИСМП;

·       эпидемиологический анализ заболеваемости ИСМП  медицинского персонала с выявлением ведущих причин и факторов, способствующих возникновению и распространению ИСМП;

·       осуществление микробиологического мониторинга за возбудителями ИСМП;

·       определение спектра устойчивости микроорганизмов к антимикробным средствам (антибиотикам, антисептикам, дезинфектантам и др.) для разработки рациональной стратегии и тактики их применения;

·       эпидемиологическую оценку лечебно-диагностического процесса;

·       эпидемиологическую и гигиеническую оценку больничной среды, условий пребывания в учреждении здравоохранения пациентов и медицинских работников;

·       оценку эффективности проведенных профилактических и противоэпидемических мероприятий;

·       прогнозирование эпидемической ситуации.

Совершенствование эпидемиологического надзора включает развитие следующих направлений:

·       методологии эпидемиологического надзора;

·       информационного обеспечения на основе стандартизации определения случаев ИСМП  и оптимизации перечня нозологических форм ИСМП, подлежащих регистрации;

·       системы микробиологического мониторинга с разработкой стандартов его проведения в учреждениях здравоохранения различного профиля;

·       подходов к оценке риска возникновения и распространения ИСМП  в учреждениях здравоохранения различного профиля;

·       методов эпидемиологической диагностики;

·       аппаратно-программного обеспечения.

Современные компьютерные технологии оказывают существенную практическую помощь в  проведения эпидемиологического надзора за ИСМП,  повышая его оперативность, качество эпидемиологической диагностики, обеспечивая своевременность принятия адекватных управленческих решений и проведение профилактических и противоэпидемических мер.

Информационно-программное обеспечение системы эпидемиологического надзора за ИСМП  предусматривает:

·       использование компьютерной техники, сетевого оборудования, прикладных программных продуктов в эпидемиологическом надзоре за ИСМП;

·       создание и ведение баз данных о случаях заболеваний и неблагоприятных исходах при ИСМП у пациентов и медицинского персонала;

·       создание и ведение баз данных о возбудителях ИСМП, детерминантах их вирулентности и чувствительности к антимикробным препаратам;

·       создание и ведение баз данных о состоянии санитарно-гигиенических и микробиологических параметров внешней  среды организаций здравоохранения;

.        создание и ведение баз данных о кадровом, организационном обеспечении и интенсивности лечебно-диагностического процесса в подразделениях организаций здравоохранения;

·       создание и ведение баз данных о движении пациентов в организациях здравоохранения;

·       создание и ведение регистра профилактических и противоэпидемических мероприятий;

·       проведение статистического анализа полученной информации.

Совершенствование информационно-программного обеспечения системы эпидемиологического надзора  за ИСМП  предполагает:

·       создание и обновление парка компьютерной техники, сетевого оборудования;

·       создание компьютеризированных систем  эпидемиологического надзора за ИСМП на основе Интернет-технологий для организаций здравоохранения, регионального и национального уровня, органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

·       разработку и внедрение унифицированных  программных продуктов для учета, формирования баз данных и статистического анализа полученной информации;

·       разработку и внедрение аппаратно-программных комплексов автоматизированного рабочего места (АРМ) врача-эпидемиолога учреждения здравоохранения, АРМ врача - бактериолога учреждения здравоохранения, АРМ клинического фармаколога;

·       создание и ведение электронных санитарно-гигиенических справочников-паспортов учреждений здравоохранения, регистра аварийных ситуаций в учреждениях здравоохранения.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека icon Европейский суд по правам человека механизм защиты прав человека
Европейский Суд – один из механизмов защиты прав человека (структура Суда, порядок рассмотрения дел, нормативные акты, регулирующие...
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека icon Информация о сроках проведения единого государственного экзамена
В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки №454 от 12. 03. 2010 утвердить следующее расписание...
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека icon Закон о защите прав потребителей является одним из самых часто применяемых...
Деятельность отделов по защите прав потребителей (на примере комитета экономического развития и торговли города Лесного) 27
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека icon Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки письмо
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические материалы по организации...
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека icon Государство это там, где соблюдаются права человека
В разных государствах это происходит по-разному, однако основные принципы защиты прав людей, которые в своем законодательстве должно...
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека icon Краткое описание проекта
...
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека icon «Ответ Украины на нетрадиционные вызовы современной безопасности»
Разработано Учебно-методическим центром защиты прав человека для конкурса экспертных рекомендаций Представительства фонда Фридриха...
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека icon Б Закон «О защите прав потребителей»; в Закон «О гражданстве»
Ответственность за причинение вреда имуществу предусмотрены нормами следующей отрасли права
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека icon Применение «коллапана» при хирургическом лечении заболеваний пародонта
А. С. Туманова, кандидат медицинских наук. Врач-стоматолог поликлиники Федеральной службы безопасности России
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека icon # Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Россиийской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции