В. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект




Скачать 407.81 Kb.
НазваниеВ. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект
страница1/3
Дата публикации16.05.2014
Размер407.81 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Экономика > Документы
  1   2   3
В.М.Широнин
Проблемы институционального развития: когнитивный аспект
Стенограмма лекции 26.04.12

Коллеги, добрый день!
Я буду рассказывать свою работу и сначала чужую работу.
Слайд 1. Проблемы институционального развития: когнитивный аспект





  • Б.Мартенс. Когнитивные механизмы экономического развития и институциональных изменений

  • О когнитивной науке

  • В. Широнин. Институты и инновации: взгляд когнитивной науки





В последнее время возникла такая тема – когнитивная экономика. Тема, неоднозначно понимаемая - потому что первое, что возникло несколько раньше – это были работы Канемана и Тверски, за которые Канеману в 2002 году дали Нобелевскую премию «за применение психологической методики в экономической науке, в особенности — при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределённости». Они изучали проблемы знания и того, как восприятие и переработка информации влияет на оценку риска и принятие решений. То есть они это делали совершенно в другом ключе, чем я буду рассказывать – занимались биржевым поведением, рыночным поведением и т.д.
Слайд 2.


когнитивный

лат. cognitio — познание

однокоренные слова:

греч. - ɣνώση (гноси)

англ. - knowledge

русс. - знание




Когнитивный анализ – от слова знание. Здесь зеленым выделен корень, он по латыни звучал как гн, по русски он превратился в зн, по гречески гн, по английски – knowledge – кн, к не произносится. В общем, это всё – про знание. Когнитивная наука и когнитивные подходы – значит, связанные со знанием. Это аспекты экономической жизни и вокруг экономической жизни, которые связаны со знанием.

Часть 1. Книга Мартенса

Слайд 3.

Bertin Martens

The Cognitive Mechanics of Economic Development and Institutional Change

Routledge, London and New York, 2004




Первое – я буду рассказывать вот эту книжку. Она мне попала в руки буквально совсем на днях. Хотя она опубликована в 2004 году, но так получилось, что я сам написал вот эту статью, и она была опубликована в 10-м году. Но я в тот момент, к сожалению или к счастью, не знаю, но я ее не видел тогда, когда писал. Потому что между ними очень много общего, но и в то же время есть большая разница. Я сначала расскажу про книжку, потом кое-что про когнитивную науку, а потом расскажу то, что писал я сам. Ракурсы разные, но совпадения интересные.
Начнем с книги Мартенса. Он бельгиец, чиновник Евросоюза, помладше меня, и как он написал на своей странице (я его живьем не видел) у него основное хобби - это чтение книг, по книге в неделю.
Слайд 4. Основные тезисы книги Мартенса




  • Экономические системы и институты развиваются в неразрывной связи

  • Их развитие определяется способом использования ограниченных информационных возможностей человека

  • Распределение и передача знания между людьми позволяет увеличить эти возможности

  • Существуют разные способы передачи знания: подражание, символический обмен, передача овеществленного знания (рынок)

  • Распределение знания – т.е. специализация, разделение труда – порождают проблемы координации

  • Для решения этих проблем существуют институты





Итак, основной тезис его книжки: что экономические системы и институциональные системы – это две стороны одного совершенно неразрывного целого. Такое вот общее утверждение. И дальше он говорит, что их развитие определяется способом использования ограниченных информационных возможностей человека.
Скажите, пожалуйста, у вас был курс институциональной экономики? … То есть можно считать, что дальнейшее для вас будет приятной неожиданностью.
В экономической науке есть такая тема, которая называется «ограниченная рациональность». Есть неоклассическое направление экономической науки – это микро, отчасти макро – и которое предполагает, что рыночные агенты, рынок знает всё. То есть люди оптимизируют свое поведение в условиях полной информации. Это называется неоклассическая экономика – не economy, а economics. И есть некоторое другое направление, которое называется институциональная экономика. Начиная с 30-х годов появилась новая институциональная экономика, где основной тезис заключается в том, что за всякое знание надо платить, платить временем или платить деньгами. То есть всегда для того, чтобы что-то узнать, нужно затратить на это силы, деньги и время. И все равно ты всего знать не будешь, поэтому твой выбор – он всегда ограниченно рационален.
Это вот такие синонимы – ограниченная рациональность, ограниченная информационная возможность человека. Мысль заключается в том, что человек не всё знает, не всё может переработать, и у него в единицу времени есть какая-то ограниченная способность перерабатывать информацию – и это очень важный фактор.
Третий тезис Мартенса такой: что распределение, передача знания между людьми позволяет увеличить эту пропускную способность. Один человек не может собрать всё в голове, а когда люди как-то специализируются… Тут синонимами являются слова специализация, разделение труда и т.д. Причем он пишет, что Адам Смит свою книгу о богатстве народов начинал буквально… Он так это подчеркивает, Мартенс, что 1-й параграф 1-й главы книги Адама Смита – о том, что разделение туда есть основа прогресса. Но дальше Мартенс говорит, что несмотря на это вопрос о разделении труда, о специализации, об обмене информацией – он в экономической науке как-то был потерян. В 1949 году Хайек – тоже такая фамилия наверно вам известна – Фридрих фон Хайек, тоже Нобелевский лауреат – он написал статью о распределенном знании. Но в общем эта тема как-то куда-то потерялась. Хотя все знают эти слова, на всех лекциях они повторяются, но исследований на эту тему как таковых не было.
Поэтому третий пункт – это на тему: распределенное знание, специализация, разделение труда – что с этим делать?
Дальше: если есть специализация, то возникает вопрос – какие есть способы передачи знания. Самый первый – подражание. Далее, символический обмен… Что такое символический обмен? Это как слова и речь. В сущности это аналогия языка. И третий способ – что тоже как-то не очень обсуждается – это передача овеществленного знания. То есть смысл такой, что вот если я умею делать автомобиль, то я могу себе сделать. Но чтобы у человека по фамилии Иванов тоже был автомобиль, я не обязан ему сообщать всё ноу-хау, как это делается. То есть я не должен ему объяснять, как строить доменную печь, как выплавлять сталь, как делать железки и как гнать бензин. А я могу просто сам сделать и ему продать. И это вот такой способ экономии на вот этой самой ограниченной информационной возможности. То есть я сильно экономлю на информационной мощности, и своей, и того, кто принимает это знание. Если я его передаю в овеществленном виде. Звучит как банальность, но на самом деле это не банальность, а очень интересный сюжет.
Дальше мы возвращаемся к проблеме институтов. При распределении знания, если знание распределено, если есть специализация, то одни люди знают одно, другие люди знают другое, и между ними должна быть какая-то координация. Возникают всевозможные проблемы, связанные с координацией. И для решения этих проблем существуют институты. И вся мысль этой книги заключается в том, что экономика в сущности это информационная машина, и она неразрывно связана с понятием институтов, с существованием институтов, которые позволяют ей работать.
Я на минутку сделаю отступление. Книга Мартенса – это теория, она написана в хорошем стиле экономикс, поэтому всё это – модели, которые конечно упрощают действительность. Но то, что она кажется простой – это очень большое достижение, поскольку он уложил огромное количество разных вещей в одну концепцию, в одну схему и показал связь. И это мне кажется очень полезным. Что касается моей статьи, о которой я потом буду рассказывать, то, конечно, она тоже теоретическая, но это попытка осмысления того, что у нас происходит в стране в смысле реформ, в смысле заимствований из-за рубежа. И попытка понять, что можно делать, какова реальность, с чем мы имеем дело. Она тоже, может быть, не имеет отношения к какой-то конкретике, но на самом деле она возникла из довольно-таки практических задач.
С таким комментарием, я буду рассказывать дальше.
Слайд 5. О распределенном знании



«Познание – это не только процессы обучения в человеческом мозгу, но оно включает также внешние устройства хранения знания, асимметрическое распределение знания между индивидами и организацию сообщения между ними».




Это цитата – что такое познание, из книги, о которой я рассказываю. И смысл этого тезиса в том, чтобы донести и подчеркнуть ту мысль, что познание – это не только психология, не только теория какого-то там восприятия и теория нервной деятельности, но познание – это всё. Если мы посмотрим кругом, то не увидим ни одной естественно произошедшей вещи. Всё вокруг сделано людьми, и соответственно это всё несет информацию. Вот стол, прямоугольной формы. Прямоугольников нет в природе, значит эта форма придана ему людьми, и это тоже информация.
Вообще, мысль о том, что экономика – это не удовлетворение потребностей, а это передача информации, она звучала еще давно в очень интересной форме. Был такой Веблен, примерно 100 лет назад он жил в Америке, который написал книжку о праздном потреблении, о демонстративном потреблении. О том, что люди потребляют не потому, что они хотят есть, а потому, что они хотят пометить, подчеркнуть свой социальный статус. То есть такая вот информационная нагрузка того, что казалось бы просто удовлетворением потребностей – эта мысль была в такой форме.
Итак, знание – это… Давайте представим себе компьютер. Там есть память, там есть информация, которая кодируется. А в жизни вокруг нас всё кодируется в виде предметов. Ну и в виде символической информации, в виде книг, в виде цифры и т.д.
Слайд 6. Словарь понятий: когнитивные свойства человека




  • Когнитивная способность (мощность)




  • Ограниченная рациональность




  • Когнитивная экономия







  • Cognitive capacity




  • Bounded rationality




  • Cognitive economy






Итак, когнитивная способность – это способность порождать, перерабатывать, передавать информацию в единицу времени. Ограниченная рациональность – это мысль о том, что человек не может до конца продумать, до конца всё взвесить – и никогда этого не делает. И когнитивная экономия – не экономика, а экономия – это стремление так организовать жизнь и взаимодействия в обществе, чтобы использовать вот эту когнитивную способность наилучшим образом. То есть люди стараются сэкономить на знании и организовать знание так, чтобы сэкономить.
Слайд 7. Словарь понятий: отличия знания (информации) от товара




  • Неконкурентность

  • Неисключаемость







  • Non-rivalry

  • Non-excludability






Мартенс строит свою теорию тоже довольно-таки экономным образом. Он говорит, что материальный товар отличается от знания всего двумя основными характеристиками. Он их называет неконкурентность и неисключаемость. Неконкурентность означает, что одним и тем же знанием могут пользоваться разные люди. Ну, например, у меня стоит виндоуз и у кого-то еще может стоять этот же виндоуз. Как Бернард Шоу сказал, если у меня есть яблоко, и у тебя есть яблоко, и мы поменяемся, то все равно у нас будет по одному яблоку, а если у тебя есть идея и у меня есть идея, и мы поменяемся, то у каждого будет по две идеи. Такая шутка. Это неконкурентность. Теперь неисключаемость: это значит, что если я что-то изобрел, вот мне пришла в голову какая-тот гениальная мысль – то мне очень трудно сделать так, чтобы ей никто не воспользовался. То есть очень легко сделать так, чтобы в мой огород никто не залезал, но очень трудно сделать, чтобы моей идеей никто не воспользовался. Неисключаемость и неконкурентность – это не совсем разные свойства, но они все-таки не совпадающие. Потому что в принципе можно сделать так, чтобы софтом не пользовались пираты, например. Это трудно, но это можно. То есть неисключаемость – это вещь, с которой можно иногда бороться. А неконкурентность – это просто свойство того объекта, о котором мы говорим. Например, свойством неисключаемости обладает то, что экономической науке называется экстерналии, внешние эффекты. Скажем, я загрязняю атмосферу. Это похожие вещи, но в данном случае я говорю про информацию и про знание. Знание обладает вот такими свойствами, которые делают всю обычную экономическую теорию неприменимой. Потому что получается, например, что закон убывающей полезности неприменим сюда, закон убывающей производительности может быть неприменим и т.д.
Слайд 8. Словарь понятий: характеристики полученного знания




  • Точность

  • Охват (широта)







  • Accuracy

  • Scope (variety)





Я продолжаю набирать понятийный аппарат. В силу того, что человек не может знать всё, всегда есть выбор между точностью знания о чем-то или широтой охвата. То есть можно быть специалистом, можно потратить свое время, силы и эту вот ограниченную когнитивную мощность на то, чтобы узнать всё о каком-то одном предмете, но тогда у человека не хватает времени, чтобы знать что-то о других вещах. Либо можно сделать наоборот. И вот это конкурирующие вещи, конкурирующие в силу того, что общая познавательная способность ограничена.
Слайд 9. Словарь понятий: способы упорядочения и представления знания




  • Личностное знание

  • Символическое представление знания

  • Овеществленное знание







  • Personal knowledge

  • Symbolic representation of knowledge

  • Embodied knowledge






Какое может быть знание? Я об этом вскользь говорил: может быть личностное знание, то знание, которое в головах людей. Может быть символическое представление знания. Это речь, это письменная речь, это компьютерная запись, это книги, библиотеки, что угодно - я не буду в эти детали входить. На самом деле это очень интересный сюжет, я об этом немного буду говорить, когда буду говорить про свою статью. И вот есть овеществленное знание, то есть овеществление идей как способ информационного обмена. Тоже это немного непривычно, но когда обращаешь на это внимание, то, кажется, всё понятно и останавливаться здесь бессмысленно.
Слайд 10. Словарь понятий: распределенное знание (distributed knowledge)




  • Специализация

  • Разделение труда

  • Границы специализации

  • Транзакционные издержки







  • Specialisation

  • Division of labour

  • Limits of specialisation

  • Transaction costs






Есть такое понятие – распределенное знание. Я упоминал Хайека, это очень интересная фигура, она идет мимо учебных курсов как бы по касательной. Хотя человек это крайне знаменитый, и то, что он был Нобелевский лауреат – это, конечно, малая капля в море его влияния. В 1949 он году написал такую статью… Собственно, он боролся с идеей социализма, и он написал статью о том, что у каждого человека в голове есть свое личностное знание, индивидуальное, которого нет у других людей. И из этого он выводил, что социализм не имеет будущего – потому что социализм основан на том, что собирается вся информация в одном месте, и потом вырабатывают общий план. А Хайек говорил, что это невозможно потому, что все люди знают каждый что-то свое, и рынок является как раз механизмом, который позволяет извлечь… даже не извлечь, а использовать это знание.
Тут есть несколько понятий, которые потом будут обсуждаться. Специализация – это когда человек знает что-то свое очень хорошо. Разделение труда – это когда каждый знает что-то свое. Границы специализации и границы разделения труда – это сюжет, который обсуждался еще у Адама Смита в его книжке. И Адам Смит заметил, что границы разделения труда определяются объемом рынка. Это все знают. То есть если Робинзон живет один на острове, то он вынужден делать всё, и там разделения труда не будет. Мартенс в этой книге говорит, что да, это так, но верно и обратное. То есть и границы рынка определяются глубиной специализации. А глубина специализации зависит от институтов. Вот такой тезис. И транзакционные издержки – это, собственно говоря, те издержки, которые связаны как раз с координацией. Если я, например, покупаю автомобиль, то я покупаю всё то знание, которое в него заложено. Но как сделать, чтобы я не ошибся, чтобы меня не обманули? Я должен каким-то образом понять, что именно я покупаю. Я должен каким-то образом сделать так, чтобы потом, когда я заплачу, мне привезли то, что нужно. И вот это всё называется транзакционные издержки, потому что это всё стоит времени и средств.
Слайд 11. Словарь понятий: информационная асимметрия и транзакционные издержки




  • Транзакционные издержки ex ante

  • Транзакционные издержки ex post







  • Transaction cost ex ante

  • Transaction cost ex post






Транзакционные издержки – это от слова транзакция, что означает сделка. Издержки, связанные с заключением сделки. Эти издержки могут возникать до сделки, и после сделки. Их анализ на 2/3 составляет стандартный курс институциональной экономики, но на самом деле в традиционном курсе такой вот четкости нет, как в этой книжке. Ex ante: что я могу сделать до сделки для того, чтобы минимизировать свои потери и гарантировать, что я получаю то, что нужно? Я могу собрать информацию о товаре, могу собрать информацию о продавце, о системе санкций за то, что он меня обманет. Если это не производитель, а посредник – еще интереснее. Тогда я должен знать, каким образом продавец знает, что он делает.
Здесь я хочу сказать, что транзакционные издержки бывают двух сортов. И литература по институциональной экономике идет как бы по двум руслам. Одно направление больше имеет дело с издержками ex ante, т.е. до сделки, а другое направление больше рассматривает издержки, которые возникают после сделки.
Слайд 12. Словарь понятий: транзакционные издержки ex ante




  • Затраты на поиск информации и заключение договора

  • Неблагоприятный отбор







  • Contract preparation cost




  • Adverse selection






Неблагоприятный отбор – это понятие возникло в страховом деле, давным-давно – что страховаться идут те, кто болеет. Там есть отбор в худшую сторону для страховщика.
Слайд 13. Словарь понятий: транзакционные издержки ex post




  • Остаточные неопределенности

  • Моральный риск







  • Residual uncertainty

  • Moral hazard





А что возникает после сделки? Даже если это чистый бартер, т.е. шило на мыло меняется и всё, и после этого стороны расходятся, то дальше там может оказаться не мыло, а что-то еще. «Кукла» вместо денег, как принято. И что делать тогда? Издержки ex post – это то, что связано, как говорят, с оппортунистическим поведением продавца. То есть он может обмануть, он может трактовать договор… Всегда же договор написан какими-то словами, которые можно так или иначе трактовать в разные стороны, и т.д. Вот с этим связаны тоже издержки. После сделки возникают остаточные неопределенности, и возникает моральный риск. Например, человек застрахованный начинает гонять на машине, потому что семья деньги получит, а ему на себя наплевать. Это называется моральный риск (moral hazard). То есть после сделки человек использует эту сделку в своих интересах. Либо другая сторона сталкивается с тем, что добросовестно понимают сделку по-разному: один понимал ее так, а второй – иначе. Друг друга не поняли, хотя никто не хотел обмануть.
Слайд 14. Словарь понятий: институты


Придуманные людьми ограничения на поведение людей



Humanly devised constraints on human behaviour




Есть много разных способов понимать слово институт. В этой книжке, про которую я рассказываю, оно вот такое. Достаточно узкое, на мой взгляд, но я буду его придерживаться для определенности. То есть это, во-первых, не просто какие-то способы поведения, а общественно порожденные. Во-вторых, это ограничения. Необязательно законодательно, но это придуманные людьми ограничения. Это не модели поведения, не примеры – а это ограничения.
Слайд 15. Институты: подробнее


Институты могут рассматриваться как системы реакций на действия людей, которые направлены на перераспределение затрат и выгод от этих действий таким образом, что получаемый результат не совпадает с первоначальным (или естественным) результатом (каким он был бы при отсутствии социального вмешательства).



“Institutions could thus be considered as humanly devised responses to actions, with a view to re-allocate the costs and benefits of behaviour, and producing outcomes that differ from the primary or natural outcome (in the absence of social responses).”




Это более развернутое определение: институты могут рассматриваться как системы реакций на действия людей, и эти реакции направлены на перераспределение результатов от этих действий. Направлены таким образом, что результат не совпадает с тем результатом, который бы был, если бы не было этих институтов. То есть вот человек может украсть, например, и если бы не было наказания за это, то он украл бы кусок хлеба и спокойно бы шел его и ел. Но институт заключается в том, что его сажают в тюрьму. Результат меняется. Или, например, это участок земли, на котором кто-то хочет пасти корову, а участок принадлежит другому человеку. И тогда тот, кто хочет пасти, не может этого делать, а сталкивается с какой-то реакцией.
Слайд 16. Классики о распределенном знании




  • Адам Смит о разделении труда

  • Фридрих Хайек о распределенном знании






Вспомним еще раз, что Адам Смит говорил о разделении труда. Он говорил, что глубина разделения труда определяется размерами рынка. Хайек писал о распределенном знании, и он говорил, что знание каждого человека индивидуально, и только рыночный механизм позволяет его мобилизовать, в отличие от планового.
Слайд 17. Современная наука о формах знания




  • Психология и нейрофизиология о биологических аспектах знания

  • Лингвистика, математика, семиотика… о символических системах

  • Информатика и кибернетика о машинной переработке и передаче информации

  • Биология и биологическая информация…

  • Философия, методология науки…

  • Когнитивная наука… в том числе ее коннекционистское направление






Также вспомним, что есть много разных наук о формах знания. Есть биологические аспекты. О том, например, как социальное окружение ребенка действует на его мозг. На эту тему может быть чисто нейрофизиологическое исследование. Есть лингвистика, математика, семиотика, которые изучают символические системы – сюда относятся языки, жанры литературы, математика, компьютеры и т.д. Это большая наука, она в частности еще включает информатику и кибернетику. Информатика и кибернетика, когда они возникли, занимались проблемами передачи информации и оценкой количества информации. Потом очень интересно то, что происходит между биологией и экономикой – так называемые эволюционные подходы в экономике. И эволюционные подходы к знанию вообще, когда знание рассматривается как аналог живого существа. В живом это, например, генетическая структура, генотип. Эта структура можно рассматривать как аналог, скажем, книги. И дальше методы биологии можно применять к тому, как движется знание, как отдельные идеи объединяются или происходят мутации. Это тоже любопытно. Естественно, знанием занимается методология науки. И возникла лет 50 назад когнитивная наука, о которой я скажу позже.
Что я сделал? Я рассказал про словарь, с помощью которого буду дальше пересказывать эту книжку. С этим я закончил и теперь несколько утверждений. Они довольно простые, на мой взгляд.
Слайд 18. Преимущества и границы специализации




  • Уровень специализации является результатом выбора между критериями точности и охвата (широты)

  • БОльшая специализация позволяет обмениваться овеществленной информацией и экономить когнитивные мощности

  • При этом приходится соблюдать баланс между транзакционными издержками ex ante и ex post

  • Уровень этих транзакционных издержек зависит от качества институтов






Первый тезис. Уровень специализации зависит от соотношения точности и широты охвата. То есть либо все знают всё ни о чем, либо никто не знает ничего конкретно. Всегда есть этот выбор. И этот выбор связан с ограниченной когнитивной мощностью отдельного человека, сообществ и человечества в целом.
Дальше. Если имеет место бОльшая специализация, то можно ее использовать для того, чтобы информацию овеществлять и обмениваться уже овеществленной информацией. Собственно говоря, рынок это и делает. И это позволяет очень сильно экономить на когнитивных мощностях. Но при этом возникают транзакционные издержки и ex ante и ex post, связанные с тем, что когда человек покупает у специалиста товар, о котором он не имеет никакого представления, то он рискует. Ну, предположим, я покупаю программное обеспечение. Я должен либо знать что-то о том, какие бывают программы – и тогда я буду меньше рисковать. Либо я должен использовать какие-то другие способы. Собственно, четвертый тезис об этом и написан, что можно уменьшить эти транзакционные издержки, если институты будут хорошо работать. Общество защиты прав потребителей. Суд, который отследит нарушение моего права собственности или соблюдение сделки между мной и продавцом. И т.д.
Слайд 19. Теории спонтанного возникновения институтов




  • Дилемма заключенного, равновесие Нэша

  • Повторяющаяся игра и равновесие Парето






Дальше возникает вопрос: что такое институты, откуда они берутся и как они работают? В институциональной экономике очень много написано о том, что институты возникают спонтанно. Есть соответствующие модели. Все знают, что такое дилемма заключенного? Тогда коротко: два человека вместе ограбили банк, их заподозрили и арестовали. Доказательств нет никаких. И дальше им предложили такую сделку: если они оба сознаются, то им дают год тюрьмы. Если сознается один, а другой не сознается, то сознавшегося отпускают. А несознавшемуся дают два года. Если оба не сознаются, то их отпускают обоих. И они знают условия игры, но не могут общаться. Спрашивается, как они поступят?
Есть равновесие по Парето, и есть равновесие по Нэшу. Равновесие по Нэшу – это когда хуже не будет. Когда индивидуальные действия каждого игрока не могут ухудшить ситуацию ни для кого. В данном случае для каждого хуже не будет, если он сознается. Тогда его либо отпустят, либо он получит год. А если кто-то не сознается, то у него есть шанс получить два. Что такое равновесие по Парето? Это если они оба не сознаются и их обоих отпустят. Это ситуация, когда лучше не бывает. Когда индивидуальные действия каждого игрока не могут улучшить ситуацию ни для кого.
Теории, которые говорят, что институты могут возникать спонтанно, они показывают, что когда возникают такого рода ситуации, вроде дилеммы заключенного, и если они возникают много раз, то тогда происходит обучение, и люди понимают, что сознаваться не надо. То есть если такую игру повторить сто раз, то на 101-й оба участника поймут, что сознаваться не надо, тогда они оба выиграют. Тогда возникают спонтанные модели и нормы поведения. Например – что красть грешно. Украл, тебя не поймали. Но если ты сто раз украл, то наверно тебя поймают, и потом ты уже будешь знать, что так лучше не делать. То есть вот есть такие теории.
Слайд 20. Теории спонтанного возникновения институтов: критика Мартенса




  • Подход неоинституционалистов, основанный на идее децентрализованного принуждения (возникающего «снизу»), не объясняет возникновение анонимной торговли

  • Возникающие таким образом институты не являются устойчивыми при асимметричном распределении силы






Что говорит на это Мартенс? Он говорит, что эти модели не учитывают силовой фактор. То есть если говорить не только о том, что, как в дилемме заключенного, человек выбирает какую-то стратегию совершенно независимо от другого участника, а если у них есть хоть малейшая возможность друг на друга влиять, то все эти модели не работают. То есть силовой фактор не позволяет строить такие модели. И, во-вторых, если говорить об анонимной торговле… Анонимная торговля – это когда торгуют люди, которые друг о друге ничего не знают. И вот эти модели типа дилеммы заключенного и основанные на этой идее, они не объясняют, что делать для того, чтобы можно было взаимодействовать людям, которые либо находятся на большом расстоянии, либо они просто специализируются в разных областях и друг о друге ничего не знают и не могут вот так координировать свои действия.
Слайд 21. Теории централизованно устанавливаемых институтов




  • Теории возникновения государства «снизу вверх»

  • Теории возникновения государства «сверх вниз»






Есть еще одна группа теорий, это теории централизованно устанавливаемых институтов. Теории возникновения государства «снизу вверх» и теории возникновения государства «сверху вниз». Теории возникновения государства «сверху вниз»… Самая известная – это теория Мансура Олсона, который безусловно не получил Нобелевскую премию просто потому, что умер и ее как бы не дождался. Есть несколько классиков институциональной экономики, которые, как ни странно, все живы. Коузу 100 с лишним лет (он родился 29.12.1910), он живет и здравствует. Норту тоже за 80, Вильямсону будет осенью. Олсону было бы тоже 80, но он рано умер. И вот он придумал известную теорию «стационарного бандита». Предположим, бандит захватил какое-то место, и дальше может всех ограбить и уйти – но ему это невыгодно. Ему выгодно (если у него нет другого варианта) – крышевать, как у нас говорят. И он начинает экономике, своим подданным давать как-то жить и более-менее зарабатывать. Дальше, когда оказывается, что у него не хватает этой самой информационной пропускной способности для того, чтобы всё контролировать, он устанавливает какие-то правила (у нас это, опять же, называется «понятия») - и дальше происходит децентрализация. И в идеале, согласно этой теории, возникает государство, в котором возникает экономика.
Слайд 22. Теории централизованно устанавливаемых институтов: критика Мартенса




  • Теории возникновения государства «снизу вверх» основаны на преобладании у государства долгосрочных интересов над краткосрочными; отсюда должно было бы следовать, что самыми преуспевающими государствами являются монархии

  • Теории «снизу вверх» не объясняют, почему государство не нарушает конституционные границы своей власти

  • И те, и другие теории не рассматривают роль и значение технологий принуждения (насилия)






Критика Мартенса заключается здесь в том, что по этой теории в мире должно быть большинство бандитских государств и диктатур, а на самом деле всё гораздо сложнее. Поэтому, во всяком случае, это не может быть единственной моделью возникновения государства.
Теории возникновения государства «снизу вверх» - это когда призывают варягов княжить, как у нас тысячу лет назад: «земля наша обильна, порядка в ней лишь нет». Приходят варяги, и они приходят как бы по договору. Их не считают хозяевами, а считают наемными менеджерами. Но критика тут заключается в том, что им ничто не мешает из менеджеров превратиться в диктаторов. И спрашивается, почему они этого не делают? Во всяком случае, не делают всегда.
Слайд 23. Взаимовлияние технологий производства и насилия




Равномерное распределение
технологии насилия


Асимметричное распределение
технологии насилия


Равномерное распределение производственного знания, неглубокое разделение труда


УСТОЙЧИВАЯ АНАРХИЯ

Эгалитарное общество, обладающее малой склонностью к экономическому прогрессу


РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ (АВТОРИТАРНОЕ) ОБЩЕСТВО

Невысокие потери (deadweight loss) транзакционные издержки, слабая мотивация


Асимметричное распределение производственных знаний,

глубокое разделение труда


MOUNT IMPROBABLE

Большие потери (deadweight loss) и транзакционные издержки, слабая мотивация


РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ (АВТОРИТАРНОЕ) ОБЩЕСТВО

Невысокие потери (deadweight loss) транзакционные издержки, слабая мотивация




И вот, собственно говоря, к чему вся эта книга: она к этой таблице. Тезис Мартенса состоит в том, что, с одной стороны, разделение труда и специализация в экономике и, с другой, возникновение государства и возникновение институтов - это неразрывные вещи. И он предлагает в качестве независимой переменной рассматривать уровень разделения труда, специализацию. Специализацию в применении насилия и специализацию, разделение труда в производстве. Противопоставляя равномерное распределение знания, малую специализацию – и асимметричное распределение знания, глубокую специализацию. И точно также применительно к технологии насилия. Грубо говоря – либо все с луками и стрелами, или у каждого автомат Калашникова – или же у кого-то есть другие технологии насилия, которые позволяют централизовать власть.
Дальше он говорит: предположим, что производственные технологии примитивные – скажем, крестьянская страна, все выращивают пшеницу - и у всех луки и стрелы. Тогда это такая анархия, в которой производственные возможности используются примерно на 50%. Там в книжке есть даже доказательства в виде теорем, что человек должен тратить одинаковое количество сил на то, чтобы выращивать пшеницу, и чтобы отнимать у соседа. Если он недовложил в луки и стрелы, то у него отнимут. А если он перевложил, тогда он соответственно меньше произвел – потому что технология насилия не дает еды, она дает возможность отнять, но общее количество еды в этом государстве уменьшится, если все перевложат в насилие. В пределе, если все будут только заниматься войной и никто не будет заниматься сельским хозяйством, то они умрут с голоду. И наоборот, если все будут заниматься только сельским хозяйством, а один кто-то купит себе ножик, то он сможет отнять у них у всех. То есть это такая устойчивая анархия. Конечно, это немного карикатура, но на самом деле похожие ситуации мы прекрасно видим сами.
Если есть асимметрия в распределении технологии насилия, то тогда кто-то один становится диктатором, а все остальные становятся рабами. В этой ситуации есть плюсы, кстати. Здесь небольшие потери – производственные мощности используются довольно хорошо. Представим себе рабовладельческое общество. Если рабы плохо работают, их можно наказывать. Их необязательно положительно мотивировать. Если технология простая и есть возможность насилия, то транзакционные издержки не очень большие. Но это всё до поры до времени, пока технология и разделение труда не улучшается. И Мартенс – походя, в одном месте – говорит, что это может быть ресурсное государство. Так что это мы тоже видим.
Если разделение труда и специализация глубокая и в то же время нет монополии на насилие, то это тяжелая ситуация. Потому что это выглядит как экономика, где все торгуют компьютерным софтом, но при этом невозможно ни взыскать убытки, если тебя обманули, ни установить нормальные отношения с поставщиками. То есть все торгуют высокотехнологичными вещами, но при этом «разбираются» своими руками, без юридической системы, без государственной системы. Мартенс называет эту ситуацию Mount Improbable - гора, на которую невозможно залезть – по названию книжки одного английского очень известного биолога, Докинза.
Наконец в качестве идеала Мартенс рисует капиталистическую демократию, где есть монополия на принуждение, на насилие, и рынок в экономике. То есть это когда институты и рынок, и экономика находятся в некотором гармоничном отношении.
Дальше он ставит такой вопрос: предположим, что мы находимся в левом верхнем квадранте, в ситуации примитивной анархии. Довольно легко свалиться в рабовладельческое общество. Предположим, мы находимся в какой-то слаборазвитой стране, и начальство закупает танки. И мы тогда попадаем сюда, в правый верхний квадрант. В левый нижний квадрант свалиться нельзя, но как-то попасть сюда тоже можно. Сложнее, но можно. И Мартенс задает вопрос, а как так сделать, чтобы из примитивной анархии попасть прямо куда надо? Попасть в правый нижний квадрант, в капитализм? И говорит, что это сложная задача. Нужно рулить двумя рычагами – одним, развивая отношения собственности и правовые отношения, а другим – развивая государство и аппарат насилия. Но рулить осторожно таким образом, чтобы не свалиться ни в ту, ни в другую сторону.
Завершая эту тему, хочу сказать следующее. Мне кажется, это совершенно не случайно, что чиновник Европейского союза написал эту книжку. По моему ощущению, за этим стоит опыт работы с развивающимися странами, опыт иностранной помощи, и опыт переноса институтов. Мы видели много раз, когда нам дают советы насчет того, что в России надо установить отношения собственности и т.п. и т.д. и провести институциональные реформы, но на самом деле это невозможно сделать, не затрагивая силовые отношения. И вот, собственно говоря, эта книжка укладывает разные направления и институциональной экономики, и каких-то смежных вещей - в том числе вопросы, связанные с переносом институтов – она их укладывает в очень прозрачную схему. Можно спорить, можно соглашаться или не соглашаться, говорить, что это бедная схема, но она очень четкая и позволяющая очень хорошо видеть взаимосвязи.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект iconПрограмма институционального развития тасис институт «Открытое общество»
И если в России малый бизнес так и не решил одну из основных проблем на пути своего развития доступ к финансовым ресурсам, то организации...

В. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект iconКогнитивный аспекты
Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Вып. 11. /Под ред. В. А. Пищальниковой. – М.: Мгэи,...

В. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект iconКогнитивный и психолингвистический аспекты материалы
Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Материалы Международной школы-семинара (V березинские...

В. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект iconРеферат на тему: Индикаторы устойчивого развития общества: муниципальный аспект
Муниципалитет как и элемент более сложных систем в аспекте устойчивого развития 14

В. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект iconКвалифицированный читатель и массовая литература (лингвистический аспект проблемы)
Так просто: серьезные книги ведь серьезны не абсолютно, сами по себе, а относительно большинства других, менее серьезных, и воспринимаются...

В. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект iconПервая общие вопросы дефектологии основные проблемы дефектологии
Все проблемы в этой области ставились и решались как проблемы количественные. Со всей справедливостью М. Крюнегель (2) констатирует,...

В. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект iconПрограмма обучения рки 45 введение грамматического материала 46 предметы...
Коммуникативный, коммуникативно-когнитивный, сознательно-практический, функционально-грамматический методы 34

В. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект iconПоло-возрастной аспект брачных отношений в Коми крае в XIX веке
Аннотация статьи «Поло-возрастной аспект брачных отношений в Коми крае в XIX в.» Вишняковой Д. В. Ключевые слова: демография, брачный...

В. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект iconПрограмма учебной дисциплины грамматика как аспект преподавания русского...
«История и методология изучения русского языка как иностранного», «Актуальные проблемы изучения русского языка как иностранного»....

В. М. Широнин Проблемы институционального развития: когнитивный аспект iconЛитература
Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). — Спб.: Речь, 2006 — 320 с

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции