Программа дисциплины «мировая экономика» Москва




Скачать 164.37 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «мировая экономика» Москва
Дата публикации22.05.2014
Размер164.37 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
literature-edu.ru > Экономика > Программа дисциплины
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЛАВЯНСКИЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНОГО СЛАВЯНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

им. Г. Р. ДЕРЖАВИНА

Факультет экономики и организации предпринимательства


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

Москва


  1. Организационно-методический раздел

    1. Цель курса

Главная цель дисциплины – дать студентам совокупность теоретических и практических навыков исследования современного состояния мировой экономики. Изучение мировой экономики базируется на базе предварительного ознакомления студентов с дисциплинами политической экономии и макроэкономики и логически расширяет их представление о роли и месте национальной экономики в системе мирохозяйственных связей.

Мировая экономика является дисциплиной, завершающей общетеоретическую экономическую подготовку студентов экономических специальностей и ориентирована на формирование углубленного представления о системе мирохозяйственных связей, региональном и глобальном экономическом сотрудничестве государств, достигших различного уровня экономического развития.

    1. Задачи курса

Основной задачей изучения дисциплины является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных к освоению и внедрению всего нового передового из зарубежного опыта мирового хозяйства в их профессиональной деятельности в области управления, науки и техники.

Задачи дисциплины «Мировая экономика» заключаются в следующем:

      • вооружить будущих менеджеров теоретическими знаниями о развитии мировой экономики, сущности и содержании основных категорий, относящихся к сфере мировой экономики, международных экономических отношений и управления внешнеэкономической деятельностью;

      • научить анализировать факторы формирования и закономерности развития мирового хозяйства в целом, а также современное состояние, особенности и перспективы развития мирового хозяйства;

      • подготовить к усвоению и применению практических навыков самостоятельной работы с первоисточниками, научной и информационно-справочной литературой по мировой экономике на русском и иностранных языках в интересах профессиональной деятельности.

    1. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Профессиональная подготовка выпускника предусматривает: усвоение им основных теоретических положений о формировании мировой экономики и ее развитии в контексте международного экономического сотрудничества государств мирового сообщества; изучение основных тенденций мирового хозяйства и экономик ведущих экономически развитых государств, основных групп развивающихся стран и стран с переходной экономикой; уяснение роли и значения деятельности Организации Объединенных Наций (ООН), ее специализированных учреждений и других международных экономических организаций в международном экономическом сотрудничестве. В ходе изучения дисциплины выпускник должен выработать умение и приобрести навыки самостоятельного анализа экономического положения страны в системе мирохозяйственных связей, оценки возможных перспектив и основных направлений ее экономических отношений с другими государствами и экономическими объединениями с учетом национальных интересов и задач обеспечения экономической безопасности.

    1. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения дисциплины «Мировая экономика» специалист должен знать общетеоретические основы мировой экономики и получить необходимые для будущей деятельности практические навыки исследования и анализа проблем ее развития в целях использования результатов анализа в практической деятельности.

Дисциплина "Мировая экономика", являясь общеобразовательной экономической дисциплиной, изучает и объясняет основные процессы и явления экономической жизни мирового сообщества. Она помогает понять основные тенденции мирового развития в хозяйственной сфере, выявить их характер и определить их направленность. Знание реальных тенденций и проблем развития мирового хозяйства тесно связано с практической функцией знания. Овладение курсом мировой экономики создает основу для понимания основных направлений международных экономических отношений, соответствия национальной экономической политики и международной стратегии хозяйствующих субъектов существующим реальностям мировой хозяйственной жизни и перспективам ее развития.

Структура учебной программы, содержание отдельных тем и последовательность изложения учебного материала направлены на достижение конечных результатов, на обучение будущих специалистов целенаправленному содействию в повышении эффективности их профессиональной деятельности и качества работы их организации (предприятия).

Методика преподавания данной дисциплины предполагает чтение лекций, проведение практических (семинарских) занятий, индивидуальных консультаций по отдельным наиболее сложным специфическим проблемам дисциплины и подготовке рефератов.

Настоящей учебной программой предусмотрены следующие виды аудиторных занятий: лекции, практические (семинарские) занятия, деловые игры, контрольные работы, групповые и индивидуальные консультации, а также самостоятельная внеаудиторная работа студентов с учебным материалом (учебниками, учебными пособиями, методическими указаниями, заданиями, специальной литературой) под контролем преподавателя.

В процессе изучения дисциплины студент выполняет реферат, который является самостоятельной работой студента и позволяет закрепить теоретические, методические и практические знания.

Лекции, практические занятия, контрольные работы и деловые игры проводятся с использованием технических средств обучения (компьютеров, калькуляторов, карт, плакатов, слайдов), раздаточного материала, учебных и методических пособий.

При проведении практических занятий, деловых игр, ситуационных анализов, при выполнении домашних заданий широко используются технические средства обучения и, прежде всего, персональные компьютеры.

Учебной программой предусмотрена в необходимом количестве часов самостоятельная работа студентов (выполнение домашних заданий; подготовка к семинарским занятиям и контрольным работам; подготовка рефератов и научных докладов).

Методика преподавания дисциплины основана на широком использовании активных методов обучения (компьютерные тренинги, тесты).

В течение семестра осуществляются текущий контроль знаний студентов путем систематического опроса на практических занятиях, проверки результатов выполнения контрольных работ, тестирования, домашних заданий и т.д. После изучения дисциплины студенты должны сдать зачет.

Распределение часов по темам и видам учебных занятий, а также основные методические указания по темам учебной программы, круг вопросов для самостоятельной работы, содержание семинарских занятий, деловых игр, тематика рефератов, список обязательной и дополнительной специальной литературы по дисциплине предусматривается данной учебной и годовыми рабочими программами и более подробно освещается в самостоятельных методических указаниях по дисциплине.



  1. Содержание курса

    1. Разделы курса

Курс содержит четыре раздела:

            • Общетеоретические основы мировой экономики;

            • Ресурсная база мирового хозяйства;

            • Современные тенденции развития мирового хозяйства;

            • Участие отдельных групп стран в мировом хозяйстве.

Четыре раздела курса, отражающие основное содержание Государственного образовательного стандарта по специальности «Мировая экономика», включают восемнадцать тем.

    1. Темы и краткое содержание

Тема 1. Современное мировое хозяйство


Понятие и сущность мирового хозяйства (МХ). Эволюция развития мирового хозяйства в XIX – XX вв. Этапы формирования мирового хозяйства. Основные экономические показатели мирового хозяйства. Главные тенденции развития мирового хозяйства в XXв. Перспективы развития мирового хозяйства в XXI в.

Тема 2. Международное разделение труда

Международное разделение труда – специализация стран на производстве товаров и услуг. Движение факторов производства. Динамика. Структура и географические направления мировой торговли товарами и услугами. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании мировой торговли. Международная миграция капиталов, факторы ее расширения и развития. Основные формы международного движения капиталов. Международные научно-технические связи. Основные формы и тенденции их развития. Миграция рабочей силы как фактор интернационализации экономической жизни.

Тема 3. Теории мировой экономики

Основные закономерности и теории развития мировой экономики. Теории стадий экономического роста, единого индустриального и нового индустриального общества, постиндустриального общества, единой цивилизации, столкновения цивилизаций, упадка империй.

Тема 4. Классификация стран по экономическому потенциалу и уровню социально-экономического развития

Типология стран. Принципы классификации стран мира по различным группам. Главные показатели, характеризующие развитие различных государств: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход.

Тема 5. Международные экономические отношения (МЭО)

Теоретические и общеметодологические вопросы МЭО. Основные концепции международной торговли. Протекционизм и свобода торговли. Учение А. Смита и Д. Рикардо об абсолютных и сравнительных преимуществах. Теория факторов производства Хекшера-Олина, парадокс В. Леонтьева, современная трактовка влияния факторов производства, теорема Т. Рыбчинского. МЭО в условиях рыночного хозяйства. Место и роль МЭО в развитии национальной экономики. Внешняя торговля России и ее положение в системе мирохозяйственных связей. Россия и Всемирная торговая организация. Практика МЭО и внешнеэкономической деятельности.

Тема 6. Природно-ресурсная база


Природные ресурсы – необходимое условие развития экономики. Неравномерность распределения природных ресурсов между странами. Соотношения между запасами природных ресурсов и их потреблением. Роль природных ресурсов в мировом хозяйстве.

Тема 7. Трудовые ресурсы

Понятие и состав трудовых ресурсов. Динамика и структура населения мира. Мировой рынок труда и международная миграция рабочей силы. Государственное регулирование внешней трудовой миграции. Глобальные последствия международной миграции рабочей силы.

Тема 8. Производственные ресурсы

Мировое хозяйство и его три сектора отраслей: «первичных» (сельское хозяйство и добывающая промышленность), «вторичных» (обрабатывающая промышленность и строительство) и «третичных» (сфера торговли и услуг). Отраслевая структура мировой промышленности: агропромышленный комплекс, топливно-энергетический комплекс, химико-лесной комплекс, металлургический комплекс, машиностроительный комплекс, военно-промышленный комплекс, легкая промышленность, транспорт и связь, отрасли сферы торговли и услуг.
Тема 9. Научные ресурсы

Роль и значение научных ресурсов для развития мировой экономики. Основные показатели научных ресурсов. Государственные и частные расходы на НИОКР. Результативность сферы НИОКР. Важнейшие научно-технические центры мира: США, Западная Европа, Япония и Россия. Глобализация научных знаний.

Тема 10. Финансовые ресурсы

Понятие и виды финансовых ресурсов мира. Механизм перераспределения финансовых ресурсов мира. Мировые финансовые центры. Мировые финансовые кризисы. Вывоз и ввоз капитала. Утечка капитала.

Тема 11. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения

Мировая валютная система и международные расчеты, формы международных расчетов. Международные валютно-денежные и кредитные рынки. Основные виды валютных операций. Международное кредитование. Кризис внешней задолженности. Международные валютно-финансовые, банковские организации и институты. Региональные валютно-финансовые и кредитные организации. Еврорынок валют и кредитов. Россия в международных валютно-финансовых организациях. Отношения России с МВФ, ВБ, Парижским и Лондонским клубами.

Тема 12. Неравномерность социально-экономического развития в современном мировом хозяйстве

Неравномерность социально-экономического развития стран и регионов мира. Понятие и размеры разрыва в уровнях развития. Ускорение процессов уменьшения или увеличения разрыва в уровнях развития. Две наиболее известные модели догоняющего развития: импортозамещающая и экспортоориентированная. Перспективы решения проблемы неравномерности социально-экономического развития стран мира в XXI в.

Тема 13. Региональная интеграция национальных хозяйств

Понятие регионализации. Особенности регионализации по странам и формам внешнеэкономических связей. Понятие международной экономической интеграции и интеграционных объединений. Основные интеграционные объединения мира: Европейский Союз, НАФТА, МЕРКОСУР, АСЕАН, АТЭС и СНГ.

Тема 14. Глобализация мировой экономики

Интернационализация хозяйственной деятельности. Уровень участия страны в мировом хозяйстве и показатели его измерения. Транснационализация хозяйственной деятельности. Роль транснациональных (ТНК) и многонациональных (МНК) корпораций в транснационализации национальных экономик. Понятие и сущность глобализации хозяйственной деятельности. Теоретические концепции глобализации. Перспективы глобализации в XXI в. Позитивные и негативные последствия глобализации для мирового хозяйства.

Тема 15. Промышленно развитые страны в мировом хозяйстве


Критерии выделения промышленно развитых стран. Общая характеристика промышленно развитых стран. Их дифференциация по группам. Сопоставление показателей душевого ВНП и ВВП, производительности труда в различных областях экономики между основными группами стран мирового хозяйства. Место США, Японии, Германии и других промышленно развитых стран в мировой экономике. Значение экономики промышленно развитых стран для всего мирового хозяйства. Влияние экономического развития промышленно развитых стран на динамику и структуру развития мирового хозяйства в XXI в.

Тема 16. Развивающиеся страны в мировом хозяйстве

Понятие «развивающаяся страна». Критерии выделения развивающихся стран. Основные характеристики развивающихся стран. Значение участия развивающихся стран в международном разделении труда для развития их экономического потенциала. Изменение роли развивающихся стран в глобальной модели международного разделения труда в XXI в.

Тема 17. Страны с переходной экономикой в мировом хозяйстве

Основные черты переходной экономики в странах Центральной и Восточной Европы, странах Прибалтики и СНГ. Объективные и субъективные трудности при переходе к рыночной экономике. Современное состояние экономики стран ЦВЕ, Прибалтики и СНГ, основные тенденции и перспективы их развития. Современные тенденции социально-экономического развития, трансформационный спад, факторы экономического роста, внешние факторы развития. Формирование рыночного механизма регулирования внешней торговли. Итоги социально-экономического развития за 90-е годы ХХ века. Перспективы консолидации и развития экономической интеграции стран СНГ в начале XXI в.

Тема 18. Место России в современном мировом хозяйстве

Основные черты социально-экономической модели России. Изменение роли государства в экономике. Макроэкономическая стабилизация. Приватизация. Создание рыночной инфраструктуры. Современная модель международной специализации экономики России. Товарная структура экспорта и импорта России. Роль иностранных инвестиций. Внешняя задолженность России и пути ее погашения. Долги иностранных государств России и возможность их возврата. Перспективы экономического роста в России в период до 2010 гг. Новая государственная программа по выводу экономики России из кризисного состояния. Будущая роль и место России в мировом сообществе и мировой экономике.

    1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1.Чем отличаются широкое и узкое определение термина «мировая экономика»?

    1. Какие формы международных экономических отношений Вам известны?

    2. В чем суть парадокса Леонтьева?

    3. Чем постиндустриальное общество отличается от индустриального и традиционного?

    4. Почему международная экономическая интеграция идет не между всеми странами, а преимущественно в границах регионов?

    5. Какие из ниженазванных международных экономических организаций можно отнести к интеграционным объединениям: ОПЕК, ЕС, ОЭСР, НАФТА, АТЭС, ЮНИДО, АСЕАН, МВФ, МЕРКОСУР, СНГ?

    6. Какие категории населения входят в состав трудовых ресурсов?

    7. Охарактеризуйте виды трудовой миграции.

    8. Какие сдвиги наблюдаются в промышленности высокоразвитых стран?

    9. Какие отрасли промышленности относятся к наукоемким?

    10. Какие сдвиги наблюдаются в АПК стран мира под воздействием «зеленой» и «биотехнологической» революций?

    11. Из каких подотраслей состоит третичный сектор мировой экономики?

    12. Какую роль в мировом хозяйстве играет мировая транспортная система?

    13. Какую роль в мировом хозяйстве играет топливно-энергетический комплекс?

    14. Охарактеризуйте состояние мирового рынка нефти и природного газа?

    15. Каково значение мирового рынка вооружений и военной техники?

    16. Определите задачи и принципы государственной внешнеэкономической политики.

    17. Что нового стоит внести в отечественную систему внешнеэкономического регулирования для оптимального включения России в мирохозяйственные связи?

    18. Дайте определение ТНК и МНК.

    19. Каково влияние ТНК на экономику принимающих стран?

    20. Дайте определение международной экономической интеграции.

    21. Почему в Западной Европе интеграционные процессы достигли наибольшей глубины и размаха?

    22. Каковы ожидаемые последствия расширения Европейского Союза?

    23. Каковы перспективы экономической интеграции в рамках СНГ?

    24. Как Вам представляется будущая роль и место России в мировой экономике?

Перечень заданий для самостоятельной работы

  1. Разработать концепцию исследования одной из актуальных проблем мировой экономики (к теме 1).

  2. Составить прогноз развития мировой экономики или хозяйственного комплекса одного из интеграционных объединений мира или экономики отдельно взятой страны (к теме 13).

  3. Разработать сценарий ситуационного анализа одной из современных проблем развития мировой экономики (к теме 15).

    1. Примерная тематика рефератов

В качестве контрольного задания студентам предлагается написание реферата по индивидуальной тематике, связанной с раскрытием одной из современных тем мирового хозяйства или особенностей экономического развития одного из государств мирового сообщества, а также его участия в международной экономической интеграции:

  1. Современное мировое хозяйство, понятие, структура, субъекты и тенденции развития.

  2. Глобализация мирового хозяйства и глобальные проблемы в мировом хозяйстве.

  3. Неравномерность экономического развития в современном мировом хозяйстве.

  4. Современные тенденции развития мирового хозяйства.

  5. Количественные и качественные аспекты трудовых ресурсов мира.

  6. Мировой рынок труда и международная миграция рабочей силы.

  7. Производственные ресурсы мирового хозяйства и происходящие в них сдвиги.

  8. Финансовые ресурсы мирового хозяйства.

  9. Мировые финансовые центры и мировые финансовые кризисы.

  10. Мировая торговля и ее сущность.

  11. Региональная экономическая интеграция и региональные интеграционные объединения.

  12. Международные корпорации и их роль в мировом хозяйстве.

  13. Международные экономические организации и их роль в международном экономическом сотрудничестве.

  14. Глобализация хозяйственной жизни.

  15. Значение финансовых ресурсов и их распределения в мировом хозяйстве.

  16. Мировая торговля товарами и услугами в XX – XXI вв.

  17. Внешнеторговая политика стран мира в начале XXI в.

  18. Международные торгово-экономические и финансовые организации и их роль в мировой экономике.

  19. Всемирная торговая организация и ее роль в мировой торговле.

  20. Место и роль «Большой семерки» в регулировании мировой экономики.

  21. Международная экономическая интеграция: понятие и сущность.

  22. Западноевропейская экономическая интеграция: этапы, итоги и перспективы развития.

  23. Валютный союз ЕС и единая европейская валюта.

  24. Современный состав и перспективы расширения Европейского Союза.

  25. Современное состояние экономики одной из стран мира (по выбору) и ее мирохозяйственные связи.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «мировая экономика» Москва iconПрограмма государственного экзамена для специальности №08. 00. 14...
Программа государственного экзамена по специальности №060600 (080102. 65) – Мировая экономика утверждена на заседании кафедры мировой...

Программа дисциплины «мировая экономика» Москва iconРабочая программа дисциплины «мировая экономика и международные экономические отношения»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)

Программа дисциплины «мировая экономика» Москва iconРабочая программа дисциплины " мировая культура и искусство" направление 100400. 62 «Туризм»
Для освоения теоретических основ курса «Мировая культура и искусство» необходимо владеть основами знаний по происхождению и основным...

Программа дисциплины «мировая экономика» Москва iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 8 Мировая экономика
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»

Программа дисциплины «мировая экономика» Москва iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 20 Экономика и менеджмент сми
Основной целью преподавания курса «Экономика и менеджмент сми» является овладение слушателями теоретическими знаниями экономики журналистики...

Программа дисциплины «мировая экономика» Москва iconПрограмма дисциплины «финансы и кредит» Москва Программа дисциплины...
Целью изучения дисциплины «Финансы и кредит» является усвоение студентами теоретических основ денежного обращения, финансов и кредита,...

Программа дисциплины «мировая экономика» Москва iconПримерная программа учебной дисциплины основы бухгалтерского учета 2010 г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...

Программа дисциплины «мировая экономика» Москва iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по напралению...
Экономика отраслевых рынков магистерская программа 080106. 68 «Экономика фирмы и отраслевых рынков»

Программа дисциплины «мировая экономика» Москва iconПримерная программа учебной дисциплины мировая художественная культура...
Автор: Емохонова Л. Г., кандидат исторических наук, доцент, учитель высшей квалификационной категории

Программа дисциплины «мировая экономика» Москва iconПояснительная записка Кому адресована программа
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой 6 класс для общеобразовательных...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции